Главная » Несъедобные грибы » По мнению ф. Смотреть что такое "по мнению" в других словарях

По мнению ф. Смотреть что такое "по мнению" в других словарях

Отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. «Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению, - писал он, - только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки». Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.546; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.284

Придерживаясь глобальной перспективы аристократического эстетизма, Ницше даёт принципиальное предпочтение культуре и гению перед государством и политикой - там, где такое различение, расхождение и столкновение имеет, по его мнению, место. Он - убежденный приверженец аристократической культуры, возможной лишь в условиях господства немногих и рабства остальных, он - элитист, но не государственник, не этатист. Он положительно отзывается о государстве и политике и даже восхваляет их лишь постольку, поскольку они надлежаще исполняют свою роль в качестве подходящих орудий и средств на службе у аристократической культуры и гения.

Цель человечества, по Ницше, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой - последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Государство, - писал Ницше, - есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, - то есть будет в корне разрушена первоначальная цель государства».

Антагонизму между культурой и государством Ницше придаёт принципиальное значение. Именно в таком контексте аристократического эстетизма и следует воспринимать довольно частые у Ницше критические выпады против государства и политики, против их ущербных для высокой культуры чрезмерностей и пагубных крайностей. Восхваляя аристократический кастовый строй времён законов Ману, Ницше стремился к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа со своей собственной «гигиеной» и сферой приложения:

1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. «Порядок каст, ранговый порядок, - утверждал он, - лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трёх типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможными высшие и наивысшие типы».

Устойчивость высокой культуры и содействующего ей типа государства, по утверждению Ницше, ценнее свободы.

Ницше различает два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Высоко оценивает он и императорскую Россию. Лишь при наличии антилиберальных, антидемократических инстинктов и императивов, аристократической воли к авторитету, к традиции, к ответственности на столетия вперёд, к солидарности цепи поколений возможно существование подлинных государственных образований типа Римской империи или России - «единственной державы, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая ещё может нечто обещать, - России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Инфра-М, 1996. С.547; Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.283

Идеал государственного устройства, согласно Ницше, находится в прошлом, в античной культуре, где наиболее ярко выражена аристократическая «воля к власти», где на основе рабского труда толпы создана высокая культура, великие шедевры искусства, до которых не может подняться культура современного, ницшеанского века. Культура же XIX столетия, по мнению Ницше, больна, необходимо переоценить имеющиеся ценности во всех сферах жизни и возродить идеалы прошлой культуры. Причину болезни современной ему культуры Ницше видит в политической нестабильности в Европе, появлении новой формы правления демократии, которую трактует как «историческую форму правления государства», поскольку господствовать пытается большинство, толпа, не способная к руководству, ни к созданию высокой культуры. Ницше предлагает возродить не только культуру античного мира, но и само государственное устройство. Наилучшей формой правления он считает государство, основанное на кастовом строе. Ницше предлагает создать будущее общество на основе иерархического деления его на три слоя со строгим разделением функций и обязанностей каждого из слоёв: первый слой - призванные править гении; второй - исполнители гениев, воины, стражи права, блюстители закона; третий - простые люди, исполняющие тяжёлый физический труд.

Оценивая современное ему общественное положение Европы, Ницше утверждает, что происходит процесс вырождения жизненных сил, ослабления «воли к власти», измельчение человека и низвержение его «на ступень посредственности и понижения его ценности». Демократия, будучи врагом государства, ведёт к упадку последнего. Следовательно, по Ницше, государство на определённом этапе развития должно изжить себя, «если чрезмерно усовершенствовать государство, то, в конце концов, личность будет им ослаблена и даже уничтожена, то есть в корне будет разрушена первичная цель государства.

По мнению Ницше, если не поставить перед человечеством новой цели, которая сковала бы его в единое целое и открыла бы перспективу развития, то оно погибнет. Спасти человечество может только сверхчеловек. Сверхчеловек - это законодатель, стоящий выше морали и религии, некий аморальный политический гений, выражающий в себе крайний индивидуализм, избравший своим оружие ложь, насилие и самый беззастенчивый эгоизм. Сверхчеловек мыслится Ницше как последнее звено в эволюционной цепи человечества.

Будущее человечества и осуществление «большой политики» отдаёт в руки сверхчеловека, который выступает как узурпатор человеческой сущности, как обезличенное существо. Сущность концепции «большой политики» заключается в создании международного союза сильных, способных воссоздать мировую культуру, руководить ею и охранять её. Процесс становления мирового союза, по Ницше, будет сложным, он пройдёт через очистительные войны, где главными соперниками будут Германия и Россия. С наступлением мира произойдёт исчезновение национального и воспитание европейского человека. На место государства придёт союз сильных, политических гениев. Право в новом учреждении власти не исчезнет, оно будет служить новой формой принуждения для слабых и орудием для господства сильных. Что касается морали, то, по мнению Ницше, она создана рабами и необходима только им. Сильным личностям, сверхчеловекам мораль ни к чему, поэтому будущий союз - объединение не имеющее моральных норм регуляции поведения людей. Концепция «Большой политики» и сверхчеловека Ницше представляет собой волюнтаристски-биологизаторскую фантазию будущего и оценивается современниками как теория «антиполитическая, сверхполитическая или как теория маленькой политики».

Ещё один немаловажный момент в философии Ницше связан с осмыслением проблемы соотношения духовной культуры и государства. Придерживаясь концепции аристократического эстетизма, в которой отдаётся предпочтение духовному развитию человека по сравнению с другими видами деятельности, Ницше отмечает, что духовная культура и государство - антагонисты. «Одно преуспевает за счёт другого», и «великие эпохи культуры суть эпохи политического упадка», что велико в смысле культуры, то было неполитичным. Ницше приводит пример из греческой истории: полис не способствовал развитию духовной культуры, а, напротив, испытывал страх, пытался «удержать развитие культуры на одном уровне…но культура развивалась вопреки полису». Керимов Д.А. История философии права. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С.286

Ницше - непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которых ведёт, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».

Отмечая тенденцию падения роли государства и допуская в принципе исчезновение государства в отдалённой исторической перспективе, Ницше считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее ещё более целесообразное учреждение, чем государство, одержит победу над государством». Вместе с тем Ницше отвергал активное содействие падению государства и надеялся, что государство устоит ещё на долгое время.

Все неаристократическое в политической жизни современности оказывается в оценке Ницше упадочным либерально-демократическим. Даже германскую империю Бисмарковой конструкции он расценивал в качестве либерально-демократической государственности. Устами Заратустры Ницше отвергал современное ему государство - этот «новый кумир» толпы. «Государством» - поучал он, - называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжёт, и ложь ползёт из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает его знамение!».

Характеризуя государство как «смерть народов», учреждение только для «лишних людей», ницшевский Заратустра призывает своих слушателей освободиться от идолопоклонства «лишних людей» - почитания государства. «Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний: там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия единожды существующая и невозвратная. Туда, где оканчивается государство, туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужное небо и мост, ведущий к сверхчеловеку? - так говорил Заратустра».

Смысл этого заратустровского антиэтатизма, очевидно, состоит в потере надежд на современное государство как на союзника новой аристократической культуры, поскольку оно, по оценке Ницше, оказалось в руках худших, плебейского большинства.

Образцом совершенной политики, по его оценкам, является макиавеллизм. Переворачивая наизнанку все ценности в сфере культуры, государства, политики и морали, Ницше стремился к тому, чтобы стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации - в виде принципов «великой политики добродетели».

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поиска путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергал политику современных ему европейских государств - как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев. К разряду этой национально ограниченной мелкотравчатой политики Ницше причислял и бисмарковскую политику, которой одно время (вначале 70-х гг.) он сам увлекался. Скептически и иронически относясь первоначально к идее «большой политики», Ницше в дальнейшем пользовался этим понятием как для критики современного ему политического состояния, так и для освещения политических контуров грядущего будущего - политики в XX в.

Время мелкой политики, пророчествовал Ницше, прошло: следующее, двадцатое столетие будет временем большой политики - борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война, и все покоящиеся на лжи политические образования старого общества будут взорваны. Открыто связывая такую судьбу грядущего со своим именем, Ницше считал, что именно с него начинается большая политика.

Обосновывая свои представления о будущем, Ницше полагал, что, с одной стороны, демократическое движение в Европе приведёт к порождению человеческого типа, приготовленного к новому рабству, и тогда появится «сильный человек» - без предрассудков, опасного и привлекательного свойства, «тиран», невольно подготовляемый европейской демократией. С другой стороны, продолжал он, Европа, раздираемая в его время ненормальной враждой своих народов, в будущем станет единой. При этом европейская проблема в целом виделась ему как «воспитание новой, управляющей Европою, касты».

Такая интерпретация тенденций развития объясняет и то решающее значение, которое Ницше постоянно придавал проблеме аристократического воспитания, пропаганде своих воззрений, и тот своеобразный наднациональный аристократический солидаризм, который он отстаивал. С этих позиций сверхнационального элитизма он критиковал национализм и национальную ограниченность, высокое самомнение европейцев в отношении к азиатам, национальное высокомерие немцев, тевтономанию, антифранцузские, антиславянские, антисемитские настроения и воззрения. Но, в конечном счете он делал ставку на будущего европейца и видел в немцах именно тот народ, который, подобно евреям и римлянам в прошлом, оплодотворит грядущий «новый порядок жизни».

Ницше часто пользуется понятием «раса», толкуя его скорее как социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные и подневольные.

В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивал и свои взгляды на войну. При этом он нередко, подобно Гераклиту, называл войной всякую борьбу в потоке становления. В таком по преимуществу философско-мировоззренческом аспекте Ницше восхвалял войну и отвергал мир. «Собратья по войне! - обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. - Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий - Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».

Метафизически оправдывая войну, Ницше связывал с ней свои надежды на новую высокую культуру. «...Война для государства такая же необходимость, как раб для общества». Именно поэтому он расценивал войну и военное сословие как прообраз государства.

Как реально-политическое явление войну Ницше освещал, исходя из тех же критериев, что и при трактовке государства и политики вообще. Он за войну на службе у аристократической культуры, а не за культуру на службе у войны. «Против войны, - писал он, - можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходят из неё более сильными для добра и зла.

Ницше - убежденный антисоциалист. Вся европейская культура, по его оценке, уже с давних пор переживает кризис ценностей и движется к катастрофе. «Социализм, - писал он, - действительно является конечным выводом из «современных идей» и их скрытого анархизма».

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре. Зло и не без проницательности Ницше предупреждал о неизбежных в грядущем революционных выступлениях масс. «Грядущему столетию, - писал он, - предстоит испытать по местам основательные «колики», и Парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в Германии, окажется, пожалуй, только легким «несварением желудка» по сравнению с тем, что предстоит. Вместе с тем он считал, что инстинкт собственников в конечном счете возьмет верх над социализмом.

Остро критикуя социалистические идеи, Ницше полагал, что социализм даже желателен в виде эксперимента. «И в самом деле, - писал он, - мне бы хотелось, чтобы на нескольких больших примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои Корни». Социалисты, отмечал он, отрицают право и правосудие, индивидуальные притязания, права и преимущества и тем самым отвергают само право, так как «при общем равенстве никому не будут нужны права». В весьма чёрных красках изображал он и будущее законодательство при социализме.

«Если бы они, - рассуждал он о социалистах, - когда-нибудь стали сами предписывать законы то можно быть уверенным, что они заковали бы себя в железные цепи и требовали бы страшной дисциплины - они знают себя! И они подчинялись бы этим законам с сознанием, что они сами предписали их».

Резкой критике подверг Ницше и подход социалистов к государству. В этой связи он отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств, «может рассчитывать лишь на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма». Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании её в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.

Вводное выражение Выделяется знаками препинания вместе с относящимися к нему словами. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2) Это подало повод к замечательному спору, который, по моему мнению, до сих пор не… … Словарь-справочник по пунктуации

По вашему, с вашей точки зрения Словарь русских синонимов. по вашему мнению нареч, кол во синонимов: 2 по вашему (2) … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 16 имхо (9) как мне видится (61) как мне кажется (64) … Словарь синонимов

По твоему, с твоей точки зрения Словарь русских синонимов. по твоему мнению нареч, кол во синонимов: 2 по твоему (6) … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 2 имхо (9) по моему мнению (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

по мнению - см. мнение кого чего, чьему, в зн. вводн. словосоч. По мнению обозревателей, конфликт затянулся. По моему мнению, улучшения не предвидится … Словарь многих выражений

Колыбель человечества. Возраст костных останков древних гоминид определяется в 3 млн. лет (в Хадаре, Эфиопия; в Кооби Фора, Кения). Становление древних людей происходило в саванне. Они занимались охотой и собирательством. Первые найденные останки … Исторический словарь

См … Словарь синонимов

См … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 1 с особым цинизмом (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • , В.Л. Дуров. Обширная работа В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подобным наблюдениям за…
  • Дрессировка животных психологические наблюдения над животными тренированными по моему мнению (40 летний опыт) , Дуров В.Л.. Обширная работа В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подобным наблюдениям за…

По мнению Ф. Энгельса познаваемость мира может быть обоснована только

Ответы к тесту
1 (3), 2 (2), 3 (5), 4 (1), 5 (2), 6 (1), 7 (2), 8 (4), 9 (1), 10 (1-2, 2-3, 3-2), 11 (1-3, 2-2, 3-1), 12 (общественно-экономическая формация), 13 (производительные силы), 14 (производственные отношения), 15 (способ производства).

1. Одно из основных достижений марксистской философии - ...
1) Идеалистической диалектики.
2) Идея активности субъекта в познании.
3) Открытие материалистического понимания истории.
4) Создание антропологической формы материализма.
5) Формулировка категорического императива.
2. Основной труд Маркса - …
1) Диалектика природы
2) Капитал
3) Монадология
4) Наука логики
5) Сущность христианства
3. Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …
1) Бытовые
2) Идеологические
3) Политические
4) Правовые
5) Производственные
4. Термин ОТЧУЖДЕНИЕ, введенный в марксистской философии отражает процесс:
1) В ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными и чуждыми по отношению к этому субъекту.
2) Человеческой деятельности, порабощающей субъекта деятельности.
5. По К. Марксу заработная плата рабочего связана с прибылью капиталиста:
1) При выигрыше капиталиста рабочий обязательно выигрывает.
2) При убытке капиталиста рабочий обязательно вместе с ним теряет.
6. По мнению Ф. Энгельса «Те, которые утверждали, что дух существо-вал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира», принадлежали к лагерю:
1) Идеализма
2) Материализма
7. По мнению Ф. Энгельса «Те, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам»:
1) Идеализма
2) Материализма
8. Философская формулировка гносеологической стороны основного во-проса философии содержит:
1) отношение мышления к бытию.
2) отношение наших мыслей об окружающем мире к самому этому миру.
3) соответствие наших представлений и понятий о действительном мире верному отражению действительности.
4) вопрос о тождестве мышления и бытия.
9. По мнению Ф. Энгельса познаваемость мира может быть обоснована только:
1) Практикой.
2) Логичностью мыслительного процесса.
10. Соотнесите имена философов и их труды:
1К. Маркс
1Материализм и эмпириокритицизм
2Ф. Энгельс
2Капитал
3В. Ленин
3Диалектика природы
11. Соотнесите имена философов и их понятия:
1К. Маркс
1коммунистический труд
2Ф. Энгельс
2исторический материализм
3В. Ленин
3отчуждение
12. Категория исторического материализма, служащая для обозначения общества на определённом этапе исторического развития ***
13. В диалектическом и историческом материализме отношение людей к природе фиксируется с помощью категории ***
14. В диалектическом и историческом материализме отношение людей друг к другу выражается в категории ***
15. Понятие, фиксирующее существование общественного производства в исторически определённых конкретных формах, в рамках которых осуществляется не только отношение между людьми, но и их отношение к природе – это ***

«Типы личности» - Практический (реалистический) тип. Стандартный (офисный) тип. Противоположный тип: артистический. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: интеллектуальный. Интеллектуальный тип. Противоположный тип: предпринимательский. Предприимчивый (предпринимательский) тип.

«Личность Лермонтова» - Вспомните, какие существуют стихотворные размеры. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Домик в Пятигорске, в котором жил М.Ю.Лермонтов. Замок Дерси. Стихотворение «Парус»». Личность поэта. Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». Памятник М.Ю.Лермонтову в Тарханах.

«Понятие личности» - Субъект. Задание «Разбери по буквам». К.Г. Юнг (1875-1961). Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность». Личность и субъект. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

«Модальные глаголы» - Модальные глаголы. Das ist eine Katze. Wollen Konnen Mogen Durfen Sollen mussen. Konnen. Diese Katze kann schnell laufen. Место модального глагола в предложении. Спряжение модальных глаголов. Durfen. Хотеть, желать, любить, мочь, уметь. Mussen. Какие модальные глаголы мы уже выучили? Sollen.

«Личность Чехова» - родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. Дом в Москве. Таганрог. Антон Павлович Чехов. Дом, где родился Антон Чехов. Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая. Лавка отца Чехова в Таганроге. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Семья Чеховых.

«Воспитание личности школьника» - Стратегическая цель: воспитание личности россиянина. Педагогическая необходимость-. Художественно-эстетический профиль: Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования. Основная цель - формирование поведенческих стереотипов на основе толерантности и гражданственности. Концептуальные позиции воспитания россиянина.

Ф.Бэкон (1561–1626), написавший «Новый Органон». Как и многие мыслители Нового времени, он считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер – там, где она остается умозрительной (схоластической), она неистинна. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям.

Экспериментальному знанию соответствует введенный Ф.Бэконом индуктивный метод , состоящий из наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента.

В своих поисках он оттолкнулся от кардинального противопоставления старых и новых (которые предстоит создать) наук. Все прежнее научное достояние оценивалось им негативно. Старые науки находятся в неблагоприятном состоянии, предстают как вечное вращение и движение по кругу. Другими словами, старые науки висят в воздухе, а это совершенно недопустимо. Наука должна опираться на прочные основания разнородного и взвешенного опыта. Поэтому, по мнению Ф.Бэкона, старые науки практически бесполезны, они мертвы, так как не дают плодов и погрязли в разногласиях. Старые науки в основе своей базируются на практике, наблюдениях, рассуждениях, которые лежат практически на поверхности, в простых понятиях. Но только нахождение положений, назначений и указаний для практики, а не доказательств и вероятных оснований является ценностью и целью для новой науки.

Главным «инструментом» новой науки становится индукция (от установления аксиом к общим понятиям):

· отбирает в опыте необходимое методом исключения.

· все данные должны подвергаться тщательной проверке.

Это относится и к чувственным данным. По мнению Ф.Бэкона, чувства не являются мерой вещей. Они опосредованно соотносятся с вещами: чувства судят лишь об опыте, а опыт же, в свою очередь, судит о предмете. Чувства всегда доставляли множество проблем, они обманчивы, случайны, беспорядочны. Опыт так же смутен и противоречив.

Главное бедствие старых наук заключается в незнании причин. Поэтому перед новой наукой стоит задача – идти от правильных аксиом к практическим положениям. Это индуктивный метод, но понимаемый несколько иначе, чем представителями старой науки. Если раньше под индукцией понималось перечисление фактов и на их основе делался вывод, то у Ф.Бэкона индукция – это движение от частных фактов к общим.

Ф.Бэкон говорит о великом Восстановлении наук. Этот метод заключается в следующем:

1. Разрушение (освобождение разума от ложных понятий или идеалов)

2. Созидание (изложение и подтверждение правил нового метода, правил новой науки).

В основе принципа Разрушения лежит критика Бэконом субъективных особенностей разума, очищение разума от идолов или призраков. Опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков», иначе о науке не может быть и речи.

Существует 4 вида идолов: идолы пещеры, идолы театра, идолы рода, идолы рынка.

Идолы рода и рынка уверяют человека в том, что вещи сходны между собой.

· Призраки рода – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

· Призраки рынка – это привычки пользоваться в суждении о мире общепринятыми, «ходячими» представлениями и мнениями без критического к ним отношения.

Призраки пещеры и театра заставляют человека поверить в то, что вещи являются сходными с тем, что он о них знает. Иначе говоря, что вещи таковы, какими мы их себе придумали.

· Призраки пещеры заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей.

· Призраки театра связаны со слепой верой в авторитеты.

Идолы негативно влияют на человека, попавшего под их власть. Поэтому, необходимо избавить ум от их авторитета, очистить его для науки. Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени, взявшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был» (сравнение с традицией Средневековья – обязательное подкрепление своих положений авторитетами, традиция комментариев).

Поиск истины понимается Ф.Бэконом трояко, то есть поиск может осуществляться тремя способами:

1. способ «муравья» (бессознательное собирание фактов): «что вижу, то и беру».

2. способ «паука» (производство фактов от самих себя) Это способ умозрительных догматиков.

3. способ «пчелы» (переработка фактов с помощью разума).

Все науки – это науки о природе. Но только философия, как теоретическая наука, выводима из рассудка. Философия изучает природу (философия природы), человека (антропология) и бога (естественная теология). Впоследствии из антропологии рождаются психология, этика и логика.

На философию возлагаются Бэконом большие надежды. Она должна стать действенной наукой, свободной от заблуждений (идолов, призраков), индуктивной и непротиворечивой.

Если Ф.Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский ученый и философ Р.Декарт, напротив, поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой, практической проверке данных.

Рационалистический метод Р. Декарта (1596–1650)

Реформатор в науке, Декарт создал метод, предназначенный для руководства мыслительной деятельностью с целью отыскания истины. Декарт предполагая, что этот метод должен быть предназначен для всех наук, исходил из теории рационализма, предполагавшей наличие в человеческом уме врожденных идей , которые во многом определяют результаты познания. К числу врожденных идей он относил большинство оснований логики и математики (например, положение: две величины, равные третьей, равны между собой: А=В, С=В, А=С).

Этот метод включал в себя ряд методологических принципов. Самое главное и знаменитое его положение: «Cogito, ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, я существую» – единственное, в котором, по его мнению, нельзя сомневаться и в котором сведены воедино основные онтологические и гносеологические предпосылки его философии.

«Cogito» (Я мыслю) толкуется Декартом как первейшая мыслительная очевидность, имеющая для интеллекта совершенно прозрачный (ясный) характер, так что именно это утверждение берется им в качестве образца, эталона ясных и отчетливых мыслей.

Знание «sum» (Я существую) – ясно и отчетливо и является выводом из «Я мыслю». Как говорит Декарт, мы знаем, что существуем только потому, что сомневаемся. Он построил образец научного мышления, в котором «Я» предстает как субъект сомнения .

Концепция Р.Декарта отражает рационалистическую направленность и рационалистическое понимание личности в Новое временя. Личность является O своего опыта. Способность рассуждать правильно и уметь отличать истину от лжи одинакова у всех людей. Нет одних более умных, а других – более глупых. Отличие все же есть, но оно заключается в применении разума, в различности путей и несовпадении вещей.

Р.Декарт анализирует свое детство и стремится понять, каким образом его разум достиг определенных результатов. С раннего детства он был «вскормлен» науками. Как он полагал, весь процесс обучения имеет целью получения надежного знания всего полезного в жизни. Но чем больше он обучался, тем больше убеждался, что ничего не знает (хотя другие не замечали этого).

Все это вместе дало Р.Декарту основание думать, что такой науки, которая дает универсальное знание о мире, - нет. Р.Декарт рассматривает ряд наук и показывает их несостоятельность. Причина этой несостоятельности наук в разном:

· В истории возникает вопрос о достоверности описания.

· Математика с поэзией вообще, на его взгляд, не имеют истинного применения.

· Даже философия, в которой нет оснований, и являющаяся предметом разнообразных споров, весьма нестабильна.

· Это же касается и других наук, которые заимствуют свои принципы из философии.

Необходимо найти такую науку, которую можно обрести в самом себе. Только три науки могут служить поставленной цели: алгебра, геометрия и логика. Но при близком рассмотрении становится очевидным, что этого недостаточно в силу того, что логика вместо того, чтобы признавать ошибки и заблуждения, служит объяснением другим того, что известно или говорить о том, чего не знаешь. Математика сложна для восприятия (темное и запутанное искусство) и затрудняет наш ум. Это объясняет необходимость нахождения нового метода.

Правила:

1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не было бы признано таковым с очевидностью. Иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает никакого повода подвергать их сомнению.

2. Делить каждое из исследуемых затруднений на столько частей, сколько необходимо для ее разрешения или преодоления.

3. В процессе познания придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного.

4. Всегда составлять столь полные и обзорные перечни и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Из этих положений мы видим, что природа познания, по Декарту, состоит в том, что только требование сомнения, распространяющееся на всякое знание, приводит к утверждению достоверного знания. Декарт, осознав, что он обманывается (по поводу истин старых наук; мы тоже очень часто обманываемся по тем или иным поводам) начинает во всем сомневаться. Но при этом он не может сомневаться в том, что он сомневается, в том, что существует его сомнение, его мысль. Поэтому «Я мыслю, следовательно, я существую» – ведет нас через достоверность мысли и бытия мыслящего существа к достоверности бытия вещей. И не нужно полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.

Р.Декарт выводит принципы новой, то есть достоверной, философии:

1. Я мыслю, следовательно, я существую.

2. Все, что мы представляем себе ясно и отчетливо, истинно.

Философия, следуя правилам, способна постичь истину, она становится доказательной (а не вероятностной, как старая философия). Разум, опираясь на правила, становится более систематизированным и, следовательно, может быть использован более эффективно.

Итоги лекции:

1. Человек и мир человека в эпоху Нового времени претерпевают кардинальные изменения. Это связано с научной революцией XVII века, которая явилась революцией мышления.

2. В реалиях новоевропейской культуры принципиально меняется существо человека и образ его жизни: человек предстает как S, а мир – как O. Поэтому познание – это познание активным, господствующим S покоренного, подчиненного и пассивного O.

3. Методом познания является эксперимент. Это связано с активной позицией человека-S и господствующим для новоевропейского представления о механистическом мире. Поэтому, главная наука Нового времен – теоретическое и экспериментальное естествознание.

4. Целью познания в эпоху Нового времени является стремление человека постичь природу как она есть сама по себе. Поэтому, научное знание существует на уровне законов, то есть необходимо повторяющихся, общих и универсальных связей явлений.

5. Язык научного познания – математический и логический язык, насыщенный специальными терминами, работающий со строгой научной системой в рамках причинно-следственного закона и предполагающий особое понимание истины.

6. В основе познания лежит практический метод, появление которого обусловлено требованием того, что Новая философия должна стать практической, а не умозрительной наукой.

Литература:

1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

2. Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

3. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, В.Г. Борзенков. – М., 2007.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для студентов вузов. – М., 2006.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта