Главная » Съедобные грибы » Постановка целей, техника S.M.A.R.T. Методика достижения успеха: постановка Смарт цели

Постановка целей, техника S.M.A.R.T. Методика достижения успеха: постановка Смарт цели

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.

Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного целеполагания для эффективной организации работы.
Посмотрим, какие же инструменты есть у вас как у современного менеджера для работы над целями.

Умные цели

Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Значение

Пояснение (описание)

Specific (Конкретный)

Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

Measurable (Измеримый)

Объясняется в чем будет измеряться результат. «Сколько вешать в граммах?»(С). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

Attainable, Achievable (Достижимый)

Объясняется за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». А вот совершить кругосветный круиз на резиновой уточке вряд ли удастся.

Relevant (Актуальный)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Например, если брать «сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию. Если брать страховую компанию, то вместо увольнения, сотрудникам можно предложить продолжить работу в качестве агента, либо не расходовать средства на автоматизацию, а просто увеличить норму выработки.

Time-bound (Ограниченный во времени)

Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один - И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два - И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Пример
Руководитель организации отдал заместителю директора коммерческого отдела такое распоряжение: «В связи с отсутствием коммерческого директора подготовить сегодня к 15.00 информацию по клиенту А». К назначенному времени заместитель коммерческого директора подготовил отчет по объему продаж клиента А. Ставивший же задачу руководитель ждал информацию по кредиторской задолженности этого клиента. В результате задача оказалась не выполненной.

Выход из ситуации. В рассмотренном примере оба участника коммуникации (ставящий задачу и принимающий ее) решили, что все ясно по умолчанию. Однако оказалось, что они имели разное представление о том, о какой информации идет речь. Руководителю организации нужно было более четко сформулировать поручение: «В связи с отсутствием коммерческого директора, подготовить сегодня к 15.00 информацию по кредиторской задолженности клиента А».

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель - снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание - штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача - разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий - «утвердить у меня»).

Пример

Генеральный директор на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики». Периодически начальники этих отделов рапортовали, что «оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики налажен». Когда же, наконец, генеральный директор поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что руководители отделов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким критериям SMART, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Генеральный директор должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики, а именно: еженедельно предоставлять друг другу отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет)».

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей (см. схему на стр. 78). Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возможностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хотя и давно работает в компании, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.
При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Пример

В рекрутинговой компании работал сотрудник, значительно опережавший всех по показателям продаж (количеству закрытых позиций, то есть принятых на работу кандидатов, найденных им, за месяц). Он подходил под категорию амбициозной «звезды». Руководством компании была поставлена задача повысить среднюю норму продаж. Начальник отдела продаж поступила следующим образом. Она побеседовала с сотрудником-«звездой» и выяснила, что его основной мотиватор - свободный график работы. Перед сотрудником была поставлена цель увеличить показатели продаж в 1,5 раза (завышенная планка целей), и как только будет обеспечен стабильный выход на эти показатели, сотрудник сможет работать по гибкому графику. В итоге через два месяца сотрудник достиг необходимых результатов, получил гибкий график работы, а остальные сотрудники смогли постепенно повышать свои показатели. Таким образом, общая цель - увеличение средней нормы продаж - была достигнута.

Значимость. Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, зачем выполнять ту или иную работу сотруднику необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, руководитель поручает своему помощнику убрать на рабочем столе, так как вечером в кабинете соберутся его коллеги.
Руководитель подразумевал «разобрать накопившиеся бумаги, потому что вечером будет проходить совещание», и документы должны быть в порядке, и все под рукой. А помощник понимает это как «вообще убрать со стола и оставить стол чистым», потому что начальник собирается пообщаться с коллегами за чашкой чая. Таким образом, давая человеку понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).

С наилучшими пожеланиями,

коллектив компании "АркНет"

Прочитано: 38 241

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.

Знакомьтесь! SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Почему так?

Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.

Займемся расшифровкой:

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

  • деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
  • доли, проценты, соотношения;
  • отзывы или иные критерии внешней оценки;
  • лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
  • частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
  • время – ограниченность периодов;
  • штрафы – ;
  • утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя.

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

  • «крестики» у вышивальщиц;
  • оценки у школьников;
  • конкурсы у преподавателей;
  • количество блюд каждый день у хозяйки;

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

  • похудеть на 10 кг
  • напечатать 5 статьей за день
  • знакомиться с 1 человеком в день
  • получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье…

R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?

С реальностью…

С уже существующими планами…

С желаниями…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.

T – Time-bound. Когда оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

  • Краткосрочные – до 100 дней
  • Среднесрочные – от квартала до года
  • Долгосрочные – на период в 1 год и более

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

SMART система постановки целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:

  1. Похудеть с 65 до 60 кг за 100 дней
  2. Выйти на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года
  3. Писать по 1 статье каждый день в течение квартала
  4. Отдохнуть две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим
  5. Поступить на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году
  6. Выучить 500 испанских слов к 1 марта 2016 года
  7. Купить новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года
  8. Пройти повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года
  9. Прочитать и внедрить все статьи блога сайт – до 1 сентября 2018 г.
  10. Читать раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии, тайм-менеджмента в течение полугода.

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

Правильная постановка целей по системе SMART

У каждого человека есть цель. Мы стараемся достичь ее и прилагаем, казалось бы, максимум усилий. Спросите себя, все ли цели, которые вы себе ставили, были достигнуты? Конечно нет и этому есть несколько причин, которые станут явными и объяснимыми благодаря системе — SMART. Мы рассмотрим процесс целеполагания на реальном примере.

Основы целеполагания

Зачем человеку цель? Известные философы говорили: «Жизнь — это ряд усилий. Мы видим цель, но не всегда видим дорогу» . Она наполняет нашу жизнь смыслом, бизнес-идеи превращает в задачи, а их выполнение приносит нам деньги, свободу — «воздух», как сейчас модно говорить. Увидеть дорогу к достижению цели (поставить себе правильные задачи) – это главная и единственная задача принципа – SMART, о ней и поговорим.

Многие бизнесмены сходятся в едином мнении: «Нужно просто больше делать, и меньше говорить» , но что стоит действие без цели? Ничего! Можно потратить всю свою жизнь, выполняя какие-то действия, но не добиться желаемого. Проблема многих является — осознание цели, но не понимание четких действий, задач по ее достижению.

Не имея реалистичного плана действий, и четко обозначенных задач — к цели прийти невозможно!

Фрэнсис Бэкон подтверждает вышесказанное известной фразой:

Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги

Именно метод SMART поможет нам увидеть правильную дорогу.

Что обозначает SMART?

Данная система умного планирования целей и задач появилась в бизнесе в 1965 г. но она активно применяется и сегодня как основной инструмент целеполагания. SMART (Смарт) – это первые буквы пяти английских слов:

Specific (конкретный) — S

Measurable (измеримый) — M

Attainable (достижимый) — A

Relevant (соответствующий) — R

Time-bound (ограниченный по времени) – T

Данная методика помогает перевести теорию в практику с помощью конкретных действий

Как ставить цели по системе SMART?

Первое, что нужно сделать – это заполнить таблицу, учитывая рекомендации и пояснения ниже. Рассмотрим пример:

S – цель должна быть конкретной. SMART часто применяется для постановки долгосрочных задач, поэтому ошибка на этом этапе может стоить дорого. Не используйте фразы типа: «Много / мало», «Увеличить / уменьшить», «Улучшить» и т.д. «Заработать много денег» – это неправильная постановка. «Заработать 1 миллион долларов» – правильная постановка цели.

M — Вы хотите увеличить продажи? Увеличить продажи на сколько? Вторая ошибка – отсутствие четкой цифры, процента на который вы хотите выйти в следующем периоде. Нет цифры – нет стратегии, а значит нет задач. Определите процент увеличения продаж, учитывая, что чем больше вы запланируете рост, тем больше и эффективнее мер по стимулированию продаж вам придется предпринять.

A – цель должна быть достижимой. Вы можете ставить самые амбициозные планы, но не имея ресурсов, они останутся на бумаге навечно. Для постановки цели по SMART вам придется пройтись по своим ресурсам и возможностям. Составите и станет понятно на какой процент увеличения продаж можно реально выйти.

Часто можно услышать: «Что-то нужно делать» — это паника, но не перечисление всех возможных мер и инструментов по увеличению продаж. Чтобы увеличить продажи, нужно понимать за счет чего это сделать. За счет рекламы, скидок, ассортимента, поиска альтернативных каналов сбыта и т.д. Совершая бесполезные действия — результата не будет.

R – цель должна соответствовать реалиям, а не минутной эмоции. Вы спрашиваете себя: «На сколько я хочу увеличить продажи?» Первая ошибка – неправильный вопрос! Возможно вы хотели увеличить свою чистую прибыль, а ставите задачу — увеличить продажи, что не является гарантией увеличения прибыли. Увеличение продаж – это лишь подцель, которая поможет достичь основную.

T – действия по достижению цели должны иметь ограничение по времени. Если нет временных границ, зачем спешить? «Сделаем потом!» . Успешный бизнес развивается, потому что постоянно, этап за этапом, подцели достигаются. Чем быстрее решаются подзадачи, тем быстрее растет бизнес и прибыль. Неделя, месяц, год – каждая цель или подцель, должна иметь ограничения по времени. Это помогает взвесить реалистичность мероприятий, которые должны обеспечить ее выполнение.

Давайте рассмотрим пример заполненной таблицы SMART:

Это простой пример, который показывает, как нужно ставить цели и задачи по умной системе СМАРТ. Для сложных задач, вам нужно составить долгосрочную таблицу, содержащую множество подцелей, которые делегируются руководителям подразделений, а те в свою очередь сотрудникам исполнителям.

Постановка сложных целей, пример

Рассмотрим пример посложнее. Допустим вам необходимо за 1год, увеличить долю продаж вашей продукции в регионе на 2%. Это позволит заполучить больше новых клиентов, больше продаж, больше прибыль. Для обеспечения выполнения этой непростой задачи вам нужно разработать четкий план. Вводные данные:

  • Доля рынка вашего товара сейчас 11%
  • Количество торговых точек — 9
  • Количество продавцов — 32
  • Продажи в месяц, в среднем за год — 350 шт.
  • Количество конкурентов — 5

Итак, заполняем таблицу SMART:

В графу S мы записываем основную цель максимально конкретно: увеличить долю рынка вашей продукции на 2%.

В графу M пишем — увеличить продажи до 413 шт. к двенадцатому месяцу (число.дата.год). Мы не учитываем рост или падение рынка. Если у вас есть данные за прошлые периоды и вы следите за трендом изменений в вашем бизнесе, вы можете использовать повышающие или понижающие коэффициенты для получения более точного прогноза продаж через 12 месяцев. Мы высчитываем количество продаж необходимое для получения 13% доли рынка в регионе и ставим четкую количественную цель — 413 шт. в месяц.

В ячейке А составляем анализ имеющихся ресурсов взвешиваем достижимость поставленной цели. Учитывая сезонность и данные продаж за прошлый период можно, предположить активные и пассивные периоды и разбить нашу главную цель 413 шт. на подцели. Это поможет нам разработать помесячный план мероприятий по увеличению доли рынка. Определяем помесячный план продаж с учетом внутренних и внешних факторов рынка:

Получаем новые СМАРТ-цели по ежемесячным продажам (синие столбики диаграммы), к которым и будем стремиться на пути к основной — 13% доли рынка. Красные столбцы — это данные за прошлый год. Как планировать продажи правильно, читайте .

  • Взвешиваем ресурсы предприятия и разрабатываем конкретные мероприятия по увеличению продаж, на каждый месяц:
  • В июне и декабре нужны активные действия, распродажи, т.к. в прошлый период был подъем продаж и рынок вырос на 5%, т.е. запланированные цифры вполне достижимы.
  • Уделяем особое внимание поиску новых клиентов. Используем e-mail и sms рассылки, холодные и теплые звонки по базе клиентов.
  • Фиксируем каждую встречу с клиентом в таблицу или . Никого не бросаем, дожимаем каждого. Руководитель отдела должен следить за каждым брошенным контактом (получена консультация но, продажа не состоялась) и прорабатывать причины отказа от продажи и меры по возвращению клиента в магазин.
  • Руководитель должен вести и уметь ее анализировать. Если на каком-то этапе воронки идет утечка клиентов, принимаем сразу меры.
  • Ведем анализ конкурентов. Чем они лучше, какие у вас минусы и плюсы?Пройдитесь по всем критериям:
  1. Подготовка персонала.
  2. Состояние склада продукции.
  3. Ассортимент.
  4. Бюджет на рекламу (наружная, интернет, раздаточный материал).
  5. Мотивация персонала.
  6. Финансовые возможности.

Проведя подобный анализ и взвесив свои ресурсы, вы сможете понять на сколько цель достижима. Так вы получите четкий список мероприятий и задач, которые помогут выполнить главную цель.

Теперь ячейка R — соответствие цели действительно важной и правильной стратегии компании? Для чего вы будете ее достигать? Увеличение доли рынка приведет к:

  • Увеличению продаж.
  • Увеличению клиентской базы.
  • Улучшению качества обслуживания.
  • Развитию бизнеса в регионе.
  • Улучшению материальной мотивации менеджерам по продажам. .

Эти цели, которые ставит себе практически каждая компания, но достигаются они единицами.

Теперь графа Т — время за которое цель должно быть достигнута. Если заполнив все поля вы понимаете, что она невыполнима, не спешите снижать планку, возможно требуется просто не значительно увеличить временные рамки реализации вашей цели. Важно, чтобы сроки выполнения обязательно были! Год для подобной цели — достаточно оптимистичный прогноз.

«Проблемы и трудности — это завуалированные возможности, которых не видно было раньше!»

Итак, перед нами СМАРТ модель постановки сложной цели. Этот пример поможет вам заполнить свою таблицу по аналогии.

Мотивация достижения целей

Согласитесь, если у вас нет мотивации достичь цель, то она не будет достигнута. Такое может произойти, если она вторична, не важна или просто фантастично-недостижима для человека. Например, если вы ставите себе цель купить яхту за 1 400 000 ЕВРО за 10 ближайших лет, и по смарт, вы определили, что вам нужно откладывать каждый месяц по 11 700 ЕВРО каждый месяц в течении установленного срока. Вы понимаете, что такую зарплату получают единицы в нашей стране, а значит цель гаснет и становиться недостижимой и неважной.

Однако, СМАРТ система показала нам, что исходя из имеющегося дохода в 1000 ЕВРО в месяц, вы можете планировать покупку яхты за 36 000 ЕВРО и это уже реально и достижимо, что соответственно мотивирует и приобретает важность. Отсюда человек приобретает мотивацию достижения цели и СМАРТ начинает работать.

Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.

Суть постановки целей по принципу SMART

Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:

  • S pecific (конкретной)
  • M easurable (измеримой)
  • A ttainable (достижимой)
  • R elevant (уместной)
  • T ime-bound (определенной во времени)

Практическое применение

Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема - недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.

Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART , целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять . Если цель не будет измеримой , как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:

Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ

Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:

  • достижимость с учетом собственных возможностей,
  • достижимость с учетом влияния внешней среды.

Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:

Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ

Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?

Если цель уместна , осталось только определить ее во времени . Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.

Получаем следующую формулировку SMART -цели:

Таким образом, концепция SMART -целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:

  • S : Что такое производительность труда сотрудников в нашем случае?
  • M : Как измеряется производительность труда в нашем случае?
  • S : Какая должна быть производительность труда для решения стоящих перед отделом задач?
  • A : Имеются ли у нас ресурсы (возможности) для повышения производительности труда?
  • R : Не приведет ли повышение производительности труда к массовым увольнениям или другим нежелательным последствиям?
  • T : К какому времени мы должны добиться желаемой производительности труда?

Примеры удачных и не удачных целей

«НЕ-ЦЕЛИ» :

  • Работать лучше
  • Повысить производительность труда
  • Работать по плану
  • Продавать больше
  • Качественно обслуживать потребителей
  • Мотивировать персонал

ПОЧТИ ЦЕЛИ :

  • Довести узнаваемость бренда до 25%
  • Повысить удовлетворенность клиентов в течение ближайшего квартала
  • Обеспечить реагирование на заявки клиентов в течение 24 часов от момента поступления заявки
  • Захватить 100% рынка подгузников города к 2012 году

ЦЕЛИ:

  • Довести уровень текучести технического персонала до 10% к началу 2011 года
  • Ввести в действие программу «Тайный покупатель» к 1 мая текущего года
  • Обеспечить месячный товарооборот по мясному направлению в размере 5 млн. рублей к 1 июня.
  • К 20 декабря сформировать программу празднования Нового Года в рамках выделенного бюджета 100 тыс. руб.

Дополнительные трактовки / нотации

Впервые SMART -критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART . Примеры разных расшифровок приведены ниже.

Конкретные, точные, определенные

Значимые, важные

Напряженные, расширяющие

Измеримые

Значимые

Мотивирующие

Достижимые, доступные

Достижимые, досягаемые

Согласованные

Амбициозные

Приемлемые, подходящие

Ориентированные на действие

Реалистичные, практические

Ориентированные на результат

Значимые, уместные, важные, обоснованные, относящиеся к делу

Разумные, рациональные

Полезные, стоящие

Обеспеченные ресурсами

Time-bound, Time-base, Timely

Определенные во времени

Ощутимые, осязаемые

Отслеживаемые

Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.

Целеполагание является неотъемлемой частью бизнес-процессов. В любой организации не зависимо от размеров ставятся цели по достижению тех или иных показателей. Они устанавливаются как перед высшим руководством, так и перед рядовыми сотрудниками. От того, насколько правильно выбрана цель, напрямую зависит итоговый результат. Smart анализ целей позволяет сделать их максимально эффективными.

Роль смарт анализа в менеджменте

Основной задачей данного метода выступает указание направления, по которому должна двигаться компания, а значит все руководство и все сотрудники. Двигаясь в едином направлении, сотрудники формируют синергетический эффект и ускоряют процесс достижения поставленной цели.

Техника smart может быть применена в различных сферах от бытовых, например цель по перепланировке квартиры, до целей проводимой государственной политики, но на практике чаще всего реализуется в менеджменте и проектном управлении. Первое упоминание данного вида анализа встречается в 1945 г. В работах Питера Друкера – американского экономиста, основоположника теории управления. В настоящее время смарт анализ стал классикой менеджмента.

Данная технология позволяет планировать, упорядочить процессы и формулировать цели. Она позволяет точно сформулировать то, чего Вы хотите и отслеживать прогресс достижения желаемого.

Бизнес-планирование и формирование стратегии невозможно без правильно установленных целей.

Правила постановки смарт целей

Аббревиатура SMART показывает, какой должна быть правильно поставленная цель. Она образована первыми буквами английских слов, обозначающих следующее

  • S — specific — конкретная;
  • M — measurable — измеримая;
  • A – attainable – достижимая;
  • R – relevant – актуальная;
  • T — time-bounded – ограниченная во времени.

Рассмотрим каждую характеристику цели подробнее.

Цель в первую очередь должна быть конкретной и объяснять каких результатов необходимо достигнуть. Не должно существовать различных трактовок, она должна быть однозначна и восприниматься всеми одинаково. Сформулированный на выходе результат вместо общей картины. Например, «я хочу реализовать новый проект» это не конкретно, следует описать, какой именно проект Вы хотите реализовать, в какой он будет сфере, бюджет данного проекта, его характеристики. Если Вы придете к потенциальному инвестору с общей целью, она его не заинтересует, если же Вы представите свою идею со всех сторон, то точно получите желаемое финансирование.

Из конкретики возникает необходимость измеримости цели. Это означает, что она должна содержать цифровые показатели, которые планируется достигнуть. Помимо цифры не забудьте включить единицу измерения. Лучше выбирать такие показатели, чтобы их можно было без труда отследить и измерить в процессе выполнения для понимания насколько вы близки к достижению желаемого результата. Если Вы выбрали относительный показатель «увеличить прибыль на 25%», то укажите с чем Вы его соотносите «увеличить прибыль на 25% по сравнению с предыдущим кварталом». Чем более измеримым будет результат, тем лучше Вы сможете отслеживать прогресс.

Следующим критерием смарт анализа выступает необходимость достижимости. После того, как Вы зафиксировали показатели, задайте себе вопрос, возможно ли достигнуть данных показателей, если нет, то она так и останется нереализованной. Цели должны быть амбициозными, но ставить перед собой нереальную цель это значит пренебречь указанной технологией. Например, «получить чистую прибыль в размере 1 000 000 руб. по итогам квартала» это при прочих равных условиях реально, а вот «уволиться с работы и заработать завтра 1 000 000 руб.» не выглядит достижимо.

Актуальность обусловлена необходимостью удостовериться, что выполнение задачи действительно необходимо. Релевантность цели обозначает ее адекватность, уместность в текущей ситуации. Первое, что Вы должны обдумать это соотносятся ли будущие результаты с необходимыми затратами. «Уволить 100 человек», сэкономив 1000 руб. ставит под сомнение актуальность указанной цели. Второй вопрос, который необходимо себе задать – это подходящее ли сейчас время для реализации указанной цели. Открывать точку по продаже мороженного зимой не актуально. И наконец, актуальная задача должна соответствовать общей стратегии и миссии компании.

Ограничение во времени при анализе smart указывает на важность установления срока выполнения поставленной цели. Установка четких временных рамок мотивирует и напоминает о важности сохранения темпов. Вы можете установить конкретную дату достижения цели или ограничить ее в пределах дня, месяца, квартала, года, нескольких лет. Например, «войти в топ-5 компаний по объему производства комплектующих в срок до 01.01.2019 г.».

Таким образом, Ваша итоговая цель должна четко описывать желаемый результат в цифровом выражении, которые будут достижимы, соответствовать общей политики компании и иметь временные рамки.

Алгоритм смарт анализа

После изучение основ, проведение smart анализа не вызовет никаких сложностей.

  • Первое, что необходимо сделать это написать список целей, без использования указанной технологии.
  • Далее напротив каждой цели опишите желаемый результат.
  • После чего обоснуйте каждую цель, то есть сформулируйте все возможные выгоды от достижения. Проранжируйте их по важности по заранее установленным критериям, таким как «размер прибыли» или «срок исполнения».
  • Проведите анализ возможности получения желаемого итога, применяя процентную вероятность наступления.
  • Выберите для каждой задачи показатели измерения. Помните о необходимости их подбора в соответствии с возможностью измерения.
  • Установите сроки достижения и промежуточные этапы для контроля прогресса.
  • Сформулируйте каждую цель в соответствии с методикой смарт.

Данный алгоритм позволяет не только сформулировать цели, но и исключить неактуальные с низкими оценками.

Смарт анализ примеры

В качестве примеров задач, поставленных в соответствии с данным методом можно привести следующие

  • Увеличить объем производства продукта А на 30% к концу квартала по сравнению с предыдущим за счет снижения процента брака.
  • Достичь уровня узнаваемости продукции Б среди населения в возрасте от 20 до 30 лет в срок 2 года с момента запуска.
  • Сократить 3 человека в отделе маркетинга в срок до 01.11.2018 г. И передача их полномочий на аутсорсинг компании «ООО».
  • Достичь показателя 2 000 000 руб. чистой прибыли по итогам квартала в результате запуска проект В.
  • Осуществить инвестиционные вложения на сумму 1 500 000 руб. в акции компании Д в срок до 01.02.2019 г.
  • Подписать договор на оказание клининговых услуг на сумму 150 000 руб. с клининговой компанией Е до конца месяца.
  • Арендовать офис площадью 60 кв.м. в центральной части города с арендной платой не выше 10 000 руб. до конца года.
  • Увеличить степень удовлетворенности клиентов продуктом З на 10 % по итогам года по сравнению с предыдущим.
  • На ежемесчной основе перечислять 100 000 руб. из средств чистой прибыли в фонд реализации проекта К с 01.01.2019 г. С целью накопления 1 200 000 по итогам года.
  • Разместить заказ на изготовление продукции Л 100 ед. на сайте задание.рф в срок до 01.12.2019 г. и выбрать поставщика, предложившего наименьшую цену, в срок до 31.12.2018 г.

Перед постановкой целей обозначьте, для чего это необходимо, каких результатов Вы достигнете правильно их сформулировав. Кому нужно проведение данного смарт анализа ? Ответственность за результат лежит на Вас, положительным этот результат будет или отрицательным.

Представляйте перед глазами картину, что произойдет, когда поставленная цель будет достигнута, это усилит Вашу мотивацию и сформирует положительный настрой на результат.

Поддержка коллег, друзей, родственников ускорит достижение и не даст Вам свернуть с намеченного пути.

Разложите глобальную цель на несколько подцелей, затем установите задачи. Так у Вас появится иерархия целепологания и четкая картина, какие действия необходимо совершить, чтобы прийти к цели высшего уровня.

Каскадируйте подчиненным. На высшем уровне следует принять 3-4 стратегических цели. Следующий уровень руководства формулирует задачи второго уровня, которые дилегируются их сотрудникам. Сотрудники составляют индивидуальный план действий. В итоге все руководители и сотрудники компании работают на единый результат.

Не забывайте контролировать процесс. Вы не зря устанавливали показатели для измерения прогресса. Делайте контрольные замеры с определенной периодичностью, раз в квартал, если это цель на год, чаще, если на более короткий срок. Это позволит не пропустить момента, когда что-то пойдет не так и оперативно на него отреагировать, скорректировав задачи.

Обучите своих сотрудников данной технике, мотивируйте применять ее как в работе, так и в личной жизни. Обеспечьте возможность нахождения основных выдержек перед глазами. Отмечайте вклад каждого сотрудника в достижение поставленных целей. Сделайте это частью мотивации.

Выводы

Применение анализа smart в управлении может стать тем катализатором, обеспечивающим развитие бизнеса и достижения им максимальных результатов, а в случае кризисной ситуации ческой стратегией выхода из нее. После внедрения технологии не следует останавливаться на достигнутом, необходима постоянная корректировка и актуализация поставленных целей. Четко сформулированная задача способствует более эффективному ее выполнению.

Можно заказать детальный бизнес-план под ключ у нас, либо купить уже полностью готовый бизнес-план со всеми расчетами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта