Главная » Съедобные грибы » Правильная организация пришкольного участка. Земельный участок школы

Правильная организация пришкольного участка. Земельный участок школы

План работы на учебно – опытном участке

Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!

Свод документов по организации работ

на учебно-опытном участке.

1. Положение об учебно - опытном участке

2. План работы учебно – опытного участка на 2011 – 2012 учебный год

3. План работы учебно – опытного участка на 2012 календарный год

4. Правила техники безопасности при работе на учебно – опытном участке (для учителей)

5. Инструкция по технике безопасности (для учащихся) во время работы на учебно – опытном участке

I . Положение об учебно - опытном участке

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью Теоретического лицея им. Льва Толстого города Глодень.

Работа на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы.

План составляется на основании положения об учебно-опытном участке.

В нашем лицее учебно-опытный участок создан с 1 сентября 1981 года для проведения практической деятельности учащихся. Площадь земельного участка составляет 3500 м2. Кроме учебно-опытного участка на территории разбиты цветники, на которых выращиваются однолетние и многолетние декоративные цветочные культуры. Наш лицей с ранней весны до поздней осени утопает в зелени и цветах. На пришкольной территории трудятся учителя, учащиеся, техперсонал. На учебно-опытном участке планируется проводить опытническую и исследовательскую работу, заготовку посадочного материала и продуктов питания для школьной столовой. Ежегодно проводится конкурс цветочных композиций осеннего и зимнего букета, организуется осенняя выставкапродуктов выращенных на пришкольном участке под названием "Дары природы".В нашем лицее накоплена и сохранена коллекция редких декоративных и плодовых деревьев и кустарников.

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся представляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии.

Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований. А так же используется для выращивания овощей для школьной столовой.

Кроме того учащиеся привлекаются к общественно - полезному труду.

К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы.

Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и возможностями в приобретении семян и посадочного материала.

В первой половине июня к работе на пришкольном участке привлекаются все работники школы. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику.

Летнюю практику учащиеся 5-9-х классов проходят с большим желанием.

Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением не только нашей школьной территории, но и нашего города, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.

Наш лицей, начиная с 2010-2011 учебного года, решил серьёзно заняться проблемами организации работы пришкольного учебно-опытного участка. В программе деятельности предусмотрены такие виды работ с применением новых агротехнических технологий - как посадка фруктового сада, плодовых кустарников и виноградника, построение школьной теплицыдля выращивания рассады овощей и цветов, максимальное декоративное озеленение школьной территории, укрепление учебно-материальной базы, приобретение рабочих инструментов и приспособлений, гербицидов и удобрений для проведения научного эксперимента с целью выращивания высоких урожаев с минимальнымприменением ручного труда.

В настоящее время большое внимание придается благоустройству нашего города Глодень, территории, прилегающей к нашему лицею.

В лицее все должно быть пронизано стремлением к красоте. Наша задачаучить чувствовать, понимать, ценить труд и, что самое главное, творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа- с пришкольного участка. И в нашем лицее мы будем стремиться обустроить нашу территорию с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых.

II

на 2011 – 2012 учебный год

Осень 2011 года .

Сентябрь - сбор урожая последних культур, подготовка к зиме. Обработка почвы.

1. Организация выставки "Дары осени".

2. Посадка фруктового сада, плодово-ягодных кустарников, виноградника и многолетних цветов.

3. Построение школьной теплицы, приобретение и ремонт инструментов.

4. Создание необходимых условий для организации работ на пришкольном участке. (Организация рабочих мест, санитарно-гигиенических условий труда для учащихся и учителей).

Зима 2012 года.

Февраль - определение степени всхожести семян.

1. Подготовка семян овощей, цветов для посева в следующем году.

Весна 2012 года.

Апрель - выращивание цветочных саженцев. Формирование кроны декоративных и плодово - ягодных культур.

Май - посев семян овощей (в зависимости от погодных условий). Проведение мероприятий по уничтожению сорняков и насекомых - вредителей.Знакомство с технологией посадки семян и выращивания ростков и саженцев.

Лето 2012 года

Июнь. - Проведение инструктажа по технике безопасности с учителям и учащимся, занятых на пришкольном участке.

1. Ознакомление учащихся с графиком прохождения летней практики.

2. Полив, прополка, удобрение культур, посаженных на пришкольном участке. Борьба с насекомыми-вредителями. А так же культивирование цветников и клумб.

3. Изучение учащимисябиологических особенностей, условий роста и размножения культур выращиваемых на участке и ознакомление с методами получения экологически чистой продукции.

4. Сбор и изготовление гербария растений и культур, выращиваемых на пришкольном участке.

III . План работы учебно-опытного участка

на 2012 календарный год (по месяцам)

Январь

Февраль

Март

Апрель

1. Подготовка почвы под рассаду.

1. Подготовка ящиков для рассады.

1. Посев средне-поздних сортов капусты и томатов.

1. Посев и выращивание рассады поздней капусты и томатов.

2. Приобретение удобрений, покупка защитных средств от вредителей.

2. Посев и выращивание рассады цветов

2. Пикировка рассады. Подкормка рассады

2. Уход за рассадой цветов, капусты и томатов

3. Подготовка инвентаря

Май

Июнь

Июль

Август

1. Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок

1. Уход за овощными культурами: полив, прополка, уход за саженцами фруктового сада

1. Уход за овощными культурами и саженцами фруктового сада, кустарниками и цветниками.

1. Профилактическая борьба с фитофторой

2.Высадка рассады капусты и томатов в грунт

2. Подкормка овощных культур.

3. Посадка овощных культур и уход за ними.

3. Срезка и сушка зелёной культуры

4. Уборка лука, чеснока, огурцов и томатов.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Уборка моркови, свёклы, огурцов и кабачков.

1. Уборка растительных остатков с грядок.

1. Приведение в порядок всего садового инвентаря

1. Составление перспективного плана:

2. Праздник урожая.

2. Обработка почвы

2. сорта для посадки, севооборот

3. Сбор капусты.

I V . Правила техники безопасности при работе на уебно - опытномучастке (для учителей)

1. На школьном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. При переносе заостренныхорудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочейчастью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

3. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся различных возрастных групп.

4. Предпочтительно применять на школьном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагаеттолько большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более1/3 вместимости.

5. Продолжительность работы учащихся на пришкольном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. УчащиесяV - IX классов работают на участке 1 час, с 5-10-ти минутными перерывами через каждые 15-20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

6. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

V . Инструкция по правилам безопасности для учащихся

на пришкольном участке

V . 1 . Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями

3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров

5. Учащиеся, в возрасте 11-12 лет работают на участке 1 час, через каждые 15 минут работы 10 минутный перерыв, 13-14 лет работают 1 час с 5 минутным перерывом через каждые 20 минут.

6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

7. Все работы выполнять после указания педагога, руководителя трудовой практики.

8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

9. Травмоопасность на учебном участке: солнечный удар, порезы и ушибы при работе с инвентарём, отравление ядохимикатами и т.п. веществами

V I. 2 . Требования безопасности перед началом занятий

1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ

2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки

3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда

4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от педагога.

5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

V I. 3 . Требования безопасности во время занятий

1. Приступить к работе после указания учителя.

2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

4. Прополку вести только инвентарём, но не руками.

5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой.

6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

8. Проводить 10 минутный отдых в тени.

V I. 4 . Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию педагога или руководителя работ.

2. При травматизме обратиться за помощью к учителю.

3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

V I. 5 . Требования безопасности по окончании занятий

1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.


Роль учебно-опытного участка и его структура . В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.

Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.

Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работы.

Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов.

На участке могут организовываться общешкольные внеклассные мероприятия ("Праздник урожая", "День сада", "День птиц"), выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей, проводиться конкурсы и т. п.

Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В связи с этим в структуре школьного участка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица.

Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:

Совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике;

Формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;

Развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;

Совершенствованию умений: наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента;

Формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.

По Н. М. Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел , в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов (рис. 13).

В настоящее время организованы пришкольные учебно-опытные участки указанных типов.

Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики; коллекция "Цветочный календарь", опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений "Критерии вида", "Методы селекции", "Приспособленность"; опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.).

Традиционно на учебно-опытном участке в коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии 1 . В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции: "Страницы Красной книги", "Ранневесенние растения", "Осеннецветущие растения", "Популяции вида", "Жизненные формы", "Экологические группы", "Растения широколиственного леса", "Растения смешанного леса", "Растения темнохвойного леса", "Водные растения"; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание дарвиновских площадок, заселение искусственного водоема и др.

Виды деятельности учащихся . Основная работа на учебно-опытном участке осуществляется в весенний и осенний периоды. Для работы на участке создаются бригады из 4-5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллекции

Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа учеников, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа, а иногда ее выполняют школьники, отвечающие за другой участок работы. Чтобы все необходимые агротехнические приемы были выполнены в срок, рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений. Обычно для краткости записей по каждому опыту составляют табличку с указанием того, что должно быть зафиксировано и в какой срок произведены замеры.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.

Кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок представляют собой целостную, единую материальную базу для изучения биологии в средней общеобразовательной школе .

Организовать эту работу и умело использовать ее в учебно-воспитательном процессе по биологии со школьниками разных классов - большой и ответственный труд. Профессионально и творчески осуществляемая работа обеспечивает высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие у детей ценностных отношений к окружающей действительности, к труду, к жизни и своей будущей профессии.

В-10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.

Основной целью является формирование общей человеческой культуры населения. Одну из основных ролей играет биология, т.к. в этой науки заложены объективные закономерности развития биологии без знаний, которых не может обойтись человек.

Основные цели:

1.Получение школьников знаний о природе, овладение доступными методами ее изучения, общими школьными умениями.

2.Формирование, единой научной картины мира.

3.Гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранения физического здорового образа жизни.

4.Формирование экологической грамотности, понимающих значение связей природы для сохранения и целостности биологического разнообразия.

5.Установления гармоничного состояния со всем живым сообществом, самим собой.

6.Предпрофельная подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.

Каждое детское учреждение, каждая школа должны иметь свой земельный участок. Этот участок необходим для проведения на нём части учебной работы (например, по физической культуре, биологии, ботанике, зоологии, географии и спортивным играм). На школьном участке возможно проведение внеклассной работы (агробиологический кружок, кружок животноводства, метеорологический кружок и др.). На школьном участке с успехом проводятся подвижные, спортивные игры, работа по санитарному делу, а также весьма многие виды детского спорта.

Важную роль имеет школьный участок для организации отдыха детей и подростков не только во время перемен между уроками, но и во внеучебное время - после занятий ив выходные дни. В летнее же время на школьном участке возможно устройство пионерского лагеря или площадки с душем, солярием и навесом для сна детей на свежем воздухе. В зимнее время на школьном участке обычно устраиваются каток, снежные горы, лыжная станция, аттракционы из снега.

В связи с этим земельный участок школы должен иметь достаточную площадь: от 0,5 до 1,0 га для начальной школы и 1,0-2,0 га для семилетней и средней школы. На одного учащегося должно приходиться не менее 30-40 кв. м площади земельного участка. При наличии свободной территории под участок школы может быть отведена большая земельная площадь.

Участок школы или другого детского учреждения должен удовлетворять основным гигиеническим требованиям: он должен быть сухим, с почвой, легко пропускающей влагу, и с глубоким залеганием подпочвенных вод. Неглубокое залегание подпочвенных вод может привести к образованию сырости на площадке, отведённой под здание школы.

Желательно, чтобы участок школы несколько возвышался над остальной местностью и имел небольшой склон для стока дождевой воды и тающего снега. При выборе земельного участка для школы обязательно предварительное исследование грунта. В том случае, если в силу местных условий нельзя получить для здания школы вполне сухой участок, то его необходимо как следует дренировать канавами (или дренажными трубами) вокруг здания и обеспечить хороший сток в ближайший водоём. Канавы следует покрывать досками и засыпать сверху песком.

После того как земельный участок для школы избран и проведено обследование грунта, необходимо его поверхность нивелировать с целью создания ровного рельефа и исключения возможности застоя атмосферных вод.

Участок школы должен быть изолирован от шумных улиц, особенно от магистралей с большим движением транспорта, так как переход такой улицы учащимися младших возрастов может привести к несчастным случаям, а шум от движения транспорта мешает учебным занятиям в классах и увеличивает количество пыли в школьных помещениях. В связи с этим следует для школы подбирать земельные участки, расположенные по боковым улицам, движение транспорта на которых ограничено. По тем же соображениям совершенно недопустимо выбирать для школьного участка территорию, расположенную в непосредственной близости от полотна железной дороги. Расстояние участка школы от полотна железной дороги должно быть не менее 500 м.

Нельзя располагать школьное здание в непосредственном соседстве с заводами и фабриками, выделяющими вредные газы, большое количество пыли и дыма или же производящих большой шум. При выборе участка в заводской или фабричной местности (например, для ремесленного училища или школы фабрично-заводского обучения) следует учитывать направление главенствующих ветров с тем, чтобы здание школы находилось вне попадания на него дыма и газов.

Земельный участок школы должен быть обеспечен хорошей, доброкачественной питьевой водой, получаемой из водопроводной сети или же из колодца, устраиваемого на его территории.

Школа при отсутствии центральной канализации должна быть обеспечена очистными сооружениями для удаления нечистот (поля фильтрации, поля орошения, биологическая станция). Эти очистные сооружения следует устраивать вне территории школьного участка. При отсутствии возможности устройства указанных очистных сооружений применяется система люфт-клозетов.

С целью обеспечения противопожарных мероприятий школьный участок следует располагать по возможности дальше от жилых строений.

Выбор земельного участка для строительства здания школы или другого детского учреждения производится органами народного образования (или органами ведомства, в ведении которого находится учебно-воспитательное учреждение). При этом обязательно соблюдение приведённых выше гигиенических требований. Выбор земельного участка происходит при обязательном участии представителя санитарного надзора, обязанностью которого является консультация и контроль в отношении требований школьной гигиены .

Школьный участок должен иметь следующие составные части:
а) площадь, для здания школы;
б) «защитная зона» (территория, отделяющая фасад школьного здания от красной линии улицы);
в) площадки, обеспечивающие физкультурно-гигиенические мероприятия (площадки для проведения гимнастики, занятий лёгкой атлетикой, подвижных и спортивных игр, для душа, приёма солнечных ванн и пр.);
г) площадки для занятий по естествознанию (огород, опытные культуры, ягодник и пр.);
д) сад для отдыха детей;
е) хозяйственный двор.

В случае наличия земельного участка значительного размера можно выделить из физкультурно-гигиенической его части особую площадь для устройства оздоровительных площадок (площадка с навесом для лежания детей на воздухе, площадка для солярия с душем и площадка для устройства на ней класса на свежем воздухе).

Если размеры школьного участка малы, то следует ограничиться основными обязательными площадками и в первую очередь «защитной зоной», физкультурно-гигиенической частью, площадками для занятий по естествознанию и хозяйственным двором.

«Защитная зона» - это расстояние от красной линии улицы до фасада здания школы. Это расстояние должно иметь ширину не менее 20м. На «защитной зоне» следует иметь зелёные насаждения, невысокие декоративные и цветущие кустарники, газоны и цветы. Желательны устройство в этой части школьного участка фонтана и установка скульптурных украшений. В этой же зоне следует установить скамейки для детей и приходящих в школу родителей.

Физкультурно-гигиеническая часть школьного участка состоит из ряда площадок - для проведения на них в тёплое время года уроков физических упражнений и внешкольных спортивных занятий. Эти площадки располагаются в глубине участка и за зданием школы, так как при этом они скрыты от улицы или проезда. С целью предохранения окон игровые площадки следует располагать от здания не менее как на 15 м. Эти площадки нельзя располагать в непосредственной близости с хозяйственным двором.

Физкультурно-игровые площадки предназначаются: а) для гимнастических упражнений со снарядами и без них; б) для проведения подвижных и спортивных игр и в) для проведения соревнований по комплексу «Будь готов к труду и обороне». На школьном
участке возможно также устройство тира, который должен быть огорожен и находиться в наиболее отдалённой части участка. Площадки для физкультурно-спортивных занятий, хотя и связаны между собой, изолируются одна от другой кустарниками. Особое внимание должно быть уделено почве площадок. Верхний слой следует очистить и снять, заменить чистым песком, чтобы в нём было меньше бактерий, так как в почве, в особенности влажной и загрязнённой гниющими отбросами, встречаются бактерии, не безвредные для человека.

Кроме того, в физкультурно-гигиенической части школьного участка или по соседству с нею при наличии достаточной земельной площади устраиваются площадки для лежания и сна детей на воздухе (в летнее время), для приёма солнечных ванн, для устройства душа и навеса. В зимнее время года эта часть участка используется для устройства катка, снежных гор, лыжной станции и пр.

Территория школьного участка, отводимая для занятий по естествознанию и для изучения передовой мичуринской биологии, может состоять из: а) площадки для гряд огорода, б) площадки для опытного цветника, в) площадки для фруктовых деревьев и ягодных культур, г) площадки для технических и лекарственных растений и д) площадки для опытных животных. Эта часть школьного участка имеет большое значение для воспитания у детей любви к природе, агрономических, животноводческих знаний и интересов, что столь существенно, особенно в сельских местностях, так как это содействует подготовке учащихся к их будущей практической работе. Кроме того, работа на свежем воздухе имеет большое гигиеническое значение.

Каждый школьный участок по возможности должен иметь сад, состоящий из различных лиственных и хвойных, а также плодовых деревьев, цветочных и декоративных кустарников и цветочных клумб. Здесь же по соседству возможно устройство небольшой метеорологической станции. На территории сада следует провести дорожки и установить скамейки со спинками.

Хозяйственный двор предназначается для подвоза к школьному зданию топлива, продуктов, а также размещения на нём сараев с запасами топлива, инвентаря и пр. В этой части участка располагаются мусорная и помойная ямы. Хозяйственный двор следует располагать на школьном участке так, чтобы с одной стороны он примыкал непосредственно к улице, к внутриквартальному проезду, но не со стороны главной улицы, на которую обращен фасад школьного здания. С другой стороны хозяйственный двор должен примыкать к «чёрному ходу» - для доставки в помещение школы топлива, для удаления из него мусора и пр. И с третьей стороны хозяйственный двор должен граничить с площадками для занятий по естествознанию, в первую очередь с огородом и с площадкой для опытных животных.

Площадка под здание школы выбирается таким образом, чтобы здание располагалось главным фасадом (окна классов) на южную или юго-восточную стороны горизонта. В целях наилучшей инсоляции, естественного освещения и проветривания здание школы должно отстоять от соседних, а тем более противоположных зданий на троекратном или в крайнем случае на двоекратном расстоянии, высоты противоположных или соседних зданий. Это требование не всегда осуществимо в городах со сплошной застройкой улиц. Но и в последнем случае обязательно наличие определённого расстояния между зданием школы и соседними зданиями.

Школьный участок со всех сторон должен быть огорожен изгородью. Согласно существующим правилам земельный участок школы должен быть сдан строительными организациями в полном порядке одновременно со сдачей в эксплуатацию школьного здания. Земельный участок закрепляется за школой и не может быть использован для других нужд.

На земельном участке школы воспрещается возводить постройки, не имеющие отношения к школе. Помимо обычной изгороди, целесообразно вокруг школьного участка устроить дополнительную живую изгородь, препятствующую проникновению на территорию школы пыли и шума с улиц.

Наличие при школе достаточного по размерам и хорошо оформленного земельного участка содействует более углублённому проведению учебно-воспитательной работы среди детей и подростков и помогает организации здорового, полноценного досуга.

Земельный участок других детских учреждений . Особенно большое значение имеет земельный участок для детского дома, поскольку дети и подростки проводят в нём большую часть суток. В основном в отношении земельного участка детского дома остаётся в силе всё сказанное в отношении участка начальной и средней школы. На участке детского дома, кроме здания самого детского дома, возводятся ещё здания для квартир педагогического и технического персонала, для бани и прачечной. Учитывая то, что в детском доме дети и подростки получают круглосуточное питание и что это питание должно быть полноценным во всех отношениях, особое значение приобретает создание при нём подсобного хозяйства, огорода, птичника, крольчатника, пасеки и других служб.

Кроме этого на участке детского дома сооружаются: сарай для хозяйственного оборудования и хранения спортивного инвентаря, навес для сельскохозяйственного инвентаря, материальный склад, пожарный сарай, водопроводная башня с водокачкой (в случае отсутствия городского водопровода), овощехранилище, продуктовый склад с ледником, навес для хранения дров, гараж для машин и конюшня, амбар для хранения зерна и сарай для обслуживания живущего при детском доме персонала. На участке детского дома устраиваются также скотный двор с навозохранилищем и жижесборником, склад кормов и сеновал под навесом.

В соответствии с этим площадь земельного участка детского дома должна быть по сравнению со школьным участком увеличена до 3-4 га, что обычно не представляет больших трудностей, поскольку детские дома большей частью устраиваются за городом - в сельских местностях. Наличие подсобного хозяйства не менее желательно и для начальных, семилетних и средних школ, имеющих при себе интернаты, так как в них необходимо обеспечить детям полноценное питание. Поэтому расширение площадей земельного участка при школах, имеющих интернаты, является естественной необходимостью.

Земельный участок санаторно-лесной школы, помимо обязательных для участка школы и детского дома составных частей, должен обязательно иметь дополнительные площадки для сна детей на свежем воздухе, солярия, душа и класса на свежем, воздухе. Размеры площади земельного участка санаторно-лесной школы должны быть аналогичными с участком детского дома.

Земельный участок - лагеря отдыха должен быть расположен в местности, богатой зелёными массивами. Особенно необходима для земельного участка пионерского лагеря близость реки, озера или иного проточного водоёма. Водоём от лагеря должен быть расположен на недалёком расстоянии, примерно 1 км с тем, чтобы дети и подростки могли его использовать для купания и водного спорта (гребля, плавание и пр.). Участок пионерского лагеря надо располагать в отношении реки так, чтобы места стока вод с ближайших производств и селений находились ниже по течению от него. Если пионерский лагерь рассчитан на 200 детей (а на большее количество детей лагерь устраивать не стоит по соображениям противоэпидемического порядка), то для его земельного участка необходима площадь не менее 2-3 га с тем, чтобы на одного пионера приходилось не менее 100 кв. м площади.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большекрупецкая средняя общеобразовательная школа

Выгоничского района Брянской области

Опыт работы по теме:

«Роль учебного – опытного участка

в учебно – воспитательном процессе школы»

Директор школы:

Круговых Анна Васильевна

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

Более чем когда - либо актуальны сегодня слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, когда «словесное формирование нового человека» оборачивается криминальной статистикой, молодёжной наркоманией, аморальной развязанностью, когда не стыдно любыми средствами (даже преступными) делать деньги, а стыдно их не иметь. Это, во-первых. Во-вторых, значимость этих слов актуальна сегодня и потому, что школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. И, в-третьих, именно трудовая подготовка – это подготовка к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд – основа, основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основа развития, основа человеческого счастья. Социально, духовно и морально зрелая личность – это личность с высоким уровнем культуры, с качествами гражданина, патриота, семьянина, труженика.

Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность. Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Но труд не рассматривается нами как некоторое универсальное средство, во внимание принимается нами не только физический труд. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен в воспитательную систему. Мы ставим перед собой задачу одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям труда, учить благотворительности, бескорыстию. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим. В трудовом воспитании мы исходим из того, что кто – то из учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто – то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни – учителями, агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали вкус труда, успешного, коллективного, увидели его плоды.

Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

  1. Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свёклу столовую, морковь, лук, капусту, огурцы, зеленные культуры;
  2. повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно-воспитательного процесса в системе обучения учащихся;
  3. совершенствование непрерывного круглогодичного цикла учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного обучения учащихся;
  4. развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе;
  5. формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;
  6. формирование гармоничной, разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности выпускника сельской школы.

Воспитывающий, хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе нашей школы через:

  1. уроки сельскохозяйственного труда с 1 по 11 класс, которые мы выделяем из вариативной части учебного плана;
  2. проведение уроков базисного учебного плана с использованием ресурсов учебно-опытного участка, школьного сада;
  3. систему школьных, воспитательных мероприятий;
  4. обязательную летнюю трудовую практику (по графику ребятам разных классов предлагается отработать её в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов);
  5. работу производственной бригады старшеклассников;
  6. функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из числа учащихся начальных и средних классов;
  7. участие всех работников школы в трудовых делах.

К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:

  1. Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения.

Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал. Такой коллектив не валится с неба, не возникает из ничего, сам по себе. Он создаётся, конструируется, постепенно, шаг за шагом, как самое сложное устройство.

  1. Преемственность в трудовом воспитании (дошкольная группа – начальная школа – среднее звено – старшеклассники). Привитие трудовых навыков начинается в дошкольной группе. Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посожженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 5-8 классов на уроках труда, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклассники помимо работы на УОУ работают в хозяйстве, выполняя разнообразные работы от сортировки зерна до уборки соломы.
  2. Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства.
  3. Хорошая материально-техническая база (кабинет обслуживающего труда, комбинированная мастерская по трудовому обучению, пришкольный учебно-опытный участок, теплица).
  4. Традиции школы по трудовому воспитанию. Это и связь с «ООО Малфа», производственная бригада из числа старшеклассников, встречи с тружениками села, популяризация опыта семейного воспитания и т.д.

Воспитание юного, подрастающего поколения в духе любви и уважения к земле, которая во многом обеспечивает всем необходимым, является источником дохода и вообще символом и смыслом жизни сельского человека, давно является традицией нашей школы.

Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой глубокое научное и методическое обоснование. Всё чаще в работе УОУ используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяет опытнической работе. Каждый учащийся нашей школы, в процессе труда на пришкольном участке проводит за всё время обучения не менее 10-15 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур и декоративных растений.

Целью данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью.

это выглядит следующим образом:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - уроки природоведения, уроки сельскохозяйственных трудов, экскурсии на пришкольный участок, выполнение проектов. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур в двухпольном севообороте. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА - уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, летняя учебная практика, исследовательская работа, подготовка к областной эколого-биологической выставке «Юннат». В целом в курсе биологии и сельскохозяйственных трудов последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает несколько этапов.

На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию объектов природы и явлений живой природы. Здесь зарождается познавательная потребность и интерес к экологии, характер отношения школьников к живой природе: к растениям, животным, природным сообществам в целом, здоровью самого человека; определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций.

На втором этапе необходимо формулировать экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Прогнозируются возможные изменения природных систем на основе деятельности человека как экологического фактора.

На третьем этапе школьниками осознаются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.

На четвертом этапе раскрываются научные основы взаимодействия человека и общества с экологическими системами на основе идей охраны природы. Учащиеся выполняют практические исследования на учебно-опытном участке, активно выступают на городских, районных и областных конференциях, занимают призовые места.

Пятый этап - практический. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами рационального природопользования.

Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, этических категорий, конкретных научных идей, выражающих познавательное отношение человека к природе.

Данным поэтапным изучением мы руководствуемся в изучении курсов биологии и сельскохозяйственных трудов.

Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 1 классе первые два урока мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома.

При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей).

Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.). При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на уроках проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка.

Некоторые особенности содержания учебной работы.

В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений:

1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".

Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, крыжовника, малины, смородины).В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.

2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".

Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход наездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отслеживают вид и форму кладки (до 100 штук и более). Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений.

Следуя по основным направлениям работы: приблизить условия жизни растений и других организмов в агроэкосистеме пришкольного участка к условиям естественной экосистемы, необходимо доказывать учащимся в работе о способах этого решения. Отказ от пестицидов в работе с культурами не означает бездеятельность по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Эта работа заменяется альтернативной, но не нарушающая экологического равновесия. Учащимся предлагается провести наблюдения при внедрении в плантации фитонцидных и инсектицидных растений.

3.Наблюдение "Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща "

4.Наблюдение "Как влияют посадки ноготков на снижение заболеваемости гладиолусов фузариозом "

5.Наблюдение "Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика ".

6.Наблюдение "Роль рудеральных группировок растений в формировании банка хищных насекомых".

Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии.

Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7-8 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:

1."Влияние мульчирования делянок с посевами лука торфом, перегноем, зерноотходами на скорость вегетации и урожайность"

2.Сортоиспытание картофеля, кабачков, астр.

3."Влияние разных субстратов на скорость вегетативного развития тюльпанов "

4."Влияние сроков посадки черенков черной смородины на их укоренение"

5."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".

Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.

Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.

Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.

В свое работе мы не стоим на месте и не останавливаемся на достигнутом. На данный момент мы тесно сотрудничаем с фермерскими хозяйства ми А.Д. Ковтуна и В.В. Кастова.

Результаты нашей работы налицо. Учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места в областной эколого-биологической выставке «Юннат».

Как видно, поле хозяйственной деятельности достаточно широкое, и это формирует необходимый опыт работы на земле, убеждает в том, что земля остаётся основным капиталом людей, матерью богатства и от того, что на ней происходит, зависит всё остальное. Мы убеждены, что на разъяснение этой истины не следует, жалеет ни сил, ни времени.


Пришкольный участок - это территория, которую могут приводить в порядок не педагоги и родители, а сами школьники. Рассмотрим некоторые рекомендации по проведению таких работ, приведем пример готовых проектов.

Особенности участка

Пришкольный участок с точки зрения градостроителей является территорией городского ландшафта специального предназначения. Он характеризуется ограниченностью использования. В настоящее время городские ландшафты превращаются в некие ядра антропогенного разрушения живой природы. Действие человека на городскую среду привело к тому, что она не способна к самостоятельному восстановлению.

В связи со сложившейся ситуацией при создании пространства на первый план выходит экологическая устойчивость. Это является одним из условий гармонизации городской среды. Дизайн пришкольного участка дает возможность восстанавливать природное равновесие.

Теоретические основы

Новый эколого-ландшафтный подход к озеленению предполагает оптимизацию территории, создание на ней стабильной экосистемы. Озеленение пришкольного участка допускает использование инновационных градостроительных технологий. На них можно создавать экспериментальные площадки, на которых дети (в каникулы) будут изучать растительный мир, осуществлять уход за живыми насаждениями.

Этапы работы

Пришкольный участок формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

  • обследование земельного участка;
  • проектирование с применением ландшафтного дизайна;
  • реализация созданного проекта;
  • уход за объектами.

На первом этапе происходит исследование почвы, растительности. Состояние территории на время проведения проектирования отображает первоначальный план.

Дизайн пришкольного участка предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание генерального плана участка, оформление документации.

Реализация представляет собой организацию запланированных объектов ландшафта, а также осуществление на выбранной территории посадок.

пришкольной территории

Для того чтобы оформить пришкольный участок своими руками, нужно учесть специфику территории, а также затраты на приобретение растений и кустарников. Уход за посадками могут осуществлять старшеклассники, для этого педагоги составляют календарно-технологическую карту. В годовой план включают практические занятия для детей на участке, а также разрабатывают тематику. Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке.

Подбор форм и методов организации работ определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся, наличия практических навыков, материальной базы образовательного учреждения.

Пришкольный участок позволяет педагогам формировать у подрастающего поколения навыки бережного отношения к живой природе.

Базовые термины

Дизайн - это термин, который обозначает разные виды проектной работы, предназначенные для формирования функциональных и эстетических качеств среды. Техническая эстетика занимается изучением технических, социальных, культурных проблем формирования предметной гармоничной среды, получаемой средствами промышленного производства для создания оптимальных условий быта, труда, отдыха людей. Проект ландшафтного дизайна представляет собой комплект документов:

  • генеральный план;
  • посадочный чертеж с указанием мест размещения кустарников и деревьев;
  • разбивочный чертеж;
  • ассортимент посадочного материала;
  • календарное планирование;
  • график действий;
  • расчетная смета;
  • пояснительная записка.

Разделы проекта

План пришкольного участка педагоги, родители могут разрабатывать вместе со школьниками, учитывая их предложения и интересные идеи.

В состав проекта можно включать следующие разделы:

  • подробные эскизы цветников, участков сада;
  • план вертикального планирования;
  • перспективные рисунки некоторых элементов ландшафта: малые архитектурные формы, спортивные площадки;
  • набор рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

Обследование пришкольного участка состоит из нескольких этапов:

  • визуального осмотра;
  • топографической съемки;
  • анализа почвы;
  • характеристики гидрологии участка;
  • освещенности его в разное время суток.

Существует определенный алгоритм, по которому составляется генеральный план. Проект пришкольного участка нужно начать с определения размеров территории. Далее выбирается оптимальный масштаб чертежа. Затем намечают очертания границ, обозначается ориентация участка относительно сторон света, устанавливается число сооружений.

Растения пришкольного участка должны подбираться с учетом климатических условий местности. На генеральном плане обозначают порядковым номером основное здание школы, дополнительные сооружения, водоемы, зеленые растения и кустарники.

Элементы дизайна

Деревья пришкольного участка должны размещаться так, чтобы между ними можно было свободно передвигаться. Для этого важно обустроить дорожки на пришкольной территории. Они не только придадут создаваемому дизайну оригинальность и индивидуальность, но и будут выполнять несколько функциональных предназначений.

Для их декорирования можно воспользоваться несколькими видами покрытий: камнем, плиткой, бетоном, деревом, травой. Укладка материала может осуществляться на песок, раствор цемента.

На школьном участке удобнее всего воспользоваться бетонными плитами. Производители предлагают их в форме шестигранников, волны, кирпича. В одной части участка также можно выделить и травянистые дорожки, на основе которых учитель биологии вместе со своими воспитанниками сможет проводить экологические экскурсии для школьников.

У дорожек и тропинок, создаваемых на пришкольной территории, существует несколько предназначений. Они не только делят весь участок на отдельные зоны, но и выступают в качестве отдельного элемента эстетического и художественного решения сада.

Пришкольные участки, фото которых приведены ниже, вписываются в общую концепцию образовательного учреждения.

Цветники

Клумбу можно сделать прямоугольной, круглой, квадратной, овальной формы. По ее краю допускается расположение небольшой полосы бордюра либо газона для невысоких растений. Для того чтобы правильно подобрать растения для ландшафтного дизайна школьного участка, важно учитывать следующие параметры:

  • гармоничность цветового сочетания;
  • высота и специфика роста;
  • правильность рассадки по клумбе;
  • избегание сложного рисунка.

Бордюр, выбираемый для оформления клумб, должен отличаться по цвету от базового тона создаваемой цветочной композиции.

Бордюрные растения должны быть низкорослыми, растущими плавным плотным кустом, стойкими к неблагоприятным погодным условиям. Среди таких растений, оптимально подходящих для участка, отметим низкорослые бархатцы, анютины глазки, маргаритки. Работа на пришкольном участке должна быть для ребят интересной и познавательной с биологической точки зрения. Именно поэтому можно создавать модульные цветники вблизи школы, которые не только будут радовать окружающих своим оригинальным цветением, но и станут наглядным пособием по ботанике для школьников.

При организации модульного цветника на одной площади предполагается многократное повторение в заданной форме какой-то фигуры. Площадка цветника делится на модульную сетку, в ее основе выполняется, к примеру, прямоугольник. В подготовленные фигуры высаживают цветы, затем укладывают гравий, гальку.

Газон

Каждый пришкольный участок обладает определенным обликом. Для того чтобы отделить некоторые элементы, можно воспользоваться травянистым газоном. Под ним подразумевается участок почвы, который засеян плотным слоем злаков. Для того чтобы газон имел опрятный вид, необходимо регулярно его подстригать. Среди обязательных работ, связанных с уходом за газоном, отмечают:

  • регулярную стрижку (около 20-30 раз в течение сезона);
  • регулярность полива;
  • подравнивание краев;
  • внесение минеральных удобрений в весеннее и осеннее время;
  • устранение сорняков;
  • прокалывание;
  • подметание;
  • прочесывание специальными граблями.

Обустройство альпинария

Это один из старейших видов европейского каменистого сада, который сохранил определенные черты каменистых композиций. Классический вариант альпинария является симметричным сооружением, напоминающим «праздничный пирог». Верхняя часть альпинария имеет крупную коническую глыбу, которая ассоциируется с вершиной горы, а по склонам ее можно уравновесить плоскими массивными камнями. Подобное сооружение вполне уместно на пришкольной территории, его можно обложить дорожками или бордюрами из плоских камней.

Природа является уникальной естественной системой, все элементы которой связаны между собой. Человек также является частью живой природы. Именно поэтому так важно привлекать к благоустройству территории около образовательного учреждения учеников.

Детский проект по благоустройству школьного участка

Учащиеся решили внести свой небольшой вклад в восстановление природного равновесия. Был создан проект, который позволил преобразовать в лучшую сторону школьный участок.

Цель работы: экологическое и эстетическое изменение школьной территории.

Задачи проекта:

  • декоративное преобразование территории вокруг образовательного учреждения;
  • создание оптимальных условий для работы летнего лагеря, отдыха ребят во внеурочное время;
  • активизация познавательного интереса к биологии;
  • формирование в подрастающем поколении потребности в улучшении и сохранении природы.

Среди предполагаемых результатов внедрения данного проекта отметим:

  • создание благоустроенного участка;
  • удовлетворение экологического и эстетического состояния территории;
  • приобретение учащимися практических навыков ухода за цветами и кустарниками.

Проект является групповым, долгосрочным, практико-ориентированным мероприятием. В его рамках ребята анализируют возможность использования почвы на участке для организации клумб, пытаются создать у школы настоящую альпийскую горку.

Данный проект не предполагает серьезных экономических расходов. Небольшие расходы нужны для приобретения семян цветов, выращиванием саженцев занимаются сами школьники под руководством преподавателя биологии.

Осенью проводится анкетирование школьников, целью которого является получение информации о готовности ребят принять активное участие в благоустройстве пришкольной территории. Далее вместе с преподавателем технологии ученики составляют генеральный план, продумывают все зеленые насаждения, малые архитектурные формы, которые будут располагаться на декорируемой территории. Сначала школьники создают эскизы клумб и альпийской горки, вносят корректировки с учетом рекомендаций специалистов.

Для того чтобы осуществлять правильный уход за посаженными цветами и кустарниками, участники проектной группы изучают литературу о ландшафтном дизайне.

На уроках технологии мальчики готовят ящики под выращивание рассады, девочки сеют однолетние цветочные культуры.

Весной проект переходит в основную стадию. Согласно составленному плану, на пришкольной территории организуются клумбы, в них закладывается смесь грунта и торфа. Уход за посаженными цветами осуществляет бригада старшеклассников, руководит которой учитель биологии.

Осенью подводятся итоги осуществленного проекта, оформляется презентация. Результаты своей деятельности авторы проекта представляют в рамках научно-исследовательских конференций.

Информация в заключение

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является сложным и ответственным мероприятием. Подобное мероприятие предполагает серьезную предварительную работу, состоящую из нескольких последовательных этапов. Вовлечение детей в облагораживание участка вокруг родной школы - отличный вариант воспитания в подрастающем поколении патриотизма. Помимо получения существенного объема теоретических навыков, ребята приобретают новый социальный опыт. Они повышают уровень своей информированности об окружающей среде.

В рамках реализации проекта развиваются практические умения по изучению, оценке, улучшению окружающей среды вблизи школы. У подростков развивается самостоятельность, они меняют свое отношение к проблемам окружающей среды. После внедрения в учебные заведения Российской Федерации новых образовательных стандартов проектная деятельность стала одним из приоритетных направлений деятельности на всех ступенях обучения. Ребята могут стать активными участниками реализации своего проекта, направленного на улучшение пришкольной территории.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта