Главная » Несъедобные грибы » Презентация на тему глагол как часть речи. II

Презентация на тему глагол как часть речи. II

Слайд 1

Глагол как часть речи

Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2» Михайловск, 2011

Слайд 2

повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайд 3

1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Слайд 4

Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Слайд 5

Вид глагола: Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Слайд 6

Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога: отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета: не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения (глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Слайд 7

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог: старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).

Слайд 8

Наклонение глагола: Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Слайд 9

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное:Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Слайд 10

Слайд 11

Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Слайд 12

Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Слайд 13

Личные окончания глагола: А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Слайд 14

Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут

Слайд 15

Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Цель:

Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число; отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи, выявление роли глагола в тексте,

Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда; развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе

Методы: словесный, иллюстративно- словесный, частично-поисковый, наглядный

Тип урока: урок-закрепление

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

(Солнышко) Слайд 2.

«Добрый день, Солнышко!»

«Добрый день, страна моя!»

«Добрый день, друг мой!»

«Добрый день, учитель!»

«Добрый день, ребята!»

Сегодня урок русского языка я хочу начать с загадки: Слайд 3.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

Что это?

Знаете ли вы, как создаются книги?

Кто работает над созданием книг?

Изготовление книги — весьма сложный процесс. Помимо непосредственного производства, он включает в себя различные этапы до- и постпечатной обработки. Несмотря на великие достижения в области техники, изготовление книг до сих пор невозможно представить без применения ручного труда. Чтобы сделать хорошую книгу, необходима слаженная работа профессионалов всех направлений: писателей, поэтов, художников, редакторов, верстальщиков, технологов, печатников и многих других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.

Сегодня на уроке мы с вами создадим книгу. А о чём эта книга, вы узнаете из орфографической минутки.

«Орфографическая минутка»

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. ГРИБ

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... ЖИРАФ

И топчут ее,

И режут ее —

Она не серчает,

Добром отвечает. ЗЕМЛЯ

Подберите синоним к слову ТАНЦЕВАТЬ - ПЛЯСАТЬ

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все... СОЛНЦЕ

Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате? ВАННА

«Минутка чистописания»

«Лексическое значение слова ГЛАГОЛ» Слайд 11.

РАБОТА ПО СЛОВАРЮ

Глагол - греческого происхождения, означающее «речь».

Из словаря В.И. Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.»

А.С.Пушкин

Объясните значение строк ГЛАГОЛОМ жги сердца (РАБОТА ПО СЛОВАРЮ)

Подберите однокоренные слова к слову глагол

Глагол- глаголить, разглагольствовать.

Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов?

Посмотрим из словаря Ожегова.

Глаголить - говорить

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

В древности были ещё слова с тем же корнем например Глаголица -одна из древнеславянских азбук.

2. Сообщение темы, цели урока. Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать в нашей книге?

(правильно о глаголе, т.е. мы сегодня на уроке вспомним то, что узнали о глаголе во 2-3 классе)

Что такое глагол?

Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета или лица, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Глагол в предложении обычно является сказуемым.

А какие стихотворения о глаголе вы знаете?

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто, что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет вам ……(глагол)

Что без меня предметы?

Лишь названия. А я приду -

Всё в действие придёт - летит ракета,

Люди строят здания, цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу глагол)

Труд …, а лень… перетрут портит

Смелый …, а робкий …. знает теряет

Терпенье и труд всё …. кормит находит

Кто много …, тот много … читает

Неопределённая форма

Выпишите глаголы. Что вы о них можете сказать?

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озёрами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода

Физминутка (танцевальная)

Работа по группам

Отгадайте загадки.Найдите глаголы. Каждая группа выписывает глаголы в три столбика. Глаголы записаны по столбикам. Сравните их. Что вы о них можете сказать?

1 группа «Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним прохода не даёт,

Других он подгоняет.» ВЕТЕР

2 группа «Длинной шеей поверчу-

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут - положу:

Человеку послужу.» ПОДЪЁМНЫЙ КРАН

3 группа «Принялась она за дело,

Завизжала и запела:

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.» ПИЛА

Уч-ся делают вывод, что глаголы даны в разных временах. На доске появляются слова в 3 столбика, учащиеся сверяются и делают вывод, что глаголы даны в разных временах.

Что вы можете сказать о настоящем времени? О будущем времени? О прошедшем времени?

Упражнение «Четвёртый лишний».

· Трещит, скрипит, воет, скулил.

· Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

· Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

Число глаголов

Запишите действия предметов, которые вы видите на данном рисунке.

Чем отличаются друг от друга эти глаголы? (они даны в разном числе)

Род глаголов

Сравните действия этих лиц и предметов. Что вы можете сказать об этих глаголах?

Работа по учебнику. Упражнение 343 Стр.96

· Выпишите глаголы, определите время, число.

· 1 предложение разберите по членам предложения

Ребята, давайте вспомним о правилах пользования учебником?

Береги книгу!

/Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..

Что вы заметили в этом правиле?

Что вы можете сказать о написании частицы НЕ?

Частица НЕ с глаголами

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Рефлексия

Дома вы будете учить глаголы, но не так, как это делал один ученик. Послушайте.

“Я учу глаголы”.

Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать обзор по нашей книге, т.е. просмотреть материал, который мы сегодня повторили.

Роль глаголов

важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного

Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. Алексей Югов

Оценивание учащихся. Пожелания.

Тема урока. Презентация части речи «Глагол».

Цели урока:

  • Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте.
  • Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола, изучить порядок морфологического разбора глагола.
  • Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • Совершенствовать умение анализировать текст.
  • Развивать речевую и мыслительную деятельности.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Сообщение темы и цели урока

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!

– Сегодня на уроке мы должны с вами согласиться или не согласиться со словами А.Югова.

III. Работа с классом

Задание 1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части в данном описании. Сделайте вывод. (Приложение . Слайд № 2)

Гаснет вечер, даль синеет.
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

(И.Бунин)

Вывод: глагол называет действия предметов. В каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предметов характеризует эти предметы.

2. Сообщение ученика (готовится заранее), (Приложение . Слайды № 3–4)

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т.)
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Задание 3. Составьте кластер морфологического разбора глагола. Используя его, расскажите о грамматических признаках слов этой части речи. (Приложение . Слайд № 5)

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив).

2. Постоянные признаки:

а) вид;
б) переходность;
в) возвратность (возвратный или невозвратный);
г) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль в предложении

Задание 4. (Самостоятельная работа)

Комплексный анализ текста. (Приложение . Слайд № 6)

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст.
Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри кластер). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?

Я очень люблю эти пр_стые цветы – в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее – л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.
Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.

(И. Соколов – Микитов)

Минутка творчества!

Задание 5. Учимся писать. (Приложение . Слайд № 7)

Рассмотрите картинки и напишите рассказ на тему «собиратель автографов».
Подчеркните глаголы и определите их роль в тексте. (Учащиеся делают выводы)

Задание 6. (Приложение . Слайды 8–9)

Рассмотрите рисунки и определите, значение каких глаголов-омофонов в них обыгрывается.
Запишите омофоны и составьте с ними предложения по рисункам.
Какие морфологические признаки являются общими для этих глаголов-омофонов?

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание (роман – жанр произведения, Роман – имя собственное)
(При-мир-я-ть друзей – при-мер-я-ть костюм)

Задание 7. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом. Запишите эти глаголы и разберите их по составу.(Приложение .Слайды № 11–12)

Водить за нос. Запутывать, обманывать.
Рассеиваться как дым. Исчезать.
Надуть губы. Обидеться.
Прикусить язык. Замолчать.
Унести ноги. Убежать.
Зарубить на носу. Запомнить.
Чесать язык. Болтать.
Клевать носом. Дремать.
Задавать стрекоча. Убегать.

Задание 8. Устно, употребляя каждый глагол в указанной форме.Назовите те морфемы, с помощью которых образуются данные формы. Назовите глаголы совершенного вида.
Выразительно прочитайте стихотворение А.Майкова. Докажите, что в нём использован приём олицетворения. (За образом цветка угадывается внутренний мир человека) (Приложение . Слайды №13–14)

От солнца лилия пугливо
Головкой (прятаться : изъяв. н., наст. вр.)
Своей,
Всё ночи (ждать : изъяв. н., наст. вр.), всё
(ждать : изъяв. н., наст. вр.) тоскливо,
(Взойти : услов. н.) месяц поскорей.
Ах, этот месяц тихим светом
Её (пробудить: изъяв. н., буд. вр.) ото сна,
И всем дыханьем, полным цветом,
К нему (запроситься: изъяв. н., буд. вр.) она…
(Глядеть :изъяв. н., наст. вр.), (гореть : изъяв. н., наст. вр.),
(томиться : изъяв. н., наст. вр.),
(блестеть : изъяв. н., наст. вр.)
И, все раскрывши лепестки,
(благоухать: изъяв. н., наст. вр.) и (трепетатать : изъяв. н., наст.вр.)
От упоенья и тоски.

Проведём эксперимент.

Задание 9. (Приложение . Слайды № 15–16)

1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
3. Спишите выделенные предложения и разберите их по членам.
Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.
4. Ещё раз прочитайте текст и нарисуйте к нему иллюстрации.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
– Калушата, калушатоки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л. Петрушевская)

IV. Подведение итога урока

– Какова же роль глагола в речи и художественном тексте?

V. Домашнее задание

1. Используя схему, составьте предложения, содержащие вопрос или просьбу к незнакомому человеку. (Приложение . Слайд № 17)
Не забудьте употребить этикетные слова.
С каких слов должен начать фразу ваш собеседник?

2. Определите, какие морфологиеские признаки являются одинаковыми для всех глаголов в схеме (вид, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность, спряжение, грамматическая форма).

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. Глагол

Сравните два текста. Чем они отличаются? Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях. Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

Чем похожи эти слова? началась ударил вспыхнула полил побежали заблестели затихли Обозначают действия предметов. Отвечают на вопросы: что сделала? что сделал? что сделали?

Что значит слово ГЛАГОЛ? В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь. Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов. Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Глагол Это самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: читать, нарисовать.

Алгоритм определения глагола. Поставь к слову вопрос. Слово отвечает на вопрос что делает?, что сделает? … Да. Определи, что обозначает слово. Слово обозначает действие предмета? Нет. Да. Это глагол. Это другая часть речи.

Что делает? поднимает катается играет

Что делала? ругала махала читала

Что сделает? полетит потанцует побежит

Найдите 10 глаголов К М Л О В И Т Ь Ф Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К И Т С Р А Г А Ч А Н О Т Е И Т Л П Р И С О Н Ь Т Д Е И Р И С М С Й К Ь Е Т Т Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Ь Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь

Подбери к существительным подходящие глаголы. собака волк овца свинья гусь кузнечик кошка курица хрюкает блеет лает гогочет кудахчет мяукает стрекочет воет

Подбери к существительным подходящие глаголы. ножницами молотком топором пилой клещами плугом бруском бритвой удочкой зубной щёткой градусником забивают гвозди стригут пилят рубят доски ловят рыбу выдёргивают гвозди бреют точат пашут меряют температуру чистят зубы

Найдите глаголы в пословицах. Месяц светит, да не греет. Что с воза упало, то пропало. Работа и мучит, и кормит, и учит. Испокон века книга красит человека. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Укажи в тексте глаголы. … И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь. Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но погляди! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад; то летят домой ровным полётом два голубя. И. Тургенев

Экспресс - опрос Что такое глагол? Глагол – это самостоятельная часть речи. Что обозначает глагол? Глагол обозначает действие предмета. На какие вопросы отвечает глагол? Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …

Глагол. 3 класс

Выполнил: учитель начальных классов

МОУСОШ № 18 им. Н.В.Менчинского

Кузнецов Александр Сергеевич


Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.


Сравните два текста. Чем они отличаются?

  • Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
  • Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.

Чем похожи эти слова?

началась

ударил

вспыхнула

полил

побежали

заблестели

затихли

Обозначают

действия предметов.

Отвечают на вопросы:

что сделала?

что сделал?

что сделали?


Что значит слово ГЛАГОЛ?

  • В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.
  • Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
  • Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Что делает?

поднимает

катается

играет


Что делала?

ругала

махала

читала


Что сделает?

полетит

потанцует

побежит


Найдите глаголы


5 «золотых» правил русского языка

1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно;

2. Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания;

3. Переношу с одной строки на другую по слогам;

4. Помню о красной строке;

5. Пишу, проговаривая себе по слогам


Работа с книгой

С. 104 Упражнение № 178


кудахчет

стрекочет

кузнечик


Подбери к существительным подходящие глаголы.

ножницами

молотком

зубной щёткой

градусником

забивают гвозди

рубят доски

меряют температуру

чистят зубы


Подбери к существительным подходящие глаголы.

выдёргивают гвозди

Ловят рыбу


Найдите глаголы в пословицах.

  • Месяц светит, да не греет.
  • Что с воза упало, то пропало.
  • Работа и мучит, и кормит, и учит.
  • Испокон века книга красит человека.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Укажи в тексте глаголы.

И вот по одноцветной её синеве

замелькало что-то ровно и плавно;

ни дать ни взять белый платочек или

снежный комок. То летел со стороны

деревни белый голубь.

Прошло несколько мгновений – та же

стояла жестокая тишь… Но погляди! Уже два

платка мелькают, два комочка несутся назад;

то летят домой ровным полётом два голубя.

И. Тургенев


Рефлексия:

  • Что такое глагол?
  • Глагол – это самостоятельная часть речи.
  • Что обозначает глагол?
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта