Главная » Съедобные грибы » Реформы петра первого и их роль в развитиии государства. Роль личности Петра I в истории России

Реформы петра первого и их роль в развитиии государства. Роль личности Петра I в истории России

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
  • охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
  • таблицы для работы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • презентация к уроку
  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Материал урока условно можно разделить на несколько частей:

  1. Актуализация ранее полученных знаний
  2. «Психологическая пауза» - определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
  3. Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
  4. Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.
  2. Преодоление экономической отсталости
  3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
  4. Развитие просвещения
  5. Изменение положения классов.

II. «Психологическая пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории» (слайд 1)(Приложение).

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (слайд 2).
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?

(работа в группах, заполнение таблицы) , обсуждение

Учитель: Характеристики Петра в русской мысли - самые противоположные. Он - то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

Отец Отечества

Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории (Слайд 3)

Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.

Историки о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам) (слайд 4)

1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе (они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он? (слайд 5)

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I: «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ : А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого (для мальчиков) и розового (для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.(слайд 7)

Ответ : погоны.

5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого? (слайд 8)

Ответ : Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?(слайд 9)

Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)

Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I? (слайд 11)

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом? (слайд 12)

Ответ : Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

4.Рефлексия.

Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова В.О. Ключевского и А.С. Пушкина.(ответы учащихся) (слайд 14)

Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».

Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр в истории России» (правила написания на экране - слайд 15)

Домашнее задание : (слайд 16) Составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» (15 слов)

Использованные ресурсы

  • Смирнов С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
  • Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс. –М.: ВАКО, 2006г.
  • ru.wikipedia.org/wiki/
  • rulers.narod.ru/petr/petr.htm

1. Рождение Петра

2. Заход на престол

3. Выход к морю

4. Война со Швецией

5. Реформы Петра

6. Смерть императора

Рождение Петра

30 мая 1672 года в России произошло знаменательное событие: у русского царя Алексея Михайловича родился еще один сын. Имя ему было дано Петр. Тогда никто еще не мог предположить его роль в истории России. Несмотря на то, что Петр был младшим в семье, он с самого начала был "надежей" династии. Старший брат Петра Алексей не интересовался управлением государством. Кроме того его здоровье вызывало серьезные опасения. Кроме Алексея у Петра было еще два брата от первого брака "Тишайшего", но и они не рассматривались, как претенденты на длительное правление по причине слабости здоровья.

До двух с половиной лет маленького Петра окружали кормилицы. Но уже к этому возрасту определились его интересы. В спальне будущего императора постоянно были игрушечные лошади, пушки, знамена, пистоли и прочие предметы амуниции и вооружения. Уже в этом возрасте Петр приобретает друзей, которые позже стали опорой его трона.

27 апреля 1976 года умер Алексей Михайлович и на престол вступил его старший сын от первого брака - Федор Алексеевич. Друзья и родственники нового царя относились к Петру и его матери неприязненно в связи с тем, что перед этим Петра пророчили единственным наследником престола. Но маленькому мальчику не было дела до дворцовых интриг. Перемены он почувствовал лишь в 1679 году, когда к нему приставили двух дядек для воспитания и постижения наук. Но и эта перемена не была связана с изменением его роли в Кремле.

Федор Алексеевич, как и следовало ожидать, не протянул долго. Он умер 27 апреля 1682 года. На Земском Соборе было решено передать власть в руки Петра. Но здесь на сцену вышла молодая царевна Софья. Она решила противопоставить кандидатуре Петра его единокровного брата Ивана. Под его прикрытием она бы могла смело править страной. Действующей силой она избрала стрельцов. 15 мая стрельцы пошли на Кремль. Поводом послужил слух о том, что Ивана удавили. Успокоившиеся было стрельцы, которым были предъявлены оба царевича, были обруганы Михаилом Долгоруким. Этот крик обошелся жизни не только Долгорукому, но и многим другим друзьям Нарышкиных, стоявших за Петром. Вся расправа происходила на глазах у царевичей. Именно с тех пор Петр возненавидел стрельцов и царевну Софью. Позже он отомстил ей сполна. Стрелецкий бунт, затеянный Софьей, ею же был и подавлен. Власть укрепилась в ее руках. На престол был посажен Иван. Петр с матерью были почетно изгнаны из Кремля.

Но маленький Петр не терял времени даром. В ходе своих потех он сформировал два полка Преображенский и Семеновский, кардинально отличавшихся от стрелецкого войска, составлявшего тогда основу армии. Находясь в ссылке в Преображенском, Петр усиленно занимался науками. Правда, писал он до конца своей жизни так, что сложно было прочесть. Да и прочитанное потом надо было понять. Но зато, сошедшись с немцами он, учился математике, геометрии, фортификации. Находясь в опале Петр научился печатному делу и искусству каменщика. Это образование сильно разнилось с тем, чему учили царей обычно - пиитике и риторике.

Основным занятием Петра в Преображенском были военные "потехи". Людей в его "потешные" полки набирали как из старых дворянских фамилий, так и из числа конюхов и прочих ребят, приставленных к Петру. Зачастую людей присылала сама царевна Софья, надеявшаяся, что Петр за "забавами" забудет о престоле. Найденный английский бот позволил "потешаться" не только на суше, но и на воде. Постепенно "потешные" полки выросли и приобрели силу. На Яузе была выстроена "потешная" крепость с казармами, амбарами, съезжей избой. Служба в "потешных" частях стала государственной и оплачиваемой.

Заход на престол

В январе 1689 года Петр женился на Евдокии Лопухиной. Это означало, что маленький "потешающийся" мальчик стал взрослым мужчиной, готовым сесть на престол и взять в свои руки бразды правления. Позиция Петра была сильнее позиции Софьи. Неудачные походы против Турции сильно пошатнули позиции последней. Да и подавление бунта стрельцов, ею же поднятое, лишило ее поддержки армии. За Петром же стояли два полка, которые стоили, чуть ли не всей остальной армии. По крайней мере, на учениях, которые Петр устраивал став царем, они всегда били стрельцов.

7 августа 1689 года в Москву пришел слух, что "потешные" идут на Кремль. По этому поводу несколько преданных Петру людей были схвачены. Вспомнив ужасы 82 года, Петр выскочил из дома в одной рубашке и поскакал прочь из Преображенского. Его моральный настрой был очень низок. К утру 8 августа к Троице, где находился Петр, подошли его войска. К 27 августа туда же прибыли представители практически всех стрелецких полков. 7 сентября вынужденная подчиниться Софья была сослана в Новодевичий монастырь. Так началось правление Петра.

Поведение нового царя разнилось с поведением предыдущих правителей так же, как и его образование. Основное количество времени он проводил в Немецкой слободе. Там он гулял так, что участники гулянок готовились к ним как к смерти. Для некоторых это было действительно итогом пьянки. Но за бокалом вина Петр не забывал и о делах. От развлечений он быстро переходил к делам и наоборот. В Немецкой слободе Петр увидел что означает "просвещенная Европа". Петр понял, что тот уклад жизни, которым жила Россия последнее время надо менять. И Петр начал вводить нововведения, не везде находя компромисс между новым и старым.

Выход к морю

Одной из основных задач, стоявших перед Петром, было завоевание выхода к морю. Еще царевна Софья сделала попытку захвата Азова. Тогда она кончилась неудачей. В 1695 году Петр начал подготовку к новому походу. Однако штурм Азова в этом году не принес результатов. В армии не было толковых инженеров, не было флота для блокады крепости с моря, не было единства командования. Учтя все это, Петр отправил послов в Европу. В их задачу входил наем инженеров, артиллеристов и офицеров для царя московитов. Открылись новые верфи в Воронеже, Козлове и других городах. В начале компании следующего года к Азову подошли два 36-пушечных корабля, 23 галеры, 4 брандера и многочисленные казачьи суда. Блокированный и постоянно обстреливаемый Азов сдался 18 июля. Настала пора строить морской флот. Эту обязанность Петр возложил на дворянство и купечество. К весне 1698 г. таким образом, было построено еще 52 корабля. Но конечная цель не была достигнута. Выход русских кораблей в Европу через Черное море все еще был закрыт турками. Черное море перестало быть "Турецким озером", но такие ключевые порты, как Керчь и Константинополь оставались турецкими.

Пока строились корабли, Петр решил съездить в Европу поучиться, набрать мастеров и наладить связи. Кроме того надо было сформировать союз для дальнейшей борьбы с Турцией. Весной 1697 года из Москвы выехало "великое посольство" в составе около 200 человек. Среди прочих ехал "Преображенского полка урядник Петр Михайлов"- сам Петр. Первым городом, который посетил Петр, была Рига. Здесь он был силой оружия отогнан патрулем от рижской крепости. Дело в том, что Петр занимался явно шпионской деятельностью: снимал план крепости, интересовался численностью гарнизона, его вооружением. И то, что патруль поступил так, как того требуют уставы, позже послужило одним из поводов начала Северной войны. За время "великого посольства" Петр изучил артиллерийское искусство и кораблестроение, нанял большое количество матросов, инженеров, артиллеристов, кораблестроителей, офицеров для пехоты. Петр изучал европейское производство. Он посетил монетные дворы, верфи, фабрики, мастерские. Не забывал Петр и о политике. За время "великого посольства" Петр участвовал в выборах польского короля (русские войска были двинуты к границе, на случай если выберут не того). В Вене велись переговоры с австрийским императором о союзе против Турции. Но одним из главнейших выводов, который сделал Петр, в Европе было то, что порты надо завоевывать не у Турции, а у Швеции. Захват Прибалтики дал бы России выход в Европу, который никто не смог бы закрыть.

Возвращение из посольства не было самым приятным. Петр вынужден был быстро завершить дела и вернуться в Москву. Там в это время разгорелся еще один стрелецкий бунт. К тому моменту, как Петр вернулся в Россию, бунт уже был подавлен. Было казнено 56 его основных зачинщиков. Но Петр решил полностью уничтожить всякую крамолу среди стрельцов, да и их самих. По результатам нового следствия казнили 799 стрельцов. В пытках принимал и сам Петр, где он проявил крайнюю жестокость. Уцелевшие стрельцы были сосланы по разным городам. Софью, участие которой в бунте было доказано, постриги в монахини. Заодно в монастырь была отправлена и жена Петра - Евдокия Лопухина.

Война со Швецией

1699 год был посвящен подготовке к войне со Швецией. В трехмесячный срок набрали и обучили 25 пехотных и 2 драгунских полка. В октябре было достигнуто польско-датско-русское соглашение о войне против Швеции. Вступление России в войну, которую должны были начать Польша и Дания, должно было произойти после заключения мира с Турцией. 8 августа 1700 года Петр получил сообщение о том, что такое соглашение подписано. 9 августа русские войска двинулись на Нарву.

Однако в 1700 году русская армия еще не была той самой армией-победительницей, которой она стала позже. Иностранный офицер, тренировавший солдат писал, что они "сами по себе так хороши, что во всем свете нельзя найти лучше, но нет главного- прямого порядка и учения". Как здесь не вспомнить слова послов, просивших Рюрика прийти править русичами: - «Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет". Нарва оказалась для русских таким поражением, что Европа решила, что Московия еще не скоро проявит себя вновь. Только два полка из всей армии сумели оказать сопротивление: Преображенский и Семеновский. И два этих полка стоили всей остальной армии, как русской, так и шведской. Их стараниями остатки войск сумели уйти от Нарвы без большого позора.

Петр извлек урок из Нарвы. За год были воспитаны национальные офицерские кадры. Были введены стандарты на вооружение: мушкеты и орудия. Была введена рекрутская повинность, позже ставшая единственным способом набора армии. Введение штыка усиливало армию вдвое. Это связано с тем, что перед этим половина рот снабжалась фузеями, половина холодным оружием. При этом в бою участвовала лишь половина армии - на дальних дистанциях велась стрельба, в рукопашном бою действовала остальная часть войска. Введение же приставного штыка позволяло легко переходить от рукопашной к стрельбе и наоборот.

29 декабря 1701 года русские войска одержали первую победу: драгуны Шереметьева разбили отряд Шлипенбаха. Это была первая победа регулярной русской армии. Именно с этого момента начинается история армии - победительницы, какой себя зарекомендовала наша армия. 11 октября 1702 года Нотебург пал. 1 мая 1703 года сдался Ниеншанц. А уже 16 мая Петр начал строительство нового города - Санкт-Петербурга. Это был очень смелый шаг с его стороны. Но этим действием Петр показал, что он не намерен отдавать вновь захваченные земли. Кроме строительства Петербурга началось строительство балтийского флота. Уже в 1703 году Россия имела несколько 25-35 пушечных фрегатов и галер. Шведский король Карл сделал в 1704 и 1705 годах попытки пробиться к Санкт-Петербургу, но они закончились его поражением. Захватив Ингрию, Петр решил, сразу две задачи: получил "окно в Европу" и рассек шведскую армию на две части. Теперь можно было заняться оккупацией Прибалтики.

В 1705 году русские войска двинулись в Польшу с целью помочь своим союзникам. Однако союзники скорее сковывали действия Петра, чем оказывали какую-либо помощь. С большим трудом удалось русским частям выйти из Гродно, где их бросил польский король Август. Ободренный успехами Карл готовился к походу на Москву. Однако у него не было определенного плана компании. Побродив по Белоруссии и Прибалтике, шведы пошли на Украину, где их ждал гетман Мазепа. Но войдя в глубь страны, шведы столкнулись с отсутствием провианта, уничтоженного русскими и партизанами. Положение шведской армии становилось все более критическим. На помощь ей из Швеции шел корпус Левенгаупта с большим обозом. Соединение двух армий привело бы к значительному усилению шведов. Но тут Карл допустил огромную ошибку. Вместо того чтобы пойти на соединение он самоуверенно повернул в глубь страны. Воспользовавшись этим, Петр послал на Левенгаупта "корволант" ("летучий корпус"). В сражении недалеко от города Пропойска у деревни Лесной 28 сентября 1708 года русские войска наголову разбили шведов. Призом за сражение был огромный обоз.

Поняв, что помощь не придет Карл решил захватить Полтаву, в которой были и припасы и порох. Однако слабая с виду крепость держалась до прихода основных частей, хоть и из последних сил. Петр прибыл в армию, действовавшую под Полтавой 4 июня. 16 июня было решено дать шведам бой. По договоренности с ними сражение было назначено на 29 июня. Но Карл решил напасть на русских раньше. Однако фактор неожиданности был потерян из-за перебежчиков. 27 июня состоялся Полтавский бой. Здесь Петр впервые применил фортификационные сооружения в полевом сражении. Система редутов своим перекрестным огнем нанесла шведам огромный урон. Итогом сражения были 9 тысяч убитых и 22 тысячи пленных шведов. У русских же потери были 1345 убитых и 3290 раненых. По окончании сражения Петр устроил банкет с участием захваченных шведских генералов. В ходе банкета Петр предложил выпить за учителей - шведов. На это фельдмаршал Рейншильд ответил: - «Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей".

Полтавская баталия была для шведов тем же, чем для немцев стал Сталинград или для англичан Дюнкерк. Швеция не могла быстро оправиться от потери армии. Но у нее еще оставался флот. В 1710 году пали Рига и Выборг. Риге, Петр отомстил, дав собственноручно три первых выстрела по ее стенам. За лето 1710 года было взято все южное побережье Финляндии. Но этот год принес не только победы, но и поражения. Вновь началась война с Турцией, окончившаяся поражением России. По условиям договора Россия теряла Азов и должна была срыть таганрогскую крепость.

За 1712-1714 года русские войска захватили всю Южную Финляндию и центрально-европейские владения Швеции. 27 июля 1714 года у мыса Гангут был разбит шведский флот. Теперь Швеция окончательно была ослаблена. Россия же выдвинулась в разряд крупных держав. Ей достаточно было лишь двинуть свои войска, чтобы вопросы решались в ее пользу. Петр заключил несколько политических браков между своими дочерьми и отпрысками европейских правителей. Интересным является тот факт, что перед Гангутом Петр просил высшее военно-морское начальство произвести его в следующий чин - в вице-адмиралы. Но в этом ему было отказано под предлогом, что когда он "чем-нибудь особенным отличиться, то ему и будет дан чин вице-адмирала". В 1718 году начались переговоры о заключении мира. Они были прерваны в связи со смертью Карла при штурме норвежской крепости. На шведский престол взошла Ульрика-Элеонора, полная решимости продолжить войну. В 1719 году русские войска высадились у Стокгольма. В 1720 русский флот разгромил на глазах у англичан флот шведов у острова Гренгам. Англичане к тому времени были настолько обеспокоены успехами России, что хотели вступить в войну на стороне Швеции. К счастью они так и не решились это сделать, боясь повредить русско-английской торговле.

30 августа 1721 года в Ништадте был подписан договор, завершивший Северную войну. По нему Россия получала Эстляндию, Лифляндию, Ингрию, Карелию и часть Финляндии с Выборгом. По этому поводу в Петербурге были устроены торжества. 20 октября Петр объявил о прощении всех осужденных, отмене недоимок, освобождении государственных должников. В тот же день Сенат присвоил Петру титул Императора, наименование Великого и отца Отечества.

Северная война окончилась. За это время Петр сумел вывести страну из захолустной Московии в Российскую империю. Флот бороздил Балтийское море. Армия заставляла считаться с мнением России по любому вопросу. Правда дорога к империи была устелена костьми рабочих людей. Империя создавалась огромным напряжением всего народа. За время Северной войны войскам не раз приходилось воевать с собственным народом, подавляя восстания.

Реформы Петра

Но не только мечом действовал Петр все эти годы. Была проведена сословная реформа. По ней дворяне обязаны были служить государству. Не отслуживший в армии, флоте или в гражданском учреждении не имел права жениться. Отдельными указами отменялось назначение на должности в зависимости от родовитости. Теперь добиться должности мог любой, даже не дворянин. В 1722 году была принята Табель о рангах, служившая основой иерархии общества до самой революции. Указом 1714 года устанавливался порядок наследия земель. По нему земли мог получить только один сын в семье. Таким образом, Петр хотел прекратить дробление поместий и увеличить количество дворян, идущих на государственную службу. В 1718 году была введена новая система обложения налогом крестьян. Вместо обложения налогом двора, как это делалось раньше, теперь налог брался с работоспособной души мужского пола. Введение этой системы позволило повысить общую сумму взимаемых налогов в 4 раза.

Кроме сословной реформы была произведена реформа структур управления. 22 февраля 1711 года, отправляясь в Прутский поход, Петр оставил за себя Правительствующий сенат из 10 человек. В 1718 году были уничтожены Приказы и канцелярии и сформированы коллегии. В 1721 году было отменено патриаршество и введен Синод. Для управления на местах еще в 1708 году государство было разбито на 8 губерний. В 1719 году вместо огромных губерний страна была разбита на 50 провинций, делившихся на дискриты. В каждом дискрите был расквартирован какой-либо полк. Таким образом, к 1725 году Россия имела 126 пехотных и кавалерийских полков. Кроме того Россия обладала флотом в 48 линейных кораблей и 787 галер.

Огромное внимание Петр уделял развитию отечественной промышленности. Были розданы огромные ссуды на возведение заводов. За время царствования Петра началось освоение богатств Урала. Туда посылались государственные экспедиции с целью разведки его недр. Кроме того при помощи Петра на Урале обосновался известный позже купец Демидов. Это было взаимовыгодной сделкой, так как Демидов получал огромный доход, а Россия могла больше не ввозить из-за границы изделия из металла. Ежегодно 12-15 молодых купцов отправлялись в Европу для обучения ведению торговых дел. Для уменьшения ввоза товаров из-за границы в 1724 году был введен высокий налог. Результатом стало то, что вывоз превысил ввоз в два раза. На ряд товаров, производимых в России, был наложен запрет на ввоз. В общей массе вывоза сырье составляло лишь 48%.

Заводы организовывал и сам Петр, но после того, как производство налаживалось, он зачастую заставлял дворян и купцов выкупать их у государства. Большинство возникающих заводов строились для нужд войны. Но и при этом они приносили стране все больший доход. Кроме больших фабрик поощрялось и развитие ремесел. Так отдельные кустари стали сводиться в цеха. Развитие промышленности повысило спрос на рабочий класс. На фабрики отдавались заключенные. Кое-кому Петр передавал не только заключенных, но и государственных крестьян. К концу царствования Петра на территории России действовало 221 промышленное предприятие. Из них только 21 было основано до Петра.

Но взгляд Петра не был прикован только к Европе. В 1717 году был отправлен отряд для завоевания Хивы. Но, как известно - Восток дело тонкое. Разбив хивинцев в бою, русские полководцы попались на хитрости. Во время ведения переговоров войска были разделены на несколько отрядов, после чего вырезаны. Освоение Сибири проходило лучше. За время правления Петра там было основано несколько городов. 18 июля 1722 года Петр отправился в Персидский поход. Воспользовавшись помощью армянских и грузинских князей, Петр сумел завоевать для России западное и южное побережье Каспийского моря. Теперь уже и Россия получило свое озеро - Каспий. Самой дальней точкой, до которой дошли при Петре русские отряды, была Камчатка и Курилы.

Смерть императора

Глубокой осенью 1724 года Петр помогал снимать солдат с севшего на мель бота и простудился. Больной он еще вел дела и принимал участие в весельях. Но 16 января он слег и больше не вставал. 27 января он потребовал бумагу. Ослабевшей рукой он написал "Отдайте все" и умер. Так закончилось правление одного из выдающихся людей истории.

За свое 35-летнее правление Петр сделал очень многое для России. Он перетряхнул все уголки ее быта. Петр вытряс старую солому из страны и набил ее новой. Правда зачастую эта солома бралась из старых матрасов Европы, но и при этом результат был внушительным. Многие нововведения были излишними, некоторые плохо ложились на русскую почву, сильно был раздут бюрократический аппарат. Но бороновать то, что напахал Петр, предстояло его потомкам. Главное было сделано. Московия уступила место Российской Империи. С тех самых памятных пор Россия с грохотом орудий шла по истории. Успех ее действий колебался, но, в общем и целом те, кто пытался игнорировать авторитет России, сильно за это бывали биты.

С Петром началась новая эпоха развития нашей страны.

Список используемой литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

2. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

На вопрос Какова роль Петра 1 в истории? заданный автором VALERY NOX лучший ответ это Это прежде всего создание государства со стройной
системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских
реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми
средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу
государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека - капитана. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,
центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем
отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в
основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не
относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не
признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой
истории.
Источник: Наша историяВы разве не знаете?
Слабая военная сила, отсталость в экономике, непросвещенность и т.д.

Ответ от Невролог [гуру]
Действительно Великий челоловекю Ведь это он создал современную бюрократическую систему, от которой страдаем до сих пор. Это он окончательно закабалил низшие сословия, последсвия этого рабста сказываются до сих пор. Это он уничтожил множество народу ради строительства на болотах города. Хотя можно было обустроить тот же Ревель например.
Хотя СПб мне все же нравится


Ответ от Проскучать [новичек]
Петр 1 открыл окно в Европу, основал Город Санкт - Петербург, построил флот.


Ответ от Пользователь удален [активный]
Русское - есть европейское! Это одно и тоже. А в полуазиатов нас превратила Золотая Орда, но Петр из этого дерьма нас вытащил! Заставил вспомнить, что мы европейцы! Кто этого не понял навсегда остался азиатом - рабом монголо-татар! Мои соболезнования!


Ответ от Босоножки [гуру]
Сейчас можно говорить сколько угодно. Все умные. . Начитались. . всякой дряни. А то, что он был личностью неординарной, являясь 1 императором России- вещь бесспорная и вошел в историю навсегда. Неизвестно, какая участь была бы у России, если бы был кто другой у власти. Видимо так было богу угодно и не надо тревожить историю. Она какая есть - такая есть. Благодарю. У меня все.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Убивал своих граждан, чтобы удивить архитектурой Зап Европейцев, вообщем, история повторяется



Ответ от Павел васильев [гуру]
Петр Первый это человек с большой буквы (" на троне вечный был работник ", Царь - плотник), Герой, прыгал за борт спасал тонущих матросов, вот здесь в Лахте, в 2- х км от меня. А Ельцын помните, шел (кто-то пыльным мешком по голове ударил) и с моста упал. Петр - это университет, Российская Академия наук, служивое дворянство, -это Русские победы! Слава России! фото Павла Васильева


Ответ от Manana tsitsihwili [гуру]
Пётр 1 первый создал морской флот, занёс в Россию много техники, повысил образование, культуру, сам неся первым эти знания на своих плечах и уча затем других, не ленясь не физическому ни умственному труду. Эллементарный токарный станок не знали люди... А что касается культуры то, во все времена разные народы брали от друг друга то что им нравится. Разве сейчас наша молодёжь не растёт на заграничных песнях, идеалах, моде...


Кафедра: ____________________________________________________________________

РЕФЕРАТ

По дисциплине _______________________________________________________

ТЕМА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил:

Ф.и.о. студента_____________________

специальность______________________

группа_____________ курс___________

Руководитель: _____________________ _______________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.)

Пермь 200__г.

Введение

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем Росси, революционером, «Наполеоном и Робеспьером» (Пушкин), называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь - реформатор кардинально изменил ход русской истории.

Победив Швецию и внедрив в российское общество прогрессивные достижения запада, Петр расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

В то же время реформы легли тяжелейшим гнетом на простой народ. Много людей погибло от непосильного труда, казней и пыток. Воздвигнутый Петром Санкт-Петербург до сих пор считается «городом, построенным на костях».

Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих подданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. Непритязательный в быту, царь любил работать под открытым небом. Современники вспоминали, что Петр знал в совершенстве 14 ремесел. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины, грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

Борьба за власть

Рождение Петра и смерть Федора III

30 мая 1672 года супруга русского царя Алексея Михайловича Наталья Нарышкина родила сына – Петра, которого в будущем нарекут Великим. Чуть позже она подарила государю еще двух дочерей. В 1676, когда царевичу было 4 года, царь Алексей Михайлович скончался.

Главным претендентом на престол был сын Алексея Михайловича от первого брака, царевич Федор, которому к тому времени исполнилось 15 лет. 21 июня 1676 Федора III возвели на царство. Власть в государстве перешла к Милославским, семье первой супруги Алексея Михайловича. Царицу Наталью Нарышкину с родней и малолетними детьми сослали в село Преображенское под Москвой. Поскольку престол передавался по наследству, кровные родственники царской семьи вели нескончаемую борьбу за власть при дворе.

Встал вопрос, кому быть на царстве: старшему болезненному Иоанну Алексеевичу или здоровому младшему брату, царевичу Петру. Иоанн был полупарализован и не мог надеяться на долгую жизнь. Федор III, хотя и называл Петра своим преемником, скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20-ти лет, так и не успев издать указ о назначении следующего царя.

Кровавый бунт и воцарение Софьи

Оставшись без официального престолонаследника, царский двор погрузился в интриги. Высшее духовенство и аристократия раскололись на два враждующих лагеря. В итоге на троне оказался юный Петр.

В день коронации по столице разнеся слух: «Нарышкины отравили царя Федора и задушили царевича Иоанна». Поднялся бунт, и царский дворец захватило стрелецкое войско. Призванные защищать престол, стрельцы стремились диктовать власти свои условия. Подстрекателями стрелецкого бунта были царевна Софья и ее любовник, князь Василий Голыцын.

В надежде успокоить бунтовщиков царица Наталья вышла у стрельцам, ведя за руки Иоанна и Петра. В первые часы бунта были убиты несколько сторонников Нарышкиных. Стоя на крыльце, 10-летний Петр наблюдал, как дворцовая площадь утопала в крови. Стрельцы настояли настояли на признании царями Иоанна и Петра при регентстве Софьи на время их малолетства.

Детские годы

Царевич с детства отличался любознательностью. Помимо домашних учителей, он обучался науками и ремеслами у многочисленных мастеров, в том числе специалистов-иностранцев, населявших село Преображенское. Больше всего Петра интересовали корабельное дело и судостроение. Свое «потешное войско» из сверстников-простолюдинов он оснастил боевым оружием и обмундировал, а со временем превратил в настоящий солдатский полк. Царица Наталья настороженно относилась к дружбе с иноземцами и простолюдинами. В январе 1682 года, надеясь образумить сына, она женила 17-летнего Петра на 20-летней Евдокии Лопухиной.

На пороге большой политики

Свержение Софьи

При Софье положение царской власти было непрочным. Военные походы на крымский театр, организованные ее фаворитом князем Голицыным, окончились неудачами. И хотя сама царевна пыталась провозгласить эти компании «весьма успешными», правда вскоре стала известна. Это вызвало недовольство в народе, который все больше поддерживал взрослеющего Петра.

Софья понимала, что чем старше становится Петр, тем больше слабеет ее власть. В отчаянной попытке укрепить свои позиции летом 1689 года царевна велела стрелецким полкам захватить Преображенсое и перебить всех сторонников Петра. В случае удачи эта вылазка стрельцов должна была, как и 7 лет назад, закончиться большим кровопролитием. Однако за день до «дела», 6 августа, двое стрельцов переметнулись в лагерь Петра и донесли ему о планах Софьи. Узнав о готовящейся измене, Петр укрылся от бунтовщиков в Троице-Сергиевом монастыре. Уже на следующий день туда прибыл собранный им Преображенский полк и сторонники Петра из стрельцов.

Сам патриарх Иоаким, а за ним и большая часть стрелецкого войска также встали на сторону Петра, и мятежной царевне пришлось признать поражение. По приказу Петра Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий надзор. «Пребывавший в непрестанном посте и молитве» Иоанн V не желал принимать участие в правлении и фактически отдал власть в руки Петра.

«Легкомысленный» юноша

«Царь, скинувший старую власть, активно займется созданием нового правительства», - думали многие после поражения Софьи. Однако эти надежды не оправдались. В первые годы царствования Петр почти не участвовал в делах государства, предоставив полномочия царице Наталье и ее окружению из рода Нарышкиных. Своей властью Петр воспользовался только для расширения, укрепления и оснащения войска.

Проводя все время на маневрах, Петр теперь редко бывал в Москве и совершенно перестал видеться с супругой, которая в 1690 году родила ему сына Алексея. Он сошелся со своей подругой сердца, Анной Монс. Петр полюбил свободную жизнь и сделался частым гостем в немецкой слободе под Преображенским. В январе 1694 года скончалась царица Наталья, так и не увидев сына «образумившимся». Молодому царю исполнилось 22 года, и день его становления как большого политика был близок.

Внезапное пробуждение

Тем временем политическая ситуация обострилась. Ослабление царской власти было на руку многочисленным внешним врагам. Однако Петр, прежде не управлявший государством, словно очнулся. 25 января 1695 года он начинает военную компанию против Турции. Целью хода был провозглашен захват крепости Азов, важнейшего опорного пункта при впадении Дона в Азовское море.

Смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Петр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из-за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал подготовку к новой атаке. Петр с небывалой скоростью построил флотилию гребных галер. В январе 1696 года умер его брат Иван, но это не остановило военных приготовлений.

Русская флотилия подошла к Азову к устью Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась.

Большие реформы

«Великое посольство»

Спустя 5 месяцев после взятия Азова, в декабре 1696 года, Петр снарядил «Великое посольство» в Европу. Идею поездки двумя годами ранее ему подсказал один швейцарец. Ухватившись за нее, молодой царь решил отправиться в Европу, в глубине души лелея мысль найти союзников в борьбе с Турцией.

Надо сказать, что за границу в те времена на Руси ездить было не принято. Упреждая протесты со стороны консерваторов. Петр в спешном порядке собрал делегацию и тайно покинул страну.

В состав «великого посольства» вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Царь преследовал две цели: учиться, сохраняя инкогнито, и при необходимости «корректировать» политические переговоры.

Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.

Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.

Любопытный путешественник

«Великое посольство» посетило Германию и через Голландию переправилось в Англию. Затем, снова минуя Голландию, посетило Вену. В Голландии Петр нанял на русскую службу более 600 разных мастеров и специалистов (от вице-адмирала до корабельного повара), истратив огромные деньги. Когда же делегация собралась в Венецию, из России пришло срочное донесение об очередном стрелецком бунте.

Царь провел за границей более года. Он то постигал премудрости кораблестроения в костюме голландского матроса, то завязывал дипломатические отношения с потенциальными союзниками против Османской империи.

К завершению посольства Петр понял, что главным его противником в ближайшем будущем станут не турки, а шведы. Росси предстояло прорываться к выходу в Балтийское море. Во время путешествия Петр заключил с королем Польши Августом II договор о начале войны со Швецией.

Рубить бороды по самую шею

25 августа 1698 года царь Петр вернулся в Москву. На следующий же день, собрав придворную знать, он вдруг выхватил ножницы и принялся обрезать бороды у бояр. Для царя, повидавшего европейскую жизнь, древний принцип русского боярства – «стричь бороду грешного» - казался варварством. Бояре же при этой «экзекуции» испытали страшный ужас.

Вслед за бородами полетели головы. С сентября по январь следующего года было казнено более тысячи мятежников. Их трупы весели под стенами кремля несколько месяцев. Несмотря на причастность Софьи к бунту стрельцов, ее вина была не доказана. Петр заставил сестру постричься в монахини и заточил ее в Новодевичий монастырь. Та же участь постигла и его супругу Евдокию. Заботу же о сыне Алексее царь поручил своей старшей сестре Наталье.

Покончив с мятежниками, Петр повел борьбу со старорусскими образом жизни, постепенно приобщая дворянство к образованию и европейской светской культуре. Он издал указ о том, что все, кроме священников и крестьян, обязаны брить бороды. В декабре 1699 года в России было введено юлианское летосчисление. «России нужны реформы!» - повторял царь.


Введение стр. 3

I. Восхождение на престол стр. 6

II. Создание армии и флоте стр. 11

III. Развитие экономики при Петре I стр. 15

IV. Реформы Петра I и их особенности стр. 18

1. Реформа органов власти и управления стр. 19

2. Военная реформа стр. 21

3. Устройство сословий стр. 21

4. Церковная реформа стр. 24

5. Финансовые меры стр. 28

6. Реформы в области культуры стр. 29

V. Итоги преобразования Петра I стр. 32

Заключение стр. 36

Список использованных источников стр. 38

Введение

Пою премудрого Российского Героя,

Что, грады новые, полки и флоты строя,

От самых нежных лет со злобой вел войну,

Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,

Смирил злодеев внутрь и вне попрал противых,

Рукой и разумом сверг дерзостных и лживых,

И мир делами весь на зависть удивил.

М.В. Ломоносов

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на до петровскую и после петровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но, несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. ПетрI превратил Россию в подлинно европейскую страну - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В нынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной на демократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровским преобразованиям.

Петр I превратил Россию из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Благодаря ему было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России.

I. Восхождение на престол

«Петр I пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группировки, возглавляемые Милославскими и Нарышкиными» 1 . Стрельцы, возглавляемые Софьей, пытались устроить новый переворот с целью низвержения Петра. Таким образом, очень скоро Петр ощутил ту пустоту, на которой основывалась его власть. Это положение осознавал не только Петр, но и его предшественники, и они пытались найти из него выход. Они начертали программу преобразований, преследовавшую своей целью лишь исправление существовавших устоев общества, но не их замену. Преобразования должны были коснуться реорганизации вооруженных сил, сферы финансов, экономики и торговли. Была признана необходимость более тесного соприкосновения с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планах имелись также изменения в социальной сфере: предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права.

Петр I принял уже имевшуюся программу, немного изменив ее и расширив. Добавил реформу нравов, изменения в образе поведения, по примеру установившихся в Европе, но оставил неприкосновенной главную проблему социальной сферы - крепостное право.

Затянувшаяся война, длившаяся 20 лет, руководила принятием многих решений,следствием этого было ускорение хода преобразований и, порой, непоследовательности принимаемых решений и проводимых мероприятий. «Постоянно раздражаемый войной, увлекаемый ее волною, Петр не имел возможности систематизировать своих планов; он вихрем пронесся над своей державой и своим народом. Он изобретал, творил и наводил ужас». 2

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращению Великого посольства из Европы. Официальной целью Посольства было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Турции, но реальной задачей для Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы, государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте - Петра интересовало абсолютно все. Что же касается дипломатических целей путешествия, то нужно заметить, что страны Европы приняли русское посольство, мягко говоря, прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции, но еще оказалось, что начали формироваться элементы антирусского блока в Европе. На дипломатическом поприще ярких успехов достичь не удалось. Но эта поездка дала очень многое Петру: он увидел и решил для себя множество интересовавших его вопросов.

«Вернувшись из путешествия по Европе в августе 1699г., царь явился к своим подданным в одеянии жителя Запада, в коем его еще не видывали. А через несколько дней, 29 августа 1699г., вышел указ,по которому велено было бороды брить и одеваться в иностранное платье, венгерского или французского покроя, образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным разрешалось носить старое платье, но с 1705 г. все должны были носить новое платье под страхом штрафа или более сурового наказания» 1 . Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения. Раскольникам и богатым купцам борода обходилась в год 100 рублей, при уплате налога выдавалась бляха с надписью «борода - лишняя тягота».

Главным шагом Петра I в первые годы царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя становились у него на пути. После того как Петр I заявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский лад, он как бы дал понять, что время, когда стрельцы были самой боеспособной силой прошло. Таким образом, стрельцы были осуждены на уничтожение. Стрелецкие полки теперь отправляли на самые грязные работы, подальше от Москвы, - стрельцы пали в опалу. В марте 1698 г. они подняли бунт, в это время Петр находился в Англии. Стрельцы послали из Азова в Москву депутацию с изложением своих сетований. Депутация вернулась ни с чем, но привезла с собой будоражащие известия о том, что Петр душой и телом предался чужеземцам, а заключенная в Девичьем монастыре царевна Софья призывает своих прежних сторонников на защиту трона и алтаря от мятежного и нечестивого царя”. 1 Стрельцы подняли бунт и двинулись на Москву. Навстречу им выступил генерал Шеин, встретились они 17июня 1698г. около Воскресенского монастыря. Войско генерала Шеина превосходило и по численности, и по оснащенности, поэтому победа была на стороне правительственных войск. Несколько человек было убито, а остальные были забраны в плен. Петр, узнав об этом, торопился с возвращением и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решил, что это удачный предлог для нанесения окончательного удара по стрелецким формированиям. Приехав в Москву, Петр сразу же объявил розыск, который был наскоро проведен генералом Шеиным и Ромодановским, но этого было мало и розыски возобновлялись несколько раз. Пойманных стрельцов либо убивали, либо отправляли в застенки. Проводились пытки с целью получения явных доказательств участия царевны Софьи в заговоре против Петра. Розыски сопровождались массовыми казнями. Петр задался целью раз и навсегда избавиться от стрельцов и сделал все для достижения этой цели. Стрельцы исчезли. Не было более стрельцов, но не было и войска. «Спустя несколько месяцев царь осознал свою поспешность, потому он был вынужден «возвращать к жизни умерших» и в 1700 г. в битве под Нарвой принимали участие стрелецкие полки - это провинциальные стрельцы, которые указом от 11 сентября 1698 г. были лишены своего имени и организации, а указом от 29 января 1699г. им было возвращено и то и другое.» 2 Окончательное решение об уничтожении стрельцов было принято в 1705 г. после Архангельского бунта, в котором принимали участие остатки не дисциплинированных полчищ.

После уничтожения стрельцов перед царем возникла другая проблема: у России не было армии, которая могла бы оказать серьезное сопротивление. Под стенами Азова Петр испытал ценность своего войска и обнаружил, что вооруженная сила, которую он надеялся в них найти, не существовала.

Стрелецкое восстание было не просто выражением недовольства, тем как с ними обошлись, обиженных стрельцов - это было выявлением существовавших оппозиционных настроений в стране. Не является секретом тот факт, что многие старые бояре не понимали Петра, а, следовательно, не приветствовали его затеи. Нежелание что-либо менять, консервативность мышления и враждебный настрой ко всему иноземному, новому ополчили против царя часть боярства. И с этим приходилось считаться Петру. Возможно, именно этот фактор не дал возможности Петру пойти дальше и глубже в своих преобразованиях. Оппозиция зачастую играла тормозящую роль в продвижении реформ.

Большим ударом для Петра было то, что в оппозиционные круги вошел его сын Алексей. Петр не раз пытался привлечь Алексея к своим делам и заботам, но царевич проявлял к этому полнейшее равнодушие. Наконец, 27 октября 1715 г. Петр поставил сына перед выбором: «либо тот одумается и вместе с отцом возьмется за дело, или отречется от престолонаследования. На требование отца определить свое место в жизни, Алексей ответил, что согласен постричься в монахи» 1 . Но в действительности у Алексея не было желания вести монашескую жизнь. Алексей видел для себя выход в бегстве за границу. Царевич бежал в Австрию, где ему было тайно предоставлено убежище. Спустя короткое время он был найден и 31 января 1718 г. привезен в Москву. Получив прощение отца он подписал заранее приготовленный манифест об отречении от престола. После этого царевич раскрыл всех своих сообщников, которые были осуждены, казнены или сосланы в Сибирь. После этих событий марта 1718 г. царский двор переехал в Петербург. «Страх за свою жизнь замутил Алексею рассудок. Во время допросов он лгал, оговаривал других, чтобы умалить свою вину. Но Петербургский этап розыска установил его бесспорную вину. 14 июня 1718 г. Алексея взяли под стражу и посадили в Петропавловскую крепость. Суд, состоявший из 127 важных чинов, единогласно объявил царевича достойным смерти. 24июня 1718 г. Алексею объявили смертный приговор за государственную измену.» 2



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта