Главная » Съедобные грибы » Сперанский основные труды. Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография

Сперанский основные труды. Сперанский Михаил Михайлович – краткая биография

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия “ .Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников.

В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства.

Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди “среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему более стройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на усмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского были реорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров,их ответственность.

На этом реформы закончились. Сам Государственный совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она была основана на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалось разделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того времени была финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет, который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялся реформатор.

Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. По его предложению правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со 125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено против Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловредным попо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I , великая княгиня Екатерина Павловна. Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живой интерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем Георгом Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесный кружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее был Карамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором » , а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ее глазах Сперанский был « преступником » , овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, что помимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также и личным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не раз становился ей поперек дороги. Сперанский, в частности, имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался играть активную роль при дворе Александра I . 15 марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру. Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях » . В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержа-вием» . Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу » .

Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных » , которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленные доносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворян последними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного и нерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого рода реформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если в начале их совместного пути по переустройству страны Александр уважал Сперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже проникся ими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писал В.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычную и непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой же ошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты и поставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительным великодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласково простившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его как провинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал, а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформирования аппарата управления Сибири, определившего правительственную политику в отношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов (уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава об управлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением» Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильный только для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». Он писал о последнем: «Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург и был принят Александром I. История возвышения, государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизации политической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявших размышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласные политические проекты Сперанского: «Введение к уложению государственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления» и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционного правительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский. «Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов по крестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидации крепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установок передовой философии своего времени - создания естественного права человека на свободу... Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкое размежевание между программными установками дворянских революционеров и Сперанского».

Сперанский негласно поддерживал декабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьба висела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи с декабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, что было «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «в терзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде над декабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. До последних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания (собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи с завершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначение преподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении его деятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при Александре I), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. в возрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной мере мириться со Сперанским.

(1772-1839) российский государственный деятель

Судьба Сперанского Михаила Михайловича уникальна уже тем, что в истории России не было другого политика, чьи идеи оказали бы такое же сильное влияние на развитие страны.

Он был сыном бедного сельского священника, проживавшего в небольшом селе Владимирской губернии, и по своему происхождению мог рассчитывать только на карьеру священника. В семилетнем возрасте Михаил поступил во Владимирскую духовную семинарию. Отец привил мальчику страстную любовь к чтению, поэтому все свободное время Сперанский проводил в семинарской библиотеке.

Он блестяще закончил курс и по постановлению местного церковного начальства получил право на бесплатное обучение в только что открывшейся Александро-Невской семинарии в Петербурге.

Там Михаил Сперанский серьезно увлекся физикой и математикой, читал и переводил труды крупнейших европейских философов. Во время учебы на втором курсе он становится лучшим учеником семинарии.

В сентябре 1791 года Михаил Михайлович Сперанский впервые выступил на публике. Руководство семинарии доверило ему произнести проповедь по случаю тезоименитства императрицы. Это первое публичное выступление Сперанского получило высокую оценку митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Бужинского).

На следующий год, когда он блестяще закончил семинарию, митрополит Гавриил распорядился оставить юношу на должности преподавателя математики, физики и риторики.

Михаил Михайлович Сперанский проработал в семинарии несколько лет, он много занимался самообразованием и скоро стал одним из лучших преподавателей того времени.

Через четыре года митрополит Гавриил предложил ему принять монашество, иначе тот не мог рассчитывать на продвижение в церковной иерархии. Но Сперанский решительно отказался, поскольку к тому времени уже выбрал себе другой путь.

Он воспользовался предложением князя А. Куракина, которому потребовался домашний секретарь. Правда, вскоре обязанности Сперанского расширились, и он стал личным помощником князя. Свое положение он с блеском использовал для того, чтобы завязывать необходимые для дальнейшего продвижения связи.

В 1796 году после вступления на престол императора Павла I Куракина назначили генерал-прокурором. Он сразу же делает Сперанского начальником своей личной канцелярии. С этого времени и начинается блестящая карьера Михаила Михайловича Сперанского как государственного деятеля.

Его быстрое продвижение по службе объяснялось еще и тем, что он блестяще владел литературным и деловым языком. Сперанский составлял тексты большинства указов и манифестов, которые подписывал император Павел I. Император знал об этом и оставил Сперанского на посту даже после отставки Куракина.

К началу 1801 года Михаил Сперанский уже имел чин статского советника. В начале XIX века он входит в группу так называемых молодых друзей будущего императора Александра I. После его вступления на престол Сперанскому жалуют чин действительного статского советника, именным повелением он назначается управляющим экспедицией гражданских и духовных дел.

Фактически же он становится главным действующим лицом в Непременном совете, который создается Александром I для разработки новой государственной политики. Сперанский подготовил для императора несколько записок, в которых предлагал систему реформ судебных и правительственных учреждений. Практически впервые в русской истории предлагалось систематизировать работу государственного аппарата.

Конечно, далеко не все, что предлагал Михаил Сперанский, могло быть реализовано в те годы. Но его записки были замечены, он становится помощником статс-секретаря В. Кочубея.

В этой должности Михаил Михайлович Сперанский ежедневно посещает императора с докладами и получает возможность довести до его сведения свои замыслы. Александр I быстро оценил способности Сперанского. Он понял и другое: способный чиновник не входил ни в дворцовые, ни в административные круги, поэтому был далек от придворных интриг.

Вскоре Александр I назначает Михаила Сперанского на должность статс-секретаря, а осенью 1808 года берет его с собой в Эрфурт на переговоры с Наполеоном. Сперанский проявил себя весьма одаренным дипломатом. Он помог выработать соглашение, по которому Россия выходила из войны с минимальными потерями.

Рассказывают, что Наполеон высоко оценил способности Сперанского и после окончания переговоров подарил ему табакерку со своим портретом и предлагал перейти к нему на службу, но тот, как истинный патриот, отказался.

Вернувшись в Россию, Александр I назначает Сперанского товарищем (заместителем) министра юстиции. Фактически он становится главным советником императора по всем государственным делам. Через него проходят все документы, адресованные императору. Его ежеденевно приглашают во дворец на обеды и доверительные беседы с Александром I.

В конце 1808 года император предложил Михаилу Михайловичу Сперанскому вернуться к его плану государственных преобразований и подготовить систему соответствующих законов. Сперанский долго не решался приступить к выполнению столь ответственного поручения. Он видел, что России необходимы глубокие преобразования, но понимал и то, что его решительные действия могут привести к отставке.

И тем не менее осенью 1809 года он предложил императору свой проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». Впервые в истории России Сперанский предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом становилась Государственная дума, как российский представительный орган. Выборы в нее должны были проводиться по принципу сословного представительства.

При императоре учреждался Государственный совет, его члены не выбирались, как в Думе, а назначались царем. Ни один закон не мог вступить в действие без одобрения его Государственной думой и Государственным советом. Но право окончательного утверждения закона Сперанский предоставлял царю.

Реформатор хотел, чтобы Россия постепенно перешла от абсолютной монархии к конституционной. Такое переустройство отвечало духу времени, ведь в Европе почти уже не оставалось абсолютных монархий.

Однако план Михаила Сперанского не всем пришелся по душе. Представители аристократии не хотели, чтобы власть находилась в руках высшей бюрократии. Сторонники монархии вовсе не хотели никаких перемен. Сторонники же реформ не обладали достаточным влиянием, чтобы перетянуть на себя общественное мнение.

И все же реформы частично начали осуществляться. В 1810 году был создан Государственный совет. В нем началось подробное обсуждение предложений государственного секретаря Сперанского. Но даже отдельные законы, разработанные им, проходили с большим трудом.

Правда, некоторые сторонники Сперанского, в том числе поэт Г. Державин, тоже считали его реформы слишком решительными. Именно Державин произнес слова, оказавшиеся пророческой оценкой деятельности Сперанского: «Хорошо, да еще не время».

Михаил Михайлович Сперанский не собирался сдаваться. Он проводил реформы там, где мог. Ему удалось ввести экзамены для получения чинов. Их получали только те, кто имел диплом о соответствующем образовании.

Указ о чинах ударил прежде всего по недорослям, которые до этого времени могли делать карьеру сидя дома. Теперь же продвинуться по службе мог любой человек, если он получал диплом и сдавал соответствующий экзамен.

В феврале 1810 года Сперанский провел реформу денежной и налоговой систем: был прекращен выпуск ассигнаций и стабилизирован курс бумажных денег. Предвидя скорую войну с Францией, он ввел специальные налоговые сборы с крупных землевладельцев. Он понимал, что столь непопулярные меры добавят ему противников, но пошел на них в интересах России.

Все закончилось тем, что 17 марта 1812 года Александр учитывая настроения консервативных оппозиционных кругов, считавших Сперанского выскочкой и обвинявших его в измене, вызвал его во дворец и сообщил ему об отставке. Михаил Сперанский был уволен со всех постов и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Опальный чиновник пытался оправдаться и просил императора разрешить ему жить в своем имении. Но в ответ его отправили под конвоем в Пермь, вскоре туда же из Петербурга приехала его семья - жена и двое сыновей.

В течение двух лет Михаил Михайлович Сперанский прожил на положении ссыльного, только осенью 1814 года ему разрешили переехать в принадлежавшее ему имение Великополье, неподалеку от Нижнего Новгорода.

После окончания войны с Наполеоном Сперанский начинает вновь хлопотать о возвращении на государственную службу. Александр I вспомнил о нем и в начале 1816 года назначил пензенским губернатором.

Сперанский продолжает реформы и на новом месте, на этот раз реформирует управление губернией. Он очень строго следит за тем, чтобы его постановления неукоснительно выполнялись, и в результате ему удается избавиться от взяточничества и казнокрадства.

Опыт Михаила Сперанского заметили, и через три года он был назначен генерал-губернатором Сибири. Он поселяется в Иркутске, где разрабатывает законодательную базу управления сибирскими губерниями. О его проекте доложили Александру I, и тот распорядился утвердить его.

Сперанского вызвали в Петербург, восстановили в составе Государственного совета и назначили руководителем Сибирского комитета. Правда, теперь он уже не обладал никакой реальной властью, а занимался составлением разнообразных законов, направленных на организацию управления на местах.

Но он вновь становится популярным. Поэтому после смерти Александра I в 1825 году ему поручают составление Манифеста и Коронационного обращения императора Николая I к народу. После восстания декабристов он становится членом Верховного суда, который вынес приговор участникам восстания.

Казалось, судьба вновь благоволит к Сперанскому. Но Николай I до конца не доверял ему. После вступления на престол император назначает его председателем комиссии по составлению Свода законов Российской империи и руководителем Второго отделения собственной его императорского величества канцелярии. Новая должность означала прочное официальное положение, но не предоставляла никакой реальной государственной власти.

Пройдя снизу доверху бюрократическую лестницу, Михаил Михайлович Сперанский понимал важность систематизации законодательных актов. За четыре года он подготовил сорок пять томов Полного собрания законов Российской империи. Они охватывали период с 1649 по 1825 год.

Одновременно под его руководством был подготовлен официальный Свод законов Российской империи. По распоряжению Николая I он стал единственным нормативным документом для принятия официальных решений. За эту работу Сперанскому пожаловали орден Андрея Первозванного, император также возвел его в графское достоинство.

По свидетельствам современников, Михаил Сперанский был чрезвычайно живым и общительным человеком. В его доме бывали многие известные люди. Динамичный и подвижный образ Сперанского создал Л. Толстой в романе «Война и мир». Устами Андрея Болконского, который стремился быть похожим на Сперанского, о нем говорится: «Ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствование, то все хорошее сделано им - им одним. И потомство отдаст ему справедливость».

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Михаил Михайлович (1 января 1772, г. Черкутино Владимирской губернии – 11 февраля 1839, г. Санкт-Петербург) - выдающийся государственный деятель России, сибирский в 1819–1821, граф.

Родился в семье сельского священника. Обучался во Владимирской семинарии, с 1788 в Александро-Невской семинарии в Петербурге. По окончании был оставлен в ней преподавателем. В 1795 М.М. Сперанский становится префектом семинарии, но вскоре уходит из нее и становится секретарем генерал-прокурора А. Б. Куракина, а с 1799 – правителем его канцелярии.

Взлет карьеры М.М. пришелся на первые годы правления Александра I. Эрудиция, огромная работоспособность, независимость суждений – все это привлекало молодого царя в М.М. . В 1801 он делает его статс-секретарем и поручает разработать план государственных преобразований. М.М. Сперанский назначается директором департамента вновь образованного Министерства внутренних дел и занимается вопросами государственных устройств. К 1809 он предоставляет Александру I либеральный проект преобразования государственного управления в стране, но из-за оппозиции консервативного дворянства он был реализован лишь частично, а сам реформатор в марте 1812 отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а с сентября того же года – в Пермь.

В 1814 ему разрешили вернуться из ссылки и проживать в новгородском имении Великополье. В августе 1816 М.М. Сперанский вновь возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором. В марте 1819 ему поручили возглавить ревизию Сибири и назначили сибирским генерал-губернатором. В короткий срок он объехал почти всю Сибирь, решительно боролся с произволом и казнокрадством местной администрации. К суду было привлечено 680 чиновников, с которых взыскано 2,8 млн р. 29 августа 1819 М.М. Сперанский прибыл в . Небольшая команда М.М. Сперанского, в которую входил будущий декабрист , за короткий срок подготовила пакет реформ преобразования управления Сибирью. Среди них «Устав об управлении инородцев», «Устав о ссыльных», адм. и судебная реформы и т. п. Для рассмотрения сибирских дел в Петербурге был создан специальный орган – Сибирский комитет.

В марте 1821 М.М. Сперанский вернулся в столицу и был введен в состав Государственного совета. С конца 1820-х занимался составлением Свода законов Российской империи и кодификацией гражданского и уголовного права. К 1835 работа была закончена и Свод законов вступил в силу.

1 января 1839 М.М. Сперанский был возведен в графское достоинство, а через месяц скоропостижно скончался.

Сочинения

  1. Проекты и записки. - М.; Л., 1961.
  2. Письма Сперанского из Сибири к его дочери Елизавете Михайловне. - М., 1869.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск: Сиб. книга, 2011.

Михаил Михайлович Сперанский в Иркутске

Среди выдающихся государственных деятелей России XIX века одно из первых мест принадлежит М.М. Сперанскому. Безродный выходец из «жеребячьего сословия», благодаря природному уму и трудолюбию Сперанский в короткий срок сделал блестящую карьеру, познал высочайшие взлеты и горечь падения, оставив по себе память признанного реформатора и выдающегося юриста. По воле судеб оказавшись в 1819 генерал–губернатором в огромном зауральском крае, Сперанский и здесь занялся реформами, благодатное влияние которых сибиряки ощущают и сегодня. Бескорыстное стремление к благу страны надолго останется в людской памяти.

Отправляя Сперанского в Сибирь, Александр I наделил его небывалыми полномочиями. Сперанский ехал в Сибирь в двух лицах – как ревизор и как «главный начальник края», которому поручалось провести ревизию, «придать кого нужно законному суждению », сообразить «на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края и сделать оному начертание на бумаге ». Весной 1819 г. Сперанский пересек границу Сибири. Первый сибирский город Тюмень произвел на него вид «печальный», в Тобольске – древней столице Сибири – ревизор тоже не задержался. Он спешил в далекий и загадочный Иркутск, как бы предчувствуя, что именно там находится «корень зла». Добравшись наконец до , Сперанский через несколько дней напишет ставшие впоследствии знаменитыми строки. «Если в Тобольске я отдал всех под суд... то здесь оставалось бы всех повесить ».

К приезду нового генерал–губернатора Иркутск готовился как никогда. Горожанам надолго запомнилась встреча. Основные сооружения города – Кафедральный собор, Триумфальные ворота и главные улицы – Большая и Заморская – были буквально залиты огнями. Па переправе через Ангару гремел оркестр, а среди огромного стечения народа выделялись губернатор Н.И. Трескин с чиновниками в парадных мундирах и орденах. В дневнике Сперанский так описал первые впечатления об : «Вид освещенного города из–за реки был великолепен ». Однако уже первое знакомство с результатами управления краем И.Б. Пестелем и Трескиным потрясло Михаила Михайловича. «Чем дальше опускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нестерпимого », – писал он.

Приступая к ревизии, Сперанский был хорошо знаком с укоренившимся в правительственных кругах с Екатерининских времен мнением о том, что все сибиряки – ябедники. А потому обращать внимание на их прощения и жалобы не стоит. С большим трудом он смог убедить жителей губернии в том, «что жалобы на местное начальство не составляют преступления ». И тогда... жалобы посыпались, как из рога изобилия. Число их доходило до трехсот в день. В Иркутске в считанные дни была раскуплена вся гербовая бумага, на которой следовало писать жалобы.

Губернатор был, по характеристике Сперанского, человек «наглый, смелый, неглупый », но «худо воспитан » и «хитер и лукав, как демон ». Под стать ему была и стая чиновников рангом пониже: Верхнеудинский исправник М.М. Геденштром, Иркутский – Войлошников, Нижнеудинский – Лоскутов.

Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. Сам ревизор писал, что общим предметом «следственных дел стало лихоимство во всех его видах». Трескин был отдан под суд, вместе с ним в различных злоупотреблениях оказалось замешано около семисот чиновников рангом пониже. Сперанский в короткий срок смог вычистить «авгиевы конюшни». В этом его несомненная заслуга.

Быт нашего героя в Иркутске был организован очень скромно. Вместе с приехавшими с ним молодыми чиновниками – Г.С. Батеньковым, К.Г. Репинским, Ф.И. Цейером и другими, они жили и работали в простом, но не очень уютном доме А.А. Кузнецова, расположенном отнюдь не в центре , а на окраине, недалеко от реки . Единственной достопримечательностью этого дома был заброшенный сад, ставший любимым местом прогулок Сперанского и сопровождавших его молодых людей. По воскресеньям Сперанский присутствовал на обедне в приходской церкви, любил выехать за город на речку , а к вечеру запросто заглянуть на огонек к знакомым купцам. Уже много лет спустя старожилы Иркутска вспоминали прогуливавшегося на свежем воздухе в любую погоду высокого, чуть сутулого человека, одетого в простую шинель без всяких знаков отличия, скромную кожаную кепку. Трудно было ощутить в этом одиноком страннике выдающегося мыслителя, в обмен на которого Наполеон предлагал Александру I отдать любое из принадлежащих ему государств Европы.

Основным делом Михаила Михайловича в период его двухлетнего пребывания в Иркутске стала не ревизия, а разработка проектов будущей реформы, вошедших в литературу под общим названием «сибирского учреждения» или «сибирских реформ» 1822 г. Сперанский и его «конфиденты» через Сибирский комитет представили на рассмотрение Александру I пакет предложений, состоящий из 10 законопроектов: «Учреждение для управления Сибирских губерний»; «Устав об управлении инородцев»; «Устав о ссыльных»; «Устав об этапах»; «Устав об управлении киргиз–кайсаков»; «Устав о сухопутных сообщениях»; «Устав о городовых казаках»; «Положение о земских повинностях»; «Положение о хлебных запасах»; «Положение о долговых обязатель­ствах между крестьянами и между инородцами», которые были утверждены царем 22 июня 1822 г. Новую систему управления Сибири Сперанский попытался построить на компромиссе интересов верховной, т. е. самодержавной, власти с региональными особенностями и отчетливом понимании невозможности в тот период времени полностью подчинить Сибирь действию общеимперского законодательства.

Правительство со времен Екатерины II на разных уровнях традиционно признавало существенные особенности Сибирского края. Одним из проявлений этого стало намерение Екатерины сделать специальную оговорку о нераспространении губернских учреждений 1775 г на Сибирь. В 1801 г., отправляя И.О. Селифонтова с ревизией в Сибирь, Александр I прямо заявил в указе: «Мы находим, что сибирский край по пространству своему, по разностям естественного его положения, по состоянию народов, его населяющих... требует... в разделении его... и в самом образе управления особенного постановления », основанного «на достоверном познании местных обстоятельств ». Но наиболее ярко мысль о необходимости особой формы управления для Сибири прозвучала в отчете М.М. Сперанского по обозрению края. Вдумчивый ревизор на страницах документа к этой идее возвращается неоднократно. В конечном итоге он приходит к выводу о том, что Сибирь по пространству своему «требует особенных постановлений ».

В сибирском законодательстве 1822 г. прежде всего обращают на себя внимание его тщательная предварительная подготовка. М.М. Сперанским и его помощниками, в первую очередь Г.С. Батеньковым; был собран и проанализирован огромный комплекс исходных материалов. Итоговый «пакет» законов в утвержденном виде не только поражает своим объемом – он состоит из 4019 параграфов, – но и отличается исключительно высоким для того времени качеством проработки правовых актов. Наиболее характерной его чертой стало стремление Сперанского обеспечить в новом законодательстве сочетание основополагающих политических принципов функционирования империи, сибирской специфики с решением общегосударственных задач.

Регионализм М.М.Сперанского проявился прежде всего в разделении Сибири на два генерал–губернаторства – Западной и Восточной Сибири. Тем самым по существу было положено начало тому административному разделению Сибири, которое сохранилось и по сей день. Региональными мотивами было навеяно предложение о создании двух Главных управлений и совещательных органов при них – советов. Этот же механизм вводился на уровне губернии и округов (уездов). Создание Сперанским системы противовеса единоличной власти является, как представляется, уникальным явлением в российском законодательстве первой половины XIX в. Значительно позже, в 1860–х гг., нечто похожее можно наблюдать в других генерал–губернаторствах Азиатской России, например, в Туркестане. Однако в тот период времени это было принципиальным новшеством в законодательной практике, навеянным традиционным стремлением сибирской бюрократии к «самовластию». Коллегиальные советы и должны были, по замыслу Сперанского, стать гарантами законности принимаемых решений. Обращает на себя внимание состав Главных управлений, в которые под председательством генерал–губернатора входило по шесть чиновников: трое по назначению самого главного начальника края, а трое представляли интересы министерства внутренних дел, финансов и юстиции. В таком механизме формирования советов нашли сочетание принципы отраслевого, территориального и общегосударственного уровней управления, централизаторские и децентрализаторские тенденции. Эти же основы были зафиксированы в статьях закона, определяющих взаимоотношения генерал–губернатора с общегосударственными ведомствами, представленными в регионе: жандармской и почтовой службами, кабинетскими чиновниками, казенными палатами и др.

Региональные мотивы особенно сильно проявились при разработке «Устава об управлении инородцев». Факт появления в российском законодательстве новой сословной категории – тому доказательство. Само слово «инородцы» в практику русского языка, в юридическую лексику вводится именно Сперанским. Оно отразило эволюцию взаимоотношений правительства с народами Сибири, глубину инкорпорации сибирских аборигенов в общегосударственные политические, экономические и социокультурные механизмы и процессы. Здесь уместно отметить, что на протяжении трехсотлетней истории досоветской Сибири официальное название народов края неоднократно менялось. В XVII в. коренных жителей Сибири называли «ясашными иноземцами», так как Сибирь и ее население еще только начинали входить в состав Российского государства. Однако по мере утверждения в подданстве они переставали быть иноземцами. В XVII и в первые десятилетия XIX в. сибирских аборигенов обычно называли «ясачными иноверцами », т. е. людьми иной, отличной от христианства религии. В XIX в. в связи с распространением православия среди народов Сибири это название исчезает как неточно отражающее конфессиональную принадлежность аборигенов. Сперанский вводит новый термин – «инородцы», который стал официальным названием народов края и приобрел сословный характер. Таким образом, в самом термине «инородцы» заметны элементы региональной специфики, связанной с изменением юридического и социального статуса этих народов в составе российского государства. В этом же документе обращает на себя внимание и ряд других положений, связанных с сибирской спецификой: разделение аборигенов на три категории – оседлых, кочевых и бродячих, предполагаемая кодификация норм обычного права – с одной стороны, и возможная интеграция аборигенов в общероссийскую административную и экономическую систему – с другой.

Стремление Сперанского учитывать региональные особенности легко прослеживаются и на примере анализа других законов, составляющих комплекс «сибирского учреждения». Примером тому является регламентация податей и сборов, создание государственных запасов хлеба, заключение торговых сделок и т.д.

Вместе с тем нельзя не заметить, что правовой регионализм Сперанского базировался на имперском законодательстве, его постулатах и имел строго дозированные пределы. В «сибирском учреждении» 1822 г. легко прослеживаются идеи Екатерининского Учреждения о губерниях 1775 г., провозгласившего принцип единоначалия в лице генерал–губернатора как исключительно доверенной от императора особе. Сперанский вовсе не собирался ограничивать генерал–губернаторскую власть. В условиях абсолютной монархии это было невозможно, да Сперанский и не желал этого. Однако он попытался поставить деятельность региональной власти в строго определенные рамки законодательства, что явилось несомненным новшеством для региона и империи в целом.

В то же время сам факт наличия генерал–губернаторской власти, пределы и существо которой не были четко прописаны в законодательстве, осложнял вопрос о подчинении ей учреждений различных ведомств, порождал нежелательные, с точки зрения правительства, дискуссии и вопросы. Представляется, что генерал–губернаторская власть вносила определенный элемент децентрализации в систему управления, что явилось прямым порождением противоречий внутренней политики самодержавия в первой половине XIX в. «Непоследовательность Александра по делам внутреннего благоустройства сказывалась на всех мероприятиях ». Так охарактеризовал великий князь Николай Михайлович внутреннюю политику своего венценосного предка.

В такой характеристике видится нам прежде всего сочетание имперских принципов и регионализма в законодательстве 1822 г. В этом смысле «сибирское учреждение» вполне вписывалось в палитру общероссийского законодательства об управлении окраинами государства, т.е. находилось в русле общегосударственной политики. Как известно, в 1809 г. Финляндия, бывшая шведская провинция, после присоединения к России получила автономный статус Великого княжества Финляндского, положение которого было весьма привилегированным даже «по сравнению с коренными областями империи». В декабре 1815 г. император Александр I «даровал конституцию Польше », считавшейся по тем временам верхом либерализма в Европе. На Кавказе, который представлял собой весьма пестрый конгломерат этносов и религий, проводится административная реформа, имевшая целью прочнее увязать этот важный в стратегическом отношении регион с Россией, но в тоже время построенная с учетом местных этнических, религиозных и иных традиций. Расширение территории государства и как следствие, усложнение внутриполитических, в том числе и управленческих, задач, выдвигали перед правительством задачу поиска путей инкорпорации новых территорий в общеимперское пространство. Одним из таких способов и стала разработка регионально–территориального законодательства, в котором отчетливо отражались геополитические особенности конкретных территорий. Сибирское законодательство 1822 г., основы которого были разработаны в Иркутске, логично вписывалось и дополняло доктрину окраинной политики самодержавия. Оно стало первым опытом комплексного регионального законодательства в империи, действовавшим без существенных изменений вплоть до конца XIX века и опередившим общероссийскую кодификацию на десять лет.

М.М. Сперанский

Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. Во время одной из встреч с Александром Наполеон долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в семье потомственных священнослужителей в селе Черкутино Владимирской губернии. В возрасте 7 лет он начал обучение во Владимирской семинарии, где ему дали фамилию Сперанский (от лат. «надежда»). В 1788 г. в С.-Петербурге была открыта Главная семинария при Александро-Невском монастыре, туда направили «надежнейших в благонравии, поведении и учении» семинаристов, среди них был и Михаил Сперанский.

М. Сперанский

М. Сперанский был очень пытливым и способным юношей. Он изучил в подлинниках труды Дидро, Вольтера, Локка, Лейбница, Канта и др. европейских философов и уже тогда стал соотносить прочитанное с русской действительностью — и деспотизм, сословные предрассудки, крепостное право стали видеться ему как зло, которому надо противостоять. Но готовил он себя к духовному служению, и после окончания семинарии его оставили преподавать там математику и философию, а в дальнейшем предполагалось, что он примет монашество и станет служить церкви. Но юноша хотел продолжить образование за границей.

Карьера

Его карьерный рост начался с должности домашнего секретаря богатого екатерининского вельможи А.Б. Куракина и восходил стремительно. В доме Куракина Сперанский подружился с гувернером Брюкнером, молодые люди активно обсуждали идеи, которые их особенно волновали, читали и спорили. В это же время взошедший на престол Павел I назначил друга своей юности Куракина сенатором, а вскоре и генерал-прокурором, в связи с этим грамотный, умный и воспитанный секретарь был ему просто необходим. Он устроил дело так, чтобы Сперанский оставил Петербургскую семинарию и всецело посвятил себя государственной службе. Карьера Сперанского стремительно пошла вверх: через 4 года он становится уже действительным статским советником, всего в 27 лет. Но в это же время разбивается и его личное счастье: прожив всего около года с любимой женой, он становится вдовцом и в дальнейшем всю свою оставшуюся жизнь посвящает дочери, больше не вступая в брак и не имея сердечных привязанностей.

В начале царствования Александра I в ближайшем окружении молодого императора собрались его молодые друзья, которые составили «Негласный комитет», который разрабатывал планы реформирования России: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, граф В.П. Кочубей, князь А. Чарторыжский. Все они были против самодержавия, считая, что в просвещенной России невозможен деспотизм, а существование самодержавия невозможно без деспотизма, следовательно – надо уничтожить самодержавие. Странно, но и самого Александра I такие умозаключения не смущали.

К этому времени имя М. Сперанского было уже известно, его знали как умного и образованного молодого человека, поэтому он естественно должен был войти в число членов «Негласного комитета». Министр внутренних дел граф Кочубей пригласил Сперанского работать в его ведомстве. Его ценили за необыкновенную работоспособность, трудолюбие, умение грамотно сформулировать и оформить любые юридические вопросы. Сперанский являлся сторонником идеи первенства закона: «основные законы государства сделать столь неподвижными, чтобы никакая власть преступить их не могла». Молодой реформатор был убежден, что государственный строй России должен быть изменен: деспотия должна уступить место конституционной монархии. Главным орудием реформ Сперанский считал просвещенного государя.

Система государственного устройства России в начале XIX века

Уже тогда М. Сперанский понимал, что система, когда три различные ветви власти соединены в одном лице (императора), не может быть эффективной и обеспечивать правопорядок в государстве. Законы обществом игнорируются главным образом потому, что они не исполняются верховной властью, следовательно, нужны такие законы, которым должны подчиняться все. Поэтому, по мнению Сперанского, надо начинать с политической реформы, а потом уже реформировать гражданское право. Заметим, что такие мысли у молодого реформатора возникли в стабильное в социально-политическом плане время.

Но ситуация в России и в целом в Европе осложнялась в связи с наполеоновскими войнами: Аустерлицкое поражение, невыгодный Тильзитский мир, присоединение вместе со вчерашним врагом Наполеоном к континентальной блокаде Англии привели к кризису власти в России, в обществе говорили о необходимости смены власти… Необходимо было срочно изменить ситуацию – и Александр I делает ставку на молодого, но уже очень популярного Сперанского – он становится его секретарем. Даже Наполеон высоко оценил способности Сперанского: после личной беседы с ним он спросил у императора: «Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»

В декабре 1808 г. Сперанский назначается заместителем министра юстиции, а вскоре получает чин тайного советника, соединенный с должностью директора комиссии законов и Государственного секретаря учрежденного Госсовета. Ему было поручено составить «План государственного образования», которое предусматривало политическое реформирование России. Все подробности этого «Плана» Сперанский обсуждал лично с императором.

План реформ

Суть реформ Сперанского состояла в том, что необходимые для России законы должны быть установлены в короткие сроки и составлены в Конституцию. Главные принципы Конституции, по мнению Сперанского, должны быть следующими:

  • разделение властей;
  • независимость законодательной и судебной власти;
  • ответственность исполнительной власти перед законодательной;
  • предоставление избирательного права, ограниченного имущественным цензом.

«Правление, доселе самодержавное, учреждается на непременном законе».

«План» Сперанского был закончен к концу 1809 г. Он предусматривал, кроме отмеченного выше, образование Государственной Думы путем многоступенчатого избрания: волостная, окружная, губернская и государственная. По «Плану» Сперанского, Государственная Дума не имела законодательной инициативы – принятые Думой законы утверждались высшей властью, однако любой закон должен был принят Думой, она же должна была и контролировать действия правительства по соблюдению законов. Сам Сперанский характеризовал свою Конституцию так: «Весь разум сего Плана состоял в том, чтобы посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить верховной власти более нравственности, достоинства и истинной силы».

В. Тропинин "Портрет М. Сперанского"

«План» Сперанского, по настоящему реформаторский, в то же время не нарушал ни одной дворянской привилегии, полностью оставляя незыблемым крепостное право. Но его реформаторское значение состояло в таких положениях, как создание представительных учреждений, подчинение монарха закону, участие в законодательстве и местном управлении населения. Все это давало возможность России идти в направлении к правовому государству.

Опала

Консервативно настроенная российская элита ненавидела Сперанского, считая его выскочкой. К тому же его поведение не соответствовало нормам, принятым в светском обществе: он не имел фавориток и любовниц и оставался верным покойной, но горячо любимой им супруге, кроме того, Сперанский никогда не брал взяток и осуждал коррупцию. Александру I внушалось, что преобразовательный «План» Сперанского скроен из французских конституций и непригоден для России. В его «Плане» они видели угрозу самодержавию… Под натиском постоянных упреков и доносов Александр отступил и отправил Сперанского в ссылку в Нижний Новгород, а затем в Пермь, что было очень своевременно: Нижний Новгород во время наполеоновского нашествия стал прибежищем для бежавшего из Москвы дворянства, которое было враждебно настроено к Сперанскому. В Перми он оказался в крайне унизительным положении, без денег, без книг и под постоянным надзором. Сперанский даже жаловался императору, и тот дал указание смягчить условия ссылки государственного секретаря.

Губернаторский пост

30 августа 1816 г. Сперанский был назначен пензенским гражданским губернатором. Это означало конец опалы, прощение. Сперанский сразу приступил к активной деятельности: занялся местным самоуправлением, план реформирования которого он предлагал еще в 1808-1809 гг. Он ввел редкую для того времени практику: прием граждан по личным вопросам для изучения истинного положения в губернии. Предложил усилить власть вице-губернаторов и тем самым разгрузить деятельность губернатора, определить размер повинности, дать возможность и право крестьянам судиться с помещиком, запретить продажу крестьян без земли, облегчить переход крестьян в вольные хлебопашцы.

22 марта 1819 г. Александр I назначил Сперанского генерал-губернатором Сибири и дал ему 2 года для наведения порядка в Сибири, а также предложить план переустройства этого края. Это назначение показывало, что император снова желает приблизить к себе Сперанского.

Годы ссылки скорректировали взгляды и убеждения Сперанского: теперь вместо гражданских свобод он ратовал за гражданские права, в связи с этим он считал необходимой реформу губернского управления. Он разработал законопроекты о вопросах управления Сибирским краем, а специальный Комитет, созданный императором, в 1821 г. все его положения одобрил.

«Странствовал девять лет и пять дней», – записал М.М. Сперанский в дневнике, возвращаясь в феврале 1821 г. в Петербург. Наконец состоялась встреча с любимой дочерью…

Герб графа Сперанского

А уже в августе этого же года Сперанский был назначен членом Государственного Совета по департаменту законов, к тому же владельцем 3,5 тысяч десятин земли в понравившейся ему Пензенской губернии. Его дочь Елизавета была пожалована в фрейлины.

Сперанский пользовался громадным уважением как членов императорского дома, так и его противниками. Именно ему Николай собирался поручить написание Манифеста о восшествии на престол, но именно его предполагали включить в члены Временного правительства и декабристы в случае своей победы. Николай I знал об этом и потому назначил его участником Верховного уголовного суда над декабристами, зная, что для Сперанского это назначение было тяжким испытанием, так как он знал лично многих декабристов, а с Г. Батеньковым дружил.

Николай I в процессе суда над декабристами осознал все удручающее состояние отечественного правосудия, а потому именно Сперанскому были переданы полномочия главы комиссии по упорядочению законодательства. К 1830 г. было издано 45 томов «Полного собрания законов» под руководством М. Сперанского, они содержали 42 тысячи статей об истории русского законодательства., и уже на основании этого снова под руководством Сперанского начинается работа над новым «Сводом законов». 19 января 1833 г. на заседании Государственный Совет решает, что с 1835 г. «Свод законов Российской империи» вступает в силу в полном объеме. Здесь же Николай I снял с себя Андреевскую звезду и надел ее на Сперанского.

А. Кившенко "Император Николай I награждает Сперанского"

В 1833 г. Сперанский закончил свою работу «К познанию законов». В ней он изложил эволюцию своих взглядов и идей. Теперь он видел правду жизни только в исполнении созданного Богом нравственного порядка, а порядок этот мог быть реализован только в абсолютной монархии, когда монарх подчиняется суду Божьему и суду своей совести.

Итог

В 1838 г. Сперанский простудился и тяжело заболел. В его день рождения, 1 января 1839 г., ему был пожалован графский титул, но он уже не вставал. Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 г. и был похоронен в Александро-Невской Лавре, где он 50 лет назад начинал свою деятельность. При его погребении присутствовал император Николай I, императорский двор и дипломатический корпус. Николай I несколько раз повторил одну и ту же фразу: «Другого Сперанского мне уже не найти».

Могила М. Сперанского в Александро-Невской Лавре



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта