Главная » Несъедобные грибы » Тематические группы слов в лингвистике. Понятие лексико-семантической группы

Тематические группы слов в лингвистике. Понятие лексико-семантической группы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С незапамятных времен человеческий взгляд был обращен к небу, в космос. Именно там поколения людей старались найти ответы на интересующие их вопросы, пытались предсказать будущее или найти разумные цивилизации. С течением тысячелетий интерес человека к космосу не угас, а еще больше усилился благодаря развитию науки и техники. Люди не только думают о космосе, но и ведут научные исследования, реализуют национальные и международные космические программы. Он возбуждает фантазию и побуждает к развитию. Исследования Вселенной и освоение космоса стимулируют научно-технический прогресс и объединяют людей. В этом году исполняется ровно 55 лет со дня первого полета человека в космос. В честь этого события Государственная корпорация космической деятельности «Роскосмос» официально объявила 2016-й год «Годом Юрия Гагарина».

Космическая тема занимает большое место в литературе и искусстве, кино и музыке, и существует немало серьезных произведений, в которых осмысливаются важнейшие вопросы, связанные с изучением Вселенной. Но откуда пришло к нам слово «космос», ставшее привычным и общеупотребительным? Какие еще слова, связанные с этим понятием, появились в русском языке? Актуальность исследования обусловлена вниманием современного общества к изучению космоса, к важным достижениям человечества в освоении космического пространства.

Целью исследования является изучение тематических групп слов, связанных со словом «космос». Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:

1) изучить теоретические вопросы, рассматривающие лексический состав русского языка с точки зрения употребления;

2) рассмотреть точки зрения на этимологию слова «космос»;

3) выявить слова, связанные с понятием «космос»;

4) определить тематические группы выявленных слов;

5) проанализировать слова, входящие в тематические группы с точки зрения сферы употребления.

Предметомдля анализа в исследовательской работе являются слова, связанные с освоением космического пространства и полетами в космос. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать представленные результаты исследования в процессе преподавания астрономии, русского языка в школе. Результаты исследования могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях

Глава 1. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

1.1. Понятие общеупотребительной и терминологической лексики

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые, как правило, используются в различных стилях речи всеми говорящими на данном языке, являются общеизвестными: день, идти, два, писать, он, человек и т.д. Общеупотребительная лексика используется в разных сферах человеческой деятельности и создает национальную самобытность, колорит языка (2, 124). Такая лексика понятна всем говорящим на русском языке.

Ограниченную сферу употребления имеет специальная, диалектная, жаргонная лексика, при этом диалектная и жаргонная лексика находится за пределами русского литературного языка.

Специальная лексика - слова, употребляемые преимущественно людьми определенной профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы. Термины - это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Такие слова употребляются для логически точного определения специальных понятий: морф, фонема , гипотенуза, хорда , диализ .Система терминов определенной области деятельности человека называется терминологией.

Термины - это самая регулируемая часть лексики. Поскольку наука в значительной степени интернациональна, термины создаются специально, то об их точном содержании и месте в системе тех или иных обозначений договариваются ученые, специалисты, занятые в той или иной области знаний. Однако термины - тоже слова, поэтому они «сопротивляются регламентации, утрачивают свой узкоспециальный характер - детерминологизируются» (2,128), то есть становятся общеупотребительными: Аргумент 1. Независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (матем.) 2. довод, доказательство. Понятие 1. Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь (научн.) 2. Представление, сведения о чём-либо . Сумма 1. Итог, результат сложения (матем.) 2. Общее количество чего-либо. Горизонт 1.Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой поверхностью (геогр.) 2. Круг знаний, идей.

В данной работе мы попробуем выяснить, какие слова, тематически связанные со словом «космос», стали общеупотребительными, а какие относятся к области терминологии.

1.2. Этимология слова «космос»

Космос (греч. - kosmos - строй, порядок, мир, Вселенная). Первоначально у древних греков - Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин "космос" имеет несколько значений: синоним Вселенной; все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы; область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой); ближайшая и наиболее доступная таким исследованиям область - околоземное пространство (иногда называется "ближний космос") (1, 786).

Это слово неслучайно имеет греческое происхождение. Греческое влияние на язык Древней Руси было самым значительным. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением восточных славян в IX веке. (7). Греческими по происхождению являются многие названия бытовых предметов, овощей, фруктов: вишня, огурец, кукла, лента, свекла, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой, просвещением: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит и т.д. Более поздние заимствования из греческого языка относятся исключительно к сфере наук, искусства и широко используются в научной терминологии, получившей всеобщее признание: логика, психология, кафедра, идея, климат, критика, металл, музей, магнит, синтаксис, хронограф, планета, стадия, сцена, театр и другие.

В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона говорится о том, что первоначально слово «космос» - синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово «космос» применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности (5).

Существует и другая точка зрения на происхождение слова «космос». У древних славян была богиня Макошь или Мокошь. Слог «ma» или несколько более древний «mo» означают на всех европейских языках понятие «мать». А «kos» - нить, которая есть и у человека, и в природе. Получается славянская богиня, отвечающая за явления природы, за судьбу человека. При перестановке слогов появляется слово «kosmos» - нити, связывающие человека с явлениями природы (6). Можно предположить, что слово «космос» имеет славянское происхождение.

Глава 2. Тематические группы слов, связанных с понятием «космос»,

в русском языке

2.1. Понятие тематической группы слов

В лингвистической терминологии существуют такое понятие, как лексико-семантическая группа слов. Этим термином (в широком смысле) обычно называют группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу и имеющих частеречную общность» (3, 26). Например: сосна, дуб, ель, береза (лексико-семантическая группа «деревья»), красный, желтый, зеленый, синий (лексико-семантическая группа «цвет»). Более широкие объединения слов - тематические группы - это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы. Например: тематическая группа «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т.п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т.п. ). В тематические группы входят разные лексико-семантические группы. Например, «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет ).

В своей работе мы будем работать со словами, обозначающими космические тела, части космического пространства, космические аппараты, единицы измерений, космические процессы, законы и т.д. Мы попробуем объединить их в различные тематические группы и проанализировать с точки зрения употребления.

2.2. Анализ выявленных тематических групп слов, связанных с понятием «космос»

В сети Интернет существует множество различных словарей, справочников, которые предлагают пользователям ознакомиться с понятиями, терминами, употребляемыми в сферах освоения и изучения космического пространства. Для проведения исследования мы обратились к «Словарю астрономических терминов» (4). Предлагаемый словарь составлен на основании нескольких вариантов словарей, разрабатываемых в настоящее время различными группами специалистов. Сюда включены лишь важнейшие термины и понятия. Его цель - помочь пользователям быстро найти ответы на вопросы, которые могут возникнуть при изучении какой-либо проблемы, связанной с поиском информации на интересующую тему. Кроме слов, приведенных в данном словаре, мы включили в список анализируемых лексических единиц и другие наименования, входящие в тематическую группу «космос». В ходе работы мы выделили три тематические группы:

1) наименования космических тел, частей космического пространства и связанных с ними явлений - 58 единиц (Приложение 1);

2) наименования космических аппаратов, предметов, явлений, связанных с космическими полетами и их организацией - 17 единиц (Приложение 2);

3) наименования наук, связанных с исследованием космоса, единиц измерений, законов, принципов - 33 единицы (Приложение 3).

После проведенного анализа слов, входящих в данные тематические группы, мы увидели следующее. В первой группе общеупотребительных и терминологических единиц оказалось примерно поровну (48,2% общеупотребительной лексики), во второй группе - слов и словосочетаний, значение которых известно всем, оказалось большинство - 82,3%, а в третьей, наоборот, только 9,0%. Это объясняется тем, что в третью группу преимущественно входят слова, имеющие явно выраженное терминологическое значение: антропный принцип, космогония, элонгация и т. д.

Преобладание слов общеупотребительной лексики во второй группе мы объясняем тем, что названия космических аппаратов и наименования, связанные с космическими полетами, а также наименования космических тел, частей космического пространства известны большинству говорящих на русском языке.

Заключение

Космос можно назвать одним из самых удивительных интересов современного человека. Интерес к исследованию космоса в нашей стране был всегда. Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос, и одно из ведущих мест в этой области занимает Россия. Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится всё более интенсивным и преподносит первые уроки. Высокотехнологичные средства наблюдения позволяют изучать космическое пространство с невероятной точностью, о которой не могли мечтать наши предки. Каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу планету. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ. Навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации много другое — это все космос.

При проведении исследования тематических групп слов, связанных с понятием «космос», мы увидели, что из 108 лексических единиц (слов и словосочетаний) 45 (41,6%) относятся к общеупотребительной лексике, то есть известны и понятны всем людям, говорящим на русском языке. Такие слова и сочетания, как галактика, астероид, космический спутник, орбитальная станция, космодром и т. д. вошли в активный словарный запас и употребляются в повседневной жизни, что говорит о повышенном интересе к космической теме в современном обществе.

Список литературы

    Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000.

    Горская С. А. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. Лексикография.- Гродно. ГрГУ им. Я.Купалы, 2009

    Рублева О. Л. Лексикология современного русского языка. Издательство Дальневосточного университета,- 2004. Владивосток.

    http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/1num/v1pap20.htm

    http://znanija.com/

    http://sovremennyj.russkij.yazyk.ru/

    http://etymological.academic. ru

    https://ru.wiktionary.org/wiki/

Приложение 1.

Наименования космических тел, частей космического

пространства и связанных с ними явлений

    астероиды (малые планеты) - множество твердых тел Солнечной системы, находящихся между орбитами Марса и Юпитера

    атмосфера звездная - наружные наблюдаемые слои звезды

    афелий - наиболее удаленная от Солнца точка орбиты планеты

    большие планеты - девять наиболее крупных твердых тел Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон

    Большой взрыв - гипотетическая начальная стадия расширения Вселенной

    Венера - вторая от Солнца большая планета Солнечной системы

    вращение небесной сферы суточное - кажущееся движение всех небесных светил, вызванное вращением Земли вокруг оси

    Вселенная - весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в своем развитии

    галактики - основные структурные образования Вселенной, состоящие из динамически связанных звезд, звездных скоплений и диффузной среды

    галактика, спиральная - галактика, отличающаяся спиральной структурой

    гало галактики - сферическое облако разреженного горячего газа и звезд, окружающее спиральную галактику

    голова кометы - основная часть кометы, состоящая из комы и ядра кометы

    диск спиральной галактики - совокупность звезд и межзвездной среды вблизи плоскости симметрии спиральной галактики

    затмение - явление экранирования излучения светила, вызванное его покрытием небесным телом

    затмение полное - затмение, при котором небесное тело полностью затмевается другим

    звезда - гравитационно-связанная и пространственно-обособленная масса вещества во Вселенной, в которой на некотором интервале времени происходят термоядерные реакции синтеза химических элементов

    звезды, взрывные - разновидности переменных звезд, включающие новые, сверхновые и другие типы нестационарных звезд

    звезды, переменные - звезды, изменяющие свою видимую звездную величину

    звезды, пульсирующие переменные - звезды, совершающие радиальные пульсации

    Земля - третья по удаленности от Солнца большая планета Солнечной системы

    звездное скопление - генетически и гравитационно связанная группа звезд, обладающих общим движением в пространстве

    корона галактическая - см. гало галактики

    корона солнечная - внешние, наиболее разреженные и горячие слои атмосферы Солнца

    корональная конденсация - проявление солнечной активности в короне в виде уплотнения более горячего газа

    корональные дыры - обширные темные области пониженной температуры и плотности, наблюдаемые на оптических и рентгеновских фотографиях солнечной короны

    Космос - то же, что Вселенная

    Луна - небесное тело, естественный спутник Земли

    лунное затмение - затмение, вызванное прохождением Луны внутри конуса земной тени

    малые планеты - см. астероиды

    Марс - четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы

    Меркурий - ближайшая к Солнцу большая планета Солнечной системы

    Местная группа галактик - совокупность ближайших галактик вместе с нашей Галактикой

    Местное Сверхскопление галактик - сверхскопление галактик, включающее Местную группу

    Млечный Путь (Галактика) - наша звездная система, бледно светящаяся полоса на ночном небе, создаваемая множеством слабых звезд и туманностей

    небесная сфера - воображаемая сфера произвольного радиуса на которой небесные светила изображаются так, как они видны из данного пункта наблюдений, предназначенная для решения задач сферической астрономи

    Нептун - восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы

    перигелий - ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца

    планеты - небесные тела, движущиеся вокруг Солнца или других звезд и светящиеся их отраженным светом

    Плутон - наиболее удаленная от Солнца большая планета Солнечной системы

    протуберанцы - активные образования в солнечной атмосфере, наблюдаемые в сильных спектральных линиях на краю Солнца в виде ярких облаков или выступов, а на самом диске в виде темных волокон

    радиант - точка небесной сферы, в которой пересекаются кажущиеся направления движения метеоров или направления собственных движений звезд скопления

    Сатурн - шестая от Солнца большая планета

    Сверхгалактика - область повышенной концентрации галактик, включающая Галактику

    сверхскопление - скопление скоплений галактик

    скопление галактик - системы гравитационо связанных галактик

    созвездия - 88 участков, на которые разделено все небо, включающие постоянно находящиеся в них небесные объекты (звезды, туманности, галактики, т.д.)

    Солнечная система - Солнце и все объекты, вращающиеся вокруг общего с ним центра масс

    Солнце - центральное тело Солнечной системы

    солнцестояния - моменты времени, в которые центр Солнца проходит либо через самую северную (летнее солнцестояние), либо через самую южную (зимнее солнцестояние) точки эклиптики

    спутник планеты - небесное тело, обращающееся вокруг большой планеты под действием ее притяжения

    стояние - кажущееся прекращение видимого движения планеты при переходе от одного типа движения (прямого или попятного) к другому

    Уран - седьмая от Солнца большая планета Солнечной системы

    фотосфера - часть атмосферы Солнца или звезды, в которой возникает основная доля видимого излучения

    хромосфера - слой солнечной атмосферы, расположенный между его фотосферой и короной

    Юпитер - пятая от Солнца большая планета Солнечной системы

Приложение 2.

Наименования космических аппаратов, предметов, явлений,

связанных с космическими полетами и их организацией

    автоматическая межпланетная станция — беспилотный космическийаппарат, предназначенный для полёта в межпланетном космическомпространстве (вне орбиты Земли) с выполнением различных поставленных задач.

    зонд - аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния;

    искусственный спутник — общее название всех аппаратов, находящихся на геоцентрической орбите, то есть вращающихся вокруг планеты.

    космический аппарат (межзвездный, орбитальный, межпланетный, напланетный) — общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел.

    космический комплекс — совокупность функционально-взаимосвязанных космическихаппаратов (КА) и наземных объектов (технический комплекс, стартовый комплекс, космодром и наземный комплекс управления КА), предназначенных для выполнения задач в космосе самостоятельно или в составе космической системы.

    космический корабль (автоматический или пилотируемый) - космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в верхней части земной атмосферы — так называемом, ближнем космосе

    космодром - комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки к полету и запуска космических летательных аппаратов.

    космолёт - автоматическая космическая станция, предназначенная для выполнения управляемого полёта, как в безвоздушном космическом пространстве, так и в плотной атмосфере Земли.

    космоплан - см. космолет

    космопорт - место взлёта космических кораблей

    орбитальная станция — аппарат, предназначенный для долговременного пребывания и работы людей на орбите Земли

    планетоходы — автоматические лабораторныекомплексы или транспортныесредства, для перемещения по поверхности планеты и другого небесного тела

    ракета-носитель — аппарат, действующий по принципу реактивногодвижения (ракета) и предназначенный для выведения полезной нагрузки в космическое пространство

    спускаемый аппарат — используется для доставки людей и материалов с орбиты вокруг планеты или межпланетной траектории на поверхность планеты

    спутники связи, телекоммуникационные спутники;

    стационарные врата перехода

    челнок — аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния.

Приложение 3.

Наименования наук, связанных с исследованием космоса,

единиц измерений, законов, принципов

    антропный принцип - принцип в космологии, согласно которому разумная жизнь во Вселенной является необходимым следствием фундаментальных ее свойств

    астрология - доктрина, утверждающая возможность существования и выявления взаимосвязи между расположением светил и земными явлениями, в частности, характером и судьбами людей

    астрономия - наука о строении, движении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом

    атомная секунда - основная системная единица измерения времени, определяемая как время, в течение которого происходит 9 192 631 770 световых колебаний, излучаемых при переходах между энергетическими подуровнями тонкой структуры основного состояния изотопа цезия с атомным весом 133

    астрофизика - раздел астрономии, изучающий физическую природу, происхождение и эволюцию небесных тел и их систем

    балл вспышки (оптический) - характеристика мощности солнечной вспышки по излучению в красной линии водорода 656 нм; в двумерной шкале -- цифры пропорциональны площади (1 -- от 100 до 250, 2 -- от 250 до 600, 3 -- от 600 до 1200 и 4 -- более 1200 м.д.п.; буква после цифры обозначает яркость: F - слабая, N - нормальная, B - яркая вспышка; напр. 2В)

    Всемирное координатное время - атомное время, согласованное с астрономическим временем

    гелиофизика - раздел астрофизики, посвященный проблемам физики Солнца

    гелиоцентрическая система - модель Солнечной системы, в центре которой предполагается Солнце

    геомагнитные индексы - параметры, характеризующие амплитуду флуктуаций напряженности магнитного поля Земли; напр. локальный трехчасовой К-индекс; трехчасовой планетарный (по многим станциям) Кр-индекс; среднесуточный Ар-индекс

    единица астрономическая - основная единица расстояний в астрономии, равная среднему расстоянию Земли от Солнца

    звездная величина - измеренный в специальной логарифмической шкале поток излучения от данного небесного светила

    звездная секунда - промежуток времени, равный 1/86400 доле звездных суток

    индекс вспышечный - индекс солнечной активности, основанный на частоте солнечных вспышек

    индекс солнечной активности - числовой параметр, характеризующий количество и мощность активных образований на Солнце

    индекс F10.7 -- поток солнечного радиоизлучения на волне 10.7 см, выраженный в с.е.п.

    кальциевый индекс - параметр, характеризующий уровень солнечной активности, пропорциональный суммарной площади кальциевых флоккулов, наблюдаемых в спектральной линии 393 нм

    космогония - раздел астрономии, в котором изучаются вопросы происхождения и развития космических тел и их систем

    космология - раздел астрофизики, в котором изучаются вопросы природы и эволюции Вселенной в целом, а также наблюдаемой ее части

    кривая блеска - зависимость видимой звездной величины переменной звезды от времени

    кэррингтоновская долгота - гелиографическая координата, определяющая положение детали на Солнце

    масса Вселенной, скрытая - гипотетическая масса ненаблюдаемого вещества во Вселенной

    Маундеровский минимум - замирание солнечной активности, имевшее место во второй половине 17 столетия

    м.д.п. (миллионная доля площади солнечной полусферы) - единица площади, используемая для характеристики активных образований на Солнце

    относительные числа солнечных пятен - наиболее распространенный индекс солнечной активности, пропорциональный сумме общего числа пятен, наблюдаемых в данный момент на Солнце, и удесятеренного числа образованных ими групп

    радиоастрономия - раздел астрономии, изучающий природу космических объектов на основании регистрации и анализа их радиоизлучения

    рентгеновский балл вспышки - поток рентгеновского излучения от Солнца в диапазоне 0.1_0.8 нм (12.5_1 кэВ) во время вспышки; обозначается Mf, если поток в пределах 10_5_10_4 Вт/м2 и XXf, если он больше, причем f - значение потока в указанных единицах

    световой год - внесистемная единица длины, используемая в астрономии, равная расстоянию, которое свет проходит за 1 тропический год (9.46ъ1017 км)

    с.е.п. (солнечная единица потока радиоизлучения) -- 10_22 Вт/(м2ъГц)

    числа Вольфа - см.: Относительные числа солнечных пятен

    эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца среди звезд

    элонгация - разность эклиптических долгот данной планеты и Солнца (угловое удаление планеты от Солнца)

    элонгация Полярной звезды - угловое расстояние Полярной звезды от плоскости небесного меридиана

1. Тематические группы слов

Семантика компьютерных терминологических единиц очень разнообразна. Рассмотрим группы, на которые, по нашему мнению, можно разделить весь компьютерный жаргон.

1) Слова, обозначающие названия оборудования, деталей, а также основных частей компьютера:

глаз - монитор;

проц - процессор;

карлсон - вентилятор (охладитель для компьютера);

винт - винчестер (жесткий диск - носитель информации);

педаль - клавиатура;

веревка, шнурок - провод.

2) Термины, обозначающие названия программных продуктов, программ, команд и файлов:

проги - программы;

живность, червяк, жук, зверь - компьютерный вирус;

глюк - ошибка, сбой в программе;

асъка - программа ICQ (для переписки в глобальной сети);

дося - дисковая операционная система DOS;

айболит - антивирусная программа.

3) Название операций и отдельных действий:

лить - посылать письмо по электронной почте;

мейкануть - сделать что-либо (от английского "mаkе" - делать);

грохнуться - сломаться;

апгрейдитъ - обновлять;

убить - стереть, удалить что-либо;

аржитъ - использовать архиватор arj.

заворачивать - производить архивацию (сжатие).

4) Сообщения, которые выдает система на запросы пользователя:

инвалид девице - неверное указание имени устройства (от англ. invalid device);

гамовер - окончание игры (от ант. gаmе over);

повис - произошел сбой в системе.

5) Название людей, занятых тем или иным видом деятельности:

хакер - программист-взломщик;

юзер - пользователь (от англ. user);

чайник - неопытный пользователь;

аркадник- любитель игр в стиле "аркада".

6) Название фирм, занимающихся производством оборудования:

Бима - компания IBM;

Сантехника - оборудование от Sun Microsystems Computer Corporation;

Мой кроссовок - компания Microsoft.

Сфера действия компьютерного жаргона охватывает людей, профессионально работающих с компьютерами, и просто пользователей, то есть она достаточно широка. Поэтому можно говорить о следующих функциях, выполняемых компьютерным жаргоном:

1) Средство самовыражения (для простоты общения пользователей).

2) Выражение эмоций, оценочного отношения (например, бутявка - загрузочная дискета, тормоз - сбой в программе, маразм - резкая нехватка памяти).

3) Экономия языка, так как в компьютерном жаргоне существует множество слов, являющихся эквивалентами громоздких слов (например, чат - специальная программа в глобальной сети, позволяющая вести беседу в настоящем времени; прополоть (англ. Роll - опрос) провести опрос пользователей сети).


2. Лексико-семантические связи

В компьютерном жаргоне, как и во всем русском языке, выделяют многозначные и однозначные слова.

Однозначными словами является большинство компьютерных жаргонов, некоторые названия инструментов, профессий, разновидностей программ и прочее. Однозначны, например, слова гаг, вырубить, убить, думер и другие. Очень малое количество занимают многозначные слова, по нашим подсчетам это примерно 5% от общего числа изученных нами жаргонов. На наш взгляд, это обусловлено тем, что вообще компьютерный жаргон создавался для простоты общения между людьми и как раз поэтому не должен иметь многозначные единицы. Отсутствие многозначных жаргонов обусловлено также тем, что рассматриваемые слова появились недавно, а многозначность - признак долгой жизни в языке.

Животное - 1) программа Animator Pro; 2) любая программа огромных размеров, предъявляющая непомерные требования к конфигурации компьютера.

Жук - 1) ошибка в программе (bug); 2) вентилятор в блоке питания компьютера; 3)компьютерный вирус.

В многозначном слове выделяются главное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования (внешней оболочки слова - звуковой и буквенной последовательности) с одного объекта действительности на другие объекты.

Явление антонимии в рассмотренном материале выявлено не было. На наш взгляд, это также объясняется тем, что язык компьютерного жаргона появился относительно недавно и не успел еще прочно закрепиться в русском языке.

Что касается синонимов, то, по нашим подсчетам, они встречаются довольно часто, так как основными функциями синонимов являются уточнение и замещение.

Лексические синонимы - это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения. В сфере компьютерных технологий встречается особая синонимия. Известно, что в сфере специальной лексики синонимия имеет свою специфику: между синонимами нет различий в плане содержания, это положение подтверждается на следующих примерах: компьютерный вирус - живность, жук, червяк, зверь; компьютер - комп, железо, ящик; жесткий диск - хард, винт, тяжелый драйв.

Жаргонная лексика прочно вошла в систему языка. В пользу этого говорит то, что она стала основой для образования других единиц, то есть образует словообразовательные цепи и гнезда: глюк - глючить - глючной.

Таким образом, жаргонная лексика представляет собой подсистему языка и ей свойственны явления синонимии и многозначности, которые широко представлены в сфере общего употребления языка.


Специалистов. Следует отметить, что наименование лиц других профессий, имеющее место в данной группе английских жаргонизмов, нехарактерно в целом для профессионального жаргона. Вообще, в процессе анализа тематической организации жаргона компьютерных технологий обращает на себя внимание наличие в его составе неспециальных понятий. В качестве примера можно привести русские жаргонизмы поюзанный « ...

... : "вакса" (операционная система VAX) и "сивуха" (жаргонное название компьютерной игры "Civilization" - "Цивилизация"), а также "пентюх"- компьютер модификации Pentium (Пентиум). Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Аффиксальным способом, например, образован жаргонизм "леталка". От глагола летать при помощи характерного для...

В целом, языковая игра в различных её вариантах больше свойственна речи представителей технической интеллигенции молодого и среднего возраста, а это и есть носители компьютерного жаргона. По данным гендер-лингвистических исследований (Ерофеева 2000: 89-90) в большинстве случаев мужчины, сравнительно с женщинами, лучше знают и чаще употребляют жаргонизмы. В своем речевом поведении женщины, в...

И профессионально-ограниченной". Некоторые исследователи показывают новый виток вульгаризации литературного языка, для чего имеются все основания. Просторечная и жаргонная лексика свободно используется в средствах массовой информации, в том числе и на радио. "Одной из примет публицистических текстов определенного периода является характер переносных употреблений специальной научной, специальной...

Лексико-семантические группировки лексики. Понятие ЛСГ. Понятие тематической группы. Понятие семантического поля. Понятие ассоциативного поля. Идеографические и ассоциативные словари. Понятие лексической категории (ЛК). Типы лексических категорий с точки зрения формально-смысловых оппозиций.

Как уже говорилось, один из центральных вопросов лингвистики - вопрос о системности языка, которая проявляется в совокупности элементов, связанных внутренними отношениями. Лексический состав языка не составляет исключения. Он представляет собой не совокупность разрозненных единиц, а совокупность взаимосвязанных отношений, традиционно представляемых в двух ракурсах: парадигматическом и синтагматическом. Благодаря этому он состоит из смысловых групп с различными видами отношений.

Взгляд на лексику как на систему оформился, таким образом, в т.н. теорию семантического поля или лексико-семантических группировок. С ними согласуются и два подхода к изучению лексики: семасиологический (от слова к понятию) и ономасиологический (от понятия к слову), которые дополняют друг друга и являются основными в построении семантического поля. Результатом описания лексики, направленного на выявление ее системных связей, является ее классификация, т.е. выделение различных лексико-семантических групп лексики.

Само понимание лексико-семантической группы (ЛСГ) неоднозначно

Лексико-семантической группой (в широком смысле) обычно называют группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу». Однако такое понимание довольно расплывчато, так как под него подходят разные смысловые группировки: и синонимы, и даже антонимы, и паронимы, и собственно ЛСГ, и тематические поля, и т.п. - т.е. все, что имеет смысловую близость. Поэтому следует определиться в понятиях.

Под лексико-семантической группой(ЛСГ) в узком смысле будем понимать группу слов, объединяемых общностью категориально-родовой семы (архисемы) и общностью частеречной отнесенности. Например:сосна, дуб, ель, береза … (ЛСГ «деревья»), красный, желтый, зеленый, синий … (ЛСГ «цвет»), бежать, мчаться, лететь, плыть … (ЛСГ «передвигаться) и т.п.

Рассмотрим подробнее последний пример на основе компонентного анализа семантики входящих в ЛСГ слов:

БЕЖАТЬ - «быстро» «передвигаться» «по земле» «ногами»

ЛЕТЕТЬ - 1)«быстро» «передвигаться» «по воздуху» «крыльями»

2) «очень» «быстро» «передвигаться»

ПЛЫТЬ - «передвигаться» «по воде» «руками и ногами»

ПОЛЗТИ - 1)«передвигаться» «по земле» «телом»

2) «очень» «медленно» «передвигаться»

МЧАТЬСЯ - «очень» «быстро» «передвигаться»

Мы видим, что в ЛСГ есть общая родовая сема «передвигаться», но характер передвижения и скорость - различны. При тождестве этих сем слова будут синонимами: БЕЖАТЬ, ЛЕТЕТЬ-2, МЧАТЬСЯ. При противоположности каких-то признаков называемых понятий (например скорости) слова будутантонимами: ПОЛЗТИ-2 - ЛЕТЕТЬ-2 (или МЧАТЬСЯ). Таким образом, в ЛСГ включаются более частные смысловые группы или ряды): синонимы и антонимы. Все члены ЛСГ по отношению друг к другу будут согипонимами (или когипонимами), т.к. называют видовые понятия одного рода (ПЕРЕДВИГАТЬСЯ). Родовое слово по отношению к каждому члену ЛСГ будет гиперонимом. А родовидовые пары (типа БЕЖАТЬ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ) -гипонимы. Так что в ЛСГ наблюдается еще несколько видов отношений: тождества, противопоставления, пересечения, включения (см. типы оппозиций в 2.2.2.). Да и сами ЛСГ могут включаться друг в друга, как матрешки: «движение» - «передвижение» - «передвижение человека», т.е. могут быть «микро-» и «макро-». В ЛСГ слова объединены преимущественно на основе парадигматики (оппозиций).

Более широкие объединения слов - тематические группы(ТГ): это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы (отсюда и название). В ней наблюдаются различные виды связи: как парадигматические, так и синтагматические. Например, ТГ «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т.п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т.п.). В ТГ входят разные ЛСГ. Например, ЛСГ «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет ), синонимы (приобретать, покупать ), антонимы (дорогой - дешевый ), гипонимы (магазин - гастроном ), конверсивы (купля - продажа ) и т.п. в ТГ «торговля». Иногда ТГ называют тематическим полем, однако термин «поле» употребляется и в сочетании «семантическое поле» (часто как синоним тематического).

Под семантическим полем(СП), или лексико-семантическим полем (ЛСП), обычно понимается «группа слов одного языка, тесно связанных друг с другом по смыслу» (Ю.Н. Караулов) или «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающая в языке определенную понятийную сферу» (Л.А. Новиков). ЛСП - более широкое объединение, чем ЛСГ и даже чем ТГ, хотя и близкое последнему. Оно также включает несколько ЛСГ и других семантических объединений парадигматического и синтагматического типа: например, поле «цвет» включает и ЛСГ прилагательных «цвет» (зеленый, красный, синий ), и ЛСГ глаголов «проявлять цвет» (синеть, краснеть, желтеть ), и существительные «цвет» (краснота, синь, желтизна ). Или ЛСП «время» включает ЛСГ «отрезки времени» (час, минута, секунда ), и ЛСГ «части суток» (утро, вечер, полдень ), и ЛСГ «время года» (весна, лето, осень ) и т.п.

Впрочем, четкого разграничения указанных понятий пока не сложилось. Например, лексическую группировку «родство» называют и лексико-семантической группой, и тематической группой, и семантическим полем, т.к. она очень обширна и включает разные виды лексики и даже словосочетания типа двоюродный брат . Поэтому каждый употребляет указанные термины в меру своего понимания. Мы будем придерживаться указанного разграничения ЛСГ и ТГ, а также ЛСП. Последние различаются как категории предметно-логическая (ТГ, отражающая членение самой картины мира, ее фрагментов) и семантическая, понятийная (СП, отражающее понятийные сферы и отношения).

Семантическое поле (например, в теории Ю.Н. Караулова) имеет имя поля (его название), ядро (ключевые слова: обычно синонимы и антонимы, а также типовые сочетания) и периферию (слова, связанные с ядром менее тесно семантически или стилистически). Вспомним пример со словом ДРУГ из «Словаря ассоциативных норм русского языка». По сути дела, почти все слова из ответов информантов образуют поле по имени ДРУГ, в ядро которого войдут его синонимы (товарищ, приятель, дружок ), антонимы (недруг ), дериваты (дружить, дружба ), типичная и устойчивая сочетаемость (верный, близкий, лучший, закадычный ), а на периферии окажутся слова брат и кореш .

В лингвистике выделяют различные виды семантических полей : лексико-семантические поля (ЛСП, рассмотренные выше), ассоциативно-семантические поля (АСП, составляемые на основе ассоциативного эксперимента), а также функционально-семантические поля (ФСП, включающие лексические и грамматические значения). Например, СП «время» как ЛСП будет включать слова час, год, минута; прошлое, настоящее, будущее и др., в АСП в результате ассоциативного эксперимента могут войти еще, например, и слова вперед , деньги (как реализация прецедентных текстов «время - вперед» и «время - деньги»), а в ФСП войдут и грамматические формы выражения времени: ходил, хожу, пойду.

Основной единицей семантического поля (его именем) является, как уже говорилось, слово в одном из его значений (ЛСВ). Каждый ЛСВ слова включается в три вида смысловых отношений: парадигматические, синтагматические и ассоциативно-деривационные. И вокруг каждого образуется свое микрополе . Например, в СП ЗЕМЛЯ-1 («почва») войдут слова почва , песок , глина (парадигматика), рыть , копать , пахать (синтагматика), земляной , землистый , землекоп (дериватика); ЗЕМЛЯ-2 («суша») - суша , вода , море ; увидел , открыл ; земной , подземный , земноводный ; ЗЕМЛЯ-3 («страна») - страна , родина , отчизна ; родная , чужая , приморская ; земляк , чужеземец . Однако, будучи связаны друг с другом как ЛСВ одного слова, эти СП войдут и в общее СП ЗЕМЛЯ. Т.е. в поле войдут и эпидигматические отношения между ЛСВ.

Таким образом, с точки зрения ономасиологии весь лексический состав языка представлен как система взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфичную для каждого языка языковую картину мира (подробнее о ЯКМ будет рассказано в специальной теме): наименования времени, пространства, движения, степени родства, цвета, растений, животных, человека и т.п. В основе организации СП родовидовые (гипонимические) отношения.

Однородные по смыслу единицы объединяются в лексико-семантические группы (элементарные микрополя) и другие лексические категории(синонимы, антонимы и т.д.).

Лексические категории распределяются по двум аспектам: семасиологии и ономасиологии. В семасиологическом аспекте рассматриваются такие категории, как полисемия (внутрисловная категория). В ономасиологическом - такие категории, как синонимия и антонимия (межсловные категории).

Лексические категории определяются на основе той или иной оппозиции, семантической или формальной. В зависимости от учета ПС или ПВ слова (или того и другого) ЛК можно разделить на три типа: 1) семантические (выделяемые на основе ПС, тождества, сходства семантики, смысла) - к ним относятся синонимия и антонимия, а также гипонимия и конверсия; 2) формальные (выделяемые на основе только ПВ, тождества формы) - омонимия; 3) формально -семантические (выделяемые на основе сходства ПВ и ПС) - это паронимия. По этому принципу можно построить определение каждой из ЛК:

Полисемия- это семантические отношения внутренне связанных семем, формально выраженные тождеством лексемы (ПС + ПВ +): ДОМ-1/ ДОМ-2.

Синонимия- это отношения тождественных (или близких) семем, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): ГЛАЗА/ ОЧИ.

Антонимия- это отношения противопоставленных, но пересекающихся семем, формально выраженные разными лекемами (ПС + ПВ -): ДА / НЕТ.

Гипонимия- это отношения родовидового включения, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): ДОМ / СТРОЕНИЕ.

Паронимия- это отношения сходных, но не тождественных семем, формально выраженные сходными, но не тождественными лексемами (ПС + ПВ +): ФАКТ /ФАКТ ОР.

Конверсия- это семантически обратные отношения, формально выраженные разными лексемами (ПС + ПВ -): КУПЛЯ / ПРОДАЖА.

Омонимия- это отношения внутренне не связанных семем, формально выраженные тождественными лексемами (ПС - ПВ +): КЛЮЧ (1) / КЛЮЧ (2).

Подробнее с каждой лексической категорией познакомимся в следующей теме.

Семантические поля и другие группировки лексики описываются в специальных идеографических (тематических) словарях, см., например, «Тематический словарь русского языка» под ред. В.В. Морковкина или «Русский семантический словарь» под ред. Н.Ю. Шведовой, в котором слова распределены по смысловым группам.

Вопросы для самоконтроля:

    Что такое лексическая система?

    Какие виды системных связей выделяют в лексике?

    Что такое парадигматика в лексикологии?

    Каковы типы семантических оппозиций?

    Что такое синтагматика в лексикологии?

    Что такое сильная и слабая позиции слова в контексте?

    Что такое семантическая деривация? Как стоит вопрос о ее отношении к лексической системе?

    Что такое лексико-семантическая группа?

    Что такое тематическая группа (тематический класс)?

    Что такое лексико-семантическое поле? В чем его отличие от тематической группы и от функционально-семантического поля?

ЛИТЕРАТУРА

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. Разд. 2, гл.4; 7.

Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М., 2009. - §32-34, 40-42.

Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. – Воронеж, 1984; 2-е изд., доп. - М., 2010.

Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. - М., 2010.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. - Гл. 3.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение…………………………………………………………………3

1.1Этимология слов…………………………………………………….. 4

1.2 Слова одной тематической группы………………………………... 5

Происхождение слов тематической группы «Школа»………………...6

Заключение……………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………11

Этимология есть беседа с прошедшими, с

мыслию минувших поколений,

вычеканенною ими из звуков.

Хомяков А.С.

Введение.

Выбор темы исследования .

На уроках русского языка в 5 классе я впервые познакомилась с разделом науки о языке, который называется «Лексикология». Я по-настоящему увлеклась изучением лексики, каждый урок открывал для меня все новые и новые тайны слов. Знакомство же с этимологией, с этимологическим словарем, с понятием «тематическая группа слов» значительно расширило мое представление об этой увлекательной области знания. Я узнала, что в русском языке есть много заимствований, мне захотелось узнать больше об увлекательной науке, занимающейся изучением как отдельных слов, так и целых тем.

Исследование материала по данной теме поможет узнать историю происхождения слов, ближе познакомиться с языковой картиной мира. Это позволит связать лингвистические знания, полученные на уроках, с жизнью, местом и временем, повысит наблюдательность, научит нас находить интересное рядом с собой.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка, на мой взгляд, не- достаточно информации об этимологии. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы « Этимология слов тематической группы «Школа».

Объект исследования - слова одной тематической группы «Школа».

Цель исследования -

изучить происхождение (этимологию) слов тематической группы «Школа», составить таблицу языковой принадлежности слов, используя математические методы при подсчете.

Гипотеза-

возникло предположение, что из слов одной тематической группы «Школа» большинство должны составить заимствования из латинского и греческого языков, так как это связано с историческим развитием человеческой цивилизации. Так ли это?

Задачи:

    изучить научно-популярную литературу по данной теме;

    сделать выборку слов одной тематической группы «Школа» из этимологического словаря;

    сделать этимологический анализ слов одной тематической группы «Школа»;

    составить таблицу частотности по отношению к языку заимствования;

Что такое этимология?

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + др.-греч. λόγος суждение) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.

1) происхождение слова или морфемы.

2) Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

Термин зародился в среде древнегреческих стоиков, приписывается Хрисиппу (281/278 до н. э. — 208/205 до н. э.). Древнеримский грамматист Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) определял этимологию как науку, которая устанавливает «почему и отчего появились слова».

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля трактует этимологию как словопроизводство, корнесловие, ученье об образовании из одного слова другого, происхожденье слов.

Как мы видим, этимология имеет древние исторические корни.

Слова одной тематической группы.

Лексику нельзя представлять себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым образом те или иные отрезки действительности, слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые называют тематическими. Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, липа, ель), цветов (ромашка, василёк, гвоздика, незабудка), времён года (зима, весна, лето, осень).

Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть другие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов).

Тематические группы объединяют, кроме слов, обозначающих названия предметов, также слова, обозначающие названия признаков и действий. Особые группы составляют, например, имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные или отрицательные качества, или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы.

Например, чтобы выразить побуждение, человек выбирает подходящее слово из группы слов-глаголов: просить, упрашивать, умолять, советовать, рекомендовать, убеждать, требовать. В одну группу их объединяет общая тема — побуждение. Друг от друга эти слова отличаются прежде всего степенью категоричности. Существуют группы конкретной лексики: названия частей тела, времени суток, мебели, населённых пунктов.

Таким образом, слова в системе языка объединяются в тематические группы. Границы тематических групп пересекаются, здесь много общих и частных наименований. Богатство и разветвлённость тематических групп свидетельствует о богатстве языка и разнообразии предметов, явлений, признаков объективной действительности, получающих отражение в нашем сознании.

Происхождение слов тематической группы «Школа»

Для исследовательской работы было выбрано 90 слов из «Этимологического словаря» Н. М. Шанского, относящихся к одной тематической группе «Школа». В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широкого круга читателей, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменения значений. На их основе была составлена таблица древнерусских, старославянских слов и заимствований из других языков, относящихся к одной тематической группе «Школа».

Древнерусский

Старо-славянский

Латинский

Французский

Немецкий

Греческий

Буква

Соглас-ный

Библио-тека (15век-от склад, хранилище)

Биология ( в первой трети 19 века)

Дефис

Геометрия (образовалось на базе «земля» и «мерить»)

Задача

Строка

География (в 17 веке)

Диктант

Кабинет (в начале 18 века)

Грамота

Книга

Урок

Гимназия (в 15 веке)

Дневник

Кальку-лятор (в конце 18 века)

История

Количество

Учить

Гипотенуза (в18 веке)

Класс (в конце 17 века)

Кнопка (в начале 19 века)

Подлежащее

Линейка

Гласный звук(в 17 веке)

Лексика (в 19 веке)

Конспект (в первой половине 19 века)

Предлог

Местоимение

Глобус (в 17 веке)

Логарифм (в 18 веке)

Лабора-тория (в 18 веке)

Синтак-сис (в 18 веке)

Наизусть

Грамматика (в 17 веке)

Микроскоп (в 18 веке)

Папка

Слово

Наречие

Двоеточие

Молекула (в первой половине 19 века)

Пенал (в 20 веке)

Теория (в Петровскую эпоху)

Наука(с 18 века)

Квадрат (в 17 веке)

Морфема (в 20 веке)

Плакат

Тетрадь

Однокашник

Конкурс

Нота (в 18 веке)

План (в Петровскую эпоху)

Школа

Ответ

Корень (матем.)(в 17 веке)

Палитра

План (в Петровскую эпоху)

Шпаргалка (в 18 веке)

Падеж

Лите-ратура (в 18 веке)

Параграф (в начале 18 века)

Реферат (во второй половине 19 века)

Этимоло-гия (в 17 веке)

Повесть

Мате-матика (в начале 18 века)

Педагог (в 18 веке)

Текст (в 18 веке)

Каталог

Правило

Междометие

Поэзия (в 18 веке)

Универ-ситет (в первой половине 18 века)

Алфавит

Правописание

Нарица-тельное (имя)(в 18 веке)

Синоним (в18 веке)

Шрифт (в 18 веке)

Антология

Слог

Предмет (в 18 веке)

Тире (в 19 веке)

Фонетика

Способ

Репетитор (в к. 19 века)

Пунктуация

Точка

Морфология

Угол

Морфемика

Физика (в Петровскую эпоху)

Эпоха

Химия (в Петровскую эпоху)

Диалог

Циркуль (в первой трети 18 века)

Хресто-матия (в 18 веке)

Цифра (в первой трети 18 века)

Латинские слова, или латинизмы, проникали в русский язык разными путями и в разное время: в X-XV вв. - через греческий язык, в XV-XVI вв. - через польский и украинский языки, а с XVII вв. - как непосредственно из латинского, так и через западноевропейские языки (немецкий, французский), поскольку латинский язык в течение многих веков был литературным языком почти всей Западной Европы. Основная масса латинизмов пришла к нам в XVII-XVIII вв.

Французские слова стали появляться в русском языке в допетровские и петровские времена, но особенно много пришло их в русский язык в конце XVIII - начале XIX в.

Заимствования из английского языка начались еще в петровскую эпоху, но большинство английских слов появилось в русском языке в Х1Х-ХХ вв.

Немецкие слова стали проникать в русский язык с Х111 в. Процесс этот усилился в XVI в. Но особенно много слов из немецкого языка попало в русский язык в XVII --XVIII вв. как устным, так и письменным путем, а также через посредство других языков.

Заимствования из греческого языка начались в древний период (1Х-Х1 вв.), как устным путем, так и через посредство старославянского языка. Новые заимствования из греческого языка проникли к нам через латинский и европейские языки.

Заключение.

Проделав данную работу, я выяснила, что новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономических, политических и культурных связей русского народа с другими народами.

Моя гипотеза о том, что основу слов тематической группы «Школа» составляют слова-заимствования из греческого и латинского языков, полностью подтвердилась. Из 90 слов 45 имеют греческое или латинское происхождение (23 и 22 слова соответственно). Я считаю, что цель работы достигнута.

В процессе работы было отмечено, что по цифровому соотношению к этим заимствованиям приближаются и древнерусские слова (17 слов). А это говорит о том, что принятие Русью христианства явилось мощным толчком в развитии и распространении письменности, просвещения, оно обеспечило приток византийской книжности, составной частью которой были элементы античной культуры и науки.

Список использованной литературы:

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, с.

Урок 59 Тематические группы слов

Учимся определять и подбирать слова, которые относятся к разным тематическим группам

423. Прочитай выразительно стихотворение. Каким настроением оно проникнуто?

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

А. Плещеев

Выучи первое четверостишие и запиши по памяти.

Тематические группы (по-укр.: тематичні групи) слов – это разные слова, которые объединены одной темой. Например, в тематическую группу “Стройка” могут войти такие слова: дом, строители, кирпичи, доски, дружно, строят и другие.

424. Задание на выбор. Прочитай. Определи тему группы слов из твоего задания. Найди “лишнее” слово. Запиши по образцу.

Образец. Машины, едут, светофор, переход, пешеход – тема “Дорога”.

1. Гол, забить, стадион, учеба, болельщик – тема… .

2. Гости, подарки, торт, играть, танцевать – тема… .

3. Картины, художник, рисовать, краски – тема… .

425. При составлении тематической группы слов нужно учитывать значение слова – названия темы. Например, тематическая группа слов по теме “Зеленый парк” будет состоять из таких слов: растут, деревья, кустарники, цветники и других; в тематическую группу по теме “Автомобильный парк” войдут такие слова: машины, ремонт, механики, чинить, детали и другие.

Составьте две группы по пять-шесть слов по рисункам. Запишите подобранные слова.

Фруктовый сад

Детский сад

426. Используя украинско-русский словарь, переведи текст на русский язык. Перевод запиши. Подчеркни слова по теме “Библиотека”.

У БІБЛІОТЕЦІ

Сашко й Мишко прийшли до бібліотеки. Там стоять стелажі з книжками. Бібліотекар привітно зустріла хлопчиків. Вона допомогла підібрати їм книжки. Мишкові запропонувала енциклопедію про тварин. Сашкові сподобались українські народні казки. Потім друзі пішли до читацької зали.

427. Проверь себя! Главные слова урока.

Тематические группы слов, разные слова, учитывать значение.

428. Задание на выбор.

Прочитай. Выбери группу слов по указанной в твоем задании теме и запиши ее.

Мать, пенал, корова, отец, ручка, коза, дедушка, линейка, собака, бабушка, ластик, свинья, сестра, точилка, лошадь, брат, овца, калькулятор.

1. Тема “Учебные вещи”. 2. Тема “Родственники”. 3. Тема “Домашние животные”.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Жи ши Скажи Уши Дружить Слышит Живут Машина Слы́шать Слы́шим Слы́шит Услы́шать Слы́шно Жи, ши пиши с и. Произноси твердые [ж], [ш]....

    6. СЛОВО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 20 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Здесь живут все, кто выступает в цирке. Это ученый гусь. А это дрессированный козел...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10 1.Выучи стихотворение “Переплетчица” наизусть. Запиши его по памяти. Обозначь орфограммы. 2. Ответь на каждый вопрос одним словом...

    Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...

    5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему 37. Прочитайте, объясните данный пример. Вы уже знаете, что в тексте...

    4 класс Повторение изученного в 4 классе Объяснить орфограммы в выделенных словах. ДЕРЕВНЯ ТЫЧКИ В непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать...

    47. Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста. Пишем выборочное изложение 378. Прочитайте текст. Читая, обращайте внимание не только на развитие...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    Урок 64 Устное высказывание Учимся составлять устное высказывание 456. Прочитай стихотворение. Что случилось с волчонком? Почему? Пахнет шерстью волчьей У пенька с поганками. Шли волчата...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта