Главная » Съедобные грибы » Урок жанровые особенности оды презентация. История создания оды

Урок жанровые особенности оды презентация. История создания оды

Cлайд 1

Cлайд 2

«Ода на день восшествия…» Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей», разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Cлайд 3

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

Cлайд 4

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Cлайд 5

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Cлайд 6

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Традиционно оды подразделяются на типы: Жанр оды Победно-патриотические Торжественные (похвальные) Философские Духовные Анакреонтические

Cлайд 7

В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой. Композиция оды

Cлайд 8

1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

Cлайд 9

3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…

Cлайд 10

В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

Cлайд 11

Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Cлайд 12

22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Cлайд 13

Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого, миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

Cлайд 14

Тематика и проблематика оды Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. О важности миролюбивой политики императрицы. О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.

Cлайд 15

Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ. Художественное своеобразие

Cлайд 16

Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри; образов, почерпнутых из античной мифологии: Минерва – богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря, Борей – северный ветер;

Cлайд 17

Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая судьбина!» «Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»

Cлайд 18

Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют, Как в понт пловца способный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».

Cлайд 19

4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон. 7 - Послал в Россию Человека... - Петра I. 9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. 10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году. 11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица. Примечания к оде

Cлайд 20

11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук. 19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал. 22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик. 23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1711 – 1765) МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

«Ода на день восшествия…» Почему Х VIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора. Узнаете о теории «трех штилей» , разработанной поэтом, познакомитесь с жанром оды, занимающим большое место в его творчестве, и прочитаете одну из них - «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Всем известны разносторонние дарования этого человека, его многочисленные открытия, широта его деятельности (исследования в области химии и физики, навигации и мореплавания, астрономии, истории, права, филологии).

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию своих сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей» . Деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий» существовало в поэтике, начиная с античности. Суть исследований Ломоносова заключалась в том, что была показана зависимость стиля речи от количества в ней церковно-славянских слов. Теория «трех штилей»

Анализ оды Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.

Заключение На этом уроке вы узнали: что М.В.Ломоносов был гениальным русским ученым, писателем и поэтом; о жанре оды и правилах, по которым она строилась; о «теории трех стилей», которая позволяет отнести художественное произведение к низкому, среднему или высокому стилю.

Тест 1. Творчество Ломоносова относится к… а) классицизму б) сентиментализму в) романтизму 2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в… а) в Духовную семинарию б) Славяно-греко-латинскую Академию в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в… а) Кембриджский университет б) Итонский университет в) Марбургский университет 4. В России Ломоносов служил в… а) Академии Наук б) Академии Искусств в) Военной Академии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока: Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе. Работа с понятием «ода», с...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.

На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду....

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ее истоки - хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические - по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные - "преложения" псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии.

Описание слайда:

Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ". Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

Слайд 12








Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого




Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.


Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.




Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись















Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта