Главная » Съедобные грибы » "Вечный студент". У него нет секса и постоянной работы

"Вечный студент". У него нет секса и постоянной работы

Вечный студент

Посмотрите на меня, здравствуйте! Вы не узнаёте меня? Меня недавно по телевизору показывали, в передаче про студентов. Скажите не может быть? Может, хотя мне за шестьдесят. Я - известный человек, вечный студент. Всю жизнь только и делаю, что учусь и учусь. Сейчас на выпускном курсе педагогической академии, скоро начну трудовую деятельность........может начну и начну удачно. Хотя не знаю, говорят, сейчас бьют учителей и родители и ученики. Может начну, подумать надо, может в другой институт поступлю.
До этого я учился в металлургическом, я думал в тяжёлой промышленности хорошо зарабатывают. Думал, мне об этом соседки по лестничной площадке в моём доме сказали: «Езжай, говорят, на Урал, там вся самая тяжёлая промышленность»,- назвали город и даже завод, где вот эти находятся тяжёлые. Ну, я закончил институт и сразу туда, приезжаю, а там ничего тяжёлого нет, нет даже завода, одни стенки цехов стоят и стаи беспризорных собак по территории бегают. Жить то как-то надо, думаю, обойдусь без тяжёлого и поступил в педагогический.
Не слышу? Повторите вопрос! Понял, на что я живу? На пенсию, друзья мои, на пенсию, мне уже по старости дали. Да ещё на премию Гинесса, как вечному студенту.
Да, мы отвлеклись, до металлургического учился в сельскохозяйственной академии. Учился хорошо, старался. Ректор говорил: «К пенсии закончишь!» Старался, с детства запомнил плакат «Хлеб всему голова!», уж очень хотелось побыть шеей, кстати, учился на агронома. Учился, учился и выучился, получил диплом и поехал в сельскую глубинку, ну, где это самое сельское хозяйство. Объездил всю область, каждый район, где, как его, сельское хозяйство. Не нашёл, стал думать, где применить свои знания, одни мелкие фермеры, а хозяйства, так особо, и не увидел, как его? Правильно! Сельского и поступил в металлургический.
До этого учился в медицинском институте, очень хотелось быть врачом. Врач - это благородно, только преподаватели и студенты на меня подозрительно смотрели, сами понимаете, из-за возраста, всё хотели меня отправить учиться на психиатрический, с намёком, я так понимаю, а я настойчиво учился на общей терапии. Закончил, получил диплом врача терапевта и устроился работать в поликлинику. Зарплата - копейки, у меня сейчас пенсия больше. Услышал как-то от врачей историю, как одного посадили за не правильный диагноз, приведший к смерти, другого за не удачную операцию; испугался очень и поступил в сельскохозяйственный.
Не понял? Устал ли от такой жизни? Пора бы и работать начать? Нет, не устал, учёба - это тоже труд, сначала нужно посадить дерево, а плоды уж потом, тут мне пригодились сельскохозяйственные знания. Согласен, пора начать работать, а как быть с поиском смысла жизни? Я всё время ищу себя, хотелось бы работать на любимой работе и получать не только деньги, но ещё и удовольствие.
Опять отвлекли меня, на чём остановился? Правильно! На медицинском, до медицинского учился в университете, на юридическом факультете. Мечтал стать хорошим юристом, тоже учился хорошо, хвалили меня: « Берите с него пример!-то есть с меня, - одного высшего образования ему мало!» Закончил с отличием, стал работать адвокатом в одной из контор, хорошо было, хорошие гонорары; работал пока не побили, а битым оказался друзьями подсудимого. Не отмотал срок и не вытащил из тюрьмы их друга - подельника. Хорошо побили, получил инвалидность, пенсию, кстати, она пригодилась в дальнейшем для учёбы. Так побили, что отшибли напрочь все знания по юриспруденции - поступил в медицинский, разобраться в себе и самому себя подлечить, вдруг врачи такие же специалисты как я.
Самое главное не сказал, после школы поступил в военное училище. Очень хотелось быть военным, просто очень, насмотревшись героических фильмов и начитавшись книг. Закончил училище, успешно закончил и послали служить в воинскую часть, но вот какое дело, пока ехал в скором поезде, объявили в армии сокращение, доехал до штаба военного округа и обратно - сократили, уволился с армии так и начав служить. Ну я погоревал не много, делать нечего, и поступил на
юридический.
Спасибо! Что послушали меня, надо идти, пойду, над дипломной работой надо поработать и подумать, как дальше жить, что делать, может мне в аспирантуру поступить? Может не надо, уж очень нравится мне слава вечного студента, может премию дадут какую, по крайней мере, гонорар за интервью получу точно.

На дворе июль, горячая пора для поступающих в вузы. А кое-кто замахнется на второе или даже третье высшее образование — сегодня это очень модно: новые "высшие", курсы, тренинги… Кто же те люди, которые не останавливаются и продолжают пополнять свою копилку знаний? Вечные студенты? Или просто они идут в ногу со временем? Попробуем разобраться.

Тезис о непрерывном обучении на протяжении всей жизни в условиях информационного общества необычайно актуален в наше время. Белозубые улыбки американских пенсионеров, получающих энное по счету высшее образование, внушают жизнерадостность и оптимизм. Запомнилась также одна фраза бывшей учительницы из Соединенных Штатов, сказанная ею перед аудиторией украинских студентов: "Я вышла на пенсию, и моя жизнь только начинается". Закончив свою педагогическую карьеру, Шелли оправилась путешествовать по всему миру, так и попала на эту встречу с изучающей английский сумской молодежью. Можно ли сказать, что она непрерывно учится? Безусловно. Потому что обучение для мыслящей личности во все времена не ограничивалось школьной или университетской скамьей.

Учиться означает, в первую очередь, эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, ведущих к получению личного блага. Учиться — значит, познавать нужное, и теоретически, и опытно. В этом смысле человек не может не учиться постоянно, если только он хочет развиваться.

Современная парадигма образования наконец-то взяла правильный курс − она прежде всего нацелена на формирование азов искусства учиться и постигать. Разумеется, главная роль при этом отводится адаптации учебных программ к индивидуальным и возрастным особенностям человека. Ведь, к примеру, даже любое литературное произведение одним и тем же читателем в 15 и в 40 лет будет воспринято по-разному. Что уж говорить о методиках, целью которых является формирование практических знаний, умений и навыков.

Тем не менее, фраза: "Этому поздно учиться", — постепенно и справедливо получает ярлык "абсурд". Возможно, начав заниматься гимнастикой после тридцати, вы не победите в международных соревнованиях − но это не лишит вас пользы, которую может принести данный вид спорта. Вопрос лишь в том, чем измерять эффективность обучения − потенциальными медалями, количеством успешно выполненных упражнений или же просто очередным шагом к неплохому владению своим телом? Только два последних характеризуют отношение к непрерывному и пожизненному обучению чему-либо как к необходимому саморазвитию. Именно с этим подходом полученные знания и умения становятся действительно полезными − не в отдаленной и туманной перспективе, а именно здесь и сейчас.

Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно "вечный студент". К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо отрасли, если не интересоваться ее новинками. Итак, учиться всю жизнь − это не роскошь и вряд ли простая необходимость, а, бесспорно, закономерность успеха. Двадцать первый век стимулирует совершенствоваться еще одним, не менее важным фактором − конкурентоспособностью. Вряд ли сможет опередить талантливую молодежь в карьерной гонке опытный бухгалтер, до сих пор пользующийся только счетами. Счеты могут быть, безусловно, но лишь как раритет и почти хобби наряду с приличным владением современными компьютерными программами финансового учета. Без этого никуда − эпоха рыночной экономики, временами удивительно жестокая к личностям, однако верно служит качеству их деятельности. И только те, кто готов и может воспринимать новое, а главное, умело его использовать, сохраняет свои позиции в ее четких рейтингах. Что это, если не сдача постоянных и многочисленных экзаменов самой жизни, как говорится, не выходя из родного кабинета?

Изучение многочисленных иностранных языков, на которые приходится львиная доля пожизненных образовательных усилий, − также не прихоть. Об этом еще бессмертный Антон Павлович Чехов сказал вполне точно и конкретно: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Ни прибавить, ни убавить. Наше время во многом более многолико и критично, чем-то, в которое жил классик. Оно требует от желающего быть полиглотом (или просто хорошим профессионалом) большей мобильности − как реальной, так и виртуальной. Возможно, скоро будет считаться невежеством не смочь прочесть онлайн какую-нибудь статью о своей профессии на одном из иностранных языков международного пользования − жестко, но довольно справедливо. Ибо мы живем и в эпоху больших возможностей, реализовать которые не так уж и сложно − было бы желание и немного усилий.

Если попробовать сформулировать три основных принципа развивающего непрерывного обучения, они прозвучат примерно так: учиться для себя, учиться для пользы, учиться для цели. Осознав потребность в постоянном повышении своего личностного уровня, хоть в 20 лет, хоть в шестьдесят пять, человек без труда придет и к ответам на два последующих важных вопроса: почему полезно узнавать новое и какой конкретно положительный результат изученная новизна может принести. В этом, собственно, состоит и различие между целенаправленно обучающимся человеком и "вечным студентом": для первого важен КПД, выражающийся как в материальном, так и в духовном, для второго же его статус учащегося − скорее всего, просто удобный образ жизни, приносящий определенные "дивиденды", но уровень его бытия существенно не повышаюший.

Век информатизации дал "зеленый свет" первым. Благодаря появлению новых интерактивных технологий процесс постоянного обучения становится все приятнее. Каждый имеет возможность выбрать что-то свое − ненавидящий корпеть над книжками вполне может начать самообразование на любимом интернет-портале или наладить видеосвязь с тьютором, оставив консерваторам ни с чем не сравнимое для последних удовольствие общения с книгой. Разрушается поистине вредный стереотип о том, что дополнительное образование − это долгое и нудное получение еще одной "корочки", обреченной пылиться на полке, что учеба − лишь определенный этап жизни, заканчивающийся лет эдак в двадцать пять — двадцать семь. Нет, для понимающих настоящую ценность знания и развития учение − синоним самой жизни. Причем почти абсолютный…

«Знание – сила» , – утверждает давно изжеванная-пережеванная истина. «Я знаю, что ничего не знаю» , – соглашается Сократ. Некоторые люди, правда, принимают все эти постулаты буквально и превращаются в вечных студентов, которые всю жизнь учатся, получают образование за образованием, корочку за корочкой, раз за разом с неописуемой негой погружаясь в процесс обучения. «Я – вечный студент! Мне нравится учиться!» – с гордостью говорят они. Но так ли беззаботна жизнь вечного студента?

На самом деле, у понятия «вечный студент» есть два значения. С одной стороны, так называют людей, которые учатся, учатся и никак не могут закончить хотя бы одно высшее образование. Такие вечные студенты часто берут академический отпуск, прерывают свое обучение, отчисляются из университета, потом снова возвращаются, снова учатся, меняют специальность, меняют вуз, потом снова бросают… и так до бесконечности. В итоге мы видим вечно мечущегося человека, который никак не может найти «свою дорогу», постоянно ищет, сомневается, разочаровывается. Хорошо, если в итоге он все-таки что-то заканчивает и начинает применять свои знания в жизни. Чаще же всего такой вечный студент остается ни с чем: без образования, без смысла жизни, с глубочайшей апатией и потерей какого-либо рвения к существованию. Нереализовавшийся, отчаявшийся человек, зачастую ненавидящий себя и собственную жизнь.

Второй подвид вечного студента – человек, который учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Его жизнь – это учеба ради самого процесса учебы. Он получает удовольствие от достижения флажков, от получения корочек. Может получить 3-4-5 высших образований, но так и остаться «вечным студентом» с беспомощным взглядом на окружающий мир.

На самом деле, и те, и другие «вечные студенты» – люди, как говорится, «одного поля ягоды». Золотые мальчики и девочки, бывшие (или настоящие) отличники, научившиеся учиться, но не научившиеся жить. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает простое объяснение этому феномену.

Итак, закройте глаза и вспомните ваши школьные годы. В каждом классе – я уверена, что в каждом – были такие мальчики и девочки (чаще девочки). Отличники и отличницы, у которых всегда можно было списать. Самые прилежные ученики, самые правильные с самыми идеальными тетрадями, где все чисто и аккуратно. Любимчики и любимицы учителей. Мамина радость, прилежно поправляющая косичку и с рвением тянущая руку: «Вызовите меня! Вызовите меня!» Кто готов? Конечно, Маша. Уж на кого-кого, а на нее Марья Ивановна всегда может положиться. Что ни случится: эпидемия ли гриппа, морозы, конец света – Маша всегда приготовит домашнее задание, всегда выучит-вызубрит и всегда получит заслуженную «пятерку».

Отличниками и отличницами такие детки становятся неслучайно. Страсть к обучению задана им от природы и подогрета родительским воспитанием. У них есть зрительный вектор, жаждущий открытий, цель существования которого – познание окружающего мира. И есть анальный вектор, задающий усидчивость, упорность, аккуратность, педантичность, перфекционизм. В потенциале анально-зрительные люди – это ученые, врачи, специалисты своего дела, приносящие несомненную пользу обществу и всем окружающим. К таким выстраиваются грандиозные толпы: уж кто-кто, а анально-зрительный человек может стать настоящим асом того дела, где требуются все перечисленные выше качества.

Итак, анально-зрительные дети с пеленок зачитываются книгами. Их жажда знаний не дает им покоя: они глотают том за томом, библиотеку за библиотекой и с нетерпением ждут того заветного момента, когда их отправят в школу. Школа для них – таинственный мир знаний и открытий, и они, несомненно, получают массу удовольствий от обучения.

Однако всему должна быть мера. И анально-зрительные дети вполне могут и не становиться вечными студентами. Ведь после обучения наступает самый важный момент: применение полученных знаний на практике, реализация в обществе и получение несомненного удовлетворения от «выхода наружу». Так что же случается с нашими золотыми детками?

Анально-зрительный человек очень чувствителен к похвале. Однако если родители при воспитании своего золотого ребенка перегибают палку, манипулируют, то у анально-зрительного малыша появляется зависимость от похвалы. Пятерки для него превращаются в этакую систему выбивания одобрения из окружающих. Интровертам по природе (анальный вектор интровертирован), таким детям не всегда просто устанавливать связи с окружающими. Они очень зависимы от мнения посторонних, болезненно реагируют на критику в их адрес, на неодобрение. И если у них не получается как следует адаптироваться среди сверстников, оценки и награды становятся единственным способом восстановления «гармонии». Анально-зрительный ребенок пятерками пытается завоевать любовь окружающих и испытывает небывалую радость, когда его замечают, выделяют, хвалят.

Часто у него развивается «комплекс отличника» и следующая за этим боязнь ошибок. «Если я не получаю пятерки и что-то делаю плохо, значит, я не достоин любви». Ему кажется, что, если он получит двойку, родители – самые главные для него люди – не будут его любить, а сверстники не будут уважать.

Что происходит дальше? А дальше наш золотой отличник заканчивает школу и поступает в университет. А дальше… приходит страх перед взрослым миром, перед взрослением. Потому что за всю свою жизнь такой ребенок не научился «выходить наружу», реализовываться, применять полученные знания. Он абсолютно беспомощен перед настоящим – не школьным и не университетским – миром. Он умеет учить уроки, выполнять задания, получать хорошие

отметки, но совершенно не умеет жить: работать, добиваться успеха, находить друзей и многое другое. Ведь жить намного сложнее, чем учиться. Здесь не всегда помогут заученные теоремы из учебника, не придут на помощь и словарные слова. В реальной жизни нужно быть гибче, подвижнее, уметь преодолевать проблемы, находить свое место в «стае» …

Обладающие и без того ригидной психикой, анально-зрительные люди впадают в ступор. Многие из них так и остаются вечными студентами, получая образование за образованием: в стенах университетов они чувствуют себя в своей тарелке, «на коне», получают чувство мнимой реализации. Но рано или поздно приходит перенасыщение и разочарование. Ведь человек устроен так, что ему нужно не только получать, но и отдавать. А когда мы не умеем отдавать, не умеем делиться накопленными знаниями, мы начинаем страдать.

Студент рано или поздно должен стать «учителем».

Такими блуждающими вечными студентами часто становятся те, кого всю жизнь водили родители за ручку , за кого решали всё, кого не научили преодолевать препятствия. А как только ручку отпустили и возникли препятствия, наш золотой ребенок, не научившийся бороться, опустил руки и капитулировал. Как итог – мы получаем человека, который не только не может делиться знаниями, но и просто элементарно не знает, что он хочет от жизни, не может выбрать, ибо его просто не научили выбирать. Одним словом, еще один сценарий жизни, обреченный на неудачу, о котором можно написать целую отдельную статью.

Они самые умные в группе. Они знают ответы на все вопросы преподавателей. Они не ходят на половину пар, потому что уже сдали по ним экзамен. Нет, это не сверхлюди – это те, кто уже когда-то был первокурсником и пошел этим путём снова. Узнаём, когда они осознали, что их призвание – быть второпроходцами. Спойлер: все дороги ведут на медиаком

София Ксенофонтова

факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: вторая неделя сентября

Ещё годик детства

В тот год я абсолютно не знала, чем хочу заниматься, поэтому выбирала факультет наобум. Да и вообще, поступление тогда было скорее по инициативе родителей: они пытались убедить меня, что нужно идти в вуз сразу после школы, а мне хотелось сделать год перерыва и разобраться в себе.

Главное, чтобы Вышка

Даже не смогу сказать, как ко мне пришла идея перепоступить, но факт, что нужно что-то менять, был для меня очевиден. Единственное, я была уверена в том, что хочу остаться в Вышке, ведь система образования в этом университете несомненно выигрывает по сравнению с другими вузами страны.

Друг познаётся в переводе на другой факультет

Родители отнеслись скорее негативно, но всё равно поддержали мой выбор. В этот период мои близкие друзья не только меня поддерживали, но и помогали осуществить желаемое. Мне не о чем жалеть, кроме потраченных денег на прошлое обучение. Я решила, что хочу не изучать искусство, а создавать его - и выбрала медиаком.

Алексей Митров

Момент осознания: середина октября

Бойтесь арабского

Я выбирал самостоятельно, основываясь на своем тогдашнем интересе к Ближнему Востоку, который быстро иссяк. Тогда и появились первые сомнения по поводу правильности выбора.

Толчком для перевода стал заваленный экзамен по арабскому языку. Тогда я понял, что не хочу больше заниматься тем, что мне неинтересно, и выбрал направление себе по душе – медиакоммуникации. Благо, родители были исключительно «за», а друзья-одногруппники ещё долго шутили над моими тяжелыми отношениями с языками. Кстати, в новой группе шутки про арабский стали уже константой.

Релакс в медиадворе

Мне было жаль расставаться с друзьями с востоковедения, они все очень хорошие. Но в остальном я был искренне счастлив, ибо весь прошлый год был адом.

Я еще ни разу за всё время не пожалел, что сделал этот шаг. Разница между факультетами огромная: на медиа гораздо более расслабленная и умиротворенная атмосфера, нет вечного стресса и переживаний, гораздо больше места для творчества. Так что теперь я точно уверен в своем выборе.

Пётр Горбунов

факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: конец второго модуля

Куда податься

Первоначальный выбор специальности был комбинированным: основной вектор определили родители, а конкретное направление выбирал уже сам.

К концу осени появилось решение уйти с «востока», но следом всплыл вопрос: «А что делать дальше?» Бросать универ после пары месяцев обучения было нерационально, поэтому пришла мысль дать себе отдохнуть до начала следующего года, сдать ЕГЭ по недостающим предметам и поступить на другой факультет внутри НИУ ВШЭ в начале следующего года.

Я роняю

Мыслей поступать в какой-либо другой вуз даже не возникало, потому что Вышка казалась и кажется наиболее комфортным, продвинутым и подходящим именно мне учебным заведением.

Первой реакцией родителей было недоумение и негодование. Но, побушевав пару дней, они одобрили моё решение. Когда я забрал документы, то сразу же испытал облегчение и радость от того, что теперь смогу заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

Релаксирует вместе с Лёшей в медиадворе

Я выбрал медиаком и нисколько не жалею об этом. Теперь я действительно на своём месте.

Галина Цой

факультет бизнеса и менеджмента → факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Момент осознания: конец декабря

Кто виноват

Я дважды выбирала специальность самостоятельно. Оба раза родители поддержали. Это, если честно, только все усложнило, потому что так не на кого скидывать вину, кроме себя самой.

Сомнения в правильности выбора появились ещё летом, но я думала, что это просто мандраж перед переездом. Надеялась, что вся моя неуверенность пройдёт сама собой, как только начнётся учёба. На деле оказалось совсем наоборот. Мне не понравилась программа, я не понимала, на что именно трачу время и силы. Первое полугодие боялась признаться себе, что хочу сменить специальность: до последнего верила, что это сезонная хандра. Потом устала с ней мириться и решила, что буду перепоступать.

Перед фактом

За этот год Высшая школа экономики стала частью моей жизни, так что с выбором университета было очень легко. Никто до последнего не знал о том, что я готовлюсь поступать снова. Родителей поставила перед фактом, когда отправила на проверку мотивационное письмо. Так что друзья и знакомые тоже узнали всё уже после официального зачисления. Хвалили и говорили, что сделала всё правильно.

Опыт

Надо было подготовить документы для зачисления, разобраться с текущей учёбой, которую бросать окончательно тоже не хотелось. Я ясно понимала, что поздно и глупо о чём-то жалеть, поэтому старалась отгонять эти мысли. Сейчас я уверена, что прошлый год не прошёл впустую. Это был грандиозный опыт, который не забуду никогда.

Сейчас я не представляю, что могла бы учиться где-то ещё. Значит выбор был правильный. Пока что менять ничего не планирую. Сама как никто другой знаю, какое это неблагодарное дело - строить планы.

Антонина Бельченкова

факультет психологии Молдавского Государственного Университета → факультет социальных наук НИУ ВШЭ, 3 курс

Момент осознания: надо у мамы спросить

Сильная и независимая

Я свою будущую профессию выбирала самостоятельно. Конечно, я советовалась с родителями и уточняла их мнение, однако окончательный выбор делала сама. Могу точно сказать, что это был осознанный путь. Возможно, повлияло то, что я делала его в 19 лет, а не в 16-17, как это происходит в России и некоторых странах СНГ.

Наверное, будет неуместно говорить, что я осознала свою ошибку. Изначально я собиралась поступать в Питер, но, поступив только в Белгород, решила, что шило на мыло менять не буду. Поэтому осталась дома, узнав, что поступила на бюджет. Наверное, осознание, что нужно перепоступать, появилось у моей мамы, так как в Кишиневе мне будет нечего делать без знания языка. Критическим моментом для меня стало объявление, что со второго курса мы будем объединены с молдавской группой и обучение будет не на русском.

Из Петербурга в Москву

Вышку моя семья стала рассматривать после неудачного поступления по квотам в Питер. Именно из-за этой неудачи мы узнали, что есть такой замечательный вуз, который проводит свой конкурс и предоставляет бюджетные места. И да, идея действительно пришла не мне, а маме. А то я уже очень даже освоилась в своем личном МГУ, завела друзей, влилась в этот ритм жизни и решила, что уеду в Россию только в магистратуру.

Выбор

Можно с твердостью сказать, что родители были «за». Друзья разделились на два лагеря, вернее, у каждого было двоякое чувство. С одной стороны, они меня поддерживали, говоря, что я добьюсь гораздо большего в Москве, получу лучшее образование. С другой стороны, отпускать меня они не хотели, поэтому иногда прекращали разговоры о моем переезде, сдерживая слезы.

Я плакала все 5 месяцев перед отлётом, я не хотела в Москву! Боялась этого огромного города, боялась начинать самостоятельную жизнь, где вся ответственность падала только на мои плечи. Друзья, как можно их оставить? Танцы? Я занималась профессионально танцами и понимала, что отрываю часть своей души, бросая это всё. Молодой человек? За пару месяцев перед отлётом я начала отношения, хоть и понимала, что мой переезд станет поводом для разрыва. У нас не было достаточно времени, чтобы суметь сохранить их. Переезд означал для меня перечеркнуть 20 лет прожитой жизни и начать с чистого листа. Было страшно.

Дальше больше

Я твердо убеждена, что тут из меня получится хороший специалист. Мои ребята уже закончили вуз, они гордо могут сказать: «Да, я психолог!». Но, тем не менее, никто не смог ещё устроиться на работу. Я не могу ещё так сказать, я только на пути к этой цели, но уже знаю, что умею я куда больше благодаря Вышке. К тому же, Москва меня приняла. Я влюблена в этот город и не хочу его оставлять.

Текст: Александра Воробьёва

Фото: предоставлены героями материала

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

    Недавно меня спросили о том, что такое синдром вечного студента, как он проявляется и в чем его опасность. Свой опыт и своим мысли на этот счет я обобщил в статью и публикую здесь.

    Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе, так и не решается сделать выбор в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше - получать второе, третье, четвертое образование.

    В наше время число «вечных студентов» существенно возросла. У этого есть несколько причин. Во-первых, экономическое развитие, которое до последнего времени происходило в России обусловило тот факт, что при выборе профессии и дела перед людьми практически не стоит вопрос выживания. Большинство людей понимает, что обеспечить себя можно практически на любой работе и найти ее, особенно в больших городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга не так уж сложно. Соответственно, главным критерием вместо выживания становятся вопросы из серии: «А что мне действительно нравится? Какое дело соответствует моему призванию и талантам?».

    Так что синдром вечного студента отчасти связан с темой поиска своего предназначения. Ни в школе, ни в вузе нас практически не учат тому, как выявить свои сильные стороны и таланты, определиться со своим призванием и его будущей реализацией, тем более тому, как на нем заработать. В итоге после окончания вуза человек встает перед непростой задачей: у него есть множество знаний и большая возможность выбора, а определиться крайне сложно. Что же люди делают в такой ситуации?

    Одна моя знакомая - типичный вечный студент. Еще в школе она всегда была отличницей по всем предметам. Она выполняла все задания, делала все хорошо и качественно в рамках школьной программы. Но проблема была в том, что у нее не было любимого предмета, который ей бы нравилось изучать самостоятельно - она просто все делала одинаково хорошо. Она поступила в вуз, который считался престижным, на столь же престижный факультет и точно также окончила его с красным дипломом, сдав на отлично все предметы. Дальше она пошла по той же проторенной дороге и устроилась работать в престижную фирму по примеру своих передовых однокурсников. Проработав год она впала в самую настоящую депрессию. Она хорошо справлялась с работой, была усердной и трудолюбивой, ей быстро повысили зарплату и карьерные перспективы были самыми радужными. Но, когда она задавала себе вопрос: «Хочу ли я заниматься этим до конца своей жизни?», то она резко и без промедления отвечала: «Нет!». И тогда она оказывалась лицом к лицу со следующим вопросом: «А чем бы я хотела заниматься до конца своей жизни?». И ответа на этот вопрос она не находила, потому что никогда в жизни не задавала его себе. Она всегда шла по течению, хорошо делала все, что от нее требовали, но не задумывалась о своем призвании, своих талантах и так далее. Что же она сделала? Вместо того, чтобы решать эту непростую задачу с поиском своего призвания она сделала шаг назад - вернулась в ту среду, где для нее все было просто, комфортно и ясно - пошла получать второе образование. Там она снова почувствовала себя как рыба в воде, так как прекрасно умела делать все, что необходимо для успеха в вузе - делать задания, сдавать экзамены и так далее. Она пошла учиться на дизайнера по примеру подруги, но через год решила, что это, наверное, не ее и перешла на факультет психологии, после одного семестра там, ее интересы изменились и она решила учиться на журналиста. При последней нашей встрече, она планировала ехать в Швейцарию и учиться в магистратуре, благо финансовое состояние родителей ей это позволяло.

    Синдром вечного студента часто связан с комплексом отличника. Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение. Отличник - это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели - если его цель получить проходной бал минимальными усилиями - он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств. Поэтому отличнику лучше живется в искусственной системе, такой как школа или вуз, где ценится исполнительность. А троечник преуспевает в реальном мире, где возможности для того, кто умеет видеть свою выгоду, ставить цели и распределять приоритеты практически бесконечны. Поэтому отличникам проще оставаться в рамках искусственной системы как можно дольше, и они чаще других становятся вечными студентами.

    В чем же заключается отличие синдрома вечного студента от реального стремления к постоянному обучению и развитию? Прежде всего в том, насколько получаемые знания применяются к реальной жизни и к делу, которым человек занимается. Если человек запасается знаниями впрок, нигде их не применяя, а лишь думая, что в будущем они ему наверняка пригодятся - это проявление синдрома вечного студента. Сама по себе идея накопления полезных знаний на будущее не работает на практике. Специалисты в сфере обучения выяснили, что 90 % полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике. На эту тему есть отличный анекдот:

    Маленький верблюжонок спрашивает у папы-верблюда:

    - Папа, а зачем нам нужны горбы на спине, твердые копыта и мозолистые губы?

    - Это для того, чтобы мы могли идти многие дни по пустыне с запасом воды, не обжигаться о раскаленный песок и есть верблюжью колючку. Тебе ясно?

    - Это ясно. Непонятно одно: зачем нам такой тюнинг в саратовском зоопарке?

    Ситуация в реальности ровно как этот анекдот. Если человек накапливает знания впрок, то это как «тюнинг» в саратовском зоопарке.

    Чем опасен синдром вечного студента? По сути такой человек бежит от жизни, от вставших перед ним проблем, связанным с необходимостью сделать выбор. Он делает шаг назад, возвращаясь к привычному и понятному состоянию студента, откладывает выбор на будущее, думая, что ему нужно еще поучиться, еще подготовиться. Но на самом деле за этим стоит исключительно страх - страх сделать выбор и ошибиться. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает, не выбирает, но он и не выигрывает.

    Дело в том, что наш мозг, нацелен на выживание и очень не любит делать выбор, от чего-то отказываться. Ему гораздо больше нравится ситуация, когда у нас много возможностей, и мы еще не сделали выбор. В этот момент у мозга есть иллюзия, что мы обладаем всеми возможностями одновременно, не отказываемся ни от одной из них. А если выбор сделан, то это означает, что мы можем ошибиться, потерять другие варианты и так далее. Поэтому многим людям так сложно сделать выбор, причем не только в отношении профессии, но и в бытовых мелочах - выбрать новый диван, место для отдыха, или платье.

    Главная опасность синдрома вечного студента заключается в том, что у него есть стопроцентное оправдание для себя и других людей, - он не просто откладывает жизнь на потом, но занимается полезным делом - учится.

    В нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда наличие высшего образования гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование - 54 %. Но количество образованных людей стало обратно пропорциональным качеству образования. Возникло множество вузов, где специалистов готовят на крайне низком уровне, зачастую вуз просто «продает» отсрочку от армии. Высшее образование уже не является конкурентным преимуществом на рынке труда, так как им обладает абсолютное большинство кандидатов. Возникла самая настоящая инфляция высшего образования.

    Естественно спрос рождает предложение. Теперь, когда образование стало не закрытым клубом для элиты, а продуктом массового потребления, возникло множество компаний, зарабатывающих на синдроме вечного студента. Это не только вузы, но и многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков и т.д. и т.п. Люди накапливают сертификаты и дипломы, считая их свидетельством жизненных достижений, однако чаще всего - это подмена понятий, замена реальной жизни на искусственную.

    В человеке глубоко живут убеждения и установки, заложенные в детстве. Лично я прекрасно помню как с самого детства родители не уставали повторять мне: «Чтобы чего-то добиться в жизни, главное - хорошо учиться». Эта установка продолжает работать у многих уже в зрелом возрасте, и они продолжают учиться и еще раз учиться, хотя это не приносит им ни успеха ни удовлетворения. Но именно престиж и позитивный ореол, сохранившийся вокруг высшего образования подогревает ложное убеждение вечных студентов в том, что они идут правильным путем, а не занимаются самообманом.

    Что же делать человеку, который осознал, что у него есть синдром вечного студента? Во-первых, само по себе осознание этого факта является важным шагом на пути к избавлению от него. Во-вторых, умение и стремление учиться нужно направить в правильное русло: учиться на собственном опыте. Я не считаю, что синдром вечного студента это то, с чем нужно бороться. Ведь это часть личности человека, а борьба с собой еще никого не сделала счастливым. Это особенность, которую можно эффективно использовать для достижения собственных целей.

    У многих людей в голове существует связка: в начале надо научиться, а потом действовать. Именно поэтому они тратят время и силы на приобретение знаний, 90 % которых на практике им не пригодятся. Эту связку нужно перевернуть: вначале действие, а затем обучение. Самое эффективное обучение происходит именно когда мы сталкиваемся с новыми сложными задачами, которые возникли перед нами на практике. Именно в эти моменты желание и умение учиться может быть очень полезным, так как оно направляется на решение конкретной практической проблемы. Те, кому удается поменять эту связку превращаются из вечных студентов в самых лучших профессионалов, которые постоянно растут и развиваются, каждый день учатся чему-то новому и сразу же применяют это в деле, достигая все новых и новых результатов.

    В своей практике бизнес-тренера и коуча я нередко внедрял в компания систему «Обучение действием», когда компания при обучении руководителей и ведущих сотрудников уходила от классических тренингов и концентрировалась на обучении через профессиональный опыт благодаря набору специальных процедур. Такой подход существенно повышал эффективность обучения, так как оно происходило практически без отрыва от производства и сразу же превращалось в конкретные результаты бизнеса.

    Таким образом, синдром вечного студента связан с непониманием себя, своих желаний и своего призвания, а также со страхом сделать неправильный выбор. Поэтому человек как бы останавливается во времени, продолжая пребывать в состоянии студента, откладывая важный, но болезненный выбор на потом. Но это откладывание, на самом деле, просто трата жизненного времени. Лучше всего себя можно узнать и раскрыть свои таланты именно на практике. И на практике свою склонность к обучению и развитию можно превратить из проблемы в преимущество - учиться на решении реальных задач и сразу же применять результаты обучения в деле. Это поможет не бороться с самим собой, а использовать свои особенности, как уникальное преимущество в жизни и в бизнесе.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта