Главная » Несъедобные грибы » Юлий цезарь что делал одновременно. Несколько дел одновременно? Легко! Бонус-трек

Юлий цезарь что делал одновременно. Несколько дел одновременно? Легко! Бонус-трек

К сожалению, привычное дело для жителей как мегаполисов, так и провинциальных городков. Подавляющему большинству людей не удается успешно сочетать работу, отдых, увлечения и личную жизнь, и как минимум половина из них не отказалась бы от сорокавосьмичасовых суток. Увы, такое возможно только в воображении писателей-фантастов: столь виртуозно управляться со временем человечество пока не научилось.

Радикальный выход — попросту сократить количество дел, оставив только самое главное — подходит, разумеется, не каждому. Не все готовы отказаться от прогулок с друзьями и вечеров в кругу семьи в пользу головокружительной карьеры, и наоборот.

Более современный, казалось бы, подход — многозадачность, то есть решение сразу нескольких дел одновременно. В конце концов — почему бы и нет? Исследования давно доказали, что мозг в десятки раз мощнее любого компьютера из ныне существующих, а даже самый простой компьютер способен управляться сразу с несколькими программами одновременно.

Какой бы заманчивой ни казалась перспектива подражания Юлию Цезарю, слишком увлекаться ею не стоит: может статься, что многозадачность не так эффективна, как вам кажется. Мы провели небольшое исследование и выяснили, можно ли все-таки делать несколько дел одновременно, и, что самое важное, есть ли от этого хоть какая-то польза: вот что у нас получилось.

Почему многозадачность вредит мозгу: результаты исследования

Не хочется расстраивать любителей делать сразу три дела, но придется: недавно опубликованные результаты исследования окончательно подтвердили, что многозадачность вредит мозгу.

Проведя любопытный эксперимент с двумя разными возрастными группами (молодежь и люди среднего возраста), ученые обнаружили, что молодое поколение в среднем на десять процентов быстрее справляется с поставленными задачами (участникам эксперимента предлагали особым образом расшифровать цифры на фото), когда их ничто не отвлекает.

Но вот когда в игру вступили всевозможные уведомления, приходящие на мобильный телефон, который по условию эксперимента оставался с участником, молодежь показала те же результаты, что и люди старшего возраста, которых никто не отвлекал: время выполнения задачи увеличилось.

Какие дела можно делать одновременно

Несмотря на столь печальные перспективы, некоторые дела выполнять одновременно все же возможно. Основное требование к таким задачам простое: они должны требовать минимум вашего внимания и участия в процессе выполнения.

Если вы, к примеру, пришли домой с работы, нет ничего страшного в том, чтобы поставить электрический чайник, а самому заняться мытьем посуды: вряд ли вы будете вымотаны настолько, что забудете налить нужное количество воды.

Но вот если вы поставили на плиту кастрюлю с молоком, а сами решили основательно почистить компьютер от вирусов, ненужных файлов и всего прочего, приготовьтесь к неудаче: либо ваше молоко «убежит», либо вы будете вынуждены то и дело отвлекаться, и процесс выполнения обеих задач существенно замедлится.

Как видите, нельзя однозначно определить, можно ли делать несколько дел одновременно и при этом все успевать. Многое зависит как от способностей вашего мозга, так и от типа задач, которыми вы хотите заняться. Можно утверждать лишь одно: делать то, что требует высокой концентрации, одновременно с чем-то еще — себе дороже. Скорее всего, ухудшите результат и для одной, и для другой задачи.

Впрочем, освоить одновременное выполнение некоторых дел все же возможно. Однако помимо желания может потребоваться «прокачка» мозга: может статься, что нынешних ресурсов недостаточно для того, чтобы поддерживать многозадачность.

Многие считают, что тренировать мозг можно только с помощью занудной зубрежки, кипы толстых книг и длинных обучающих фильмов, но в действительности это не так: прокачать мозг вполне можно, тренируя тело . Так вы получите двойную выгоду: добьетесь и привлекательного внешнего вида, и «прокачанного» мозга, способного оперировать уже куда большим объемом дел и задач, нежели раньше.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: вредна, по-вашему, многозадачность для мозга, или же нет? Влияет ли она на качество результата выполняемой задачи? Почему?

Человек зачастую делает сразу два дела одновременно. Студенты совмещают конспектирование лекций с чтением книг или светскими беседами со своими соседями по парте, домашние хозяйки могут готовить еду или убираться в квартире и при этом разговаривать по телефону, автолюбители успешно совмещают вождение автомобиля с разговором по мобильному (причем зачастую в нарушение правил — без использования гарнитуры Hands Free). Но попытка добавить к этим двум делам еще и третье не удастся: как показали французские ученые в своей статье в новом номере журнала Science , мозг будет блокировать это действие.

Конечно, представительницы прекрасного пола могут возразить, что одновременно с разговором по телефону с подругой и помешиванием супа они могут еще, скажем, причесываться.

Но в данном случае это действие будет произведено на автоматическом уровне, ведь оно не будет требовать сложной работы мозга в отличие от, скажем, создания красивой стильной прически. Так же и разговаривающие за рулем по мобильному телефону водители могут при этом курить, но и этот процесс будет происходить «на автомате», а процесс стряхивания пепла или тушения бычка неминуемо попадет или на паузу в разговоре, или на остановку на светофоре, но никак не на перестроение или другой сложный маневр.

Алгоритм того, как мозг человека воспринимает одновременное выполнение сложных задач, Сильвен Шаррон и Этьен Кошлен из Национального института Франции по вопросам охраны здоровья и медицинским исследованиям в Париже экспериментально установили на примере 32 молодых людей — 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет.

В ходе эксперимента его участники, чей мозг подвергался сканированию методом магнито-резонансной томографии (МРТ), выполняли умственные задачи по сравнению букв. Первая задача заключалась в том, что участникам эксперимента по очереди демонстрировались буквы из слова tablet. Для получения награды испытуемые должны были правильно ответить на вопрос, были ли показаны две предыдущие буквы в том порядке, в каком они находятся в слове. Вторая задача состояла в том, что участники эксперимента должны были отметить, какими были две последние показанные буквы, строчными или прописными.

При этом правильное выполнение задач поощрялось денежным вознаграждением.

Результаты МРТ показали, что при выполнении только одной задачи у человека происходит активная работа обоих полушарий головного мозга. Когда добавлялась вторая задача, то мозг разделял обязанности между двумя полушариями: левое полушарие отвечало за одну задачу, а правое независимо решало другую.

В случае появления третьей нетривиальной задачи, она игнорируется префронтальной корой головного мозга.

Так, ни один из участников эксперимента, когда к предложенным двум задачами добавилась еще одна, заключавшаяся в определении цвета демонстрируемых букв, не смог выполнять все три задания одновременно.

«Решение трех задач ограничено тем, что мозг человека состоит только из двух полушарий, поэтому оно представляет собой проблему», — утверждает один из авторов работы, Этьен Кошлен.

В своей статье в Science Шаррон и Кошлен пишут, что установленное ими разделение двух задач по двум разным полушариям мозга «может прояснить некоторые имеющиеся ограничения в способности человека принимать решение или высказывать свою точку зрения».

Отдельное внимание стоит обратить на то, что все результаты, полученные учеными в ходе данного исследования, являются одинаковыми как для мужчин, так и для женщин.

Поэтому работа Шаррона и Кошлена опровергает распространенное мнение, что представительницы прекрасного пола могут быть как Юлий Цезарь и одновременно делать сразу несколько дел, в частности упоминавшиеся выше. Впрочем, способность этого римского императора одновременно делать сразу много дел теперь тоже поставлена под сомнение.

Цезарь был очень хитрым и дальновидным политиком. Он всегда был готов дать отпор многочисленным врагам, как на военном, так и на светском поприще. Развлекаться Цезарю было некогда, но положение обязывало его присутствовать на различных мероприятиях, в том числе и на гладиаторских боях. Сидя в императорской ложе амфитеатра, правитель Рима использовал время с пользой: просматривал , отвечал на письма, беседовал с советниками и соратниками.

Наблюдая за Цезарем, его политические противники заметили, что император не уделяет достаточно внимания зрелищу, происходящему на арене. Поскольку в то время гладиаторские бои считались среди патрициев событием исключительной важности, Цезаря спросили, как он умудряется и за боем наблюдать, и письма писать, и читать. На ехидный вопрос император ответил просто: он сказал, что Великий Цезарь может делать и два, и три дела одновременно.

Версия вторая. Научная

Уже в наше время ученые решили подтвердить или опровергнуть древнюю легенду. Психологи из Канады опубликовали в журнале Neuron результаты необычного эксперимента. Они исследовали группу людей на предмет способности одновременно делать несколько дел. Перед группой из семерых были поставлены задачи. Первая задача состояла в сортировке появляющихся на экране изображений посредством нажатия кнопки. Вторая задача состояла в сортировке звуков и произнесении ответа вслух.

Психологи выяснили, что человеческий мозг физически не может выполнять две задачи, но может переключаться на выполнение другой задачи. Вначале эксперимента каждый испытуемый без труда выполнял одну из задач, но не мог одновременно выполнить вторую «звуковую» задачу. Однако со временем ситуация начала улучшаться: скорость переключения увеличилась. Оказалось, что способность переключаться с одной задачи на другую можно тренировать, но научить мозг выполнять несколько задач одновременно невозможно. Видимо, Цезарь путем постоянных тренировок научил свой мозг работать настолько быстро, что окружающие люди не замечали тех долей секунды, которые требовались императору для переключения.

Версия третья. Божественная

Тут все просто: Цезарь верил в собственное божественное происхождение. Понятно, что императору, ведущему свой род от самой Венеры, были доступны такие способности, о которых простой смертный мог только мечтать. Народу казалось, что образованнейший Цезарь наделен божественным могуществом. Цезарь мог одновременно (или почти одновременно) обсуждать государственные проблемы, диктовать послания и писать, а заодно и наслаждаться поклонением собственного народа. Правда, сенаторы не разделяли мнение простых людей насчет божественной сущности новоявленного диктатора, но это уже другая история.

Канадские психологи исследовали процесс решения человеческим мозгом двух задач одновременно. И выяснили, что на самом деле мозг очень быстро переключается с одной задачи на другую, а не решает их параллельно. При этом скорость такого переключения можно повысить тренировкой.

Исследователи использовали томограф для наблюдения за активностью мозга и определили, что ключевую роль в совмещении двух дел сразу играет префронтальная кора. Она не может обеспечивать по-настоящему параллельные действия, но зато может последовательно решать две разные задачи.

Что делали?

Группе из семерых испытуемых предложили решить две задачи. В первой, нажимая на одну из двух кнопок, надо было сортировать изображения, которые появлялись на экране. Во второй сортировать надо было уже звуки – и не нажимая на кнопку, а произнося ответ вслух.

Еще в начале эксперимента психологи увидели закономерную картину. В отдельности с любой из задач испытуемые справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их обе приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их одновременное выполнение. Хотя, как показал дальнейший анализ результатов эксперимента, мозг так и не смог стать по-настоящему многозадачным.

Как именно?

То, что с помощью тренировки можно ускорить решение двух параллельных задач, – сам по себе факт неновый, а потому с научной точки зрения малоинтересный. Ученых интересовала не только способность научиться решать несколько разных задач одновременно, но и то, каким образом в процессе такой тренировки меняется мозг.

Ученые предполагали, что многозадачность может быть обеспечена несколькими путями. Например, в процессе обучения какой-то задаче мозг может переключиться с префронтальной коры на другие структуры: в таком случае сортировку картинок или звуков испытуемые делали бы автоматически, без сознательного участия. Аналогичного эффекта можно достичь и выделением под задачу отдельных групп клеток, которые не заняты ничем больше: участок коры мозга отвечал бы за свое задание.

Однако большая часть возможных объяснений была признана учеными несостоятельной в ходе обработки результатов эксперимента. Многозадачность на самом деле оказалась связана не с появлением отдельных специализированных областей, а с ускорением работы префронтальной коры.

Можно ли стать многозадачным?

Исследователям, описавшим свой эксперимент в журнале Neuron, удалось показать, что, когда мозг решает две задачи одновременно, он постоянно переключается с одной на другую. Эти переключения требуют определенного времени, которое можно сократить путем тренировки – впрочем, не до сколь угодно малой величины. Кроме того, успешность тренировки во многом зависит и от сложности задания. Рене Маруа, один из исследователей, отметил, что требующие сложных логических операций задания решаются участками мозга, не задействованными в решении простых задач.

Выяснение того, как именно человеческий мозг приспосабливается к выполнению нескольких задач сразу, важно не только для понимания принципов работы мозга в целом. Говорящий по сотовому телефону водитель или оператор станка, которого отвлекли вопросом, оказываются в схожих условиях. А авиадиспетчерам и вовсе приходится постоянно решать сразу несколько задач, причем ошибка может привести к катастрофе. Если психологи узнают, как именно мозг справляется с подобными ситуациями, можно будет выработать рекомендации для группы риска.

Таким вопросом я задалась, изучая последние новомодные методики планирования.

Гуру тайм менеджмента горячо спорят по этому вопросу – одни утверждают, что многозадачность – это способ успеть больше, другие возражают, что невозможно качественно выполнить сразу несколько дел.

Кому верить больше?

Мой вывод из собственного опыта такой – все зависит от каждого конкретного человека, его характера и темперамента. Например, женщины более многозадачны – вести авто, красить губы и говорить по телефону – это наша чисто “девочковая” фишка.

Если вы умеете быстро и без потерь выполнять сразу несколько важных задач – это крутой навык, его можно и нужно использовать!

Например, я отношусь к той самой породе Юлиев Цезарей, которым просто скучно делать что-то одно. Но при этом мне иногда очень сложно сосредоточиться на важной задаче, чтобы довести ее до конца. Это серьезный недостаток, над которым приходиться работать уже в ручном режиме.

Итак, многозадачность – классная штука, если соблюдать несколько простых правил:

  1. Старайтесь совмещать занятия из разных областей – например, физическую и умственную активность – слушать аудиокниги во время утренней пробежки, мыть посуду и продумывать планы на день, говорить по телефону и вытирать пыль. Это чисто женский совет, основанный на возможности задействовать сразу два полушария головного мозга. И это очень выручает в ежедневной рутине.
  2. Одно из выполняемых дел обязательно должно быть навыком, доведенным до автоматизма. То есть, выполняя его, вы вообще не должны задумываться ЧТО и КАК делаете – руки сами выполняют нужные манипуляции. Тогда можно спокойно добавить еще одно дело.
  3. Используйте “помощников”. Например, одновременно приготовить обед и вести переговоры с клиентом по скайпу – моя ежедневная практика. Благодаря такому чудо-устройству, как мультиварка.
  4. Одно из выполняемых дел – всегда в приоритете. То есть, если вы замечаете, что запарились, нужно оставить второстепенные вещи и довести до конца основное. Как правило, это задача с временным ограничением или та, от которой зависит работа других. Ее вы не можете не выполнить.
  5. Оценивайте результаты по окончанию работ. Устраивает ли вас качество выполнения? Если бы вы делали только одно из двух дел – было бы оно выполнено лучше?
  6. Ну и наконец, мое личное правило – не совмещать игры и занятия с ребенком и работу. Лучше увлечь малыша чем-то интересным и выполнить свои дела, чем, перекрикивая плач и возмущения, пытаться сделать все сразу.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта