Главная » Выращивание » Александр Блок: любовная лирика. "Стихи о прекрасной даме"

Александр Блок: любовная лирика. "Стихи о прекрасной даме"

Александр Блок утверждал, что вся его поэзия-это единое произведение, своего рода роман в стихах, лирическая «трилогия, посвященная одному кругу чувств и мыслей». Не случайно незадолго до смерти он «выстроил», собрал свою лирику в три тома и настаивал на строгом соблюдении предложенного им порядка. Три тома лирики соответствуют трем этапам судьбы, или, по собственному определению Блока, «пути».

Книга первая: 1898-1904 гг.: «ANTE LUCEM» (до света), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Книга вторая: 1904-1908 гг.: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», разные стихотворения, «Город», «Снежная маска», «Фаина» и «Вольные мысли».

Книга третья: 1907-1916 гг.: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», разные стихотворения, «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина» и «О чем поет ветер».

Кроме того, в основное собрание не вошли циклы «За гранью прошлых дней», разные стихотворения, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».

Говоря о лирике Блока, необходимо рассматривать не отдельные стихотворения сами по себе, а ряд стихотворений как некое единство (одноэлементная лирическая система). Наиболее простая жанровая форма здесь -ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, в котором стихи связаны только хронологической последовательнос тью, с чего обычно начинают юные поэты. С этого начинал М.Ю. Лермонтов, с этого начинал Блок. Единство более высокого уровня-ЛИРИЧЕСКИ Й ЦИКЛ, объединенный сквозной темой и посвященный общей идее.

В стихах первого тома три персонажа-лириче ский герой и две его возлюбленные, одна из которых-страсть, вторая-возвышенн ая любовь. Реальные прототипы-Ксения Михайловна Садовская и Любовь Дмитриевна Менделеева.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящён ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ. Меняется настроение лирического героя-не усталость от жизни, а ожидание светлого счастья. Идет погружение в сны и туманы, язык полон таинственных намеков и иносказаний (символизм). Раннему Блоку было практически безразлично, в какой стране, в какой среде обитает его Прекрасная Дама. Однако ледяное дыхание “страшного мира”, прежде всего революция 1905 года, заставили его в буквальном и переносном смыслах ощутить почву под ногами. В начало второго тома Блок поставил стихотворение, написанное несколько позже-в апреле 1905 г.: «Ты в поля отошла без возврата…», которое непосредственно связано с предыдущим циклом и продолжает тему прощания с Вечной Женственностью. Но это стихотворение обращено не к ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ, а к самой идее. Сущность этого периода-крушение прежней концепции мира и поиск новой. Об отсутствии прежней цельности говорят даже сами названия циклов. Расчет с прежней верой -«Балаганчик»-па родийность стиля Прекрасной Дамы, пародийность самой пары и т.п.

В попытке осмыслить «стихию» действительности, поэт обращается к ближайшему-теме города. 1905 год-общепринятая гражданственност ь. Выделяются «Барка жизни встала…» и «Сытые»-подлинно е переживание русского культурного человека перед лицом надвигающейся революции, воспринимаемой как расплату за безобразие жизни «сытых». Но бесповоротного отказа от идеи Вечной Женственности нет. Синтез нового и старого-«Незнако мка». Поворот Блока к реальности был ускорен и его личным кризисом - земная женщина Прекрасной Дамой и Вечной Женственностью быть не желала. Но здесь опять возникает конфликт («Все кричали у круглых столов…»)-Любо вь Дмитриевна Менделеева не воплощение Вечной Женственности, а реальная, земная женщина. В прежний мир-мир двоих-входят третьи лица…(цикл «Распутья»).

«О доблестях…»-с этого момента образ ЛДМ и тема «Прекрасной дамы» навсегда и бесповоротно исчезают из поэзии Блока. Но еще раньше в стихах возникает усталость от любви вообще, появляются идеи «отречения», «чистоты», «долга», противопоставлен ного «счастью». Таким образом, Россия оказалась для Блока выходом из кризиса, духовной опорой. В отличие от земной женщины родина была надежна, вечна, а невзаимность такой любви предполагалась заранее и потому не вызывала горечи.

Эта антитеза окончательно оформляется летом 1908 г.-«На поле Куликовом». Этот цикл стал духовным итогом всех предыдущих лет, здесь сошлись воедино все переживания Блока-и личного, и общего характера. Новая философия жизни, новое представление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии». Новой концепции мира-«боя» соответствует и новое представление о предназначении человека-«долг». И герой уже не «инок» и не «бродяга»-теперь он «воин», один из многих. Здесь возникает и особенный, сообразный остальному женский образ. В нем нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности-но преобразившейся, с другим лицом («О Русь моя! Жена моя! До боли…»). Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное, проникновенное национальное чувство.

Обращение к прошлому необходимо Блоку для того, чтобы показать - в широком смысле - судьбы России, ее настоящее и будущее. Прежде всего Блок обращается к прошлому России, Однако Блок не был бы символистом, если бы просто зарифмовал учебник истории, даже выбирая (как мы видим) судьбоносные, переломные моменты этого прошлого.

Именно начиная с «Поля Куликова» можно говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Интимный характер блоковской любви выразился в неожиданном образе родины. Если у Гоголя Русь - “тройка”, у Некрасова - “родина-мать”, то у Блока Россия - жена, любовница.

Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике-как здесь, так и позже (Россия). Но что означает по существу это олицетворение? То именно, что национальное чувство поэта порождено крушением всех возможностей личного счастья, питается неудовлетворенны м чувством любви. В этом обаяние блоковского патриотизма-но в этом и его идейная слабость.

Одной из главных особенностей романтического ис­кусства, в том числе символизма, является устремленность к высоким духовно-нравственным, социальным и эстети­ческим идеалам и восприятие действительности, со всеми ее противоречиями, достоинствами и несовершенствами, в свете этих идеалов. Для Александра Блока с самого начала и до конца творческого пути многое значили романтичес­кие идеалы Вечной Женственности и Христа. Разумеется, со временем содержание этих идеалов в творчестве Блока не оставалось неизменным, как не оставалось неизменным отношение к ним поэта, особенно к Христу.

Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, Блок имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала как Прекрасная Дама. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственнос­ти, знаменовал гармонию природы и культуры, чувствен­ного и духовного восприятия мира. Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, снежной Девы, Фаины, Кармен, Изоры, Катьки из «Две­надцати» и, конечно, Руси, России.

Ощущение исторических перемен, которых с таким нетерпением ждал Блок в революционный 1905 год, поро­дило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышал­ся язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная.

В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок прочеркивает восходящий путь своей поэзии, неумо­лимую логику выпущенных своих трех книг: «Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря. . «Нечаянная радость» - первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия... И вот «Земля в снегу». Плод горестных восторгов, чаша горького вина, когда безумец потеряет дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю - идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы. Но не победит и Судьба. Ибо в конце пути, исполненного паде­ний, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия...»

Так в лирических образах блоковской прозы возникает основная тема его стихов - «тема о России».

Блок находится в центре перелома, общеевропейского политического кризиса, в конечном счете приведшего к первой мировой войне и межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой...»

Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть.

Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощу­щение отчизны как живого существа сливается со сверх­чувством жгучей любви. Личная трагедия одиночества под­нимается до уровня трагедии народа. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», - говорит поэт.

От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель, с отвле­ченной идеей, а как поэт - с интимной любовью. Напи­саны они в угарное время увлечений, но несут на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта

Утонченное мастерство совпадает в стихах о России со всем богатством творческого опыта и достигает истинной классичности Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с величест­венной, в веках теряющейся духовной генеалогией.

Образ родины в русской литературе обычно ассоции­ровался с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы, невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный, любовный характер («Твои мне слезы ветровые - как слезы первые любви"»), и в то же время - с вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой гармонии. В блоковском образе родины - полной сил и страсти женщины, наделенной «разбойной красой», - интимно-личное неотделимо от вселенского, чувственное - от духовного, национальное - от общечеловеческого, природное - от культурных тради­ций, высокое - от будничного. В свете романтического идеала родина предстает не только поэтической, одухотво­ренной, прекрасной, нетленной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глу­хой песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты родины помогает Блоку верить в ее будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем трудном пути.

В небольшом цикле «На поле Куликовом» (1908 г.), состоящем из пяти стихотворений, Блок достигает вершин русской классики. Поднимаясь над условностями школ и направлений, гений Блока достигает своего апогея.

Река раскинулась. Тенет, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

Спокойное любование широтой родной природы ме­няется порывом выражения кровного единения с Россией в острый драматический момент:

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!

Блок проводит аналогии между двумя важнейшими моментами русской истории: событиями на Куликовом поле и сложной социально-политической и революцион­ной ситуацией начала XX века.

Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

Он надеется, что тяжелый путь во мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся. Оза­рим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце жить покоем...» Блок часто подчеркивает, что цена победы - кровь. Кровь сопутствует свету. «Закат в крови!» Звучит призыв к дейст­вию:

И венный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

У Гоголя Россия - тройка, несущаяся вдаль, у Блока она «степная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я пригвожден к трактирной стойке...» Блок пишет об этом образе: «Слышите ли вы задыхающий­ся гон тройки? Это Россия летит неведомо куда - в сине-голубую пропасть... Видите ли вы ее звездные очи - с мольбой, обращенной к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою". » Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика...»

Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви нищей, но прекрасной Родине. Чистота и непод­дельность народной силы питают надеждой:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка...

Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой истори­ческой памятью и обостренным предчувствием будущего.

Из низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком.

Поэт писал, что «перед русским художником вновь стоит неотступно вопрос пользы. Поставлен он не нами, а русской общественностью, в ряды которой возвращаются постепенно художники всех лагерей. К вечной заботе ху­дожника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и не должном в искусстве». К проблеме искусства и жизни обращается Блок и в поэти­ческой практике, полемически утверждая, что жизнь выше искусства:

Я хотел бы,

Чтобы вы влюбились в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные Речи о земле и небе.

Решение этого сложнейшего вопроса неотделимо для Блока от проблемы народности искусства, потому что именно в народном творчестве совпали польза и красота (например, в рабочих песнях, неразрывно связанных с ритмом труда). Таким образом, ставя вопросы о пользе искусства, о долге художника, Блок в конечном счете приходит к выводу, что долг современного художника - стремиться к той вершине, «на которой чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза».

В Блоке как бы истекают силы великой русской лите­ратуры. За спиною Блока - путь ее страданий, на котором было все: и искус чистого мастерства, и проповедничество, и сатира, желание спасения в реализме и отлеты от него, попытки познать глубины страха и глубины святости, и даже дерзкие опыты споров с Евангелием, переписывания Евангелия. Все это потребовало такого напряжения и такой отдачи, что русская литература подошла к Блоку, как бы испробовав все, - ноты восторга еще слышались в ней, но верх брала уже иная музыка.

Переход из XIX века в XX - из века «железного», как называл его Блок, в век еще более железный для поэта все равно что переход с освещенной солнцем стороны на неосвещенную сторону. Блок творит как бы в атмосфере затмения.

Двадцатый век.. Еще безумней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла).

Лирика Блока - это художественная первооснова и первооткрытие той идеи, которая реально, а не декларатив­но легла впоследствии в основу литературы послеоктябрь­ской, революционной, ибо в этой лирике действительно выразилась революция как состояние души. Поэтому линия Блока в советской литературе есть линия не поли­тического, а прежде всего поэтического, художественного принятия Октябрьской революции, причем не в ее лозунгах и декларациях, но в ее существе. Весной 1918 года Блок писал, что «пора перестать прозевывать совершенно свое­обычный, открывающий новые дали русский строй души. Он спутан и темен иногда; но за этой тьмой и путаницей, если удосужитесь в них вглядеться, вам откроются новые способы смотреть на человеческую жизнь».

Александр Блок – одна из ярчайший фигур русской литературы начала XX столетие. Его поэзия от сборника до сборника отбивает не только развитие его таланта, а и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихов поэтическим дневником, “романом в стихах”, главная тема которого – “история вочеловеченья”. Блок ощущал себя потомком огромного культурного наследства и, как никто другой, отвечал за ее судьбу, так как сознавал, что его родину ждут страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное. В первом сборнике “Стихи в Прекрасной Даме” возникают ведущие образа и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеальный, она олицетворяет “вечную женственность”. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.

Мы встречались с тобой на запалах. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Ни тоски, ни любви, ни обмана. Все померкло, прошло, отошло… Очертания белого стана. И твое золотое весло.

Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу, но для него это важный шаг на пути “очеловечивания”. Неслучайно следующий сборник его произведений имел название “Распутья”. Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничному высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из труднейших в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока – жена, с которой навеки связанная его жизнь.

О, Русь моя! Жена моя! К боли Нам ясень долгий путь!

Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX столетие не могли не вызвать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховности “пьяниц с глазами кроликов”. Он определенный, что Россия имеет свой исторический путь, на котором “невозможное возможно”. Еще один ведущий символ Блока – дорога. Это символ побежалости.

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… И невозможное возможно, Дорога долгая легкая, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

В этом стихи очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стиха вызывает ассоциацию с известным образом “тройки” из поэмы Гоголя “Мертвые души”. С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов – символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и Поэта, Россия для него, как “слезы первые любви”. Он знает, что ее ждут страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: “Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты”. Символические образа Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизням, между идеальным, космическим и реальным, земным.

(No Ratings Yet)

ЛИРИКА А. БЛОКА

Другие сочинения по теме:

  1. Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции...
  2. Сочинения по литературе: Россия в творчестве блока Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь –...
  3. А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в...
  4. Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он...
  5. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил...
  6. Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт...
  7. Сочинения по литературе: Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в...
  8. Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то...
  9. “Родина” для Блока – понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл “Родина” (вершинный цикл всего творчества Блока) стихотворения...
  10. Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А....
  11. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
  12. Поэзия Александра Блока была, есть и будет современной всегда. Так как не может иметь категорию времени гуманизм и духовность, гражданственность...

Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!
К. Чуковский
Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Блок является выдающимся поэтом “серебряного века”, его творчество неразрывно связано с историей России, с ее самыми трагическими моментами. Октябрьская революция, гражданская война, голод и разруха выпали на долю такого прекрасного поэта. Живя и творя на рубеже веков, он был, пожалуй, последним поэтом старой дооктябрьской России. Но вместе с тем его имя открывает первую страницу истории поэзии советского периода.
Первая книга стихотворений Александра Блока создана под впечатлением и влиянием идей Владимира Соловьева. В идеях философа его привлекают представления об идеале как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности. Этому идеальному образу света Блок дал имя Прекрасная Дама. Она носительница полноты жизни, жизненных сил, но она же и смерть, ибо путь к ней - в разрыве с земным. Блок называет “Стихи о Прекрасной Даме” закрытой книгой бытия.
Стихи второй книги переносят нас в эпоху первой русской революции. В поэзии Блока этой поры возникает иная тема, которую он определяет как “мистику повседневности”. Теперь стихи его населяют “пузыри земли”. Именно так озаглавлен новый цикл. Это природа с добродушными и бессловесными тварями. Названия стихов говорят сами за себя: “Болотные черте-нятки”, “Болотный попик”, “Старушка и чертенята”. Образ болота выступает как обобщенный символ единства бытия со всеми его противоречиями:
Вот - сидим с тобой на мху
Посреди болот.
Третий - месяц наверху -
Искривил свой рот.
Я, как ты, дитя дубрав
Лик мой также стерт.
Тише вод и ниже трав -
Захудалый черт.
Образ большого города рождает разнообразие стихов, входящих в цикл “Город” с их высоким лиризмом и непроглядным ужасом жизни. Здесь происходит столкновение возвышенного и пошлого, расслоение на прошлое и будущее:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?).
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие - низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:
Нет! Счастье - праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне - молоток, тебе - игла.
Сиди да шей, гляди в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.
Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.
В соседнем доме окна желты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медный голосом зовет.
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спину кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:
// вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет. Степная кобылица
Несется вскачь!
Не этой ли патриотичностью и пафосом близок нам сегодня Блок? Из своего “далека” он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем. Стихи этого замечательного поэта пробуждают самые лучшие, самые сокровенные чувства. Не остается сердце равнодушно к его потрясающим стихам о природе, дружбе, любви и России.

Зрелые года Блока прошли в предельно обострившихся общественно-исторических противоречиях, возникших в начале XX века. На этой почве и была создана гениальная лирическая исповедь под названием «любовная лирика Блока», стихи которой поразили сердца читателей почти музыкальной зачаровывающей рифмой, красотой и нежностью выражений и чувств и позволили получить истинное наслаждение, оценить и понять подлинное искусство.

В. Жуковский

Прежде чем начать тему «Блок: любовная лирика», надо отметить, что Блок как поэт формировался под влиянием классической русской литературы. Наиболее близким для него в самом начале его творческого пути оказался романтизм В. А. Жуковского. Этот певец природы, как любил называть его В. Г. Белинский, учил юного Блока тонко чувствовать красоту окружающего мира, вникать в замыслы и тайны его Творца.

Знакомство с творчеством Жуковского в 1901 году для Блока не прошли даром, так как именно через него будущий поэт приобщился к творчеству который стал «духовным отцом» новой волны русских символистов. Идейный стержень его учений заключался в мечте о царствии теократии. Мир, погрязший в пороках и грехах, может быть спасен Мировой душой, которая представляет собой некий синтез из добра, красоты и любви, а если быть точнее - духовное начало всего живого. Все это прекрасно воспринимал Блок. Любовная лирика начала приносить ему наслаждение и утешение.

Любовь Менделеева

Перед свадьбой Александр Блок, как обычно, едет путешествовать по Европе вместе со своей матерью. Он в предвкушении того, что скоро поведет под венец Церкви свою любимую женщину, которую звали Любовь Менделеева (дочку гениального химика Д. Менделеева). Он добивался ее любви несколько томительных лет. Еще недавно он думал, что в их отношениях поставлена жирная точка, но вскоре их судьбоносная встреча в московском уютном кафе предопределила их судьбу.

До сих пор является загадкой, как прагматичная Любовь согласилась на этот брак. Помолвка состоялась в мае 1903 года, после нее Блок уехал в путешествие. В Германии он не может прийти в себя от счастья, он все еще не верит в него. Он боится, что помолвка по возвращении в Россию будет расторгнута, но всячески гонит мрачные мысли из своей головы.

Стихи о НЕЙ

В один из таких моментов он напишет стихотворение «Если только она подойдет…», которое посвятит ей, своей Любови Менделеевой. Он просто бредит этой женщиной. В эту минуту ему кажется, что находясь за несколько сотен километров от курортного немецкого города, в котором он отдыхает, она вдруг неожиданно появится, и мелькнет в толпе ее фигура, от этого его сердце может выскочить из груди. Он повторяет как заклинание слова: «Буду ждать, буду ждать». Он понимает, что только в сказке можно ждать чудес, но он не перестает верить, что вот сейчас, в эту минуту, произойдет их встреча. И тут же он задается вопросом о том, чем же она его так пленила. И сам дает ответ, ассоциируя себя с лебедем, которого «прикликал» кто-то. Он рад этому плену, который вызывает такие сильные воображения, но тут же пишет, что он уже один в толпе как все и окружающим не дано заглянуть ему в душу.

Александр Блок: стихи о любви

Ранняя любовная лирика Блока составила первую книгу 1904 года «Стихи о Прекрасной Даме». В этих произведениях за основу взято чувство подлинной любви к своей невесте, мечтами о которой буквально жил Александр Блок. Стихи о любви в этом сборнике содержат мистическое преклонение перед Вечной Женственностью и Владычицей Вселенной. Перед нами предстает образ возлюбленной с признаками настоящего божества - Небесной Девы и Лучезарной Царицы, лишенной каких-либо земных черт.

А вот в образе лирического героя проявляется больше раб, отрок, рыцарь, который готов жизнь посвятить даме сердца. Его возлюбленная является перед ним в сумраке тумана и в зыбких тенях. Это впечатление призрачности образа усиливается из-за отсутствия эпитетов конкретных описаний, оно дает более яркое эмоциональное восприятие красок: бездонный взгляд, ароматные слезы, лазурные сновидения и т.д.

Именно в этом весь Блок. Любовная лирика его зачастую включает архаическую церковную лексику: ризы, лампада, паникадила и т.д. Таковы его представления о любимой женщине, как о некоем божестве. Он мечтает о встрече с ней и с нетерпением ждет, когда она позовет его. Блок ассоциирует это со вторым пришествием, когда мир преобразится и обновится.

«Всю жизнь ждала. Устала ждать…»

Семейная жизнь поэта складывалась непросто. Блок действительно боготворил свою избранницу, но был твердо убежден, что в браке главное духовная близость, а не физическая. В итоге, его жена обзавелась большим количеством любовников. Любовь Менделеева была театральной актрисой и поэтому очень легко заводила романы. Блок воспринимал ее увлечения с покорностью и смирением. После одного из таких романов его жена родит сына, и Блок из своего благородства признает его своим.

Именно после его рождения он напишет стихотворение «Всю жизнь ждала…» и посвятит его своей жене. Он зачарован образом женщины-матери, которая склонила голову над изголовьем кроватки своего малыша, в ожидании, когда тот уснет. Блок любит в эти минуты свою супругу и подавляет в себе злость, ревность и агрессию. Все готов терпеть от своей жены Блок. Любовная лирика наполняется болезненной тоской и страстью. Душа поэта испытывает противоречивые чувства, она ноет тонко и жалко и постоянно напоминает о чужом ребенке.

Любовь и смерть

Блок готов был терпеть все, лишь бы у них были хорошие взаимоотношения с женой. Но он понимал, что между ними пролегла бездонная пропасть, и в итоге они расстались. У него появились женщины, которых он менял как перчатки. Блок говорил про них: «Отрава - вслед другой отраве».

Никогда уже как прежде не будет счастлив Блок, любовная лирика которого, однако, начнет звучать еще сильнее. Он полностью окунется в нее, и будет посвящать свои нерастраченные чувства незнакомым людям, которые, как он сам надеялся, после его смерти наверняка вспомнят о нем. Вот так он подвел черту под своими отношениями в семейной жизни, хотя к концу жизни Александр и Любовь наладят их, но будет слишком поздно, больной Блок вскоре умрет.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта