Главная » Выращивание » Цель написания истории пугачевского бунта. Причины восстания Пугачева

Цель написания истории пугачевского бунта. Причины восстания Пугачева

Краткая история Пугачевского бунта

Пугачевское восстание произошло в 1773 году и длилось почти два года. Предводителем яицких (уральских) казаков был Емельян Пугачев. Фактически, это был крестьянский бунт, переросший в войну против императрицы Екатерина II. Сам Е. И. Пугачев был с Дона, но участвовал во многих военных кампаниях, например, в Семилетней войне, в войне с Турцией. Ему хорошо были известны народные настроения и недовольства, поэтому, взяв на себя роль царя, он решил освободить простой люд от притеснений.

Емельян Пугачев распространял особые грамоты (манифесты), в которых представлялся Петром III и выражал свою готовность защитить народ. Всюду, где эти грамоты появлялись, вспыхивали восстания и бунты. Особо яро отреагировали яицкие (уральские) казаки. Их восстание переросло в крестьянскую войну, охватившую все Поволжье. К концу 1773 года в осаде оказался Оренбург. Посланные туда войска были разбиты пугачевскими мятежниками, что только воодушевило крестьян. С этой поры восстания происходили и на Дону, и в Поволжье, и на Урале.

Екатерина II потеряла несколько опытных генералов в попытках подавить эти восстания, и только в 1774 году регулярным войскам все-таки удалось разгромить повстанцев. Сам Пугачев бежал в Башкирию, где собрал новое войско из восставших рабочих и пополнил арсенал боеприпасов. Вскоре произошло то, что сильно напугало власти. Пугачев двинулся в район Волги, пополнил свои войска удмуртами и чувашами, а затем направился в сторону Казани. 12 июля 1774 года Казань была взята мятежниками, в городе начался жуткий хаос.

Тогда императрица прибегла к экстренным мерам. На помощь она позвала блестящего полководца Суворова, но с подавлением бунта прекрасно справился и генерал Михельсон, неотступно следовавший по следам Пугачева. Ему удалось разбить войско мятежников под Царицыным, после чего самозванец бежал за Волгу. Сами мятежники, разочаровавшись в своем предводителе, решили поймать его и выдать властям. Вскоре он был доставлен в Москву и взят под арест.

Екатерина II приказала провести тщательное расследование этого дела, так как считала, что за Пугачевым стоят люди более высокого ранга, недовольные ее правлением. Однако прямых доказательств найдено не было. В январе 1775 года Е. И. Пугачев, он же лжецарь Петр III, был казнен. С ним были казнены и его ближайшие сообщники. Этот случай оставил глубокий след в русской истории. В стране еще долго помнили о Пугачевщине и об ожесточенном народном бунте.

«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повест-вования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.

Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельичем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.

Творчество Пушкина неразрывно связано с историей. Его интересовали важные переломные моменты истории: народные движения, историческая роль царей, столкновение государственного и личного. Пушкина привлекали яркие исторические личности и события.

Он является не только автор художественных произведений на историческую тему, его можно считать историком. Пушкин тщательно изучал исторические документы, летописи, исторические повести и даже устные исторические предания. Он следил за современной ему исторической наукой, обращался к античной и всемирной истории. Это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.

Событиями пугачевского бунта Пушкин был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве. В 1833 году Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского». Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.

Когда разрешение было получено, Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а зачем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта - в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.

В Петербурге Пушкин обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить, написанную им, историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».

В декабре 1834 года «Историю Пугачевского бунта» увидела свет. Книгу встретили холодно, а министра народного Просвещения Уваров С.С. взволновала, так как Пушкин пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва.

Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения. События и мятежники, изображённые Пушкиным, а значительно отличались от официальной точки зрения на восстания, потрясшее Россию. Причины бунта Пушкин видел в произволе чиновников, утеснявших казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствие законов, в бесправии закрепощенного народа.

«История Пугачевского бунта» стала основанием исторического романа. В нем социальные проблемы и события отступают на второй план. Автора интересуют характеры людей, их взаимопонимание, представления о добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни.

Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта».

Просмотры: 5 396

Долгое время А.Пушкин собирал и тщательно работал над материалом о предводителе мятежного народного восстания Емельяне Пугачеве. Он был ему очень интересен, так как это оказалось самое крупнейшее в истории Российского государства мятежное восстание, поэтому это так интересно было опальному поэту. Изучив это интересное историческое явление в русской жизни, он смог создать свою неповторимую повесть «Капитанская дочка», где показывается и судьба его родины, да и всего народа Руси. Поэтому именно о содержании этой пушкинской повести можно сказать, что оно наполнено философски глубокое, имеет исторический, а также и глубочайший нравственный смысл.

По сюжету основная линия пушкинской повести - это, естественно, мятежное восстание Е.И. Пугачева. Начало произведения повествует о детстве главного героя, об образовании и о родителях. Но это только первые несколько глав, а затем это умиротворенное и спокойное повествования нарушается самим автором, который вводит в действие своего романа Емельяна Пугачева. И теперь жизнь персонажей определяет крестьянин - бунтарь Емельян Пугачев. И автор показывает, как оказывается страшна эта «пугачевщина». Из истории российского государства известно, пугачевский бунт оказался самым страшным, порой жестоким, но широким по своему размаху. И эту атмосферу, которая царит в его стране, старается передать и автор произведения.

Но в пушкинском романе сначала возникает просто образ народа, мятежного и волнующего, но возникает он сначала очень слабо, практически из разговоров. Но все события развиваются, набирая скорость, и вскоре все действия происходят стремительно и быстро. Особенно, когда капитан Миронов получает письмо о начале крестьянского бунта, которым управляет смутьян Пугачев.

Александр Пушкин пишет о том, как волнуется русский народ: крестьяне ропщут, но этот гневный ропот не может найти выхода. И вот в это самый подходящий момент появляется Пугачев. Но кто же он такой? Емельян Пугачев выдает себя за императора. Он дает понять, что он- Петр III. Оказывается вроде бы просто: он просто оказывается в том месте, когда нужно и когда для этого подходящее время наступает. Пугачев - сильная личность. Он наделен всеми качествами, которые необходимы для лидера, поэтому он так легко смог поднять за собой народные массы и возглавить это мятежное движение.

Интересно пушкинское описание того, как после осады Белогорской крепости, которой управлял капитан Миронов, и где проходил службу пушкинский герой Петруша, вступает в город и сам Пугачев. Весь народ с хлебом, как принято, да с солью радостно выходят, чтобы с уважением встретить его, считая освободителем. Они даже поклон бьют ему с уважение, до земли, а в поселении в его честь звонят колокола. Несмотря на то, что он предводитель восстания, его народ встречает как настоящего, а не лжеимператора. Но автор показывает и другую сторону этого восстания. И этот предводитель мятежников уже выглядит совсем по - другому, когда он жестоко расправляется с офицерами, которые были - то уже стары и имели множество заслуг перед своей родиной. Эта же участь постигает и беззащитную женщину, жену коменданта крепости - Василису Егоровну.

Но как бы это ни было удивительным, но народ Пугачева за убийство не презирают и не думают осуждать. А ведь офицерский состав, да и беззащитная и уже пожилая женщина ни в чем не были перед ними виноваты. Кроме того, их в городе все прекрасно знали, уважали за их доброту и отзывчивость, ценили, но почему-то в тот момент не вспомнил и не проявил хотя бы к ним жалости или сострадания. И в эту последнюю минуту для этих людей минуту о никто даже не подумал. О них все забыли, увлеченные Пугачевым. И эту казнь над супружеской четой Мироновых и старого офицера Ивана Игнатовича все приняли как неизбежную меру. И это отчетливо показывает беспощадность восстания, его жестокость.

Но дальше автор не пытается оправдать как-то Пугачева и жестокость его восстания, он наоборот показывает, что предводитель мятежников начинает пить вместе со своими товарищами. Но все-таки Пушкин утверждает в своей повести мысль о том, что и среди восставших есть крепкие взаимоотношения, есть и товарищество. А самое главное, у этих людей есть общая идея, цель и даже огромнейшая уверенность в своих силах.

И Петр Гринев становится невольным свидетелем отношений между мятежниками, когда присутствует и при их пире, и на «совете», в котором принимали участие лишь самые приближенные: это сам Пугачев, Белобородов и Хлопуша, известный многим каторжник. И Емельяна Ивановича читателям видит уже в совсем другом свете. Так, автор рисует его решительным человеком, у которого есть принципы. Он, прежде всего, народный защитник.

И Хлопуша, который смог сбежать с каторги, тоже представлен писателем умным и дальновидным политиком. Он расчетлив, но о честности придерживался своих правил. Так, он считал, что с противником стоит сталкиваться в честном и открытом поединке. И третий участник совета, Белобродов, выступает как яркий и ярый противник дворянства. Это ему предложить мысль о том, чтобы казнить всех дворян, которые попадают к ним в плен. И ему все равно, какими личностными качествами они обладают.

Александр Пушкин прекрасно показывает всех трех руководителей этого восстания, обрисовывая их не только ярко, но с определенными индивидуальными чертами. У них всех одинаковое представление о справедливости в мире, и это их объединяет. В повести есть глава, которая указывает на то, что путь Пугачева закончиться трагично, так же, как и его дело. Емельян рассказывает о своем желании идти на Москву, но тут же сам признается, сожалея, Петруше Гриневу, что у него есть люди, которые могут предать при удобном случае, которым он совсем не доверяет и он сильно этого боится. Так автор показывает, что Пугачев, несмотря даже на то, что видит, что его борьба будет подавлена, все-таки не считает ее совсем уж лишенной смысла.

А сам Емельян Пугачев, по мнению автора, помогает показать народный характер, желания и надежды народа. И даже если это восстание потерпит поражение, то оно обязательно должно было свершиться, чтобы понять, что история всегда будет на стороне человека, стремящегося к свободе. Народ, стремящийся к свободе, должен бороться за свою свободу и права. Автор восхищается такими бунтарями, показывая вполне реалистические картины бунта. Но при этом автор не собирается утаивать или скрывать того, что в этом бунте было и много темных сторон. Это и грабежи, и неоправданная жестокость.

И автор, называя бунт бессмысленным, жестоким и беспощадным, все-таки указывает на его огромное и важнейшее значение. Он прекрасно понимает, какова роль народа в истории, и пытается в своем стихотворении ее раскрыть и показать. На сегодняшний день эта необычная пушкинская повесть является одним из самых замечательных произведений литературы, повествующий о необычном восстании крестьян.

История Пугачева

"История Пугачева" опубликована была в 1834 г. под названием "История Пугачевского бунта. Часть первая. История. Часть вторая. Приложения". На обороте заглавного листа вместо обычного цензурного разрешения было обозначено: "С дозволения Правительства".

Вторая часть "Истории Пугачева", содержащая документальные приложения к основному тексту (манифесты и указы, секретные донесения в Военную коллегию о борьбе с Пугачевым, письма А. И. Бибикова, П. И. Панина, Г. Р. Державина, "Осада Оренбурга" П. И. Рычкова и другие первоисточники) в настоящем издании не перепечатывается.

Время завершения "Истории" определяется датой предисловия к ней - 2 ноября 1833 г., а 6 декабря Пушкин ужо просил А. Х. Бенкендорфа представить книгу "на высочайшее рассмотрение".

Надежды Пушкина на то, что внимание Николая I к его рукописи может обеспечить и разрешение на ее публикацию, неожиданно оправдались. На печатание "Истории" Пушкин получил беспроцентную ссуду из казны в размере 20000 рублей. При утверждении этой ассигновки Николай I 16 марта 1834 г. предложил, однако, переименовать работу Пушкина: вместо "Истории Пугачева" царь "собственноручно" написал "История Пугачевского бунта".

Книга, печатание которой началось летом, вышла в свет (в количестве 3000 экз.) в конце декабря 1835 г.

Изучение материалов о пугачевщине Пушкин продолжал и после выхода своей "Истории" в свет. 26 января 1835 г. он обратился к царю с просьбой о "высочайшем соизволении" на распечатание "следственного дела" о Пугачеве (в чем прежде ему было отказано), с тем чтобы составить "краткую выписку, если не для печати, то по крайней мере для полноты моего труда, без того несовершенного, и для успокоения исторической моей совести". 26 февраля Пушкин получил разрешение на работу над "следственным делом", изучение которого продолжалось до конца августа 1835 г.

В воспоминаниях фольклориста И. П. Сахарова, посетившего Пушкина за несколько дней до его дуэли, сохранилось свидетельство о том, что поэт показывал ему "дополнения к Пугачеву", собранные им после издания. Пушкин думал "переделать и вновь издать своего Пугачева" ("Русский архив", 1873, кн. 2, стр. 955).

Замечания о бунте.

Материалы эти были представлены Пушкиным Николаю I через Бенкендорфа при письме на имя последнего от 26 января 1835 г. Черновая рукопись этих "Замечаний", с некоторыми существенными дополнительными соображениями Пушкина о деятелях восстания и его усмирителях, не вошедшими в беловую ее редакцию, опубликована в академическом издании полного собрания сочинений Пушкина, т. IX, ч. I, 1938, стр. 474-480.

Об "Истории Пугачевского бунта".

Статья Пушкина, опубликованная в "Современнике", 1835, № 1, отд. 3, стр. 177-186, явилась ответом на анонимный разбор "Истории Пугачева" в "Сыне отечества" 1835 г. Принадлежность этого разбора Броневскому была указана Булгариным в "Северной пчеле" от 9 июня 1836 г., № 129.

Броневский Владимир Богданович (1784-1835) - член Российской академии, автор "Записок морского офицера" (1818-1819), "Истории Донского войска" (1834) и др.

В письме Пушкина к И. И. Дмитриеву от 26 апреля 1835 г. есть явный намек на отзыв Броневского об "Истории Пугачева": "Что касается до тех мыслителей, которые негодуют на меня за то, что Пугачев представлен у меня Емелькою Пугачевым, а не Байроновым "Парою, то охотно отсылаю их к г. Полевому, который, вероятно, за сходную цену возьмется идеализировать это лицо по самому последнему фасону".

Записи устных рассказов, преданий, песен о Пугачеве

I. Показания Крылова (поэта). Об этих записях Пушкина см. выше.

II. Из дорожной записной книжки. Записи эти сделаны во время поездки Пушкина в сентябре 1833 г. в Оренбург и Уральск.

Солдатская антипугачевская песня, частично записанная Пушкиным ("Из Гурьева городка" и "Уральские казаки"), полностью известна по позднейшей записи И. И. Железнова. Об использовании ее Пушкиным см. в статье Н. О. Лернера "Песенный элемент в "Истории Пугачевского бунта" (сб. "Пушкин. 1834 год", Л. 1934, стр. 12-16).

III. Казанские записи. Рассказы В. П. Бабина о взятии Пугачевым Казани, записанные Пушкиным 6 сентября 1833 г., были широко использованы в "Истории Пугачева", гл. VII.

IV. Оренбургские записи. Записи эти были использованы в "Истории Пугачева" (гл. III и прим. к гл. II и V) и в "Капитанской дочке" (гл. VII и IX). См. об этих источниках статью Н. В. Измайлова "Оренбургские материалы Пушкина для "Истории Пугачева" (сб. "Пушкин. Исследования и материалы", М. - Л. 1953, стр. 266-297).

V. Дмитриев, предания. О рассказах И. И. Дмитриева, записанных Пушкиным около 14 июли 1833 г. в Петербурге, см. в книге Ю. Г. Оксмана "От "Капитанской дочки" к "Запискам охотника", Саратов, 1959, стр. 52-60.

VI. Запись со слов Н. Свечина. Информатором Пушкина был, вероятно, генерал-от-инфантерии Н. С. Свечин (1759-1850), женатый на тетке его приятеля С. А. Соболевского.

О подпоручике 2-го Гренадерского полка М. А. Шванвиче см. выше.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта