Главная » Выращивание » Чудра краткое. Максим Горький, "Макар Чудра": анализ, главные герои

Чудра краткое. Максим Горький, "Макар Чудра": анализ, главные герои

В котором он обращается к жизни восточноевропейских цыган.

В центре внимания - жизнь «вольных людей». Свободных от привычных нам моральных устоев и правил. Начинается рассказ описанием дикой природы, рассуждением о бескрайних просторах степи и бушующего моря.

Макар Чудра - это старый цыган, которого встречает рассказчик. Автор загляделся на его дочь, но Макар говорит, что «не стоит доверять любви». В подтверждение своих слов он рассказывает историю, произошедшую как бы на самом деле.

Лойко и Радда

Был в давние времена некий табор, стоявший в Буковине. Вместе с цыганами жил в нём солдат Данило, у которого была красивая, но своенравная дочь Радда. И жил в те же времена вольный цыган Лойко Зобар, который также был весьма красив, а вдобавок проникновенно пел песни и играл на скрипке. Ничего не ценил Лойко, кроме коней, даже денег не имел и не пытался заработать.

Заприметил он Радду и влюбился. Говорил ей тёплые слова, играл на скрипке но она только потешалась над ним. В то же время к девушке имел чувства и некий богатый магнат, который предлагал Даниле выкупить её. Но отец был человек гордый и ни за что не согласился, сказав, что только пастухи могут продавать своих свиней, но не отцы - дочерей. Магнат попытался добиться своего угрозами и оружием, но его прогнали. Ещё долго он умолял отца отдать ему дочь, сулил любые богатства, но всё было тщетно.

Лойко Зобар снова попытался просить руки дочери у Данилы. На это отец ответил - забирай, если сможешь. Тогда цыган пошёл к Радде и заявил, что она должна пойти с ним, но жить он будет так, как сам захочет, и никаких обязательств перед ней иметь не будет. Ведь для него, цыгана, воля дороже всего. Посмеялась над ним Радда, нагайкой сбила его с ног и прогнала.

Лойко убежал в степь и долго сидел на камне совершенно неподвижно. Там его и увидел Макар, которого отправили на поиски. Видит он, что к Лойко пришла Радда. Цыган хотел было её ударить ножом, но она приставила к его голове пистолет. Девушка заявила, что тоже его очень любит и даже готова стать его женой. Однако воля ей тоже дорога. Если он хочет стать её мужем, то должен пройти испытание: в назначенный день перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ей руку. Лойко взревел, запротестовал, однако вынужден был согласиться. Настал условленный день, собрались люди, и Лойко подошёл к Радде, которая уже «подставила ножки». И захотел цыган проверить, так ли крепко её сердце. Он выхватил нож и воткнул ей в грудь - прямо в сердце. Девушка вытащила нож из раны и заткнула её волосами. Она сказала, что ожидала такой смерти. Нож она отбросила. Его подобрал Данило и, не долго думая, зарезал Лойко. Зобар и Радда умирали вместе, молодой цыган распростёрся на груди гордой девушки.

Произведение заканчивается так же, как и начиналось - описанием моря, бушующего в ночную погоду. Рассказчик, не в силах заснуть, вспоминает историю Макара Чудры, и ему кажется, что Лойко и Радда кружатся на волнах, цыган бежит за девушкой и не может её догнать.

Мысли старого цыгана

Смысл рассказа имеет несколько пластов:

1. С одной стороны, он показывает «цыганскую мораль» - правила, по которым издавна живёт кочевой народ;

2. С другой стороны, он изображает гуманистические идеалы, свойственные Горькому-романтику.

Макар Чудра, как и герои других рассказов Горького, считает, что человек должен жить только для себя. Никому другому человек в этой жизни не нужен, «ведь он не палка и не хлеб». Старый цыган прожил бурную жизнь, полную приключений, сидел в тюрьме, и он нисколько не жалеет о прошлом. По его мнению, не нужно спрашивать, зачем жить, надо просто жить. И та история, которую он поведал, является своеобразной иллюстрацией к его словам.

Радда и Лойко - два свободолюбивых цыгана, которые противятся всякой попытке лишить их воли, даже если это происходит по любви. Если любовь лишает свободы, то они предпочитают не жениться и жить в одиночестве, они согласны даже умереть, но не проявить слабость. Повествование заканчивается трагически, но для Макара его персонажи - настоящие герои, достойно прожившие свою жизнь и так же достойно с ней расставшиеся.

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.

    Смысл рассказа

    Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

    Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Максим Горький

«Макар Чудра»

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Цыган в возрасте Макар Чудра повествует автору историю про вольных цыган, сидя ночью у костра, куда доносится шум моря. Любящий человек расстается со свободой, поэтому Макар убеждает никогда не влюбляться. В качестве доказательства своих слов он предлагает выслушать его рассказ.

Словения, Чехия и Венгрия знали молодого цыгана по имени Лойко Зобар. Много кто хотел его смерти, он был проворным вором лошадей. Деньги ему были не важны, Лойко их раздавал бедным. Ему нравились кони.

В цыганском таборе, который находился в Буковине, жила красавица Радда, дочь солдата Данила. Не было у нее покоя от поклонников. И богатые магнаты просили ее руки и сердца, но она считала себя орлицей, которой не место в гнезде ворона.

В один прекрасный день красавец Зобар посетил табор. Своей игрой на скрипке многих заставил плакать. Радда также оценила игру молодого человека. Колкая на язык девушка сказала, что Зобар не так умен, как о нем говорят, когда он сказал, что его скрипка – это олицетворение девушки.

Хитрец Зобар, заночевав у Данила, утром встал с лоскутом ткани на голове. И как он и рассчитывал, никто не поверил, что эта работа коня, цыгане приписали это Радде. Пришли к выводу, что хоть и блещет она красотой, но сердце у нее черствое.

И зажил Лойко в таборе. Жили они хорошо. Он был мудрым не по годам, играл на скрипке так, что все заслушивались. Они настолько полюбили его, что готовы были умереть за него, если потребуется. Он влюбился в Радду, а она не отвечала ему взаимностью. И все вокруг знали, что нельзя вмешиваться в их дела, а то останутся крайними.

Как-то песня, которую пропел молодой цыган, вызвала смех у здешней красавицы, хотя все были в восторге. В целях воспитания Данило хотел проучить дочь, но Лойко, вмешался и попросил ее руки и сердца. Солдат был не против этой свадьбы, сомневался он только в желании дочери. Лойко обнажил свои искренние чувства перед Раддой, сказал, что хочет стать ее мужем. Но попросил об одной услуге: не посягать на его свободу. Но Радда выкинула выходку, вследствие которой парень упал на землю.

Обиженный Зобар ушел прочь, а Макар смотрел за ним, чтобы он в сердцах не сделал какую-нибудь глупость. Но на протяжении трех часов он просто сидел. Когда к нему подошла Радда, молодой парень рад был заколоть ее ножом, но красавица с пистолетом в руках пришла просить прощения. Она любит его, но свобода ей дороже, чем любовь в Зобару. Просила, в обмен на проявление нежности, поклон в ноги перед всем табором. Тяжко было Зобару, но он дал согласие.

Возвратившись в табор, поведал цыганам, что разобрался в себе и понял, что не может жить без Радды, поэтому выполнит ее просьбу. Поцеловал ее правую руку, поклонился ей в ноги. И решив удостовериться в прочности ее сердца, вонзил нож ей прямо в сердце.

Радда ожидала такого конца. Данило воткнул тот же нож в спину Лойко. Они рядом лежали на земле и умирали.

Выслушав Макара, писатель долго не спал. Глядя на море, он как будто видел величественную Радду и Лойко, который пытался догнать красавицу, но так и не смог этого сделать.

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда - красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя - изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле, рассказывает быль о цыгане Лойко Зобаре, которой сам был свидетелем.

Много лет назад этот удалой цыган влюбился в прекраснейшую девушку Радду, она же только дразнила его, но, как потом оказалось, она тоже его любила. Зобар предложил ей выйти за него замуж, но Радда, говоря о ценности своей свободы, решив проверить его чувства, сказала ему сделать ей предложение унизительным для Зобара способом, который не положен был у цыган, на что Зобар, сперва согласившись, решив проверить, насколько «крепко сердце Радды», вонзает в её грудь кинжал и убивает её. Отец Радды, старый солдат Данило, подходит к Зобару и тем же кинжалом, которым была убита его дочь, убивает и его.

Зобар Лойко и Радда, двое гордых красавцев-цыган, считавших любовь чем-то лишавшим их свободы, умирают и улетают в иной мир вместе.

Главная мысль

Рассказ учит нас тому, что за свободу некоторые люди готовы даже умереть. Цена настоящей свободы очень велика, но для каждого эта свобода разная, и нельзя по-настоящему понять, что же такое истинная свобода. Любовь к свободе и вольности – одна из причин, по которым погибли главные герои. Но рассказ оставляет для нас один вопрос: входит ли в нашу свободу любовь или же она наоборот только сковывает её?

Читать подробное краткое содержание Макар Чудра Горького

Старый цыган Макар Чудра сидит возле костра и сторожит коней своего табора. Он рассуждает о жизни, об её смысле, говорит о людях, в которых он давно разочаровался. За свои пятьдесят восемь лет он повидал очень многое, всего и рассказать у него не получилось бы.

Вдали поёт его дочка Нонка. Она обладает необыкновенным голосом, способным поразить каждого. Макар говорит рассказчику, что девушкам – девкам – доверять ни в коем случае нельзя и, чтобы молодой человек запомнил это на всю свою жизнь, рассказывает ему одну быль о молодом цыгане Зобаре Лойко.

Зобар Лойко был удалым цыганом, разбойником, имевшим много врагов, но при этом бывшим добрым и хорошим человеком.

Табор Макара кочевал по Буковине. Одной весенней ночью они сидели у костра: Макар, старый Нур, старый солдат Данило и его дочка, очаровательная Радда. Радда была прекраснее всех девушек и сводила с ума многих мужчин. Один раз в неё безумно влюбился один магнат, предлагал ей выйти за него замуж и даже купить её у её отца, но и Радда отказалась становиться женою магната, и Данило отказался её продавать.

В тот вечер по степи проплыла музыка. Играя на скрипке, к костру подъехал Зобар Лойко. Он пытается заигрывать с Раддой, «затуманить ей очи», но на Радду это не действует. Зобар остаётся на ночь, а на утро его голова замотана тряпкой – дескать, конь зашиб. Но все догадываются, что это была Радда.

Зобар был очаровательным человеком. Он был мудр и умён, хороший рассказчик, прекрасно играл на своей скрипке и народ готов был бы идти за ним в любое место.

Однажды вечером Зобар поёт песню, которая нравится всем, кроме Радды. Она смеётся над ним. Данило, её отец, хочет её ругать, но Зобар Лойко останавливает его и признаётся, что Радда тронула его сердце и предлагает ей выйти за него замуж. На эти слова Радда только сбрасывает Зобара Лойко из седла и начинает смеяться. Обиженный Лойко уходит в степь, Макар втайне ползёт за ним.

Тяжело вздохнув, Лойко садиться на камень возле ручья. Вскоре в степи показывается и подходит к Зобару Радда. Она положила руку ему на плечо, Зобар вздрогнул, вынул кинжал и от ярости хотел зарезать Радду. Но Радда была подготовлена и держала в руке пистоль, нацеленный на голову Зобара. Оба, кажется, ненавидят друг друга.

Радда признаётся Зобару, что она влюблена в него и что ему единственному удалось покорить её сердце. Многие влюблялись в неё, каждый был готов сделать ради неё всё, что она прикажет, но Радда не видела в этом толку. Теперь же Радда предлагает Зобару стать её душой и сердцем и клянётся, что Зобар Лойко всё равно будет её, что он не устоит перед её ласками и поцелуями, будет петь свои любовные песни только ей одной. Она обещает покорить себе свободолюбивого сокола Зобара Лойко – себе, такой же свободолюбивой цыганке. И она предлагает ему поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать её правую руку, чтобы она стала его женой. Это обижает Зобара: цыганский обычай не принимает этого, и Зобар не может себе позволить сделать это. Однако любовные чары Радды сильнее, и Зобар соглашается сделать это.

Они возвращаются к костру, и Зобар объявляет, что поклонится Радде в ноги, чтобы все видели, что Зобар Лойко покорён её красотой.

Внезапно он говорит, что должен проверить, так ли «крепко» сердце Радды, вынимает кинжал и вонзает его в грудь девушки. Радда вырывает нож из груди, зажимает рану своими волосами и умирает. Только тогда гордый Зобар падает на колени перед её телом и кланяется ей.

Увидев всё это, солдат Данило берёт вынутый Раддой из её груди нож и вонзает его в спину стоящего на коленях возле Радды Зобара. Зобар умирает. Оба влюблённых стали пленниками своей гордости, но покинули этот мир вместе.

В конце рассказчик, пытаясь заснуть, думает о свободолюбие этих людей, о вольности, о красавцах-цыганах Лойко Зобаре и Радде и о том, как до сих пор не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.

Картинка или рисунок Макар Чудра

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Островский Как закалялась сталь

    Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий

  • Краткое содержание Шварц Рассеянный волшебник

    Сидоров Иван Иванович в сказке добрый, но очень рассеянный учёный-волшебник. У него было много разных полезных изобретений. Была машинка-будильник, машинка прогоняющая злых людей

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Старинный французский эпос повествует об одном эпизоде борьбы католиков с мусульманами за торжество истинной веры. Одержав множество побед в Испании, окрестив большую часть страны

  • Краткое содержание Таманго Мериме

    Новелла Проспера Мериме «Таманго» представляет собой повествование о человеческой несправедливости и людях, которые, основываясь на своем ложном представлении о превосходстве, позволяют себе лишать свободы других людей.

  • Краткое содержание Дочь Бухары Улицкая Людмила

    Послевоенное время. Москва. Дмитрий Иванович, врач по профессии, возвращается домой не один, а с женой. Ее имя – Аля. На вид она ухоженная, обладает восточной внешностью. Красавицу за глаза прозвали Бухарой.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта