Главная » Выращивание » Голоса в голове: нейроученый рассказывает о природе слуховых галлюцинаций. Почему появляются голоса в голове

Голоса в голове: нейроученый рассказывает о природе слуховых галлюцинаций. Почему появляются голоса в голове

Галлюцинации - это то, что возникает при отсутствии внешнего стимула, но воспринимается как реальное. Они могут быть связаны со всеми органами чувств, то есть быть визуальными, тактильными и даже обонятельными. Вероятно, самый распространенный тип галлюцинаций - те, когда человек «слышит голоса». Их называют аудиторными вербальными галлюцинациями. T&P продолжают спецпроект с Newочем переводом статьи нейроученого Пола Аллена, опубликованной на сайте Serious Science, об аудиальных галлюцинациях и природе их возникновения.

Определение понятия

Хотя слуховые галлюцинации обычно связывают с психическими заболеваниями вроде биполярного расстройства, они не всегда являются признаком болезни. В некоторых случаях они могут быть вызваны недостатком сна; марихуана и наркотики-стимуляторы также могут быть причиной расстройства восприятия у некоторых людей. Экспериментально было доказано, что галлюцинации могут возникнуть из-за длительного отсутствия сенсорных стимулов: в 1960-е годы проводились эксперименты (которые сейчас были бы невозможны по этическим соображениям), в ходе которых людей держали в темных комнатах без звука. В конце концов люди начинали видеть и слышать то, чего в реальности не было. Так что галлюцинации могут возникать как у больных, так и у психически здоровых людей.

Исследования природы этого феномена ведутся уже довольно давно: психиатры и психологи пытаются понять причины и феноменологию слуховых галлюцинаций уже около ста лет (а может, и дольше). В последние же три десятилетия появилась возможность использовать энцефалограммы, которые помогали исследователям того времени понять, что происходит в мозге в моменты слуховых галлюцинаций. А теперь мы можем смотреть на его разные участки, задействованные в эти периоды, при помощи функционального магнитно-резонансного сканирования или позитронной томографии. Эти технологии помогли психологам и психиатрам разработать модели слуховых галлюцинаций в мозге - в основном связанные с функцией языка и речи.

Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

Некоторые исследования показали, что, когда пациенты испытывают слуховые галлюцинации, то есть слышат голоса, активность участка их мозга, которая называется зоной Брока, повышается. Эта зона расположена в малой лобной доле мозга и отвечает за речепроизводство: когда вы говорите, работает именно зона Брока. Одними из первых, кто исследовал этот феномен, были профессора Филип Макгуайр и Сухи Шергилл из лондонского Королевского колледжа. Они заметили, что зона Брока у их пациентов была более активна во время слуховых галлюцинаций - по сравнению с моментами, когда голоса молчали. Это дает основания полагать, что слуховые галлюцинации производятся речевыми и языковыми центрами нашего мозга. Результаты этих исследований привели к созданию внутреннеречевых моделей слуховых галлюцинаций.

Когда мы о чем-то думаем, то порождаем внутреннюю речь - внутренний голос, озвучивающий наше мышление. Например, когда мы задаемся вопросом «Что я съем на обед?» или «Какая завтра будет погода?», мы порождаем внутреннюю речь и, как считается, активируем зону Брока. Но как эта внутренняя речь начинает восприниматься мозгом как внешняя, исходящая не от себя самого? Согласно внутреннеречевым моделям слуховых вербальных галлюцинаций, такие голоса - это генерируемые внутри сознания мысли или внутренняя речь, каким-то образом неверно определяемая как внешняя, чужая. Из этого следуют более сложные модели процесса того, как мы отслеживаем собственную внутреннюю речь.

Английский нейробиолог и нейропсихолог Крис Фрит и другие ученые предполагали, что, когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры, которая называется зоной Вернике. Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что передаваемый сигнал, предположительно, приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется не так интенсивно, как от внешних стимулов, например оттого, что с вами кто-то говорит. Эта модель известна как модель самомониторинга, и она предполагает, что у людей со слуховыми галлюцинациями этот процесс в дефиците, из-за чего они не могут различить внутреннюю и внешнюю речь. Хотя на данный момент доказательства этой теории довольно слабые, это определенно одна из самых влиятельных моделей возникновения слуховых галлюцинаций, которые появлялись за последние 20–30 лет.

Последствия галлюцинаций

Около 70% больных шизофренией в той или иной степени слышат голоса. Они поддаются лечению, но не всегда. Обычно (хотя и не во всех случаях) голоса отрицательно сказываются на качестве жизни и состоянии здоровья. Например, у пациентов, слышащих голоса и не реагирующих на лечение, повышается риск суицида (порой голоса призывают причинить себе вред). Можно представить, как тяжело приходится людям даже в повседневных ситуациях, когда они постоянно слышат в свой адрес унизительные и оскорбительные слова.

Но слуховые галлюцинации возникают не только у людей с психическими расстройствами. Более того, эти голоса не всегда зло. Так, Мариус Ромм и Сандра Эшер возглавляют очень активное «Общество слышащих голоса» - движение, которое говорит об их положительных аспектах и борется с их стигматизацией. Многие люди, слышащие голоса, живут активной и счастливой жизнью, поэтому мы не можем считать, что голоса - это априори плохо. Да, они часто ассоциируются с агрессивным, параноидальным и тревожным поведением больных, но оно может быть следствием эмоционального расстройства, а не наличия голосов. Неудивительно и то, что тревожность и паранойя, которые зачастую являются ядром психической болезни, проявляются в том, что эти голоса говорят. Но, как уже было сказано, многие люди без психиатрического диагноза констатируют, что слышат голоса, и для них это может быть и положительным опытом, поскольку голоса могут успокаивать или даже подсказывать направление, куда двигаться по жизни. Профессор Айрис Соммер из Нидерландов тщательно изучила этот феномен: исследуемые ею здоровые люди, слышащие голоса, описывали их как нечто положительное, полезное и придающее уверенность в себе.

Лечение галлюцинаций

Людей с диагнозом «шизофрения» обычно лечат антипсихотическими медикаментами, которые блокируют постсинаптические дофаминовые рецепторы в стриатуме, так называемом полосатом теле мозга. Антипсихотики эффективны во многих случаях: в результате лечения психотические симптомы ослабевают, особенно слуховые галлюцинации и мании. Некоторые пациенты, однако, не лучшим образом реагируют на антипсихотики. Примерно на 25–30% пациентов, слышащих голоса, лекарства почти не влияют. У антипсихотиков также имеются серьезные побочные эффекты, поэтому эти лекарства подходят не всем больным.

Что касается других методов, то существует множество вариантов немедикаментозного лечения. Степень их эффективности тоже варьируется. Например, когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Ее применение для лечения психозов несколько противоречиво, поскольку, как полагают многие исследователи, она мало влияет на симптомы и общий исход заболевания. Но существуют виды КПТ, разработанные специально для пациентов, слышащих голоса. Эта терапия обычно нацелена на изменение отношения пациента к голосу, чтобы последний воспринимался как менее негативный и неприятный. Эффективность этого лечения остается под вопросом.

В данный момент я возглавляю исследование в Королевском колледже Лондона, цель которого - выяснить, можем ли мы научить пациентов самостоятельно регулировать нейронную активность в слуховой коре. Это достигается при помощи обратной нейронной связи, которая посылается в реальном времени с использованием МРТ. Для измерения сигнала, идущего от слуховой коры, используется МРТ-сканер. Затем этот сигнал посылается обратно пациенту с помощью визуального интерфейса, который пациент должен научиться контролировать (то есть двигать рычаг вверх-вниз). Предполагается, что мы сможем научить пациентов, слышащих голоса, контролировать активность своей слуховой коры, что, в свою очередь, может позволить лучше контролировать голоса. Исследователи пока не уверены, будет ли этот метод клинически эффективным, но в следующие несколько месяцев уже будут доступны некоторые предварительные данные.

Распространенность среди населения

Около 24 миллионов людей по всему миру живут с диагнозом «шизофрения», и около 60% или 70% из них слышали голоса. Есть данные, что от 5% до 10% населения без психиатрического диагноза в какой-то момент жизни тоже их слышали. Некоторым из нас порой казалось, что кто-то зовет нас по имени, а потом выяснялось, что рядом никого нет. Так что есть свидетельства того, что слуховые галлюцинации распространены больше, чем мы думаем, хотя точную эпидемиологическую статистику привести трудно.

Самым известным человеком, слышавшим голоса, была, наверное, Жанна д"Арк. Из современной истории можно вспомнить Сида Барретта, основателя группы Pink Floyd, страдавшего шизофренией и слуховыми галлюцинациями. Но, опять же, кто-то может черпать в голосах вдохновение для искусства, а некоторые и вовсе испытывают музыкальные галлюцинации - что-то вроде ярких слуховых образов, - но ученые пока сомневаются, можно ли приравнивать их именно к галлюцинациям.

Вопросы без ответа

У науки на данный момент нет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса. Другая проблема заключается в том, что исследователи еще не знают, почему люди воспринимают их как чужие, исходящие от внешнего источника. Важно попытаться понять феноменологический аспект того, что именно испытывают люди, слыша голос. Например, устав или приняв стимуляторы, они могут испытывать галлюцинации, но не обязательно воспринимать их как идущие извне. Вопрос в том, почему люди теряют ощущение собственной деятельности, когда слышат голоса. Даже если мы будем считать, что причина слуховых галлюцинаций - в чрезмерной активности слуховой коры, почему все-таки люди думают, что с ними говорит Бог, тайный агент или инопланетянин? Также важно изучить системы верований, которые люди выстраивают вокруг своих голосов.

Содержание слуховых галлюцинаций и их первоисточник - еще одна проблема: происходят ли эти голоса из внутренней речи или же это сохраненные воспоминания? С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот сенсорный опыт включает в себя активацию слуховой коры в речевой и языковой зонах. Это ничего не сообщает нам об эмоциональном содержании этих сообщений, которые часто бывают негативными, из чего, в свою очередь, следует, что причина может быть и в проблемах при обработке эмоциональной информации, возникающих в мозге. Помимо этого, два человека могут испытывать галлюцинации очень по-разному, а это значит, что задействованные механизмы мозга могут также очень отличаться.

Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)

Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.

Оборудование:

  • 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
  • 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
  • Шумовые и детские музыкальные инструменты;
  • карточки с термином F (форте - громко), P («пиано» - тихо)
  • мультимедийное оборудование

Интеграция образовательных областей: М + П + З + К

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о:
  • динамике музыки (F, P)
  • шумовых и музыкальных инструментах
  • тембре звучания инструментов
  • В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
  • В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

I . Постановка исследовательской задачи

Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р .) приветствует детей:
- Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?

Дети: С музыкального приветствия.

М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?

Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.

М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..

(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята -дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте - громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином « P »(пиано - тихо).

М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
- Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?

Дети: В зале много игрушек.

М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?

Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.

М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?

Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.

М.Р. Давайте попробуем это сделать!

Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).

М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?

Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.

М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?

Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…

М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны-у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
- Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?

Дети: ДИРИЖЕР!

М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?

Дети: Громко (Форте), дружно.

М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?

Дети: Тихо (пиано), спокойно.

М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)

Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»

Дирижирует Александр!

Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.

После игры на инструментах, педагог хвалит детей.

М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?

Дети: Из горлышка.

М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).

М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?

М.Р. Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».

Дети выполняют задание.

М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Дети: В горлышке что-то дрожит.

М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1 . Слайд №3)

М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?

Ответы детей:

В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
- Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
- Не есть мороженое на улице;
- Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.

II . Прогнозирование результата

Проблемная ситуация: Как возникает речь?

Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.

III . Выполнение эксперимента

Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши) .

Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)

Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.

М.Р. Что-нибудь мы услышали?

Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).

Дети: Теперь было слышно.

Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой -более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:

Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.

М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: Дернуть посильнее - звук усилится.

М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?

Дети: Она порвется.

М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?

Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.

М.Р. Так как же возникает речь?

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)

М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?

Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.

М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.

Дети исполняют песню «Счастливого рождества».

Занятие заканчивается.

Это будет интересно не только детям, но и взрослым!

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?», «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»,

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ», «ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»,

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ», «ЗВУКИ в ВОДЕ»,

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН», «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»,

«ПОЮЩАЯ СТРУНА», «ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»,

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты со звуком

«МУЗЫКА или ШУМ?»

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки

- Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали) Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. ) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, иможно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

Объяснить, как распространяются звуковые волны

Емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий

Бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

Подвести к понятию возникновения эха

- - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и

Металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

Слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнат). Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло) . Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к на

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

- Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (

Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи. (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем этой же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа и рупор из картона

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор) Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ»

Выявить причину ослабления звука.

Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна

коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

Выявить причину ослабления звука

Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты6

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома.

«ЗВУКИ в ВОДЕ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

Проводка без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли..

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

Изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опята выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит … (предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко) Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл новый прибор – эхолот.


Измученный любовью

и вознесённый над гибельной землёю.

и хора природы

ради своей одинокой ноты».

Федерико Гарсиа Лорка

Снова и снова мы убеждаемся, что практически ничего не знаем о самих себе, о своей внутренней вселенной, о потрясающих самое бурное воображение магических способностях своих физических тел, своих душ, своей так и не востребованной творческой силы. Проговорив друг с другом всю жизнь, мы понятия не имеем, что же на самом деле представляет из себя даже наш собственный голос...

Мы наивно полагали, что голос летает сам по себе, отдельно, что изо рта вылетают какие-то звуки, их кто-то слышит, в том числе и сам говорящий. Нас научили говорить в детстве - и мы говорим. На уроках физики мы узнали, что голос – это звуковые волны, которые образуются при проходе воздуха через голосовые связки. Но откуда берётся голос, как этот механизм работает, практически никто, кроме мистиков, специалистов по вокалу и сценической речи, и не задумывался всерьёз...

Тем не менее, именно по голосу часто судят о характере человека, причём подсознательно и не всегда справедливо. Голос человеческий столь же уникален и неповторим, как строение сетчатки глаза и отпечатки пальцев каждой личности на Земле.

Существует и наука о голосе – воксология, которая считает человеческий голос проявлением силы, с помощью которой человек воздействует на окружающее пространство, орудием его проявления в мире на уровне энергии слова. Да-да, того самого Слова, что было Вначале и послужило импульсом для материализации всего Творения. К тому же, психологами подсчитано, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% от голоса и только на 7% от того, что именно этот человек говорит. Известен учёным и тот факт, что при рождении каждый человек обладает чистым, сильным и совершенным голосом (что подтверждает крик новорожденного, имеющего минимальный объем легких, но порой достигающего при этом силы звука в 110 децибел), и что человек всю жизнь должен тренировать все 200 мышц, участвующих в образовании голоса, не меньше, чем тренирует мышцы ног, брюшного пресса и бицепсов. Иначе дальше в силу определённых внешних обстоятельств и воздействий человек теряет природный голос, что и случается с 90% представителей человеческого рода.

На предмет истинного происхождения голоса, вернее, системы извлечения звуков из человеческого организма, существуют различные точки зрения учёных и специалистов по обучению вокалу и правильной речи. Например, по теории русского врача позапрошлого века Ильи Грузинова, человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, и место рождения звука – бронхиальная система. Другой учёный из Санкт-Петербурга - Леонид Работнов - утверждает, что главным аргументом в громкости голоса являются мышечные системы, а образование голоса он приравнивает к важности обеспечивающей жизнь системы дыхания, мол, неспроста мудрая природа расположила эти две основные функции организма в одном месте физического тела.

Одним из секретов настройки голоса ученые считают интонацию человека, говоря иными словами, огромное значение для выразительности голоса имеет отношение говорящего или поющего к тому, что он излагает, его эмоциональный настрой. Но современные педагоги вокала совершенно по-иному обучают своих учеников возможности развить свой природный, изначально прекрасный и уникальный голос. Оказывается, по их многолетней практике, на самом деле голос образуется внутри тела, даже не в груди, а в животе, и в его формировании участвуют все внутренние мышцы живота (но не пресса), груди и только в последнюю очередь – гортани. Звук, как таковой, настоящий, идет из тела, а связки, язык и губы, по сути, должны его только обрабатывать, придавая смысл звукосочетаниям. Получается, что мы все говорим неправильно, редко у кого работает грудь (кому-то просто повезло от природы), но у большинства эту огромную работу по настройке голосовой волны, усилению и донесению её до слушателя выполняет несчастное, постоянно перенапрягаемое горло, голосовые связки и губы. Из-за этого искажения происходит неправильный воздухоход, неправильное дыхание и даже неправильная работа внутренних органов, потому что правильно поставленный голос обеспечивает работу всего тела, всех органов, а приток крови к ним налаживает работу всех функций организма. В реальности же почти все люди ходят словно с удавкой на шее, им и на дыхание-то не хватает мощи, а они ещё пытаются перекричать друг друга...

Кроме непосредственно физиологических характеристик происхождения человеческого голоса наука воксология признает в своих высших разделах и его магическую природу. Утверждают, что чтению мантр, молитв и правильному выговариванию отдельных звуков всегда уделялось огромное внимание в религиозных культах. Особенно важным считалось овладение произношением звука «р» (как, например, в зороастризме). В одном из богослужебных руководств зафиксировано, что тот, кто не умеет правильно произносить звуки «б» и «з», а также «р» в слоге «ро», не имеет права читать мантры и молитвы в богослужении, потому что через тембр голоса и звуки речи проявляются вибрации планет в нашем мире, а на высших вибрациях голоса отмечается даже взаимодействие человека со звёздами. В древности считалось, что пение и слово должны быть божественными и являться священнодействием – отсюда появление теургии, литургии, хорового пения в храмах. Меняя тона своего голоса, человек может проявить различные стороны своей сущности: чем богаче и разностороннее развита личность, тем большим количеством интонаций она владеет.

Однако в основе всего голосового многообразия лежат лишь пять преобладающих тонов (таттв), связанных с пятью первостихиями и законами пятиконечной звезды. Кроме стихий, знакомых нам по знакам Зодиака: Огня, Земли, Воды и Воздуха, эта пятиконечная звезда, как многозначный магический символ, включает в себя (согласно китайской философии) и стихию Дерева, стихию первичной жизни, основанной на том, что предшествовало раньше. Дерево – как образ - несёт в себе огонь бессмертной души, опирается на Землю, дышит Воздухом, питается Водой – не будь этих стихий, не было бы и его. Китайцы считают, что само Дерево – как символ очищения, регенерирует предыдущие творения, создавая одновременно экологическую нишу для появления в мире животных, а затем и человека. Сами очертания этой «древесной» звезды напоминают нам знакомый силуэт человека-«древа» (как у вписанной в круг фигуры Леонардо да Винчи). На самом деле, все стихии работают на основе тонкой энергии космического огня, который и связывает их между собой. Главная стихия жизни - Любовь, преобразующая и развивающая миры, как нельзя лучше соотносится с динамикой звука, слова, голоса, которые меняют миры, сама оставаясь незыблемой.

Характеристики индивидуального человеческого голоса при подробном рассмотрении непременно указывали на основную стихию, доминирующую в конкретном человеке. Человек Огня, например, говорит так, что его слышно и без микрофона, он очень энергично выражает своё мнение, до крика, до хрипоты. Человек Земли обычно ведёт деловой, рациональный разговор с обилием проверенных фактов и проявляет некоторую монотонность в общении. Человек, разговаривающий на таттве Воздуха, то есть на чуть повышенных «левитановских» интонациях – словно ветер в трубе гудит, выражает свою мысль ясно, чётко, умело держит паузу, говорит метафорически, метко, роняет слово-другое с таким значением и подтекстом, что вопросы автоматически отпадают сами собой. Журчащие интонации человека стихии Воды несут в себе максимум эмоций на минимум информации. В этом голосе слышится то шум волн, то хлюпанье болота под ногами. Это уже не твердая земля, не звон, не бодрое потрескивание костра, но течение Воды, которое, даже встретив препятствие на пути, шумит водопадом, таинственно и чарующе невнятно. Существуют и синтетические типы людей, включающие в себя частицы всех предыдущих стихий и, пропустив их через «корни, ветви и листья» образа дерева, создают совершенно неповторимый, свой голос. Разговорный стиль такого человека основан на очень жизнерадостной позиции и включает в себя юмор, лёгкость в общении, умение гармонизировать обстановку. Именно благодаря этому многообразию, данному от природы каждому человеку, мир разговаривает и поет такими разными голосами.

Оккультное значение человеческого голоса, как и озвучиваемой им речи, веками вызывало неподдельный интерес мистиков, пытающихся с его помощью овладеть тайными силами управления стихиями и мирами. Человеческая история полна описанными примерами, когда сакральные звуки, мантры посвящённых, молитвы святых или заговоры колдунов и шаманов, произносимые вслух, действительно вызывали изменения в окружающем мире, видимые порой и физическими глазами. Но иногда даже один звук, одно слово, синхронно произнесённое большой массой людей, порождало самые непредсказуемые результаты его воздействия на человеческую психику.

О знаменитом кличе мятежников (Revel Yell) (1), например, повергавшем врагов в панический ужас, до сих пор ходят легенды. И хотя нет единого мнения о том, как он звучал на самом деле, каково его истинное происхождение, описание солдата Харви Дью из Вирджинии, участника одного из сражений и свидетеля этого феномена, оставляет довольно яркое впечатление. Обрисованный им как «более мощный, чем артиллерийская канонада», как «напоминающий вопли индейцев или завывание волчьей стаи», этот боевой клич «вызывал особое, непередаваемое при теперешних обстоятельствах скребущее душу ощущение, будто позвоночник проваливается вниз...». Никто не мог устоять против этого меняющего силу и ширину диапазона голосового, вернее, «хорового» воя, отдавая поле боя противнику без сопротивления, лишь бы хоть как-то защититься от разрушающего сознание жуткого звука.

Любопытное мнение о природе речевых звуков высказал великий МХАТовский актер прошлого века Михаил Чехов, профессиональный знаток сценической речи, которой сам владел в многообразии и совершенстве своим голосом, и который своим талантом сумел проникнуть в глубокие тайны речевого процесса. «Звуки речи, - писал он в своих воспоминаниях, - это отдельные самостоятельные существа с индивидуальной душой и им одним свойственным звуковым содержанием. Все эти индивидуальности тысячелетия воздействовали на человека, развивая и формируя аппарат речи. Все они жили вокруг человека, ища свое выражение через человеческую речь». В контексте нового понимания, что все миры состоят из единой божественной энергии, имеющей лишь различные комбинации плотности, идея великого актёра о живой сути нашей речи и голоса звучит совсем не архаично, а, напротив, своевременно и свежо.

В Индии существует понятие Вак Шакти – Божественный Голос, который раскрывает значение всего Сущего и пронизывает собой как духовный, так и материальный миры. Богиня Вак признаётся индуистами Матерью Ведических Писаний и звучит как Голос Чистой Преданности. На вопрос, кто в этом невежественном мире способен истинно познать и понять Веды, отвечает в Риг-Веде сама Богиня Вак: «Любимого Мной делаю я святым, его я делаю видящим истину, его я делаю мудрецом...» Кого же любит Богиня Вак, Мать Вед? Того, кто любит Бога всем сердцем. И за эту любовь Она награждает верного способностью возносить Господу молитву – Голосом Чистой Преданности, потому что только такая искренняя молитва есть выражение чистой любви к Богу, которая и является смыслом всего.

Тысячелетиями человек знал, что молитву нужнопроизносить голосом, а не только читать мысленно, и делал это интуитивно. Однако развитие научно-технического прогресса в человеческой цивилизации, при отрыве религии от науки и неверном понимании последней смысла духовности не давало людям объяснения физического смысла молитвенного процесса. При том, что физике давно известен факт усиления частоты голоса при пении, никто почему-то не задумывался, что же происходит с человеческим организмом при произношении или пении молитвы голосом. Современные исследования квантовой физики показали следующее.

Человек всегда находится в окружении мыслительной энергии торсионных полей. Человеческий мозг является самым универсальным трансмутатором торсионной энергии пространства (или энергии света, или энергии материализации, как её ещё называют) в знакомую нам энергию материальных частиц. Разница в частоте восприятия играет для человеческого организма огромную роль, причём, особенно актуально это звучит именно сейчас – во время квантового перехода человечества в другие высокочастотные измерения. Физики утверждают, что торсионная энергия материальных частиц, к которой привык человеческий организм, производит воздействие на него посредством «самовнушения мозга», отдающего команды всем биосистемам физического тела. Опыты выявили, что от пения молитвы человеческий организм в целом и все его органы получают передающуюся через молитву энергию высших планов в 246 раз сильнее, чем лишь при мысленном чтении молитв, либо при атеистическом образе жизни. При этом не важно, на каком языке произносится молитва, главное – частота передаваемого голосом сигнала должна оставаться неизменной. Сигнал «наверх», идущий через молитву, также должен быть точным, без перемены слов, без запинки, чёткость произносимых слов должна соблюдаться вдумчиво, сердечно, с искренним почитанием Божественного Начала, только тогда происходит усиление передаваемого биокода через чувства человека.

Существует мнение, что тексты молитв в различных религиях также были даны не случайно, что молитва – как своего рода кодирующий сигнал высшей связи – даётся для обнародования редким особенным людям (здесь важны и гены, и знания, и опыт). Совсем небольшая часть людей подобного типа были рождены на Земле именно для этого, их предначертание заключалось в том, чтобы донести до масс способность через божественный дар голоса соединяться с высшим источником жизни, постигая через это соединение собственную творящую силу.

С современных позиций квантовой физики, рассматривающей взаимодействие материального и тонкого миров, стало возможным новое понимание энергетической ценности подлинных икон, по существу являющихся «кристаллизованными молитвами». Естественный процесс восприятия мозгом тонкостей бытия, утверждает физик Александр Янченко, зависит от времени, знаний и психологического настроя окружающего общества, порождает мыслеформы, сформированные согласно мнениям данного общества. Человек прошлого, не отягощенный техническим прогрессом, то есть более близкий к Природе, легче и глубже ощущал и воспринимал разумом образ святого. Но колоссальное значение для написания иконы имело не только время её создания, талант и генетика иконописца, степень его духовной чистоты, но и уровень сознания всего человечества на тот конкретный исторический момент.

Почему современный человек, чувствуя наличие огромной силы и возможностей, никогда не сможет воспроизвести образ святого так, как это делали его предшественники? Почему современные иконы так отличаются от старинных не только по качеству изображения, а по силе своего воздействия на людские души? Потому, констатирует размышляющий физик, что икона прошлого намного объёмнее и многомернее отображает святость , ибо тогда у Мастера каждый пиксель изображения нёс столько информации, что человеку нашего времени и присниться не может...

В квантовой теории впитывание информации твёрдой материальной частицей (электроном) даёт автоматический выход из подчинения постулату сохранения энергии. В теории – величина массы материальной частицы постулируется неизменной... Вот здесь и нарушается принцип материализма, на который опирается нынешнее человечество. А теперь представим, что некий квант информации, материальная частица (электрон) становится... легче. Вот именно в этом, по мнению Янченко, и заключается магическая практика пикселя – преобразовывать частоту материального пространства в торсионное поле, и – наоборот. Иными словами, трансформируя знания 7-го чувства человека: сознание – мысль – торсионное пространство - в информацию (материальное пространство), свойство мозга иконописца превращает мысль в частотную составляющую полного пикселя, закладывая эту энергию в изображение. Тем самым через икону связываются два мира: торсионное пространство(или Тонкий мир) и материальный мир. В многомерной вселенной симбиоз этих двух пространств является одним целым. Именно поэтому НЛО используют симбиоз геометрии и пиксель изображения. Это же приемлемо и для молитвы, резюмирует физик, только, естественно, частота человеческого голоса – другая. (2)

Как звучит человеческое тело

Утверждают, что речь, в конечном счете, есть семантически атомизированная форма пения. Пение, в конечном счёте, - есть монолог. Монолог, в конечном счете, - всегда исповедь... Чем выше и опытнее душа человеческая, тем серьёзнее и величественнее Исповедник, которым, если подходить к этому интимному душевно-духовному процессу без любых посредников, всегда являлись и остаются БОГИНЯ и БОГ ЕДИНЫЕ.

Известно, что молитвенный труд благотворно влияет не только на душу молящегося, но и на деятельность его мозга, потому что во время искренней молитвы восприятие информации человеком идёт, минуя мыслительные процессы и анализ. Человек уходит от физической реальности, и в этом измененном (как при медитации) состоянии сознания в мозге возникают дельта-волны, которые обычно фиксируются у младенцев в первые шесть месяцев жизни, когда связь чистой души с Космическим Домом ещё не нарушена. Возможно, этим объясняется и тот факт, что регулярно молящиеся люди реже болеют и выздоравливают быстрее.

Однако для познания себя как сложной многомерной системы человеку мало ограничиться лишь заботой о собственном физическом и душевном здоровье. Существуют способы духовного пения, благодаря которым человек может научиться управлять собственным звучанием – не звучанием голоса, а звучанием себя . В совершенстве этой техникой владели скоморохи и сказители ХI века на Руси. Этот сакральный способ передачи информации долго сохранялся в средеофеней (коробейников), странствующих торговцев мелким товаром, которые жили небольшими сообществами и передавали из поколения в поколение сокровенное искусство духовного пения. Таинство их пения заключалось в использовании особых способов звукоизвлечения при исполнении народных песен. Сакральная традиция обучения позволяла участникам действа практически звучать любой частью своего тела ... Это беззвучное звучание, если позволительно так выразиться, позволяло извлекаемому из глубин тела звуку голоса идти и обычными путями, но и сквозь ту часть тела, которой поёшь... Этот таинственный способ звукоизвлечения ощущается дрожью в звучащем месте с одновременным изменением голоса, и заключён в чуде одномоментной передачи подобной же дрожи той же части тела – поющим вместе с тобой! На этом воздействие офенского пения не исчерпывается – поющие и окружающие их люди погружаются в беззвучную часть потока, в котором голосовая часть становится дополнительной. При этом поющие перестают отслеживать музыкальную правильность пения, - со стороны становится явственно слышно, что мелодия нарушается, она словно плавает. Изнутри для поющих вместе это совсем не заметно, только если кто-то не вошёл целиком в происходящий процесс. И в этом нарушении Меры и заключался какой-то высший смысл, воспринимаемый как победа Лада... Производимыйофенским пением звук заставлял мощно вибрировать черепную коробку и те органы, где находятся крупные сплетения нервных волокон, он вызывал у слушателей изменённое состояние сознания, при котором происходило снятие душевных переживаний, стрессов, создавались внутренние условия для гармонизации личности и души. Это сокровенное звучание производило резонанс в организме слушателей, устраняло болезни и расстройства внутренних органов и систем, оказывая мощный целительский эффект на человека в целом. Есть мнение, что звучание человеческого голоса, сакрально переданное через определённые части физического тела, обретает некое дополнительное измерение и благотворно воздействует на сознание особым образом. Древние искренне верили, что человеческое тело – это целый мир, а его части-органы соответствуют космическим частям и правящим ими Богам. Так вот, с Богами, в первую очередь, древние связывали: живот, горло, лёгкие, ярло (солнечное сплетение), а потом уже: глаза, руки и пр. - то есть инструменты физического тела, напрямую ответственные за извлечение звуков и звучание голоса. Сказительство – как вид устного древнего искусства – напрямую работало с образами из иного мира, и являло слушателям редкое художественное умение «казать», «сказывать» образы песен, будить и вдохновлять людей, помогало человеку вспомнить себя настоящего, большого. Благодаря дару и технике пения офеней, скоморохов, сказителей-гусляров другие люди могли видеть иные пространства-миры, которые водящий открывал в песне, могли войти с ним в этот мир и проживать его вместе.

Из вышеизложенного следует, что глубокое знание законов звукоизвлечения и умение управлять собственным голосом способны дать человеку магический инструмент контроля над жизнью. При выборе светлого пути это умение может помочь людям в духовно-физическом исцелении. Силу целительского голосового воздействия древние осознавали очень глубоко и обращались с ней ответственно и осторожно. Именно по этой причине певцы древности испытывали свои духовные песнопения на себе самих путём пропевания ноты около получаса и изучения эффекта, оказываемого этой нотой на различные центры своего тела. Она знали, что духовные песнопения и молитвы способны открывать в человеке интуитивные способности, вселять бодрость, энтузиазм, или успокаивать, исцелять, наделять дополнительной энергией.

В наше время – время овладения лазерными технологиями - нет преград, чтобы «увидеть» звук и при излучении. Это обстоятельство позволило сделать вывод, что та энергия, которая примет форму звука, перед тем, как стать видимой и услышанной, сначала поглощается физическим телом, которое, в свою очередь, восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом. В ходе психологического изучения поющих людей также стало известно, что певцы обладают гораздо большим жизненным магнетизмом, чем обычные люди.

В нескончаемом процессе самосовершенствования, возможно, стоит, наконец, задуматься каждому, идущему по пути Света, о многих непознаных ещё свойствах и возможностях собственного организма, о том, что чистое и естественное звучание голоса, идущего из глубины сердца, может стать незаменимым средством как в общении с Небесными Создателями, так и в исцеляющем воздействии на окружающих братьев и сестёр в планетарной человеческой семье.

Теу́ргия (греч. θεός, «бог, божество» + греч. όργια, «обряд, священнодействие, жертвоприношение») - магическое «искусство» достижения богоподобного состояния или «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определенных обрядов. Зародилось в рамках неоплатонизма, развито у Ямвлиха.

В российской философии эстетики начала XX века термин теургия был вновь определен Бердяевым:

«Теургия - искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, - богодейство, богочеловеческое творчество.

(1). Речь идет о сражении в Виргинии 21 июля 1861 г. В Гражданской войне между Севером и Югом США.

(2). По материалам «Сайта знаний. Нострадамус это предвидел». Автор сайта Александр Янченко.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта