Главная » Выращивание » Как победить в республиканской олимпиаде? Готовимся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе. Устное высказывание

Как победить в республиканской олимпиаде? Готовимся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе. Устное высказывание

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Дмитрий Иванович Писарев

Джозеф Аддисон

Литература придает жизни форму.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок

Хорошая книга - просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс. Ответы.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс с ответами.

Задание 1.

Какие слова в русском языке можно назвать словами - двойниками?
Приведите примеры таких слов.
Каким термином (терминами) их называют?

Ответ.

Двойниками - это люди, имеющие полное внешнее сходство друг с другом или очень похожие друг на друга внешне. Поэтому слова, внешне – графически и/или фонетически – похожие друг на друга, также можно назвать двойниками. Терминологически их определяют как слова-омонимы . Различают лексические омонимы – одинаково звучащие слова, но не имеющие общих элементов смысла; омоформы – слова, у которых совпадают только отдельные формы (пила - пила ); омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но различаются написанием (луг - лук ); омографы – слова, которые одинаково пишутся, но различаются произношением (ударением) (замок - замок ); грамматические омонимы – внешне совпадающие формы одного и того же слова (молодой - молодой )


Задание 2.

Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные?
Прокомментируйте свой ответ.

Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.

Ответ.

Родственные группы образуют слова а) купальня, купель, б) купы, купно и в) купон, купировать .

а) Слово купальня , обозначающее постройку у воды или на воде для купания или раздевания купальщик, и слово купель , обозначающее большой сосуд, в который погружают ребенка при обряде крещения, являются однокоренными с глаголом купать(ся) - погружать в воду для обмывания, освежения и т.д.

б) Слова купы (купа) – группа густо растущих лиственных деревьев или кустов и купно – вместе с кем-, чем-либо восходят к общеславянскому kupa и индоевропейской базе keu-p-, что объединяет их с соответствующими словами из родственных славянских и других языков смыслами «вместе», «куча, груда», «накапливать, сосредоточивать».

в) Купон – отрезной талон у ценных бумаг на получение процентов с них или отрез на платье, блузу, обычно рассчитанный на определенный раскрой, и купировать – отрезать, отрубать или устранять какое-либо нежелательное явление.


Задание 3.

Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом?
Какими словами назвали бы его вы сегодня?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут ,

И, взвившись, занавес летит.

Ответ.

Глагол плескать выражает значение фразеологизма плескать руками – взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия..

Рукоплескать, аплодировать. .


Задание 4.

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот?
Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Ответ.

1. Гул, куль, тля.

2. Четвертое лишнее - нёль.


Задание 5.

В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы .
Объясните, что значит в этом названии слово успение .
Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.

Ответ.

Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.


Задание 6.

Русский, белорус и туркмен, прогоняя, например, гусей, скажут «кыш» , азербайджанец – «киш» , литовец - « sti?» , поляк - «sio». В каждом из этих слов есть звук [ш] или [ш?] .
Предположите, почему в разных языках слово-сигнал содержит одинаковый или схожий звук.

Ответ.

Можно предположить, что это связано с тем, что для многих животных шипение – это сигнал угрозы.
Так они пугают врага.


Задание 7.

В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем:
«Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка».
Насколько глубока была рана Гринева?

Ответ.

1 вершок – 4,45 см. Глубина раны – 6, 67(8) см


Задание 8.

Даны два события.
Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной .
Между ними существуют причинно-следственные отношения.
Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что .*
  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.
  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.
  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.
  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.

*Примечание.

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что , по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.


Задание 9.

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с...минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Ответ.

1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.

2. Традиционный принцип орфографии.


Задание 10.

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.


Задание 11.

Согласны ли вы с тем, что в умме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

Ответ.

7 суффиксов.

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар - ин – н – ый – 2 суффикса.


Задание 12.

Чем грамматически моль отличается от мухи ?

Ответ.

Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.


Русский язык 9 класс


Copyright © All rights reserved

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Новое платье, конспект и Ваенга - к удаче!
«Успеха!». Это простое пожелание, посланное тебе вдогонку другом, вселяет надежду на благополучное разрешение любого вопроса. Но что мы понимаем под словом «успех»? Всезнайка «Вики» утверждает, что это «удача в задуманном деле, достижение поставленной цели». А как её достигают? И к кому приходит удача? Об этом и не только рассуждают читатели «ПВ» в рубрике «Анатомия успеха».

Вот и завершился третий этап республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами участники привыкают к новому статусу - победителей. В таких случаях не принято говорить об обратной стороне медали, хотя там порой скрывается всё самое интересное.

Что именно? Расскажут небезызвестные ныне пинчанки: Марья Янкович (обладательница диплома 1-й степени по белорусскому языку и литературе среди 11-х классов), Карина Кущенко (диплом 2-й степени по белорусскому языку и литературе среди 10-х классов) и Юлия Потрубейко (диплом 3-й степени по обществоведению среди 11-х классов).

- Поздравляю с наградами! Рассчитывали на такие высокие результаты?
Ю.: - Главным было - проверить свои знания. Хотя… надеялась на лучшее!
М.: - Не ожидала победы, но расстроилась бы, если б не выступила достойно.
К.: - Обрадовалась бы любому результату.

- Достаточно ли базовых школьных знаний для победы на олимпиаде?
К.: - Одного учебника мало!
М.: - Из школьной программы пригодилась только белорусская литература - два из десяти заданий комплексной работы, которая включает ещё сочинение, устное высказывание…

- Как вы готовились к олимпиаде?
М.: - Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время штудировала справочники, словари…
К.: - И я «поселилась» среди книг, конспектов, учебников. Но за пару дней до олимпиады всё отложила в сторону - нужно усваивать знания постепенно, тогда и результат будет.
Ю.: - Занималась по специальной программе подготовки к ЦТ. В сентябре - дважды в неделю, а накануне олимпиады - ежедневно. Нелегко! Но у меня был стимул: ещё перед городским конкурсом папа пообещал в случае победы купить мне платье. Пришлось занимать 1-е место! (Смеётся.) Но одним нарядом не обошлось: вторую обновку я получила «под ёлку», а третью - в награду за «область».


- Волновались?

Ю.: - Спокойствие - залог моего успеха.
К.: - Без тревог не обошлось, но я настроилась на работу, чтобы показать максимальный результат.
М.: - Был лёгкий «мандраж». Но если его нет, во время устного высказывания ты не сможешь «зажечь» жюри!

- Где проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Ю.: - Я побывала в городе Барановичи - много положительных впечатлений от общения с ребятами! Особенно поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (завкафедрой философии Брестского университета. - Прим. ред. ) исполнил песню Елены Ваенги «Желаю, чтобы все были здоровы».
К.: - Олимпиада по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
М.: - Да, он классный! Была безветренная погода, кружился снег… И тема природы на устном высказывании пришлась как нельзя кстати.

- Для вас олимпиада - не впервой! От этого участвовать в ней сложнее или легче?
М.: - В девятом классе мы ехали на соревнования с мыслями: «Главное - не последние», в 11-м - «Не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось проще, а за несколько лет ответственности прибавилось.
К.: - В прошлом году не ожидала, что стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Сегодня появилась уверенность в своих силах.

- Каков секрет успеха?
М.: - Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой водит нас в церковь. Было время, я относилась к этому с недоверием. Но когда мы с одноклассником заняли призовые места, поверила в чудо…

Блиц-опрос: что помогает тебе достигать успеха?
Вероника Кондратюк, 16 лет : - Цель, мечта, а самое главное - осознание, что мной будут гордиться родители. Всё, что я делаю, - благодарность им.

Таня Вабищевич, 15 лет : - Совесть. Потому что понимаю: это для моего же блага.


Христина Скуратович, 16 лет
: - Главное - понимать, что без труда ничего не добьёшься! Удача посещает только тех, кто работает в поте лица!
ЮК Елизавета Зельман, г. Пинск.

Дом советов: по методу Копейкиной
Если ты хоть раз попадал на конкурсы риторического мастерства или этапы устных высказываний олимпиады - дай пять! Упражняться в этом нелёгком деле нам придётся ещё не раз - впереди профессионально-психологическое собеседование, «внутренние» экзамены в вуз… Как привлечь удачу в таких ситуациях? Делюсь секретами, которые не раз меня спасали.

1. Заведи тетрадь и записывай в неё умные мысли, цитаты из книг, фильмов, песен, афоризмы, пословицы. Не забудь красиво оформить: пиши разными шрифтами, обводи в рамочки, рисуй «загогулинки»… К ярким цитатам добавь факты, интересную статистику. И зрительная память в нужный момент тебя не подведёт!

2. Читай умные книги - ты сможешь положить их сюжеты в основу выступления, например, сравнив свой жизненный путь с судьбой лирического героя. Важные мысли записывай в тетрадь (ты уже её завёл?) - полезно для общего развития.

3. Раздобудь список вопросов (тем) и проработай хотя бы несколько из них. Так ты почувствуешь себя увереннее. Сложные задания продумай детально, остальные - тезисно.

4. Тренируй свою речь на одноклассниках, друзьях, родителях или «высказывайся» на камеру. Ещё выпиши пару скороговорок: они отлично помогают отрабатывать интонацию и произношение.

5. Продумай, как тебе легче отвечать? Записав цитаты, факты и, опираясь на них, строить рассуждение? Или подойдёт замысловатая схема с основными идеями? А может, тебе проще написать сплошным текстом или составить подробный план? Разработай свой метод. После будешь советовать его другим (и не забудь назвать своей фамилией, например, «метод Копейкиной»).

6. Подумай о своём кумире. Вспомни тембр его голоса или стиль письма, интонацию, «коронные» фразы. Проследи, чем он увлекает публику.

7. И, наконец, золотое правило: «Не наелся - не налижешься». Оно помогало мне не раз! Обычно перед тем, как вот-вот войдёшь в кабинет и вытянешь заветный билет, начинается «трясучка» и подступает желание что-то повторить, вспомнить. Не надо этого делать! Просто сосредоточься на том, что уже выучил, и выложись по полной!
ЮК Алеся Мешкуть.

10 класс

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Лучший рассказ

Сегодня вы будете изучать обряд чайной церемонии, - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.

Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй ученик.

Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий.

Весенний ветер обдувает лицо, - это значит, осторожно сними пену с поверхности, - произнёс четвёртый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Твой рассказ был самым лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты напоил меня вкусным чаем и постиг важное правило: «Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».

    Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый художник».

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Хорошая школа

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.

У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и, вернувшись домой, объявил о своём решении.

    Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

    Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

    Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый фильм».

    Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

    Выполните орфоэпический тест.

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

О беде и счастье

Однажды Беда и Счастье поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.
“Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.

Навстречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Беда и Счастье.

Только ты можешь разрешить наш спор! –громко заговорили они. – Скажи, кто из нас красивее!
- Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Беда красивее, Счастье обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Счастье, тогда Беда может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:
- Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

Стали Беда и Счастье разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.

Мужчина улыбнулся им и ответил:
- Ты, Беда, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Счастье, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь ко мне.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моя любимая поэма».

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Вера и надежда

Горевали родители, что их сын стал калекой. Ноги не слушались мальчика. Маленький он хорошо ходил. Но однажды зимой он упал в канаву, и под ним проломился лёд. Воды было по пояс, но малыш испугался и застудился. Простуду доктор вылечил, но ноги у мальчика стали слабыми. Мать каждый день молилась за сына, надеясь, что он снова будет ходить.

Однажды попросился к ним на ночлег прохожий старец. Родители пустили старика, покормили и ещё дали хлеба на дорогу.

Что с вашим мальчиком? - спросил старец.

Не ходит, ноги застудил, - хмуро объяснил отец.

Все сбережения истратили на докторов, да без пользы, - пожаловалась мать. - Один доктор сказал, что сын не ходит от нервного испуга. Я каждый день надеюсь, что мой мальчик пойдёт.

Надежда без действия - что дерево без плодов, - заметил старец, а потом спросил мальчика: - Ты сам веришь, что можешь ходить?

Я верю, только встать не могу.

Это хорошо, что веришь. Вера и гору с места сдвинет. Тебе повезло, что у меня волшебный посох. С ним любые ноги хорошо ходят. Попробуй сам, - сказал старец и протянул мальчику посох.

Тот встал и, опираясь на посох, сделал шаг, потом другой. Родители были счастливы. Они уговорили старца погостить у них денёк и угощали его как самого дорогого гостя. К вечеру мальчик уже уверенно ходил по дому, постукивая посохом.

Утром собрался старец уходить. Мать испуганно схватилась за посох.

Посох мой обыкновенный, - улыбнулся старец.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый музей».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

    Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Чей сын лучше?

Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей. Одна говорит, что её сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех. Другая - про своего то же самое. А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые её спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что сын у неё обычный, ничего особенного.

Пошли женщины с тяжёлыми вёдрами домой. А навстречу им сыновья идут.

Сын первой прыгает через голову, ходит на руках, бросает тяжёлые камни. А мать радуется, смотрите, мол, какой он у меня. Сын второй стал посреди дороги и поёт, как соловей, и пляшет. А мать довольна. А сын третьей подбежал к матери, взял ведро и понёс домой.

Проходил мимо старик. Две женщины подбежали к нему и просят рассудить, чей же сын лучше. А старик отвечает:

А где же ваши сыновья, я видел только одного. - И показал на того, кто понёс ведра.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Рассказ о винограде

Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: "Пойдем
На рынок и ангур приобретем!"

"Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!"

А турок перебил их: "Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узюм?"

"Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-
Стафиль давайте купим и съедим!"

И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.

"На ваши деньги,-он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,
Мои ж - единство, мир и тишину".

(Д. Руми)

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

"Синий май. Заревая теплынь…"

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,

Но чиста. Я с собой на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю - приди и явись,

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

1925 Сергей Есенин

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моя любимая книга».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Знание языков

Одному королю нужен был новый посол. Многие образованные юноши хотели получить эту должность. В результате были отобраны два кандидата. Король дал им задание - отнести послание его брату, королю соседней страны. Послание нужно было отнести пешком и без охраны. Это было сложное задание. На границе двух стран лежала пустыня, в которой жили дикие звери и гуляли шайки разбойников.

Первый юноша вернулся еле живой, в лохмотьях и истощённый.

Это было невыполнимо, - возмущённо сказал он. - Я взял с собой всё нужное и без проблем дошёл до селения на краю пустыни. Там я хотел заночевать, но никто не пустил меня, хотя я объяснил жителям законы гостеприимства. Ночью я разжёг костёр, чтобы спастись от зверей, но огонь увидели разбойники. Они забрали всё, даже мою одежду. Я добыл лохмотья и пришёл к вашему брату, но меня не пустили во дворец.

После этого в дорогу отправился второй юноша. Вскоре он вернулся и передал королю письмо от брата. Затем юноша рассказал:

Я взял с собой только еду. В селении на краю пустыни я постучался в один дом, поздоровался с хозяевами на их языке и пожелал их дому мира и богатства. Они пустили меня и накормили. Я переночевал в безопасности, а днём пошёл через пустыню. Дикие звери днём спрятались, но разбойники все-таки остановили меня. Я поздоровался с ними на их языке и пожелал им удачи. Они пропустили меня и показали дорогу. Придя во дворец, я представился по всем правилам дворцовой церемонии, и ваш брат принял меня.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Что самое важное? (притча)

На одной из своих лекций профессор философии взял большую прозрачную банку и наполнил ее яблоками. После этого он спросил студентов, полна ли банка. - Да, полна, -ответили внимательно наблюдавшие студенты.
Тогда профессор достал пакет с орешками и высыпал его в банку, затем потряс её немного. Орешки заняли свободное место между яблоками. Снова спросил он студентов, полна ли банка. - Да, - дружно отвечали студенты.

Тогда он взял чашку с песком и насыпал его в банку. Песок полностью занял оставшееся свободное место. Ещё раз спросил студентов, полна ли банка? – Да, - дружно отвечали они.
Лектор сделал паузу, достал из-под стола кружку с водой и вылил ее в банку до последней капли. Студенты рассмеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это наша жизнь. Яблоки- это важнейшие вещи в нашей жизни: семья, дети, здоровье, дом, знания - все то, что необходимо для нашей полной жизни, даже если все остальное потеряется. Орехи - это вещи, которые лично для всех становятся важными: работа, друзья, призвание. Песок – это все остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться яблоки и орешки. Вот также и в нашей жизни, если тратить все время и все силы на мелочи: развлечения, наряды, застолья, то не останется места для важнейших вещей. Надо заниматься тем, что нам приносит счастье; уделяйте больше внимания родителям и близким, растите детей, учитесь и овладевайте знаниями, не теряйте времени, найдите свое любимое дело.
Помните, что всегда будет время погулять с друзьями, сходить на рыбалку, погонять на машине. Занимайтесь, прежде всего, самыми важными вещами в жизни: определите свои приоритеты, остальное - это только песок.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моё любимое хобби».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Притча про деда и внука

Как-то очень давно жил старый-престарый дед, у которого колени дрожали, уши не слышали, да и глаза почти не видели. Когда дед сидел за столом, то проливал суп или кашу на скатерть, потому что он с трудностью держал ложку в руках. Даже бывало, что у деда изо рта суп или борщ капал на стол.

Надоело невестке и сыну глядеть на это, и решили они посадить старого-престарого деда в угол за печкой. И стали они подавать ему еду в глиняной посуде, да и кормили его время от времени впроголодь. Глядел дед с грустью на обеденный стол с яствами, и на глазах у него показывались слёзы, которые не замечали его сын и невестка.
Однажды он не удержал в своих дрожащих руках мисочку. Как услышала невестка, что миска упала наземь и разбилась, так сразу начала деда бранить. Он ничего не сказал ей, а только со слезами на глазах тяжело вздохнул. А невестка решила купить деду деревянную мисочку, из которой ему приходилось есть.
Вот сидели они раз всей семьёй, и видят, что маленький внучек, которому было четыре года, приносит дощечки и складывает.
- Внучек, что ты там собираешься делать? - спросил дед.
- Дедушка, я хочу сделать корытце, - ответил ребёнок.
- А для чего тебе корытце? - спросил дед своего внука.
- Вот когда я вырасту и стану большим, я буду кормить из него отца с матерью, - сказал деду внучек.
Услышав разговор, невестка и сын деда посмотрели друг на друга и горько заплакали. Они тотчас подвели деда к обеденному столу и позволили ему с той поры есть вместе с ними. Даже тогда, когда дед немного проливал суп на стол, они его не попрекали. Не подлежит сомнению то, что на невестку и сына деда очень сильно подействовали слова их четырёхлетнего сына.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Почитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

БОГАЧ И ПОЭТ

С великим Богачом Поэт затеял суд,
И Зевса умолял он за себя вступиться.
Обоим велено на суд явиться.
Пришли: один и тощ, и худ,
Едва одет, едва обут;
Другой весь в золоте и спесью весь раздут.
«Умилосердися, Олимпа самодержец!
Тучегонитель, громовержец!» -
Кричит Поэт: «Чем я виновен пред тобой,
Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?
Ни ложки, ни угла: и всё мое именье
В одном воображенье;
Меж тем, когда соперник мой,
Без выслуг, без ума, равно с твоим кумиром,
В палатах окружен поклонников толпой,
От роскоши и неги заплыл жиром».-
«А это разве ничего,
Что в поздний век твоей достигнут лиры звуки?»
Юпитер отвечал: «А про него
Не только правнуки, не будут помнить внуки.
Не сам ли славу ты в удел себе избрал?
Ему ж в пожизненность я блага мира дал.
Но верь, коль вещи бы он боле понимал,
И если бы с его умом была возможность
Почувствовать свою перед тобой ничтожность,-
Он более б тебя на жребий свой роптал».

Иван Крылов

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый праздник».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Аксакал и внук

Как-то раз старый, но довольно влиятельный и весьма мудрый аксакал совершал путешествие с внуком в соседний город. И если главной целью для внука было посещение ярмарки, то аксакал видел в поездке возможность передать юноше часть своей мудрости. Проехав часть пути, оба разомлели под лучами солнца. Солнце почти подошло к верхней точке неба и светило не только ярко, но и жарко. И тут дед увидел подкову, блеснувшую в пыли.
- Подними подкову, милый моему сердцу Ибрагим, - сказал он внуку.
- Да ну ее, дедушка, - ответил внук, - слишком меня разморило, чтобы слезать с ишака. Да и к чему она? Мудрый аксакал молча слез со своего осла и сам поднял подкову. Он ничего не сказал внуку, и дальше знойное, тихое безветрие нарушал только мерный шаг животных.

Когда солнце достигло высшей точки и воздух стал особенно горяч, на горизонте появилась арба. Поравнявшись с ней, они увидели пожилого друга аксакала, который возвращался с ярмарки. Поприветствовав друг друга так, как требовала учтивость, они стали обсуждать ярмарку. Судя по арбе, заполненной отборными товарами, она была удачной.

Когда собеседники уже расставались, готовые направиться в противоположные стороны, наш аксакал заметил, что у ишака его друга не хватает одной подковы.
- Возьми подкову, любезный сосед, я дарю ее тебе, - сказал он.
- Спасибо тебе, дорогой друг, - ответил сосед, - а я тебе за это дам фруктов и освежающего напитка.

Расставшись, они продолжили путь. Наш аксакал ел фрукты и наслаждался освежающим напитком в гордом одиночестве. Съест один плод, а другой бросит на землю, сделает несколько глотков напитка и столько же выливает в дорожную пыль. Как ни бросал на него внук жалобные взгляды, как ни вздыхал, облизывая пересохшие губы, дед не делился с ним фруктами и не дал хлебнуть напитка. Пришлось внуку слезать с ишака и подбирать из пыли хотя бы фрукты. Так и шел он следом, наклоняясь за каждой виноградинкой, яблоком или персиком.
Когда внук стал совсем грустным, дед нарушил молчание.
- Садись на ишака и бери то, что дал нам сосед, - сказал он, - вот тебе напиток, а вот фрукты. Ты понял, для чего я бросал их в пыль?
- Теперь-то да! - ответил отдуваясь внук. - Лучше один раз вовремя наклониться, чем потом наклоняться всю жизнь.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый литературный герой».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый композитор».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Честный сын

Когда-то жил на свете знаменитый вор, у которого был единственный сын. Когда мальчик вырос, отец позвал его к себе и сказал:
- Сын мой, если ты любишь меня, то обязательно должен стать вором. Это самое выгодное дело.
- Отец мой,- ответил мальчик,- если я стану вором, то никто не будет уважать меня. Лучше я буду честно трудиться.
Вор рассердился и гневно ответил сыну:
- Как это так, чтобы сын не пошел по пути отца? Я всегда говорю только один раз и от своего слова никогда не откажусь. Ты сегодня ночью пойдешь к Джоошбаю и. украдешь черного вола. Если ты не сделаешь этого, то уходи из моего дома.
Мальчик вышел из юрты, пошел к баю, купил у него черного вола и пообещал расплатиться осенью зерном нового урожая.
Привел он вола домой, и отец очень обрадовался, что сын выполнил его приказание. Зарезали они вола, сварили мясо и уселись кушать.
- Отец,- сказал мальчик,- перед тем как мы начнем есть, давай взвесимся. Когда мы съедим все это мясо, то опять взвесимся и будем знать, кто на сколько поправился.
Отец согласился, и они взвесились.
Через две недели, когда мясо было съедено, оба снова встали на весы. Оказалось, что у отца вес остался прежний, а сын поправился. Отец очень удивился и спросил: - Что это значит, сын мой? Ведь мы съели поровну.
- Тут нечему удивляться,- ответил тот. - Когда ты кушал мясо украденного вола, то все время думал как бы тебя не наказали за воровство. А я кушал без всякой боязни, спокойно, потому что купил этого вола у Джоошбая. И мясо пошло мне на пользу.
Задумался отец, потом сказал:
- Хорошо, что ты не последовал моему совету и остался честным человеком. Будем теперь вместе жить честно.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый художник».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Сила природы

Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - и в колосьях будет больше зёрен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо - и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.

Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил Творец.

Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять крестьянин. - Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно и он подумал: «Лучше пусть природа сама управляет погодой, а не человек. Мы только всё перепутаем в природе нашей «мудростью».

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый писатель».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Познание друга

Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чём секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?

Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей!»

Слышал, выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.

Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.

Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости!

Юноша смутился и очень этому удивился.

Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?

Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить!

Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть и жалеть тебя.

Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.

Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу. Мне повезло, – продолжал бизнесмен, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам!

На самом деле, если у тебя проблема, реши её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным человеком!

1. Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый поэт».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Не сдавайся

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: « Осёл мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, к всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и обычно её стараются бросать на скромных, безобидных людей. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх, и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода через ручей. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца, чтобы стать весёлым, счастливым и радостным.

1. Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый театр».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Наше окружение

Один старый и очень мудрый китайский человек сказал своему другу:

Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. - В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос:

Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета! - Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!»

На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись - ведь в комнате очень много вещей синего цвета.» И это было чистой правдой. Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни - только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.

Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему - то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всего будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным - жизнь невозможна без разочарований.

Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни всё то хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны.

Друзья! Так давайте искать в жизни только хорошее, светлое и радостное, и тогда мы обязательно будем получать от жизни в основном только приятные подарки...

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый фильм».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Коротко о Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку проводятся раз в год с 1996 г. До 2008 г. заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:

1. Письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе.

2. Устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.

В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Участники не «отсеиваются» по результатам I тура. Подробнее об олимпиаде по русскому языку :

Как готовиться?

При подготовке к олимпиаде по русскому языку одного учебника мало. Необходимо воспользоваться дополнительной справочной литературой, например, словарями: орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим.

Орфографический словарь напомнит правописание словарных слов, которые часто встречаются на олимпиадах по русскому языку. Этимологический словарь укажет на историю и происхождение тех или иных слов, их родственные отношения. С помощью фразеологического словаря вы узнаете значение устойчивых выражений и сочетаний, научитесь подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. Пользуясь орфоэпическим словарем, вы запомните нормы ударения и произношения слов.

Повторите грамматику и синтаксис . Часто на олимпиадах по русскому языку встречаются задания, где необходимо образовать форму родительного падежа множественного числа таких существительных, как, например, килограмм, солдат, сапог, баклажан и т. п. Тренируйтесь в составлении схем сложных предложений, обратите внимание на правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных вставными конструкциями, научитесь выполнять синтаксический разбор предложений.

Повторите фонетические правила, транскрипцию. Восстановите в памяти план фонетического разбора.

Вспомните материал о функциональных стилях речи . Обратите внимание на их характеристику: назначение, сфера употребления, стилевые особенности.

Повторите требования к написанию сочинений и изложений . Научитесь грамотно оформлять текст, помните о трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Научитесь составлять и дорабатывать план сочинения. Подробный план поможет раскрыть тему в соответствии с поставленным вопросом, проблемой.

Найдите информацию о выдающихся ученых лингвистах и филологах . Какие известные открытия они совершили? Почитайте о составителях знаменитых словарей русского языка. Также поищите популярные высказывания о русском языке . Уточните автора цитаты.

  • Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1988.
  • Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1989.
  • Казанский Б.В. Приключения слов. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - СПб.: Азбука-классика,2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Письмена мертвые и живые. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Земля людей - земля языков. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность».
  • Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
  • Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  • Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
  • Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - СПб., Азбука, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - СПб., Азбука, 2005 - Серия «Русская словесность».
  • Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
  • Пасхалов А.П. Удивительная этимология - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.- (О чем умолчали учебники).
  • Пересветов Р. Тайны выцветших строк. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность» .
  • Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Суслова А.В. О русских фамилиях. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Улуханов И.С. О языке Древней Руси - М.: 1972.
  • Успенский Л.В. Слово о словах - М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
  • Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: - Интерпракс, 1994.

Сборники с заданиями

  • Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  • Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. - М.: Издательство «Индрик», 1995.
  • Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. - М.: МЦНМО, 2006
  • Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1983.
  • Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся - М.: Дрофа, 2005 - Серия «За страницами школьного учебника».
  • Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие - М.: Флинта: Наука, 2006.
  • Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. - М.: Просвещение, 2009.
  • Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. - М., «Просвещение», 2008 - Серия «Пять колец».
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1989.

Справочники и энциклопедии

  • Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире - Лик пресс, 1998.
  • Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
  • Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005.
  • Даль В.И. Пословицы русского народа.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах
  • Дубровин М.И. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках - М., РОСМЭН, 1997.
  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  • Никитина Т.Г. Молодежный сленг: Толковый словарь: Более 12000 слов; свыше 3000 фразеологизмов - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Новиков Вл. Словарь модных слов - М.: Зебра Е, 2005.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений.
  • Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII - XX вв. - М.: Дрофа, 2005.
  • Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России - М.: Армада-пресс, 2002.
  • Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. : В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 слов.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Изд. 3-е, стереотипное. - СПб.: АЗБУКА, 1996.
  • Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. - М., 1993.
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
  • Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. — М.: Флинта, Наука, 2006.
  • Энциклопедия для детей [Т.10] Языкознание. Русский язык. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

​Подготовка к олимпиаде по литературе

Коротко о Всероссийской олимпиаде по литературе

Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в вузы по профильной специальности.

Олимпиада проводится в три тура для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания всех трех туров выполняются письменно.

Первый тур - комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур - сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур - выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.

Как готовиться?

При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.

  1. В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
  2. Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
  3. При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
  4. Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
  5. Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно - после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
  6. Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
  7. На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году):

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
  • выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
  • каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
  1. Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века. В 2 тт. М., 2009
  2. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
  4. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 2009 (и другие издания)
  5. Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.
  6. Волжина Е. Д. Олимпиады по литературе: 5-11 классы, М., 2012.
  7. Гаспаров М. Л. "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтов и Ламартин
  8. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.
  9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001
  10. Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
  11. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. (в серии ЖЗЛ) М., 2009
  12. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисл. В.И. Мануйлова, комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. СПб., 1996.
  13. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин.Лермонтов. Гоголь.
  14. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87.
  15. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
  16. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) История русской прозы. СПб., 1997 и другие издания.
  17. Всероссийская олимпиада школьников является наиболее авторитетной площадкой проверки знаний школьников, обучающихся в школах России.

    Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по литературе. Этот информационный портал предназначен как для учеников, так и для учителей. На страницах сайта есть возможность найти следующие материалы:

    • задания и решения;
    • результаты олимпиады;
    • форум для обсуждения олимпиады по литературе;
    • график и места проведения олимпиады;
    • информация о международных олимпиадах для школьников

    Словари и энциклопедии на портале «Академик»:

    • Литературная энциклопедия
    • Словарь литературных терминов
    • Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
    • Словарь литературоведческих терминов
    • Поэтический словарь
    • Литературные герои
    • Энциклопедия Булгакова
    • Лермонтовская энциклопедия
    • Шекспировская энциклопедия
    • Мир Лема - словарь и путеводитель
    • Словарь русского языка XVIII века
    • Словарь книжников и книжности Древней Руси
    • Русские поэты Серебряного века
    • Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
    • Слово о полку Игореве - словарь-справочник
    • Энциклопедия античных писателей


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта