Главная » Выращивание » Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Дети дают характеристику звукам З, Зь

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Дети дают характеристику звукам З, Зь

| в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

Приемы постановки звука З.

· Повторите задания, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: "З-з-з-з". Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку к горлу.

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]

Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]

а) в изолированном произнесении :

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

«С_______________».

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» - шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» - дробятся о скалу,

«С_________» - стекают по стеклу.

«С________» - и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

«С_____________».

(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

Желтогрудая … (СИНИЦА).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,

За Зиной гонится коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Поместим в загон козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

У Зои мимозы, а Зины розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Роза мёрзнет от мороза.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Исправление нарушений произношения звука /З/

Звук /З/ ставится обычно от звука /С/ включением голоса при его произнесении.

Исправление нарушений произношения звука /Ц/

Произносим вместе с ребенком «т-ссс», прикладывая указательный палец к губам. Как только получится хорошее звучание «тс», учим ребенка произносить сочетание «тс» быстро. Получится /Ц/.

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звуки [з] , [з,] и буква З »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты, буква З , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н , а затем те, которые назовут слова со звуком нь .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь .

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах .

2. Работа со звуками .

Произнесение звуков З , Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З , Зь :

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети произносят эти звуки сначала тихо , затем громко.

Дети дают характеристику звукам З , Зь :

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З , Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З , Зь – звонкие? (Во время произнесения

звуков З , Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки ? (Звук З – твердый , звук Зь – мягкий .)

3. Развитие фонематического слуха :

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал , а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки , слоги, слова со звуками З , Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З , сигнал зеленого цвета на звук Зь )

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах .

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах . Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками : в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки :

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з , зь.

9. Обучение грамоте :

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,]. Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З , а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец, чтобы получилось слово таз.

в) Звуко- буквенный анализ слова ТАЗ . (состоит из трех звуков , одного

слога, дают характеристику каждому звуку ). Отмечает, что звук [з] в

конце слова «оглушается» и звучит как [с].

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.

2. С какой буквой мы сегодня познакомились?

3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Шабалина С.В., учитель-логопед.

Цели: 1)Обогащение представлений о транспорте, развитие моторики, речевых навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. - Зь. в речи, развитие фонематического восприятия.3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие связной речи: составление сказки по плану – схеме.

Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки “З-Зь”, паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего, красного, зеленого цвета); план - схема рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки: изюм, зефир, земляника, роза, буква “З”, пластмассовые пробки синего цвета.

Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.

3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. - Зь.

Давайте ещё раз произнесём вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук вы услышали в слове “земля, земляне”? (Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук “Зь”. Как мы произносим звук “Зь”: губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Расскажем, какой это звук? Звук “Зь” - согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик - звук “З”. Произнесите звук “З”. Расскажите, какой это звук? Звук “З”- согласный, звонкий, твёрдый.

Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, произносить и различать звуки “З. - Зь”.

4.Знакомство с буквой “З”. Образование прилагательных.

Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки “З. - Зь”. Как вы думаете, что находиться за зеркалом? Ответы детей. За зеркалом находится страна “Зазеркалье”.Это волшебная,чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит? Узнали? Это буква “З”. Буква “З”-согласная, её мы будем обозначать синим квадратиком (показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая, воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква “З” ?(ответы детей). Выкладывание буквы из синих пробок. Давайте поздороваемся с буквой “З”: здравствуйте, будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.

5.Закрепление звуков “З. – Зь” в словах. Определение позиции звуков в слове.

Самолёт наш снова летит, летит.

В нем мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети совершают воображаемый полёт, произнося звук “З”).

Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в названии которых есть звуки “З-Зь”. Назовите картинки. (На столах разложены предметные картинки): зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень, коза, бизон, змея, фазан. В первом вагоне поедут животные, в названии которых звуки “З-Зь” находятся в начале слова, во втором - “З-Зь” находятся в середине слова, в третьем - звуки “З-Зь” находятся в конце слова.

Дети размещают животных по вагонам. Назовите те слова, в которых звук “З” произносится твёрдо. Назовите слова, в которых звук “З” произносится мягко.

6. Звуковой анализ и синтез слова “Коза”. Деление слова на слоги.

Повторите за мной скороговорку: Идёт коза. Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза: - Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение) Обозначим звуки в слове “коза” квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук: гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове “ коза”? Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове. Сколько слогов?

7.Сочинение сказки с использованием плана - схемы. Жил-был звук “З”. Он отправился в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт прилетел к Звезде, на которой живут звёздные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в звездолёт. Что может произойти? Угостим звёздных детей вкусными подарками: изюмом, зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся домой.

8.Образование сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит- вездеход, к звёздам летает- звездолёт, бензин возит- бензовоз, молоко возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад, воду возит- водовоз.

Итог занятия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.

Конструкт пробного урока литературы

Сальниковой Алёны Алексеевны

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [з], [зь], буква «З».

Планируемый результат:

    Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку обучения грамоте, понимают важность изучения звуков и букв.

    Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД ( самоопределение) ; регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция) ; познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, ).

    Предметный: обучающиеся знают звуки [з] и [зь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [з] и [зь] обозначаются буквой «З».

Цель урока : развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [з] и [зь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

    Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.

    Развивающая: развивать личностные УУД ( самоопределение, самооценка) ; регулятивные УУД ( целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию ); познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний ); коммуникативные УУД ( умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ).

    Образовательная: познакомить обучающихся со звуками

Принципы обучения и воспитания:

    Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.

    Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

    Методы обучения:

словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

творческое задание.

    Методы воспитания:

беседа, художественное слово.

: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение :

    Демонстративные: презентация, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа с звуковой лентой.

    Индивидуальные: карточки с буквой, карточки для чтения слогов и слов.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.

3. Решение проблемы. 10 мин

4. Первичное закрепление. 8 мин.

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.

6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Используемая литература:

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

    Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.

    Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Эскиз доски

Презентация

Лента звуков

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Алексеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

Мне рассказали, что вы очень внимательные, активные и умные ребята, но я хочу убедиться в этом сама, поэтому, сядьте правильно, подтяните спины, ноги поставьте на пол всей ступнёй, а я посмотрю, кто красивее всех сидит. Мне нравится, как сидит, Лера. Очень красиво сидит, Полина, …, ….

Молодцы ребята, погладьте себя по голове!

Личностные УУД ( самоопределение)

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация).

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные,

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, игра.

Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, немного поиграем.

Сегодня мы попали с вами в два королевства. В синее королевство и красное королевство. Красное королевство означает гласные звуки, а синее – согласные звуки. В синем королевстве еще есть две комнаты, в которых живут согласные звуки, твёрдые звуки живут в синей комнате, а мягкие звуки в зелёной комнате. Наша с вами задача, поселить все звуки в свои королевства и комнаты.

Работа с звуковой лентой.

Итак, ребята, первый звук – [ть], относится к гласному или согласному звуку? Значит, в какое королевство поселим? (В синее). Если в синее, то в какую комнату, синюю или зелёную? (Зелёную).

Почему? (Звук мягкий).

А скажите, пожалуйста, он глухой или звонкий? (Глухой).

Почему?

Селим звук в своё королевство и комнату.

Так с звуками 5, затем дети поймут принцип и будут сами называть в какое королевство поселить звук.

Ребята, мы знаем, что звуки мы только произносим и слышим, а видим и пишем буквы. Каждому звуку соответствует буква. Предлагаю еще немного поиграть, сейчас я буду называть звук, а вы находить букву, которой он обозначается в алфавите у доски.

К доске будем выходить по очереди.

Катя, иди к доске. Я называю звук [р], найди букву. Ребята, если вы согласны с Катей, покажите плюс руками (продемонстрировать), а если не согласны, то минус (продемонстрировать).

Следующий идёт, Олег. Звук [а], найди букву. Ребята, согласны?

И т.д. с звуками [о], [и], [ы], [у], [н], [нь], [с], [сь], [к], [кь], [т], [ть], [л], [ль], [в], [вь], [е], [п], [пь], [м], [мь].

И поиграем с вами в последнюю игру. На доске даны слова. Вам необходимо выделить в них первый звук. Приложение 1.

Слово «зал», какой первый звук. (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зонт», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «зола», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Слово «Зина», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [з]).

Ребята, какой звук первый во всех этих словах? (Звук [з]).

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Ответы детей).

Тема нашего урока: звуки [з], [зь] и буква з.

Знаем эти звуки и эту букву?

Значит, какая будет цель нашего урока? (ответы детей).

Цель нашего урока: познакомиться со звуками [з], [зь] и буквой з.

Личностные УУД ( самоопределение) ;

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) ; Познавательные УУД ( формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

3.Решение проблемы.

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [з] и [зь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «З», которой обозначаются звуки [з] и [зь].

объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,

частично поисковые,

создание ситуаций успеха, поощрение.

Итак, ребята, чтобы достичь цели урока и начать нашу работу,

Звук [з] – это согласный или гласный звук? (Когда мы произносим звук [з], язык дрожит за верхними зубами, значит, он согласный).

Найдём его в ленте звуков. Обозначен он синим цветом, подтверждающим согласность звука.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, посмотрим, какой же наш звук.

Какой он, звонкий или глухой? (Звонкий). (Показать на звуковой ленте).

Если звук звонкий, то глухим звук не может быть никогда!

Чтобы узнать какой звук, твёрдый или мягкий, вспомним гласные, которые придают мягкость согласным. Назовите эти гласные: [е] и [и].

Ребята, обратите внимание на слова. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [з] в этих словах твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

А почему? (Нет гласных, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Проговорим звук [з] в чистоговорке.

Автоматизация звука З.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

За-за-за - начинается гроза.

Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

Зо - зо -зон - в зоопарке есть безон.

Зы - зы - зы- вымыли тазы.

Теперь посмотрите следующую группу слов. Презентация.

- Произнесем вместе их. Звук [зь] в этих словах твёрдый или мягкий? (Мягкий).

А почему? (есть гласные, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).

Предлагаю звук [зь] проговорить в чистоговорке.

Автоматизация звука ЗЬ.

Зи - зи - зи - к дому подвези.

Зя - зя - зя - нам болеть нельзя.

Зе - зе - зе - дай воды козе.

Ребята, таким образом, звук [з]- это согласный звук, звонкий и в зависимости от гласных может быть и твёрдым, и мягким.

Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Приложение 2.

Даны иллюстрации. Что изображено на первой картинке? (Зеркало).

Где находится звук [з]? (В начале слова).

Следующая иллюстрация? (Роза).

Где находится звук [з]? (В середине слова).

Какой можем сделать вывод?

Звук может занимать разное местоположение.

Звуки обозначаются буквой. Звуки [з] и [зь] обозначаются буквой з.

Найдите ее в алфавите.

Давайте запомним, как произносится буква, но при чтении буквы будем произносить звук, который буква обозначает.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.

4. Первичное закрепление.

Задача: установить правильность и осознанность изученного материала.

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование.

Теперь, чтобы закрепить наши знания по пройденной теме, будем читать. Приложение 3.

- Для запоминания буквы зе, выучим скороговорку.

На возу - лоза, у воза - коза.

Молодцы, ребята!

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция. Познавательные УУД ( структурирование знаний).

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации.

практические (упражнение);

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

А теперь, чтобы запомнить, как выглядит буква зе, раскрасим ее карандашами. Посмотрите, у каждого она есть на карточке. Раскрасьте букву. Приложение 4.

Давайте организуем выставку наших букв и поместим их на доску, покажем друг другу, какие они у нас красивые получились!

Молодцы, ребята, у вас очень красивые буквы получились!

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) ; Познавательные УУД ( структурирование знаний).

6. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

По источнику получения знаний: словесные (беседа).

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе : поощрение.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня с вами изучали?

Какой буквой они обозначаются?

Молодцы, ребята! Мне понравилось работать с вами, особенно меня порадовали … …, …, …

Я благодарю вас за урок, спасибо, урок окончен!

Личностные УУД ( самооценка) .

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

Учитель-логопед Шамова Т.В.

Тема: «Звуки «З», «Зь».

Цель: создание условий для знакомства детей со звуками «З», «Зь».

Задачи:

коррекционно-образовательная:

    Познакомить со звуками «З», «Зь»;

    Учить четкому произношению звуков;

    активизировать словарь по теме "Зима";

    закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; подбирать слова - признаки и действия к словам;

    подбирать слова к слоговой схеме;

    обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

коррекционно-развивающие:

    развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

    развивать умение плавно и длительно выдыхать;

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата

коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать интерес к укреплению физического здоровья;

    воспитывать познавательный интерес;

    воспитывать эстетическое отношение к цвету.

Оборудование: пейзаж "Зимний лес", слоговая схема из двух частей, индивидуальные пособия для воздушной струи "Снежинка", индивидуальные «колючие коврики, зеркала, индивидуальные наборы разноцветных камешков.

Ход.

    Орг. момент.

    Самомассаж.

Подготовим глазки (поглаживание пальцами век),

Подготовим ушки (поглажиавние ушных раковин),

Подготовим ручки (поглаживание ладоней),

Подготовим ножки (топание).

    Загадка .

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима) (картинка).

3) Дыхательные упражнения.

Давайте вдохнём свежий морозный воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

Посмотрите, снег пошел. Какие красивые снежинки! Поймайте по одной снежинке.

Давайте сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).

(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

2. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, какой звук больше всего нравится зиме? (звуки «З», «Зь»). Сегодня мы поговорим об этом замечательном времени года и изучим звуки «З», «Зь».

3. Работа по теме.

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных .

Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.)

2 . Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произнести звуки «З», «Зь», нам нужно подготовить наш язычок. Сделаем упражнение для губ.

«Хоботок»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

«Лягушки »( когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

« Орешек» .

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно).

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

«Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

3. Артикуляция звука «З».

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко «З-З-З» произнесем.

4. Согласование прилагательных с существительными .

Давайте погуляем по зимнему лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.)

Какие сапоги? (Зимние сапоги.)

Какую шапку? (Зимнюю шапку).

В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.)

¾Посмотрим на лес. Какого он цвета?

Нравится ли вам этот цвет?

Что вы чувствуете?

Каким вам кажется белый цвет?

Теплым или холодным?

Радостным или грустным?

Активным или спокойным?

Грубым или нежным?

Праздничным или повседневным?

¾Молодцы, вы очень хорошо ощутили этот цвет. Белый - цвет чистоты, удачи, добра и света. Белый очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться.
Он словно очищает дорогу тем, кто любит создавать что-то новое. Погрузившись сегодня в белый цвет, мы станем чуть-чуть добрее, красивее, сильнее и чище.

5. Развитие фонематического восприятия.

Ловите снежинки, если услышите звуки»З», «Зь»:

Среди звуков (с, з, а, в, с, з, з, с, ш, ж, з);

Среди слогов (са, за, ос, шо, зы, аз, су, уз);

Среди слов (санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик).

6. Аурикулотерапия .

Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину. Нажнём пальцами на "волшебные" точки.

7. Су Джок- терапия.

Согреем наши руки при помощи "волшебных" мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу,

Сверху – левой, снизу – правой.

8. Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.

9. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше
Убедитесь вы сейчас.

9. Позиция звуков «З», «Зь» в словах.

А теперь давайте найдем звуки в словах, где они спрятались: в начале, середине или конце слов (картинки).

Зоя, коза, воз, ваза, зима, звезда.

10. Подбор слов к слоговой схеме.

Слова: зима, пурга, метель, буран, мороз, вьюга.

11.А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

4. Итог занятия.

О каком времени года сегодня разговаривали?

Какие звуки изучили?

Что вам больше всего понравилось?

Какие упражнения вам понравились?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта