Главная » Выращивание » Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А

Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А

Годы правления (регентства):1682 — 1689

Из биографии

  • Софья- дочь Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской. Была регентом в период малолетства Петра и Ивана
  • К власти пришла во время стрелецкого бунта в 1682 году при помощи своего фаворита Василия Голицына.
  • Софья была образованна, красива собой, умна, но слишком честолюбива, что и привело её к такому концу- последние годы жила в заточении в Новодевичьем монастыре.
  • Что такое Священная лига , в которую вступила Россия в 1686г? Это союз Свящённой Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой, который образовался в 1684 г. для борьбы против Турции. Распался в 1699г.

Исторический портрет Софьи

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование судопроизводства, стремление навести порядок в стране. 1.Ускорение процесса рассмотрения дел.2.Отмена смертной казни за некоторые преступления.

3.Слова «закон» и « порядок» стали лозунгом правительства.

Стремление повысить роль боярства и дворянства в стране. Регулярно собиралась Боярская дума. Софья опиралась на неё в правлении.Заработали в полную силу приказы.

Стремление ограничить стрелецкий произвол – подавлено восстание 1682г. стрельцов под руководством начальника стрелецкого приказа -И.Хованского, зачинщики казнены.

Меры по дальнейшему улучшению экономического развития страны. 1.Поддержка свободного предпринимательства2.Межевание земель, закрепление их за служилыми людьми.

3.Проявление инициативы по развитию промышленности, особенно ткацкого дела.

В России стали изготавливать дорогие ткани- атлас, бархат, парчу. Для обучения мастеров приглашались иностранцы.

Попытка решения крестьянского вопроса. Указ об отмене сыска беглых крестьян.
Продолжение борьбы с расколом церкви на законодательном уровне. Указ 1685г-« 12 статей»,на основании которого казнены тысячи людей, обвинённых в расколе.
Дальнейшее развитие культуры и образования в стране. 1687-открыта Славяно-греко-латинская академия. Это первое светское высшее учебное заведение.В 1755 году на его базе был основан Московский университет.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стабилизация в отношениях с Польшей. Завершение русско-польской войны, выгодный в 1686-«Вечный мир» с Польшей.Закрепление за Россией Киева, Смоленска, Левобережной Украины. Обязательство начать войну с Крымом- вассалом Турции.
Стремление укрепить южные границы усилить авторитет России в мире. Неудачные крымские походы Голицына в 1687 и 1689г. против крымских татар.Но Россия прекратила платить крымскому хану.

1686-1700- русско- турецкая война

Установление дипломатических и торговых отношений с Китаем. 1689г- невыгодный Нерчинский договор с Китаем о границах. Это был первый русско-китайский договор и действовал он до 1858г!

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Возросла роль феодальной элиты в государстве.
  • Приведены попытки привести в порядок судопроизводство.
  • Продолжалось развиваться и совершенствоваться образование в России, в том числе- высшее.
  • Подтверждены права на Правобережную Украину и Киев.
  • Начали закладываться стратегические основы для дальнейшей борьбы с Турцией за выход к Чёрному морю, повысился международный авторитет России. Однако безопасность южных границы не была достигнута.

Хронология жизни и деятельности Софьи

26 мая 1682 Боярская дума объявила двоевластие- Иван и Петра. Регентом стала Софья.
Август – сентябрь 1682 Попытка стрельцов поставить во главе государства начальника стрелецкого приказа — И.Хованского. Восстание подавлено, Хованский казнён.
1685 « 12 статей», казни раскольников.
1686 «Вечный мир» с Польшей. Закрепление за Россией Киева. Смоленска, Левобережной Украины.
1686-1700 Русско-турецкая война (Крымские походы- часть войны, продолжит Азовские походы Пётр 1)
1687 Вступление России в Священную лигу против Турции.
1687 Открыта Славяно-греко-латинская академия.
1687, 1689 Неудачные крымские походы Голицына.
1689 Нерчинский договор с Китаем.
Август 1689 Стрелецкий заговор против Петра.
6-7 сентября 1689 Арест заговорщиков, в том числе и Софьи.
1689-1704 Содержалась в Новодевичьем монастыре под стражей, где и скончалась.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей.


1682 Царевна Софья, дочь покойного царя Алексея Михайловича, стала регентшей при своем брате Иване V (16 лет) и сводном брате Петре I (10 лет). Иван V был утвержден Земским собором в качестве "первого" царя, а Петр стал считаться "вторым" царем.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей. Софью не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Судьба юных цариц издавна была сгублена, они находились взаперти в своих покоях и выходили лишь исповедоваться священнику. А в юном возрасте их постригали в монахине в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ее ум и не воплотить ее заветную мечту - стать царицей.

Софья прекрасно понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол. Но лишь одно мешало ей - маленький Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича, и эту преграду предстояло пройти Софьи сразу после смерти старшего Федора.

В 1682 году скончался царь Федор, не оставив наследника. Из двух цесаревичей старший Иоанн был слабоумен, а Петр был совсем ребенок. По издавна сложившейся преемнической традиции царем должен стать Иоанн, но возведение его на престол навлекло бы на все время его царствования необходимости опеки. Что означало передачу власти в другие руки, чего так хотела царевна Софья. Она уже после смерти отца близко общалась с боярами, участвовала в заседаниях Думы и даже принимала участие в решении важнейших вопросов.

Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. И в день его смерти, как только удар колокола возвестил Москве о кончине царя Федора, бояре съехались в кремль для решения вопроса о приемнике. Большинство бояр склонялись к избранию царем Петра, а меньшинство, в том числе и Софья, склонялись к Иоанну. Явными сторонниками Петра были братья Голицыны (Борис и Иван), четверо братьев Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин, Урусов и другие, которые прибыли в панцирях, опасаясь смуты.

Председателем на совете этих духовных и светских сановников председательствовал патриарх Иоаким, как самое почетное лицо после царя. Он призвал немедленно выбрать между двумя братьями - "скорбным главою" Иоанном и отроком Петром. Но совет так и не решил, тогда патриарх предложил совершить избрание царя согласием всех московских чинов. Немедленно все они съехались на площадь Кремля. Зная о слабоумии Иоанна, они естественно избрали Петра.

Новоизбранный царь в это время находился у тела покойного Федора. Патриарх и святители отправились к нему в хоромы, нарекли его царем и благословили. А после бояре, дворяне и люди других чинов принесли ему присягу, поздравляли его с восшествием на престол и подходили к царской руке. Софья вместе с сестрами тоже поздравила Петра.

На следующий день у Софьи и Натальей Кирилловной, матерью молодого царя, начались раздоры. Родственники царицы -- Нарышкины, тотчас подняли головы. Особенно царицын брат Иван Нарышкин, иму было пожаловано боярское звание, и он был назначен оружейником, что вызвало большое недовольство у бояр.

Софье было трудно оспорить законность царствования Петра. Она понимала, что изменить волю народа можно только с помощью бунта. Софья решила использовать против Нарышкиных самую сильную и грозную силу - стрелецкие полки. Волнения в стрелецких полках начались еще при правлении Федора. Стрельцы были недовольны своими полковниками, которые заставляли их работать на себя, покупать нарядную одежду на свое жалование, хотя затраты на эти покупки шли из казны, задерживали зарплату, переводили против воли из города в город и прочие. К тому же царевна обещала отменить те перемены, которые сделал Никон в церковных книгах. Для пущей уверенности, им было сказано, что именно Нарышкины погубили весь род царский, и по приказанию Натальи был отравлен царь Федор.

Стрельцы поняли, что они вскоре понадобиться одной из враждующих сторон. Они подали челобитную на своих начальников - всех полковников и одного генерал-майора. В случае отказа они грозились расправиться со своими обидчиками сами.

В угоду стрельцам Нарышкины удалили ненавистных им полковников и на их посты назначали других, угодных стрельцам. Обвиняемые были одна стрельцам для наказания и установления правды. Полковников били по ногам, до того времени пока стрельцы не скажут довольно. Данный правеж длился восемь дней. Некоторые полковники, на которых стрельцы были наиболее злы, били по два и три раза.

Стрельцы почувствовали вседозволенность и были готовы к бунтам. Этим обстоятельством решили воспользоваться Софья и ее сторонники для расправы с Нарышкиными. Главными зачинщиками были боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский . Хованский призывал влиятельных стрельцов и говорил, что Нарышкины готовы казнить недовольных. Была пущена сплетня, как будто, что Иван Нарышкин пытался задушить царевича Иоанна.

Терпение стрельцов иссякло вместе со сплетней, и они подняли бунт. Стрельцы с оружием, с развернутыми знаменами, сопровождающие барабанным боем двинулись к Кремлю. Попав в Кремль, стрельцы требовали выдать им Нарышкиных.

Царица Наталья Кирилловна, по совету патриарха, вышла в сопровождении бояр на Красное крыльцо, держа за руки Иоанна и Петра. Стрельцы были удивленны, что Иоанн жив, но не убавили свой пыл. Стрельцы ворвались в Кремль. Всех им не угодных поднанимали на копья, иногда совсем невинных.

Затем все насилие плавно перешло в город и длилось три дня. Все дни продолжались убийства, грабежи и поджоги. Ночью стрельцы расставили караулы, что "неверные" не могли убежать. После страшных пыток стрельцы убил Ивана Нарышкина. Отцу же царица сумела сохранить жизнь, и он был пострижен и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Царевна Софья решившая закончить бунт пригласила к себе выборных стрельцов, наградила их и объявила о выплате задержанного жалования, которое составляло 240 000 рублей. После чего Софья уговаривала больше никого не убивать. Для уверенности главой стрельцов был назначен князь Хованский, которого стрельцы называли "батюшкой".

Теперь Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того ради чего был устроен бунт - не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.

По просьбе Хованского, действовавшего в пользу Софии, стрельцы принесли царевне челобитную, не только от них самих, но и от многих чинов Москвы. В челобитной было высказано пожелание, чтобы на престоле царствовали Иоанн и Петр, в случае отказа стрельцы были намерены снова взяться за оружие и устроить бунт. Софья, прочитав, передала челобитную боярской думе. Дума в свою очередь приговорила быть на престоле обои братьям и старшинство предоставить Иоанну.

Стрельцы не заставили себя долго ждать и уже через три дня подали боярам новую челобитную, в которой говорилось о малых годах обои царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнящие прошедший бунт, передали правление Софьи по малолетству государей.

В 1682 году по избрании в цари Петра Софья стала во главе партии Милославский, чтобы препятствовать влиянию мачехи – царицы Наталии Кирилловны и Нарышкиных. С помощью стрельцов Софья добилась провозглашения царями Иоанна и Петра. Сама стала правительницей. В 1686 году Софья заключила вечный мир с Польшей, которая отказалась от Киева, но обязала Россию воевать с Турцией.

Оба похода князя Голицына на Крым были неудачными. По Нерчинскому договору у Китая были приобретены берега Амура.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.

С. НИКИТИН, эксперт-криминалист и кандидат исторических наук Т. ПАНОВА.

Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся в культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеко не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья. Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того, что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев, воинов и ремесленников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Но иногда удачное стечение обстоятельств и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретиться с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный портрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.

И давние события невольно ожили, заставляя мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини и на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между 1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453 году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защите столицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницы некогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокое положение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усиления своего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключить брак с Зоей Палеолог. Переговоры по этому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года - против этого брака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьба великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католической церкви.

И все же в начале 1472 года послы Ивана III выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождении большой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в "Московию", как называли иностранцы тогда Московское государство.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки - серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань - так называли тогда русские источники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

Однако заключительный переход был несколько омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город, то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической веры не могла не беспокоить и великого князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны. Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя поручение князя, просто-напросто силой отнял "крыж" у папского священника, встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее традиций дипломатии и законов гостеприимства.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября 1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так в русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению, Зоя Палеолог - великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть ее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную политику, Иван III увидел в контактах с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Какое-то время Софья Палеолог поддерживала связи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее брат Андреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюда прежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 году он даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию - за князя Василия Верейского, племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно. И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племяннице драгоценности, которые когда-то принадлежали первой жене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается, одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (от первого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: "...восхоте князь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просил у той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много...", - так, не без злорадства, описали многие летописные своды это событие.

Разгневанный Иван III потребовал от Василия Верейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделать это, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего не оставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едва ушли от посланной за ними погони.

Софья Палеолог допустила очень серьезный промах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адрес великой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новой для нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своими традициями.

И все же приезд этой западноевропейской женщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным. Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окружения Иван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В конце XV - начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроен Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими же, какими они были при жизни Софьи Палеолог.

Интерес к личности этой женщины объясняется еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в 1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого. Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы наследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее было двенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499 году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало трудностей.

Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503 года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам воссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологической реконструкции, основанной М. М. Герасимовым.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокой - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет и что греческая принцесса... Здесь хотелось бы остановиться и вспомнить о деонтологии - науке о врачебной этике. Наверное, необходимо ввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог, судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкой общественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших - даже и несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков было установлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Пластическая реконструкция (автор - С. А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилина по оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативной работы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарский мрамор.

Вглядываясь в восстановленные черты лица великой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что только такая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мы рассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме, решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностями адаптации к непривычным условиям Московской Руси.

Когда перед нами предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83).

Сегодня именно Москва, Россия, располагает уникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попытки обнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музее Ватикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались.

Так, исследования историков и экспертов-криминалистов дали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомиться с участниками тех далеких событий.

Большинство историков сходятся во мнении, что бабушка , великая княгиня Московская Софья (Зоя) Палеолог сыграла огромную роль в становлении Московского царства. Многие считают её автором концепции «Москва – третий Рим». А ещё вместе с Зоей Палеологиней появился двуглавый орёл. Сначала он был семейным гербом её династии, а потом перекочевал на герб всех царей и российских императоров.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.


Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын . Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.


После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.


Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты и , неизвестные поэмы .


Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Личная жизнь

По всей видимости, личная жизнь Софьи Палеолог с великим князем Иваном III сложилась удачно. В этом браке родилось немалое потомство – 5 сыновей и 4 дочери. Но безоблачным существование новой великой княгини Софьи в Москве назвать сложно. Бояре увидели то огромное влияние, которое жена имела на супруга. Многим это не понравилось.


Василий III, сын Софьи Палеолог

Поговаривают, у княгини были плохие отношения с наследником, рождённым в предыдущем браке Ивана III, Иваном Молодым. Более того, есть версия, что Софья причастна к отравлению Ивана Молодого и дальнейшего отстранения от власти его супруги Елены Волошанки и сына Дмитрия.

Как бы там ни было, Софья Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.

Смерть

Скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, 7 апреля 1503 года. Муж, Иван III, пережил супругу лишь на 2 года.


Уничтожение могилы Софьи Палеолог в 1929 году

Похоронили Софью рядом с предыдущей женой Ивана III в саркофаге усыпальницы Вознесенского собора. Собор разрушили в 1929 году. Но останки женщин царского дома сохранились – их перенесли в подземную палату Архангельского собора.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят , потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта