Главная » Выращивание » Педагогическая теория и деятельность с т шацкого. Педагогические взгляды и деятельность С.Т

Педагогическая теория и деятельность с т шацкого. Педагогические взгляды и деятельность С.Т

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: "Сеттльмент" (совместно с А.У. Зеленко), "Бодрая жизнь", Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С.Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л.Н. Толстого, А.Ф. Фортунатова, Д. Дьюи.

С. Т. Шацкий был одним из организаторов забастовки Всероссийского учительского союза в 1917-1918 гг., воспротивившегося захвату власти большевиками. В дальнейшем Шацкий, стремясь служить на благо детей и общества, пошел на сотрудничество с Наркомпросом.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда ("мы не должны рассматривать ребенка самого по себе..., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды"). Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись в педагогике без опытных и экспериментальных исследований обречены на неудачу. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математизированных методов. Одновременно Шацкий отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

В начале своего творческого пути С.Т.Шацкий был увлечен теорией и практикой "свободного воспитания". Уже учеба в гимназии выработала в нем убеждение о необходимости радикального изменения всей школьной жизни, пересмотра целей, методов и средств воспитания и обучения. Как он писал позднее, "школьный опыт дал представление о том, как не надо заниматься педагогикой", и "хотелось поэтому поскорее начать действовать самому" (Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М, 1980. С. 41). Молодой педагог искал такие методы и средства, которые вели к сохранению и развитию природного потенциала личности. Знакомство с педагогической концепцией Л.Н.Толстого способствовало принятию им идей "свободного воспитания". С.Т.Шацкий вспоминал, что тогда он решил отказаться от репетиторства, и лишь спустя несколько лет, когда возобновил занятия с детьми, сказал себе, что будет "заниматься только развитием моих маленьких учеников" (там же. Т. 1. С. 28). Видя в ребенке самоценную личность, а в его детстве насыщенный событиями и эмоциями важнейший период, который не предваряет взрослое существование, а является самой жизнью, С.Т.Шацкий подчеркивал, что "самая важная наша работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях" (там же. Т. 2. С. 13). Задачу воспитателя он определял как стремление к "осуществлению возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее" (там же. Т. 2. С. 10). Возвращение детям детства - главный девиз педагога С.Т.Шацкого. Постепенно в нем зрело убеждение, что все неудачи в работе с детьми проистекают от пренебрежения природными свойствами каждого из них, следовательно, педагог должен быть в первую очередь наблюдателем и исследователем. С.Т.Шацкий в полной мере разделял взгляды педологов России начала XX в. о том, что необходим синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии ребенка. Только на основании такого комплекса представлений о личности ученика педагог может осуществлять свою деятельность. Собственные исследования и эксперименты позволяли С.Т.Шацкому проектировать и строить свою школу с учетом разработок содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы. Так, признавая начальным звеном в развитии ребенка его естественную природную основу, С.Т.Шацкий придавал огромное значение в процессе формирования личности влиянию социальной среды. В дальнейшем этот фактор стал, по существу, ведущим в его педагогической концепции. Характеризуя свои педагогические поиски, он писал: "Вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети" (там же. Т. 1. С. 113). Первым опытом С.Т.Шацкого явилось создание известного "Сетлемента", затем он организовал новое общество - "Детский труд и отдых", потом колонию "Бодрая жизнь". Открывая эти детские сообщества как объединения свободных детей и разумных взрослых с четким распределением обязанностей и равными правами, он стремился сформировать благоприятные условия для каждой личности. Принцип свободы предполагал отказ от плана учебно-воспитательной работы, вся педагогическая деятельность должна была основываться на естественном и спонтанном проявлении интересов, природных сил и дарований детей. Вместе с тем совместная жизнь в колонии накладывала определенные ограничения: каждый свободен, пока не нарушаются интересы другого. В сознание колонистов входило понимание ответственности перед другими за себя, свое поведение, свое дело, за своих товарищей, за жизнь колонии в целом. С.Т.Шацкий писал: "Та свобода, которая... входила в жизнь колонии, не была мыслима без развитого чувства ответственности" (там же. Т. 1. С. 178). Представляется, что его отход от принципа свободы исключительно в духе теории "свободного воспитания" был обусловлен пониманием важности социальной среды, которая может как помогать воспитаннику в раскрытии творческих сил, так и оказывать негативное воздействие, ограничивать его развитие. Поэтому школа должна не только чутко отражать особенности той или иной социальной среды, но и уметь выстраивать свою тактику в борьбе за ребенка: учителя должны изучать жизнь улицы, использовать ее положительные моменты и при необходимости вмешиваться, регулируя ее влияние на детей. Первоочередными вопросами в беседе с ребенком являются следующие: где гуляешь; с кем дружишь; что делаешь на улице; с кем дерешься и любишь ли драться? По мнению С.Т.Шацкого, неудачи в работе с детьми часто объясняются тем, что педагоги не хотят замечать ни действительных, ни мнимых ценностей улицы. Реформаторская педагогика видела главную задачу в адаптации, социализации ребенка. Как писал С.Т.Шацкий, подрастающему поколению нужно "учиться жить, приспосабливаться к жизни" (там же. Т. 1. С. 259). Изучая условия жизни ребенка, педагог должен стремиться и к повышению социокультурного уровня среды, к ее "педа-гогизации". Выполнению этой задачи была посвящена вся практическая деятельность С.Т.Шацкого, начиная с создания "Сетлемента". Раскрытию ребенка, очищению его "я" от того наносного, что обусловлено воздействием на него среды, должно было помогать и искусство, в котором "у детей обнаруживается инстинкт выявления себя" (там же. Т. 1. С. 264). Следуя теории эстетического развития, С.Т.Шацкий стремился организовывать занятия так, чтобы дети выражали себя через живопись, скульптуру, музыку, театр. Сами занятия искусством позволяли "запустить" процесс раскрытия личности и, одновременно, благотворно влиять на ребенка, формировать его внутренний духовный мир, способствовать становлению его жизненных целей и идеалов. Огромное воспитывающее значение С.Т.Шацкий придавал и труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма. По его убеждению, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость. Представления о педагогическом значении труда сложились у С.Т.Шацкого под влиянием собственного опыта и получили развитие в процессе знакомства с работами С.Холла и Д.Дьюи. Исходя из того что трудовая деятельность является главным средством развития личности, он полагал, что современная школа должна строиться по принципу трудовой школы, которая станет высшей формой организации всей учебно-воспитательной деятельности. Ее материальную, дисциплинарную основу обеспечивал физический труд, включавший самообслуживание детей. Самоуправление организовывало жизнь школы. Искусство украшало существование и питало эстетическое чувство воспитанников. Игра вносила дух соревнования, позволяла развивать волевые качества, моделировала социальные отношения. Работа ума направляла общую жизнь школы и удовлетворяла дух исследования. Соединение всех этих элементов укрепляло социальные навыки. Сама новая школа олицетворяла собой решение задачи разностороннего гармоничного воспитания личности, причем оно осуществлялось самым естественным образом - через изначально присущее ребенку стремление к активному восприятию жизни. В первые годы советской власти С.Т.Шацкий постоянно выступал как сторонник трудовой школы. Вместе с тем он отмечал, что эта идея могла быть реализована не сразу, а только после создания соответствующих условий. Основываясь на убеждении, что ребенок хорошо усвоил только то, что познал с помощью активной деятельности, и подчеркивая необходимость связи научных и жизненных знаний ребенка, он считал главными элементами школы производительный труд, искусство, игру, социальную жизнь, умственную работу. "Такая школа не готовит специалистов. Она, - отмечал С.Т.Шацкий, - дает познание самых важных жизненных процессов и их взаимоотношений" (там же. Т. 2. С. 22). В связи с новым пониманием учебно-воспитательного процесса должны были меняться методы обучения. В значительной степени они перекликались с "методом проектов", характерным для зарубежной трудовой школы, или с "комплексным методом", под которым понималось овладение учебным материалом на основе единого тематического стержня. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек. Известно, что в послереволюционные годы развернулась большая работа по реформированию всей образовательной системы, главной целью которой являлось создание единой трудовой школы. В числе педагогов, принимавших в ней активное участие, был и С.Т.Шацкий, который начал реализовывать свои идеи в работе Первой опытной станции. Она должна была служить своеобразным полигоном для ученых, работников детских садов, школ, внешкольных учреждений и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись формы и методы воспитания и обучения. Однако понимание идеи трудовой школы в этот период было неоднозначным. Наряду с использованием трудового метода широкое распространение получили проекты, суть которых часто сводилась к замене школы производственной коммуной, профессионально-техническим обучением. В этих условиях работа станции имела особое значение. Ее молодые педагоги попытались реализовать идею естественного формирования всесторонне развитых "будущих граждан республики" через организацию опытных заданий для воспитанников в сочетании с разумным самоуправлением. Под руководством С.Т.Шацкого учителя стремились к тому, чтобы дети учились всем предметам, не сидя в классных комнатах на обычных школьных уроках, а "играючи" - коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая за растениями и животными, ухаживая за ними. В "Положении о Первой опытной станции" говорилось, что "такая опытная работа имеет в виду накопление и разработку материалов, могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям и широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы, выяснение организационных форм и методов проведения ее в жизнь" (Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1964. С. 409). Через культуру предполагалось повышение технической грамотности населения, развитие духовной и социальной сфер. Одновременно с организацией деятельности воспитанников на станции проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации учителей. Идеи и опыт естественного и всестороннего формирования личности средствами трудовой деятельности, важность коллективной работы, влияния труда на интеллектуальное развитие ребенка пропагандировались педагогами через устройство выставок детских работ, путем организации бесед и собраний с родителями и общественностью. Одновременно знание культурно-социальной среды воспитанников помогало сотрудникам станции оказывать на нее позитивное влияние и сохранять за школой роль центра воспитания. Под руководством С.Т.Шацкого на станции проводились обширные социально- педагогические исследования и эксперименты. Рассмотрению и анализу подвергались экономика, быт, культура, педагогика семьи, поведение воспитанников в детских сообществах и коллективах, экономическая и культурно-бытовая среда района станции. Деятельность станции некоторое время рассматривалась как "ледокол, пробивающий фарватер трудовой школы". Однако уже в начале 30-х гг. при смене внутриполитического курса, ужесточения партийного и государственного контроля за образованием она была закрыта. Заложенные в ее основе принципы естественного, всестороннего формирования личности с помощью свободного, полезного, радостного труда не соответствовали новому духу времени. Несмотря на всю важность работы по умственному, эстетическому, физическому развитию личности, на первом месте всегда стояло трудовое воспитание. Если в начале создания станции С.Т.Шацкий и его сотрудники рассматривали труд преимущественно как средство развития ребенка, то в дальнейшем он приобретал все большее значение и вес, подчиняя себе остальное, что меняло облик станции. Требовался педагогический талант С.Т.Шацкого и его первых сподвижников, чтобы гармонично сочетать идею развития личности на основе трудового метода с производительным трудом, трудовым обучением. Однако советской школой с ее идеологизированностью и командными методами руководства опыт воспитания свободного человека, личности со своим складом мышления не был востребован. Молодое поколение сотрудников, приходивших на станцию в конце 20-х гг., стремилось организовывать работу в духе требований нового времени. Все большей критике подвергались методы "буржуазной педагогики", под которой понимались главным образом реформаторские идеи начала XX в. Все более очевидным становилось идеологическое воспитание, целенаправленное трудовое обучение широких слоев населения, использование единых программ, средств и методов учебно-воспитательного процесса, которые в основном диктовались партией и правительством. Признание педагогических достижений С.Т.Шацкого в книге Д.Дьюи, опубликованной им после посещения нашей страны, только усугубило положение его детища. Разгон станции символизировал собой конец развития реформаторских идей, оказавших позитивное влияние на педагогическую науку и практику в стране, во многом определявших "лицо" отечественной педагогики в один из самых интересных периодов ее существования - конца XIX - начала XX в.

В 1918 году увидели свет подготовленные Государственной Комиссией по народному просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», которые сразу же были переведены на многие языки мира. Это был удивительный документ эпохи, в котором провозглашались революционные педагогические идеи. Принципы и сегодня звучат смело и свежо. Утверждалось, что для воспитателя «первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно воспринятым является только воспринятое активно». Имелось в виду то, что ребенок чрезвычайно легко усваивает знания, когда они передаются ему в веселой, активной форме игры или труда, которые при умелой постановке совпадают. Дитя гордится приобретением всякого практического умения. С этой точки зрения трудовой принцип сводится к активному подвижному творческому знакомству с миром.

Все школьные предметы требуют творческого, активного метода преподавания. Чрезвычайно важным принципом представляется более полная индивидуализация обучения, под которой подразумевались учет преподавателем склонностей и характера каждого ученика и возможно более полное приспособление к личным потребностям того, что дает ребенку и что спрашивает с него школа.

В России ставилась цель создать новое общество и государство, воспитать нового человека, в чем главную роль должна была сыграть школа.

Идеи были изложены, требовалось претворить их в жизнь. А для этого было необходимо разработать технологию, продумать содержание образования, формы и методы работы.

Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934гг) начал свою педагогическую деятельность еще в дореволюционный период. Он создал в Москве для детей из бедных семей детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой. С 1919 года по 1932 он руководил созданной им Первой опытной станцией по народному образованию. Опытная станция состояла из двух отделений: городского – в Москве и деревенского – в Калужской области. Она представляла собой систему школ, детских садов, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов.

Еще в дореволюционные годы С.Т.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством.

В настоящее время в педагогической науке и практике признано, что воспитание детей осуществляется в процессе их жизнедеятельности.

Анализируя опыт своей работы, С.Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни». (С.Т.Шацкий.Пед. соч. в 4-х тт., т.2. М., 1964, с33)

Таким образом, Шацкий устанавливает, что в содержание детской жизни входят физический труд, игра, искусство, умственная и социальная деятельность. Впоследствии Шацкий добавляет к ним деятельность по охране здоровья.

Наблюдения за жизнью детского коллектива в колонии дали возможность подметить взаимосвязь и взаимовлияние разных сторон деятельности детей и привели Шацкого к выводу о том, что изменения в одной области детской деятельности вызывают соответственные изменения в другой области.

В летней трудовой колонии основное место в жизни детей занимал необходимый посильный физический труд (благоустройство колонии, приготовление пищи, сельскохозяйственные работы). Становясь со временем более разнообразной и организованной, трудовая деятельность вызывала изменения в социальной, эстетической, умственной жизни детей, их играх.

С.Т.Шацкий считал, что сочетание всех видов деятельности определяет полноту жизни детей, ее разносторонность, содержательность, обеспечивает всесторонне развитие детей.

С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко по праву считаются основателями в России детских клубов – новой тогда формы внешкольной работы с детьми и подростками, направленной на удовлетворение детских запросов, со сводными занятиями, поддерживающими инициативу и самостоятельность детей.

Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.

Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер. Вскоре Станислав Теофилович переехал в Москву. В эти годы Станислав Теофилович часто посещал Калугу и Малоярославец, где неустанно пропагандировал свои смелые идеи развития школы. В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом.В то время как на Западе труды Шацкого получали все большее мировое признание, у себя на Родине в печати начались нападки на ученого.

В основу своей педагогической деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. – связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знанием более осмысленным. ». В работе с детьми он предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Организацией трудового воспитания вместе с Шацкими занимаются А.У. Зеленко, М.Н. Скаткин, А.А. Миленчук. Все осуществлялось под лозунгом: «Жизнь должна быть деятельной!». Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, мастерской, сельскохозяйственный труд и др.

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Личность П.П. Блонского

Имя Павла Петровича Блонского сегодня известно немногим. А ведь он одна из самых крупных и ярких фигур в плеяде отечественных педагогов новаторов 1920-х годов. Среди тех, кто поддержал советскую власть, охотно согласился сотрудничать с Накомпросом и вошел в узкий круг педагогов создателей первых государственных учебных программ, его отличал ряд особенных черт. Среди них можно выделить прежде всего ясное осознание важности своей деятельности, подлинную образованность, широчайшую эрудицию, глубокое знание философии, психологии, физиологии, педагогики. Но также, несомненно, и резкий характер, нетерпение и нетерпимость. Какие обстоятельства сформировали эту яркую и неоднозначную натуру? Сам Блонский был убежден в том, что все характерные черты личности могут быть выведены из особенностей ее развития в детском возрасте – это кредо в полной мере относится и к нему самому. Он родился 14 мая 1884 года в Киеве в бедной дворянской семье, сложной по своим национальным корням. Один его дед был испанец, другой поляк, одна бабушка – русская, другая – украинка. Кстати, самому Павлу Петровичу такая смесь очень нравилась.

Философские и психологические идеи П.П. Блонского

К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современной идеалистической философии.

После революции ученые степени были отменены, и диссертацию Блонский не защитил. Его книга «Философия Плотина» вышла в 1918 году. Крупнейший философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа открыла эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто цитировал Плотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.

Не меньшее значение в его судьбе сыграло и знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете. За доброе отношение и участие Блонский был ему благодарен всю жизнь, хотя впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего, по политическим мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть перестроена на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из им же созданного Психологического института.

Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудны, прежде всего в материальном отношении. Поэтому он начинает педагогическую деятельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве преподавателя был в достаточной степени вынужденным, но эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику.

Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими педагогами, бескорыстно преданными своему делу. Стремление помочь им в нелегкой деятельности стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей построения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Блонского через несколько лет, впервые послереволюционные годы. Так постепенно из занятий, которые начинались только ради приработка, вырастал новый интерес, определивший всю дальнейшую деятельность ученого.

блонский шацкий личность педагогический деятельность


Педагогическая деятельность П.П. Блонского

Для построения новой школы, реорганизации учебных программ, разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания, а сама эта работа рассматривалась Блонским как продолжение его прежней агитационной и просветительской работы. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества.

В этот период (1912-1916) появляются и первые статьи Блонского в печати. Неудовлетворенность деятельностью Московского психологического общества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который он считал оторванным от действительности и ориентированным преимущественно на идеалистическую и религиозную философию и психологию, привела его к сотрудничеству, как с педагогической, так и с публицистической прессой.

В 1922 году Блонский был привлечен Н.К. Крупской к составлению учебных программ для школы. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) оказала на Блонского большое влияние, во многом определила эволюцию его взглядов в направлении марксизма.

В суровые годы гражданской войны Блонский активно работал, написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в США и Германии. По словам профессора Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог».


Личность С.Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения. Как и позднее А.С.Макаренко, Шацкий, больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте научных кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

Философские и психологические идеи С.Т. Шацкого

Научный подход к педагогике, согласно взглядам Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде.

Все воздействующие на формирование ребенка факторы Шацкий разделил на природные –первичные и социальные – вторичные. К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим - орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам - жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй».

Сам Шацкий писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

Таково общее представление Шацкого о факторах воздействия социальной среды на личность ребенка, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Во взглядах и деятельности Шацкого особо ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

Шацкий отмечает: «Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом, пассивно воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, не свойственным натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу». Он подмечает также, что ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности.

Авторитет старших только тогда действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны взрослых, а для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.

Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого

В 1906 Шацкий организовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

B мае 1919 г. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Она вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Сравнение педагогических систем Блонского и Шацкого

Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «…Воспитание,- писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,- должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего - творца - строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.

По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «…естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности - метод, программа, организация - должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитательного процесса».

Таким образом, в трудах П. П. Блонского и С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Если сравнить педагогические системы С.Т. Шацкого и П.П. Блонского, то в них обнаружится очень много общего: приоритетными для них была личность ребёнка, уважительное отношение к ней и его интересам. Фундаментальной основой объединяющей их педагогические системы выступает гуманизм, проявившийся, прежде всего в великой вере в огромные возможности и творческие силы ребёнка и определившийся в постановке цели педагогической деятельности как всестороннем и гармоничном развитии его личности. Идея всестороннего и гармоничного развития ребёнка как цель воспитания и образования является основополагающей в педагогических системах педагогов – новаторов 20-х и 30-х годов XX – го века.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта