Главная » Выращивание » Политика древнего китая кратко. Ханьская эпоха в истории Китая

Политика древнего китая кратко. Ханьская эпоха в истории Китая

Краткая история Китая

Китайская цивилизация считается одной из древнейших в мире. Ей не менее 5000 лет, хотя письменные источники покрывают только 3500 лет. Книга перемен «Ицзин» была написана более 30 веков назад до н.э. императором Фу Си. Его теория существования Вселенной основывалась на том, что жизнь зависит от чередования энергий инь и ян. Доказательством древности китайской цивилизации также служат останки «пекинского человека» (синантропа), жившего около 400 тысяч лет назад.

Для облегчения восприятия длительного периода развития китайской цивилизации ее принято разделять на три периода: Доимперский Китай, Имперский Китай и Новый Китай. Самым длинным по времени был второй этап. К первым китайским династиям, вошедшим в доимперский период , относятся династии Ся, Шан-Инь и Чжоу. Основателем самой первой династии был Юй Великий - человек, который правил около 2200-2100 гг. до н.э. Сведений о том времени сохранилось мало, но известно, что он прославился своей самоотверженной борьбой с наводнениями.

Во второй половине XVII века до н.э. один из правителей области Шан сместил династию Ся и основал свою династию. Характерными чертами этого периода считаются тотемизм и матриархальные отношения. После нападения племен Чжоу правящая династия сменилась. Эти племена занимались, в основном, скотоводством и земледелием. Внешне они представляли собой западную разновидность возможно прототюркского типа. Именно во время правления династии Чжоу сформировались древнекитайские философские школы конфуцианства и даосизма.

С 221 года до н.э. правящей династией в Китае была провозглашена династия Цинь. Это было началом имперского периода . Первым императором династии стал Шихуан - правитель области Цинь. Несмотря на то, что династия Цинь властвовала всего 10 лет, в этот период были проведены важнейшие реформы для становления Китая могучей империей. В первую очередь, канула в прошлое феодальная система. Затем была унифицирована денежная система и создана единая транспортная система. Именно в период правления Шихуанди огромные участки древних защитных стен были соединены в Великую Китайскую стену.

Династию Цинь сменила династия Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.). Её основал выходец из среднего класса Лю Бан. В административном плане особых изменений не было, но территория империи была увеличена. Во время кризиса, войн и переселений заметно уменьшилась численность аграрных районов. После падения этой династии между китайскими провинциями развернулась длительная ожесточенная борьба за власть. В 581 году н.э. власть захватил основатель династии Суй. За 37 лет правления Чжоу Ян Цзянь и его сын Ян ди приложили все усилия, чтобы соединить южную и северную части страны. В это же время был построен Великий канал между Хуанхэ и Янцзы.

В 618 году к власти пришла династия Тан. Почти 300 правили представители Тан в Китае, и этот период считается одним из наиболее гуманных и благоприятных за всю историю страны. Это время расцвета китайской культуры и искусства, время важных экономических нововведений, время формирования правовой системы и время прогресса в науке. С 960 по 1127 гг. правящей была династия Сун. Это период территориальных потерь для Китая. В XIII Чингисхан захватили весь север Хуанхэ, и вскоре власть перешла к монгольскому хану Хубилаю. Это было началом Монгольской династии Юань.

С 1368 года на протяжении трех веков в Китае правила династия Мин. В это время активно развивались архитектура и китайский флот. Последней в Имперском Китае стала Маньчжурская династия Цин - вторая династия, основанная чужим народом. Фактически маньчжуры объединились и вооруженным давлением на Китай встали у руля в первой половине XVII века. Для Китая первые 150 лет их правления были периодом расцвета и мира. Однако в конце XVIII - начале XIX вв. в стране начались «опиумные войны», ставшие настоящей угрозой.

Падение династии Цин под и начало нового периода пришлись на 1911 год. Тогда же образовалось первое китайское правительство во главе с Сунь Ятсенбышем. Через год Китай был объявлен конституционной республикой со столицей в Пекине. В октябре 1949 года была образована КНР по указу коммунистического лидера Мао Цзэдуна. На XX век выпало много войн и лишений, но сегодня Китайская Народная Республика - это страна со стабильной политической и экономической ситуацией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции.

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

Книга:
История Китая с древнейших времен до наших дней.
Москва - Главная редакция восточной литературы, 1974 г.

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры в бассейнах великих рек - Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важных особенностей истории Китая. Вторая особенность заключается в географической отдаленности и изолированности Китая от других центров мировой культуры.

Эти черты в значительной мере способствовали тому, что китайская цивилизация стала постепенно рассматриваться как явление, возникшее целиком на местной автохтонной почве. В действительности, как свидетельствуют источники, на всем протяжении своего формирования и развития это общество не только оказывало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.

Восстановить древнейшие этапы сложения китайской цивилизации стало возможным только после того, как в Китае начались археологические исследования. В 1918 г. шведский геолог И. Андерсон открыл в местечке Чжоукоудянь под Пекином четвертичную фауну и начал здесь раскопки. Позже китайский археолог Пэй Вэнь-чжун обнаружил в одной из пещер Чжоукоудяня обломки черепа раннепалеолитического человека - синантропа, а затем костные остатки и каменные орудия человека позднего палеолита - шаньдиндунского человека.

Находки синантропа близ Пекина и в провинции Шэньси на северо-западе Китая (1963 г.) и шаньдиндунского человека дали возможность сделать вывод о том, что территория современного Китая входила в область первоначального формирования человека современного вида.

Шаньдиндунцы жили в пещерах, занимаясь преимущественно рыболовством и охотой. Они использовали каменные оббитые орудия и другие поделки из кости и рога. Находка полированной костяной иглы позволила предположить, что шаньдиндунцы знали уже одежду (вероятнее всего, из звериных шкур). У них были своеобразные украшения из зубов дикой собаки, а также просверленные каменные бусины. Наличие погребального обряда свидетельствовало о существовании религиозных представлений. Возможно, единицей социальной организации у шаньдиндунского человека был материнский род.

В 1921 г. И. Андерсоном впервые была найдена в бассейне среднего течения Хуанхэ культура неолитической расписной керамики и шлифованных каменных орудий, которую он назвал культурой Яншао.

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования китайского этноса сыграли три: Цюйцзялин, Мацзяяо, Яншао. Культура Цюйцзялин, ареал распространения которой охватывал бассейн р. Ханыпуй, характеризовалась оседлым земледелием. Главной сельскохозяйственной культурой был рис, обугленные зерна которого находили на цюйцзялинских поселениях. Жилищем служили углубленные в землю хижины, разделявшиеся внутренними перегородками на несколько отдельных помещений. Цюйцзялинцы пряли на веретенах с круглыми глиняными пряслицами, украшенными цветным орнаментом. Они использовали разнообразную посуду, изготовлявшуюся ручным способом и иногда также покрывавшуюся крашеным орнаментом.

Культура Мацзяяо была распространена к северо-западу от культуры Цюйцзялин, в верхнем течении р. Хуанхэ. Мацзяяо - типичная восточноазиатская культура крашеной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью, что глиняная посуда раскрашивалась после того, как она обжигалась в печи. Основу земледелия составляло возделывание чумизы (один из сортов проса). Люди занимались разведением собак и свиней, являвшихся главными домашними животными.

В среднем течении Хуанхэ и на ее главном притоке р. Вэйхэ примерно в V-IV тыс. до н. э. развилась наиболее яркая и хорошо изученная неолитическая культура Китая - Яншао. Природные условия этого района тогда существенно отличались от современных. Огромное лессовое плато было покрыто сплошным массивом лесов, богатых оленями и другими животными. Только в непосредственной близости от рек человек производил пожог и корчевку кустарниковых зарослей. Благодатные лессовые почвы, поддающиеся обработке с помощью самых несложных орудий труда, давали обильные урожаи такой неприхотливой культуры, как чумиза. Более теплый и влажный, чем теперь, климат позволял возделывать ее, не прибегая к искусственному орошению. Для вскапывания земли применялись каменные и деревянные орудия. Урожай убирали плоскими каменными или керамическими прямоугольными ножами с отверстиями для продевания ременной или веревочной петли.

Яншаосцы охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковую крысу. Они занимались разведением домашних животных - свиней и собак; ловили рыбу на костяные крючки или сетью с каменными грузилами, били острогами.

Производство орудий из камня и кости, а также гончарство были наиболее развитыми отраслями ремесла у яншаосцев. Каменные и костяные изделия отличались тщательной полировкой, нередко имели аккуратно просверленные отверстия. Гончарная посуда, которую в изобилии можно найти в поселениях Яншао, восхищает изяществом своих форм, мастерством изготовления, гаммой расцветки - от ярко-красных до оранжево-лимонных тонов. Но более всего поражает в произведениях яншаоских гончаров сложный геометрический и зооморфный орнамент.

В отличие от мацзяяосцев они расписывали посуду до обжига, поэтому орнамент не смывался и не отслаивался. Кроме расписных чаш и мисок широкое применение получил остродонный керамический сосуд, отдаленно напоминавший древнегреческие амфоры. Этим сосудом доставали воду из источника: небольшие ручки, в которые продевалась веревка, были сделаны с учетом центра тяжести. Сосуд окунался в воду горлышком вниз, а затем по мере наполнения нижняя часть его перевешивала и он сам собой выпрямлялся. Яншаосцы одевались, вероятно, в тканую одежду, о чем свидетельствовали пряслица, небольшие костяные иглы и отпечатки тканей на днищах глиняных сосудов.

В 1954-1956 гг. у дер. Баньпо, недалеко от г. Сиань, было раскопано поселение, позволившее в общих чертах воссоздать картину жизни небольшой неолитической общины. В средней части поселения помещалось четырехугольное здание общей площадью более 125 кв. м. По периметру здания сохранились углубления от 30 с лишним опорных столбов, на которых покоилась кровля. Вокруг здания были расположены круглые или квадратные хижины каркасно-столбовой конструкции, несколько углубленные в землю; стены их состояли из вертикальных шестов, обмазанных сверху глиной с примесью соломы. В середине жилища находилась очажная яма. Эти жилища по своим размерам были намного меньше центрального помещения. Все поселение окружал ров, за которым начиналось кладбище.

Небольшие размеры домов свидетельствовали о том, что они могли служить жилищем одной-двум брачным парам. Что касается центрального здания, то некоторые археологи считают, что оно предназначалось для общественных нужд всего коллектива и служило местом собраний и празднеств. Не исключено, однако, что это - «мужской дом», в котором жили юноши общины. В Яншао детей хоронили в отличие от взрослых не на кладбище за поселением, а в больших глиняных сосудах около жилищ.

Каждому из яншаоских поселений были свойственны свои собственные, строго определенные зооморфные орнаменты: рыбы и олени - в Баньпо, ящерицы и черепахи - в Мяодигоу (провинции Хэнань), длиннохвостые и короткохвостые птицы - в Хуасянь (провинции Шэньси). Возможно, это являлось отражением дуально-родовой экзогамной организации. Некоторые из изображений животных имели в то же время определенные антропоморфные признаки (например, сочетание изображения человека и рыбы). В этом находила свое выражение идея тотема- животного предка и покровителя людей данного родового коллектива. Позднее древние китайцы изображали своих мифических первопредков в виде полулюдей-полуживотных: Фуси, якобы научившего людей охотиться и ловить рыбу, - с телом змеи; Шэньнуна, изготовившего первые деревянные земледельческие орудия и впервые начавшего употреблять в пищу хлебные злаки, - с головой быка.

Китайская мифология наполнена описаниями изображений, в которых причудливо переплетаются отголоски древнейших анимистических представлений и стремление найти персонифицированных «авторов» всех важнейших культурных достижений. Здесь и Суйжэнь, открывший способ добывания огня путем трения; и Ючао, научивший людей строить шалаши; и Хуанди, который ввел обычай варить хлебные злаки на пару и начал сооружать наземные жилища и изготовлять лодки. В древнекитайских мифах и исторических преданиях содержатся указания на то, что «в древности люди знали мать и не знали отца». С этим тесно связаны многочисленные легенды о «непорочном зачатии» всех выдающихся героев и «правителей» древности, представляющие собой отголосок первоначального господства матрилинейной родовой организации.

В письменных памятниках, дошедших до нас, имеются также и более поздние легенды и предания, отражающие уже эру разложения первобытнообщинных отношений и возникновения социального неравенства. В конфуцианском трактате «Лицзи», написанном во второй половине I тыс. до н.э., содержится, например, следующая оценка путей общественного прогресса: «Когда господствовала Великая Справедливость, Поднебесная была общей, тогда избирали мудрых и способных, полагались на доверие, сохраняли мир и согласие.

Поэтому люди относились как к родственникам не к одним только близким родственникам, считали своими детьми не одних только своих детей. Старики имели опору на закате своих дней, возмужавшие имели себе применение, юные подрастали, а вдовые, сирые, одинокие и больные имели пропитание. Мужчины получали свою долю, а женщины находили себе пристанище. Люди скорее готовы были бросить богатство на земле, но не стали бы прятать его у себя; скорее вообще не напрягали бы свои силы, чем стали бы использовать их для своей лишь собственной пользы. По этой причине не возникало злых умыслов, не было воровства и разбоя, двери не запирались.

Ныне, - продолжал автор трактата, - когда Великая Справедливость в ущербе, на Поднебесную смотрят с точки зрения интересов своей семьи, относятся как к родственникам только к своим близким родственникам, считают детьми только своих детей, богатство и силы употребляют для самих себя».

Первые следы появления имущественного и социального неравенства отмечались уже в памятниках поздненеолитической культуры Луншань (примерно конец III тыс. до н. э.), пришедшей на смену Яншао на всем протяжении среднего и нижнего течения р. Хуанхэ. Наиболее явным внешним отличием этой культуры от прежних было то, что в Луншань изменился цвет керамики: глиняная посуда - не красная, как в Яншао, а чаще всего серая и черная. Это явилось результатом технического совершенствования обжига, который осуществлялся теперь без свободного доступа воздуха в закрытых печах, что резко повышало температуру внутри обжигаемой камеры.

Появившийся гончарный круг значительно способствовал повышению производительности труда. Земледельческие орудия стали более совершенными. В одном из поселений культуры Луншань обнаружены отпечатки двузубого деревянного орудия для вскапывания земли, широко известного в более позднее время под названием лэй. (Орудие этого типа было также распространено у басков и индейцев Центральной Америки.) Основной земледельческой культурой продолжала оставаться чумиза, а среди домашних животных появились крупный рогатый скот и козы.

Важные сдвиги в социальной структуре общества были прослежены по изменениям в погребальном обряде. В Яншао умерших хоронили в грунтовых ямах, куда клали глиняную посуду и другую утварь. Но если в то время в размерах ям и количестве сопогребенных предметов не наблюдалось сколько-нибудь существенных различий, то в луншаньских могильниках имущественная и социальная дифференциация проявилась уже вполне отчетливо.

По мнению некоторых историков, археологическая культура Луншань была создана племенами, известными по письменным источникам под названием «ся». Согласно преданию, Юй, предводитель ся, основал династию того же названия. Предшественниками Юя были правители Яо и Шунь. У Яо был сын, но свой «престол» Яо завещал не ему, а, посоветовавшись со старейшинами, назначил своим преемником мудрого Шуня. Тот, в свою очередь, передал власть не своему сыну, а прославившемуся умом и способностями Юю. Однако затем место Юя вопреки традиции занял его сын Ци. После этого верховная власть стала передаваться по наследству. В этом предании, бесспорно, содержатся указания на весьма важные исторические факты. В мат- рилинейном родовом обществе дети не могли принадлежать к тому же роду, что и их отец, а стало быть, не могли наследовать ему. Установление патрилинейного порядка наследования знаменовало собой ослабление родовых связей, укрепление индивидуальной семьи как новой ячейки общества, углубление социального неравенства.

Древний Китай является одной из самых таинственных стран на нашей планете. Даже сейчас это государство разительно отличается от своих соседей практически во всем. Но главная отличительная черта китайцев заключается в том, что они не мистики, а практики. Нигде не было сделано столько изобретений, как в этой стране. А религия и философия Древнего Китая показывает необычайную мудрость этого народа.

Возникновение государства Шань-Инь

Самым древним периодом в истории Китая, который можно изучить по добытым археологами материалам, а также на основании имеющихся документов, является эпоха, относящаяся к XVIII-XII векам до н. э. В это время здесь существовало государство Шан-Инь. Его история осталась в преданиях, которые гласят, что примерно в 1400 году до н. э. некий вождь по имени Пань Гэн вместе со своим племенем пришел в Аньян и построил красивый город Шан на реке Хуанхэ. Название городища было дано не только государству, но и целой династии царей.

Далее в легенде говорится, что чжоусские племена, проживавшие вблизи реки Вэй, в XII веке до н. э. захватили древнюю страну. После разгрома столицы Шан, произошедшее в 1124 году до н. э., завоеватели дали ему еще и название Инь. Также в легенде было сказано, что правитель Пань Гэн жил мирно и ни с кем не воевал.

Доказательства существования государства

До 30-х годов прошлого века эпоху Шань-Инь изучали только на основании легенды. Но в 1928 году были начаты археологические раскопки, в ходе которых нашли памятники материальной культуры, подтвердившие предание о существовании государства Шан. Развалины города обнаружили в округе Аньян, возле деревни Сяотунь, что на севере провинции Хэнань (Китай). История Древнего мира здесь предстала во всей красе. Помимо остатков многочисленных домов, ремесленных мастерских, храма и царского дворца, были найдены около 300 гробниц, 4 из которых принадлежали царской династии. Последние захоронения выделялись среди остальных своими внушительными размерами и роскошным убранством.

Благодаря раскопкам, ученые сделали вывод, что уже в то время существовало значительное классовое расслоение общества. Кроме гробниц аристократов, археологи обнаружили захоронения попроще, а также те, которые принадлежали явным беднякам. Кроме того, царская усыпальница оказалась настоящей сокровищницей. В ней нашли около 6 тыс. предметов из бронзы, золота, перламутра, нефрита и черепахи. С этими археологическими находками открылись новые возможности в деле изучения многовековой истории Китая.

Природа

Эта страна на 80% состоит из гор и плоскогорий. Природа здесь необычайно красива. Западный Китай - это самое большое в мире высокогорье, поэтому оно имеет резко континентальный климат. Восточная часть страны расположена чуть ниже и имеет доступ к морю, а также здесь есть обширные долины рек, что и обусловило появление в этих местах важных торговых путей. В этом регионе преобладает мягкий климат, поэтому он отличается от Западного Китая большим разнообразием растительности. Естественно, что именно на востоке образовалось древнейшее государство со своей земледельческой культурой.

Природа Древнего Китая несколько отличается от современной. Так, в северной части этого государства лесами была покрыта несравнимо большая площадь, чем сейчас. Это смогли определить по надписям на гадальных костях, которые рассказывали об охотах, часто организовывавшихся на оленей. А в «Книге песен» есть упоминания об обширных лесах. Зеленые массивы во многом способствовали более равномерному выпадению осадков. Это давало здешним жителям возможность охотиться. Кроме того, они имели много древесины для изготовления орудий труда и постройки домов.

Природные условия, описанные в легендах

Древний Китай всегда славился своими преданиями. В них часто рассказывалось о борьбе народа с опасной рекой и об их упорной борьбе за организацию земледельческого хозяйства. Из древних преданий видно, что китайцы постоянно вели борьбу с наводнениями, причиной которых являлась Желтая река. Выходившие из берегов воды несли с собой катастрофические бедствия, разрушая многолюдные селения и уничтожая посевы. Кроме того, жители Древнего Китая старались с помощью системы искусственного орошения как можно равномернее распределять воду по всей территории страны.

Население

Горные регионы, плоскогорья и степи, которые прилегали к долинам рек, всегда были заселены многочисленными кочевыми племенами. Люди Древнего Китая, которые населяли плодородные равнины, постоянно оборонялись от грабительских набегов горных, степных и кочевых племен, а это значительно тормозило развитие не только культуры, но и государственности. Постепенно китайцы смогли колонизовать те регионы, где хозяйничали отсталые воинственные народы. Но на этих землях еще в течение долгого времени сохранялось кочевое скотоводство, так как оно имело огромное значение в жизни древних государств.

Национальности, населяющие страну

Древний Китай по своему этническому составу был достаточно разнообразным. Известно, что эта страна занимает огромную территорию, где живет четвертая часть населения всей планеты. Поэтому кажется естественным, что и в древние времена оно не было столь однородным. В исторических документах упоминаются различные племена, которые постоянно сталкивались друг с другом, воевали и торговали. С северной и северо-западной стороны китайцы соседствовали с монголами, тунгусами и маньчжурами, а на юге и юго-западе - с племенами Тибета, Индии и Бирмы.

Верования

Религия Древнего Китая не была персонифицированной. В отличие от других стран мира, здесь не строили храмов, посвященных какому-либо конкретному божеству, а роль жрецов выполняли чаще всего государственные чиновники. Больше всего китайцы почитали различного рода духов, которые олицетворяли саму природу, а также умерших предков шан-ди.

Важнейшее место в жизни этого народа занимал культ, посвященный духам земли. Им делали постоянные жертвоприношения, сопровождавшиеся молитвами и просьбами на хороший урожай. Чаще всего их записывали на черепашьих панцирях или бараньих лопатках. И все это сопровождалось специальными ритуалами, которые приравнивались к делам государственной важности. Эти церемонии всегда были серьезно и тщательно подготовленными.

Религия Древнего Китая делила все сущее на две части - инь (мужское) и ян - (женское начало). Первая из них олицетворяла яркое, светлое, сильное, т. е. все положительное, что есть в жизни, а вторая - наоборот, была связана с Луной и воплощала в себе темноту и слабость.

Учения

Народы, населяющие Древний Китай, имели свою систему мировоззрения. Они считали, что мир - это хаос, и в нем есть животворные частицы - цы. Небо считалось прародителем всего живого, что есть на земле. Но его не почитали как Бога, к которому можно обратиться и попросить что-либо. Небо для китайцев - лишь какая-то абстрактная сущность, абсолютно безразличная к людям. Именно поэтому существует множество философий, которыми заменяют им божества.

Учения Древнего Китая весьма разнообразны. Описать их все в одной статье невозможно. Поэтому кратко рассмотрим три самые распространенные.

  1. Конфуцианство - это система, основанная на древнейших традициях, включающих в себя долг и гуманизм. Для его последователей главным является строгое соблюдение всех ритуалов и правил. Основателем этого учения был чиновник, принадлежащий к древнему роду Кун Фу-цзы.
  2. Китайский буддизм появился благодаря близкому соседству с Индией примерно в I веке до н. э. Сами идеи буддизма китайцам пришлись в основном по вкусу. Но два момента этого учения они приняли без восторга. Дело в том, что индийские монахи могли просить милостыню, а для китайцев такое поведение считалось позорным. Вторым моментом была идея монашества. До прихода буддизма здесь не знали подобного образа жизни. Монашеский орден требовал отказаться от имени, а для китайца это означало отречение от своих предков.
  3. Даосизм имеет нечто общее с конфуцианством. В основу учения положена концепция Дао - довольно сложного и многогранного понятия, с которым должны соединиться его последователи. Достичь этой цели можно только соблюдая законы морали, медитируя и отказываясь от ненужных материальных ценностей. Основатель учения - архивариус Лао-цзы.

Открытие №1

Первым из величайших изобретений Древнего Китая является бумага. Подтверждение этого факта можно найти в китайских летописях, относящихся ко времени династии Восточная Хань. В документе говорится, что в 105 году бумагу придумал придворный евнух Цай Лун. До этого записи производились на специальных скрученных свитках, сделанных из бамбуковых полос, на глиняных или деревянных табличках, на свитках из шелка и т. д. Более древние письмена, датированные II веком до н. э. (правление династии Шан), были написаны на панцирях черепах.

Уже в III веке бумага, изобретенная Цай Лунем, получила широкое применение. Технология ее производства была такова: смесь из коры тутового дерева, пеньки, тканей и непригодных для ловли рыбы сетей кипятили до тех пор, пока она не превращалась в пульпу. Затем ее растирали до однородной массы и добавляли немного воды. Полученную смесь загружали в специальное сито из тростника и встряхивали. После этой процедуры на дне образовывался ровный и тонкий волокнистый слой. Далее его откидывали на плоские доски. Делали сразу несколько таких отливок. Затем доски клали друг на друга и крепко связывали, при этом сверху еще ставили груз. Применение данной технологии делало бумажный лист прочным, легким, ровным и удобным для письма.

Открытие №2

После изобретения Древнего Китая №1 появилось книгопечатание. Впервые весь его технологический процесс был описан китайским ученым Шень Ко в 1088 году. В книге говорится, что изобретение наборного шрифта и литер из обожженной глины принадлежит некоему мастеру Би Шэну.

Открытие печати в IX веке потянуло за собой и изменение техники переплетения. В конце эпохи Тан книги, ранее имевшие вид свитков, превратилась в стопку бумаги, которая напоминала привычную всем брошюру. Во время правления династии Юань, а это 1271-1368 годы, корешок книги стали изготавливать из более жесткой бумаги, а позже и прошивать нитками. К счастью, многие книги Древнего Китая сохранились и по сей день. Первым полноценным печатным изданием считается Алмазная сутра. Она была изготовлена при династии Тан, правившей с 618 по 907 год. Длина свитков Алмазной сутры составляет 5,18 м.

Открытие №3

Следующим по важности изобретением является порох, который появился в X веке. Его использовали в виде начинки для зажигательных снарядов. Судя по китайским летописям, ствольное пороховое оружие в сражениях впервые применили в 1132 году. Оно представляло собой бамбуковую трубку, в которую помещали порох и поджигали. Таким образом, врагу наносились ощутимые ожоги. Через 125 лет китайцы изобрели ружье, но уже стреляющее пулями. Это была бамбуковая трубка, заряжавшаяся порохом и пулями. Примерно в конце XIII - начале XIV века в Китае появились железные пушки, стрелявшие каменными ядрами.

Но порох применяли не только для военных целей. Он использовался в качестве дезинфицирующего средства при лечении всевозможных ран и язв, а также во время многочисленных эпидемий. Практически весь Древний Восток, Китай тоже не был исключением, верил, что все злые духи боятся не только громкого звука, но и яркого свечения. Поэтому с незапамятных времен в китайский Новый год во дворах традиционно разводили костры, в которых сжигали бамбук. Начиная сгорать, он шипел и с треском лопался. С появлением пороховых зарядов, создававших намного больше шума и света, от старого способа празднования стали отказываться. В наши дни уже трудно себе представить Новый год без разноцветного фейерверка, который используется практически по всему миру.

Открытие №4

Следующее изобретение - компас. Его прототип появился в эпоху династии Хань, правившей в период с 202 г. до н. э. до 220 года н.э. Но первоначальным его предназначением было гадание, а не навигация. Древний компас был похож на тарелку с положенной на нее ложкой, ручка которой указывала строго на юг. Этот прибор, определяющий стороны света, впервые был описан в китайской книге «Уцзин Цзунъяо» в 1044 году. Другую разновидность компаса отливали из железных или стальных болванок в виде рыбы, которую помещали в воду. Для точного определения курса обычно использовали сразу два выше упомянутых устройства.

Более усовершенствованную конструкцию этого прибора описал все тот же китайский ученый Шень Ко в 1088 году в «Записках о ручье снов». В своем труде он подробно охарактеризовал магнитное склонение, которое указывает истинный север, а также устройство самого компаса с иглой.

Другие изобретения

Некоторые открытия китайцев во многом способствовали тому, что большинство направлений культуры и искусства стали доступными не только богатым людям, но и широким массам простого населения. Абсолютно все изобретения Древнего Китая перечислить достаточно тяжело. Вот только несколько из них: чай, шелк, вилка, фарфор, зубная щетка, деньги, лапша, гонг, барабан, игральные карты, арбалет и мн. др. Но большинство ученых считают, что главными изобретениями были все-таки бумага, книгопечатание, компас и порох.

Древний Китай ─ это легендарная древняя империя на территории современного Китая.

Китайская медная монета в виде мотыги. V-III в.до н.э. найдена в провинции Лоян

Предположительно, первые земледельческие поселения в долинах китайских рек появились примерно 7 000 лет назад. Об этом говорят находки археологов. Однако подлинная история китайской цивилизации начинается с первой из великих династий - Шан-Инь. Ее правление относят к 1523-1027 годам до нашей эры.

Во власти шанских правителей находилась сравнительно небольшая часть Северного Китая в нижнем течении Хуанхэ. Столицей был город Аньян, что на севере провинции Хэнань.

В 1027 году до нашей эры государство Шан-Инь завоевало племя Чжоу. Правители этого племени властвовали до 256 года до нашей эры.

Интересно узнать: существует предание, согласно которому, пришельцы объявили, что правители Шан утратили «небесную благодать», что означает данный богами наказ править государством. Этим они объясняли свой приход к власти. В дальнейшем «небесная благодать» стала главным оправданием всех перемен, какие только происходили на территории Древнего Китая.

Строительство Великой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.


Ни Шан, ни Чжоу не имели власти над своими могущественными вассалами. Однако сам факт того, что существовал верховный владыка, говорил о том, что широко распространена общая культура, которая охватила уже бассейн реки Янцзы и направилась дальше на юг от Аньяна. Цивилизация продолжала существовать и распространяться даже после того, как династия Чжоу растеряла остатки своей власти, и Китай раскололся на враждующие царства.

Период 403-221 годов до нашей эры славится как эпоха Воюющих царств. В это время усилилось сословие чиновников, которые считались более просвещенными, умелыми и преданными, чем феодальные князья. В результате междоусобной борьбы сформировалось два философских учения - даосизм и конфуцианство. Дао, основателем которого был Лао-Цзы, проповедовало жизнь в простоте и гармонии с природой. В то время как Конфуций Ши-Хуанди приступил к перекраиванию государства по собственному разумению. В результате многочисленных казней и изгнаний могущество местных феодалов было сломлено, любое сопротивление было подавлено. Литературные классики, сочинения которых были нежелательны, иногда даже платили жизнью за свои неугодные взгляды, а их сочинения беспощадно сжигались.

Чжан Цзэдуань. «По реке в День поминовения усопших» (XII век).


Интересно узнать: интересен и в то же время противоречив вопрос о китайских изобретениях в современных исторических утверждениях. К примеру, утверждается, что в Китае уже в 2 737 году до нашей эры употребляли чай, однако в иных источниках сообщается, что употребление этого бодрящего напитка придумал создатель Чань-Буддизма и настоятель Шао-Линьского монастыря Дамо, якобы 28-ой общебуддийский патриарх VI века до нашей эры. Что касается изобретения бумаги, то, согласно одним источникам, это изобретение принадлежит ученому-евнуху Цай Луню, якобы в 105 году нашей эры, согласно другим источникам - генералу Мэн Тяню, якобы в III веке до нашей эры. Первый письменный документ, в котором содержалось 20 иероглифов, якобы относящийся к Древнему Китаю, был найден только в 1942 году на руинах сторожевой башни, которая была заброшена якобы в 110 году до нашей эры. А считающийся древнейшим образец бумаги был найден в Китае в гробнице Шэньси в 1957 году. Без особых оснований историки датировали его периодом между 140 и 87 годами до нашей эры. Существует мифическая хронология древнекитайских изобретений: подзорная труба (XXIII в. до н.э.), шелк (XI в. до н.э.), макароны (490 г. до н.э.), арбалеты, стремена (IV в. до н.э.), палочки для еды (IV в. до н.э.), каналы, бумага, наперсток (III в. до н.э.), металлические деньги, спусковой курок арбалета (I в. до н.э.) и т.д.

Придворные дамы царства Шу, художник Тан Инь(1470-1523).


В эпоху Цинь повсеместно распространилась китайская письменность, изобретение которой приписывается первому китайскому монарху Фу Си, он же Тай-хао, который правил Китаем 115 лет. Однако, согласно, другим источникам, китайскую письменность изобрел Конфуций. В системе китайских иероглифов 3 000 основных и 45 000 специальных значков. Изначально были картинки, из которых сейчас комбинируются иероглифы. Эти картинки называются «ключами», и их насчитывают 214 штук. В это же время были упорядочены системы мер и весов, а также развернулись грандиозные общественные работы. В империи появилась сеть благоустроенных дорог, для защиты от злобных врагов, которыми считались кочевые разбойничьи племена, на севере была выстроена Великая Стена. Протяженность Великой Стены достигала 2 400 километров.

После того как династия Цинь была свергнута, к власти пришли ее не такие деспотичные преемники из династии Хань. Они правили страной около 400 лет. Этот период можно отметить как зрелый в истории Китайской цивилизации. В результате военных походов власть империи расширилась далеко на юг, до Тонкинского залива.

В эпоху Хань были восстановлены многие классические творения. Конфуцианство стало государственной философией. Любопытно то, что для того, чтобы занять вакантную должность, будущие чиновники должны были сдать экзамен на знание конфуцианской литературной классики. Результатом этого стало возникновение в Китае класса ученых чиновников, у которых была масса достоинств.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта