Главная » Выращивание » Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 г. Челябинска»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Заведующий МБДОУ № 125

Педагогического совета _______Г.А. Черемшанцева

МБДОУ № 125 Приказ № 01-16/61 от 28.08.2015

Протокол №1 от 27.08.2015 г

Рабочая программа

образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

раздел «Музыка»

Разработчик:

Горшкова Ю.В.

музыкальный руководитель

Актуальность
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения . Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста составляют аксиологический, культорологический и личностно – деятельностный подходы.

С точки зрения аксиологического подхода , произведения искусства, предлагающиеся вниманию детей, и продукты художественно-эстетической деятельности могут рассматриваться как художественно-эстетическая ценность.

Культорологический подход заключается в компетентном отборе произведений для синтеза искусств при организации восприятия детей.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных.


  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  5. сотрудничество ДОУ с семьей;

  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической леятельности;

  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составляют:


  • Основной Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.

Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

-«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей);

- «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, зрительного восприятия, арттерапия).
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.

Художественно-эстетическое развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. В этот период у ребенка совершенствуются движения: отдельные линии приобретают более разнообразный характер. Ребенок умеет перекрещивать линии, неотрывно повторять однородные движения для получения пятна, линий. В процесс рисования включается речь, выполняющая различные функции приговаривания, подчеркивающего ритм движений. К этому времени у ребенка имеется уже некоторый запас наглядных представлений, что позволяет узнавать знакомое в рисунке, лепке. Для рисования детей характерна зрительно-двигательная, пространственно - ритмическая цветовая организация плоскости, не связанная с функцией изображения.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).


От 3 до 4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17, ст. Петропавловской

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть) : тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу) , придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть) . Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Приобщая ребенка к изобразительной деятельности, возможно не только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать новые (особенно близкие к последним по форме, величине и т.п.) . При этом необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочность действия, которые опираются на зрительно - анализирующую деятельность восприятия. Так у ребенка развиваются пространственное восприятие и глазомер. В изобразительной деятельности формируется и ориентировка в микропространстве (на стол с игрушками, затем на листе бумаги) .

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Для этого необходимо разработать занятия, таким образом, чтоб они содержали в себе систему игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука» . Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами. Расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. С Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированные в Минюсте РФ от 14. 11. 2013 г., рег. № 30384.
  2. Закон «Об Образовании Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Санитарными правилами и нормами 2.4. 1. 3049-13, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15. 05. 2013 г. №26 и зарегистрированные в Минюсте России от 29. 05. 2013 № 28564.
  4. Уставом МБДОУ № 17 принят на общем собрании трудового коллектива (протокол №2 от 22. 01. 2014) . Утверждён постановлением в администрации МО Курганинский район 21. 03. 2014 №637
  5. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: комплексное развитие художественно – эстетической деятельности детей.

Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

  • формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
  • формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

1. 2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) .
  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи) .
  4. Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  6. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.
  7. Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая программа

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)

старшая группа

Разработала: Семёнова С.С.

воспитатель старшей группы

I . Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составлена для детей старшей группы.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

Цель рабочей программы – обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру. Для этого нужно решать следующие задачи:

2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы;

5) приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.

Принципы и подходы программы

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

    соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до­школьников;

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Планируемые результаты освоения программы

Проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

- Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

- Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

- Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

II .Содержательный раздел

Раздел 1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

Формирование умения выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Знакомство с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжение знакомства детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Привлечение внимания детей к сходству и различию архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения - декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Развитие эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству. Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Знакомство понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширение представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развитие интереса к участию в фольклорных праздниках.

Формирование бережного отношения к произведениям искусства.

Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (городец, полхов- майдан, гжель), расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).

Приобщение детей к истокам чувашской национальной культуры. Формирование элементарных представлений и знаний о художественном образе произведений чувашского декоративно – прикладного искусства: представления о чувашском орнаменте (его основных видах и типах, характерных чертах; функциональных связях с формой и назначением украшаемого предмета; знакомство с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой).

Формирование знаний о цветовом решении произведений чувашского прикладного искусства. Развитие ассоциативного и образного мышления; знакомство с языком цвета в народном декоративно-прикладном искусстве, сведениями о глубинном содержании цветов чувашского народного искусства (красного, маренового, белого, желтого, синего).

Формирование представления о симметричности и ритмичности построения чувашского орнамента. Знакомство с терминами «ритм», «симметрия».

Обучение пониманию содержательного смысла чувашского орнамента, художественно-образного языка декоративно-прикладного

искусства.

Введение в мир связей народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.

Подведение детей к выделению видов чувашского декоративно – прикладного искусства (вышивка, узорное и ковровое творчество, резьба и роспись по дереву, шитьё бисером и серебром, плетение и т.д.).

Знакомство с искусством других народов, проживающих на территории края (русских, татар, мордвы, мари и др.).

Раздел 2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы

Обязательная часть содержания образования.

Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Развитие наблюдательности, формировать умения внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Совершенствование изобразительных навыков и умений, формирование художественно-творческих способностей.

Развитие чувств, форм, цвета, пропорций.

Формирование увлечений, интереса к процессам эстетического восприятия произведений чувашского декоративного прикладного творчества и созидания при своей художественной деятельности.

Воспитание уважения к труду чувашских народных мастеров.

Раздел 3. Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

Обязательная часть содержания образования.

Совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Привлечение внимания детей на отличия предметов по форме, величине, пропор­циям частей, передаче этих отличий в рисунках.

Закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по-разному распола­гаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.

Овладение композиционными умениями: располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, его следует расположить на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом – по горизонтали). Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами (цвет­ные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, уголь­ный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Формирование навыка рисования контура предмета простым каранда­шом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закрепление умения рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачнос­тью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Совершенствование умения рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомство с новыми цвета­ми (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сирене­вый), развитие чувства цвета. Формирование умения смешивать краски для получения но­вых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью), умения передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (до трех оттенков цвета).

Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений («Кого встретил Колобок?», «Два жадных медвежонка»).

Развитие композиционных умений, умения располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Привлечение внимания детей к соотношению по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развитие умения располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.

Продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, за­крепление и углубление знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Побуждение создавать изображения по мотивам народной де­коративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразия элемен­тов. Продолжение знакомства с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Знакомство с росписью Полхов-Майдана. Включение городецкой и полхов-майданской росписи в творческую ра­боту детей, помощь в освоении специфики этих видов росписи.

Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомство с характерными элементами (бутоны, цве­ты, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Формирование желания создавать узоры на ли­стах в форме народного изделия (под­нос, солонка, чашка, розетка и др.).

Использование детьми декоративных тканей для развития творчества в декоративной деятельности. Предоставление для работы бу­маги в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер идр.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Закрепление умения ритмично располагать узор; расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Формирование умения составлять декоративные композиции по мотивам чувашского прикладного искусства, используя геометрические и геометризированные орнаменты, растительные и зооморфные элементы, составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах; осваивая композиционные приемы составления узора на различных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и объемных формах).

Обучение рисованию по сюжетам чувашских народных сказок («Лиса-плясунья», «Дети ветра», «Качакапа упа» и др.), стихов (В.Романов «Кǎмпара», Р.Сарби «Ташлать Илемпи» и др.), рассказов (А. Васильева «Çǎкǎр пиет» и др.), песен.

Раздел 4. Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

Обязательная часть содержания образования.

Продолжение знакомства детей с особенностями лепки из различных ма­териалов: глины, пластилина и пластической массы.

Развитие умения лепить с натуры и по представлению знакомые пред­меты (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности. Совершенствование умения лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закрепление умения лепить предметы пластическим, конструк­тивным и комбинированным способами. Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закрепление умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы пред­метов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на про­гулке» и др.

Формирование умения лепить по представлению персонажей литератур­ных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Мед­ведь и т. п.). Развитие творчества и инициативы.

Формирование умения лепить мелкие детали; пользу­ясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть жи­вотного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Формирование технических умений и навыков работы с раз­нообразными материалами для лепки; побуждение к использованию дополни­тельных материалов (косточек, зернышек, бусинок и т. д.).

Закрепление навыков аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки гли­ны и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окон­чании работы).

Продолжение знакомства детей с особенностями декоративной лепки. Формирование интереса и эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Закрепление умения лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дым­ковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формирование умения украшать предметы декоративного искусства узо­рами; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углуб­ленным рельефом.

Формирование умения сглаживать неровности вылеплен­ного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Закрепление умения разрезать бумагу на корот­кие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоуголь­ников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в 2-4 треугольника, прямоугольник - в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формирование умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложен­ной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной по­полам (стакан, ваза, цветок и др.). Знакомство с приёмом обрывания с целью создания выразительных образов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждать к дополнению их деталями, обогащающими изображения.

Формирование навыков аккуратного и бережного отношения к материалам.

Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций, анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закрепление умение заменять одни детали другими.

Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Создание условий для реализации детьми проектов трех видов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представлений об авторстве проекта. Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. Формирование проектной деятельности нормативного типа.

Совершенствования умения работать бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

Закрепление умения делать игрушки, сувениры из природного материала и других материалов, прочно соединяя части.

Формирование умения самостоятельно создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.

Привлечение детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закрепление умения детей экономно и рационально расходовать материалы.

Развитие умения лепить посуду разной по мотивам чувашской керамики и изделий из дерева.

Развитие умения лепить декоративные пластины по мотивам чувашских изразцов. Продолжать учить лепить разные украшения по типу изделий чувашских народных умельцев.

Обучение созданию глиняных расписных игрушек в стиле чувашских народных мастеров.

Закрепление умения составлять орнаментальные композиции в стиле чувашского народного искусства из геометрических и растительных, зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона.

Формировать умения использовать различные изобразительные материалы для передачи четкости и тонкости чувашского узора.

Формирование умения изготавливать декоративные композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества из бумажных лент.

Формирование умения изготавливать поделки из широких бумажных и берестяных полосок и украшать их элементами чувашского орнамента.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.

1)игровые методы и приемы;

2) рассматривание слайд-фильмов;

3) игра-путешествие;

4) творческие задания;

5) игра-эксперимент;

6) произведения живописи, выставки детского творчества;

7) работа в творческой мастерской;

8) экскурсия в мини-музей;

9) художественный проект;

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2 модели: 1) совместная деятельность педагога и детей

2) самостоятельная деятельность детей.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Экспериментирование;

Детский проект;

ТРИЗ технология

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


III .Организационный раздел

Календарно - тематический план работы

тема недели

основные направления работы

(группы задач

образовательной области в соответствии с ФГОС дошкольного образования

тема и форма, средства, методы и приемы организации образовательной деятельности

обязательная часть содержания образования

формируемое

участниками

образовательного

процесса

Непосредственная образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимные моменты

(в календарном плане)

Совместная деятельность

самостоятельная деятельность детей

сентябрь

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Как я провел лето»

Творческая мастерская

Предложить детям передать в рисунках события и впечатления прошедшего лета, нарисовать себя, своих близких. Учить использовать знакомые техники рисования, правильно и аккуратно пользоваться различными материалами. Предложить детям выполнить подобные рисунки и придумать по ним рассказы дома вместе с родителями.

Развивать умения создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Умение созерцать красоту окружающего мира (наблюдение)

(лепка )

«Моя любимая игрушка».

Творческая мастерская.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Чебурашка»

Игровая ситуация

Развивать образное восприятие, образные представления;

Развивать умения

создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности;

рисовать контур простым карандашом. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(конструирование)

Игровая ситуация.

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.

сентябрь

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Цветы в нашем палисаднике»

Игровая ситуация

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Формировать умения передавать характерные особенности цветов: форму лепестков и листьев, их цвет.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

«Пирамидка»

Творческое задание.

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов овальной формы.

Развивать чувство композиции.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«А у солнышка лучи ясные»

Игровая ситуация

Формировать умение создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд )

Коробочка.

Формировать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её в определённых местах. Продолжать учить детей работать с ножницами. Развивать интерес к ручному труду.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Наш детский сад».

Работа в творческой мастерской.

Предложить детям нарисовать свою группу, участок, эпизоды общения со сверстниками, педагогами. Организовать осмысление детьми полученных впечатлений. Учить использовать знакомые техники для передачи замысла. Способствовать развитию изобразительных способностей.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

Эксперимент «Свойства бумаги». Конструирование из бумаги «Дом»

Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги, учить обследовать образцы, называть и сравнивать их свойства. Учить складывать лист бумаги по образцу. Обогащать чувственный опыт детей, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

«Какие разные дома»

Рассматривание слайд-фильма

Продолжать знакомство детей с архитектурой, закрепить знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, школы. Привлечь внимание к различиям в их архитектуре, понимать, что эти различия связаны с разным назначением зданий.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

««Вот как чуваши в узоре изображали дом»

.

Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего дом. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров с окраской основы.

сентябрь

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Что ты больше всего любишь рисовать?»

Творческая мастерская

Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Развивать умение анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(лепка )

«Змейка».

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. закрепить умение украшать объект декоративным узором, используя имеющиеся навыки: скатывание, расплющивание.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

Знакомство с городецкой росписью.

Работа в творческой мастерской.

Познакомить с городецкой росписью. Развивать умения выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд )

Пакетик для семян.

Работа в творческой мастерской.

Научить детей изготавливать из картона по шаблону пакетик для семян, развивать умения обводить шаблон, вырезать ножницами по контуру, повторить правила обращения с ножницами, прививать любовь к природе, развивать наблюдательность.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Яблоня с золотыми яблоками»

Игровая ситуация

Развивать умения

создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев;

изображать много «золотых «яблок; располагать изображения на листе. Закреплять умение рисовать красками.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

Блюдо с фруктами и ягодами.

Работа в творческой мастерской.

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Развивать умения делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов.

Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Обогащать представления детей о произведениях изобразительного искусства. Развивать умения видеть красоту осенней природы, запечатленную художником, давать описание картины. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

Конструирование из бумаги «Мухомор»

Игровая ситуация.

Развивать умение работать с бумагой, складывать её по образцу. Закрепить приемы и способы складывания бумаги.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Осенний лес»

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения

отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(лепка )

«В лес за грибами»

Работа в творческой мастерской.

Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной формы.

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой или овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Яркое сияние солнц»

Игровая ситуация

.

Продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. Продолжать развивать способности восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – образов-символов чувашских узоров солнц, учить рисовать чувашский узор.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд)

«Веселые человечки».

Работа в творческой мастерской.

Совершенствовать умения делать сувениры из природного материала. Развитие эстетического вкуса.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

Рассматривание репродукции картины И.Т. Хруцкий «Натюрморт»

Углублять знания о разных жанрах изобразительного искусства, обратить внимание на средства выразительности, выбранные художником.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

Огурцы и помидоры лежат на тарелке.

Работа в творческой мастерской.

Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления.

Развивать координацию движений обеих рук.

Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Идет дождь»

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

«Машины»

Работа в творческой мастерской.

Формировать представления о различных машинах, их назначении, строении. Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в кон­струировании

Материально-техническое обеспечение программы

1.Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 18с.+21 с.

2.Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 16с.+19 с.

Слайд – фильм «Какие разные дома»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы

Слайды с изображением интересных предметов окружающей среды.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

    Мольберт

    Альбомные листы А 4 для каждого ребенка

    Акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши

    Стакан – непроливайка

  1. Тряпочка

1.Дымковская игрушка: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).

2.Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Искусство - детям).

3.Городецкая роспись по дереву: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).

4. Книга А. Барто «Игрушки».

5.Муляжи овощей и фруктов

6. Карточки смысловыми узорами

7.Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Слайд-фильм «Дымковская игрушка»

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

1.Пластилин

2. Доска для лепки

3. Тряпочка для вытирания рук

4. Цветная бумага

5. Цветной картон

6. Ножницы

7. Клей, кисть для клея.

8. Конструктор «Лего»

9. Природные материалы (шишки, желуди)

1. Образцы работ

2.Технологические карты работы.

Слайды с изображением поделок

Приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.

1.Образы-символы чувашских узоров для воплощения их в рисовании и аппликации

2.Динамическая модель создания линейного орнамента

3. Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Список использованной литературы

1. Закон об образовании в Российской Федерации № 273

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Программа художественно – творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства /Сост. Васильева Л.Г.

6. Васильева Л. Г. «Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента». Чебоксары 2002

7.Васильева Л. Г. «Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации». Художественное творчество» - формирование геометризированно - орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 3-7 лет.

8. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

9. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. / Л.В. Куцакова – М.:Мозаика – Синтез 2010.

10. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2002.

11. Пластилинография. Анималистическая живопись. /Г.И. Давыдова- М.:Скрипторий, 2007.

12. Соколова С.В. Оригами для дошкольника: Методическое пособие.- СПб.: Детство Пресс



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта