Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на... Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь...
Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.
К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.
Тематический материал:
Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.
Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.
Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.
Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:
Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).
Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.
Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?
Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.
Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.
Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).
Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься , тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».
Тематический материал:
Использовать слова всех основных частей речи.
Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.
Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.
Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.
Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)
Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.
Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.
Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.
Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей
.
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.
Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.
Выделим 4 этапа обучения:
В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.
Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.
Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.
Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.
Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.
Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .
Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:
Эти правила подходят фактически любым детишкам.
Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.
Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.
Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.
Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.
Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.
Многие родители беспокоятся о развитии речи ребенка 2-3 лет. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Важно понять развивается ли ребенок нормально или есть причины для беспокойства.
В норме речь ребенка в 2 года не очень богатая и разнообразная.
Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.
Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.
То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.
Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.
Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:
Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет
На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.
Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.
Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.
Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.
Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.
Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.
Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.
Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.
Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.
Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра
По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.
А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.
Развитие мелкой моторики малыша:
На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.
Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»
«Гав-гав-гав!» - собака лает
И чужих в дом не пускает.
«Где теленок? Не пойму? -
Замычит корова: «Му-у-у».
Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»
Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».
На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»
Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»
Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».
Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».
Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»
квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».
Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.
На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.
Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность . Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.
Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.
Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.
Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.
Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.
Чтобы научить ребенка говорить в 2 года, старайтесь уделять малышу больше внимания: общайтесь с ним, играйте, делайте простые упражнения.
Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему. Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский.
Доктор Комаровский считает, что нельзя сравнивать детей и мерят всех к одинаковым нормам. Достаточно обеспечить малышу нормальную среду для развития: ограничить пользование гаджетами и наладить общение между детьми и их родителями.
Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться. Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты.
Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:
Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.
Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.
Ребенка обычно включает около10 слов. Однако, это не полные слова, а лишь звукоподражание. Ав-ав (пес), му-у (корова), та-та(изображение чтения), ба (удар или падение) словами даже и не кажутся. По звукобуквенному составу они мало чем отличаются от бессмысленного лепета, который был слышен все второе полугодие. Одно принципиальное отличие все таки есть. Теперь эти слова появляются не спонтанно, а вполне осмысленно.
Они соотносятся с ситуацией. «Ба», - говорит ребенок, упав на попку, «ба», - сквозь слезы, больно ударившись головой, «ба»,- бросая мяч об пол. Малыш, можно сказать, проводит классификацию событий и явлений, и крупные группы называет одним словом.
Например, ам-ам – не только пищевые продукты, но и посуда, сам процесс употребления пищи и его приготовления, ааа!- все что опасно и может причинить боль: горячее, острое.
Упражнения для развития речи ребенка:
Речь ребенка
пока еще скудна, но его активный словарный запас включает в себя слова, которые для него очень важны.
Как правило, это обозначение родственников (папа, мама, баба, слово деда труднее для произношения и появляется чуть позже), обозначение важнейших желаний (ням –ням, а-а), сигнал об опасности (а!) и названия наиболее интересных ребенку игрушек и животных. Если в дома живет кошка, малыш быстро научится обозначать ее каким-то словом. Мальчики учатся говорить про машину каким то сочетанием звуков гораздо раньше, чем девочки. Так выглядит речь ребенка примерно в год.
На втором году жизни ребенка, происходит революционное изменение в жизни малыша. Он обретает свободу передвижения, и количество впечатлений возрастает в несколько раз. Развитие речи у детей тоже ускоряется. Теперь этот процесс у здорового ребенка зависит от двух процессов.
Во-первых, это увеличение пассивного словарного запаса.
Во- вторых, развитие мелкой моторики рук.
Пассивный словарный запас это те слова, которые малыш понимает, но пока не говорит.
Работа по увеличению пассивного словарного запаса.
Совместное чтение книг и рассматривание картинок. В быту не употребляется столько слов, сколько можно произнести, разглядывая картинки. Детские книжки – хороший материал для таких занятий, но картинки в них достаточно однообразные. Манера рисовать, стиль не меняется от иллюстрации к иллюстрации. Поэтому внимание малыша быстро притупляется. К тому же в детских книгах редко встречаются темы, актуальные для ребенка: семья, быт, предметы быта и прочее. Такие картинки стоит брать в журналах, рекламных брошюрах и каталогах. Там все предметы сфотографированы с максимальным качеством. Каждую картинку надо подробно обсудить. Например, если сфотографирована чашка с блюдцем, то можно не только назвать эти предметы, но и употребить глаголы 6налить, стоит, пить, брать. А так же прилагательные, описывающие эти вещи.
Во время повседневного общения, как можно больше употреблять потешек и песенок, подходящих к случаю.
Например: «Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем…»
«Ушки мыли? - Мыли!
Глазки мыли?- Мыли!
Носик мыли?- Мыли!
И теперь мы чистые, заиньки пушистые».
Когда звучит мелодия стиха, речь ребенка
развивается быстрее.
Можно стимулировать малыша к подражанию. В книгах можно найти много пальчиковых игр, которые делают стишки и потешки еще увлекательней. Известная присказка про Сороку-воровку первое, что приходит в голову, но на самом деле их много.
Мелкая моторика рук (ручная умелость) напрямую связана с . Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь взаимосвязаны. Какие же упражнения можно предложить такому маленькому ребенку?
Брать маленькие предметы. Не стоит пугаться. Под контролем старшего вполне можно собрать рассыпанный горох на блюдечко. У детишек в этом возрасте появляется просто непреодолимое желание брать в руки всякую мелочь.
Просунуть в щель монетку или пуговицу. Тут секрет в том, что щель может стоять под удобным углом к крохе, а может так, что каждую пуговицу надо будет поворачивать.
Упражнение развивает не только умелость рук, но и сообразительность. Каждую упавшую пуговичку или монетку лучше сопровождать восхищенным «Бух!». Тогда малыш поймет, что трудится не зря.
Нанизывать крупные бусины еще труднее! В этом деле нужна согласованная работа обеих рук. Начать можно с палочки от китайской еды. На палочку нанизывать проще, чем на шнурок. А именно он является конечной целью. Заниматься бусинами можно практически на протяжении всего дошкольного возраста, так сейчас самое время начать.
Пластилин – прекрасное средство для развития мелкой моторики и следовательно развития речи у детей. Сейчас в магазинах огромный выбор этого материала. Есть даже масса для лепки специально для детей с года. Это окрашенное пищевым красителем соленое тесто очень противного вкуса. Пихать его в рот очень быстро пропадает желание. Лепить, пожалуй, пока не выйдет, а вот отщипывать кусочки уже получится.
Можно использовать и другие способы развития мелкой моторики. В магазинах продается много игрушек, в аннотациях к которым стоит развитие мелкой моторики, развитие речи у детей и вообще гениальность с первого применения. Можно использовать и их. Лучше всего, пожалуй, сортеры. Это такие кубы с разнофигурными прорезями. Развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность.
Но, как правило, купленные игрушки совершенно не оправдывают денег на них потраченных. Интерес к ним быстро угасает.
Ну, а что же делать, если время идет, а речь ребенка не обогащается новыми словами? Каковы нормы развития речи ребенка в 2 года?
Активный словарный запас несколько сотен слов.
Может пользоваться предложениями из нескольких слов.
Понимает почти все, обращенные к нему, слова.
Любит слушать книги.
Узнает предметы на иллюстрациях и может назвать их.
Склоняет существительные.
В этой статье:
Ваш малыш хочет общаться все больше. Теперь его игры сопровождаются словами и коротенькими фразами. Он еще не умеет разговаривать бегло, но очень старается . В этот момент его речевое развитие ускоряется. Ребенок уже знает достаточно слов, чтобы общаться с родителями, играть с другими детьми – теперь ваша задача в том, чтобы помочь ему научиться правильно употреблять речевые конструкции .
В возрасте 2-3 лет необходимо проверить ребенка у логопеда. Это важно, ведь определить наличие серьезных дефектов речи нужно как можно раньше – тогда и устранить их будет гораздо проще, чем в более старшем возрасте.
Не переживайте, если у ребенка пока не получается произносить некоторые звуки – это нормально. Он учится, запоминает слова, но не всегда четко. Скорее всего, дело просто в том, что вы говорите довольно быстро и некоторые слова произносите не вполне внятно. Взрослые понимают вас, а для малыша слово звучит совершенно по-другому.
Разговаривая с детьми 2-3 лет, необходимо контролировать свою речь. Выбирайте для него более простые слова и варианты построения фраз .Так, вместо «Какой напиток предпочитаешь?» мы спрашиваем маленького ребенка: «Что хочешь попить?». Так вы облегчите для него понимание, а это упростит и ускорит развитие речи.
Могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков. Некоторые из них легко произнести, а другие иногда остаются проблемой еще несколько лет. В этом возрасте для детей согласные звуки Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н
, К, Л, Х, Г, С
обычно не составляют особого труда. Остальные же согласные чаще всего просто проглатываются, опускаются. С гласными такой беды нет – их произносить легко.
С рождением малыша мама учится понимать его желания . Очень скоро она привыкает говорить на его языке так, чтобы ему было понятно. Вот ребенок только-только начнет произносить нечеткое слово или вообще звук, а мама уже знает, что это означает. Это очень хорошо, что между вами установилась связь. Плохо то, что это тормозит развитие речевой функции.
Ваши общие слова и звуки, набор слогов - это так называемый материнский язык, явление, которое психологи и дефектологи выявили сравнительно недавно
. Это явление
сильно влияет на развитие речи. В 2 года малыш знает некоторый набор слов. В 3 - может составлять простенькие фразы. Это нормально. Если этого не происходит, то ставится диагноз «задержка речевого развития»
. При общении с логопедом ваша проблема будет выявлена.
Мамам советуют переходить на осмысленную речь. Зачем развиваться, учиться новым словам, если и так все понятно, да еще мама тебя поддерживает? У ребенка пропадает стимул. Спрашивайте его и дожидайтесь ответа . Он должен понять, что речь - это необходимость, то, к чему он должен стремиться. Для детей не составляет труда запоминать новые слова. Помогите своему ребенку: учите его, а не подыгрывайте. Так ему будет гораздо легче в дальнейшем.
В таком возрасте сажать малыша за тетради и книжки совершенно бессмысленно. До 5-6 лет ему необходима подача материала в виде игры. Это ему интересно и не приносит дискомфорта. Только помните, что в этом возрасте ребенок способен концентрировать внимание на чем-то одном не дольше 10-15 минут. Попробуйте урок на изучение новых слов построить вокруг его любимой игры или игрушки. Если вы сможете заинтересовать его, то ребенок с радость будет играть и учиться с вами , и новая информация усвоится намного лучше.
Как вариант –
вы можете попросить его что-то сделать, например принести какую-то вещь: машинку, мягкую игрушки, ручку со стола… Если он не знает какого-то слова, то сходите вместе с ним, покажите предмет и назовите его. Несколько повторений, и уже через пару дней название вещи станет привычным
.
Даже просто постоять возле окна может быть для детей полезно и познавательно. Покажите ему небо, облака, листики деревьев, объекты во дворе. Называйте все это четко и разборчиво. Как только он выучит первые несколько слов, начните прибавлять к ним простейшие определения: «небо голубое», «облака белые»… Так вы выучите несколько цветов. Затем начните задавать вопросы:
Что это?
(указывая на небо, солнце, дерево)
Какого оно цвета?
Облака голубые?
Где небо?
Покажи мне деревце.
Такая простая игра отлично развивает память и дает представление о нашем мире. Можно играть в слова и на улице. Там много разных предметов, все новое, интересное, яркое и привлекает внимание. Когда вы изучаете мир и слова на наглядных примерах, усвоение понятий и развитие речи происходит гораздо проще.
Самое простое упражнение для развития речи – повторение звуков. Какие-то даются легко, а другие - пока еще с трудом. Но не стоит концентрироваться только на неудачах. Повторяйте все, хвалите малыша за успехи. Постепенно вы научите его правильно произносить любые звуки. Но в любом случае хотя бы раз
посетите логопеда для диагностики, особенно если есть серьезные проблемы. В этом возрасте многие дефекты речи у детей можно исправить самыми простыми упражнениями.
Каждый звук что-то означает. Покажите ребенку, например, как воет волк (ууууу), как рычит тигр (ррррр) . Это рассмешит малыша, а значит, он моментально запомнит новую информацию.
Часто проблемой становятся именно шипящие звуки. Произносите их так, чтобы ребенок мог видеть движения ваших губ и языка – это поможет ему сориентироваться.
В возрасте 2-3 лет логопед впервые проверит ребенка серьезно. Если не будет выполнена норма
по словам и звукам (не менее 80 слов активной речи), то ставится диагноз «задержка речевого развития». Здесь для родителей главное не паниковать
. Детям бывает трудно выполнить эту норму по разным причинам. Возможно, ответ очень прост: малыш много времени проводит у телевизора. Такое пассивное слушанье
, когда совершенно не нужно говорить, очень опасно, так как ребенок подсознательно перестает видеть в этой самой речи необходимость и теряет желание развивать разговорные навыки. В таком случае выполняйте рекомендации логопеда, меньше включайте телевизор в доме и больше занимайтесь с ребенком – уже через год развитие речи вернется на нужный уровень.
Бывают и более сложные случаи:
Не всегда родители вовремя распознают эти проблемы – иногда даже глухота ребенка на одно ухо долго остается незамеченной. Сниженный слух не проявляется у детей как-то особенно, и вы можете списать это на индивидуальные особенности ребенка, а на очередном осмотре у ЛОР-врача вам внезапно сообщат о заболевании. Некоторые виды снижения слуха лечатся, другие, к сожалению, нет. К счастью, современная медицина предлагает разные варианты компенсации слуха.
Состояние
носоглотки тоже очень важно для развития речи. Из-за врожденного дефекта у ребенка может не получаться произносить носовые или горловые звуки. Здесь все зависит от вида деформации и степени изменения. Иногда простая операция может исправить ситуацию раз и навсегда. Но первое, что нужно сделать - проконсультироваться с врачом.
Общее состояние здоровья тоже влияет на начало развития правильной речи. Очень важно, нормально ли кушает ребенок, получает ли достаточно витамином. При недостатке некоторых микроэлементов развитие участков мозга , отвечающих за речь, будет проходить медленнее.
К сожалению, многие из них очень серьезные. К заболеваниям ЦНС относятся и те, которые вызывают недоразвитие интеллекта. Ребенку с болезнями такого плана понадобится лечение и коррекционная педагогика . Развитие речи в этом случае не может прогрессировать так, как у детей без подобных проблем. В возрасте 1-2 лет, максимум до 3 лет, такие проблемы уже могут быть выявлены – именно поэтому важно регулярно водить ребенка на осмотр к врачу, чтобы не упустить начало заболевания.
Конечно, тяжело совмещать работу, домашние хлопоты и воспитание малыша. Но ребенку 2 лет просто необходимо быть в компании с человеком , у которого можно учиться. Если у родителей нет возможности проводить время с малышом, то развитие речи будет проходить медленнее. Никакие игрушки не могут заменить общения . Мы не рождаемся с умением говорить – мы его приобретаем. Для ребенка вы и ваша речь - эталон. Чем чаще вы разговариваете, тем больше новых слов он узнает. Если же общения недостаточно, то процесс затормаживается: малыш продолжает говорить на своем языке звуков и отдельных слов . А если нет развития речи у ребенка, то замедляется и развитие интеллекта. Помните об этом и проводите как можно больше времени вместе со своим малышом.