Главная » Выращивание » Развлечения бояр и князей. Кто такие бояре

Развлечения бояр и князей. Кто такие бояре

Чем занимались бояре?

  1. Бояре были самыми знатными людьми Русского государства 10-13 столетий. Они считались главными после князя. Бояре владели так называемыми вотчинами (от слова отче - отец) , то есть крупными земельными владениями. Во времена Киевской Руси бояре должны были служить в княжеском войске. Но они имели право переходить от одного князя к другому.
  2. Бояре:
    1) высший слой феодального общества в Русском государстве (наряду с великими и удельными князьями) 1017 вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Происхождение слова Бояре до конца не выяснено: одни исследователи производят его от бой (воитель) или болий (большой) , другие от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин) , от исландского boearmen (знатный человек) и т. д. Возникновение Бояре относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в 69 вв. В 1011 вв. Бояре разделялись на 2 слоя: княжеских княжих мужей (огнищане) и т. н. земских (старцы градские) потомков родоплеменной знати.

    Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (право иммунитета) , имели вассалов. В период феодальной раздробленности 1215 вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь Бояре, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в 13 в. , Новгородской феодальной республике Бояре решали все дела с помощью боярских советов. Влияние Бояре в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах было настолько большим, что в них не смогла сложиться сильная великокняжеская власть. В борьбе с сеньориальным Бояре княжеская власть опиралась на служилых феодалов дворян, служащих бояр. Усиление великокняжеской власти со 2-й половины 14 в. привело к появлению бояр путных, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление (конюший, сокольничий, чашничий и др.) . В 1415 вв. по мере складывания единого централизованного государства имущественные и политические права Бояре ограничивались (иммунитетные ограничения, стеснение и отмена к концу 15 в. права отъезда вассалов от сюзерена) , происходили изменения в социальном составе Бояре С образованием в конце 15 в. Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии Бояре были значительно урезаны; великокняжеская (с середины 16 в. царская) власть настойчиво подавляла выступления тех Бояре, которые сопротивлялись е централизаторской политике. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В 17 в. состав Бояре сильно изменился, многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные Бояре и дворянство. Благодаря этому в 17 в. происходило стирание различий между Бояре и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладении, юридически оформленная в 1714.

    2) С 15 в. в Русском государстве высший чин среди служилых людей по отечеству. Звание Бояре давало право участвовать в заседаниях Боярской думы, было высшим думным чином. Отмена в 1682 местничества окончательно подорвала влияние Бояре Звание Бояре было отменено Петром I в начале 18 в.

    3) В бытовом значении Бояре в России 17 в. все феодалы-помещики для зависимого от них населения; позже это слово модифицировалось в понятия баре, барин.

в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРЕ

1) высший думный чин в XII–XVIII вв. 2) Высшее сословие феодалов (наряду с великими и удельными князьями) в X–XVII вв.; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

В Древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, члены княжеской дружины (с XI в.) – «княжие мужи». Первоначально за свою службу (поручения по суду и управлению) получали в «кормление» села и города. Позже с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами), в период формирования самостоятельных княжеств Б. становятся богатейшими и влиятельнейшими феодалами. Б. были вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому сюзерену и являлись полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (обладали правом иммунитета), имели своих вассалов. В XII–XIV вв. возросло их политическое значение в государственном управлении.

Большинство старейших боярских родов Московского государства вели свое происхождение с XI–XII вв. В XIV в. государственная власть в Московском княжестве принадлежала как самим великим князьям, так и княжескому совету (позднее ставшему Боярской думой), состоявшему из 10–20 наиболее знатных Б., среди которых наибольшую власть имели тысяцкий, казначей и окольничие. Именно из этого совета в начале XV в. вышла особая категория «бояр введенных», а позднее и «бояр путных». Лица в звании-Б. занимали высшие должности по гражданскому и военному управлению. Им поручалось управление главными приказами, они назначались воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, вели дипломатические переговоры с иностранными послами. В случае выезда Из столицы царь «приказывал боярам Москву», т. е. поручал им центральное управление на время своего отсутствия. Б. сопровождали царя в поездках, участвовали во всех церемониях Государева двора, назначались воспитателями («дядьками») наследников.

В XIV–XV вв., по мере складывания Русского централизованного государства, имущественные и политические права Б. ограничивались, происходили изменения в социальном составе. С XV в. Б. – высшие чины среди служилых людей «по отечеству», участвовавшие в заседаниях Боярской думы. Во 2-й половине XVI–XVII вв. состав Б. сильно изменился, многие знатные боярские роды пострадали в годы опричнины и послеопричные годы, другие вымерли, третьи экономически ослабли. В XVI в. и особенно в XVII в. места Б. в высшем государственном аппарате постепенно занимали представители неродовитого дворянства, возведенные в боярский чин родственники цариц (Стрешневы, Милославские, Нарышкины и др.). так называемые «Б. по кике». В XVII в. большое значение приобрели нетитулованные Б. (А.Л. Ордин-Нащекин, А.С. Матвеев и др.), выслужившие боярство. Отмена в 1682 г. местничества сильно подорвала влияние боярства. Благодаря этим процессам происходило стирание различий между боярством и другими группами дворян, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладения, юридически оформленная в 1714 г. Звание «боярин» было отменено Петром I в начале XVIII в. в связи с ликвидацией Боярской думы и реорганизацией государственного управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники) ; Сельские общинники (смерды – данники князя) ; Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина).

В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).
  
  Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.
  
  Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).
  
  Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.

Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.
  
  Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками).
  Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны).
  Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.
  
  Бояре во всем подражали князьям, хотя и не обладали их богатством, ни их авторитетом. Знаком особой княжеской милости была золотая «Гривна» - обруч на шею.
  
  Особый строй жизни был у духовенства. Среди монахов многие вели праведную, подвижническую жизнь, являли собой образец учености. Жили одиноко, почти не общаясь с миром. Первым монахом, канонизированным на Руси, был Антоний Печерский из Киево-Печерского монастыря. На священниках была возложена обязанность направлять и судить личную и семейную жизнь прихожан.
  
  Огромная пропасть лежала между верхушкой общества и жизнью смердов. Жили в темных полуземлянках или избах с маленькими оконцами, закрываемыми от холода досками, топились по-черному. Одежда: короткая домотканая рубаха, узкие штаны, лапти, «кожух» (шуба) из грубой овчины или мед-вежины. Женщина одета в длинную рубаху, а замужние носили платок.
  
  В этой среде долго сохранялись языческие права и обычаи. Кровная месть, брак без венчания, языческие «игрища», «жертвы бесам и боло-там» и прочие волхования. Неумеренное пьянство (хотя распространено и в других странах). Обычай париться в бане. Главенство в семье мужчине принадлежало. Традиции трудолюбия, взаимопомощи, уважения к старшим, имели богатые праздничные обряды, песни, сказки, былины.

Боя́ре - высшее сословие на Руси 10-17 веков (наряду с великими и удельными князьями). Бояре играли ведущую роль после великого князя в управлении государством. Происхождение термина не выяснено. Возникновение бояр относят ко времени становления Древнерусского государства 9 века. В 10-11 веках выделялись княжеские бояре - княжи мужи (огнищане) и т. н. земские бояре (старцы градские) - потомки родоплеменной знати. С 11 века, вследствие наделения землей княжих мужей, они сливаются с земскими боярами в единое боярское сословие.

Будучи вассалами князя, бояре были обязаны служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю, были полными господами в своих вотчинах, сами имели вассалов. В период раздробленности Руси в 12-15 веках с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. В Галицко-Волынском княжестве в 13 веке, в Новгородской земле государственные дела решались на боярских советах. Влияние бояр в Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском княжествах не позволило сложиться сильной княжеской власти.

В борьбе с боярами-вотчинниками князья опирались на служилых бояр и дворян. Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 века привело к появлению путных бояр , которые управляли отраслями дворцового хозяйства (конюший, сокольничий, чашничий) и отдельными территориями, отдававшимися им в кормление (воеводы). В 14-15 веках, по мере складывания централизованного государства, права бояр ограничивались (сужение рамок иммунитета, стеснение и отмена к концу 15 в. права отъезда к другому господину), происходили изменения в социальном составе бояр. С 15 века в Русском государстве боярин становится высшим чином среди «служилых людей по отечеству». Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской думы, было высшим думным чином. Традиционно бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы.

С образованием в конце 15 века Русского централизованного государства социально-экономические и политические привилегии бояр-вотчинников были значительно урезаны; власть жестко подавляла выступления бояр, которые сопротивлялись централизаторской политике. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В 17 веке состав бояр сильно изменился, многие знатные роды пресеклись, другие экономически ослабли, большое значение приобрели служилые бояре и дворянство. Благодаря этому происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714. В бытовом значении в России 17 века боярами для зависимого от них населения были все помещики; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Отмена в 1682 местничества подорвала влияние боярства на государственные дела. Звание боярина было отменено Петром I в начале 18 века.

Бояре в Валахии и Молдавии (рум. boerii) - класс феодалов, сложившийся в 14 веке. Бояре делились на родовых, владевших баштинами (вотчинами), и поместных, владевших жалованными поместьями (мошиями). Со временем различие между ними стало стираться. В независимой Румынии 19 веке состав бояр стал пополняться выходцами из крупного купечества и чиновничества. Здесь бояре как класс был ликвидирован в результате осуществления закона об аграрной реформе 22 марта 1945.

Бояре - высшее сословие феодалов в Русском государстве в XI-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. С переходом от раннефеодальной монархии к феодальному обществу боярство усилилось. В н. XII в. бояре получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Бояре являли из себя новых гражданских феодалов и в Новгороде и Пскове победили старую военно-служилую знать - князей. Здесь боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Однако в большинстве земель бывшей Киевской Руси князьям удалось подавить сепаратизм бояр и установить свою власть в форме монархии. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. В XV в. - высший чин служилых людей по отечеству. Бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягать ему в этом. Он, в свою очередь имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни. В н. XVIII в. слились с дворянством. Академик Греков Б.Д. писал: “Бояре нашей древности состоят из двух слоёв. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми “лучшими, нарочитыми, старейшими” - продукт общественной эволюции каждого данного места - туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых может быть пришлого и неславянского происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: “бояре” и “старцы”. “Старцы”, или иначе “старейшие”, - это и есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин “senatores terrae” - “старци и жители земли” (Nobilis in portis vir ejus, guando sederit cum senatoribus terrae” - взорен бывает во вратех муж ее, внегда аще сядеть на сонмищи с старци и с жители земли). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями, Владимир созвал “бояри своя и старци”. “Никакого не может быть сомнения, - пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, - что восточные славяне издревле (не зависимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu,seniores, кметы и др.терминами”. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир I созывал на пиры “боляр своих, посадников и старейшин по всем городам”, в своем киевском дворце он угощал “боляр, гридей, сотских, десятских и нарочитых мужей”. В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда в Новгороде при кн.Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили варяжских дружинников, князь отомстил избиением их “нарочитых мужей”, составляющих здесь “тысячу”, т.е. новгородскую военную, не варяжскую организацию. В 1018 побежденный Болеславом Польским и Святополком Ярослав прибежал в Новгород и хотел бежать за море; новгородцы не пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и “начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен”. Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава не было, потому что он прибежал в Новгород только с 4 мужами, а местное население, и в том числе бояр.Таких же местных бояр мы видим в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136, как говорит летописец “яща бояр много: Давида Ярославича, тысяцкого, и Станислава Доброго Тудковича и прочих мужей. много бо бяше бояре киевкии изоймали”. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать Итак, бояре есть разные, точно так же, как и городские и сельские жители.”.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта