Главная » Выращивание » Сочинение по направлению "Разум и чувства". Сочинение на тему разум и чувства по литературе

Сочинение по направлению "Разум и чувства". Сочинение на тему разум и чувства по литературе

Чувства против разума или почему Борис не пара Катерине

В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина.

В драме рассказывается о трагической судьбе девушки,которая не смогла сражаться за свою любовь.

Из "любви и ласки" Катерина попадает в семью Кабановых,в который она не может высказать свою точку зрения,поспорить на счет чего-то.

Сын Кабанихи Тихон,муж Катерины,ни в чем не может перечить матери так же как и Катерина.Кабаниха считает себя "выше" других.

В этом доме она чужая, её постоянно,каждый день унижают.Она попадает в среду где нет ничего "святого и доброго".

Перейдем к сцене объяснения главной героини Катерины с Борисом:

Эта сцена происходит в финале,эта сцена - развязка,трагическая развязка их взаимоотношений.

Они понимают,что их встречи не имеют смысла и они были ошибкой.Они так говорят,но где-то в глубине души так не считают.

Внутреннее состояние героев не так уж и просто понять,но понять из все же можно.Это нам помогают сделать ремарки.

Например,Борис,при встрече с Катериной, все время оглядывается будто боится,что их увидят. Катерина противоположна Борису в этом плане: Она ведёт себя спокойно,не нервничает,не волнуется потому что чувство,которое она испытывает,она не в силах скрыть.

("Подбегает к нему и прыгает на шею").

Борис и её любовь к нему - маленький просвет в "темном царстве" её жизни.Ради него она готова все бросить,уйти от мужа и этой гадкой свекрови Кабанихи: "Возьми меня с собой отсюда!")Она решительна,что нельзя сказать от племяннике Дикого - Бориса-Он не может ослушаться его,перечить ему.Потому что зависит от него материально....Не может все бросить ради любви!!!

"Не по своей я воле еду: дядя посылает.." У него нету своего мнения!!!В зависимость в другому человеку попадают только слабые люби,Борис слабак,безвольный.Он не хочет менять свою жизнь ради какой-то любви.

Катерина сильнее Бориса,но и проблем у ней больше,он- "птица вольная",а она "мужняя жена".

При прощании с Катериной слабохарактерный Борис плачет,Но почему?Вроде бы он ей сочувствует,жалеет,но он бежит от ней,бежит от своей "любви",не думая как тяжело Катерине жить,как ей плохо с мужем с Кабанихой. Катерине сложно проститься с Борисом,она его любит,хочет подольше с ним побыть и посмотреть на него.Борис стремится побыстрее уехать...чтобы не видеть её.

Он считает,что лучшим избавление для ней будет смерть! ("Только дного и надо у бога просить,чтоб она умерла поскорее,чтоб ей не мучиться долго!..")Он переживает за неё,но спасти не может,не хочет!Потому что искренне он её не любит.

Он мог бы предотвратить смерть,но не захотел.

Он уходит.Поразмышляв,она все-таки решается на самый гадкий поступок - самоубийство.Перед уходом она попросила его молиться о её грешной душе.Ей тяжело.

ей сложно совершить этот шаг.Но предательство толкает её.

Она считает что дом хуже могилы и делает это.Она считает,что её жизнь кончена и бросается в реку..

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Слесаренко Яна

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Когда возникает конфликт между разумом и чувствами?

Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать, как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом. В таких ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше: дать верх своим чувствам или послушать разум.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается вышесказанная мною точка зрения. Так в повести И.С.Тургенева «Ася» главный герой господин Н влюбляется в Асю и, спустя время, понимает, что очень любит эту героиню. Ася отвечает ему взаимностью и вроде все должно быть прекрасно у двух влюбленных. Однако Господин Н на протяжении всего общения испытывает борьбу между своими чувствами и разумом. Он понимает, что жить не сможет без своей возлюбленной, но разум ему твердит, что нужно будет нести большую ответственность за Асю. В итоге разум Господина Н побеждает чувства, и молодой человек бросает Асю и уезжает из города. Таким образом, И.С.Тургенев изображает своего главного героя как человека, у которого идет внутренняя борьба между разумом и чувствами.

Другим примером может послужить пьеса А.Н.Островского «Гроза». Конфликт между чувством и разумом испытывает главная героиня Катерина. Она понимает, что должна быть верна своему мужу Тихону, но сердцем Катерина принадлежит Борису. Главная героиня изображена как очень светлый и любвеобильный человек, она лучик света в этом темном царстве Кабановых. Этот же лучик Катерина видит в Борисе. Из-за новой любви у главной героини возникает конфликт между чувствами и разумом. Катерина не может терпеть эту борьбу и решает умереть, чтобы завершить внутреннее разногласие между чувствами и разумом.

Подводя итог сказанному, хочется выразить надежду на то, что большинство людей живут в гармонии между чувствами и разумом. А гармония это и есть счастье человека.

ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО
Любовь покрывает множество грехов.
Ев. от Петра, IV, 8

«Гроза», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского - Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А Катерина сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими.
Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится». Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но... Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же Катерины, в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее - сердце.
Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей...
Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь. Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» То же подтверждает и Кулигин: «...а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как Кулигин, в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда Кабаниха «точит» сына и невестку. А самое сильное ее чувство - любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она поет гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами Кулигина, «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису. Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее - «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, - трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает - о его, не о своем бесчестии - о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров. По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один - смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось...». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен. Даже ласки Тихона ей противны, и они как попрек. Жизнь превратилась в нескончаемую муку, и о ней даже «думать не хочется». «И человек ничто. Пылинкой в мире он. Но боль его громаднее Вселенной».
Катерина смогла быть сильнее Ларисы Огудаловой, попавшей в такое же положение, и сама прерывает жизнь, умирая в полете - полете вниз, но полете...


Проблема эмоциональности. Почему важно контролировать собственные эмоции? Что важнее: разум или чувства?

Проблема преобладания разума над чувствами на примере драмы А.Н. Островского "Гроза" и драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад".

Почему важно уметь контролировать свои эмоции? По-моему мнению, умение держать себя в руках очень важно.

Часто случается так, что самоконтроль помогает справиться со сложными житейскими ситуациями или даже спасает жизни, свою или чужую.

Ярким примером, подтверждающим мою мысль, является Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Автор показывает читателю порывистую, эмоциональную и к тому же очень набожную молодую женщину, чувства которой находятся в постоянном конфликте с разумом.

Катерину рано выдали замуж за нелюбимого человека – таковы были реалии купеческой среды, жизнь которой мастерски показывает Островский. Но Катерина, запертая в клетке невыносимых для нее домостроевский устоев не может смириться со своей участью. Она молода, её сердце жаждет настоящей, пылкой любви.

Но в то же время Катерина наивна, бесхитростна и совершенно не умеет видеть истинную суть людей. Познакомившись с племянником Дикого, Борисом, она безоглядно влюбляется в него, хотя разум подсказывает ей невозможность этой любви. Но Катерина, не сумев побороть свои чувства, отдается им целиком, что приводит к трагедии. Не выдержав борьбы между чувством и долгом, Катерина бросается на колени перед законным мужем, Тихоном, и признается ему в измене. Переполненная чувствами раскаяния и стыда, находясь в постоянном страхе перед Божьей карой, в очередной раз не сумев справиться с собственными эмоциями, Катерина бросается с берега Воли в омут. В этом отчаянном жесте читатель видит не только протест против подавляющих личность законов «темного царства», но и отчаянную попытку побороть собственные зашкаливающие эмоции, не дающие возможность жить, соблюдая традиции.

Другим примером, подтверждающим мысль о необходимости контролировать собственные чувства, является Евгений Арбенин, герой драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Арбенин – человек, который прошел через многие испытания. Он знает, что такое предательство, обман, лесть. Именно поэтому, он уже не может безоговорочно верить людям. Единственный лучик света, освещающий его жизнь, - это его жена, Нина. Арбенин любит и доверяет её, понимая, что Нина чистая, верная и глубоко порядочная женщина. Но потеря злосчастного браслета и события, сложившиеся совершенно неблагоприятным образом, приводят к ужасному – Арбенин убежден в том, что жена его обманывает. Охваченный дикой ревностью, он пытается выяснить причины, но бушующие эмоции не дают Евгению Арбенину трезво оценить ситуацию. Нина гибнет от руки собственного мужа, а Евгения ожидает наказание. Он узнает о невиновности несчастной Нины и сходит с ума под гнетом вины.

Читая эти произведения и переживая за героев и вместе с героями, читатель приходит к мысли о несомненной важности контроля над своими эмоциями. Необдуманные поступки, совершенные под влиянием эмоций, зачастую приводят к непоправимым последствиям. Поэтому, оказавшись в сложной жизненной ситуации, каждому необходимо руководствоваться в первую очередь разумом, а не чувствами.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта