Главная » Выращивание » Технологическая карта урока первый властелин единого китая. Первый властелин единого китая

Технологическая карта урока первый властелин единого китая. Первый властелин единого китая

Технологическая карта урока

Предмет: История Древнего мира

Класс: 5

Тема урока: Первый властелин единого Китая

Цели:

Образовательные

дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Развивающие

развивать умение анализировать деятельность исторической личности на примере правления Цинь Шихуанди

Воспитательные

воспитывать уважение к историческому прошлому, способность к оценке исторической личности

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать деспотический режим китайских императоров.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Работа в группах, парах

Опорные понятия, термины: « Поднебесная», «Сын Неба», бамбуковая книга , «Конфуцианство».

Новые понятия: «гунны», «бойницы», «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена».

Формы контроля

Самооценивание, самоконтроль

Домашнее задание §23 вопросы

1.Орг.момент

Цель: организовать, направить детей на образовательный процесс

Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

РАБОТА В ГРУППЕ

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

2.Актуализация опорных знаний

Цель: проверка домашнего задания, закрепить и систематизировать знания

Выполните задание : 1. Проверьте сведения, характерные для Китая и Индии.

Соотнесите исторические факты и страну, где они произошли: а) Китай; б) Индия:

( комментарий для тех, кто не поймет задание – проверьте поставленные знаки «+» в колонках двух стран, для которых сведения будут правильными)

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

    Вы справились с заданием?

2. С какой частью работы вы легко справились?

3.Где возникли затруднения?

4. Что необходимо для выполнения задания?

Работают по таблице

Ответы:

1.(Частично).

2. (С той, что касается древней Индии )

3. ( В определении сведений для Древнего Китая: 4. ( Во-первых, знания по темам Древняя Индия и Древний Китай, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение )

РАБОТА В ГРУППЕ

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выявление недостающих знаний по теме Китай.

2. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

мудрец Конфуций?»

Для этого вспомни:

    Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

и сестрам)?

    Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

старинных книг?

    Каким должен быть настоящий ученый?

    Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

    Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами.

3. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Продолжительность:

Как должен, по мнению Конфуция, править мудрый государь?

Отвечают на поставленный вопрос

индивидуально

4. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Продолжительность:

Последовали правители советам мудреца?

Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

В 1974 г. китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количество терракотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что это остатки знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы принять участие в разгадке этого феномена.

Какова наша тема урока?

Тема урока: «Первый властелин единого Китая».

План урока

1. Цинь Шихуан и объединение Китая.

2. Завоевательные войны.

3. Великая Китайская стена.

4. Возмущение народа.

Ученики предлагают тему урока

«Первый властелин единого Китая».

Записывают в тетрадь тему урока, план.

Фронтальная работа

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Определение темы урока

5. Изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о едином государстве в Древнем Китае

Цинь Шихуан и объединение Китая

- Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы.

В 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств - царства Цинь - разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-ван, стал называть себя Цинь Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране ряд реформ.

Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, - на уезды.

Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).

Введены единые письменные знаки.

Упорядочены меры веса и длины.

Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.

Утверждены обязательные для всех законы.

Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.

Столицей Китая стал город Сяньян.

Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех жителей страны.

Вопросы к тексту

В каком году произошло объединение Китая?

Как стал называть себя первый властелин единого Китая?

Что это означало?

Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?

Работают с рабочим материалом.

Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме.
Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

РАБОТА В ГРУППЕ

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

получают новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме.

6.Первичное закрепление

Цель: первичный контроль и коррекция

Проблемные вопросы.

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

Просмотр отрывка видео фильма о военных походах

Заполните схему по услышанной информации. (§23 п. 2 с. 109-110)

Работа по заполнению схемы

РАБОТА В ПАРЕ

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

определяют причины самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствия

7. Рефлексия

Цель: подведение итогов, выставление отметок

1) На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

* большой – «для меня это важно и интересно …»

* указательный – «я бы мог, но не спросили...»

* средний – « У меня всё время вертелось в голове...»

* безымянный – « Если бы я был учителем...»

* мизинец – « Мне понравилось...»

Выполняют задания

РАБОТА В ГРУППЕ

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Ребята дают оценку своим знаниям

IX.Дом.задание

Цель: инструктаж по выполнению домашнего задания

1. Ответить на вопросы в желтой рамке рубрика «Проверить знания».

2. Ответить на вопросы в оранжевой рамке рубрика «Поразмышлять над интересными вопросами».

Урок для 5 класса по теме: «ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ» с применением педагогической технологии «Мозговой штурм»

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель:

Образовательная:

Получат возможность научиться характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры; научатся определять термины: компас, бойницы.

Развивающая:

развивать монологическую речь (при устных ответах учеников), развивать мышление; вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнения и позицию, допускать существование различных точек зрения;

Воспитательная:

сформировать положительное отношение к труду, чувство уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся ориентиры для их самоиндефикации;

2. Овладеть знаниями об основных этапах развития китайского общества.

Планируемые результаты:

Личностные требования:

1. Осмысление опыта предшествующих поколений, быть способным определять свою позицию;

2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов;

Метапредметные требования:

1. Владеть умениями работать с учебной информацией;

2. Способность решать творческие задачи;

3. Готовность к сотрудничеству с соучениками во время коллективной работы;

Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом пути Китая, как основой для миропонимания современного общества;

2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий;

3. Умение систематизировать информацию из различных исторических источников;

Дополнительный материал к уроку: презентация, разработанная учителем, карта «Индия и Китай в древности».

Оборудование: проектор, экран, учебник по Истории Древнего мира 5 класс

План урока.

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели и задачах урока.

3 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод

Домашнее задание

2 мин

Изучение нового материала

I этап

Мотивация. Знакомство с особенностями цивилизации Древнего Китая

5 мин

Подготовка к учебной познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.

Метод «Мозгового штурма»

Класс на группы не делится. Выяснение причины: почему могущество государства связано с его единством.

15 мин

Поиск ответа на проблемный вопрос путем коллективного продуцирования идей и коллективным поиском их решений

Изучение нового материала

II этап

Выяснение причины возмущения народа

10 мин

Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания. Самостоятельная работа с учебником

Обобщение и систематизация знаний

Проверить уровень усвоения материала по теме урока

5 мин

Выступления учащихся. Беседа. Составления вывода.

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашнее задание

Дать задание на закрепление знаний

2 мин

Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Подведение итогов урока

Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности

2 мин

Анализ работы учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Знакомство с новой темой урока – записать в тетрадь

2. Домашнее задание – записать в дневник

3. Изучение нового материала I этап.

Мотивация:

Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.

Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.

Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру, и в отличие от Древнего Египта, Шумер и других древних государств и народов существует до сих пор.

Давайте поближе познакомимся с этим государством.

Чтобы достигнуть цели нам с вами предстоит преодолеть несколько этапов урока, а именно… (план урока)

4. Метод «мозгового штурма»

Перед нами стоит проблемный вопрос. Давайте вместе найдем ответ на него.

В этом нам помогут знания, которые мы получили на прошлых уроках.

Почему эта страна получила название Срединной и Поднебесной? (центр мира)

? – В какой части света расположен Китай?

? – Какая пустыня отделяет Китай на севере?

? – Какие горы находятся на западной границе Китая?

? – Какие моря омывают Китай на юге и юго-востоке?

? – Какие реки протекают через Китай?

(сама показываю, а ученики подсказывают какая южнее, а какая севернее)

? – Что такое государство?

? – Какие причины вызывают его появление?

Где возникли первые государства?

Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.

Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство

? – как называлось деление общества в Китае? (ранги)

? – какое преимущество дает то, что государство едино?

Единые законы

Единые монеты

Вывод:

Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,

поддерживать порядок при помощи законов,

собирать налоги

Решительный поворот в истории Китая произошел в 221г. до н.э., когда правитель царства Цинь, которое располагалось в верховьях реки Хуанхэ Ин Чжэн после ряда завоевательных войн покорил соседние царства и объединив их под своей властью, создал империю Цинь. Провозгласив себя «Первым императором династии Цинь» он становится Цинь Шихуанди .

К этому времени китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Чтение учебника стр. 104.

Строительство Великой Китайской стены.

Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов .

Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.

По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.

? – Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?

(при помощи огня)

5. Изучение нового материала II этап.

Возмущение народа

Император держал народ в страхе. За малейшую провинность людей били, отрезали нос, наказывали всю семью и даже соседей. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

? –Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция?

Гробница.

В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте вспомним цель нашего урока (слайд). Совместно мы смогли найти ответ на проблемный вопрос.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Теперь вам будет легче справиться с домашним заданием, решить кроссворд и заполнить контурную карту.

9. Подведение итогов урока.

Разделы: История и обществознание

  1. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
  2. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени.
  3. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территории государств в древности».
  2. Видеокассета «Великие чудеса света. Великие творения людей». Ридерз Дайджест. Видеофрагмент «Великая Китайская стена».
  3. Презентация «Первый властелин единого Китая».
  4. Раздаточный материал:
    а) карточки для описания фильма;
    б) фрагменты рабочих тетрадей;
    в) контурные карты «Индия и Китай в древности».
  5. Жетончики – «драконы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1-й слайд.

II. Повторение.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Давайте вспомним историю и других древних народов. 2-й слайд.

А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.

Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?

Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?

Как и на чём писали во времена Конфуция?

Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?

(Ответы учащихся и комментарии учителя).

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним даты. Что произошло?

1500 г. до н.э. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии
3 век до н.э. Объединение Индии в единое государство
Более 2 млн. лет назад Появление человека
40 тысяч лет назад Появление «человека разумного»
525 г. до н.э. Захват Египта персами
10 тысяч лет назад Появление земледелия и скотоводства
1792-1750 гг. до н.э. Правление Хаммурапи в Вавилонии
538 г. до н.э. Взятие Вавилона персами
3000 лет до н.э. Образование единого государства в Египте
Около 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Египте
221 г.до н.э. Объединение Китая в единое государство.

За каждый правильный ответ – жетончик!

III. Новая тема.

Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство. Начертите ленту времени:

Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?

Насколько раньше? (На 79 лет). (Работа у доски).

1. Политика Цинь Шихуана.

Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян. См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.

Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание на карту.

Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.

2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.

Работа по карточке № 1.

Физкультминутка:

  • Зажмурьте глаза как можно крепче, а теперь сделайте их как можно удивлённее. (2-3 раза).
  • А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели – вновь за дело!

Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

3. Возмущение народа.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими. «Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», - сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.

Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

IV. Первичный контроль.

Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый путь.

Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?

Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?

Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.

V. Закрепление.

Работа по карточке № 2. Образец – 16-й слайд.

Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!

Приложения.

Карточка № 1. Великая Китайская стена.

Карточка № 2.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера предложений в соответствующие колонки.

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

    В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

    В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

    Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

    Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена стена длиной около 5000 км.

    В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

    Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция.

Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».

    Напишите названия главных рек Индии и Китая.

    Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

    Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до н.э.).

    Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й век до н.э.).

    Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

Литература:

    Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.

    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

    Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.

    Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.

    Российский исторический журнал «Родина». - № 10, 2004.

  1. Приложение к газете «Первое сентября». История. - № 39, 1997.

Первый властелин единого Китая

Цели: познакомить учащихся с первым властелином единого Китая, с периодом его правления, подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, формулировать несложные выводы.

Оборудование: презентация, видеоролик о Великой Китайской стене, карта Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме.

1. Подготовка устного ответа по карточке № 23 «Китайский мудрец Конфуций».

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

мудрец Конфуций?»

Для этого вспомни:

    Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

и сестрам)?

    Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

старинных книг?

    Каким должен быть настоящий ученый?

    Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

    Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?Вывод.

Примерный ответ учащегося№1

Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

Примерный ответ учащегося№2

2. Подготовка устного ответа по карточке № 24 « Изобретения китайцев».

Мы, современные люди, пользуемся изобретениями, которые были сделаны давным – давно в древних государствах. Каждый народ внес что – то свое в мировую культуру. Что же внесли в мировую культуру древние китайцы?Что же они изобрели?Примерный ответ ученика.

В Древнем Китае изобрели компас. Правда, он мало похож на современный, но также исправно показывал стороны света. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг. Другое важнейшее изобретение китайцев – бумага, ее изготовляли из всякого тряпья, мелка растертого и размоченного, бамбука и коры дерева – все это варили в большом котле. Китайцы научились выращивать чайные кусты. Чай – старинный китайский напиток, который врачи рекомендовали, как целебное бодрящее средство. В Китае научились изготовлять тонкие шелковые ткани, прекрасный фарфор. В Китае выращивали рис. Он даже заменял хлеб.

III . Проведение физкультминутки и зарядки для глаз.

IV . Изучение новой темы.

    1. Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказания­ ми и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь ШиХуан. Он смог объединить отдельные китай­ ские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке. Учитель объявляет план урока. Ставится проблемный вопрос, на который, проанализировав, надо ответить.

Какое значение имело для жителей Древнего Китая объеди­нение страны в единое государство? Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цынь Шихуане ?

    1. Изучение новой темы

План

      1. Объединение Китая в 221 г. до н. э.

        Управление государством Цинь Ши Хуаном.

        Великая Китайская стена.

        Возмущение народа.

Новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бой­ница, Южно-Китайское море.

1. Рассказ учителя.

Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского государ­ства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши Хуанди.

Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих по­ читателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военныепоходы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

V . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Беседа по прочитанному.

С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные похо­ ды? (Его ингпересовали новые земли, желание присоединит ь их и расширить свои территории.)

Куда были организованы походы? (На побережье Южно - Китайского моря.)

С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая (С племенами гуннов.)

Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

Смотрим небольшой видеоролик о Великой Китайской стене. («Программа BBC . Чудеса света. Великая Китайская стена».)

Учитель рассказывает о возмущении народа правлением императора Цынь Шихуанди.

Закрепление изученного материала.

Учащиеся пытаются сделать выводы.

    Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)

    Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Древняя Индия и Китай».

Белицкая Инна Анатольевна,

Учитель истории школы № 14

Г. Феодосии

Конспект урока истории

Тема: « Первый властелин единого Китая» 5 класс

Цели : - выяснить, как происходило объединение Китая;

Какими были завоевательные войны;

Выяснить, что представляла собой Великая Китайская стена и для чего она была построена;

Как жилось китайскому народу и почему они поднимали восстание;

Развивать умение строить связанный рассказ, доказывать свою точку зрения;

Воспитывать интерес к историческому прошлому;

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, учебник, тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Исторический диктант

1.Берега Индии с запада, востока и юга омывает…

2.Самые широкие и полноводные реки Индии…

3.Густые, трудно проходящие леса называются…

4.Группы людей в Индии, обладающие определёнными правами и обязанностями, называются…

5.Перечислите эти группы …

6.Человек, отказывающийся от общения с другими людьми, живущий уединённо назывался…

7.В древнем Китае протекали две реки …

8.Как звали мудреца которого почитали китайцы …

9.В древности в Китае писали на дощечках из…

10.Как китайцы называли свою страну …

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока:

    Объединение Китая.

    Завоевательные войны.

    Великая Китайская стена.

    Возмущение народа.

4. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя

1. Объединение Китая.

Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан (Первый властелин Цинь)

В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться « Второй властелин Цинь», потом третий и т.д. Столицей стал город Сяньян.

2. Завоевательные войны .

Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран. На юге его привлекали земли на побережье Южно-китайского моря.

Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.

На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом. Воевать сними было очень трудно. Как вы думаете почему? (они передвигались налегке, а армии нужно было тащить за собой провизию)

Один из китайских мудрецов говорил, что наступать на кочевников. Всё равно, что догонять тень.

300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против кочевников. На 400 км они отогнали кочевников.

3. Великая Китайская стена .(иллюстрации)

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

Протяженность – 5000 км,Высота – 7 м,ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

2) самостоятельная работа с учебником :

    Прочитайте материал на стр. 111- 113 и ответьте на вопросы:

1) Почему население было недовольно политикой?

2) Что они делали для того, чтобы выразить своё недовольство?

Великие изобретения китайцев – стр. 111 – в синей рамке

    Древние китайцы были очень талантливы.

    Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе:

бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор.

5. Подведение итога урока.

Игра « Правда-неправда» (работа в тетрадях)

Если правда то пишем «+ », если нет «-»

1.Правитель китайского государства Цинь разбил поочерёдно своих соседей и объединил Китай под своей властью.

2. Столицей Китая стал город Сяньян.

3. Закончив внутренние войны, Цинь Шихуан стал совершать походы против соседей.

4. Чтобы защитить свои земли от нападений гуннов была создана Китайская стена.

5. Великая Китайская стена была такой ширины, что на ней могли разъехаться 2 повозки.

6. Если воин замечал опасность, то он поджигал сигнальный костёр.

7. Китайский народ был недоволен постоянным повышением налогов.

8. За малейшую неповинность человека били палками или отрезали ему нос.

9. На подавление крестьянских восстаний была брошена армия, но многие воины переходили на сторону восставших.

Учитель озвучивает ответы, ребята проводят взаимопроверку.

6. Домашнее задание:

&13 – 23, подготовиться к зачёту, вопросы на стр. 114.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта