Главная » Галлюциногенные » Афганский «нож сокращения»: что стало с военными частями после вывода войск из Афганистана. Победа за горами: почему афганская армия не может уничтожить «Талибан

Афганский «нож сокращения»: что стало с военными частями после вывода войск из Афганистана. Победа за горами: почему афганская армия не может уничтожить «Талибан

Уже стало аксиомой, что вооруженные силы в любой стране мира являются гарантом сохранения суверенитета и политической стабильности. И Афганистан не стал исключением. Указ "О создании афганской национальной армии" , изданный главой афганского государства Хамидом Карзаем в 2002 году положил начало формированию очередных национальных сил обороны Афганистана.

Вместе с тем строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. Но вопреки всему их создание постепенно сдвигается с мертвой точки.

Состав вооруженных сил Афганистана.

На сегодня Вооруженные силы Афганистана состоят из следующих видов войск:

Сухопутные войска;

Военно-воздушные силы;

Пограничные войска;

Служба государственной безопасности;

Войска противовоздушной обороны.

Сухопутные войска (а именно пять корпусов) дислоцируются в провинциях, где ранее уже были военные базы Талибов, а именно в Кабуле, Балхе, Герате, Кандагаре и Пактии.

Вооружение афганской армии представлено в основном советской боевой техникой и вооружением: автоматы Калашникова, пулеметы, гранатометы. Бронетанковая техника также представлена советскими БМП-1,2, БТР-60,70, танками Т-55, Т-62.

После падения режима Талибов в Афганистан начали поступать советские образцы вооружений и техники из стран Восточной Европы, состоявших ранее в Варшавском Договоре и вступивших затем в НАТО, а именно, из Польши, Румынии, Словакии, Чехии и Венгрии.

Вместе с тем почти все вооружение, доставшееся от Советского Союза, требует проведения техобслуживания и капитального ремонта.

Военно-воздушные силы, как самостоятельный и боеспособный вид, в настоящее время фактически не представляют собой реальной силы. В афганских ВВС насчитывается следующее количество боевых единиц, находящихся на территории страны.

На каком уровне состояние летного парка на сегодня трудно представить, так как рассматриваемая выше техника еще в 2003 году в большинстве своем нуждалась в капитальном ремонте и дорогостоящем технологическом оборудовании.

Личный состав

В 2005 г. вооруженные силы Афганистана практически состояли из одного вида - сухопутных войск общей численностью порядка 25 тыс. человек.

Боевые части вооруженных сил Афганистана насчитывают порядка 20 тыс. человек. При этом 5 тыс. проходят подготовку в учебных центрах.

Стоит отметить, что более 60% офицеров новой афганской армии в недавнем прошлом являлись моджахедами, так как в ряды вооруженных сил Афганистана зачисляются в основном граждане, окончившие военно-учебные заведения, а также лица, имеющие боевой опыт.

Средний возраст военнослужащих составляет 22-25 лет. При этом соблюдается межэтнический баланс. Это было продиктовано сохранением представительства различных этнических групп с целью дальнейшего избежания столкновений и конфликтов на подобной почве. Одной из отличительных черт вооруженных сил Афганистана стало взятие на вооружение советского принципа ротации кадров в региональном разрезе. То есть представители западных провинций могут служить на севере или на юге страны, а, соответственно, представители северных провинций - на западе или востоке Афганистана.

Особое внимание в подготовке военнослужащих играют муллы частей. Как правило, при штабах соединений и частей, а также в учебных заведениях для личного состава имеются мечети.

Вместе с тем морально-психологическое состояние военнослужащих ВС Афганистана остается на низком уровне. Причиной тому являются несколько факторов:

Регулярное столкновение подразделений афганских вооруженных сил с отрядами талибов;

Как следствие этого рост потерь среди личного состава;

Неадекватная риску зарплата военнослужащих, в результате чего служить идут далеко не лучшие кадры;

Рост числа дезертиров среди военнослужащих.

Морально-психологическое состояние в афганских вооруженных силах напрямую влияет на набор добровольцев в регулярную армию.

Основной причиной снижения числа желающих служить в армии является низкий уровень денежного содержания военнослужащих. Так, согласно указу о создании добровольной Национальной армии Афганистана от 2002 г., военнослужащим выплачивается денежное содержание в размере 50 долларов во время прохождения действительной службы, что, по мнению призывников, является недостаточной суммой.

Наиболее острыми проблемами афганских вооруженных сил на сегодня являются низкая выучка личного состава и высокий уровень дезертирства.

Перспективы военного строительства в Афганистане

Являясь государством, не имеющим выхода к океану, Афганистан не планирует (да и не в состоянии в ближайшее время) обзавестись всей традиционной армейской триадой (включающей в себя сухопутные войска, ВВС, ВМФ). В результате национальные вооруженные силы Афганистана будут состоять из двух родов войск: сухопутных войск и военно-воздушных сил.

В отношении сухопутных войск планируется сформировать военно-территориальные единицы, размещенные в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе. Будут сформированы 5 армейских корпусов (включающие 13 бригад и 78 батальонов).

В планах дальнейшего развития вооруженных сил Афганистана предусмотрено увеличение численности к 2007 г. до 70 тыс. солдат и офицеров. Далее, в течение еще нескольких лет их количество должно быть удвоено.

Планы развития афганских ВВС по имеющейся информации предусматривают формирование следующих структурных оперативно-тактических подразделений:

Авиационный полк (в составе которого будут находиться четыре эскадрильи) состоящий из многоцелевых истребителей МиГ-29;

Полк истребителей-перехватчиков Су-27;

Эскадрильи вертолетов Ми-17Б и Ми-35 (модернизированные Ми-24).

В отношении дислокации ВВС Афганистана будут размещены на четырех авиабазах, которые также как и сухопутные войска будут находиться в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе.

Численный состава ВВС к 2009 году планируется довести до 3 тысяч человек. Здесь существует одна немаловажная деталь, заключающаяся в том, что при перевооружении и модернизации ВВС Афганистана основной упор будет сосредоточен на боевых вертолетах.

Принимая во внимание все "за" и "против" при самом благоприятном стечении обстоятельств новая афганская армия будет создана не ранее чем через 5 лет.

Вместе с тем сложная военно-политическая ситуация внутри страны, помноженная на низкий уровень жизни населения и фактически отсутствие социально-экономической политики официальных властей вызывают опасение в успешности выполнения намеченных правительством Хамида Карзая планах по становлению национальных сил Афганистана.

Исход операции США и НАТО в Афганистане во многом зависит от стабильности установленного там прозападного политического режима. В свою очередь, его устойчивость определяется способностью силовых структур Афганистана решать задачи по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства. Причем на данном этапе приоритеты развития этих структур смещены в сторону борьбы с внутренним врагом. Последнее неудивительно по ряду причин - например, наличие в Афганистане крупной группировки НАТО практически полностью гарантирует афганский режим от внешнего вооруженного вторжения со стороны иностранного государства (речь не идет об инфильтрации отрядов антиправительственных боевиков с территории Пакистана). Кроме того, то же присутствие натовских сил облегчает силовым структурам Афганистана и борьбу с внутренней вооруженной оппозицией настолько, что их роль зачастую носит вспомогательный характер.

Тем не менее объявленный процесс вывода из Афганистана основных сил членов НАТО в ближайшие годы ставит на повестку дня не только количественный рост афганской армии и полиции, но и качественный - для самостоятельного решения более широкого круга задач. И в первую очередь это касается способности противостоять внутренним угрозам, дабы власти современного Афганистана не повторили судьбу режима М. Наджибуллы после вывода из этой страны советских войск. Таким образом, неудивительно, что военное строительство в Афганистане носит ярко выраженный антипартизанский характер.

Основными компонентами афганской военной машины являются афганская национальная армия (AHA) министерства обороны и афганская национальная полиция (АНП) министерства внутренних дел.

При создании силовых структур Афганистана (и его армии в том числе) НАТО приходится учитывать два разнонаправленных фактора, обусловленных этнорелигиозной гетерогенностью государства. Так, необходимость обеспечить равномерное представительство этносов во властных структурах, в том числе и силовых, требует обеспечения пуштунам соответствующей квоты в афганской армии. Однако ввиду сомнительной лояльности последних требования повышения эффективности силовых структур Афганистана вынуждают больше полагаться на непуштунские этносы страны, в первую очередь таджиков. Так, на 2009 г. численность таджиков и пуштунов в AHA оценивалась в 30-40% для каждого этноса, однако среди командного состава доминирующее положение занимали таджики (около 70% командиров батальонов) .

Штатная численность афганской национальной армии на декабрь 2011 г. составила более 170,5 тыс. Практически все афганские военнослужащие принадлежат к сухопутным войскам. Высшим объединением афганской армии является корпус, состоящий из бригад. На данный момент корпусов в армии Афганистана насчитывается шесть: 201-й (штаб - Кабул), 203-й (Гардез), 205-й (Кандагар), 207-й (Герат), 209-й (Мазари-Шариф), 215-й (Лашкаргах). Корпуса состоят из бригад, а те, в свою очередь, из трех-четырех пехотных батальонов, батальона боевого обеспечения (разведывательная, рота, инженерная рота, артиллерийская батарея в составе восьми 122-мм гаубиц Д-30) и батальона материального обеспечения, а также некоторых более мелких подразделений. Кроме бригад, в состав корпусов входит несколько отдельных частей: корпусные батальоны боевого и материального обеспечения, а также батальон коммандос, действия которых обеспечиваются приданными корпусам вертолетными отрядами. Кроме того, предполагается переформирование ряда пехотных батальонов в батальоны быстрого реагирования на американских бронированных машинах MSFV (Mobile Strike Force Vehicle, вариант бронеавтомобиля Ml 117 Guardian). Эти батальоны могут быть как включены в состав корпусов в качестве отдельных, так и объединены (по крайней мере, часть из них) в бригаду - возможно, в составе 3-й бригады 111-й Кабульской дивизии.

Зона ответственности афганского корпуса охватывает несколько провинций, так что имеющихся в них сил недостаточно даже для противоповстанческих действий. Потому по мере роста численности и боевого состава AHA можно ожидать как создания новых корпусов, так и усиления существующих (увеличение количества бригад в корпусах, формирование четвертых пехотных батальонов в бригадах, усиление батальонов боевого обеспечения). Более мощные корпуса сосредоточены в восточной и южной частях страны (201-й, 203-й и 205-й), там же формируется и 215-й корпус.

Кроме шести корпусов, в составе AHA существует ряд отдельных соединений: двухбатальонная бригада охраны штаба армии и 111-я «столичная» дивизия в Кабуле. В состав последней, кроме двух пехотных бригад (на данный момент сокращенных по сравнению с бригадами корпусов состава), входит и единственное механизированное соединение афганской армии - 3-я бригада быстрого реагирования, где сгруппированы остатки боеспособной советской бронетехники, а также американские бронетранспортеры МПЗ. Кроме того, в AHA формируется дивизия специального назначения, основу которой должны составить две бригады коммандос и одна бригада специального назначения (по типу американских групп специального назначения).

В целом афганская армия состоит преимущественно из территориальных формирований (корпуса, гарнизон Кабула), сил которых на данный момент даже не хватит для обеспечения безопасности в зоне своей ответственности. Наиболее боеспособны довольно малочисленные подвижные подразделения афганцев: коммандос, спецназ и в будущем, как ожидается, и батальоны быстрого реагирования. Такая структура армии напоминает армию Южного Вьетнама, где на фоне армейских корпусов с невысокой боеспособностью выгодно выделялись воздушно-десантные, бронетанковые части и части морской пехоты и рейнджеров, которые и несли на себе основную нагрузку в войне с Вьетконгом и армией ДРВ.

Основной силой AHA на данный момент и на ближайшую перспективу является пехота (моторизованная на грузовиках и пикапах, аэромобильная - коммандос, спецназ) при ограниченной поддержке легкой бронетехники (бронеавтомобили), артиллерии (минометы, буксируемые орудия) и авиации (транспортные и боевые вертолеты, транспортные самолеты, легкие боевые самолеты). Как сказано выше, это обусловлено спецификой афганского военного строительства с приоритетностью противоповстанческих действий. Потому неудивительно, что AHA имеет крайне ограниченный потенциал при ведении общевойскового боя. С другой стороны, практически полное отсутствие технически сложных родов войск позволяет афганцам обходиться умеренными по численности формированиями тыла. Потому удельный вес боевых подразделений в афганской армии превышает таковой у соседей, не говоря уже об армиях развитых государств.

К сильным сторонам AHA можно отнести высокий уровень аэромобильности благодаря наличию существенного числа транспортно-боевых вертолетов и тактических транспортных самолетов (и росту их численности в ходе развития ВВС). Причем это важно не только для противоповстанческих операций в типичной для Афганистана горно-пустынной местности с бедной дорожной сетью, но и в случае конфликтов с соседями. И если в случае войны с Ираном и Пакистаном, располагающими многочисленной истребительной авиацией, эффективность применения афганской авиации вызывает определенные сомнения, то в случае с Таджикистаном (и в меньшей степени Туркменистаном и Узбекистаном) многочисленная афганская авиация может оказать определяющие влияние в случае вооруженного конфликта между этими государствами.

Еще одним важным фактором трансформации вооруженных сил Афганистана может стать их переоснащение техникой ряда членов ISAF, возвращение которой на родину будет признано невыгодным. Пока рано говорить о номенклатуре вооружения и техники и масштабах такой передачи, но можно предположить, что афганцы могут получить некоторое количество автомобильной и бронетехники (в первую очередь колесной), артиллерии, возможно, вертолетов и, скорее всего, часть запасов материальных средств, включая боеприпасы и запасные части. Последнее должно обеспечить AHA возможность эксплуатировать и применять свое вооружение и военную технику в течение определенного времени даже в случае прекращения поставок из-за рубежа.

Кроме особенностей технического оснащения, важнейшим фактором, определяющим потенциал AHA, является качественный уровень ее личного состава.

Невысокий уровень квалификации офицерского состава на данном этапе частично компенсируется наличием в афганских подразделениях от батальона и выше групп советников в составе 75 советнических групп Embedded Training Team (ETT, США) и 80 аналогичных советнических групп Operational Mentor Liaison Team (OMLT, члены НАТО и другие государства) на май 2011 г. Последние при численности 11-28 человек (в зависимости от типа и функций «подшефного» формирования AHA) призваны обучать афганцев, служить связующим звеном между ними и НАТО, повышать уровень координации при планировании совместных операций и т.д. Очевидно, что в случае изъятия из афганских формирований западных советников способность AHA к современным боевым действиям снизится. Потому на довольно продолжительный период времени до подготовки качественных национальных командных кадров эффективность AHA будет определяться наличием в ней военнослужащих НАТО. В случае же развития деструктивных сценариев в Афганистане после вывода оттуда основной части иностранных сил можно ожидать отзыва советников и, как следствие, быстрой деградации AHA и возвращения ее к традиционной для Афганистана полуфеодальной-полумилиционной армии.

В отличие от членов Северо-Атлантического альянса, СССР в прошлом веке изначально развивал вооруженные силы Демократической Республики Афганистан (ДРА) не как узконаправленные противоповстанческие силы, а как самодостаточные, способные проводить как противоповстанческие действия, так и общевойсковые операции. Стоит отметить, что этому способствовал и тот исходный материал, который попал в руки советских советников и инструкторов, так как они занимались развитием афганской армии в этом ключе еще до ввода в ДРА советских войск. Натовцам же пришлось создавать афганскую армию практически с нуля, когда исходный материал представлял собой феодальные дружины полевых командиров и ополченческие структуры. Особые трудности у западных «демиургов» вызвало создание адекватного офицерского корпуса из-за практически полностью разваленной в ходе 1990-х гг. системы как военного, так и гражданского образования, а также ввиду специфики потенциальных кандидатов на командные должности с их «атаманским» прошлым.

Как бы то ни было, делая изначально акцент на самодостаточность афганской армии, Советский Союз помогал афганцам формировать и развивать общевойсковые соединения и объединения с высокой насыщенностью тяжелым вооружением. Так, к началу 1986 г. вооруженные силы Афганистана располагали 763 танками (70% штата, в том числе в составе сухопутных войск - 675 единиц, или 89%), 129 БМП (75%), 1225 БТР и БРДМ (45%), 2609 артиллерийских орудий и минометов (80%) . Таким образом, армия ДРА, располагая намного более мощным парком тяжелого вооружения по сравнению с современной AHA, была куда более приспособлена к самостоятельным действиям при защите государства от внешних угроз со стороны соседей. Представляется вероятным, что даже в ходе нынешнего курса на реформирование AHA с целью расширения спектра решаемых ею задач она не приблизится по оснащению тяжелой бронетехникой и артиллерией к своему коммунистическому предшественнику. Это связано не с нехваткой залежалого тяжелого вооружения на складах членов НАТО, а с неспособностью AHA обеспечить ее эксплуатацию. Причем как по финансовым соображениям (в первую очередь из-за стоимости топлива и проблем с его поставками в Афганистан), так и из-за нехватки квалифицированных специалистов (с чем сталкивалась и старая афганская армия, но в меньших масштабах).

Если говорить о численности армии ДРА, то на 1986 г. она насчитывала по факту 141,5 тыс. человек (60% штата). Однако в нее входил ряд структур, которые в новом Афганистане относятся к МВД или отсутствуют вообще (пограничная охрана, войска территориальной и гражданской обороны). Численность собственно сухопутных войск составляла 101,6 тыс. (60% штата) . Таким образом, по численности армия ДРА уступала современной AHA (тем более после окончания ее реформирования). Однако стоит учитывать, что тогда и население Афганистана было почти вдвое меньше.

Как и сейчас, вооруженные силы коммунистического Афганистана испытывали проблемы с комплектованием, причем даже более значительные, чем AHA. Так, через военкоматы удавалось призывать лишь 20% солдат срочной службы, а 80% попадали в армию в результате принудительной мобилизации (зачастую в результате установления временного контроля над какой-то территорией). Неудивительно, что такая армия была подвержена массовому дезертирству, усиливаемому пропагандой противника. В результате армия ДРА испытывала хронический дефицит кадров, особенно в низовых боевых подразделениях, где уровень укомплектованности составлял в среднем 25-40% (что соответствует низшему натовскому уровню боеспособности подразделения Capability Milestones CM4). Потому выбранный натовцами принцип комплектования AHA по контракту можно считать более успешным, несмотря на имеющиеся и у них проблемы.

Афганские ВВС на конец 2011 г. насчитывали около 5 тыс. человек и имели на вооружении 49 вертолетов (девять Ми-35, 34 Ми-17, 6 MD-530F), 14 тактических транспортных самолетов С-27А, по 3 легких учебно-транспортных Ceccna T-182T и Cesna 208B . В последние годы наблюдается бурный рост афганской авиации как за счет численности личного состава, так и авиационного парка. Так, еще в конце 2009 г. они насчитывали менее 3 тыс. военнослужащих при 31 вертолете (22 Ми-17 и 9 Ми-35) и шести транспортных самолетах (2 С-27А, 5 Ан-32 и 1 Ан-26). В обозримом будущем афганские ВВС будут располагать более 100 вертолетами (пополам Ми-17 и MD-530F) и 20 тактическими транспортниками С-27А, а также парком легких учебных и транспортных самолетов. Наличие и конфигурация их ударного компонента пока находится под вопросом, но ожидается, что через ВВС США примерно начиная с 2015 г. будет поставлено 36 турбовинтовых легких боевых самолетов Embraer A-29 Super Tucano.

Как и в случае сухопутных войск, ВВС и ПВО ДРА были куда более мощным видом вооруженных сил по сравнению с перспективным и тем более наличным составом авиации AHA. Так, на начало 1986 г. они насчитывали 19,4 тыс. человек, 226 самолетов (в том числе боеготовых 217) и 89 вертолетов (62 боеготовых) . Причем в отличие от авиации AHA в них имелись истребители, полноценные ударные самолеты и подразделения ПВО.

Что касается афганской полиции, то на декабрь 2011 г. ее штатная численность была 135,5 тыс. Значительная ее часть (96,4 тыс.) предназначена для обеспечения правопорядка в населенных пунктах и на дорогах (в первую очередь охрана Кольцевого шоссе), а также выполняет функции, аналогичные подразделениям российского МЧС.

Кроме того, в состав АНП входят пограничная полиция (20,8 тыс.) и полиция общественного порядка (12,6 тыс.). Последняя, кроме борьбы с массовыми беспорядками, предназначена и для противоповстанческих действий и включает специальные подразделения (SWAT), то есть является неким аналогом внутренних войск. Ее бригады дислоцируются в крупных афганских городах, включая столицу, Кандагар, Герат и Мазари-Шариф. Пограничная полиция занимается охраной 5,5 тыс. километров афганской границы, а также аэропортов. Не вызывает сомнения, что для столь протяженной границы ее численность недостаточна. Потому можно предположить, что в ходе дальнейшего развития афганской полиции ее пограничный компонент (равно как и полиция общественного порядка) будут увеличены.

Кроме собственно государственных структур обеспечения внутренней безопасности, в подчинении министерства внутренних дел Афганистана находятся формируемые с августа 2010 г. подразделения местной полиции. Фактически речь идет о милиционных отрядах самообороны, создание которых типично для противоповстанческих действий. Однако боеспособность и лояльность режиму таких формирований носит довольно условный характер, кроме тех случаев, когда они создаются на базе национальных и религиозных меньшинств, а от устойчивости режима зависит физическое выживание данных меньшинств. Этот тезис был наглядно продемонстрирован во Вьетнаме и Лаосе в войнах третьей четверти XX века.

В целом, говоря о вооруженных структурах министерства внутренних дел Афганистана, можно сделать вывод, что они предназначены в первую очередь для обеспечения порядка и лишь малая их часть (полиция общественного порядка) представляет ценность в противоповстанческих действиях или в случае гражданской войны. Однако довольно внушительная численность (по плану реформы) наряду с высокой мобильностью, обеспеченной тысячами единиц автотехники (в первую очередь LTV Ford Ranger и различными модификациями HMMWV) , должны повысить эффективность АНП при борьбе с повстанцами, что, в свою очередь, должно частично разгрузить афганскую армию от решения этих задач.

В ДРА аналогичные функции возлагались на формирования МВД (Царандой) и Службы государственной безопасности (ХАД). К лету 1986 г. Царандой насчитывал 92 тыс. сотрудников при штатной численности 130 тыс. То есть его численность была сопоставима с нынешней численностью АНП. При этом, как было сказано выше, ряд формирований, которые сейчас включены в состав МВД, в 1980-х гг. относились к армии. Также не стоит забывать и о возросшей численности населения Афганистана, потому можно заключить, что на данный момент численность АНП не в полной мере отвечает своим задачам.

Если говорить о внешней угрозе (и соответственно адекватности AHA этим угрозам), то для Афганистана она может исходить от двух государств: Пакистана и Ирана. С одной стороны, эти государства имеют многочисленные сбалансированные вооруженные силы, способные проводить общевойсковые операции благодаря наличию тяжелого вооружения в сухопутных войсках и полноценных ВВС. Это дает им существенные преимущества перед пехотными бригадами афганцев в случае войны. Однако нестабильная ситуация внутри обоих потенциальных противников Афганистана, а также наличие у последнего поддержки со стороны США, по крайней мере в ближайшей перспективе, снижают вероятность полномасштабных боевых действий между этими государствами и Афганистаном.

Совсем иная ситуация складывается в случае рассмотрения Афганистана и его среднеазиатских соседей. Эти соседи не представляют особой угрозы для Афганистана, а скорее наоборот. Так, вмешательство последнего во внутренние дела Таджикистана, причем даже не со стороны государства, а по инициативе чиновников и военных пограничных афганских провинций, может оказать серьезное влияние на ситуацию внутри это среднеазиатской страны, что уже было продемонстрировано в первой половине 1990-х гг. в ходе гражданской войны в Таджикистане.

Также афганцы могут оказать влияние на ход и исход потенциального вооруженного конфликта между Таджикистаном и Узбекистаном, действуя на стороне первого. Причем как на территории Таджикистана, так и в зоне ответственности Юго-Западного военного округа Узбекистана, в первую очередь в Сурхандарьинской области.

Определенную угрозу представляют афганские военные и для Туркменистана, несмотря на довольно современный вид армии последнего с достаточно мощными (по региональным меркам) бронетанковыми, артиллерийскими и авиационными частями. Слабость туркменских вооруженных сил (как и таджикских, и киргизских) заключается в их малочисленности.

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (стр. 15-18)

Полковник А. ВАСИЛЬЕВ,

кандидат военных наук

Военно-политическое руководство (ВПР) Исламской Республики Афганистан (ИРА) в интересах стабилизации обстановки и создания условий для осуществления планов экономического и социального развития страны заинтересовано в скорейшем формировании национальных вооруженных сил. Вместе с тем в ходе практической реализации разработанных при участии США и западных стран планов по форсированному к началу 2007 года строительству 70-тысячной афганской национальной армии (AHA) ВПР столкнулось с серьезными трудностями. Низкая боевая выучка личного состава новой армии на фоне растущего дезертирства солдат и сержантов, особенно в подразделениях и частях, принимающих участие в боевых действиях против талибов, острая нехватка боеприпасов, отсутствие военной техники для оснащения вводимых в строй подразделений заставили командование американских вооруженных сил пересмотреть ранее намеченные сроки окончательного формирования AHA, отодвинув их на более позднее время. По расчетам военных советников США, намеченной численности эта армия достигнет лишь к маю 2008 года, а полной оперативной готовности - только к сентябрю 2009-го.

В министерстве обороны и - генеральном штабе ИРА продолжается комплектование управлений (оперативного, организационно-мобилизационного, обучения и боевой подготовки войск, кадров, финансового, внешних связей, военных закупок и поставок, медицинского, по связям с парламентом и общественностью, контрольно-ревизионного) и командований (разведки, связи, тыла и снабжения). К настоящему моменту центральный аппарат МО укомплектован на 55 проц. (1 650 военнослужащих из 3 000 положенных по штату), а ГШ, включая входящие в него командования и управления, - лишь на 35 проц. (2 450 из 7 000). По состоянию на конец 2005 года численность AHA достигла 30 663 человека.

Согласно указу президента ИРА Х. Карзая от 2 декабря 2002 года «О создании афганской национальной армии» и разработанной в соответствии с ним новой организационно-штатной структуре вооруженные силы страны представлены лишь двумя видами - сухопутными войсками и военно-воздушными силами. Основой боевой мощи AHA должны стать СВ, включающие пять армейских корпусов (АК, 13 бригад) общей численностью 46 тыс. человек. В настоящее время штабы всех корпусов и девяти бригад, входящих в них, сформированы и насчитывают 19 790 человек.

Наиболее боеспособным соединением является 201 АК. Однако и он в настоящее время представлен практически лишь двумя бригадами (1-я легкая пехотная бригада (лпбр) и 3-я бригада быстрого реагирования), в то время как в составе 2 лпбр после отправки четырех батальонов для комплектования других корпусов, находящихся в стадии формирования, сохранились штаб бригады и батальон огневой поддержки (боп).

По две легких пехотных бригады, причем вторые неполного состава, имеются и в 203, и 205 АК, а третьими бригадами (в приоритетном порядке) их планируется укомплектовать к маю 2006 года и апрелю 2007-го соответственно. 2 лпбр 201 АК будет вновь развернута только к сентябрю-октябрю 2006 года.

В 207 и 209 АК на данный момент всего по одной лпбр. Их доукомплектование начнется только после завершения этого процесса в городах Кандагар, Кабул и Гардез.

В настоящее время на вооружении ВС ИРА состоят 44 танка Т-62, 41 БМП-1, 13 БТР М-113, 55 БРДМ-2, 52 122-мм гаубицы Д-30, 120 минометов различного калибра. Кроме того,

большое количество техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей.

Помимо этого, согласно разработанному военными советниками США перспективному плану поэтапного строительства сухопутных войск AHA до 2010 года будут развернуты четыре региональных командования: два к концу 2008 года - в городах Кандагар и Гардез и два к 2010-му - в городах Герат и Мазари-Шариф.

Воздушный корпус (ВК) AHA организационно будет состоять из авиационно-транспортного и вертолетного «крыльев», батальона инженерного обслуживания и группы воздушного контроля. Кроме того, предполагается создать четыре авиабазы на аэродромах Кандагар, Герат, Мазари-Шариф и Гардез, где развернуты армейские корпуса. В авиационном парке ВК имеются самолеты Ан-32 (Ан-26) - пять единиц, вертолеты Ми-8 - семь и Ми-24 - шесть, а также учебные самолеты Л-39 - два. Вопрос об оснащении воздушного корпуса боевыми самолетами пока в повестке дня не стоит. Численность личного состава ВК по состоянию на 1 декабря 2005 года была 189 человек, а к 2009-му она будет доведена до 3 000 военнослужащих. Наиболее крупные аэродромы - Баграм, Кандагар и Шинданд - остаются под контролем американцев на неопределенный срок.

На финансовые средства, выделяемые в основном США, в кабульском военном учебном центре (КВУЦ) иностранные инструкторы готовят личный состав для вновь формируемых батальонов AHA. В общей сложности планируется подготовить его для 78 батальонов, включая пехотные, танковые, механизированные, огневой поддержки, боевого обеспечения, транспортные. По состоянию на 1 декабря 2005 года в КВУЦ обучение прошел личный состав только для 44 батальонов. Остальные военнослужащие пройдут подготовку в соответствии с разработанным военными советниками США планом-графиком. При этом ее продолжительность в КВУЦ намечается увеличить с нынешних 14 до 16 недель, а количество подразделений в одном потоке сократить с пяти до четырех.

Согласно прогнозам западных специалистов, темпы строительства AHA в 2006 году по ряду объективных факторов будут замедлены. Беспокойство у американцев вызывает низкий уровень профессиональной выучки личного состава. Сформированные бригады и батальоны, по оценкам советников из США, не способны к ведению самостоятельных боевых действий. По их мнению, одной из основных причин этого является нерешенность вопросов материально-технического обеспечения вновь формируемых подразделений. Так, при выпуске из КВУЦ в ноябре 2005 года 44-го по счету батальона (согласно организационно-штатной структуре является батальон огневой поддержки (боп)) из положенных по штату 120 единиц автобронетанковой техники были выделены только восемь автомобилей. Кроме них, боп не получил ни одной гаубицы (по штату положено восемь 122-мм Д-30), ни одной БРДМ-2 (должно быть восемь), ни одной единицы инженерной или специальной техники (положено 22), а также противотанковых средств. В войсках ощущается острейшая нехватка боеприпасов к танковым орудиям (Т-62) и 122-мм гаубицам Д-30, выстрелов к БМП-1 (БМП-2), РПГ-7, мин к 82- и 120-мм минометам.

Американцы, стремясь ограничить российское участие в создании афганских вооруженных сил, предпринимают попытки решения проблемы удовлетворения первоочередных потребностей AHA в ВВТ за счет поставок в страну образцов советского производства из стран-участниц бывшего Варшавского Договора, изъявивших желание вступить в НАТО. Поставки запасных частей к бронетанковой технике осуществляются из Румынии, Болгарии и Польши, артиллерии -из Словакии и Монголии, стрелкового оружия - из Чехии и Венгрии.

При этом несколько иных позиций придерживается значительная часть афганского генералитета, которая высказывается за расширение самостоятельности МО ИРА в решении вопросов подготовки и использования войск, формирования и расходования статей оборонного бюджета, определения приоритетных для себя партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В их числе были названы Россия, Китай и Индия.

Трудности военного строительства в Афганистане наряду с вышеизложенными причинами объясняются также недостаточным финансированием этого процесса. Бюджет МО ИРА на новый финансовый год (начинался 21 марта 2006 года), с учетом помощи

стран-доноров, по сравнению с текущим периодом предполагается увеличить почти на 50 проц., после чего он должен составить около 1,4 млрд долларов США. При этом афганская доля в нем достигнет 165 млн долларов (8 млрд афгани).

С учетом всех отмеченных обстоятельств военное строительство в Афганистане займет еще не менее пяти-семи лет. Направленность и содержание этого процесса, как и формулирование военно-политической доктрины государства, будут определяться результатами противоборства между представителями основных политических группировок в руководстве страны, сохранением военного присутствия США на афганской территории, а также возможностями и характером источников финансирования армии и поставок ВВТ. ®

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В условиях хронически нестабильной ситуации в стране и продолжающегося вооруженного противостояния с силами оппозиции одной из важнейших задач афганского руководства является повышение эффективности и боеспособности национальных силовых структур, основу которых составляют вооруженные силы (Афганская национальная армия, АНА). Строительство АНА ведется на основе стратегии национального развития республики и разработанной на её базе национальной военной стратегии. Отметим также, что процесс создания афганских вооруженных сил происходил и продолжает идти при самом активном участии, финансовой и технической помощи США и их союзников по НАТО.

На сегодняшний день АНА (191 тыс. человек) состоит из сухопутных войск, ВВС (Национального воздушного корпуса), сил специальных операций (ССО) и различных вспомогательных формирований. К 2014 г. численность армии намечено довести до 195 тыс. человек. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент Афганистана, который руководит ими через Министерство обороны и генеральный штаб.

Основу АНА составляют сухопутные войска (130 тыс. человек). Их боевой состав представлен штабами шести армейских корпусов (АК, в состав корпусов входят 23 бригады), 111-й дивизией и тремя отдельными бригадами (охраны, военной полиции, обеспечения и сопровождения грузов). В военно-оперативном отношении территория Афганистана разделена на шесть зон ответственности АК и зону Кабула (111-я дивизия). Основной тактической единицей в АНА является батальон численностью до 600 человек. Батальоны входят в состав бригад (3-5 тыс. человек каждая). На вооружении сухопутных войск состоит примерно 50 танков Т-62, танки Т-55, около 1000 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, в том числе 194 122-мм гаубицы Д-30, около 200 боевых бронированных машин (бронетранспортёров М-113 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2, бронированных автомобилей «Хамви»). Средства ПВО представлены небольшим количеством ЗСУ-23-4 «Шилка», установками ЗУ-23-2 и зенитными пулемётами. Точное количество вооружения неизвестно, но, по оценкам экспертов, АНА не хватает артиллерии и бронетехники, современных средств связи, инженерной техники.

ВВС (6 тыс. человек) состоят из трех авиакрыльев и двух авиаэскадрилий поддержки. На вооружении имеется свыше 40 многоцелевых вертолетов Ми-17, 7 боевых вертолетов Ми-35, до 50 военно-транспортных (Ан-12, Ан-32, Ан-26) и до 10 учебно-боевых (L-39) самолетов. Имеются планы к 2016 г. довести численность ВВС до 8 тыс. человек, а количество летательных аппаратов - до 200 машин. В афганских ВВС находятся до 450 американских советников и технических специалистов. Пентагон решил продолжить сотрудничество с «Рособоронэкспортом» по закупке вертолетов Ми-17, поскольку других альтернативных решений, которые отвечали бы требованиям афганских военных, найдено не было. США уже приобрели для ВВС АНА примерено 70 этих машин и хотят купить еще 30. Кроме того, будет закуплено 20 бразильских учебно-боевых самолетов А-29 (EMB-314 Super Tucano). Их станут использовать как для подготовки пилотов, так и в качестве легких штурмовиков. По оценке американских военных, афганские ВВС не смогут действовать самостоятельно до 2016-2017 гг.

Силы специальных операций АНА начали создаваться в 2007 г. В настоящее время в составе ССО имеется дивизия спецназа (8 батальонов). Планируется довести число батальонов до 15 в составе трех бригад. Афганский спецназ полностью оснащен американским оружием и спецтехникой.

Комплектование АНА происходит за счет добровольцев - преимущественно лиц мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, которые заключают контракт с Министерством обороны сроком на четыре года. Конституция Афганистана и закон о партиях запрещают политическим партиям и объединениям иметь собственные вооруженные формирования, а члены партий не имеют права занимать командные посты в армии, МВД и службах безопасности.

Войска испытывают хроническую нехватку как личного состава в целом, так и особенно квалифицированных кадров различного профиля. Число вступающих в АНА добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия не покрывает потребности армии. Многие соединения и части имеют значительный некомплект личного состава. Уровень отсева новобранцев достигает 25 процентов. Многие солдаты имеют слабую физическую подготовку. В армии служит большое число (до 80%) малограмотных и неграмотных солдат. В войсках имеют место трения между военнослужащими на почве этнической и религиозной принадлежности. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. Так, по данным афганского командования, ежемесячно из армии и полиции дезертируют свыше 400 военнослужащих и полицейских. Растут и боевые потери личного состава силовых структур. Часть военнослужащих связана с боевиками движения «Талибан». Среди военных, в том числе офицеров, растет неуверенность в возможности достижения победы над вооруженной оппозицией. Командование регулярно проводит чистки в армии от лиц заподозренных в нелояльности нынешней власти. Широкое распространение в вооруженных силах получила коррупция.

Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО при широком участии советников и инструкторов из стран альянса, прежде всего США (всего примерно 7 тыс. человек, в том числе свыше 5 тыс. американских военных). Часть афганских офицеров готовится за рубежом, в основном в странах Запада. Процесс обучения военнослужащих организован во многих случаях на низком качественном уровне. В войсках и военно-учебных заведениях не хватает инструкторов и преподавателей, в том числе иностранных. Учебно-материальная база подготовки войск и военных кадров далеко не всегда отвечает современным требованиям. Проведение мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений затрудняется и тем обстоятельством, что войска практически постоянно привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности. В лучшую сторону выделяется подготовка и оснащения подразделений спецназа. Большое значение для повышения боеспособности АНА, особенно улучшения качества управления войсками имеют совместные командно-штабные и тактические учения с войсками западной коалиции.

Значительная часть вооружения и военной техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. В целом вооружение АНА требуют продления эксплуатационного ресурса, глубокой модернизации или замены на новые образцы. Продолжает ощущаться нехватка различных видов боеприпасов. Плохо обстоит дело с ремонтом техники. На низком уровне находится тыл, медицинское и продовольственное обеспечение. Дефицит вооружения и снаряжения сдерживает создание боеспособных соединений и частей. В то же время у афганского правительства нет масштабных планов перевооружения армии и необходимых для этого средств.

Афганистан в вопросах технического оснащения армии находится в полной зависимости от поставок вооружения и военной техники из-за рубежа. Причем основная часть военной помощи поступает в Афганистан из США или через американское посредничество. И такое положение вещей сохранится на обозримую перспективу. Так, после 2014 г., когда страну должны будут покинуть иностранные войска, ежегодная военная помощь США будет составлять 2,3-2,7 млрд долларов. В то же время военный бюджет Афганистана в 2012 г. составил 1,8 млрд долларов. Причем основная часть этих средств пошла на выплату военнослужащим денежного довольствия и различных пособий.

18 июня 2013 г. командование войск западной коалиции предало под контроль афганских силовиков всю территорию страны. На сегодняшний день примерно 80 процентов боевых операций в Афганистане проводят национальная армия и силы безопасности. Вместе с тем, боеспособность АНА находится на низком уровне. Войска и органы управления не в состоянии решать в полной мере возложенные на них задачи. Планирование и руководство боевыми операциями, особенно крупными, как правило, занимаются офицеры из стран НАТО. Зарубежные военные специалисты отмечают некоторый прогресс в деле повышения боеспособности афганской армии, но считают его «очень медленным».

Таким образом, на сегодняшний день ВС Афганистана по своему состоянию (численности личного состава, качеству его подготовки, наличию необходимого вооружения и военной техники, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров, а также ряду других параметров) не отвечают стоящим перед ними задачам. И такая ситуация сохранится на ближайшую перспективу. Все это не позволяет считать АНА надежной и в полной мере дееспособной опорой существующей в стране власти.

, независимости и территориальной целостности государства.

ВС Афганистана состоят из сухопутных войск (Национальной армии) и военно-воздушных сил (Национального воздушного корпуса). Не обладая выходом к морю , Афганистан не имеет флота . Современные афганские вооружённые силы созданы при помощи военных инструкторов США и НАТО после свержения режима талибов в 2001 году . Главнокомандующим является президент Афганистана , штаб-квартира вооружённых располагается в Кабуле .

Военное сотрудничество с СССР началось после подписания 28 февраля 1921 года советско-афганского договора, в соответствии с которым стороны принимали на себя обязательства не вступать в военные и политические союзы , направленные против одной из сторон, подписавших данный договор . В соответствии с договором, СССР принял на себя обязательства построить в Афганистане завод по производству бездымного пороха, открыть авиашколу, передать афганским вооружённым силам несколько самолётов , 5 тысяч винтовок с запасом винтовочных патронов и направить в Афганистан технических специалистов для обучения афганских авиаторов и авиатехников .

Военное сотрудничество с СССР продолжилось после подписания в августе 1956 года советско-афганского соглашения о военном сотрудничестве. После этого, правительство Афганистана закупило в СССР партию вооружения на сумму 25 млн. долларов США. В октябре 1956 года из СССР начались поставки стрелкового оружия (карабины, пистолеты-пулемёты ППШ , станковые пулемёты), в 1957 году были получены 25 танков Т-34 . Одновременно с танками прибыли 10 военных советников и инструкторов, которые занимались обучением танковых экипажей .

С 1960-х годов до начала 1990-х годов, афганская армия подготавливалась и оснащалась СССР. По сведениям газеты «Нью-Йорк таймс », в 1981 году общая численность Армии составляла около 85 тысяч военнослужащих . После падения ДРА в 1992 году власть перешла к талибам и единые вооружённые силы перестали существовать.

В период с 1990 по 2000 годы в стране продолжалась гражданская война, в это время на территории Афганистана действовали несколько вооружённых формирований.

По состоянию на начало января 2003 года численность армии составляла 5 батальонов (2 тыс. военнослужащих) и около 600 проходивших обучение новобранцев .

В сентябре 2008 года численность афганской армии составляла 70 тыс. военнослужащих .

В начале 2009 года военное командование ISAF объявило о том, что в Афганистане начинается формирование вооружённых «отрядов местной самообороны», подчинённых местным властям, которые должны оказывать помощь войскам и полиции. Ранее эту же программу американское военное командование применяло в Ираке под руководством генерала Дэвида Пэтреуса

При этом, в связи с потребностью ускоренной подготовки военнослужащих, к октябрю 2009 года курс обучения для афганских солдат был сокращен с 10 до 8 недель, для офицеров - с 25 до 20 недель .

В ноябре 2009 года численность афганской армии составляла 97,2 тыс. военнослужащих .

По официальным данным Пентагона, к началу 2010 года объём расходов на одного афганского солдата (включая расходы на вербовку, подготовку и содержание) составлял 25 тысяч долларов США в год - дешевле, чем расходы на одного солдата коалиции .

В начале августа 2010 года на службу в афганскую армию были приняты первые 29 женщин-военнослужащих . В конце сентября 2010 года они окончили 20-недельный курс подготовки и получили звание младших лейтенантов. Также было объявлено, что в дальнейшем количество женщин-военнослужащих будет увеличено .

По состоянию на начало 2011 года численность афганской регулярной армии составляла 132 тыс. военнослужащих, ещё 12 тыс. служили в пограничной охране и 120 тыс. - в полиции .

По состоянию на начало сентября 2011 года численность афганской армии составляла 170 тыс. военнослужащих .

C июля 2013 года вооружённые силы взяли на себя полное обеспечение безопасности страны .

По состоянию на середину 2013 года, общая численность вооружённых сил Афганистана составляла свыше 190 тыс. человек (в том числе, 130 тыс. военнослужащих сухопутных войск, 6 тыс. военнослужащих военно-воздушных сил и около 55 тыс. военнослужащих органов управления, сил специальных операций, тыловых и вспомогательных структур), ещё 20 тыс. служили в органах и подразделениях Главного управления национальной безопасности Афганистана и свыше 140 тыс. - в Афганской национальной полиции, пограничной полиции и местной полиции

Базовой структурной единицей в афганской армии считается батальон, состоящий из 600 человек. В общей сложности 14 бригад, которые будут ориентированны на региональном уровне. Тринадцать из этих бригад должны быть лёгкой пехоты, одна будет механизированной и бригада спецназа .

Подготовка первого подразделения афганских «коммандос» началась в начале 2007 года на военной базе «Morehead Commando Training Center» в шести милях к югу от Кабула. В июле 2007 года был подготовлен первый батальон «коммандос», личный состав которого прошел трёхмесячные курсы подготовки по образцу рейнджеров армии США, был оснащён оружием и снаряжением американского образца . Первоначально, для афганской армии планировалось подготовить одну бригаду «коммандос» (шесть батальонов), однако по состоянию на апрель 2012 года, для афганской армии были подготовлены 8 батальонов «коммандос». В дальнейшем, запланировано увеличить численность «коммандос» до трёх бригад (15 батальонов) «коммандос» частных военных компаний .

Согласно отчёту Счётной палаты США, только в период до 12 февраля 2009 года в Афганистане были потеряны около 87 тысяч единиц оружия, переданного в 2004-2008 годы правительству Афганистана из США, а также 135 тысяч единиц оружия, отправленных в Афганистан странами НАТО .

В целом АНА завершила процесс перевооружения на американское оружие, которое включает пистолеты M9, штурмовые винтовки М16А2 , карабины М4 (часть из них оснащена комплектом SOPMOD), снайперские винтовки М24, пулеметы М249 и М240В. Оружие советского производства используется афганской полицией. Также проводится кампания по утилизации отработавшего свой ресурс оружия.

По состоянию на август 2012 года, спустя одиннадцать лет после начала западной операции в стране, афганские силы безопасности по-прежнему оставались очень сильно зависимыми от помощи со стороны иностранных государств.

Прежде всего, афганские силы безопасности находятся в зависимости от иностранной экономической помощи, поскольку правительство Афганистана не в состоянии их содержать. Только на содержание правоохранительных органов требуется примерно 8 млрд долларов в год, что в несколько раз превышает годовой доход страны. Что касается боеспособности афганской армии, то пока нельзя сказать, что армия в состоянии самостоятельно обеспечить безопасность в стране .

В 2012 году США и Афганистан подписали соглашение о стратегическом партнёрстве, в котором Афганистан назван «основным союзником США вне НАТО »

Кроме того, армия Афганистана получает от стран НАТО и их союзников значительное количество вооружения и военной техники по программам военной помощи.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта