Главная » Галлюциногенные » Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Виноградненская средняя общеобразовательная школа им. Дедова Ф.И.»

Доклад на тему:

«Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе»

Выполнила:

Погорелова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»

первой квалификационной категории

с.Виноградное, 2016г.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности , которая позволяет:

    выявить творческие способности ребёнка;

    улучшить контакт с учащимися, родителями;

    развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

    дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

МКОУ «Виноградненская СОШ», в которой я преподаю, уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» (« Город букв», «Живая Азбука», «Книга загадок»).

В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Города России», «Русские народные пословицы», «Моя родословная», фоторепортаж «Моя малая родина», стенгазета «Этот День Победы», и др.)

Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах. Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

В течение многих лет, мы, педагоги МКОУ «Виноградненская СОШ им.Дедова Ф.И.» успешно применяем проектную деятельность в своей практике, получая хорошие результаты. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

- Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

- Районная научно-практическая конференция «Ювента»:

2010 г.

2011 г. - «Калмыцкая кибитка» - I место – Погорелова И.В.

2012г . - «Наши имена, что они означают» - II место - Погорелова И.В.

«Колыбельные песни» - II место – Пономарева Т.Р.

«Кукольный пальчиковый театр» - II место – Гейзер М.А.

«Комнатные растения – наши друзья» - IIместо – Чурбанова Т.А.

2013г. - «Компьютерные игры. Вред или польза» - I место – Пономарева Т.Р.

«Калмыцкий чай – непросто чай» - II место – Дикушина Т.И.

2014г.

«Наша классная газета «Страна Дружба» - III место – Дикушина Т.И.

2016г.

Погорелова И.В.

I мест – 5, II мест – 5, III мест – 1 = 11 п. мест.

- Республиканская научно-практическая конференция «Ювента»:

2010г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В. В период с 2010 по 2016 год - I мест – 3 первых места.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

КГУ «Начальная школа №9»
акимата города Рудного
Тема работы:
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)

Рудный 2018г.
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.
(из опыта работы)»
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с
успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­
тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его
достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых:
 принять и освоить цель, актуальную для них;
 выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта;
 решать творческие споры, достигать договоренности;
 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со
сверстниками;
 обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие
успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая
технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка
в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Основа этого метода –
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод
актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он
дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень
собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения
с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования –
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их
участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию
каждого ребенка.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется
проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно
проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие
черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,
чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он
направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих
способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта
способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на
развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут,
­ покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные
условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Приложение.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно ­ творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель
группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с
родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о
зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,
бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.













перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,
выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях
детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка
для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в
мини ­ центр.
Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем
говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.
Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
­ Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ­ ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
­ Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.

4 Конструирование.
­ Беседы.
­ Решение проблемной ситуации.
­ Наблюдение за птицами зимой.
­ Труд.
­ Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.




Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно ­ развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
 Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт ­ Зимующие птицы».
3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и
кошка», «Совушка».
 Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,
«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся
о птицах зимой?».

2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,
наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и
воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
 Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр
мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет
синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».
3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
 Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап ­ заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая
среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о
птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Памятка «Этапы выполнения исследовательской работы»

Разработана и составлена учителем начальных классов МОУ «ЦО №14» Богородицкого района Тульской области

Чикасовой Татьяной Андреевной.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами :

    Восполнение каких – либо пробелов в науке;

    Дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

    Своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

    Обобщение накопленного опыта;

    Суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

    Постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

    Выберите одно из слов типа:

Изучить, исследовать, выяснить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

    Добавьте название объекта исследования.

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

    Исследовать содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

    Исследование истории и роли посёлка в истории страны.

    Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

    Изучить пищевой рацион школьника.

    Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношение и деятельность.

    Изучить силу трения и её влияние на жизнь человека.

    Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

    Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

    Выявить влияние СЭЛФИ на психику человека.

    Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

    Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.

    Определение качества продуктов быстрого питания.

    Определить роль животных в жизни людей.

    Определение причин нарушения осанки у детей.

    Определить зависимость от СЭЛФИ и СМС среди обучающихся и учителей школы.

    Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

    Узнать , почему именно орёл изображён на гербе России.

    Узнать о происхождении животного мира.

    Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

    Выяснить , какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

    Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

    Показать отражение исторических событий страны в литературных произведениях Л.Н.Толстого.

    Привлечь внимание общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

    Привлечь внимание обучающихся и их родителей к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

    Доказать , что среди растений встречаются хищники.

    Познакомить с историей развития города, её жителями, традициями.

    Проверить : мороженное – это польза или вред?

    Проанализировать вероятность заболевания при неправильном питании.

    Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

    Обобщить материал по историческим событиям Куликовской битвы.

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы , нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить историю родного города
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.


Провести анкетирование обучающихся класса и их родителей
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

Определить калорийность исследуемых продуктов питания
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ …
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Обобщить полученные результаты

Описать практический эксперимент

Установить основные причины ухудшения зрения.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш
выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Наблюдение

Интервью

Анкетирование

Собеседование

Тестирование

Фотографирование

Измерение

сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

эксперимент

лабораторный опыт

моделирование

исторический

логический

индукция

дедукция

гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Я и моя семья

Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин

Желаю Вам творческих успехов!

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта