«Чтение – ничто;
Осмысленное чтение – кое-что;
Чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство».
А.С.Пушкин
Сегодня мы поговорим о чтении. Тема нашего выступления «Как организовать домашнее чтение в начальной, основной, старшей школах.»
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Как сделать уроки домашнего чтения увлекательными и познавательными для учащихся?
Но для начала хотелось бы немного остановиться на теории.
Речевая компетенция чтение рассматривается как средство обучения и как вид речевой деятельности. Чтение как средство обучения подразумевает формирование следующих навыков: чтение отдельных слов, предложений; чтение с соблюдением интонации; выразительное чтение знакомого текста. Чтение как вид речевой деятельности предполагает чтение с извлечением информации.
Хотелось бы остановиться на различных видах чтения (стратегии чтения) и их роли в процессе реального общения и обучения иностранным языкам. Характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем. В отечественной методике выделяются четыре вида чтения:
Изучающее (предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом изучения является информация в тексте, но не языковой материал);
Поисковое (ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель быстрое нахождение в тексте определенных данных);
Ознакомительное (представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. Это чтение для себя).
В зарубежной методике выделяют несколько видов или умений чтения:
Skimming (ознакомительное чтение) (определение основной темы/ идеи текста);
Scanning (поисковое чтение) (поиск конкретной информации в тексте, чтение по диагонали по ключевым словам);
Reading for detail (изучающее чтение) (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла).
Таким образом, можно сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка.
Домашнее чтение сочетает в себе все виды чтения, помогает развивать и совершенствовать этот навык.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки, о которых уже говорилось выше:
Игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
Вычленять смысловую информацию;
Работать со словарем;
Использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
Интерпретировать и трансформировать текст.
Перейдем к критериям отбора текстов для домашнего чтения. Здесь следует учитывать следующие особенности учащихся:
Их интересы, определяемые возрастом, культурным уровнем;
Степень овладения языком.
Основополагающим требованием к текстам для чтения является их посильность и доступность для обучающихся.
Итак, учитывая все вышеперечисленные требования, можно отметить, что перед учителем стоит ответственная и серьезная задача в выборе литературы для домашнего чтения. Однако издательство Macmillan во многом облегчает задачи учителя, выпуская огромное количество книг, адаптированных для учащихся с разным уровнем овладения языка. Более того, для нас представлены книги разных жанров, от классики до современных писателей. Еще одно преимущество книг в том, что к ним разработаны различные задания, на которых мы остановимся сегодня подробнее.
Издательство Macmillan выпустило несколько серий книг для чтения: Macmillan Readers, Macmillan Children ’ s Readers , Macmillan English Explorers . Здесь представлены книги по интересам учащихся, в зависимости от этапа обучения. Практически каждая книга имеет аудио сопровождение, что немаловажно. Таким образом, уроки домашнего чтения помогают развивать все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
Как уже было сказано выше обучение чтению на разных этапах различно. Поэтому мы хотим подробнее остановиться на всех этапах обучения.
Начнем с начальной школы . Обучение чтению на английском языке на начальном этапе подразумевает освоение этого вида деятельности с самых азов. Хорошей основой для продуктивного чтения служит отменное знание всех букв со звуками, сочетаний этих звуков в различных комбинациях. Обучение чтению на английском языке невозможно без накопления лексики в пассивном словарном запасе. На первых порах обучение чтению на английском языке должно проходить лишь с наглядной демонстрацией правильного варианта этого процесса. Необходимо обратить внимание на произношение, интонацию, паузы, ритмику речи, а также технику чтения. Обучение чтению на английском языке предполагает также понимание того, о чем идет речь в тексте. Преодолеть все эти трудности и привить учащимся любовь к чтению, а также развивать и совершенствовать навык чтения на английском языке помогают серии книг для начальной школы Macmillan Children ’ s Reader и Macmillan English Explorers Reading Series . Яркие, красочные книги помогают нам, учителям, легко приобщить детей к чтению. Тематика книг очень обширна, здесь включены книги лингво-страноведческого характера, что помогает расширять кругозор учащихся, узнавать интересные факты о древнем мире, космосе, стране изучаемого языка. Они поделены на несколько уровней (от самых маленьких до уверенных читателей). Эти книги помогают развивать технику чтения, произношение, интонацию, благодаря CD дискам; расширять словарный запас, развивать различные виды чтения, благодаря заданиям в Comprehension and Vocabulary Workbooks . Таким образом, лексический материал получит свое достойное усовершенствование. А книга для учителя содержит всю необходимую информацию о том, как обучить основным видам чтения, а также разработанные уроки. От того, насколько глубоко и детально понятен материал, зависит, сможет ли человек, его прочитавший, использовать его в других областях своей жизни. Таким образом, все виды речевой деятельности задействованы на уроках домашнего чтения.
Адрес сайта, где можно найти более подробную информацию Там же на сайте Вы можете найти книги этой серии, примеры-странички с заданиями, аудио материал.
Давайте перейдем теперь к обучению чтению на среднем этапе . На этом этапе мы читаем книги серии Macmillan Readers . Здесь также представлена литература разных жанров и авторов от современных до классиков. Книги этой серии поделены на 6 уровней от начинающего до продвинутого (starter – advanced ). Здесь также включены дополнительные задания на отработку лексического и грамматического материала, есть информация об истории и авторе книги, вопросы на контроль понимания текста, глоссарий, многие книги имеют аудио приложение. Кроме того, на сайте www . macmillanreaders . com Вы можете найти дополнительные ресурсы: различные варианты заданий, тесты, для некоторых книг есть аудио материалы для скачивания бесплатно. Вашему вниманию мы представили несколько страничек заданий к книгам The Wizard of Oz и Robinson Crusoe .
Итак, на среднем этапе мы продолжаем развивать и совершенствовать навык чтения, его различные виды, а также развиваем и совершенствуем другие виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо).
Исходя от интересов учащихся, мы выбрали следующие книги для домашнего чтения. С учениками 5 классов мы читаем Treasure Island by Robert Louis Stevenson, 6 класс Robinson Crusoe by Daniel Defoe, 7 класс The Wizard of Oz by L.Frank Baum.
Как мы уже говорили, ценность уроков домашнего чтения заключается в том, что развиваются все виды речевой деятельности, мы бы хотели подробнее остановиться на том, как мы на уроках домашнего чтения добиваемся поставленных нами задач.
Работа над книгой состоит из нескольких этапов. Целью первого этапа является сообщение учащимся предварительной информации о книге: о писателе, времени и эпохи, в которых происходят описываемые события, об основной идеи книги, чтобы пробудить их интерес к книге, помочь им быстрее ориентироваться в ее содержании и снять, если есть, трудности, вызываемые незнанием фактов лингво-страновеческого характера. На этом этапе мы, как правило, смотрим небольшой фильм-биографию об авторе, после которого поводится беседа, задаются вопросы для проверки правильности понимания полученной информации. Либо можно попросить группу учащихся подготовить информационный проект о биографии писателя, заранее приготовив задания на проверку понимания. Как правило, этот этап работы занимает один урок.
Цель второго этапа – комплексная . Это контроль понимания прочитанного и его углубление, проверка умения осмыслить содержать и дать свою оценку, с одной стороны. С другой стороны, целью этого этапа является обучение высказыванию на основе текста, развитию умения активно использовать этот материал не только при передаче данного содержания, но и при выражении мыслей о прочитанном и вообще в любой другой ситуации общения. Этот этап работы над книгой состоит из обсуждения главы книги и упражнений, направленных на закрепление нового языкового и речевого материала. На этом этапе применяются такие виды работ, которые обеспечивают как контроль, так и обучение пониманию и говорению.
Прежде чем приступить к обсуждению главы учащиеся выполняют различные задания на лексику, грамматику, перевод. Эти упражнения предваряют обсуждение соответствующих глав книги.
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на этапах работы над каждой главой книги.
Цели дотекстового этапа работы:
Сформулировать речевую задачу для первого прочтения;
Поддержать необходимый уровень мотивации у учащихся, он уже создан, ведь ребятам интересно узнать, что произойдет с героями дальше;
Затем мы работаем с заголовком главы, учащиеся пытаются предугадать ход событий по заголовку и иллюстрациям данным к той или иной главе.
Снять языковые и речевые трудности;
Читаем вопросы или утверждения на контроль понимания главы, пытаемся ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Его цели:
Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
Как правило, на этом этапе учащиеся читают и аудируют текст одновременно. Подобный вид работы способствует развитию зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков интонирования, произносительные навыки. Ритм и темп чтения зависит от говорящего (учащиеся одновременно закончат читать главу).
Упражнения и задания для контроля понимания текста:
Ответить на вопросы; верные/ неверные утверждения. К книге
Robinson
Crusoe
нами были разработаны задания к каждой главе.
К этому этапу учащимся были предложены
следующие упражнения.
Интересные задания предложены издательством Macmillan на сайте.
На этом же этапе идет работа с лексикой и грамматикой. Она нужна для детального понимания текста. Этот раздел мы назвали Word Study и Grammar Study . Мы составляли разные задания на отработку активной лексики и грамматических конструкций той или иной главы. Также сюда включены задания на перевод. Вот несколько примеров заданий.
Лексика в этих заданиях отбиралась с учетом ее дальнейшего использования в устной речи.
Последний этап работы над главой послетекстовый . Он рассчитан на развитие навыков говорения (монологической и диалогической речи). В заданиях мы назвали его Speech Practice .
Вот примеры заданий.
Вот пример заданий, разработанный к главам 8, 10
После обсуждения книги по главам необходим еще один, третий этап работы. Этот этап нужен для повторения пройденной лексики и контроля ее усвоения, а также для обсуждения содержания всей книги. Для этой цели представлены замечательные упражнения в конце каждой книги для чтения. (3 слайда Moby Dick , The Legend of Sleepy Hollow ). Планируется, что третий этап должен готовить учащихся к написанию сочинения по прочитанной книге. По книге Robinson Crusoe учащимся было предложено написать отзыв о прочитанной книге.
Конечно же, работа над книгой на этом может быть продолжена. Можно посмотреть фильм на языке и обсудить его, сравнить фильм с книгой, выразить свое мнение, что понравилось, а что нет.
Также в нашей школе проводятся читательские конференции по прочитанной книге, учащиеся готовят спектакль по книге.
Все это определенно мотивирует ребят на дальнейшее чтение литературы не только на уроках домашнего чтения, но и самостоятельно.
Обучение чтению на английском языке невозможно и без самостоятельной работы. Читать нужно по возможности так часто, как позволяет время. Брать можно любую литературу, лишь бы она была вам по душе. Ребята в нашей школе с удовольствием читают дополнительно литературу и участвуют в конкурсах Macmillan . (сертификаты, фото)
Но мы не останавливаемся на достигнутом. Наши перспективы.
Создание творческой лаборатории:
1. Создание своей собственной книги(Activity book). Это книга упражнений, которая создается каждым ребенком в группе, поэтому дает большой набор упражнений. Сделав свою собственную книгу, учащиеся обмениваются книгами для выполнения упражнений. Создавая книгу, учащийся работает с грамматическим и лексическим материалом, а выполняя упражнения других учащихся еще раз упражняется. Каждый учащийся ищет информацию об авторе книги. Перед ним стоит задача оформить свою Activity book в виде книги. А это помогает нам развивать умственный и творческий потенциал учащихся, развивать хороший вкус, умение работать с бумагами и пользоваться современными технологиями.
2. Создание проектов.
Проект- интернет страница о любимой книге и др.
3. Создание книги мудрых мыслей.
Ученики выписывают «мудры мысли» из произведения и оформляют в виде книги. Все «мысли» обсуждаем и обязательно обсуждаем и связываем со своей жизнью. Учащиеся объясняют, почему он выбрал эту «мысль», почему она ему близка. Такие задания способствуют развитию устной речи, снятию психологической напряжённости, раскрытию учащегося.
4. Сравнение персонажей книги с персонажами ранее прочитанной книги.
5. Конкурс спикеров.
6. Дебаты.
При любом подходе уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком, а также познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Проделывая эту работу регулярно, мы можем сказать, что наше учебное заведение является культурным полем для формирования гуманитарной среды и посредником между семьей и школьником.
Английская проза, адаптированная для «начинающих» и «продолжающих», от A2 до С1: книги, с которыми вы выйдете на новый уровень!
Многие люди считают чтение медленным и довольно утомительным процессом. Изучать английский по сериалам или песням гораздо увлекательнее. Но это только на первый взгляд! Ведь если поглубже вникнуть в вопрос, станут заметны преимущества такого подхода к изучению иностранного языка; с этих преимуществ мы и начнем нашу статью.
“The more that you read, the more that you’ll know. The more that you know, the more places you’ll go.” - Dr. Seuss
«Чем больше прочтешь ты, тем больше узнаешь. Чем больше узнаешь, тем в больших местах побываешь», - Доктор Сьюз, американский детский писатель и мультипликатор
Любое англоязычное дитя подтвердит: доктор Сьюз плохого не посоветует. Если вы любите читать, но боитесь начать с объемного и полновесного английского романа, не стоит волноваться. Существует великое множество литературы, адаптированной именно к вашему уровню владения английским. Да, полное представление о художественном произведении вы получите чуть позже, но поздравить себя с первой прочитанной английской книгой можно уже начиная с уровня Elementary!
Чтение на иностранном языке обогащает словарный запас, даже если мы сами этого не осознаем. Разумеется, чтобы новая лексика усваивалась более эффективно, лучше читать книгу, выписывая незнакомые слова и заучивая их перевод. При выборе книг для чтения руководствуйтесь вашими целями в обучении: если нужна разговорная речь, обратите внимание на современную «легкую» прозу, если же хотите освоить специальную лексику, самый очевидный совет - читать литературу из сферы ваших профессиональных интересов.
Английское правописание полно загадок и сюрпризов. Написание многих слов не поддается логике: приходится просто запоминать. И лучший способ это сделать - читать побольше англоязычной литературы, чтобы образы слов откладывались в памяти.
Электронные книги и блоги, новостные сайты и ленты социальных сетей: чтение в двадцать первом веке вышло на новый уровень. Единое информационное пространство дает возможность узнавать о происходящем в самых отдаленных уголках мира, приобщаться к мировому культурному и научному наследию.
Прислушайтесь к своим ощущениям, когда закончите последнюю страницу своего первого романа на английском: приятнейшее чувство. «Она читает Оруэлла в оригинале» - звучит гордо! Любой психолог скажет: мотивация важна при выполнении любой задачи. Так не упускайте повода лишний раз похвалить себя, этот как раз совсем не лишнее! :)
Если вы знаете на английском всего несколько сотен слов, обратите внимание на детскую литературу: многие детские книги интересны и взрослым. К тому же, детская литература, как правило, щедро снабжена иллюстрациями, что помогает понять сюжет.
Интересный факт: прославленный детский писатель доктор Сьюз, о котором шла речь ранее в нашей статье, написал свою лучшую книгу The Cat in the Hat («Кот в Шляпе») , используя всего 220 слов. Этот список первых детских слов составил издатель, обязав автора использовать их в своем произведении: все, чтобы заслужить любовь целевой аудитории!
Бесплатные англоязычные детские книжки можно найти на следующих ресурсах:
Как и детская литература, комиксы - прекрасный способ начать чтение на незнакомом языке. Существует великое множество жанров комиксов: есть комиксы для детей, для взрослых, развлекательные и образовательные.
Один из проверенных и эффективных методов освоения нового языка, рекомендуемый многими полиглотами - читать на изучаемом языке книги, уже знакомые в переводе. То же относится к экранизациям: полезно читать сценарии просмотренных фильмов. Преимущества: контекст известен, сюжет понятен, о значении новых слов догадываешься по ходу повествования.
Читая книги о персональном развитии и профессиональная специализированную литературу, вы убиваете двух зайцев: изучаете актуальную для вас лексику на английском языке и узнаете новое на важную для вас тему. Если вас что-то остро интересует, почему бы не прочесть об этом на английском? Еще одно преимущество такой литературы: она легче читается, чем художественные романы. Стиль проще, лексика ограничена рассматриваемой темой.
Успокойтесь, это вполне естественно. Понимать каждое слово необязательно, ведь context is king (король - контекст). Если вы ухватили основную мысль повествования, этого вполне достаточно. Более того, если вы понимаете все прочитанное - скорее всего, вы взяли книгу слишком низкого для себя уровня. Постарайтесь найти такие книги, где знакомо будет порядка 70% лексики (остальную придется выписать и выучить).
Может показаться странным, но чтение прекрасно себя зарекомендовало в задачах улучшения произношения и аудирования - если это чтение вслух. Читая вслух, вы настраиваетесь на звуковой ряд изучаемого языка. Однако важно работать над произношением и помимо чтения, иначе неправильно «угаданное» произношение того или иного слова может годами досаждать вам впоследствии.
Изучая английский, в котором одно и то же сочетание букв может озвучиваться дюжиной разных способов, очень важно уделять внимание правильному произношению новых слов. Мы уже писали о формате книга + аудиокнига: читая англоязычную книгу, вы прослушиваете ее аудиоверсию, озвученную носителями английского языка. Очень удобно для изучения произношения!
Артур Конан-Дойл (Sir Arthur Conan Doyle)
Уровень:
начальный (elementary)
Жанр:
детектив
Объем:
ок. 45000 знаков
Вариант английского:
британский
Всем известная, десятки раз экранизированная история о том, как домашний питомец может стать настоящим проклятием благородного семейства. Настало время прочесть ее в оригинале!
Оскар Уайльд (Oscar Wilde)
Уровень:
начальный (elementary)
Жанр:
романтическая сказка
Объем:
ок. 30000 знаков
Вариант английского:
британский
Пронзительная романтическая сказка о безумной любви дельфина рыбака и русалки.
Брэм Стокер (Bram Stoker)
Уровень:
начальный (elementary)
Жанр:
мистика, ужасы
Объем:
ок. 50000 знаков
Вариант английского:
британский
Леденящая душу история о вечной любви и вечном проклятии: вот откуда пошли все вампирские саги современности.
Марк Твен (Mark Twain)
Уровень:
начальный (elementary)
Жанр:
приключения, юмор
Объем:
ок. 25000 знаков
Вариант английского:
американский
Остроумная и поучительная история о похождениях бедняка с банкнотой в миллион фунтов в кармане.
Уровень:
начальный (elementary)
Жанр:
юмор
Объем:
ок. 20000 знаков
Вариант английского:
британский
Мистер Бин всегда найдет приключения на свою буйную головушку! Эксцентричный чудак продолжает удивлять и смешить читателя.
Роальд Даль (Roald Dahl)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
сказка, юмор
Объем:
ок. 45000 знаков
Вариант английского:
американский
Лисы и фермеры - извечные враги. Кто же победит на этот раз?..
Оскар Уайльд (Oscar Wilde)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
художественная проза
Объем:
ок. 80000 знаков
Вариант английского:
британский
Что важнее, красота лица или красота души? Невероятная история о прекрасной маске и ужасной сущности человека. Мистер Грей, не вы ли стали прообразом героя «Пятидесяти оттенков серого»?..
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
детектив
Объем:
ок. 125000 знаков
Вариант английского:
британский
Кристи, Пуаро, детектив. К прочтению обязательно!
Джон Эскотт (John Escott)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
драма
Объем:
ок. 45000 знаков
Вариант английского:
американский
Книга о человеке, чья судьба заставляет поверить в невозможное.
Джером К. Джером (Jerome K. Jerome)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
юмор
Объем:
ок. 50000 знаков
Вариант английского:
британский
Трое развеселых друзей решили отправиться в путешествие. Что из этого вышло - читайте в оригинале.
Фрэнсис Скотт Фитцджеральд (F. Scott Fitzgerald)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
драма
Объем:
ок. 45000 знаков
Вариант английского:
американский
Фантастическая история о человеке, который «жил наоборот». Но вы, наверное, уже смотрели фильм?..
Джордж Оруэлл (George Orwell)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
проза
Объем:
ок. 150000 знаков
Вариант английского:
британский
Знаковое произведение английской литературы, которое обязательно должно войти в читательский арсенал каждого современного человека. Чтобы не пришлось краснеть в приличном обществе.
Артур Кларк (Arthur Clarke)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
научная фантастика
Объем:
ок. 150000 знаков
Вариант английского:
американский
Космические корабли, межпланетные путешествия, таинственные артефакты… Научная фантастика во всей своей красе!
Дьюи Грэм (Dewey Gram)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
исторический роман
Объем:
ок. 100000 знаков
Вариант английского:
американский
О непростой судьбе римского гладиатора поведает эта книга. Вот у кого была действительно трудная работа!
Ричард Кертис (Richard Curtis)
Уровень:
средний (intermediate)
Жанр:
романтика, юмор
Объем:
ок. 100000 знаков
Вариант английского:
британский
Лучший способ познать культуру народа - изучить обычаи. Смешная, трогательная, немного легкомысленная книга Ричарда Кертиса расскажет о любви между британцем и американкой на фоне четырех свадеб и одних, увы, похорон. Есть ли надежда на happy end? Об этом читайте сами.
Стивен Кинг (Stephen King)
Уровень:
Жанр:
роман, триллер
Объем:
ок. 120000 знаков
Вариант английского:
британский
Роман о взаимоотношениях писателя и почитательницы его таланта, настолько эксцентричной, что это даже пугает. Сюжет развивается как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Но именно за это мы и любим Кинга.
Агата Кристи (Agatha Christie)
Уровень:
средне-продвинутый (upper-intermediate)
Жанр:
детектив
Объем:
ок. 140000 знаков
Вариант английского:
британский
И снова бабушка английского детектива с романом о таинственном газетном объявлении, которое указывает точный день и час будущего убийства. Удастся ли предотвратить роковое событие? Ответ на этот вопрос вы прочтете на чистейшем английском.
Артур Хейли (Arthur Hailey)
Уровень:
средне-продвинутый (upper-intermediate)
Жанр:
триллер
Объем:
ок. 180000 знаков
Вариант английского:
британский/канадский
Роман-катастрофа, основанный на реальных событиях, увлекательный даже спустя полвека.
Роберт Ладлэм (Robert Ludlum)
Уровень:
средне-продвинутый (upper-intermediate)
Жанр:
триллер
Объем:
ок. 100000 знаков
Вариант английского:
американский
У берегов Средиземноморья рыбаки выловили раненого, полностью потерявшего память. Это завязка захватывающего романа, который стал основой одного из самых удачных кинотриллеров современности.
Патриция Хайсмит (Patricia Highsmith)
Уровень:
средне-продвинутый (upper-intermediate)
Жанр:
детектив, драма
Объем:
ок. 130000 знаков
Вариант английского:
американский
Том Рипли - 25-летний молодой человек, выросший без родителей в атмосфере ненависти и страха. Стоит ли удивляться, что его отношение к миру и людям не отличается особой нежностью?..
Чтение всегда являлось одним из важных видов речевой деятельности, а также средством формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. По мнению F.Grellet, автора книги о развитии навыков чтения, «Чтение – это понимание написанного текста с извлечением необходимой информации из него настолько аккуратно, насколько это возможно».
Чтение в современной педагогике рассматривают как один из видов речевой деятельности. Согласно И.А. Зимней, речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения . Речевая деятельность подразделяется на два вида: продуктивный и рецептивный (основанные на процессах восприятия, «рецепции»). Посредством продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо) человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. Посредством рецептивных видов речевой деятельности (слушание, чтение) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения .
В англо - русском терминологическом справочнике по методике преподавания английского языка найдем следующее определение: «Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте» .
Существует много различных классификаций видов чтения. В основу каждой из них кладутся разные принципы. В настоящее время в отечественной методике преподавания иностранных языков принято придерживаться классификации, составленной С.К. Фоломкиной, в зарубежной - K. Weber, A. Oliver, R.H. Alan, H. Frankenpohl. Е.Н. Соловова приводит классификацию видов чтения отечественных ученых: просмотровое, поисковое, изучающее, ознакомительное, аналитическое . Похожую классификацию предлагает С.Х. Фоломкина .
Основные виды чтения, встречающиеся в отечественной и зарубежной методике можно представить в виде таблицы:
Таблица 1.
Основные виды чтения
Параметры различения |
Виды чтения |
|||
По форме прочтения |
Чтение про себя |
Чтение вслух |
||
По использованию логических операций |
Аналитическое чтение |
Синтетическое чтение |
||
По глубине проникновения в содержание текста |
Интенсивное чтение |
Экстенсивное чтение |
||
По целевым установкам |
Изучающее чтение |
Ознакомительное чтение |
Поисковое чтение |
|
По уровням понимания |
Полное/ детальное понимание |
Общее/ глобальное понимание |
В таблицу Н.Д. Гальсковой не включены такие названия как классное/ домашнее чтение, чтение со словарем / без словаря, подготовленное/ неподготовленное и др. Эти названия не означают новый вид чтения, они лишь на место и форму проведения работы над текстом .
Домашнее чтение является дополнительным по отношению к остальному учебному материалу, обильным и постоянным чтением с целью извлечения содержательной информации. По мнению М.Д. Стрекаловой, домашнее чтение, как один из аспектов языковой подготовки студентов, является центральным, где скрещиваются интересы всех дисциплин, составляющих систему обучения в языковом вузе. Как один из компонентов содержания обучения иностранным языкам, домашнее чтение призвано обеспечивать более прочное формирование различных видов коммуникативной компетенции. . По форме прочтения домашнее чтение является чтением про себя, по месту и времени – домашнее, внеклассное, по глубине проникновения в содержание текста – экстенсивное. Занятия по домашнему чтению состоят из 3 этапов: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
В основном, создавая практикумы по домашнему чтению, методисты рассматривают домашнее чтение как чтение синтетическое, так как направляют внимание читателя на извлечение информации. Мы же предлагаем рассматривать домашнее чтение как синтетический вид чтения, так и аналитический, добавляя в практикум задания на анализ текста. Это позволит не только расширить словарный запас учащихся, обеспечить формирование различных видов коммуникативной компетенции, но и расширить границы понимания текста, а также подготовить учащихся к выполнению полного анализа текста на старших курсах.
Выбор художественного текста для домашнего чтения на занятиях со студентами младших курсов факультета иностранных языков также имеет огромное значение, так как непосредственно интересное содержание может мотивировать учащегося к систематическому чтению на иностранном языке. Также текст должен быть доступным и посильным для прочтения. Для разработки практикума по домашнему чтению нами был выбран роман американской писательницы L. Lowry “Gathering Blue”. Произведение написано в жанре антиутопии, в нем, как и во многих произведениях этого жанра, раскрываются законы построения общества, угнетаемого жестоким тоталитарным строем. Проблемы, рассматриваемые автором в этом произведении, несомненно, позволят вызвать оживленное обсуждение прочитанного на занятиях по домашнему чтению со студентами младших курсов факультета иностранных языков.
В данной статье представлены упражнения по домашнему чтению и анализу текста к первой главе романа L. Lowry “Gathering Blue”:
Chapter 1
1) 1. Look at the cover of the book. In your opinion where and when does the story take place?
2. Why was the cover made with such strong contrast of colours?
3. Look at the title of the book. What is it about?
4. What do you know about the author of the book? Do you read the other works of this author?
2) Explain the contextual meaning of the following lexical units relying on an English-English dictionary:
short-tempered –
contribute to –
a twisted leg –
to keep smb alive –
3) Find the synonyms in the text:
Deformed leg, cemetery, wild animals, child, shelter, unwilling, marshy.
Прощание, одиночество, кружиться, заботиться, младенец, яростно.
5) Explain the following. Give the translation of original sentences.
1. She could see some of them in the vast foul-smelling Field of Leaving, huddled beside the ones whose lingering spirits they tended.
2. "You were one day old, not yet named your one-syllable infant name”.
3. "Your father had been taken by beasts”.
4. But today there was no festivity. There were only the usual sounds.
5. “… a dirty-faced boy of eight or nine years, still too young for puberty…”
Упражнения на данном этапе работы направлены на создание необходимого уровня мотивации учащихся, на устранение смысловых и языковых трудностей понимания текста, учитываются лексико-грамматические и лингвостилистические особенности подлежащего чтению текста.
II. While – reading tasks
1) Read the sentences and say whether they are true or false:
1. Matt is a dirty-faced boy of eight or nine years.
2. The main character lived with her full family.
3. The society takes care of all new-born tykes.
4. Kira’s father was killed in the war.
5. Fear was always a part of life for the people of the society.
2) Answer the questions:
1. What are the main characters of the story?
2. Where does the story take place?
3. What has happened to Kira’s family?
4. Was the main character positive about her future? Why?
5. Did she have the place to return?
6. How would you deal with a similar situation?
3) Choose a character. Tell the story from his/her point of view. Discuss devices used by writers in presenting characters .
На данном этапе происходит контроль степени понимания прочитанного, а также развитие умений устной речи на иностранном языке.
III. Post – reading tasks:
Упражнения третьего этапа готовят студента к размышлению над прочитанным и проведению анализа художественного текста.
Выполнение упражнений по домашнему чтению с элементами анализа художественного текста позволит студентам младших курсов приблизиться к более полному пониманию изучаемого текста, овладеть основными коммуникативными навыками и подготовить к выполнению анализа художественного текста на старших курсах.
Список литературы :
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Основные сведения о фонетическом строе английского языка, правилах чтения букв и буквосочетаний в различных позициях и английской интонации. Совершенствование и закрепление навыков речевой деятельности и чтения с помощью тренировочных упражнений.
методичка , добавлен 21.12.2011
Психологическая природа чтения на иностранном языке. Выделение механизмов, подлежащих формированию в процессе обучения чтению. Приемы использования различных видов текстов на уроках английского языка. Разработка упражнений, формирующих механизмы чтения.
дипломная работа , добавлен 01.07.2014
Понятие самостоятельного и личностного чтения. Принцип отбора литературы для самостоятельного чтения. Самостоятельность интеллектуального труда учащегося в процессе овладения иностранным языком. Лингвострановедческий подход к отбору литературы.
контрольная работа , добавлен 06.05.2009
Рассмотрение теоретических аспектов говорения как средства общения и продукта речевой деятельности человека. Характеристика понятия и видов монологической и диалогической устной речи. Определение роли и места говорения на уроках английского языка.
дипломная работа , добавлен 28.10.2011
Три основные причины знания английского языка. Значение формирования умений и навыков чтения и понимания литературы на английском языке для инженера-строителя. Роль английской лексики в сфере инновационных технологий и познания для современного студента.
доклад , добавлен 12.12.2015
Теоретические основы методов обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в школе. Понятие о чтение. Виды чтения. Особенности развития младших школьников. Обучение чтению вслух. Обучение чтению про себя. Упражнения для обучения чтению.
курсовая работа , добавлен 19.09.2007
Анализ учебно-методического комплекса "Happy English 2". Наиболее распространенные виды чтения: с общим охватом содержания, с детальным пониманием прочитанного, поисковое чтение. Требования к текстам. Основные техники чтения. Упражнения для обучения.
курсовая работа , добавлен 18.04.2011
Совершенствование навыков изучающего и поискового чтения на базе текстов о социальной и культурной жизни Великобритании. Упражнения на расширение кругозора студентов о культурных особенностях страны изучаемого языка и обогащение их лексического запаса.
учебное пособие , добавлен 24.09.2012