Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
ША НА СА ТА ПА ША МА ТА ША Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог [ША]
Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [Ш],и два раза, когда услышишь со звуком [С].
Узнай звук Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Узнай звук
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
Определить наличие-отсутствие звука в слове ___ Л ___ ___ Л ___
Определить позицию звука в словах
С_____
___С__
_____С
« Закончи слово»
КАБАЧО…
КОЛОБО…
Сравни слова. Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами. Чем они похожи и чем отличаются.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Составитель: учитель-логопед Сосновских В.В., МКДОУ Байкаловский детский сад №6 «Рябинушка»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать ошибки (дислексия и дисграфия). 18.04.17
Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. 18.04.17
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. 18.04.17
Причины возникновения неправильное произношение звуков речи, т.е. ребенок пишет слова так, как их произносит, отражает своё дефектное произношение на письме; нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи; затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. 18.04.17
Если ребенок произносит не правильно, то… 18.04.17 Замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а бе р ёза – бе л ёза ка с ка – ка ш ка до ж дь – до з дь щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы б у б лик – п у п лик (п у б лик, б у п лик)
Если нарушена дифференциация, распознавание близких звуков речи, то… 18.04.17 Смешиваются буквы обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Если затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, то… 18.04.17 Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
З амена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
Что такое «слух»? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. 18.04.17
Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д. 18.04.17
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. 18.04.17
Игры Игра «Будь внимательным!» Задача - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Игра «Найди слово с заданным звуком» или Игра «Назови картинки» Задача - развивать умение слышать заданный звук среди ряда слов. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. 3. Игра «Придумай имя» Задача - учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] - Настя, Надя, Наташа: [в] -Ваня, Валера, Вася, Валя. 4. Игра «Назови первый звук в слове» Задача - учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот - [к], банка - [б].
5. Игра «Назови последний звук в слове» Задача - учить выделять последний звук в слове. Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом - [м], дуб - [п] 6. Игра «Отгадай слово» Задача - учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках. Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса). 7. Игра «Ддбавлялки» Задача - учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова. Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова Например: звук [ш]: ...уба (шуба), ...апка (шапка), ...ар (шар); мы... (мышь), но... (нож), ду„ (душ). 18.04.17
8. Игра «Определи место звука в слове» Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине). 9. Игра «Прохлопай слова» Задача - учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. 10. Игра «Позови слово» Задача - учить определять ударный гласный в слове и выделять ее голосом. 18.04.17
Игры на развитие фонематического слуха.
Подготовила учитель-логопед
Дедловская Татьяна Николаевна
МОУ прогимназия «Сказка» г.Мичуринск