Индивидуальный образовательный маршрут
Ученика 1 класса
1.1 Пояснительная записка
В школе обучается 3 детей, имеющие инвалидность (опорно-двигательная система). Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в начальных классах нашей школы - 2 человека.
Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение основных задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
Реализуется на первой ступени образования- 4 года:
Вторая ступень - основное общее образование - 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
Оптимальный режим учебных нагрузок;
Коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
Соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
Использование современных педагогических технологий;
Оздоровительный и охранительный режим;
Укрепление физического и психического здоровья;
Профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учителя- предметники;
Классный руководитель;
Медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает п омощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.
Программно-методическое обеспечение:
УМК и рабочие программы по учебным предметам;
Диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
Цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
Приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
Установка полов без перепадов и порогов;
Расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
Создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС . Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
Систематический характер обучения;
Логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
Текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
Государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план 1 класс
Предметы | Кол-во час По уч. плану | На дому | В классе | ФИО учителя | заочно |
Русский язык | |||||
Лит. чт. | |||||
Математика | |||||
Окр. мир | |||||
Музыка | 0,25 | 0,75 |
|||
Изобр. Иск. | 0,25 | 0,75 |
|||
Технология | 0,25 | 0,75 |
|||
Физическая культура | 0,25 | 0,75 |
2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:
Уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
Включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
Способствующей качественному и доступному образованию;
Предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
Обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Общие сведения о ребенке
Елизавета В.
Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.
Лиза воспитывается в неполной семье.
Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.
Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .
У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.
С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.
Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К
На период с сентября 2016г. по май 2017г
Дата заполнения :. 2016г___
1. Общие данные
Ф. И. О. ребенка Елизавета В .
Дата поступления в учреждение 2016
Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная
Мать (ФИО, образование Мама….
Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…
Дом. адрес :
Телефон :
Воспитатели (ФИО) :
Специалисты :
Учитель-логопед :
Учитель-дефектолог :
Педагог-психолог :
Музыкальный руководитель :
Инструктор по физ. воспитанию :
Старшая медицинская сестра :
Группа здоровья III
Группа физических занятий - ЛФК
Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.
Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .
Заключение мед. комиссии :
Врача офтальмолога :
Врача отоларинголога :
Хирург-ортопед :
Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;
Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит
Соблюдение режима зрительных нагрузок
Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления
- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)
Проводить пропедевтику основных видов движений
Использовать упражнения из горизонтального положения
Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью
Нельзя работать на слишком близком расстоянии
Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз
Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища
Подъём тяжестей, сотрясение тела
Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения
Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу
Назад - мостик
Длительное поднятие ног в положении лежа
Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»
Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе
Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
ЗАДАЧИ :
Социально-коммуникативное развитие
Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование предметно-практических действий;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
Овладение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;
Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;
Овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы :
Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
Словесный
Практический
Игровой
Формы работы :
Утренняя гимнастика;
Индивидуальная и подгрупповая работа;
Спортивные праздники, развлечения.
Самостоятельная деятельность ребенка .
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Шаткина Ирина Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 56"
Населённый пункт:
г. Северск, Томская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)"
Дата публикации:
12.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – детский сад № 56»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)
на 2017 – 2018 учебный год
______________________________________________________________
ФИ ребенка
Группа № 6
Составила воспитатель
Шаткина Ирина Павловна
План индивидуальной работы
на 2017-2018 учебный год.
Задачи:
Способствовать развитию навыков коммуникации;
Развивать звукопроизношение, грамматически правильную речь;
Развивать память, внимание;
Развивать
мыслительные
вовлечение
наблюдения,
дидактические игры;
Развитие двигательных навыков и волевых качеств путём приобщения ребёнка к занятиям
Индивидуальная
работа проводится
коррекционно
педагогического
взаимодействия
специалистами
дошкольного
учреждения
основании
результатов индивидуальной речевой карты воспитанников, а также в соответствии с
индивидуальной программой, разработанной учителем – логопедом.
сентябрь 2017
1 неделя
Познавательное
развитие
«Собери пирамидку»: закрепить название цветов спектра,
порядковый счет.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине,
обозначать результаты сравнения словами.
развитие
Артикуляционная гимнастика с зеркалами: «улыбка»,
«забор», «часики», «варенье», «лошадка»
Повторить чистоговорки на звук «с». Игры с картинками на
эти звуки («Угадай и назови», «Назови цвет и предмет»)
Художественно-
эстетическое
развитие
Игра на муз. инструментах, с музыкальными игрушками:
умение угадывать на слух, какой инструмент звучит.
Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной
величины.
Физическое
развитие
«Самый меткий»: тренировать в метании шариков в корзинку
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить воспроизводить цепочку игровых действий с разными
видами игрушек
2 неделя
Познавательное
развитие
«Путешествие в зеленую страну»: закреплять
представление о зеленом цвете, развивать зрительное
внимание, активизировать словарь.
развитие
Рассказывание потешки «Водичка, водичка»;
сопровождать действия проговариванием слов.
Игры на развитие фонематического слуха: «Хлопушка»,
«Поймай звук».
Сдувать ватку (листик, бумажный цветок) с руки.
Художественно-
Повторить правила работы с ножницами; учить
эстетическое
развитие
правильно держать их, сжимая и разжимая кольца.
Физическое
развитие
Учить стоять на одной ножке, сохраняя равновесие;
прыжки на двух ногах вместе.
Социально-
коммуникативное
развитие
Закреплять умение участвовать в игровых действиях.
Развивать дружеские взаимоотношения.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Геометрическая мозаика»: закреплять умение называть
геометрические фигуры, способствовать развитию
внимания и воображения.
развитие
пословицы; уточнить знания о сезонных изменениях в
Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового восприятия,
умение определять звуки в окружающей природе (идёт
дождь, шумят листья, жужжит жук).
Пальчиковая игра «Строим дом»: развивать мелкую
моторику рук и речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение раскатывать из комочка нужную
форму, лепить предметы удлиненной формы,
сужающиеся к одному концу.
Физическое
развитие
«Пройди по узкой дорожке» - тренировать в ходьбе по
узкой дорожке с сохранением равновесия.
Социально-
коммуникативное
развитие
Развивать в игре дружеские взаимоотношения,
способствовать развитию коммуникативных навыков.
4 неделя
Познавательное
развитие
Учить различать фрукты, не путая с овощами. «Дай
такой же» «Что растет на дереве»
«Каждую бусинку – на свое место»: развивать мелкую
моторику, внимание, логическое мышление.
Закреплять умение сравнивать два предмета по
величине.
развитие
«Потопаем, похлопаем»: развитие слухового внимания
через различение звуков окружающей действительности.
«Ухо-нос»: развитие произвольного внимания и
самоконтроля.
«Расскажи сказку»: тренировать в рассказывании
знакомой сказки с опорой на наглядный материал.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение работать кистью, закрашивать нужным
цветом фрукты.
пластмассовых мячей, развивать двигательную
активность.
Социально-
коммуникативное
развитие
октябрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Выделение
признака
развивать логическое мышление, внимание.
сенсорное
развитие
«Разбери
перепутанные
варежки»: учить детей внимательно рассматривать предметы
и находить в них сходство и различие.
развитие
Д.упражнение «Подними шарик»- развивать речевое
Упражнять в произношении звука «З» в слогах и словах.
Учить произносить этот звук твердо и мягко.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук
через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание,
раскатывание).
Физическое
развитие
«Проворные мотальщики»: развитие сенсомоторной
координации, обучение выполнению движений двумя руками
одновременно.
Социально-
коммуникативное
развитие
формировать
использовать предметы-заместители, продолжать работу по
развитию и обогащению сюжета игры..
2 неделя
Познавательное
развитие
«Собери кубики» - развивать внимание, память, образное
мышление.
развитие
Учить детей составлять рассказ с опорой на вопросы
воспитателя и самостоятельно, включать в рассказ
описание персонажей, их действий.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить располагать на листе бумаги две ели рядом: одну
выше другой. Продолжать развивать цветовое
восприятие: умение находить среди 2-х оттенков
зеленого цвета темно-зеленый.
Физическое
развитие
Учить отбивать мяч правой и левой рукой: развивать
координацию движений, ловкость.
Социально-
коммуникативное
развитие
Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего»:
развивать творчество, воображение, интеллектуальную
активность в конструктивной и игровой деятельности.
3 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Что изменилось?»: развитие зрительной памяти.
«Сложи картинку» (времена года): учить собирать из
частей целое; закреплять знания о временах года.
«Лишняя картинка» на развитие мышления и
зрительного восприятия, умение обобщать.
развитие
Продолжать приучать внимательно слушать рассказ,
отвечать на вопросы полным ответом; учить
пересказывать, опираясь на модели, сохранять
последовательность событий. Словесная игра
«Доскажи».
Художественно-
эстетическое
развитие
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
«Пингвины» - прыжки на двух ногах с мешочком между
Социально-
коммуникативное
развитие
С. р игра «Детский сад». Развивать в игре дружеские
взаимоотношения, способствовать развитию
коммуникативных навыков, подбирать атрибуты к игре.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Чьи детки?»: закреплять знания о домашних и
диких животных, находить их детенышей.
«Найди, где спрятано»: учить ориентироваться в
пространстве; развивать внимание.
развитие
Чтение художественной литературы: учить слушать,
оценивать поступки героев, развивать память,
мышление, внимание.
«Опиши любимого животного»: продолжать учить
составлять небольшие рассказы, развивать речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Музыкальное упражнение «Кто как поет?»: развивать
творческие способности детей, учить передавать личные
образы, используя известные средства выразительности
Физическое
развитие
«Найди себе пару»: упражнять в беге, развивать
выносливость, ловкость. Метание мяча в вертикальную
Социально-
коммуникативное
развитие
выражать их.
ноябрь
1 неделя
Познавательное
Познакомить с домашними животными, частями тела, какой
«Найди фигурке место»: развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение работе по образцу.
развитие
Разучивание скороговорок -
Цель: закреплять звукопроизношение поставленных звуков.
Художественно-
эстетическое
развитие
Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук
(штриховка, работа с мелким материалом)
Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также
формирование художественно – эстетических умений и
Физическое
развитие
П/и «Мячик» Цель: развитие общей моторики, чувства
ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с
движением
Социально-
коммуникативное
развитие
«Помоги другу одеться на прогулку» Цель: формирование
социо - коммуникативных умений и навыков, активизация
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Собери из частей», «Где спряталась игрушка?»,
«Один – много»
развитие
Рассмотри картинки и запомни их: развитие зрительной
памяти и умения называть то, что видел.
Д.упражнение «Подними шарик» - развивать речевое
Художественно-
эстетическое
развитие
Слушание музыкальных произведений.
Цель: развитие слухового восприятия
«Составь букет»: упражнять в составлении красивой
композиции из частей.
Физическое
развитие
Подвижная игра «Радуга-дуга».
Цель: развитие общей моторики, координации речи с
движением. Закрепление навыка бега с высоко
поднятыми коленями
Социально-
коммуникативное
развитие
Д/игра «Правда или нет».
Цель: формирование нравственных представлений,
правила поведения со взрослыми.
3 неделя
Познавательное
развитие
Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Когда
это бывает». Цель: расширение познавательной
активности.
Д.игра «Какого цвета не стало?»: учить детей определять
и точно называть цвет предметов, их оттенки.
развитие
Составление рассказа по теме «Осень». Цель: развитие
коммуникативных навыков, формирование лексико –
грамматической структуры слова, закрепление навыков
звукопроизношения.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умения раскатывать предметы круглой и
овальной формы, детали прорабатывать пальцами.
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
Упражнение с массажным мячиком. Цель: развитие
тактильной чувствительности, чувства ритма.
Социально-
коммуникативное
развитие
С.р. игра «Семья»: закреплять умение действовать
согласно выбранной роли, уточнять знания о семье, об
обязанностях в семье каждого члена.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Найди лишнее»,«Найди отличия», «Собери из
частей», «Помоги художнику» по лексическим темам.
Цель: обогащение знаний по лексическим темам,
активизация словаря и его расширение, речевой памяти.
развитие
Чтение художественной литературы. Р. Миннуллин «Ох
уж эти взрослые». Цель: приучать вслушиваться в ритм
поэтического текста, определять его тему, основную
идею; побуждать рассказывать о своем восприятии
конкретного поступка персонажа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Деятельность в художественном уголке. Продолжать
учить рисовать на тему «Осень». Цель: воспитывать у
детей эмоциональное отношение к создаваемому образу
Физическое
развитие
Пальчиковая гимнастка «Если что».
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой
моторики, внимания и памяти.
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить выходить из конфликтных ситуаций мирным
путем, осознавать свои чувства, желания и понятно
выражать их. Игры с мыльными пузырями: создать
бодрое, веселое настроение, развивать воздушную
струю, учить играть вместе, не ссорясь.
декабрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить
«Высокий-низкий».
Домино-вкладыши.
Мелкая моторика.
Д. игра на классификацию предметов. «Чей малыш». Цель:
закрепление названий животных и их детенышей
развитие
«Приметы зимы» - закрепление и пополнение знаний о
зимних приметах.
Д.игра «Загадай загадку» - учить составлять загадки о зиме
Художественно-
эстетическое
развитие
Вызвать интерес к теме изображения, учить рисовать
тычком, наносить рисунок по всей поверхности.
отличать животных по звуку
Физическое
развитие
движения в метании
Социально-
коммуникативное
Игра- драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: закрепление и анализ поступков своих и товарищей.
развитие
2 неделя
Познавательное
развитие
Повторить понятия «Большой, поменьше, самый
маленький»
Д. игра «Посчитай птичек и назови»- закрепить умение
«Запомни названия и выложи картинки в таком же
порядке».
развитие
Упражнения в речевой зоне. Цель: учить четкому
произношению звуков, умение находить место звука в
Художественно-
эстетическое
развитие
«Птички летают»: развивать умение слышать смену
частей мелодии, реагировать на изменения сменой
движения.
Физическое
развитие
Упражнять в беге и приседании, построении в круг и
ходьбе по кругу.
Социально-
коммуникативное
развитие
3 неделя
Познавательное
развитие
Показ выполнения постройки,фиксируя внимание
последовательности.
Повторить «Круг, овал». Соотнесение цвета и формы.
развитие
в ряду звуков, слогов, слов.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
используя прием нанесения штрихов в одном
направлении, не выходя за контуры, прорисовывая
Физическое
развитие
«Самым ловким окажись»: продолжать развивать
ловкость, выносливость.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Что такое дружба»: формировать понятия «друг»,
«дружба»; учить детей видеть, понимать, оценивать
чувства и поступки других, мотивировать и объяснять
свои суждения.
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знание о праздниках. «Украсим елочку»,
«Подарок Деду Морозу» Понятия «длинный-короткий»,
«одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом».
«Какую фигуру напоминает предмет»: повторить с
детьми названия геометрических фигур
развитие
«Назови ласково»: воспитывать желание использовать в
речи ласковые слова
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умение катать круги между ладонями и
соединять их.
«Волшебная кисть»: учить правильно пользоваться
Физическое
развитие
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
январь
2 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить знание о признаках зимы и зимних забавах.
«Какой признак времени года лишний?»
Слева-посередине-справа. Сравнение, установление
закономерностей. «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая
моторика
развитие
«Обезьянки в цирке» - повторять звуки, слоги на твердые
согласные. Учить произносить по подражанию «с», «з»,
Д. игра «Где находится птичка?» (употребление
предлогов около, над,под, в, к)
Художественно-
эстетическое
развитие
«Нарисуем зиму» .Предложить раскраски «Волшебница-
Физическое
развитие
«Веселый мяч»- отбивание мяча одной рукой об пол
Социально-
коммуникативное
развитие
Психогимнастические этюды на выражение разных
эмоциональных состояний
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление о животных, учить отличать
диких животных от домашних. «Покажи зверей», «Где
чей домик»
Ориентировка в пространстве: вверху, внизу,сзади,
Д. игра «Чего не хватает?» - развитие у ребенка
целостного восприятия предмета.
развитие
Вести диалог. Учить отвечать на вопросы 2-4 словами,
используя сюжетные картинки. «Запомни, назови».
Продолжать упражнять в правильном и четком
произнесении звука «ж», определять слова с этим
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить вырезать по показу конусы и разные формы,
приклеивать.
Изотерапия «Ягоды для медведя». Предложить
трафареты с изображением диких животных для
обрисовывания и раскрашивания.
Физическое
развитие
Психогимнастика «Спящий котенок». Игровое
упражнение «Прыжки вверх с места».
Социально-
коммуникативное
развитие
«Общение со взрослыми»: закрепить знание о том, как
мы обращаемся ко взрослым, учить проявлять уважение,
не перебивать взрослых во время разговора.
4 неделя
Познавательное
развитие
Соотнесение формы предмета с геометрическими
фигурами. Домино-вкладыши.
Классификация по одному или двум признакам (цвет и
величина).
развитие
«Что забыл нарисовать художник?»
Д. игра «Скажи какая сказка?» Цель: активизация
словаря засчет подбора эпитетов. Интервью «Я люблю
зиму потому, что…»
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить передавать предметы одной формы, но разной
величины. Вырабатывать навык регуляции размаха
движений. «Дорисуй»
«Составь узор» - составление узора из счетных палочек
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками,
«Пробеги и не задень» - развитие ловкости движения.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Как помириться?» - находить способы примирения и
выхода из конфликта без драки.
февраль
1 неделя
Познавательное
развитие
Сравнение
знакомых
предметов
геометрическими
фигурами. «Заплаточки». Мелкая моторика.
Познакомить с классификацией посуды.
Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме
«Как пройти к зайке?»
развитие
Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным,
предметом). Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового
восприятия, умение определять звуки в окружающей
действительности (стучат карандашом, играют мячом).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить изображать предметы прямоугольной формы,
располагая их на всем листе бумаги. Закреплять прием
закрашивания.
Физическое
развитие
Метать различные предметы и мячи на дальность с места из
различных положений. Правильно выполнять основные
движения в метании
Социально-
коммуникативное
развитие
решение!»
(обучение
самостоятельно принимать решение).
2 неделя
Познавательное
развитие
Познакомить со средством передвижения. «Автомобиль»
«Найди такую же машину»
Повторить понятия «Широкий, поуже, еще уже, самый
развитие
«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»;
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить рисовать разные формы на листе
бумаги(овал, круг, прямоугольник).
Учить соединять концы столбика для получения кольца,
учить соединять все фигуры вместе. Арт-терапия
«снежинки» (пластилин).
Физическое
развитие
Игра «Мои ручки-ножки-носик».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком
своих положительных и отрицательных качеств).
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширить кругозор о классификации инструментов.
«Кто что делает» ,«Инструменты».
Повторить «Слева, посередине, справа». Развитие
зрительного внимания. Соотнесение цвета и формы.
Мелкая моторика.
развитие
«Хлопни на звук «ц». Продолжать учить различать звуки
в ряду звуков, слогов, слов.
Учить отвечать на вопросы по картинке
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить лепить из нескольких частей,
закрепляя приемы раскатывания, прижимания,
вытягивания..
Физическое
развитие
Психогимнастика «Кошка с котятами и собака».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знания о праздниках – день Защитника
Отечества.
Выделение лишнего признака. «Угадай, что убрали»
развитие
Продолжать учить договаривать стихи, сказки, потешки
за воспитателем (книги Чуковского, Барто, Михалкова).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить соединять правильно детали, чтобы получился
образ и приклеить. Продолжаем собирать из частей одно
целое. Закреплять умение рисовать туловище, ноги, руки,
учить закрашивать в правильном направлении.
Физическое
развитие
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза»..
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
март
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Моя семья». Цель: закрепить знания домашнего адреса,
имен родителей и их места работы.
развивать
воображение
представлять
предметы
схематическим изображениям
развитие
Описание картины из серии «У бабушки в гостях». Цель:
расширять кругозор ребёнка, называть существенные детали.
Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять
умения подбирать слова признаки о маме.
Художественно-
эстетическое
развитие
«Спрячь мышку» Цель: закреплять у детей представления о
шести цветах.
Конструирование
постройки
выполнять постройку по схеме.
Закрепить умение обрезать углы у квадрата.
Цель: умение
правильно работать с ножницами.
Физическое
развитие
Упражнять
прокатывании
предметами,
подталкивая его двумя руками снизу и не отпуская далеко от
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать
готовность
совместной
деятельности,
развивать
д о го в а р и в ат ь с я,
самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/упр. «Назови действия, которые происходят весной».
Задачи: знать признаки весны, уметь заканчивать
предложение, называя соответствующее действие.
Д. игра «На что похоже». Цель: развивать воображение
детей, учить представлять себе предметы по их
схематическим изображениям
Продолжать учить определять и называть
местоположение предмета (слева, справа и пр.).
развитие
Беседа с Артемом и Андреем о приметах весны (по
картинкам) – развивать речевую активность, учить
составлять предложения по картинкам. Дидактическая
игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять умения
подбирать слова признаки о весне.
С Артемом, Ритой, Андреем работать над
звукопроизношением: учить проговаривать чистоговорку.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рассматривание весенних иллюстраций и фото,
прослушивание отрывка музыки П.И. Чайковского
«Времена года. Весна».
Продолжать закреплять умение держать карандаши и
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками.
Прокати мяч» - прокатывание мяча по прямой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Ситуативная беседа «Общение со взрослыми». Цель:
закрепить знание о том, как мы обращаемся ко взрослым,
учить проявлять уважение, не перебивать взрослых во
время разговора
3 неделя
Познавательное
развитие
Д.игра «Четвертый лишний» - повторить домашних и
диких животных.
Закрепить порядковый счет, понятие длиннее – короче
развитие
Составлять
описательный
животном
использованием плана-схемы.
«Назови животное ласково»
- продолжать воспитывать
любовь к животным.
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать
закреплять
карандаши
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
Перенеси – не урони» - упражнение: донести мяч или
кубик до корзины
Социально-
коммуникативное
развитие
в разных ситуациях.
4 неделя
Познавательное
развитие
построена
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Вспомнить и повторить «Профессия моих родителей».
развитие
«Узнай птицу по описанию» Закреплять умение
узнавать птицу по характерным признакам.
«Назови птицу
ласково»
- продолжать
воспитывать
любовь к птицам.
С Артемом, Ритой, Андреем выучить скороговорку со
звуком «ш» Игра «Сердитый гусь». Цель: закрепление
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд.раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить
раскраски по
«Перелетные
Совершенствовать
карандашами.
Физическое
развитие
Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через
предметы.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Над чужой бедой не смейся» - знакомить с поведением
в разных ситуациях.
Апрель
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Полезно-вредно» - закрепление знаний детей о
факторах окружающей среды, влияющих на здоровье.
развитие
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» - развитие
артикуляционного аппарата.
«Узнай сказку по иллюстрациям». Цель: закрепить
воображение, мышление, речь
Художественно-
эстетическое
развитие
«Послушаем тишину». Цель: развитие речевого
творчества, концентрации детского внимания.
Продуктивная деятельность: лепка из пластилина
«Таблетки для куклы».
Физическое
развитие
Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть,
умение концентрировать мышечные усилия, сочетая
силу с быстротой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» Цель:
продолжать формирование представлений о профессии
2 неделя
Познавательное
развитие
«Посчитай зверей, найди нужную ракету».
Рассматривание изображений различных космических
объектов
Дидактическая игра: танграмм «Ракета»
Цель: учить
складывать картинку по образцу
развитие
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи
мотор у ракеты"
Цель: воспитание правильного
звукопроизношения. «Скажи со словом «космический»
Цель: развитие мышления, сообразительности,
воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.
Художественно-
эстетическое
развитие
Раскрашивание картинок про космос по образцу. Инд.
работа в выкладывании ракеты из счетных палочек.
Цель: развитие мелкой моторики.
Физическое
развитие
Игровое упражнение «Обручи Сатурна»
формировать умение катать обручи друг другу.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»
Цель: побуждать детей более широко и творчески
использовать в игре знания о космосе, продолжать
развивать самостоятельность в создании игровой среды.
3 неделя
Познавательное
развитие
Рассматривание и сравнение листьев деревьев (по форме,
размеру, цвету)
«Сравни деревья по высоте» (упражнять в сравнении
двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий -
низкий; выше – ниже)
развитие
Повторение пословиц о деревьях и кустарниках.
Закрепить названия деревьев, их строение, внешние
признаки; учить детей различать деревья по внешним
признакам; развивать словарь по данной теме.
Художественно-
эстетическое
развитие
Упражнение «Обведем кленовый лист по точкам и
раскрасим»
Оформление книжек-самоделок про деревья и
кустарники.
Физическое
развитие
Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 -4 раз).
Социально-
коммуникативное
развитие
Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу,
как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.
Сюжетные игры по выбору детей.
4 неделя
Познавательное
развитие
«Составь растение с помощью блоков Дьенеша».
развитие
Д/и «Какие есть цветы?». Цель: учить узнавать предметы
по описанию.
Проговаривание чистоговорки «Зы-зы-зы- у нас выросли
Художественно-
эстетическое
развитие
Д/и «Собери цветок». Цель: развитие мелкой моторики,
воображения.
«Цветы небывалой красоты." Цель: учить детей рисовать
одуванчики, используя метод тычка.
Физическое
развитие
Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в
ряд; пройти по бревну, неся на голове мешочек с песком.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Садовник» Цель: формировать у детей умение
организовывать игру, выступать в роли ведущих и
водящих, начала досуговых компетенций.
1 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление детей о военной технике,
развивать конструкторские навыки, упражнять в
создании схем будущих построек. «Назови фигуры, из
которых состоит военная постройка». Закреплять знания
о геометрических фигурах.
развитие
Повторить стихи и пословицы о мире. Развивать
мышление детей, способность аргументировать свои
высказывания.
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд. раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить детям раскраски по теме «Военная
техника». Совершенствовать навыки работы с
карандашами и мелками.
Физическое
развитие
Упражнять в ходьбе с перешагиванием через шнуры,
перебрасывании мяча друг другу, перелезании через
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать умение выполнять с помощью взрослого
несколько игровых действий, объединенных сюжетной
канвой; действовать в импровизации самостоятельно.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство
коллективизма.
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Какой формы части машины?». Закреплять знания
детей о частях машины, их форме. Дидактическая игра
профессию»
управляет
самолетом,
поездом, кораблем и т.д.)
«Ориентировка на листе бумаги»
Цель: Закрепление
середина.
развитие
человеку
Цель: Совершенствовать
знания детей о необходимости машин в жизни человека;
умение рассуждать, высказывать свое мнение, упражнять
в составлении рассказа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закрепление навыков рисования овалов и кругов, линий.
«Лепка автомобиля» Цель: Формирование умений лепки
машины из раскатанных шаров. Задачи: продолжать
учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей
одинаковой формы, но разной величины.
Физическое
развитие
Игровое упражнение: «Путешествие с мячом» Цель:
развивать технику ведения и приёма мяча с соблюдением
правил безопасности: упражнять в перебрасывании друг
Социально-
коммуникативное
развитие
«Правила поведения в общественном транспорте»
формировать
культурного
поведения
общественном транспорте.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Сосчитай
насекомых»
закрепить
порядковый
умение соотносить цифру с количеством предметов.
картинку»
упражнять
составлении
целой картинки из отдельных частей.
развитие
Логоритмика «Как муравьишка дом солнышка
искал» Цель: коррекция речевых нарушений путем
развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и
словом. Проговаривание скороговорок со звуком «Ж».
Художественно-
эстетическое
развитие
«Дорисуй бабочку» - развивать моторику рук.
Физическое
развитие
Закрепить умение ходить по бревну, сохраняя
равновесие.
Социально-
коммуникативное
развитие
маленькие
развивать
способность сочувствовать и сопереживать, воспитывать
бережное отношение к насекомым.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Ф. И. О. ребенка …………………..
Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида
Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).
Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.
Особенности психического развития
Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.
Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.
Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.
Инициатор индивидуального образовательного маршрута:
Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).
Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.
* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;
* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.
* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.
Сроки 2014 -2015 учебный год.
Формы взаимодействия с родителями:
Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.
Открытые занятия;
Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.
Лабораторная работа с родителями;
Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»
Тренинги;
Другое _______________________________________________________
Формы работы родителя с ребенком
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ориентировка во дворе дома |
2014-2015 учебный год |
|
Формирование гигиенических умений и навыков |
2014-2015 учебный год |
|
Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых дома |
2014-2015 учебный год |
|
Умение выполнять покупки в магазине |
2014-2015 учебный год |
Круг специалистов
Специалист |
Содержание |
Сроки / результат |
Педагог - психолог |
||
Учитель - логопед |
Занятия по коррекции нарушений письма и чтения путём: Развития фонематических процессов; Развития навыков языкового анализа и синтеза; Уточнения и расширения лексического словаря; Развития грамматического строя речи; Развития связной речи, коммуникативных навыков общения; Развития моторных функций. |
2014-2015 учебный год С с сентября 2014г. года по май 2015г. групповые занятия 2 раза в неделю: среда, пятница. 26.12.2014г.- динамика положительная. 27.04.2015г.- динамика положительная. |
Учитель- дефектолог |
Индивидуально – коррекционные занятия по развитию ВПФ. Коррекции познавательной деятельности. |
2014-2015 учебный год Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление. |
Учитель ПТО («швейное дело») |
Развитие ориентировочной и планирующей деятельности; Развитие мелкой моторики, координации движений; Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду. Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда. |
2014-2015 учебный год Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности. Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне; Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне; Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне |
Учитель математики |
Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности. |
Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3». |
Педагог дополнительного образования |
Элементарные навыки работы на ПК. («Смайлик»); Знание необходимых правил дорожного движения «Дорожная азбука» Развитие мелкой моторики рук («Творчество») |
2014-2015 учебный год Положительная динамика при пользовании ПК Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень». Положительная динамика |
Социальный педагог |
Формирование культуры поведения в социуме |
Положительная динамика |
Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.
Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.
Для педагогов __________________________________________________________
Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.
Зам. директора. по УВР:
Учитель ПТО:
Учитель математики:
Учитель – дефектолог:
Учитель – логопед:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга»
Веселко С.И.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: 19.11.2015г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка Алексеев Денис Евгеньевич
Дата рождения 03.09.2011г.
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы) Полная,
Алексеева Екатерина Андреевна
МАО «Фаворит» СЗК инструктор
Отец (ФИО, образование, место работы) Алексеев Евгений Владимирович
---
Воспитатели (ФИО): Веселко Светлана Ивановна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра: Ежова Татьяна Геннадьевна
Моисеева Вера Вадимовна
Бондарева Роза Васильевна
Ловкина Мария Павловна
Группа здоровья 2
Режим пребывания ребёнка в ДОУ 7.00-19.00
Заключение ПМПК ОНР (2 уровень), обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией.
Рекомендации ПМПК Обучение и воспитание по общеобразовательной программе, занятия в логопедическом пункте в ДО.
Долговременные цели Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Цели на текущий период (учебный год) Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделений лишнего предмета.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Октябрь-декабрь
Специалист Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
Воспитатель Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развитие мелкой моторики.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Расширять представления детей о некоторых насекомых, животных, птицах, растениях.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Рисование: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, добавляя к ним другие.
Лепка: совершенствовать умение лепить из пластилина; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Аппликация. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развитие мелкой моторики.
Игра «Специальные машины»
Игра «Красный. Желтый, зеленый»
Игра « Слушай внимательно»
Игра « Доскажи словечко»
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Игра «Времена года»
Игра « До, между, после»
Игра « Собери листочки»
Разучивание пословиц об осени.
Игра « Закончи предложение»
Игра « Книга моих желаний»
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве. Коррекционная работа: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Игра «Подбери фигуру»
Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма"
Игра «Осенние слова»
Игра «Хитрые вопросы»
Стихи о домашних животных
Нащи любимые сказки.
Игра « Разговор с домашними животными»
Загадывание и отгадывание загадок.
Игра « Какая фигура по счету»
Игра «Что за цвет»
Игра « Что не бывает? Почему»
Игра « Подбери действие»
Игра « Узнай по контуру»
Игра с картинками.
Игра «Назови одним словом»
Игра «Чьи ноги или лапы за забором»
Игра «У кого что?»
Игра «Загадочное Животное»
Игра « На кого похожи»
Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко"
Игра "Тихо-громко",
«Запомни и повтори цепочки слогов»
Игра «Найди звук»
Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен"
Игра « Художники»
Игра «Узнай по частям»
Игра « Составь снеговика»
Упр. «Большие и маленькие»
Игра « Доскажи словечко»
Игра « Назови деревья»
Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ;
- Прослушивание аудиокассет «Времена года»
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Игра « Замри».
Упр. « Сон в лесу»
Игра « Запомни свою позу»
Пальчиковая игра « Осенний лист»
Игра « Гусеница»
Упр. « Волшебный дождь»
Игра" Собираемся в путь»
Упр. « Мы шагаем по сугробам»
Игра « Снежок»
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
организации различных ведомств, общественные организации, средства массовой информации, негосударственные структуры, прежде всего с общественные объединения инвалидов, организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская детская городская больница" (ГБУЗ ЛО "Выборгская ДГБ")
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Осмотр всеми специалистами, выдача медицинских заключений
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия Формы взаимодействия Содержание работы Ответственный педагог/специалист
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий. Воспитатель логопед
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. Совместное пребывание ребенка и родителей на мероприятиях. Выполняют все рекомендации педагога. Воспитатель логопед
Образование родителей Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком Воспитатель логопед
Совместная деятельность Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). создание в МБДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Воспитатель логопед