Главная » Галлюциногенные » Используя опорный материал образуйте причастия прошедшего времени. Русский язык

Используя опорный материал образуйте причастия прошедшего времени. Русский язык


Конспект интегрированного занятия.

Раздел 3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

Тема: «Порядковый счет в пределах 10».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10:

Закрепить знания детей о днях недели и частях суток;

Учить определять месторасположение геометрических фигур в дорожке, понимать выражения «до» и «после»;

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения);

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

Развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Методы и приемы:

· Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

· вопросы к детям;

· использование дидактических пособий, наглядного материала;

· физкультминутка, компьютер.

Предметно-развивающая среда:

· Использование ИКТ (компьютер);

· корзинка с «волшебными» орешками;

· карточки с двумя полосками;

· дидактическая игра «футбол»;

· мяч для игры «Дни недели»;

· схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка;

· фишки.
Ход занятия:

Педагог создает игровую мотивацию:

Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете? Назовите.

Какая сказка у вас самая любимая?

Послушайте и отгадайте из какой сказки эти строки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да, затейница, какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Правильно, из «Сказки о царе Султане». А кто автор этой сказки?

Верно, А. С Пушкин.

Вы знаете, ребята, а белка передала, вот эту корзинку с орешками. А орешки эти непростые, в них загадки и задания для нас.

Педагог предлагает ребенку достать орех из корзины.

Какая цифра здесь спрятана?

В орехе с цифрой ….вот такое задание: «Построй дорожку из камешков».

Возьмите карточки с двумя полосками и подносы с геометрическими фигурками. На верхнюю полоску выложите дорожку из десяти геометрических фигур так , чтобы рядом одинаковые фигуры не находились.

Вопросы к выполненному заданию:

Сколько фигур вы положили?

Чем отличаются треугольник от квадрата?

Чем похожи квадрат и прямоугольник?

Что вы можете сказать о круге?

Сосчитайте сколько фигур большего размера в вашей дорожке?

Сколько малого размера?

Сколько квадратов?

Сколько кругов?

Педагог предлагает выполнить взаимопроверку.

Педагог хвалит детей за верно выполненное задание.

Вторую дорожку выложите так, чтобы она была короче и в ней не было кругов. (Дети выполняют задание и выполняется взаимопроверка).

Вопросы к выполненному заданию

Из скольких камешков построена твоя дорожка, Надя?

У тебя, Вася?

Которая по счету фигура прямоугольной формы?

Женя, на каком месте у тебя стоит прямоугольник?

Назовите последующую фигуру.

Назовите третью фигуру, поставьте на ней фишку и назовите её. Какая фигура следующая?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Какая цифра здесь спрятана?

А этот орешек приглашает нас заглянуть в волшебное окно.

Игра на компьютере: «Логическое мышление».

Внимательно смотрите, что появляется на экране, и правильно отвечайте на вопросы.

Вопросы к детям:

Почему ты так думаешь? Объясни? (Дети высказывает свои мнения)

Понравилась вам такая игра?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек:

Надя, раскрой еще один орешек. Какая здесь цифра? Назови.

Этот орешек предлагает нам поиграть в игру «футбол».

Возьмите футбольное поле и «мячи». Приготовились играть. Итак, мяч в середине поля, вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу , в верхнем левом углу, в центре. Замечательно, вы и с этим заданием справились.

Педагог предлагает достать ребенку следующий орешек.

Женя, открой следующий орешек, какая цифра здесь? Пора нам отдохнуть

Физкультминутка.

Я хочу сейчас узнать,

Один, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдем гулять.

На опушке возле ели

На пенечек все мы сели.

Посидели, отдохнули,

Ручки к солнцу потянули.

Опустили их опять,

Можно ими помахать.

Снова к солнцу потянулись

И друг другу улыбнулись.
Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Открываем орешек, назовите цифру. Под этим номером белочка приготовила нам загадки на смекалку:

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время – очень точно –

Сумерками называют. (Вечер)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою сошлась. (Ночь)
О чем были все эти загадки? (о частях суток)

Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?»

· Солнышко светит днем, а луна….(ночью)

· Днем я гуляю, а ночью…..(сплю)

· Мы завтракаем утром, а обедаем….(днем)

· Спим мы ночью, делаем зарядку….(утром)

· Делаем зарядку утром, а ужинаем…(вечером)

· Ужинаем вечером, а тихий час у нас…(днем)

Педагог предлагает поиграть в игру «Дни недели»

Бросаем мяч и называем дни недели.

Какой первый день недели?

Какой третий?

Назови последний день недели?

Назови соседний день среды?

Назови соседний день пятницы?

Назови выходные дни недели?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Какая цифра в ней спряталась?

В этом орешке последнее задание для нас.

Белочка передала нам незаконченные изображения предметов. Ваша задача придумать и дорисовать необычные рисунки и дать им название.

Игра «Дорисуй и назови предмет»

(Во время работы детей звучит спокойная музыка, Дети рассказывают о том, что они нарисовали)

Педагог проводит итог:

Дети, чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Спасибо вам. Вы так много знаете, придумывали интересные рисунки, были внимательными, сообразительными,

Образование причастий мы будем рассматривать в следующем порядке:

v причастия действит. залога

Ø наст. времени

Ø прош. времени

v причастия страдат. залога

Ø наст. времени

Ø прош. времени

Образование причастий действительного залога настоящего времени

Образуются от основы настоящего времени глаголов несов. вида.

Выбор суффикса зависит от спряжения: -ущ- - 1 спр., -ащ- - 2 спр.:

играjущ ий ← играj ут (1 спр.)

несущ ий ← нес ут (1 спр.)

кричащ ий ← крич ат (2 спр.)

носящ ий ← нос’ ат (2 спр.) (обратить вним. на глаголы движения)

Действит. причастия наст. времени не образуются от глаголов сов. вида, т.к. совершенный вид несовместим с понятием о настоящем времени.

Образование причастий действительного залога прошедшего времени

Образуются от глаголов и совершенного и несовершенного вида.

В качестве мотивир. основы выступает в большинстве случает основа инфинитива, в некот. случаях используется дополнит. основа - основа прош. времени.

Выбор суффикса зависит от типа основы: суффикс –вш- присоединяется к вокалической основе (основа на гласный), суффикс –ш- - к консонантной основе (основе на согласный):

игра ть → игравш ий

чита ть → читавш ий

побеле ть → побелевш ий (вокалич. основы)

несш ий ← нес (от консон. основы)

росш ий ← рос

Особенности:

1. Некот. причастия прош. времени дей2ствит. залога образуются от основы прост. буд. времени:

привести - инф.

привед ут (прост. буд.) → приведш ий

заплести, заплет ут → заплетш ий

расцвести, расцвет ут → расцветш ий

2. У глаголов на –чь используется основа прош. времени:

зажечь

зажёг (прош. врем.) → зажегш ий

пренебречь, пренебрёг → пренебрегш ий

3. Некоторые глаголы вообще своеобразны в образовании этого типа причастий:

крас ть

кра л (основа прош. вр. без суф. -л) → кравш ий

класть, кла л → клавш ий

пасть (инф.)

па л (основа прош. вр.) → павш ий

пад ут (прост. буд. вр.) → падш ий (обратить вним. на различие лексич. Z)

идти → шедш ий (от старой основы прош. врем. шед , с соврем. т.з. – супплетивно)

4. У некот. глаголов с –ну в инфинитиве (чаще всего это суффикс), -ну утрачивается в формах прошедшего времени (это глаг. непрод. кл.); от них образуются вариантные формы причастий:

Ср.: привыкну ть (инф.) → привыкнувш ий

привык (основа прош. вр.) → привыкш ий

липну ть → липнувш ий

лип → липш ий

замерзну ть → замерзнувш ий

замерз → замерзш ий (без –ну - лит. норма, с

суффиксом - развивающееся явление под влияние глаголов 4 продукт. класса)

Образование причастий страдательного залога настоящего времени

Образуются от основы наст. времени при соблюдении 2 обязательных признаков:

a. глагол несов. вида

b. переходный

Выбор суффикса обусловлен спряжением: 1 спр. - суф. –эм-, -ом-; 2 спр. - -им-:

играть - играj ут → играjэм ый

вести - вед ут → ведом ый

нести - нес ут → несом ый

просить - прос’ ат → просим ый

любить - люб’ ат → любим ый

водить - вод’ ат → водим ый

носить - нос’ ат → носим ый (обратить вним. на последние 2 глагола - вести - водить, нести - носить - это глаголы движения)

Наличие двух обаятельных признаков позволяет легко отграничить страд. прич. наст. времени от прил.:

проницаемый ← проницать (неперех., отглаг. прил.)

неутомимый ← утомить (сов. вид, отглаг. прил.)

Особенности:

Не все переходные глаголы несов. вида могут образовать страд. прич. наст. времени:

а) глаголы с односложной основой:

бить

лить

шить

вить

мыть

б) некоторые глаголы на –чь :

беречь

стеречь

Но ср.: влечь - влек ут → влеком ый

в) отдельные глаголы:

класть

ковать

доить

колоть

пахать

резать

тереть

тесать и некот. др.

Образование причастий страдательного залога прошедшего времени

Из всех причастий это самое непоследовательное явление, имеющее больше всего особенностей, что вызывает большие трудности.

Образуются только от переходных глаголов преимущественно совершенного вида. При этом страдательные причастия прош. времени от глаголов совершенного вида в целом считаются продуктивным явлением, а от глаголов несовершенного вида - непродуктивным.

При образовании страд. прич. прош. вр. используются суффиксы –нн-, -енн- (-онн), -т-.

Сначала рассмотримобразование страд. прич. прош. времени от глаголов совершенного вида.

Суффикс –нн- присоединяется к основе инфинитива

1) на –а (-я):

разыгра ть → разыгранн ый

разрисова ть → разрисованн ый

засjа ть → засеянн ый

настоjа ть → настоянн ый

2) к перфективным производным глагола видеть , а также к глаголам одолеть, преодолеть :

увиде ть → увиденн ый

предвиде ть → предвиденн ый

одоле ть (инф.) → одоленн ый

преодоле ть → преодоленн ый

Суффикс –енн (-онн) присоединяется к основе простого будущего времени (перечень приводит А.А. Зализняк):

1) глаголов на –ить:

заострить - заостр’ ат → заостр’онн ый

При этом у некот. глаголов на –ить используется вспомогательная основа 1 лица простого будущего времени:

накормить - накормл’ у → накормленн ый

выкупить - выкупл’ у → выкупленн ый

2) у некоторых глаголов на –еть:

обидеть - обиж у (осн. 1 лица) → обиженн ый

В целом образование страдат. причастий прош. вр. от глаголов на –еть крайне ограничено, и у большинства глаголов с такой финалией страд. прич. прош. вр. отсутствует. Ср.: пожалеть (страд. прич. прош. вр. не образуется).

3) от основы простого будущего времени глаголов на –чь:

сжечь - сожг ут → сожженн ый

приберечь - приберег ут →прибереженн ый

испечь → испеченн ый (используется основа инф.)

4) к глаголам на –зть (-зти), -сть (-сти):

обрести - отбрет ут → обретенн ый

сплести - сплет ут → сплетенн ый

вывезти - вывез ут → вывезенн ый

Суффикс –т присоединяется к основе инфинитива:

1) глаголов с конечным –ну (суффикс или часть корня):

отвергну ть → отвергнут ый

выкину ть → выкинут ый

2) от глаголов с мнимым полногласием:

распоро ть → распорот ый

наколо ть →наколот ый

При этом глаголы с мнимым полногласием –ере - используют основу прош. времени:

стереть - стер → стерт ый

вытереть - вытер → вытерт ый

3) от производных глаголов, образованных от односложных глаголов:

избить (бить) → избитый

сжать (жать) → сжатый

умыть (мыть) → умытый

надеть → надетый (мотивации нет, т.к. корень связанный)

Мы говорили, что образование страд. прич. прош. времени от глаголв несов. вида в целом непродуктивно. И сейчас рассмотрим некоторые случаи.

1) суффикс -нн –ать и изолированный глагол видеть (используется основа инфинитива):

виде ть - виденн ый

слыша ть - слышанн ый

писа ть - писанн ый

2) суффикс –енн присоединяют некоторые глаголы несов. вида на –ить (при этом используется основа 1 лица наст. времени):

красить - краш у - крашенн ый

носить - нош у - ношенн ый

купить - купл ю - купленн ый

3) суффикс –т- присоединяетсяк основе инфинитива глаголов несов. вида, если они отвечают следующим требованиям:

а) от глаголов с мнимым полногласием:

поро ть → порот ый

коло ть →колот ый

моло ть - молот ый

тереть -тер → терт ый (При этом глаголы с мнимым полногласием –ере - используют основу прош. времени)

Б) от односложных глаголов:

бить (бить) → битый

жать (жать) → жатый

мыть (мыть) → мытый

В целом образование страд. причастий прош. времени от глаголов несов. вида связано с тем, что большинство из них не образуют страдат. причастий наст. времени, тем самым восполняется ущербность этих глаголов.

Страдат. причастия прошедшего времени имеют не только полную, но и краткую формы:

купленный в магазине - куплен в магазине

разрисованный вручную - разрисован вручную

Краткие страд. причастия, равно как и краткие прил., не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам:

отвергнут

отвергнута

отвергнуты

отвергнуты

В предложении выполняют функцию именной части сказуемого.

Отличие же кратких прил. и крат. причастий состоит:

а) в семантических особенностях:

краткие прил. имеют Z непостоянного признака, признака, проявляющегося в течение некоторого отрезка времени:

девушка привлекательна

девушка была привлекательна

краткие страд. прич. прош. времени имеют перфектное Z: т.е. действие совершилось в прошлом, а результат его сохраняется в данное время:

ребенок накормлен

ребенок был накормлен

б) орфографические отличия:

краткие прил. - нн; в крат. страд. прич. - -н:

поездка организован а кем-то (прич.) = кто-то организовал поездку

группа организованн а = дружная (прил.)

От кратких страдат. причастий необходимо отличать функциональные омонимы с финалиями –но и -то , которые называются причастными предикативами:

На лестнице накурено.

Закрыто на обед.

В доме прибрано.

У дверей натоптано.

Причастные предикативы будут рассматриваться среди слов КС, поскольку они лишь внешне совпадают с глагольными формами, но не являются таковыми.

В чем их отличие?

Крат. страд. прич. прош. вр. согласуются с сущ. в роде и числе и выступают в функции именной части сказуемого в двусоставном предложении:

Походорганизован

Собраниеорганизовано

Акцияорганизована

Делаорганизованы

Причастные предикативы не изменяются по родам и числам, и выполняют функцию главного члена односоставного безличного предложения (подлежащего нет и не может быть):

В доме не убрано .

Закрыто на обед.

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени»

Цели урока:

Познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

Задачи:

Предметные:

    Обучение способам образования страдательных причастий прошедшего времени.

    Актуализация полученных знаний, умений, навыков.

Метапредметные :

    Развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной);

    Развитие умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

    Развитие интереса к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.

Личностные:

    Воспитание ответственности за результат своего труда и труда своего товарища;

    Воспитание умения работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

    мультимедийная презентация;

    карточки с заданием (для каждого ученика);

    учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др,;

Ход урока

    Организационный момент.

- Доброе утро, ребята и гости нашего сегодняшнего урока! Я очень рада вас всех видеть. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните приятные моменты или какие-то ситуации из вашей жизни. Улыбнитесь, откройте глаза, теперь улыбнитесь друг другу, подарите тепло и хорошее настроение друг другу. И мы приступаем к плодотворной работе.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на коробочку, а вернее, на ее содержимое. (учитель достает из коробки потерянные детьми вещи: перчатку, ручку, шапку, ботинок и т.д.) Что это такое? (слайд 1)

Дети предполагают, что это потерянные вещи (слайд 2)

Слайд 1: потерянные вещи

Перед вами словосочетание. Назовите, чем выражено главное и зависимое слово.

Дети отвечают, что главное слово – имя существительное, а зависимое причастие.

Какое это причастие?

Попробуем сами сформулировать тему урока.

Дети формулируют тему урока:

«Страдательное причастие прошедшего времени». (слайд 3)

- Какую цель поставим перед собой? (слайд 4)

Наша цель : познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.(слайд 5)

Записываем в тетради тему урока.

    Актуализация знаний учащихся.

Прежде чем изучить новую тему, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их писать

    Ребята, давайте вспомним, что такое причастие? (Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию на отвечает на вопросы: Какой? и др.).

    Как изменяются причастия? (Причастия бывают совершенного несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам ).

    Какова синтаксическая роль причастий? (определение и сказуемое )

    На какие 2 группы делятся причастия? Приведите примеры (действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия -признак, который возник у предмета под действием другого предмета ).

    А теперь давайте вспомним, как образуются действительные причастия? (Действительные причастия - с помощью суффиксов:–ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) – в настоящем времени; -вш-, -ш- в прошедшем времени, страдательные в наст. времени с помощью суф. ом, ем, им

Взаимопроверка знаний.(слайд 5)

1. Стро…щийся дом,

2. колебл..мая ветром,

3. затих…ий сад,

4. рас…т…ла..щийся туман,

5. едва вид..мое во мгле,

6. рассказа…ий историю.

(Слайд 6)

1. Строящийся дом (действ. прич., наст. вр.),

2. колеблемая ветром (страд. прич., наст. вр.),

3. затихший сад (действ. прич., прош. вр.),

4. расстилающийся туман (действ. прич., наст. вр.),

5. едва видимое во мгле (страд. прич., наст. вр.),

6. Рассказавший историю (действ. прич., прош. вр.).

    Объяснение нового материала.

НАБЛЮДАЕМ! (Слайд 7)

«Страдательное причастие прошедшего времени»

Нос и ть (инф., несов. вид) – нош енн ый

Снос и ть(инф., сов. вид) – снош енн ый

Сдел а ть (инф., сов. вид) – сдела нн ый
дел
а ть (инф., несов. вид) – дела нн ый


вид
е ть (инф., несов. вид)– виде нн ый

Увид е ть (инф., сов. вид) – увиде нн ый


мыть (инф., несов. вид) – мы
т ый

Вымыть(инф., сов. вид) – вымы т ый

Задание : 1.Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. (таблица учебника)

На слайде 8

От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

Нн- (от глаголов на –ать-, -ять-)

основа глагола неопр. Ф. +

Енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь)

Т-

Физкультминутка

Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – руки:

Плескавшийся, сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый ,

    Закрепление изученного материала

задание : Образуйте причастия от данных глаголов.

Комментированное письмо.

(слайд 4)

указать

Нн- ->

указанный

затеять

Нн- ->

затеянный

увидеть

Енн- ->

увиденный

изранить

Енн- ->

израненный

вывезти

Енн- ->

вывезенный

колоть

Т- ->

колотый

Работа по карточкам

Дети оценивают себя сами.

ОВЕЯТЬ, -ею. -еешь; -еянный; совершенный вид, кого-что чем. 1. Обдать (струей воздуха, ветра). Овеяло (безличное) холодом. 2. перен. Окружить, создать вокруг чего-нибудь ореол почёта, славы (высок.). Боевые знамена овеяны славой. Имя героя овеяно легендой. || несовершенный вид овевать, -аю, -аешь (к 1 значение) и овеивать, -аю, -аешь (к 1 значение).

Спрессовать- сжать, Соединить в плотную массу под действием тяжести

Словарная работа:

Приведённый, переведённый.

    Оценивание.

IX . Рефлексия.

1. Мне стало известно, что...

2. Меня особенно привлекло и заинтересовало...

3. Я полностью понимаю, что...

4. Вызвало затруднение...

5. Нужно выучить...

XI . Домашнее задание: & 19 упр. 109

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.


Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.
Тема: «Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»
Тип урока: Изучение нового материала
Учитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№8
г.о.Октябрьск Самарской области.
Дата проведения:
Технологическая карта изучения темы
Тема Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий.
Цели
Образовательные:
Формировать навык написания гласных в суффиксах причастий.
Совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса.
Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
Знать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени; понимать и различать - А-НН - и – ЕНН - .Уметь соотносить глаголы на -ать(-ять) с причастиями на –а-нн-(-я-нн-) и глаголы на -еть-(-ить…) с причастиями на -енн-. Уметь различать паронимы.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь правильно в соответствии с правилом писать слова с изученной орфограммой.
Работа по развитию речи: уметь употреблять причастия при описании внешности человека.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).
Основные понятия Суффикс, орфограмма, категория времени, простое предложение, осложненное простое предложение.
Межпредметные связи Литература
Ресурсы:
- основные
- дополнительные С.И. Львова, В.В. Львов / Русский язык. Учебник. 6 класс.
Богданова Г.А./ Рабочая тетрадь; Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс\сост. Н.В.Егорова
Теоретические тетради
Презентация к уроку,
Электронная доска
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (7 мин)
Цели
: Актуализация имеющихся знаний:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-мотивация к дальнейшей деятельности;
- уточнить тип урока;
- уточнить тематические рамки. Определяют тип урока.
Повторяют пройденный материал.
Выясняют правильность выполнения домашнего задания.
Закрепляют изученные правила Объясняет цель предстоящей работ
Организует уточнение типа урока.
Заслушивает ответы обучающихсяУточняет тематические рамки.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
- Следовательно, тип урока – изучение нового
Работаем мы с изученным материалом.
Проверка домашнего задания. Упражнение проверяется по цепочке
Работа с КИМами. - Синтаксическая пятиминутка.
Составить предложения по данным схемам (схемы на доске) Проверка знаний на правописание суффиксов причастий настоящего времени (выполненное задание проецируется на экран)
Проверка знания на Ни НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка знаний на определение причастного оборота. Знать правило о правописании глаголов прошедшего времени. Определять суффикс –л как показатель прошедшего времени.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Умение производить самопроверку, умение при сравнении своей работы с работой другого видеть ошибки. Ошибки отмечаются и анализируются. (Личностные УУД)
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися
- повторить категорию переходности-непереходности глаголов, написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, в действительных причастиях прошедшего времени. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Подбор и запись в четыре столбика слов со значимыми частями:
-и-ть /--и-л-/ -и-вш-ий / -енн-ый
-е-ть-/-е-л/ -е-вш-ий/ --енн-ый-а-ть-/-а-л-/ -а-вш-ий/ -а-нн-ый- Какова же тема сегодняшнего урока? (- Какую цель ставим? (Научиться правильно определять суффикс причастия прошедшего времени) Знать правило о правописании глаголов прошедшего времени. Определять суффикс –л как показатель прошедшего времени.
.
Увидеть незнакомое в изучаемой теме Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
(10мин)
Цели:
Знакомство со способами образования страдательных причастий прошедшего времени и написанием их суффиксов; формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыка написания гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени и причастий прошедшего времени.
.Записывают в два столбика слова (глаголы и страдательные причастия прошедшего времени)
Делается вывод о необходимости знания, с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени, от чего зависит выбор суффикса.
. Постановка новой познавательной задачи
Организует работу по формированию умений находить суффикс глагола перед -ть, определять его перед суффиксом причастий прошедшего времени.
1.Продолжение записи в таблице:
Услышать – услышанный, услышана
Засеять – засеянный, засеяна
Увидеть – увиденныйПостроить – построенный, построена…
2. Выполняется упражнение под руководством учителя. Внимание обращается на графическое объяснение орфограммы.
- Делать аргументированный выбор суффикса причастия в зависимости от неопределенной формы глагола.
Соотносить правило правописания глагола с правилом правописания страдательных причастий. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (12 мин)
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков определения суффиксов страдательных причастий;- организовать работу над текстом. Прогнозируют содержание текста по заглавию и иллюстрации.
Читают текст про себя. Вслух читает текст 1 человек.
Отвечают на вопросы по содержанию.
Организует работу над текстом.
Словарная диктовка (выполняется на доске и в тетрадях):
Выкачанная нефть, выкаченная из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замешанный в преступлении, замешанный в преступлении, замешенное тесто…
Физкультминутка Уметь читать слова и предложения с изученными буквами. Уметь работать над текстом (прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
V. Контролирующее задание (10 мин)
Цель:
- проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки,
работы над ошибками. 1Самостоятельная работают над упражнением, проверяют друг у друга, отмечают орфограммы, исправляют ошибки.
2. Пишут диктант «Проверь себя
Выполняют самопроверку по образцу.
Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы. Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.
Организует самопроверку.
Организует самооценку (методика Цукерман)
Организует работу над ошибками. Упр. №
Объяснительный диктант.
За окном, освещенным рассеянным лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле. (Е.Носов) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.(М.Шолохов) Опять пошла тайга, захламлённая, заваленная буреломом, выстланная зеленым ковром низкорослых папоротников. (Г.Федосеев)
Самопроверка (на электронной доске текст диктанта)
Самооценка
Работа над ошибками. Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
е. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Самоанализ урока
«Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»
Урок по теме «Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»продолжает раздел «Причастие». На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: отличать причастие от прилагательных и глаголов, находить определяемое слово и причастные обороты, расставлять знаки препинания в простом предложении, осложненном причастным оборотом, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.
На уроке реализовывались познавательная цель: познакомить со строением страдательных причастий; развивающие цели: развивать логическое мышление и языковое чутье, развивать критическое мышление через чтение информационных источников; воспитательные цели: развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.
Урок по данной теме проводился в классе с хорошими способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса. Данный урок проводился в технологии критического мышления и соответствует структуре урока в данной технологии (вызов- осмысление- рефлексия).
На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями, позволяющая понять значимость изучаемого материала. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ», позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию. На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ -УЗНАЛ», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа - целостно обобщить материал, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся, диктант «Проверь себя».
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта