Главная » Галлюциногенные » Создатель прообраза "арматы". Создатель прообраза "арматы" Морозов александр александрович биография

Создатель прообраза "арматы". Создатель прообраза "арматы" Морозов александр александрович биография




Морозов Александр Александрович - инженер-конструктор Брянщина

Трудовую деятельность начал на Харьковском паровозостроительном заводе копировщиком, совместно с Кошкиным и Кучеренко занимался разработкой конструкций среднего танка, который признан лучшим танком второй мировой войны. Удостоен дважды звания Герой Социалистического Труда (1942, 1943), Лауреат Государственной премии (1942,1946,1948). Ему присвоено воинское звание генерал-майор, ученая степень доктора технических наук. О роли танков Т-34 говорят такие данные: в начале 1941 г. выпуск танков Т-34 составил 40 процентов от всего отечественного производства, в 1942 - 51 процент, 1943 - 79, а в 1944 - 86 процентов. В 1982 г. в Бежицком районе Брянска установлен бронзовый бюст конструктора.

Главный конструктор.
«Танк швыряло и раскачивало, как на волне, движение почти поднимало его над гудроном, и тогда верилось: на первом препятствии вылетят пружины подвесок или лопнет стальная мышца вала... Но вот он становился на дыбы и опрокидывался на все, дерзавшее сопротивляться: он крушил боками, исчезая в грудах утиля, и вылезал из-под обломков неожиданный, ревущий, гневный, переваливаясь и скользя в месиве, которое шевелилось, горело, кричало, вздувалось пеной и пузырем» - так сказано о легендарном танке Т-34 в повести Л. Леонова «Взятие Великошумска», о танке, который навсегда прославил имена своих создателей. Даже враги признали, что тридцатьчетверка являлась лучшей боевой машиной, имевшейся на вооружении какой-либо армии.
Первые опытные образцы «тридцатьчетверки» были созданы в сентябре 1939 года коллективом конструкторов во главе с М.И. Кошкиным. А спустя пять месяцев по снежному бездорожью своим ходом две машины пришли с танкового завода в Москву, где были показаны руководителям партии и правительства. После этого начались испытания на полигоне. Танк преодолевал сложнейшие препятствия, совершал головокружительные маневры, по нему стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В этом труднейшем пробеге главный конструктор, находившийся все время в одной из машин, простудился, заболел и умер. Ответственную должность доверили А.А. Морозову. Выбор пал на него не случайно. Александр Александрович в конструкторском бюро М.И. Кошкина был одним из самых талантливых и уважаемых работников. Он активно участвовал в создании ряда узлов нового танка, внося при этом смелые и оригинальные предложения. А потом блестяще осуществлял свои замыслы на практике.
Осенью сорок первого предприятие пришлось эвакуировать на Урал. И сразу возникло множество проблем, казалось бы, неразрешимых. А.А. Морозов сумел стать отличным организатором, душой всего конструкторского бюро. Есть и его огромная заслуга в том, что в эвакуации в невиданно короткие сроки был налажен выпуск грозных боевых машин.
Александр Александрович Морозов родился 29 октября 1904 года в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне ОАО «БМЗ»). За активное участие в революционном движении 1905-1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск. Позже он переехал в Харьков. Из пятерых детей Александр был самым старшим. Поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось поступить на работу на Харьковский паровозостроительный завод переписчиком технических документов. Здесь он прошел незаменимую рабочую школу воспитания характера, узнал, чем живет производство, как воплощается конструкторский замысел в машину. Затем А.А. Морозова взяли на должность чертежника-конструктора. С опытными коллегами он разрабатывал механизмы для гусеничного трактора «Коммунар». Трудился увлеченно. Видно было, что техника - его истинное призвание. Потом - служба в Красной армии. После демобилизации Морозов оказывается в танковой конструкторской группе. Молодой специалист испытывает настоятельную потребность в расширении своих знаний. В 1934 году он заканчивает курсы командиров танка БТ. Уже в то время у А.А. Морозова проявляются целеустремленность, находчивость, техническая интуиция, умение принимать правильные решения и удивительная способность просто решать очень сложные вопросы. В июле 1936 года Александра Александровича, как одного из самых способных конструкторов, назначают начальником сектора проектирования нового конструкторского бюро. Тогда и произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, выдающимся конструктором бронетанковой техники, хорошим организатором, замечательным человеком.
Чем же был хорош Т-34, принятый на вооружение нашей армией в 1940 году? В нем гармонично сочетались мощное вооружение, высокая маневренность, хорошая проходимость, надежная броневая защита. Формы танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью и в весеннюю распутицу, и в осеннюю слякоть. Фронтовики полюбили тридцатьчетверку. А гитлеровцы боялись ее как огня. «Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34, против него немецкие противотанковые орудия были бессильны», - вспоминал гитлеровский генерал Блюментрит.
Едва ли не самой примечательной чертой АА. Морозова как главного конструктора танкового завода было его стремление постоянно совершенствовать боевую машину. Первоначально Т-34 был оснащен 76-миллиметровой пушкой. В ходе войны она была заменена 85-миллиметровой. Вносилось множество изменений, направленных на повышение броневой защиты, проходимости танка и т. д. Как-то на подмосковном полигоне представителям всех танковых заводов страны показывали боевые машины воюющих сторон. Кроме немецких там были танки наших союзников. А.А. Морозов, надев комбинезон, залезал внутрь машин, садился за рычаги, разглядывал приборы. Несколько часов потребовалось для осмотра этой коллекции. Было ясно: танка лучшего и даже равного Т-34 нет.
А.А. Морозов распорядился подобрать в конструкторском бюро квалифицированного информатора, который бы следил за технической литературой и периодически выступал с обзором новинок. Это позволило держать коллектив в курсе всех последних технических достижений. В конструкцию Т-34 своевременно вносились необходимые изменения. Машина становилась все надежней. Росла ее роль в бронетанковых войсках. По всеобщему признанию специалис¬тов, Т-34 был шедевром в истории мирового танкостроения. Не случайно более 200 танков Т-34 стоят сейчас на постаментах как памятники доблести воинов-танкистов и героического труда танкостроителей. Грозные боевые машины установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Киеве, Минске, Орле, на Курской земле, где гремело величайшее танковое сражение... Стоят танки на постаментах также в Брянске, Карачеве, Унече, Почепе, Трубчевске.
В послевоенные годы конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Они оснащены более мощным и скорострельным артиллерийским вооружением, более «пробивными» боеприпасами. Система оптических, электрических и электронных приборов позволяет безошибочно обнаруживать и поражать цель как днем, так и ночью. За исключительные заслуги перед Родиной Александру Александровичу Морозову дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской премии, трижды получал Государственную премию СССР. Его плодотворная работа отмечена тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Наш знатный земляк был известен не только как талантливый конструктор, крупный ученый, но и как общественный деятель. Его избирали депутатом Верховного Совета СССР. Он был делегатом XXV съезда КПСС.
Занятый делами огромной важности, прославившийся своим титаническим трудом, Александр Александрович всегда отличался удивительной скромностью. В общении с коллегами был прост и внимателен. Умел выслушать и понять собеседника, без громких слов помочь человеку. Когда на Урале семье главного конструктора, состоящей из семи человек, предоставили трехкомнатную квартиру, А.А. Морозов отдал одну из своих комнат работнику конструкторского бюро Е.К. Левчуку. Тот вдвоем с женой жил в землянке. В дружной семье Морозовых Левчуки нашли человеческую доброту и участие.
Деловой и непритязательной была обстановка в рабочем кабинете главного конструктора. Домашний кабинет генерала, доктора технических наук выглядел более чем скромно.
Александр Александрович немного не дожил до 75 лет. Умер он в июне 1979 года. В Брянске А.А. Морозову установлен бронзовый бюст. Он напоминает о великом труженике и патриоте, который внес неоценимый вклад в укрепление могущества наших Вооруженных сил.
Именем выдающегося конструктора назван Харьковский техникум, который он окончил. Имя А.А. Морозова носит и конструкторское бюро, в котором он проработал более пятидесяти лет.

Бронзовый бюст дважды Герою Социалистического труда Морозову Александру Александровичу
(Сквер у ДК БМЗ)
53°18’35″N – 34°18’25″E
Установлен: 1982 г.
Архитектор: П.Г. Чегельницкий
Скульптор: Н. Рябинин

Морозов Александр Александрович
Родился Александр Александрович Морозов 29 октября 1904 года в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков и отец А. А.Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).

Трудовую деятельность Александр Александрович начал 2 марта 1919 года переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.

В 1928 году, после демобилизации, возвращается на завод, и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко.

В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы, он в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.

Эта небольшая военная подготовка оказала большое влияние на его взгляды как конструктора боевых машин.

29 июля 1936 года Александр Александрович становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.

В это время по заданию Автобронетанкового Управления РККА разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй Мировой войны.

С октября 1940, после смерти М.И.Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.

В октябре 1941 года А.А.Морозов был назначен Главным Конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми танками.

22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.

В конце войны в КБ, под руководством А.А.Морозова, создается средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Государственные Премии.

13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение всего мира. Танк Т-64 стал базовой машиной, на основе которой были созданы танки Т-72, Т-80 и др.

Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вел активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.

В 60-е годы А. А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.

В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А.Морозова наградили Орденом Ленина и второй Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.

С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного Конструктора и Начальника КБ. Но его связь с КБ не прекращается, он еще долго является консультантом КБ, членом Научно-Технического Совета Министерства, вплоть до своей кончины 14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.

Более 50 лет жизни он отдал укреплению обороноспособности страны. А. А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград.

В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений:

  • его имя присвоено Конструкторскому бюро, где Морозов проработал более 50 лет, из них 36 был в должности главного конструктора;
  • присвоено имя А. А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых выпускников;
  • переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А.Морозова;
  • в городе Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А.Морозова.

Кроме того, память об Александре Александровиче живет, и будет жить в десятках и сотнях танков Т-34, установленных на пьедесталах во многих городах и современных танках Т-64, Т-72 и Т-80.

16 октября 1904 года родился один из самых талантливых конструкторов СССР Александр Александрович Морозов. Он прожил 75 лет и почти две трети своей жизни отдал танкам. Начав чертёжником и копировщиком на Харьковском заводе, затем он трудился на этом же предприятии простым конструктором, главой секции, начальником конструкторского бюро. Морозов не был на фронте, но танки, в разработке которых он принимал участие, сражались с первого дня войны и до Победы.

После 1945 года он продолжал конструировать машины, задававшие тон в советском танкостроении того времени. Ниже — краткие истории десяти танков, которые можно назвать знаковыми в наследии выдающегося конструктора.

А. А. Морозов. Историческая справка

Александр Александрович Морозов родился 16 октября 1904 года в посёлке Бежица, который ныне находится в черте города Брянск. После окончания реального училища (учебное заведение, в котором основная роль отводилась естественным наукам и математике) работал на Харьковском паровозостроительном заводе. Был делопроизводителем, чертёжником, копировщиком. С 1926 по 1928 год служил в армии авиационным техником-мотористом.

С 1928 года работал конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе. Нужно заметить, что это предприятие, несмотря на «мирное» название, фактически было одним из ключевых советских заводов, занимавшихся выпуском боевых машин, в том числе танков.

Окончив в 1931 году машиностроительный техникум, А. Морозов стал руководителем группы в конструкторском бюро завода, а в 1936 году — начальником сектора. В 1938 году он был назначен на должность заместителя главного конструктора.

В довоенный период принимал участие в разработках танка Т-24 и серии колёсно-гусеничных машин БТ. Вместе с Михаилом Кошкиным и Николаем Кучеренко трудился над будущей «рабочей лошадкой» бронетанковых сил РККА — средним танком Т-34.

После смерти Кошкина в конце 1940 года Морозов стал главным конструктором КБ Харьковского завода. В 1941 году завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Под руководством Александра Морозова велись работы над танками Т-43, Т-34-85, Т-44, Т-54.

В послевоенные годы Александр Морозов создал такие известные боевые машины, как Т-55, Т-64 и Т-64А.

За разработку среднего танка Т-54 Александр Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР. Дважды он был удостоен звания Героя социалистического труда. Дважды становился лауреатом Сталинской премии 1-й степени. В 1972 году Александр Морозов получил степень доктора технических наук.

– главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 29 октября 1904 г. в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне БМЗ). За активное участие в революционном движении 1905 – 1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск, позже он переехал в Харьков.

В семье было пять детей, Александр был старшным, поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось работать на Харьковском паровозостроительном заводе.

С ноября 1926 г. проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника – моториста (в Киевском военном округе). Демобилизован в 1928 г.

С октября 1928 г. работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 г. окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 г. стал руководителем группы в конструкторском бюро, в 1936-1938 гг. – начальником сектора по новому проектированию, с 1938 г. – заместителем начальника, затем начальником кондукторского бюро и заместителем главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930 г.), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х гг. основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего Танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 г. и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 г., после смерти М.И.Кошкина. А.А.Морозов назначен главным конструктором конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 г. по ноябрь 1951 г. – главный конструктор конструкторского бюро Уральского танкового завода. В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34- 35 (1943), Т-44 (1945) и T-54 (1946). Танк T-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 г. – мае 1976 г. – главный конструктор Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963 г.) и Т-64А (1966 г.), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70- летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

1972 г. – доктор технических наук. С июня 1976 г. Александр Александрович стал консультантом Харьковского конструкторского бюро машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Дважды Герой социалистического труда - 1943, 1974;

3 ордена Ленина (июнь 1942, 1943, 1974);

Орден Октябрьской Революции;

Орден Кутузова I степени;

Орден Суворова II степени;

3 Ордена Трудового Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Лауреат Ленинской премии – 1967;

Сталинская премия СССР – 10 апреля 1942 («за разработку конструкции нового типа среднего танка»), 1946, 1948 («за создание нового танка» (Т-54)).

В честь А.А. Морозова названы:

  • Харьковский механический техникум им. А.А.Морозова;
  • Специальное конструкторское бюро машиностроения (танковое);
  • Улица в Харькове на Балашовке.

В Брянске у ДК Брянского машиностроительного завода установлен бюст Александра Морозова (открыт 8 мая 1982 года).

Литература

  1. Соколов, Я. Д. Брянск – город древний / Яков Соколов. – Брянск, 2006. – С. 385 – 387.
  2. Максимкин, В. Главный конструктор (К 80-летию со дня рождения А.А. Морозова) / В. Максимкин // Блокнот агитатора. – 1984. – № 20. – С. 26-28.
  3. Праздник Победы // Блокнот агитатора. – 1979. – № 7. – С. 23 – 24.
  4. Осипенко Л. Конструктор (К 75-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова) / Л. Осипенко // Блокнот агитатора. – 1979. – № 18. – С. 31 – 32.
  5. // Красная звезда. – 1979. – 16 июня (№ 136). – С. 3.
  6. Александр Александрович Морозов // Известия. – 1979. – 16 июня. – № 138. – С. 3.
  7. Соколов Я., Русанов Р . Главный конструктор / Я. Соколов, Р. Русанов // Брянский рабочий. – 1984. – 28 октября. – № 249. – С. 4.
  8. Морозов Александр Александрович // Герои страны. – 2000. –[Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10117].

Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (вскоре ставшем Харьковским тракторным заводом). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов "Коммунар". С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован. С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935), БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны. В октябре 1940 года, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского тракторного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 по 1951 годы А.А. Морозов – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне - производственное объединение "Уралвагонзавод"). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945), Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет. За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина. С ноября 1951 года – главный конструктор Харьковского машиностроительного завода имени Малышева и одновременно - главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах – его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении. За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью "Серп и Молот" с вручением ордена Ленина. С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове. Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970). Награждён 4 орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской Революции (1977), Кутузова 1-й степени (1945), Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954), орденом Красной Звезды (1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1967) и трёх Сталинских премий (Государственных премий СССР) (1942, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР в 1958-1962 годах. Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А. Морозова установлены в Брянске и в Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, открыта мемориальная доска.



  Создатель прославленного танка.

Люди старшего поколения, особенно те, кто участвовал в Великой Отечественной войне, хорошо знали танк Т-34. Знали и высоко ценили эту грозную боевую машину. Т-34 был лучшим танком второй мировой войны. Это признавали и наши враги. Немецкий генерал Блюментрит писал: "Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34. Против него немецкие противотанковые орудия были бессильны...".

О прославленном танке по книгам и кинофильмам знает и наша молодежь. Но далеко не каждому известно, что одним из создателей "Тридцать четверки" был уроженец Брянщины Александр Александрович Морозов.

Первоначально танк был оснащен 76 мм пушкой. Во время Войны ее заменили 85 мм. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт, танк легко двигался по бездорожью. Прочная броня, удачная форма корпуса, хорошая скорость, высокая маневренность выгодно отличали его от вражеских боевых машин.

Работа над созданием нового танка началась еще до Великой Отечественной войны. Вело эту работу конструкторское бюро во главе с М.И. Кошкиным. Александр Александрович был привлечен в эту группу в тридцатые годы как один из самых талантливых конструкторов. А в 1940 году, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозову поручили возглавить конструкторское бюро. Танк Т-34 был принят на вооружение нашей армии. На полях сражений Великой Отечественной войны машина с честью выдержала суровый экзамен. В 1942 году М.И. Кошкину (посмертно), А.А. Морозову, П.А. Кучеренко, создателям Т-34, была присуждена Государственная премия СССР. Это конструкторское бюро награждено орденом Ленина. В ходе войны некоторые узлы «тридцатьчетверки» совершенствовались, было усилено ее вооружение.

  В послевоенное время конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Александр Александрович воспитал плеяду замечательных конструкторов и инженеров, успешно совершенствующих бронетанковую технику.

Выдающиеся заслуги А.А. Морозова высоко оценены партией и правительством. Он дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Суворова 11 и Кутузова 1 степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Александр Александрович - лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР.

Талантливый конструктор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер, А.А. Морозов был известен и как общественный деятель. ОН не раз избирался в Верховный Совет СССР, был делегатом ХХV съезда КПСС.

Александр свой трудовой путь начал чертежником на заводе. Потом работал конструктором, служил в Красной Армии. С 1926 года занялся конструкции трансмиссии и ходовой части танка. В тридцать шесть лет был главным конструктором завода.

Его жизнь оборвалась в июне 1979 года.

В Бежицком районе города Брянска накануне 37-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова. Он установлен в сквере, около Дворца культуры машиностроителей. Это место для него избрано не случайно. Александр Александрович родился в Бежице 29 октября 1904 года. А его отец Александр Дмитриевич Морозов работал слесарем Брянского завода (ныне объединение БМ3).

  Именем выдающегося конструктора назван Харьковский механический техникум, который Александр Александрович окончил в 1931 году. Имя Морозова носит конструкторское бюро, в котором он проработал пятидесяти лет.

Своеобразными памятниками подвигу советских воинов и героическому труду создателей грозных боевых машин являются танки Т-34, установленные на пьедесталы. В Брянске "тридцатьчетверка" стоит на высоком постаменте на берегу реки Десны. Танк установлен в честь воинов 11-й Гвардейской армии Брянского фронта, освобождавшей областной центр от гитлеровских захватчиков.

В Карачеве на массивном основании - танк Т-34, первым ворвавшийся в город, освобожденный от немецко-фашистских захватчиков. Это памятник героям 4-й Гвардейской танковой армии. Они внесли весомый вклад в разгром врага.

Боевые танки установлены также в Почепе, Унече, Трубчевске.

А всего в стране насчитывается более двухсот прославленных машин, ставших памятниками. Танки Т-34, созданные при активном участии А.А. Морозова, стоят на постаментах в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, на Бородинском поле и в Орле. Они установлены и за пределами нашей страны: в Праге, Варшаве, Берлине, Париже.

Памятники земли Брянской,
Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 г.






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта