Главная » Галлюциногенные » Справка. Управление при однородных членах предложения

Справка. Управление при однородных членах предложения

(Управление - выбор падежной формы подчиненного слова).Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п.

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?) и т.п. Чтобы исправить предложение, нужно ко второму управляющему слову добавить местоимение, заменяющее существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководил ими.

Задание 23. Составьте словосочетания, используя однородные члены (слева) и зависимые слова (справа):

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций.

Задание 24. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико- стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по ут­рам. 2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финан­сами. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распо­ряжаются внебюджетными фондами. 4. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 5. Левоцен­тристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 6. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Справка. Нанизывание падежей (последовательное подчинение однотипных падежных форм). К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).

Чаще происходит нанизывание родительных падежей . Например: Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства … При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д. Например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства

Реже встречается нанизывание творительных падежей . Например: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями . Исправить можно так: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.


Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо: имеющим большой производственный стаж ).

Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (приезд брата ) и родительного объекта (чтение рукописи ). Например: Оценка Добролюбова «Темного царства» . Правка текста производится путем замены родительного субъекта творительным падежом, например: оценка Добролюбовым.

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необхо­димо, нанизывание падежей, не оправданное текстом.

1. Инженер требовал неукоснительного выполнения правил техники безопасности. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комис­сии. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регу­лярные встречи за круглым столом. 5. Ведутся изыскания возможности соз­дания самостоятельных независимых издательств. 6. С выходом книгичита­тели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современ­ного писателя.

Выбор правильного падежа и предлога

Справка: 1. Для построения предложения важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки:

Предложное сочетание вместо беспредложной конструкции, например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа );

Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания, напр.: потребность средств для производства (в норме: потребность в средствах );

Неправильный выбор предлога или неуместное его использование, напр.: указал о том … (в норме: указал на то…);

Справка 2 . Многие предлоги образуют синонимичные ряды, например:

о работе

разговоры про работу

насчет работы

относительно работы и т.д.

у дома

при доме

сад возле дома

около дома

из-за болезни

по болезни

отъезд по причине болезни

в связи с болезнью

вследствие болезни

В синонимичном ряду вместе с непроизводными предлогами могут быть и производные (в течение, благодаря, согласно…). Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (благодаря упорному труду …)

Предлоги благодаря, вопреки , согласно требуют после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию, согласно приказу, благодаря сестре . Употребление этих предлогов с формой родительного падежа свойственно просторечию.

Некоторые глаголы (отлагательные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками:

Задание 26. Можно ли?

Одеть пальто, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, посвятить книгу для детей, скучать за родителей, оскорбиться на письмо, обидеться поведением друга, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, удивляться беспечностью, поражаться росту, возвращаться со школы.

Задание 27. Раскройте скобки, употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Серьезность и глубина отличает (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В нас-тоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Проис-шедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубли-кованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигну-тые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

Задание 28. Придумайте словосочетания с данными словами.

Предполагать (что?); управляющий (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); поражен (чем?); вписаться (во что?); курировать (кого? - что?); свойственный (кому? - чему?).

Задание 29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать в выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

Задание 30. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончании работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 31. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходст-во этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

Справка. Употребление деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (правильно: Когда я возвращался домой …).

2) Если в безличном предложении есть логическое подлежащее и нет инфинитива. Нельзя сказать: Подходя к лесу, мне стало холодно (правильно: Когда я подходил к лесу…).

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик.

Задание 32. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

1. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке. 2. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 3. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны быть ознакомлены с работой кандидатов в школе. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. При-давая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 33. Замените деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями.

1. Нисколько не колеблясь, арендатор принял условие договора. 2. Окон-чив школу, приехал в Нижний Новгород и поступил в НГТУ. 3. Не зная правил дорожного движения, не садись за руль. 4. Выезжая из гаража, проверьте тормоза. 5. Получив письмо, он собрался в дорогу. 6. Проводя изыскания, отряд уходил все дальше в тайгу.

Задание 34. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в стол. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине.

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: в 2-х ч. - Саратов, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2001.

8. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - Санкт-Петербург, 2001.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2002.

10. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М., 2002.

11. Львова Ф.И. Язык в речевом общении. - М., 1992.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

13. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. - М., 1997.

14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

15. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. - М., 1989.

16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985.

17. Русская речь. Официально-деловой стиль: Методические разработки по культуре русской речи для студентов педагогических вузов: В 2-х ч. - Нижний Новгород, 2001.

18. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. - М., 2001.

19. Словарь иностранных слов. - М., 1987.

20. Словарь ударений русского языка/ Под ред. М.А.Штудинера. - М., 2000.

Варианты согласования определений и приложений. Особенности реализации согласования в рамках словосочетания. Варианты форм, связанных с управлением. Синонимия беспредложных и предложных конструкций.

Контрольно-тренировочные упражнения

1. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа:

2. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме.

3. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

4. Подберите к данным словам близкие по значению. Составьте словосочетания с теми и другими, используя падежные формы.

Образец: уверенность – уверенность в успехе, вера в успех.

Претворение, опираться, рецензия, превосходство, тормозить, предостеречь, идентичный.

5. В данных словосочетаниях замените выделенные слова близкими по значению. Прочитайте словосочетания с синонимами. Следите за падежной формой зависимых слов.

Обращать внимание на мелочи, обосновывать фактами, потерпеть поражение от соперника, различать друзей и врагов, уплатить за проезд, рассержен неудачей, удивляться стойкости, обижен бестактностью.

6. Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

7. В приведенных предложениях найдите слова, называющие людей. Охарактеризуйте эти слова со стилистической точки зрения. Приведите собственные примеры.

1. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя). 2. Свидетеля можно допрашивать о фактах, касающихся данного дела, а также о личности обвиняемого или потерпевшего. 3. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения подлежат включению представители заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов санитарного надзора. 4. В ответ на претензию ответчик согласился возместить нам убытки по трудозатратам по исправлению брака. 5. Поставщик принимает на себя обязанности по профилактическому обслуживанию, а также по текущему ремонту газооборудования, принадлежащего заказчикам. 6. Свободные остатки средств на счете на основании заявления клиента могут быть по его требованию переведены на депозитный вклад с последующей выплатой установленных дополнительным соглашением процентов.

8. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля речи. Объясните, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

1. В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 2. Резкое торможение автомобиля на скользких участках дороги может привести к заносу и опрокидыванию. 3. Оплата заказа гарантируется. 4. Дублением кож называется их обработка вымачиванием в специальных растворах. 5. В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие неисправностей в системе электропроводки. 6. Ржавлению подвержено большинство металлов, не покрытых каким-либо защитным слоем.

9. Прочитайте предложения и определите их функционально-стилевую принадлежность. Охарактеризуйте употребленные в них предлоги и союзы.

1. Товарищеский суд прекращает дело за примирением участников спора. 2. Ребята снова играют вместе, потому что они помирились. 3. Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода. 4. Мы не могли выйти на улицу из-за проливного дождя. 5. В соответствии с действующим законодательством авторам изобретений могут быть присвоены почетные звания. 6. Ему дали большую премию, поскольку, он сделал новый станок. 7. В целях подготовки юношей к военной службе в школах организуются специальные секции. 8. Он начал усиленно заниматься спортом, чтобы подготовиться к армии. 9. Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. 10. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, они поженились.

10. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных - необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

11. В приведенных предложениях найдите устойчивые глагольно-именные сочетания, характерные для официально-делового стиля. Где это возможно, замените их глаголами.

1. Завод завершает освоение новой модели трактора. 2. Коллектив предприятия взял обязательство удвоить выпуск продукции за год. 3. Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки произвести освоение нового оборудования. 4. Рабочие завода выражают полную уверенность, что им удастся добиться своевременного выполнения заказа. 5. Для включения сигнализации необходимо произвести повертывание рычага. 6. За отчетный период было проведено обследование деятельности комбината .

12. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Постарайтесь объяснить, почему в одних случаях используется действительный залог, а в других - страдательный. Приведите подобные примеры.

1. Оплата гарантируется. Письмо отправлено. Ваша телеграмма получена. Сроки выполнения работ срываются. Ваше предложение единодушно одобрено. Указанная документация будет Вам возвращена вместе с отправленным грузом.

2. Завод "Прогресс" не гарантирует качество изделий по истечении шести месяцев с момента отгрузки. Главное управление не возражает, чтобы завод приступил к выпуску самосвалов с ноября 19... года. Несмотря на неоднократные напоминания, завод "Электросталь" срывает поставку цветного литья.

13. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

1. Шьют ли в ателье пальто из их материала?

2. Можно ли в метро заниматься коммерцией?

3. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

4. Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

14. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. Я не в курсе этих деталей. 8. В этом районе отвратительные климатические условия. 9. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

15. Прочитайте шуточный текст из "Литературной газеты". Найдите канцеляризмы. Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики.

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 16. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 17. Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение? 18. В отделе критики и библиогра4)ии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 19. Исключительно важное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости. 20. Большую роль приобретает выработка правильных взаимоотношений воспитателей к воспитанникам.

17. Проанализируйте выбор управляемых форм с предлогом и без предлога, укажите ошибки на управление и исправьте их.

1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результате эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Достойной мести придумать не мог. 9. Никакие журналы я не выписываю. 10. Мы не теряем время зря. 11. Серьезные преступления вскрыты по производству алкогольных напитков. 12. Чтобы выявить отклонения по нормируемым оборотным средствам до установленных нормативов, составляют таблицу. 13. Большая работа сейчас предстоит перед нашими сотрудниками, которые должны освоить компьютерную технику. 14. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 15. Ваше предложение ни на чем не обосновано. 16. Преступник не раскаялся за содеянное. 17. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. 18. Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 19. Отсутствие необходимых материалов создает угрозу своевременного окончания строительных работ. 20. Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами.

18. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного-множественного числа определяемого слова в следующих предложениях, мотивируйте свой выбор.

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый - неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных-огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные - неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых- целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой - новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые - первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие -набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда - команды) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области-областях) был утвержден. 10. Студенты географического и исторического ((факультета -факультетов) готовятся к экспедиции. 11. Нелегко было восстанавливать (разрушенную -разрушенные) промышленность и транспорт. 12. (Реставрированный -реставрированные) музей и картинная галерея открыты для посетителей.13. Объявлен конкурс на решение (шахматного- шахматных) этюда и задачи. 14. Изобретатель сконструировал (специальный - специальные) генератор и двигатель, с помощью которых энергия падающей воды или паровых двигателей превращается в электроэнергию. 15. Занятия посещают (отстающий-отстающие) ученик и ученица.

19. Устраните ошибки в согласовании определений и приложений, мотивируйте свою стилистическую правку.

1. Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Синтаксис –

Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Словосочетание –

зависимой.

Предложение –

.

Синтаксические нормы

С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы

1 .Управление при однородных членах предложения

В предложении при двух или нескольких управляющих словах может употребляться одно общее дополнение, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать (что?) и конспектировать (что?) книгу

трест создает(что?), финансирует(что?) и снабжает (что?)предприятие

Неверно: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?)

Способ исправления – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове: трест организовал предприятия и руководил ими.

2 . Именное и глагольное управление (правильный выбор падежной формы подчиненного слова)

Таблица 16.

о ш и б к а и с п р а в л е н и е
-нанизывание родительных падежей: для решения задачи ускорения поиска эффективного средства борьбы с эпидемией Чтобы ускорить поиск эффективных средств в борьбе…
-нанизывание творительных падежей вопрос будет решен назначенной дирекцией комиссией Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией
-употребление падежных форм с одинаковыми предлогами мы беседовали с врачом с большим опытом работы Мы беседовали с врачом, имеющим большой опыт работы
-сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта: оценка народа предстоящих выборов Замена родительного субъекта творительным Оценка народом предстоящих выборов

3.Выбор правильного падежа и предлога

Таблица 17.

!!! При использовании синонимических предлогов для обозначения причинно-следственных отношений ввиду, вследствие, благодаря, в силу нужно помнить, что они ещё не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней.

ошибка :

Ввиду прошедших дождей…(дожди – уже факт, а не предстоят)

Вследствие предстоящего отъезда (отъезд ещё только предстоит, и нельзя говорить о его последствиях)

Благодаря болезни (едва ли можно за болезнь благодарить)

Способ исправления: предлог причины по причине, из-за, потому что

4. Употребление деепричастных оборотов

4.1 .При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего.

Проезжая берёзовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил)

Нельзя: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (правильно: Когда я проезжал березовую рощу, у меня закружилась голова. )

4. 2 . Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

5.Однородные члены предложения

5.1 .Однородные члены предложения должны быть связаны с одним и тем же членом, отвечать на один и тот же вопрос, являться одним и тем же членом предложения.

5.2 . Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны:

странный, резкий, болезненный крик раздался в тишине ( между ними можно поставить союз и ).

5.3 .Однородны одиночные определения и стоящий за ним причастный оборот:

То была первая, не замутненная никакими опасениями радость.

5.4. Однородны определения, стоящие после определяемого слова, согласованные и несогласованные: Истина вечная, несомненная (согласованные)

Человек, блещущий здоровьем, со смеющимися глазами и губами (несогласованные)

Но: ранняя суровая зимняя заря (неоднородны, т.к. характеризуют предмет с разных сторон)

Согласование сказуемого с подлежащим

6.1 . Глагол – сказуемое с подлежащим согласуется в числе и роде:

Я слышу весёлую речь. Мчатся тучи. Зарево погасло.

6.2 Глаголы-сказуемые стоят в единственном числе при однородных подлежащих, если они соединены союзами или, либо, то ли…то ли

По дороге попадается то ли берёза, то ли ракита.

6.3. .При подлежащем, обозначающем неопределённое количество или выраженным количественным числительным, возможны варианты согласования в числе: Пять человек ехали верхом. Большинство игроков вошли в сборную.

Большинство людей молчало.

6.4. Возможны варианты и при подлежащем типа «брат с сестрой »:

Брат с сестрой уехал в деревню. – Брат с сестрой уехали в деревню.

7. Употребление причастного оборота

Определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него, но не внутри оборота: неправильно: Оторванный человек от действительности с трудом находит своё место в жизни (следует: Человек, оторванный от действительности,… )

Согласование приложений

8.1. Названия городов согласуются во всех падежах с определяемым словом:

в городе Москве, к городу Варшаве

Обычно не согласуются составные названия городов: в городе Минеральные Воды

Названия городов на –о допускают обе формы – согласованную и несогласованную:

в городе Кемерове – в городе Кемерово

8.2. Названия рек согласуются с определяемым словом: на реке Днепре

Однако малоизвестные названия рек остаются неизменными: у реки Птичь

Не согласуются также составные названия: на реке Западный Б уг

8.3. Названия озёр, заливов, проливов, бухт не согласуются с родовым наименованием: на озёрах Эльтон и Баскунчак

8.4. Названия островов, полуостровов, гор тоже не согласуются: на острове Новая Земля

8.5. Названия улиц в форме ж.р. согласуются, остальные названия не согласуются:

на улице Сретенке, на улице Арбат

8.6. Названия зарубежных республик согласуются, если оканчиваются на –ия, остальные названия не согласуются: в республике Куба, в республике Боливии

8.7. Не согласуются астрономические названия: движение ракет к планете Венера.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.

беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь

упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь

удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь

превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь

уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь

оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь

препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Задание 3. Устраните нарушение норм управления.

1. Следует уделять большее внимание на культуру речи. 2. Первоклассники уже отличают звук и букву. 3. Мать тревожилась об уехавшем сыне. 4. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 5. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 6. Многие люди сейчас нуждаются - разве в этом мы не можем не согласиться. 7. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 8. Уже появилась рецензия о новом фильме. 9. Он осужден к пяти годам лишения свободы. 10. Мужество десантников вселяло страх противнику.

Задание 4. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность студенческих научных объединений

Задание 5. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Задание 6. Исправьте возможные ошибки в предложениях.

1. Она всю жизнь любила и отдавала предпочтение одежде ярких цветов.

2. Его разбирало любопытство и страх.

3. В этом стихотворении звучит не только любовь, а уверенность в счастливом будущем России.

4. С первого же класса я не любила делать уроки и школу.

5. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамены хорошо не сдашь.

6. Я не люблю молоко и когда мне ставят горчичники.

7. Когда приезжаешь в этот город, поражаешься чистоте на улицах, скверах, площадях и даже переулках.

Задание 7. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях. Предложите свой вариант стилистической правки.

1. Кроме прочих достоинств, А.И. Иванов был и хорошим специалистом. 2. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 3. По плану намечено построить 4 клуба, 3 библиотеки, детские ясли, а также строительство дорог, мостов, озеленение сел, закладка парков и т.д. 4. Стены украшают плакаты и флажки. 5. Товарищ, который сообщил эти данные и оказавшись страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 7. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 8. Антон Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 9. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой школьных зданий к учебному году, что может отрицательно сказаться на учебном процессе, что является недопустимым. 10. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 11. Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины в группе. 12. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 13. Можно привести много положительных примеров о высоком качестве выполнения письменных работ. 14. Новый экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов. 15. Занятия на факультете проводятся, используя компьютерный класс. 16. В плавании на 100 метров соревнования проводятся вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

Задание 8. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения в примерах. Чем объясняется выбор той или иной формы?

3. Большинство группы были приезжие.

4. Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу.

5. Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию.

6. Большинство курортников размещено в пансионате.

7. Большинство дверей были низки для его роста.

Задание 9. Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого.

1. За месяц израсходован… тысяча рублей.

2. Сколько благородных задач сто…т перед учителем!

3. Последние двое студентов успешно сдал… экзамены.

4. После революции большинство зарубежных специалистов разъехал…сь по своим странам.

5. 45 минут прошл… незаметно.

6. 45 минут, о которых вы просили, прошл….

7. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов.

8. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке.

9. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм.

10. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней.

11. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе.

12. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью.

13. Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены.

14. Ряд новых домов сто…т в конце улице.

15. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех.

16. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты.

17. Печать, в том числе краевые, городские и районные газеты, долж… сыграть важную роль в развитии производства.

18. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… профорг нашей группы.

19. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.

20. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.

Задание 10. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

Задание 11. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.

2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации

последние события.

3. Вернувшись на стройку, было еще темно.

4. Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно ее

собирать.

5. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.

6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

7. В душе Раскольникова, встретившись с Соней, наступил перелом.

8. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости

сельскохозяйственной продукции.

9. Сидя у телевизора, к экзаменам не подготовишься.

10. Начав день с зарядки, он вам покажется легче.

11. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

12. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной

доработке.

Задание 12. Исправьте возможные ошибки.

1. Школа в деревне Волчиха.

2. К поселку Жаворонки.

3. На берегу реки Лисно.

4. Выехать из города Камень-на-Оби.

5. На мысе Зеленый.

6. На острове Сицилии.

7. Подъехали к станции Туле.

8. В пустыне Сахаре.

9. На горе Арарат.

10. На улице Остоженка.

11. В бухте Золотой Рог.

Задание 13. Заключенные в скобках названия поставьте в нужной форме.

1. В летнем саду («Эрмитаж») прошли гастроли известного артиста.

2. Два года мой брат жил в городе (Кировск).

3. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга).

4. Вода в озере (Нарочь) чистая и холодная.

5. Самолет подлетал к одному из самых больших островов (Новая Зеландия).

6. Мы остановились в гостинице («Минск»).

7. Наш корреспондент встретился с губернатором штата (Мичиган) в США.

8. Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала («Новый мир»).

9. Автобус прибыл на автовокзал города (Вологда).

10. На проезжей части улицы (Петровка) совершен наезд на пешехода.

11. На станции (Воронеж) скопилось много пустых вагонов.

12. На озере (Свирь) любит отдыхать Андрей Вознесенский.

Задание 14. Если в предложениях есть ошибки, связанные с порядком слов, исправьте их.

1. Начальниками цехов издаваемые дирекцией завода приказы не выполнялись.

2. У неё от мороза было раскрасневшееся, но очень расстроенное лицо.

3. Я узнал несущегося мальчика мне навстречу на велосипеде.

4. У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, тёплая.

5. Это рассказ о страдающей молодой женщине от неразделённой любви.

6. Из двадцати поступили в колледж только шестеро окончивших школу.

7. Есть ему не хотелось, зато выпил жадно много воды.

8. Только известный врач-кардиолог Сергеева решилась оперировать такого

необычного пациента.

Задание 15. Выполните тест.

1. Грамматически правильным является продолжение предложения:

Записывая математическое выражение,

1. используйте только натуральные числа.

2. мною была допущена ошибка.

3. должны соблюдаться определенные правила расположения знаков и символов.

4. требуется внимание.

2 . Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:

1. Прогуливаясь по вечернему городу, у нас завязался разговор.

2. Опровергая общее утверждение, приведите хотя бы один довод против.

3. Рассматривая рисунок, создается впечатление, что птица живая.

4. Применяя основной принцип орфографии, почти любое слово будет

написано правильно.

5. Составляя модель задачи, учитывают несколько вариантов ее решения.

3 . Ошибка в употреблении падежной формы в словосочетании:

1. действовать согласно приказу директора

2. успеть благодаря удачному стечению обстоятельств

3. встретиться по истечении времени

4. поступить вопреки здравого смысла

4 . Ошибка в согласовании подлежащего со сказуемым:

1. Ряд новых домов стояли в конце улицы.

2. Несколько пыльных электрических лампочек погасло.

3. Приехало множество народу.

4. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у больницы.

5 . Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Вопреки утвержденным правилам пунктуации, журналисты часто употребляют

тире вместо двоеточия.

2. У всех, кто обладает способностью к точным наукам, хорошо развито логическое

мышление.

3. Литературовед исследует и поражается многообразию проявлений таланта писателя.

4. За окном шел не то дождь, не то мелкий снег.

6 . Предложение без грамматической ошибки:

1. В комедии А.Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, её будущее.

2. Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.

3. Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли соревнование.

4. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Лексика - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слов и употребление их в речи.

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи.

Морфологические нормы - это правильное образование грамматических форм слов разных частей речи (форм числа, рода существительных, краткой формы и степени сравнения прилагательных и т.д.)

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Предложение – синтаксическая единица, отличающаяся интонационной и

смысловой законченностью; это единица общения.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Синтаксические нормы – это правильное употребление слов в словосочетании, предложении, тексте.

Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов,

связанных по смыслу и грамматически; состоит из двух частей: главной и

зависимой.

Ударение (акцент) – это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения.

Фразеология - раздел языкознания, изучающий фразеологизмы.

Фразеологизм - устойчивое неделимое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Языковая норма – этопринятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления, т.е. закономерного выбора слов в речи (устной и письменной).

Тема 1.3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Контрольные вопросы

1. Что такое этикет?

2. Определение речевого этикета. Его значение в жизни индивидуума и общества в целом.

3. Определение делового этикета. Нормы и правила делового этикета.

4. Формулы речевого этикета.

5. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами.

Происхож­дения типа Рахиль, Руфь, Юдифь склоняются : у Рахили, с Юдифью . Не склоняются женские имена Николь, Нинель, Рашель и др.

Синтаксические нормы

Данный раздел включает 6 заданий, которые снабжены справочным теоретическим материалом.

Выполняя задания, опирайтесь на «справку».

Задание 1

1. Дайте определение управления как вида подчинительной связи.

2. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Подготовка и руководство

Аспиранты

Помощь и сотрудничество

Родственные предприятия

Руководство и контроль

Местные организации

Подбор и наблюдение

Факты

Понять и смириться

Трудности переходного периода

Координировать и руководить

Деятельность смежных организаций

3. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание 2

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.


1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9.Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание 3

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка: Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание 4

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.

2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка : Сказуемое при подлежащем, выраженном собиратель ным существительным с количественным значением (ср.: множест­ во, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа , если:

1) при подлежащем – собирательном существительном с количе­ственным значением есть зависимое слово в форме родительного па­ дежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной ко­ манды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабо­ чих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учи­ телей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное дейст­вие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат;

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с ко­ личественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинство студенческой молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», кото­рые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчиваю­ щимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;


5) сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное дей­ ствие, или глаголом со значением бытия , наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (выска­ заться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек де­сять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов , рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике . 10. За короткий срок по­строен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре .

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка : При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четы­ре маленьких окна ), а при словах женского рода – в форме именитель­ного падежа множественного числа (две просторные комнаты ).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре , не­ зависимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца ). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели ).

Притяжательные прилагательные на - ин и - ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три мами­ ных книги, два сестриных банта ).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели ав­томобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прореза­ли темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревно­ ваний .

Задание 6

6. Публицистический стиль

7. Художественный стиль

8. Разговорный стиль

9. Контрольные вопросы

11. Практические задания

Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.

Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Разговорный стиль – функция общения. Научный, официально-деловой – функция сообщения.

Публицистический, художественный – функция воздействия.

Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественной и разговорно-обиходный.

Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.

Научный стиль - это стиль научных статей, до­кладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями - по воз­ можности точно и полно объяснить факты окружаю­ щей нас деятельности, показать причинно-следствен­ ные связи между явлениями, выявить закономернос­ ти исторического развития, сообщить информацию и т. п.

Возникновение и развитие научного стиля связа­ но с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю ху­ дожественного повествования и выделился в само­ стоятельный, когда стала создаваться научная тер­ минология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл и его уче­ ники. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные стилевые черты:

логическая последовательность изложения;

однозначность, точность, сжатость при инфор­мативной насыщенности содержания;

конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности науч­ного стиля.

насыщенность терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики;

научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);

преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);

употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

преимущественное употребление существи­тельных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);

распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль – это стиль доку­ ментов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который опре­деляется их содержанием и целями сообщить ин­ формацию , имеющую практическое значение, дать указания, инструкции .

Основные стилевые черты:

сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

стандартное расположение материала, обяза­ тельность формы;

конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности офици­ально-делового стиля:

широкое использование терминологии;

наличие особой фразеологии, а также много­ численных речевых стандартов – клише;

употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);

использование номинативных предложений с перечислением;

сложные синтаксические конструкции;

отсутствие эмоционально-экспрессивных рече­вых средств.

Различают две разновидности : официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль

Публицистический стиль - это стиль обществен­ но-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать инфор мацию и т. п.

Основные стилевые черты публи­цистического стиля:

лаконичность изложения при информативной насыщенности;

доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

эмоциональность, обобщенность, а часто не­принужденность высказывания.

Характерные особенности публи­цистического стиля:

общественно-политическая лексика и фразео логия;

использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работ­ ники прилавка, дружеская атмосфера);

употребление коротких предложений – рубле­ная проза;

эллиптические предложения (безглагольные, фразы ) – (приватизационный чек – каждому; бан­ ки - не только для банкиров);

Данный раздел включает 6 заданий, которые снабжены справочным теоретическим материалом.

Выполняя задания, опирайтесь на «справку».

Задание №1.

1. Дайте определение управления как вида подчинительной связи.

2. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

3. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание №.2.

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9.Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание №3.

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка: Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание № 4.

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.



2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка : Сказуемое при подлежащем, выраженном собирательным существительным с количественным значением (ср.: множест­во, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа, если:

1) при подлежащем - собирательном существительном с количе­ственным значением есть зависимое слово в форме родительного па­дежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной ко­манды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабо­чих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учи­телей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное дейст­вие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат,

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с ко­личественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинство студенческой
молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», кото­рые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчиваю­щимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;

5)сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное дей­ствие, или глаголом со значением бытия, наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (выска­заться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек де­сять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов, рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике. 10. За короткий срок по­строен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5..

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре .

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка : При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четы­ре маленьких окна ), а при словах женского рода - в форме именитель­ного падежа множественного числа (две просторные комнаты ).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре , не­зависимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца ). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели ).

Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три мами­ных книги, два сестриных банта ).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели ав­томобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прореза­ли темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревно­ваний .

Задание №6.

Употребление деепричастных оборотов. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов, оставляя последние в предложении. Ч то не учёл говорящий, строя данные предложения?

1. Устав после занятий, мне не читалось. 2. Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы. 3. Подой­дя к дому, нас настиг сильный ливень. 4. Повстречав Бориса, в Кате­рине происходит столкновение двух чувств. 5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта