Главная » Галлюциногенные » Время написания зимнее утро и зимнее вечер. «Анализ лирического произведения А.С

Время написания зимнее утро и зимнее вечер. «Анализ лирического произведения А.С

Все произведения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина невообразимо нежны и лиричны. Они сплетаются в тонкие хрупкие кружева и образуют вычурные и неповторимые узоры, сравнимые разве что только с теми, которые рисует мороз на окнах. Пушкин был романтичным взрослым ребенком, которому хотелось вседозволенности и любви, который не любил никаких рамок и ограничений. Но судьба распоряжалась иначе. Все свои протесты он выражал пером на бумаге в метафорических образах на разные события у друзей и государства, зачастую вызывая бурю негодования у высокопоставленных чинов. И, конечно, ему многое прощалось, но наказания все-таки были, взять хотя бы ссылку в родовое гнездо Михайловское. Здесь и создал Пушкин «Зимний вечер», о котором дальше и пойдет речь.

Ссылка на юг (1820-1822)

Сначала немного о состоянии поэта и его среде, в котором он создавал свой очередной шедевр. Да, не мог отказаться Пушкин от вольнолюбивой поэзии, за что был сослан в Южную ссылку. В это время он сочиняет много своих известных произведений, одно из них - пародийная поэма «Гаврилиада», где он обыгрывает сюжет Священного писания, о чем до конца дней будет сожалеть. Но пока в Кишиневе он вступает в масонскую ложу. Пушкин, сам не ведая того, запутался. А ведь главными задачами масонов, как известно, было уничтожение религии (особенно христианской) и опровержение всех ее законов. Масоны вели революционную деятельность, направленную на разрушение всяких основ национальной государственности. В это же время Александр I издал указ о запрещении масонства.

Ссылка в Михайловское (1824-1826)

Пушкина за участие в масонстве отправляют под домашний арест к отцу, в Михайловское. Отец, будучи человеком верующим, настороженно относится к увлечениям сына, из-за чего провоцируются большие скандалы в семье. Но отойдем от скандалов, ведь опять именно творчество приходит на помощь Пушкину, так как невыносимо скучно ему стало в деревне, однако и в этом нашлась своя прелесть, тем более что вскоре из села в Петербург выехали его родители, сестра и брат. И тут как-то сильно затосковал Пушкин. «Зимний вечер» - произведение, которое точно указывало на его тогдашнее настроение. Чтобы понять состояние поэта, окунемся немного в его атмосферу.

Пушкин. «Зимний вечер»

Поэт практически остался один. Он жил в глуши соснового леса, где и располагалось имение. Липовая аллея вела прямо к усадьбе, чуть ниже по лугу протекала река Сороть. Пушкин жил в небольшом одноэтажном домике, в котором когда-то жил его дед Ганнибал. В его кабинете была очень скромная обстановка с деревянной кроватью, ободранным ломберным столом, где вместо чернильниц стояли две помадных банки, двумя стульями и полками с книгами. Рядом жила его любимая няня. Остальные помещения были заколочены. Долгие зимние вечера проводил в обществе няни Арины Родионовны. В ее компании он чувствует себя защищенным и, как ребенок, беспечным. Здесь он много работает и много сочиняет, из-под его пера выходят стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Вакхичекая песня», «К няне», «Я помню чудное мгновение…» и т. д. В этот период у Пушкина происходит переосмысление человеческой жизни и ее ценностей, в конце концов он определяет свой идеал: это обретение дома, внутренней гармонии и защищенности.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Это стихотворение Пушкин написал в 1925 году в стиле традиционных романтизма и классицизма, которые синтезируются в одно целое. В центре сюжета - грандиозная и неумолкающая буря. Буря здесь представляет некое божество, и в его движение вовлечено все, что есть на земле. И это все представляется в масштабах вселенских. Потом стихотворение Пушкина «Зимний вечер» резко меняет свои масштабы до одинокой человеческой жизни, которая выглядит во всей этой громадной картине как несчастная песчинка.

Дальше идет описание лачужки, одинокой и заброшенной в водоворот вихрей снежных, как душа человеческая. Обитатели ее постоянно слышат звуки бури, напоминающие то плач ребенка, то завывание зверя, то стук путника. Здесь речь идет о каком-то одиночестве и о том, что автор стоит на перепутье дорог, где крутятся опасные для его жизни вихри и бури. В той «лачужке» печально и темно от такой непогоды, но душа его хочет вырваться из этой тьмы к небу и к солнцу. Именно об этом тоскует запутавшийся в своих мыслях и желаниях Пушкин. «Зимний вечер» точно описывает это его состояние. Ведь пока надо переждать эту бурю, и тогда может наступить тот долгожданный свет. Все, что согревает сейчас душу лирического героя, теплит его надежды, - это его любимая «старушка» - «добрая подружка», и вино, которое хоть на время, но все же способно заглушить действие страха и одиночества перед гнетущим неизвестным будущим.

Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цели:

    Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

    Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

    Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

    Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

    Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I . Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II . Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 1-2 ученика)

Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.

III . Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихо­творения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

IV . Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В ком­натушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислу­шивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

V . Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной ра­боты над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ компози­ции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Работа по группам.

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. На­дежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попече­ние няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно об­ращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение дейст­вительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадо­стное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос. Определить природу поэтического высказы­вания в этом стихотворении. (Показ конкретной карти­ны - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)

6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близ­ких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части : В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упомина­ется снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого сти­хотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общитель­ным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворе­ние? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» напи­сан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

-Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «пут­ник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).

-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ре­бенком, то со спутником).

А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

-Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении? (Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

- А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики - Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.

Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.

(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):

О – 33

Е – 30

А – 28

И – 15

У – 14

Ы – 4

Я – 4

В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.

Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.

Для этого мы должны с вамипосчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

-Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;

глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;

прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.

Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:

    Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).

    Дом (здесь ветхую лачужку).

    Няню поэта Арину Родионовну.

Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных . Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных , как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).

Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения : лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.

VI. Домашнее задание.

    Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.

VI . Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зим­ний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в пе­риод ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томитель­ной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

2. Учитель подводит итоги работы групп.

VII . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы, каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском, так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах. Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера, бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени, на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

Автор обращается к Арине Радионовне. В начале описывается зимняя вьюга, которая запирает героев в доме. Именно так чувствовал себя в ссылке поэт. Произведение делится на несколько частей. Первая часть состоит из описания движении вьюги.

Пушкин использует множество ярких образов. Он описывает вьюгу не только зрительно, но и применяя слуховые образы. Завывание зверя, плач ребёнка, стук путника, шорох крыши слышит автор. Во второй и третьей части автор обращается к няне. Поэт грустит вместе с ней и ищет причины этой грусти. Внешний мир ветхой лачужки противопоставляется внутреннему. За окном бушует стихия, а в лачужке потрескивает тёплая печь. Дом это место, где автор чувствует себя защищённым.

В четвёртой части мир ветхого дома оказывается сильнее мира вьюги. Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения чтобы передать это. Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения Зимний вечер Пушкина

«Зимний вечер» - стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1825 году. Тот год был для него очень трудным. Это было время, когда после ссылки он мог находиться только в имении своего отца в селе Михайловском под его строжайшим надзором. Поэтому зиму он провел в одиночестве. Вместе с ним была его няня, которую звали Арина Родионовна.

В этом же году им и было написано это стихотворение. Опубликовали его только через пять лет в альманахе «Северные цветы».

В стихотворении изображены: зимний вечер, на улице воет метель, в комнате тихо потрескивает затопленная печка, которые легко возникают в нашем воображении.

В первой части стихотворения говорится о буре. Для ее описания Пушкин использует множество эпитетов: она воет как зверь, плачет как маленькое дитя, «то как путник запоздалый вдруг в окошко застучит». Мы легко представляем бурю, описанную в стихотворении: небо, покрытое мглой, буйный ветер, который крутит в поле вихри. И как будто слышим вой зверя (может быть, дикого волка), плач ребенка, шорох крыши из соломы, как стучит в окно путник. Стихия «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Она символизирует душевные переживания поэта, враждебное отношение к нему окружающего мира.

Вторая часть посвящена Арине Родионовне – няне Пушкина. Он называет ее «моя старушка», «мой друг», и мы понимаем, как много значила для него няня. Пушкин будто ищет защиту от бури в этой хрупкой, но такой близкой ему женщине, единственном своем друге. Пушкин спрашивает у няни: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?». Конечно, он мог бы задать этот вопрос и себе. Поэт предполагает, почему няне грустно: Возможно, она утомлена завыванием бури, или просто дремлет под жужжанье веретена.
А затем просит ее выпить с ним и спеть народную песню, тем самым показывая, что нет места грусти и унынию.

В этой же части описывается и «лачужка». Она в стихотворении «и печальна, и темна», но, к удивлению, мы представляем себе милый и уютный домик, в котором зажжена свеча. Наверное, потому, что няня и Пушкин – два друга, два задушевных собеседника.

Последнюю часть, после повторного описания бури, так похожей на его душевные переживания, поэт заканчивает строкой: «Сердцу будет веселей». Он как бы говорит, что, несмотря на все трудности, душевные переживания не должно быть места печали, нужно забыть то дурное, что происходит в его жизни.

Анализ стихотворения Зимний вечер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Если радует утро тебя Фета

    Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные

Тема урока:

«Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цель: Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

    Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

    Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

    Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер»;

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушаакина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

II I. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика.

Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? ( Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

( Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

- Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).

-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

- Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

V. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

VI. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта