Главная » Маринование грибов » Бой "дежнева". Дежнев (пароход)

Бой "дежнева". Дежнев (пароход)

ДЕЖНЕВ (пароход) ДЕЖНЕВ (пароход)

«ДЕЖНЕВ», ледокольный пароход. 27.8.1942 во время Великой Отечественной войны выдержал неравный бой в бухте о. Диксон с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» и совместно с береговой артиллерийской батареей заставил врага отойти.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ДЕЖНЕВ (пароход)" в других словарях:

    Ледокольный пароход. 27.8.1942 во время Великой Отечественной войны выдержал неравный бой в бухте о. Диксон с германским тяжелым крейсером Адмирал Шеер и совместно с береговой артиллерийской батареей заставил врага отойти … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Семён Дежнёв может значить: Дежнёв, Семён Иванович (ок. 1605 1673) выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. Семён Дежнёв (ледокольный пароход, 1915) (1915 1918) ледокольный… … Википедия

    Год основания 1914 … Википедия

    I Семён Иванович (р. около 1605 умер в начале 1673, Москва), русский землепроходец мореход. В начале 40 х гг. 17 в. участвовал вместе с М. Стадухиным и др. в походах по Крайнему Северу Сибири: был на Оймяконе, проплыл по Индигирке до… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

    Расположена между 54° и 73° с. ш. и 103° и 171° в. д.; граничит на С Сев. Ледов. океаном, на З Енисейской губ., границей с которой служат pp. Илимцея, прит. Нижней Тунгуски, и Анабара, впадающая в Сев. Лед. океан; между этими реками границей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Морской бой: «Дежнёв» против «Адмирала Шеера» . Посвящается подвигу моряков Северного флота в Великую Отечественную войну.

Приближается дата 75-летия морского боя ледокольного парохода «Дежнёв» («СКР-19») с тяжёлым крейсером гитлеровского флота «Адмирал Шеер». Да, в Великую Отечественную войну фронтовики Красной Армии и Военно-Морского флота совершали массовый героизм при защите Отечества от немецко-фашистской агрессии. То, что произошло в Карском море 27 августа 1942 года, это событие вошло в летопись героических подвигов моряков Северного флота в Великую Отечественную войну. В статье рассказывается о героизме моряков сторожевого корабля «СКР-19». Это уникальный морской бой. Авторы статьи были лично знакомы с участником боя рулевым «СКР-19» краснофлотцем Иваном Григорьевичем Шнейдером. Впоследствии, после войны, он стал кадровым офицером ВМФ, капитаном 2 ранга, вырос до известного выдающегося командира парусных кораблей «Седов» и «Крузенштерн». В статье изложены сведения из «первых уст», из личных рассказов от И.Г.Шнейдера, а также из архива (Гатчина) об экипаже «СКР-19», героизме моряков, боевых походах уникального корабля. И.Г.Шнейдер оставил свои литературные воспоминания в газетных статьях, книгах в том числе под рубрикой «Рассказывают фронтовики 1941-1945».

Справка о сторожевом корабле «СКР-19» - «Дежнёв».

История сторожевого корабля, прослужившего более 30 лет в суровой Арктике, заслуживает, чтобы его незабвенно представляли в музеях, рассказывали в учебных заведениях ВМФ, писали исторические очерки о нём в целях патриотического воспитания молодого поколения... В 1935 году состоялась закладка грузопассажирского парохода ледового плавания на Адмиралтейском заводе. Его водоизмещение 7330 тонн, длина 104м, ширина 15 м, осадка 6,3 м, мощность паровой машины 2500 л.с., скорость хода 13 узлов, дальность плавания 5600 миль. При спуске на воду 22 мая 1937 года он получил имя в честь отважного русского землепроходца Семёна Ивановича Дежнёва. «Дежнёв» вошёл в состав Мурманского государственного морского пароходства. Основной задачей парохода было выполнять многоцелевые плавания в Арктике. Осенью следующего года состоялся

Первый арктический рейс. Он показал большие возможности парохода в суровой Арктике.. Поход был многообещающий. Но во время советско-финляндской войны пароход был зачислен в состав Северного флота как сторожевой корабль. Весной 1940 года он вновь возвратился в Мурманское пароходство. В ноябре 1940г. впервые выполнен рейс на о.Шпицберген, после чего эти рейсы стали систематическими. С началом Великой Отечественной войны корабль был укомплектоваан краснофлотцами, старшинами, мичманами и офицерами с боевых кораблей и с судов гражданского морского флота. Командный состав во главе с командиром А.С.Гидуляновым получили воинские звания: командир и механик - «старший лейтенант», помощник командира - «лейтенант», штурман и начмед - «младший лейтенант». Было произведено дооборудование военной техникой: установлены 4 артустановки калибра 76,2 мм, 4 зенитные установки калибра 45 мм, 6 пулемётов 12,7мм., в корме установлены устройства для сбрасывания глубинных бомб и постановки дымовых завес. Ставились дальномеры и визиры, необходимые для точной артиллерийской стрельбы. В сжатые сроки (в основном в ночные часы) сформированный экипаж был отработан по выполнению своих обязанностей по боевой тревоге и повседневным корабельным расписаниям. В дневные часы вместе с рабочими судостроителями моряки принимали участие в установке военной техники, изучение её устройства и правилам использования её в боевых условиях. 5 июля 1941 года произошло важнейшее событие на корабле: на построении личного состава по «Боьшому сбору» зачитан приказ командующего Северным флотом о вводе «Дежнёва» в состав Северного флота. Произведён торжественный подъём Военно-Морского флага. Корабль стал называться сторожевым кораблём с бортовым номером «19» и вступил в состав действующих боевых кораблей как «СКР-19». Командир корабля старший лейтенант А.С.Гидулянов выступил перед личным составом со словами, что ему понятны чувства тех моряков, кто хочет бить врага на сухопутном фронте. Они написали рапорта с просьбой отправиться на фронт. Однако командир всем желающим дал отказ, так как для «СКР-19» поставлена боевая задача и её следует хорошо выполнять, подчиняясь законам воинской дисциплины. Через несколько дней «Дежнёв» было не узнать: на палубе и надстройках стояли пушки и пулемёты, на борту боцманы старательно вывели название «СКР-19». В строю на подъёме Военно-Морского флага стояли 9 коммунистов, 62 комсомольца. Корабль 17 июля 1941 года отошёл от заводского причала, началась погрузка боезапаса, топлива, продовольствия и воды.

Создавшие кораблю боевую славу 1.Командир – старший лейтенант Александр Семёнович Гидулянов. 2.Старший помощник командира – лейтенант Сергей Александрович Кротов. 3.Комиссар – старший лейтенант Владимир Алексеевич Малюков. 4.Штурман - младший лейтенант Андрей Анатольевич Назарьев, он родился в Мурманске. Его отец был первым капитаном Мурманского порта. 5.Командир БЧ-2 лейтенант Константин Иванович Стёпин; 6.Командир БЧ-5 – техник-старший лейтенант Георгий Георгиевич Звягин. 7.Начальник интендантской службы капитан Борис Ануфриевский. 8. Военфельдшер Брен Юрий Борисович. 9.Гидрограф – Иван Фёдорович Котцов. 10. Прикомандированный на поход на о.Диксон полковой комиссар полковник В.В..Бабинцев.

Боцмансая команда: – Иван Петряев - главный боцман; Миша Балуков, Малыгин, Хрусталёв, Неманов, Костя Шпакович.

БЧ-1-4 Рулевые: 1.Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Александр Транков. Рулевые: 2. Павел Ульянов. 3.Иван Шнейдер. 4.Юрий Гудин. 5.Штурманский электрик – Евгений Бочаров. Сигнальщики и радисты: 1.Командир отделения Андрей Лушев. 2.Матрос Чернов. 3.Василий Прокофьев. 4.Тимофей Васильев, Владимир Попов; Артитиллеристы: 1.Главный старшина Быков –комбат зенитной батареи. 2. Старшина 1 стаьи Александр Алимов - командир артиллерийского расчёта бакового 76 мм орудия; 3. Алексей Рябов – наводчик, он погиб от тяжёлых ран 13 августа 1941 года; 4. Старшина 2 статьи Александр Свиньин – командир второго бакового 76 мм орудия; 5. Семён Хомяков – заряжающий – погиб от ран 13 августа 1941 года; 6. Григорий Золотавин – трубочный; 7.Александр Карагаев – командир второго арт.расчёта. 8. Василий Андреев – наводчик. 9.Файзулла Хайрулин- подносчик патронов. 10. Гурген Тонунц – командир пулемётной группы; 12.Василий Шиляев. 13.Алексей Гапонов. 14.Василий Скребцов – пулемётчик, сбил «Юнкерс» в Белокаменке. 15. Старшина 2 статьи Алексей Гущин (сбил бомбардировщик 13.8.41г.). 16.Николай Русанов – командир планшетного расчёта. 17. Павел Васенин – командир зенитного орудия. 18. Верного Власик.19 Старшина 1статьи Иван Буров -дальномерщик; 20.Старшина 2 статьи Павел Максименко – дальномерщик-зенитчик; 21.Старшина 1 статьи Павел Ульянов. 22. Аркадий Борисихин; 23.Леонид Кацман 24.Михаил Пунанцев –подносчик патронов 25. Василий Лукьянов – командир зенитного расчёта.

Личный состав БЧ-5: 1.главный старшина Иван Садовничий – старшина трюмных, парторг БЧ-5; 2.старшина 2 статьи Матвей Астахов; 3.Николай Волчек (оба с эсминца «Карл Либкнехт»); 4.старшина 2 статьи Павел Фоменко; 5.сташина 2 статьи Иван Колесов; 6. Машинист Геннадий Майсюк (участник войны в Испании, ходил в Барселону на пароходе «Курск», всего совершил три рейса к берегам Испании. За эти опасные рейсы он получил орден «Знак Почёта»). 7. Моторист Стренилов. 8. Старшина котельных машинистов Заскалько. 9.Краснофлотец Андрей Кубряков –санитар. Он был одним из самых молодых моряков. Моряков породнил корабль, объединили опасности, общая тревога за судьбу Родины. Первые победы моряков «Дежнёва» были в Кольском заливе в июле-августе 1941 года. Война сразу же пришла в Мурманск. Вражеские самолёты ежедневно совершали налёты на столицу Заполярья. Но уже в те первые дни войны враг испытал удары североморцев. Наступил день, 17 июля, в который моряки «Дежнёва» вступили в бой. Очередная воздушная тревога в морском порту Мурманска. Наводчики-артиллеристы «Дежнёва» держат на прицеле воздушного немецкого разведчика над Кольским заливом. Орудия молчат, так как дистанция до самолёта велика, и он скрывается за сопками. Командир «Дежнёва» старший лейтенант А.С.Гидулянов принимает решение сниматься с якоря, чтобы не быть неподвижной мишенью. Вскоре прилетают «Юнкерсы», и они атакуют порт с разных сторон. Бомбардировщик нацеливается на «Дежнёв», который меняет ход, делает резкие повороты. Корабельная артиллерия и 76 мм пушки, и зенитные пулемёты, установленные на мостике, ведут огонь. Баковая 76 мм пушка под командованием командира расчёта Александра Алимова (наводчик Алексей Рябов, заряжающий Семён Хомяков, трубочный Григорий Золотавин) сбивают фашистский самолёт… После отражения налёта вражеской авиации «Дежнёв» встал на якорь в Кольском заливе в районе Белокаменки. Раннее утро. Команда ещё спит. На мостике несут боевую вахту старшина сигнальщиков Андрей Лушев и пулемётчик Василий Скребцов. Оба они слышат сначала отдалённый, а затем всё более приближающийся гул -самолёта. Андрей Лушев нажимает педаль колоколов громкого боя - «Боевая тревога!». Моряки ещё бегут на свои посты, а из-за сопок выныривают бомбардировщики. Самолёт точно идёт на «Дежнёв».

Хладнокровный краснофлотец Скребцов держит самолёт на прицеле и думает; «Вот подойдёт поближе – тогда..». Он длинной очередью прошивает бомбардировщик от носа до хвоста. На счету корабля второй сбитый фашистский самолёт! … А вражеские налёты на Мурманск продолжались. Один из них приносит третью победу «Дежнёву», но она омрачается горечью потерь… 13 августа корабль стоит у пирса, пополняет запасы для перехода в Архангельск. Отражаются налёты вражеской авиации. Пушки не смолкают. Один из бомбардировщиков находится под огнём орудия, которым командует старшина 2 статьи Алексей Гущин, Самолёт сбит. Но одна из сброшенных бомб разорвалась у основания деревянного пирса. На палубу и надстройки летели камни и брёвна. Тяжело ранены в бою артиллеристы Семён Хомяков и Алексей Рябов, они от ран скончались в госпитале.

«Дежнёв» в составе Северного отряда Беломорской военной флотилии

15 августа 1941г. «СКР-19» прибыл в Архангельск и вошёл в состав Северного отряда Беломорской флотилии. Он часто выполнял конвоирование транспортов, выполнял дозорную службу, доставлял в отдалённые островные гарнизоны различные военные грузы, охранял наши северные проливы, иногда выходил на зверобойный промысел. Кораблю ставились задачи по защите судоходства в Арктике и юго-восточной части Баренцева моря. Ему принадлежат выполненные работы по погрузке на корабль, доставке и выгрузке с корабля на необорудованное побережье и оказание помощи в установке артиллерийских батарей.

В августе 1942 года корабль после успешного выполнения боевого задания по доставке и выгрузке на необорудованный берег островов в Карском море артиллерийских установок возвращался в Архангельск. На рейде корабль встретил начальник штаба Беломорской флотилии контр-адмирал В.П.Боголепов. Он зачитал Приказ Командующего флотилией о поощрении моряков «Дежнёва» за доставку и выгрузку батареи на необорудованный берег. В Приказе такие слова, обращённые ко всем морякам флотилии: «Нужно выполнять боевые задания так, как выполняет экипаж на.СКР-19». Это есть оценка и добрая слава экипажу корабля. В один из августовских дней 1942 года в Архангельске на «Дежнёв» прибыл командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Г.А.Степанов, По корабельной трансляции объявили: «Команде построиться на верхней палубе в парадной форме». Вице-адмирал Г.А.Степанов от имени Правительства вручал награды морякам «Дежнёва». Первым называется имя командира корабля Александра Семёновича Гуделянова, и командующий прикрепляет ему на китель медаль «За отвагу». Такую же медаль получают старшина 1 статьи Александр Алимов, старшина 2 статьи Алексей Гущин. Медалью «За боевые заслуги» награждены комиссар корабля Владимир Алексеевич Малюков, пулемётчик Василий Скребцов. Эти награды за сбитые самолёты в Кольском заливе… Командующий флотилией вице-адмирал Г.А.Степанов поздравил награждённых и весь экипаж корабля, пожелал новых боевых успехов. Недолго пришлось ждать очередного боевого задания. Морякам стало известно, что будет дальний длительный поход в районы суровой Арктики и к этому походу необходимо достойно готовиться. На корабль прибыл представитель вышестоящей власти полковой комиссар Северного отряда В.В.Бабинцев. Моряки его хорошо знали. Он часто приходил провожать в походы корабль. На этот раз он шёл вместе в дальний поход. С отходом от причала из Архангельска В.В.Бабинцев с моряками провёл информацию о целях похода на Новую Землю в Белушью и на о.Диксон.

Боевой поход «Дежнёва» из Архангельска в Белушью и на остров Диксон

Военно-морские силы фашистской Германии к началу 1942 года расширили зону своего действия в Баренцевом и Карском морях и далее на восток в том числе в устья рек Оби и Енисея. Надводные корабли и подводные лодки врага стали проникать всё дальше и дальше на восток. Поэтому было принято решение нашего Правительства создать ВМБ на Новой Земле в знакомой морякам «Дежнёва» губе Белушья. Надо многое построить: причалы, жильё и мн. мн., что необходимо. На этот раз поход «Дежнёва» связан с доставкой нужных материалов в Белушью и затем следовать в Карское море с заходом на Диксон, где будут взяты для перевозки на Новую Землю две артиллерийские батареи. 16 августа 1942 года на выходе из Белого моря резко ухудшилась погода: шторм, снежные заряды. Однако в такую погоду безопаснее идти – шторм и снежные заряды – союзники «Дежнёва». Вскоре случилась неприятность в БЧ-5: вышел из строя паровой котёл, потекли трубки. Что делать? Среди моряков котельных машинистов нашлись смельчаки-добровольцы, которые решились лезть в пышущую жаром топку, несколько минут назад очищенную от горящего угля. Но ждать пока остынет топка? Нельзя. Потеря времени. Два старших котельных машиниста Иван Колесов и Павел Фоменко без колебаний заявили, что в топку полезут они. Для них принесли валенки, ватные брюки, фуфайки, шапки. Товарищи помогли им одеться. В два захода в топку смельчаки устранили неисправность с большой нагрузкой для своего здоровья. Через полтора часа второй котёл заработал. Мужественный поступок совершили моряки Иван Колесов и Павел Фоменко! Они подали пример образцового выполнения воинского долга. В таких людях – сила экипажа корабля. 19 августа вошли в Белушью, Трое суток выгружали привезённый груз. 22 августа 1942 года выход из Белушьей к о.Диксон., где у «Дежнёва» задача: доставить с Диксона батареи, которыми планировалось укрепить базу на Новой Земле. «Дежнёв» следовал на выполнение этой задачи. Когда корабль вошёл через Карские Ворота в Карское море и прошёл значительное расстояние, из «вороньего гнезда», расположенного высоко на мачте, поступил доклад сигнальщика Чернова: «Вижу судно, которое следует параллельным курсом». Это был лесовоз «Куйбышев». Догнав его, командиры с помощью мегафонов поприветствовали друг друга с пожеланиями счастливого плавания и до встречи на Диксоне. Однако их встреча больше никогда не состоялась, так как лесовоз был потоплен немецкой подводной лодкой. Экипаж полностью погиб. Через 2 часа после встречи с «Куйбышевым» были получены две радиограммы с «Сибирякова». В первой были слова: «…гонится за нами…принимаем бой…». Во второй: «…продолжаем…судно…» …На мостике «Дежнёва» воцарилась тишина. Все думали о гибели «Сибирякова» и надо быть готовым ко всему… … «Дежнёв» следовал прежним курсом и поздним вечером 25 августа 1942 года вошёл на рейд о. Диксон.

Бой в Карском море: «Дежнёв» против «Адмирала Шеера»

От автора: Германский крейсер «Адмирал Шеер»16 августа 1942 года вышел из Северной Норвегии с военно-морской базы Скоменфьорда в Карское море для выполнения операции «Вундерланд» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Ему были поставлены задачи: 1) уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру; 2) высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты прохода коммуникаций и фарватеров; 3) уничтожить рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота. С прибытиемм в Карское море «Адмирал Шеер» начал своё разбойничество-рейдерство. 25 августа 1942 года в неравном бою потопил советский дледокольный пароход арктического флота «Александр Сибиряков», который вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (47 членов экипажа, 32 военнослужащих, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера., 349 тонн грузов. Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова. На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18, включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде]. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова. https://ru.wikipedia.org/wiki . . . . На о.Диксон к дню прибытия «Дежнёва» 26 августа 1942 года были демонтированы три артиллерийские батареи и приготовили их к вывозу на Новую Землю, в губе Белушья, где создавалась ВМБ. Командир А.С.Гидулянов и полковой комиссар В.В.Бабинцев на корабельном катере убыли на берег для согласования работ по демонтажу артиллерийских батарей и погрузки их на «СКР-19». Командир «Дежнёва» (СКР-19) перед уходом с корабля дал своему старшему помощнику С.А.Кротову подробный инструктаж. После схода с корабля на катере командира А.С.Гидулянова и полкового комисасара В.В.Бабинцева на Диксон срочно 26 августа поступил приказ восстановить демонтированные артиллерийские установки и приготовиться к бою. В наличии в гарнизоне Карской ВМБ Диксон имелось: 45 мм зенитная батарея (командир батареи лейтенант Кубышкин), 130 мм пушки были уже погружены на баржи (для Новой Земли) и доставить их на берег было трудно из-за погоды, а две 152 мм, которые находились на берегу, прислонили к скалам, направив на море, и использовали как временную огневую позицию. Кроме этого в порту находились вооружённое торговое судно «Революционер 76-мм и 45-мм орудию, два 20-мм автомата) и невооружённое судно «Кара» с грузом взрывчатки, создававшее дополнительную опасность в случае обстрела. Моряки «Дежнёва» привели в боевую готовность свой сторожевой корабль «СКР-19». Тоже самое выполнили моряки парохода «Революционер», стоящего у причала. Но вскоре после убытия с корабля А.С.Гидулянова и В.В.Бабинцева с острова Диксон сигнальщики доложили о входе в гавань купного надводного корабля. В это время «Дежнёв» под командованием старшего лейтенанта Кротова С.А., проявившенго разумную инициативу - принял решение на выход с рейда о. Диксон, чтобы не быть неподвижной мишенью. …

… "Адмирал Шеер" появился на рейде Диксона в 01.05 ночи 27 августа 1942 года. Местный радиоузел Диксона открытым текстом объявил о появлении вражеского крейсера. Тогда комиссар В.В. Бабинцев пришел на помощь местным жителям в их организации, были вооружены два отряда ополченцев (пулеметы, винтовки, ручные гранаты). … … 27 августа 1942 года, 01.25 - «Дежнев» начал сниматься со швартовых, и постепенно набирая ход пошел по проливу Вега навстречу неприятелю. 1 час 35 минут. - из-за мыса бухты Хаймен показался немецкий рейдер. Командир БЧ-2 лейтенант

Расстояние до тяжёлого крейсера сорок пять кабельтовых (8 км.). Корабли идут навстречу друг к другу, расстояние между ними быстро сокращается. С «Дежнева» прожектором запросили опознавательные. «Адмирал Шеер» открыл огонь из всех орудий по побережью Диксона. Комадир крейсера хотел выявить огневые точки обороны и мощь советских орудий. Ледокольный пароход «Дежнёв» полным ходом шёл навстречу с врагом! Лейтенант Стёпин просит разрешения открыть огонь: «Нужно открывать огонь!» Но первым по «Дежнёву» открыл огонь «Адмирал Шеер». Когда дистанция до «Шеера» сократилась, «Дежнёв» также открыл огонь со всех артиллерийских установок.

Первые восемь - десять минут «Дежнёв» являлся наиболее важным объектом обстрела для "Шеера", вражеские артиллеристы сосредоточили на "Дежневе" огонь своих орудий. Приняв огонь на себя, «СКР-19» пошёл на сближение с крейсером, готовый затопить себя в фарватере, чтобы преградить путь врагу. За эти минуты сторожевой корабль имел четыре прямых попадания снарядов среднего калибра и много мелких, получил две пробоины ниже ватерлинии (подводные), наибольшая из которых оказалась размером 60 на 40 сантиметров. Разрывами вражеских снарядов на сторожевом корабле были выведены из строя трехметровый дальномер и пулемет ДШК, повреждены две пушки 45-мм калибра, убиты (и умерли от ран) семь человек (их именами названы острова в Северном Ледовитом океане), ранено двадцать два человека. И все-таки "Дежнев" не прекращал вести огонь по фашистскому рейдеру, ему отвечали пушки сторожевого корабля, с «Революционера» также открыли огонь, который немцами был охарактеризован как «быстрый и точный». Вскоре открыла огонь и батарея № 659, орудия которой были размещены на открытой позиции у причального пирса, и батарея Корнякова. «Дежнёв» поставил дымовую завесу, закрыв ею порт, и пока сам не отошел в Самолетную бухту продолжал огонь. . Более тридцати раненных долечивались в Норильске.. «Адмирал Шеер» получил сильный удар береговой батареи так, что начал манёвр для отхода. На «СКР-19» начался пожар, он уходит к Самолетной бухте, выпуская дымовую завесу, На пути к Самолётной бухте, на рейде, в командование кораблем вступил командир "Дежнева" А.С.Гидулянов, сменив тяжелораненого, однако не оставлявшего свой пост старшего помощника С.А.Кротова. Видя, что поврежденный корабль угрожающе кренится из-за пробоин в корпусе, командир Гидулянов принял правильное решение: он отвел "Дежнев" еще дальше в Самолетную бухту, к мелководью, и там посадил на грунт (чтобы избежать катастрофы из-за потери остойчивости), Корабль принял много забортной воды в пробоины, начал медленно погружаться. Но командир А.С.Гидулянов успел посадить свой корабль на прибрежную отмель.

После чего организовал переправу всех раненых на берег, в медицинский пункт. ---- «Адмирал Шеер» получил ещё один тяжёлый снаряд от береговой батареи и покинул зону огня. Фашистский корабль получил несколько прямых попаданий, и он не ожидал сопротивления и повернул на обратный курс. Обойдя Диксон с запада, немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию на Новом Диксоне, поджег угольный склад на острове Конус. Здесь «Адмирал Шеер» снова подвергся обстрелу береговой батареи, на палубе начался пожар и крейсер вынужден был отступить. в 02:57 «Шеер» прекратил стрельбу и отошёл в направлении на Землю Франца-Иосифа. С острова состоялись переговоры с советским самолетом, находящимся на подлете к Диксону. Открытым текстом с острова запрашивали эскадрилью самолетов, а летчик ответил, что через 30 минут они прибудут. Самолетов не было: и лётчик, и остров блефовали. Но «Адмирал Шеер» воспринял игру всерьёз.

Оборона Диксона показала мужество и героизм, самоотверженность и решительность защитников острова. В результате надводные корабли врага у Диксона не появлялись, а операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась неудачей. Гитлеровцы планировали доставить из северной Норвегии в устье Енисея отборные диверсионные части, которые бы на

Спецбаржах поднялись вверх по реке, захватив сибирские города, в том числе и Красноярск, и перекрыли бы Транссибирскую железнодорожную магистраль.

В1943 году немецкое командование предприняло очередную попытку заблокировать порт Диксон постановкой минных заграждений. 23-25 сентября 2 немецкие подводные лодки поставили на подходах к порту 48 донных мин с магнитными и акустическими взрывателями. Наблюдательные посты обнаружили одну из подводных лодок, после чего было проведено траление фарватеров. В течение первой половины октября удалось уничтожить минное заграждение противника и обеспечить безопасное движение транспортов и боевых кораблей.

Схема боя 2t «густа 1942 г. у Диксона. Красным цветом обозначены действия советских кораблей и артиллеристов, синим - немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Цифрами обозначены: 1 - остров Диксон; 2 - остров Новый Диксон; 3 - бухта Самолетная; 4 - остров Конус; 5 - порт Диксон; 6 - пароход *Ki ; 7-сторожевой корабль СКР-19, он Ж(пароход «Семен Дежнев»; 8 - направление стрельбы «С.Дежн *; 9 - маневры немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер»; 10 - огонь «Шеера».

Советский сторожевой корабль СКР-19 (бывший ледокольный пароход главного управления Сев-

«С.Дежнев», построенный в 1938 г. Он доставил грузы и должен был вывезти береговые батареи, установленные для обороны порта: 569-ю, с 152-мм армейскими пушками-гауби-цами; 226-ю, с морскими 130-мм орудиями и 246-ю зенитную. Поскольку вражеские корабли в Карском море не показывались, артиллерию решили переправить на Новую Землю, где создавалась база Беломорской военной флотилии. И потому к приходу «Дежнева» батареи демонтировали. Получив последнее сообщение с «Сибирякова», прибывший на сторожевике военком северного отряда флотилии В.В.Бабинцев и начальник морских операций Главсевморпути в западном секторе Арктики А.Минаев срочно обсудили сложившееся положение и стали...ждать приказа. А в порту стояли еще лесовоз «Революционер» и пароход «Кара», причем на последнем было от 250 до 540 т взрывчатки - как утверждали портовики, «он был доверху набит аммоналом». Здравый смысл подсказывал - немедленно убрать его подальше от порта, но...

морпути «С.Дежнев»): водоизмещение - 7330т; скорость -10,5 узлов; вооружение- четыре 76,2-мм, четыре 45-мм пушки, шесть 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки - 2500л.с.; дальность плавания - 5600 миль; длина - 104 м, ширина - 15 м, осадка - 6,3 м; экипаж - 122 человека. В 1946 г. возвращен владельцу и разоружен, в 1969 г. списан и продан на слом за граничу-

Немецкий тяжелый крейсер (до 1940г. броненосец) «Адмирал Шеер»: водоизмещение - 11700 т; скорость - 28 узлов; вооружение - шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 88-мм орудий, восемь 37-мм зениток, восемь 533 мм торпедных аппаратов, два гидросамолета, одна катапульта; мощность силовой установки - 54000л.с.; бронирование бортов - 80 мм, палубы - 40 мм, башен главного калибра-140 мм; длина- 186м, ширина-20,7 м, осадка-5,8м; экипаж-1150 человек. В апреле 1945г. потоплен в Киле английской авиацией.

Рис. Рвузы БИКМУХАМЕДОВОЙ

нина с требованием отправить в море Лаптевых бомбардировщики на поиски рейдера, следом пришло распоряжение наркома ВМФ предпринять все возможное для защиты арктических коммуникаций. Затем и Головко велел привести в боевую готовность береговую оборону, Беломорскую флотилию, морскую авиацию, эсминцы и подводные лодки. В 20 ч он известил Главный штаб, что в Карском море находится не вспомогательный, как считалось, а тяжелый крейсер противника, что резко меняло ситуацию.

Меендсен-Болькен смирился с мыслью, что теперь караваны ему не настичь, но не рискнул бесславно закончить операцию и задумал перед уходом как следует «хлопнуть дверью», напав на один из советских портов. Выбор пал на Диксон, поскольку там находился мощный радиоцентр, большие запасы угля, туда стекались данные о движении судов, ледовой обстановке и погоде. Разгром Диксона имел бы катастрофические последствия для навигации в Заполярье.

Было решено подавить остатки береговой обороны (немцы знали, что батареи частично демонтированы), высадить десант. Ему предстояло захватить секретную документацию, а при отходе привести в негодность портовые сооружения.

Мне довелось беседовать с участниками тех событий, контр-адмиралом К.И.Степиным (тогда одним из офицеров «Дежнева»), капитаном дальнего плавания И.ГШнейдером (рулевым этого сторожевика) и старожилом Диксона М.П.Коршуновым. Судя по их рассказам и по воспоминаниям других ветеранов, дальнейшие события развивались следующим образом.

Первое время на Диксоне царило спокойствие. Две 152-мм пушки-гаубицы батареи лейтенанта Н.М.Корнякова и зенитки уже привезли на причал, морские орудия успели погрузить на баржу. Рядом с «Дежневым» стоял «Революционер», «Кара» была на внутреннем рейде и отлично просматривалась с моря.

Бабинцев и Минаев все еще не верили в нападение, тем более с одного поста наблюдения сообщили о неизвестном корабле, который полным ходом прошел проливом Вилькиц-кого в море Лаптевых. Этой ошибочной информации придали решающее значение и не стали вывозить население из поселков в тундру, подальше от моря. Только в 23 ч поступил приказ Головко о приведении береговых батарей в готовность. И лишь тогда Бабинцев, Минаев и командир «Дежнева» А.С.Гцдулянов поплыли на катере посмотреть, как бы побыстрее вернуть на место находящиеся на барже 130-мм пушки.

Но уже в час ночи 27 августа из поселка Новый Диксон заметили приближающийся 8-уз-ловым ходом боевой корабль. Объявили тревогу, и в 1 ч 25 мин старший помощник командира «Дежнева» С.А.Кротов (Гидульянов, повторяем, уплыл с начальством на катере) повел сторожевик к входному фарватеру, навстречу врагу; на причале же артиллеристы Корнякова и моряки «Революционера» грузовыми стрелами (других приспособлений не было) развернули пушки-гаубицы, не предназначенные для стрельбы по подвижным морским целям. Наскоро вооруженные ополченцы заняли позиции в Старом и Новом Диксоне, чтобы отразить атаку возможного десанта; женщин, стариков и детей, секретные документы спешно отправили в тундру.

В 1 ч 35 мин из-за полуострова Наковальня показался длинный силуэт немецкого крейсера. С «Дежнева», как и положено, запросили

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 " 9 6

Порт готовился к бою. Военизированный ледокольный пароход «Дежнев», вооруженный легкими пушками и крупнокалиберными пулеметами, двинулся от причала в бухту, подставив крейсеру врага свой левый борт. Одна из шестидюймовых сухопутных пушек, находившихся на причале для отправки с Диксона, была стараниями ее расчета под командованием старшего лейтенанта Скорнякова приведена в боевую готовность.

Когда рейдер появился у острова Диксон, на батарее сыграли боевую тревогу.

Артиллеристы заняли места у орудий. В направлении пролива Вега развернули и второе орудие, фашист шел явно сюда.

О подходе вражеского крейсера все узнали от Колло и его товарища. Когда «Дежнев» отошел от причала и бесшумно двинулся ко входу в бухту Диксон, всем показалось, что в самом воздухе нависла зловещая, мучительно затянувшаяся тишина, которая должна вот-вот расколоться потрясающей силы залпами. И польется человеческая кровь.

«Дежнев» продолжал бесшумно скользить по заливу навстречу противнику, вооруженному по последнему слову техники и имевшему на борту несколько сотен фашистов. Только тогда, когда «Дежнев» начал скрываться за мысом, грохнули тяжелые залпы, почти слившиеся друг с другом. Ощетинившийся пушками гитлеровский крейсер, осторожно входя в диксонскую бухту, не подозревал, что здесь его ожидают сюрпризы.

Во-первых, навстречу ему шел непонятно откуда взявшийся военный корабль (ледокольный пароход «Дежнев» был незадолго до этого переоборудован в СКР - сторожевой корабль). Правда, его артиллерия не обладала достаточной мощностью для эффективной борьбы с таким сильным противником, как крейсер. Но шквал артиллерийского огня, обрушившегося на крейсер, сыграл свою роль. Особенно, когда к этому шквалу с «Дежнева» и парохода «Революционер» присоединились одиночные, но весьма меткие попадания из тяжелой пушки, установленной на причале морского порта.

Получив два прямых попадания, «Адмирал Шеер» поставил дымовую завесу и, набирая ход, скрылся за мысом.

После ухода из пролива Вега рейдер обстрелял строившуюся на острове Медвежий туманную станцию, а потом - электростанцию и радиостанцию на Новом Диксоне; затем он перенес огонь орудий главного калибра на порт.

На новом Диксоне начался пожар. Начальнику радиостанции К. Якубову, механику А. Булычеву и радисту В. Колобродову удалось преградить путь огню к цистерне с горючим.

Обстреляв Новый Диксон, враг затих. Но через небольшой промежуток времени начался обстрел полярной станции Диксон, который не имел никаких результатов. Убедившись, что их снаряды не достигают станции, а проносятся над нею дальше через бухту на пустую территорию острова, крейсер перенес огонь своей артиллерии на остров Конус, где в свое время была создана примитивная угольная база для арктических судов.

Зажигательными бомбами был подожжен небольшой склад бочек с соляркой. По-видимому, сильный пожар был сфотографирован, и это удовлетворило гитлеровцев. Как только крейсер прекратил стрельбу, к острову направились катера с бойцами народного ополчения, которые ликвидировали пожар.

В 4 часа 45 минут наблюдатель, находившийся на фок-мачте, доложил о приближении с севера военного корабля. Это был «Адмирал Шеер». Он пытался подойти к Диксону с другой стороны. На «Дежневе» и береговой батарее вновь сыграли боевую тревогу.

Артиллеристам Корнякова пришлось разворачивать орудия, на этот раз, в направлении пролива Превен. Когда между берегами на большом удалении показался силуэт корабля, они дали по нему несколько залпов. Наблюдатели отметили еще одно попадание по фашисту.

Есть основания полагать, что нервы командования крейсера не выдержали вмешательства именно этой пушки. Записи в судовом журнале «Адмирала Шеера» отражают панический ужас и предположение, что они встретились с неизвестно откуда взявшимися английскими военными моряками.

Поставив дымовую завесу, рейдер снова повернул. Запланированная высадка на Диксон 180 немецких десантников не состоялась.

«Адмирал Шеер» уходил с Диксона самым полным ходом, развивая максимальную скорость до 24-26 узлов.

У острова Медвежий рейдер был взят под эскорт эсминцев и к исходу дня 30 августа отдал якорь в порту Нарвик.

Залпы с «Дежнева» не могли серьезно повредить защищенный броней крейсер, но напористость, смелость и ураганный шквал огня советских пароходов «Дежнев» и «Революционер» вместе с огнем тяжелой пушки с мола вынудили противника выйти из боя. Первый урок дал им, конечно, «Сибиряков», бесстрашно ринувшийся в бой, невзирая на неравные силы. Привыкший к легким победам, самоуверенный и наглый враг получил представление о героизме и духовной силе советских людей. В тот момент диксонцы еще не могли знать, что в трюмах «Адмирала Шеера» томятся их товарищи с «Сибирякова» во главе с тяжело раненным капитаном Качаравой, которого сибиряковцы укрыли, назвав «профессором». Никакой ледовой обстановки от них враг не узнал. Так же непримиримо-воинственно встретил врага и остров Диксон.

Дорогой ценой досталась эта победа. Смертью храбрых пали моряки североморцы из экипажа «Дежнева». Скромным обелиском отмечена была их братская могила на полярной станции острова. Вот их имена:

Старшина I статьи - Павел Григорьевич Ульянов,

Старшина II статьи - Василий Иванович Давыдов

Старшина II cтатьи-Алексей Михайлович Карачаев

Краснофлотец - Геннадий Иванович Майсюк

Краснофлотец - Файрулла Хайрулин Краснофлотец - Аркадий Прокофьевич Борисихин.

Тридцать дежневцев в бою с «Адмиралом Шеером» были ранены, только у пятерых ранение было легким.

В книге впервые воссоздается история возникновения российского ледокольного флота за указанный период. На основе архивных документов приведены исторические и технические сведения о большей части бороздивших отечественные воды с 1862 по 1917 г. ледокольных судов, а также их чертежи, схемы и фотографии. В приложении дана «Хроника истории судов ледового плавания в России». Для удобства поиска сведений имеется «Указатель судов».

Книга является научно-популярным изданием, адресованным морякам, портовикам и судостроителям, а также всем тем, кто интересуется историей отечественного судостроения и флота.

Кроме ледоколов и ледокольных пароходов различные ведомства, действовавшие на Русском Севере (торговые и военные порты, «Мурманстройка», Флотилия Северного Ледовитого океана) пополнили в 1914–1917 гг. свой флот многочисленными вспомогательными судами, в том числе буксирами. Некоторые из них благодаря крепким корпусам считались ледорезными, т. е. приспособленными плавать во льдах.

В 1914 г. МТиП приобрело в Норвегии за 6 тыс. фунтов стерлингов 2 маленьких ледокольных буксира (катера) – «Бер» («Bj?rg», 120 л.с.) и «Пер» («Per», 180 л.с.). Их выбрал военно-морской агент (атташе) капитан 2 ранга В. И. Дмитриев, командированный из Лондона в Норвегию для покупки ледоколов. Оба катера были приписаны к норвежскому порту Драммен и принадлежали АО «Транспорт». 10 декабря 1914 г. они вышли из своего порта и направились на Русский Север. Первую зимнюю навигацию буксиры провели в Александровске. Затем из-за нехватки буксиров в Кольском заливе их там и оставили, использовав при постройке пристаней будущего порта Мурманска в Семеновской бухте .

Аналогично прижились в Кольском заливе купленные в 1915 г. в Норвегии для «Мурманстройки» ледорезные буксиры «Гаральд» (250 л.с.), переименованный в «Строитель», и «Тор» (500 л.с.) – «Мурман» . Последний уже в январе 1916 г. был передан военным морякам для использования при перегрузках срочных военных грузов с иностранных пароходов и даже отремонтирован судовыми средствами парохода Доброфлота «Иртыш» . Оба судна доставляли также пресную воду на торговые суда, стоявшие на рейде.

В состав плавсредств строившегося Мурманского военного порта в 1916 – начале 1917 г. вошли несколько купленных за границей морских ледорезных буксиров, таких как «Руслан» (бывш. «А. М. Стюард», 500 л.с.), «Вежилов» (бывш. «Вижильянт», 700 л.с.), «Сторегут» и «Консул Смит» (по 375 л.с.) . Стоили буксиры очень дорого. Например, «Вежилов» обошелся в 240 тыс., а «Руслан» – в 200 тыс. руб.

По типу и архитектурному виду «Руслан» и «Вежилов» представляли собой типичные морские буксиры, работавшие по обе стороны Атлантического океана, 1-й английской постройки, а 2-й – американской; гладкопалубные, с широкой и длинной надстройкой, занимавшей б?льшую часть палубы. Остальные буксиры были построены в Норвегии. [рис. 174]

В июле 1916 г. в Архангельск пришел спасательный буксир № 162 (650 л.с.), приобретенный на средства МТиП . Впоследствии переименованный в «Спасательный № 162», он входил в службу судоподъема МССМ, а затем как «Покой» – в состав торгового флота . Стоимость его была немногим меньше, чем морских буксиров, – около 166 тыс. руб. .

Буксиры уцелели и во время Первой мировой войны, и интервенции, и войны Гражданской. В 20-х гг. их передали в гражданские ведомства. «Вежилов» в 1926 г. вместе с несколькими северными портовыми судами перешел на Черное море, где использовался как морской буксир до 50-х гг.

Создавая военно-морские силы в бассейне, военные моряки включали в состав флота различные суда, плававшие на Севере. Вспомогательными судами ВМС стали экспедиционные деревянные парусно-паровые барки «Эклипс», «Герна» и стальной промысловый пароход «Кит». Приспособленные для плавания во льдах, они в 1914–1915 гг. использовались для поиска в Северном Ледовитом океане пропавших экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова, а также для помощи зазимовавшим во льдах Арктики ледокольным транспортам «Таймыр» и «Вайгач». По военно-судовой повинности в состав флота вошли несколько русских промысловых судов, в том числе единственный стальной ледокольный пароход «Николай», парусно-моторные деревянные суда «Дмитрий Солунский» и «Песец». Для службы связи ФСЛО приобрели 2 небольших норвежских ледорезных парохода – китобойный «Текла» и грузопассажирский «Хальден» («Haldene»). Они превратились в посыльные суда «Снежинка» (с 1918 г. – «Кия») и «Иней». [рис. 175]; [рис. 176]; [рис. 177]; [рис. 178]

Для дивизии траления будущей Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО) построили в 1915–1916 гг. в Англии 12 тральщиков типа «Бомбардир» по 500 л.с. (Т-13 – Т-24). Все эти тральщики имели ледокольный форштевень и специальные ледовые подкрепления . [рис. 179]; [рис. 180]

Оба бывших экспедиционных парусно-паровых барка «Харитон Лаптев» и «Эклипс» погибли в 1918 г. Первый был торпедирован германской подводной лодкой, а второй затонул в результате пожара на борту.

По навигационным причинам в 1917 г. погибли тральщики Т-11 и Т-19 . В начале интервенции Т-13, Т-14, Т-16, Т-17, Т-19, Т-20 и Т-22 были уведены за границу, и большая их часть вошла в состав английского флота под новыми названиями. Т-20 и Т-22 оказались у французов. Оставшиеся 4 тральщика (Т-15, Т-21, Т-23 и Т-24) состояли в белой флотилии, а после восстановления советской власти вошли в состав МССМ (Т-21 и Т-23 как сторожевые корабли).

Таблица 29



Рис. 159 а. Карта района Архангельска и Бара Северной Двины


Рис. 159 б. Карта Белого моря


Рис. 160 а. Промысловый пароход ледового плавания «Николай», принадлежавший Д. Н. Масленникову


Рис. 160 б. Пароход «Соломбала» (бывш. «Экспресс»)


Рис. 161. «Канада» (бывш. «Earl Grey») на рейде Архангельска. 1915–1916 гг.


Рис. 162. Ледокольный пароход (ледорез) «Линтрос». 1913 г.


Рис. 163. Ледокольный пароход «Беотик» («Георгий Седов»)


Рис. 164. Боковой вид ледокольного парохода «Невада»


Рис. 165. Ледокольные суда в Архангельске (справа налево): «Минто», «Канада» и номерной портовый


Рис. 166. Ледорез (ледокольный пароход) «Мольткам»


Рис. 167 а. Ледорез «Канада»; теоретический чертеж; а) проекция «корпус»; б) и в) проекции «бок» и «полуширота»


Рис. 167 б. Чертеж руля ледореза «Канада»


Рис. 167 в. Ледорез в доке. Вид на винты и руль


Рис. 168. Боковой вид и вид сверху ледокольного парохода «Линтрос» («Садко»)


Рис. 169. Ледокол «Минто» на Северной Двине


Рис. 170. Ледокольный пароход «Малыгин» (бывш. «Bruce» и «Соловей Будимирович»)


Рис. 171. Ледокольный пароход «Беотик» («Георгий Седов»); а) продольный разрез; б) палуба 1 кормовая балластная цистерна, 2 трюм № 4, 3 туннель гребного вала, 4 балластная цистерна № 5, 5 цистерна для питьевой воды, 6 машина и котлы, 7 балластная цистерна № 4, 8 угольная яма (223 т), 9 вспомогательный котел, 10 балластная цистерна № 3, 11 трюм № 3, 12 балластная цистерна № 2, 13 трюм № 2, 14 трюм № 1, 15 балластная цистерна № 1, 16 цепной ящик, 17 носовая балластная цистерна, 18 и 19 запасы, 20 помещение команды, 21 ватерклозет и помещение для красок, 22 салон, 23 кладовая, 24 камбуз, 25 паровой привод штурвала, 26 кают-компания


Рис. 172. Ледокольный пароход «Адвенчур» («Семен Дежнев»), схемы: а) продольный разрез; б) палуба 1 кормовая цистерна, 2 трюм № 5, 3 трюм № 4, 4 туннель гребного вала, 5 машинное отделение, 6 котельное отделение, 7 угольная яма, 8 трюм № 3, 9 трюм № 2, 10 трюм № 1, 11 носовая цистерна, 12 кают-компания, 13 камбуз, 14 штурманская рубка, 15 салон, 16 помещение команды



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта