Главная » Маринование грибов » Что можно что нельзя на уроках информатики. Все что нужно знать по информатике

Что можно что нельзя на уроках информатики. Все что нужно знать по информатике

Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.

Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта - Оксана Мигунова.

Об оснащенности

В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.

Формально (подчеркиваю - формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.

Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.

Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, - когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.

Дети

Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.

Учебники

Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник - взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.

Что такое информатика

В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.

Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.

То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии - чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.

Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.

Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет - основы программирования. Но далеко не во всех школах - этот вопрос отдается на выбор самой школы

Как мы перекроили программу

Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.

Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать - и в пять лет научить быстро и легко.

Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.

Что на выходе

Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.

Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер - это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.

Навык, необходимый для всех

Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.

А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.

И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.

Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.

Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.

Вузовские требования

При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.

Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.

Две взаимоисключающие идеи

В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна - что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая - что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.

Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…

В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае - "учимся играя", в худшем - только играем.

Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то - нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.

Осознанный выбор профессии

Все современные инициативы - Code Academy, например, - по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.

Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…

Досье: Владимир Литвинский

Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).

Элементы занимательности на уроках информатики

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может стать и ситуация успеха, и применение электронных энциклопедий, и соревнований, и нетрадиционные уроки и многое-многое другое.

Один из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности.

В толковых словарях термин «Занимательность» определяется как нечто «возбуждающее, вызывающее интерес, внимание, увлекательное».

В словаре по педагогике дается следующее определение: «Занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств».

Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Это использование нетрадиционных уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, КВН и т. д. Основными педагогическими средствами, через которые реализуется занимательность, является использование на уроках игр, головоломок (кроссвордов, сканвордов, ребусов, криптограмм), викторин и занимательных задач (задач-рисунков, логических мини-задач, задач-шуток и задач с неполным условием).

Занимательность можно применять для всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки); для формирования понятий и начальных представлений о явлениях - игры, задачи с неполным условием; для отработки умений - игры; для повторения и обобщения материала - игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля - кроссворды и логические мини-задачи.

Возрастных ограничений на использование занимательности нет. Стоит только учитывать возрастные особенности учащихся, направленность обучения, доступность преподаваемого материала.

При отборе занимательных материалов для урока необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т.д.); определить, как она согласуется с намеченными целями урока; понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

Материал с занимательным содержанием по информатике учитель может найти в сети Интернет (самый простой способ), но не следует забывать, что у каждого материала есть автор и ссылка на автора обязательна; много разработок можно найти в печатных изданиях. И, наконец, занимательные задания можно подготовить самостоятельно, можно привлечь к этому виду деятельности заинтересованных и наиболее подготовленных учащихся, что будет способствовать развитию их творческих способностей, знакомству с профессиями, связанными с компьютером.

Приведем несколько конкретных примеров использования элементов занимательности на уроках информатики.

Анаграммы. Ученикам нравится работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний. Теоретических вопросов.

Игра «Слова». Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

Игра «Что лишнее?» Она позволяет развивать устную речь, а также умения классифицировать объекты. Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1) Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2) Определить, какое слово в группе лишнее.

3) Объяснить свой выбор.

1) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

(Принтер – устройства вывода данных, всё остальное – устройства ввода).

Криптограммы. Криптограммой называется род задачи-головоломки, в которой буквы текста заменены какими-либо условными знаками или цифрами. Наиболее распространенный способ зашифровки - это ключевые (вспомогательные слова). По построению форма криптограммы может быть разнообразной. Чтобы разгадать криптограмму, нужно, прежде всего, разгадать ключевые слова, приведенные в тексте. Затем каждое найденное слово подписать в соответствующем порядке под цифрами данного ряда. Отыскивая такие же цифры на рисунке криптограммы и заменяя их теми же буквами, которые были в ключевых словах, вы прочтете то, что было скрыто под цифрами в фигуре криптограммы. Слова текста криптограммы отделяются друг от друга зачерненной клеткой, в которую также вписывается необходимый знак препинания.

Файндворды - это загадки, в которых слова необходимо находить в сетке, заполненной буквами (”find” (файнд) - по-английски находить).

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления.

Ребусы. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Кроссворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.

На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. По мере прохождения темы в качестве альтернативного ожно предложить домашнее задание: составить несколько ребусов или кроссворд по данной теме. Его обычно выполняет большинство учащихся. Работа оценивается обязательно положительно.

При составлении кроссвордов ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание.

Задачи-рисунки представляют собой рисунки-схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы наблюдаем нечасто. На рисунках отображаются только видимые части объектов. Необходимо определить объект.

Игра «лото». Каждому учащемуся раздается таблица-лото для ответов и пронумерованный перечень возможных вариантов ответов (среди которых есть лишние, неполные и т.д.). Ученики по очереди вытягивают карточку-вопрос. Ученик зачитывает номер карточки и вопрос для всего класса. Ученики из перечня ответов выбирают единственный, и вписывают его номер в таблицу-лото. Взаимопроверка осуществляется через сравнение с эталоном.

Викторина. Название «Викторина» образовано от латинского слова «виктория» – победа- и придумано оно было редакцией журнала «Огонек» в надежде, что игра поможет читателям одержать победу в борьбе за расширение своего умственного кругозора.

Викторина может содержать логические задачи и задачи-шутки.

Вопросы к викторине по теме «Обработка графической информации»:

  1. Чего не может делать графический редактор?
  2. Почему растровые изображения легко масштабируются без потери качества?
  3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером применяется ластик?
  4. Что строится в ГР MS Paint быстрее – окружность отрезками или отрезок окружностями?
  5. Сколько времени понадобится для создания в пакете векторной графики CorelDRAW качественного растрового изображения круга?

Игра «Логика настоящего программиста». По данным определениям отгадайте компьютерный те р мин или понятие информатики, которое является мног о значным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

  1. Железная, женская, формальная, диалектическая, инду к тивная, дедуктивная, математическая, двузначная, мног о значная... (логика).
  2. Информационная, жизненная, телевизионная, обязател ь ная, показательная, концертная, цирковая, социальная, п о литическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компь ю терная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, всп о могательная, сетевая, резидентная, игровая... (программа).
  3. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная, саперная, пожарная, машинная... (команда).

Компьютерный версификатор.

Прочитав, скажи в ответ слово «Да» иль слово «Нет».

  1. В древности считали в двоичной системе счисления. (Нет.)
  2. На Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом» - специальным значком над буквой. (Да.)
  3. Арабские цифры изобрели арабы. (Нет. Их придумали в Индии, но в Европу эти цифры попали от арабов.)
  4. Мы до сих пор пользуемся в быту шестидесятеричной с и стемой счисления древних шумеров (Вавилон). (Да. Измерение времени и градусная мера углов основывается на шест и десятеричной системе счисления.)
  5. В современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления. (Да. Год состоит из двенадцати месяцев, половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, английский фунт состоит из 12 шиллингов. Сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 и 12 штук.)

Игра "Найди имя файла". Правила игры : участники делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается карточка-задание и таблица кодов. Записывая в строку номера правильных ответов, по кодировочной таблице получают имя файла, которое в разных группах должно совпадать, что позволит проверить правильность ответов и организовать обсуждение.

Использование элементов занимательности на уроках способствует усвоению материала, повышению интереса к предмету, они приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют применению компьютерных технологий в будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Использование элементов занимательности обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

Информатика в школе помогает детям получить знания об устройстве компьютера, об азах работы с ним, о различных операционных системах и программах. Зачастую, хорошо пройденного и освоенного школьного курса по информатике хватает даже для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу, связанную с деятельностью, которая требует хорошего знания программ Microsoft. В основном это базовые программы Microsoft office Word и Microsoft office Excel. Без них сложно представить работу на компьютере. Тем более что такие программы считаются достаточно простыми, важно лишь на начальном этапе работы с компьютером освоить их.

Информатика в школе. Общий курс

Традиционно начинают изучать с 5 класса, но некоторые школьные программы рассчитаны на углубленное изучение этого предмета, начиная уже с 1 класса. Конечно, в начальной школе детей не знакомят со сложными определениями, терминами, понятиями и алгоритмами. На этом этапе предмет постигается с помощью занимательных игр и задач. Для этого разработан специальный учебник «Информатика для детей в играх и задачах».

С 5 класса начинается более подробное изучение Информатики и ИКТ (информационных компьютерных технологий). Компьютерная грамотность достигается при помощи учебников Босовой, Угриновича и Семакиной, выпущенных для средних общеобразовательных школ. Эти пособия признаны как оптимальные для понимания различных процессов взаимодействия с компьютером. Если внимательно слушать учителя, разбираться во всех нюансах, делать все правильно, то в дальнейшем даже более сложные программы не будут сложными.

Информатику в школе преподают с использованием соответствующих определенным учебникам рабочих тетрадей с задачами, составленными теми же авторами. Школьный курс предусматривает на каждый учебный год по одной такой тетради. И об этом следует помнить родителям, которые отправляют ребенка в школу.

В старших классах средней школы учащиеся занимаются по специальному задачнику-практикуму, в котором собраны объединённые по темам практические задания, помогающие подготовиться к предстоящей ГИА по информатике. Помимо нового материала задачник-практикум содержит пройденный материал, начиная с 5 класса. Подобное повторение нацелено на закрепление полученных ранее знаний для лучшей подготовки к предстоящему экзамену.

Информатика в 9 классе. ГИА по информатике

ГИА по информатике (Государственная итоговая аттестация) - экзамен, который учащиеся сдают в 9-м классе. По баллам ГИА учитель проставляет итоговую годовую оценку по информатике, которая учитывается не только при формировании 10-х классов, но и важна для школьников, решивших закончить обучение в школе после 9 класса. Эти баллы влияют на дальнейшее поступление в ПТУ или техникум, ведь получив высокие баллы на ГИА по информатике, можно уже весной быть зачисленным в колледж, так как результат аттестации засчитывается как вступительный экзамен.

Школьная программа отводит достаточное количество часов на подготовку учеников к сдаче ГИА по информатике, в процессе которой затрагивается изучение или повторение следующих тем:

  • системы счисления;
  • файловая система организации данных;
  • алгебра логики;
  • графы;
  • программирование;
  • базы данных;
  • кодирование информации;
  • электронные таблицы (Excel);
  • компьютерные сети.

Конечно, для работы бухгалтером или программистом, этого не достаточно, но даже если пройденная в школе информатика не пригодится при получении дальнейшего образования, в наши дни необходима каждому человеку.

ЧЕМУ УЧАТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ГИМНАЗИИ

В методическом объединении учителей информатики работают педагоги:Бубер Л.Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И.П., образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 10 лет, Пяткина Г.А., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 26 лет. Все учителя имеют I квалификационную категорию.

Экспериментальная программа гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе разработана педагогами гимназии на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базового общего образования и профильного общего образования. Программа утверждена в МИОО в апреле 2008 года.

Курс информатики и информационных технологий в гимназии начинается с 5 класса и рассчитан на учащихся без предварительной подготовки. Но и ребятам хорошо знакомым с компьютером на уроках не будет скучно, так как по каждой теме предусмотрены практические задания разной сложности. Программа 5 класса дает минимальный набор, знаний умений и навыков, необходимых для использования компьютера при подготовке докладов, рефератов, проектной деятельности, для оформления практических заданий по другим учебным предметам. Учащиеся занимаются 2 часа в неделю по следующей программе:

Общее представление об информации и информационных процессах

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Обработка графической информации в растровых редакторах

Обработка текстовой информации

Компьютерные презентации

В 5 классе ребята пройдут текстовый редактор Word, графический редактор Paint, систему подготовки презентаций PowerPoint. Научатся создавать и правильно оформлять текстовые документы с использованием различных вариантов форматирования, таблиц, схем, рисунков, формул. Смогут нарисовать собственную иллюстрацию к своей работе. А в конце учебного года смогут подготовить доклад в форме презентации, оформить его и сделать выступление по выбранной теме. Вот некоторые работы, выполненные младшими гимназистами в редакторе Paint:

Чтобы подчеркнуть тесную связь информатики с другими предметами и широкое практическое применение полученных знаний, в курсе 5 класса предусмотрено много комбинированных заданий: информатика – русский язык, информатика – английский язык, информатика – естествознание, информатика-математика, информатика-история и пр. Материал к этим заданиям берется из соответствующих учебных курсов, а выполненные задания оцениваются двумя учителями с выставлением оценок по двум предметам. Эти работы оценивались и учителем естествознания:

В 6 классе учащиеся знакомятся с компьютером как средством хранения, обработки и передачи информации 1 урок в неделю:

Программное обеспечение компьютера

Обработка графической информации в векторных редакторах

Мы рассмотрим устройство компьютера, назначение и характеристики его основных компонентов. Познакомимся с программным обеспечением компьютера и его структурой. Более подробно поговорим об операционной системе Windows, ее назначение, настройке и основных приемах работы. Изучим архивирование информации, его применение, познакомимся с архиватором WinRar. Поговорим о вирусах и способах защиты от них, рассмотрим программы антивирусы. Познакомимся файловой системой компьютера, различными устройствами хранения информации, принципами работы и правилами обращения с ними. Научимся работать с электронной почтой, заведем персональные почтовые ящики. Теперь многие задания учащиеся смогут сдать дистанционно, прислав материал учителю по электронной почте.

Второй большой блок программы 6 класса - это растровая и векторная графика. С растровым графическим редактором Paint мы знакомились в 5 классе, а в 6 мы пройдем векторный графический редактор CorelDraw. К концу года ребята на вполне профессиональном уровне смогут подготовить иллюстрацию, схему, чертеж, визитку или плакат.

Если в 5 и 6 классах основной акцент делается на технологию работы на компьютере, в
7 классе акцент делается на теоретические основы информатики, которые изучаются 1 час в неделю. По темам часы распределяются так:

Изучение начинается с главы «Информация и информационные процессы в обществе», ученики получают представление, что такое информация и как она развивается в природе, обществе и технике. Затем ученики осваивают понятия о знаковых системах и кодировании. Подробно рассматриваются единицы измерения информации, и дается понятие «количество информации». Ученики обучаются решать задачи на переводы единиц измерения информации и определение количества информации в разных аспектах информатики (объемы различных видов памяти, информационных сообщений и т.д.), изучают принципы кодирования информации.

Далее изучаются системы счисления. Ученики получают представление о том, как представлять информацию с помощью различных систем счисления. Изучается история развития систем счисления, с последующим акцентом на использовании двоичной системы счисления в информатике. Ученики обучаются решать задачи на переводы чисел в различных системах счисления.

В теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» гимназисты расширяют знания о том, какие устройства обеспечивают ввод информации в компьютер, обработку и вывод информации. Ребята получают представление, какие программы, обеспечивают ввод, кодирование, обработку и вывод различных данных.

После этой информационной подготовки, ученикам объясняются темы обработки и кодирования различных видов данных: текстовой, числовой, графической и числовой.

Работа с электронными таблицами завершает курс информатики в 7 классе.

В 8 классе , который является предпрофильным, на изучение информатики отведено 32 часа, т.е. 1 час в неделю. Эти часы распределяются так:

При изучении темы «Алгоритмы» учащиеся знакомятся с основными свойствами алгоритма, типами алгоритмических конструкций (следование, ветвление, цикл), понятием вспомогательного алгоритма, учатся строить блок–схемы типовых алгоритмов. Затем изучаются основные типы данных и операторы алгоритмического языка программирования Turbo Pascal, с помощью которых блок-схемы алгоритмов преобразуются в программы решения типовых задач.

К окончанию 8 класса становится понятным, кому из ребят тема алгоритмизации и программирования дается легко, а у кого с алгоритмическим мышлением дела обстоят хуже. Это важно понять и самим учащимся, т.к. от выбора ребятами соответствующей ИОТ в 9 классе зависит, будут ли они в дальнейшем изучать информатику на базовом уровне (и больше не будут программировать) или будут заниматься в профильной группе по информатике, где более половины всех часов отведено на программирование.

Базовый курс в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю и завершает изучение основного курса информатики. Вот из каких тем состоит этот курс:

Коммуникационные технологии

Моделирование и формализация

При изучении коммуникационных технологий ребята знакомятся с видами компьютерных сетей, учатся пользоваться электронной почтой, искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях. Правильный алгоритм поиска нужной информации поможет сэкономить время при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам. Важное место занимают также темы: Технология подготовки документов принцип OLE, Моделирование и формализация, Базы данных. Учащиеся разрабатывают структуру базы данных, создают записи, осуществляют сортировку, фильтрацию записей, готовят отчеты.

В 10 классе базовый курс информатики занимает 32 часа (1 час в неделю):

В 10 классе ученики непрофильных групп большую часть курса изучают основные конструкции языка HTML для построения гипертекстовых документов - WEB страниц. Обучаются созданию WEB - сайтов. В процессе изучения простых конструкций HTML ученики обучаются приемам использования операторов языка, правилам построения WEB страниц, дизайнерским приемам.

В процессе освоения, ученикам объясняются конструкции языка, приводятся примеры их использования и для каждой конструкции выполняется практическая работа по заданию учителя. По мере освоения операторов задания усложняются, но в каждом из них повторяется пройденный материал и есть элементы нового. Так как язык разметки гипертекстовых документов простой для понимания, даже те ученики непрофильных групп, которые не проявили способности в программировании, могут понять его принципы, и на основе этих принципов, получают представление об элементах работы с операторами языка и осваивают способы формирования кода.

Пример WEB-страницы выполненный учениками по заданию на конструкцию HTML - ФРЕЙМЫ.

В конце года ученики сами придумывают тему сайта, подбирают по теме информационный материал, графические файлы и создают учебный сайт небольшого объема. Отличную оценку по информатике за 10 класс получают только те ученики, которые представляют такую самостоятельную работу. Они могут использовать свои познания в языке HTML для написания реферата в проектной деятельности и для написания диплома в виде WEB-сайта. Это расширяет возможности учеников в их творческой деятельности.

В 11 классе по базовому курсу учащиеся также имеют 1 час в неделю, но занятие информатикой у них не мотивированно. Поэтому была продумана программа для учеников 11 класса таким образом, чтобы вызвать интерес на бытовом уровне:

С появлением цифровой фотографии, процесс фотографирования очень упростился и стал для всех доступным. На примере изучения графического пакета PhotoShop, ученики осваивают приемы работы с различными графическими объектами и видят практическую пользу для себя на уроках информатики. Это вызывает у них интерес и желание не формально относится к непрофильному предмету. На уроках ученики получают представление о цветовых моделях, о проблемах разрешения при фотографировании и печати графических рисунков, полученных в результате работы с инструментами и функциями редактора PhotoShop.

Ученики изучают инструменты и функции PhotoShop,их свойства и возможности, палитры и настройки. Практические задания построены таким образом, чтобы каждое из них раскрывало те или иные возможности пакета.

После освоения основных возможностей и свойств PhotoShop ученики изучают возможности пакета ImageReady.Этот пакет позволяет создавать объекты WEB-дизайна и согласован с пакетом PhotoShopпо основным инструментам и функциям, а также имеет возможность передавать рабочие графические файлы из одного пакета в другой. Таким образом, к концу года ученики обучаются работать с графическими объектами, как для бытовой фотографии, так и для WEB-дизайна.

В конце года ученики создают комплексный динамический файл в пакетах PhotoShop и ImageReady.

Профильные группы 9 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующей программе:

Алгоритмическое программирование в системе Turbo Pascal

Работа с библиотечными модулями и файлами в системе Turbo Pascal, использование графического режима работы

Коммуникационные технологии

Разработка Web-сайтов

Разработка зачетного Web-сайта

На уроках программирования продолжается знакомство с простыми типами данных, осваиваются структурированные данные и новые операторы, используемые в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal, изучаются разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули), а также отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана. Ребята могут выполнять операции над объектами: цепочками символов, числами, массивами, записями, множествами, нестандартными типами данных; проверять свойства этих объектов; строить алгоритмы (в том числе используя различные виды подпрограмм) и реализовывать их на алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal.

Раздел «Коммуникационные технологии» включает в себя знакомство с различными видами компьютерных сетей, с основными видами информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет, с основные принципы технологии WWW и основами языка разметки гипертекста HTML. Учащиеся выполняют практические работы по поиску информации в Интернете, по передаче информации по телекоммуникационным каналам с использованием электронной почты или в виде опубликованных разработанных Web–сайтов.

В 10 классе профильные группы изучают информатику 4 часа в неделю. Осваиваются следующие темы:

Введение в объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

Разработка курсового проекта в среде Delphi

Создание сценариев для Web-страниц на языке JavaScript

Разработка зачетной динамической Web-страницы

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Аппаратное и программное обеспечение компьютера (расширение темы)

Социальная информатика

Понятие объекта, а также основные свойства объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) изучаются в уже знакомой ребятам среде языка программирования Turbo Pascal. Далее работа ведется в среде Delphi: осваивается графический интерфейс разрабатываемых на объектно–ориентированном языке Delphi проектов (форма и различные управляющие элементы), а также разрабатывается программная часть проекта с использованием событийных и общих процедур. Изучение языка Delphi завершается разработкой курсового проекта. Примерные темы предлагаемых проектов: игровые проекты “Попади в цель”, “Тренировка внимания”, проект “Составление кроссвордов”, проект “Тест по информатике (или другой предметной области)” и т.п. Ниже приведен вид разработанных форм для некоторых проектов:

В этом же учебном году изучаются темы: виды баз данных, их назначение, понятие реляционной базы данных; функциональная схема компьютера и характеристики его основных устройств; назначение служебных программ компьютера; алгоритмы архивации данных, классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ; влияние информационных ресурсов на социально–экономическое и культурное развитие общества;

проблемы информационной безопасности; авторские права на программное обеспечение и права пользователя на его использование. Также ребята знакомятся со встроенными объектами языка разработки сценариев для Web-страниц и основными объектами браузера, создают интерактивные Web-страницы. В качестве отчета не некоторым темам учащиеся готовят презентации с последующей их защитой. Вон некоторые кадры из таких презентаций:



Профильные группы 11 класса занимаются информатикой 3 часа в неделю по следующим темам:

Основы логики

Логические основы компьютера

Арифметические основы компьютера. Кодирование информации (расширение темы)

Моделирование и формализация

Разработка курсового проекта по моделированию

Повторение и резерв времени

Темы «Арифметические и логические основы компьютера» включают в себя изучение: основных логических операций (инверсия, дизъюнкция, конъюнкция); основных законов и правил алгебры логики; логических элементов компьютера; принципа дискретного (цифрового) представления графической, текстовой и звуковой информации; правил представления дробных чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, правил выполнения арифметических действий в этих системах счисления; представления целых и вещественных чисел в памяти компьютера.

Далее ребята знакомятся с понятиями «модель», «формализация модели», с основными этапа разработки и исследования моделей на компьютере, учатся строить и исследовать различные информационные модели. Завершается изучение этой темы защитой курсового проекта. Примерные задания для проекта: исследование физических моделей; исследование математических моделей; приближенное решение систем уравнений; вероятностные модели; оптимизационное моделирование в экономике; модели логических устройств и т.п.

ИНТЕГРАЦИЯ, ПРОЕКТЫ, ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И
МАСТЕРСКИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Интеграция

Никто не станет оспаривать то, что любые знания, умения навыки лучше усваиваются учащимися, если те видят их очевидную целесообразность и практическое применение. Поэтому мы стараемся строить наш курс информатики в тесной связи с другими предметами школьного цикла, а так же с внеклассной деятельностью учащихся.

Начиная с пятого класса на уроках информатики учащимся предлагаются интегрированные практические задания, материал для которых подобран из курсов русского и английского языка, естествознания и математики, физики и истории. Задания выполняются на уроках информатики и оцениваются двумя преподавателями с выставлением двух оценок. Ежегодно проводится традиционный конкурс компьютерных рисунков. Применение таких комбинированных заданий способствует более глубокому усвоению знаний, увеличению заинтересованности в изучении предмета, развитию творческих способностей и самостоятельного мышления.

Традиционно 5 класс заканчивается большой комплексной зачетной работой. Ребята делают доклад по естествознанию, оформляют его в виде презентации с использованием всех навыков, полученных в 5 классе (оформление текстовой информации, создание графических изображений, сканирование и обработка текстовой и графической информации, создание презентаций). На последней учебной неделе проводится комбинированный урок естествознание-информатика, на котором учащиеся делают выступления по выбранной теме, сопровождаемые демонстрацией презентации.

В 2008 году в конце 5 класса проводился экспериментальный комбинированный экзамен по информатике и истории, на котором учащиеся по подготовленным заранее материалам, с использованием схем, карт и иллюстраций должны были сделать и продемонстрировать презентацию по указанной теме. В ходе экзамена учащиеся показали умение выделить из текста ответа главное, коротко изложить это в форме презентации, грамотно сопроводив текст иллюстрациями. Положительный результат эксперимента позволяет сделать вывод о целесообразности проведения комбинированных контрольных мероприятий в дальнейшем.

Начиная с 6 класса учащиеся привлекаются к проектной деятельности, в ходе которой они могут найти практическое применение всем знаниям и умениям, полученным на уроках информатики. Это и поиск информации в глобальной сети, консультации с преподавателем по электронной почте, работа с сайтом проектов, а также конечно подготовка и оформление своих работ с применением новейших компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое отражение и в формах проекта - бывают проекты-презентации, проекты-фильмы, проекты-web сайты, проекты – базы данных, проекты – учебные мультфильмы и игры.

Кроме учебного времени информационные технологии находят широкое применение при организации внеклассной деятельности. Для этих целей в школе имеются 2 комплекта ноутбуков, которые используются как при оформлении концертов и выступлений на территории гимназии так и при выполнении творческих заданий на выездных мероприятиях.

Проектная работа

Кафедра информатики каждый год принимает участие в проектной деятельности учащихся. Это могут быть проекты, связанные с учебным курсом информатики. Так появился проект Программы всякие нужны, программы разные важны! Проект создавался для оформления кабинета информатики учебными пособиями для самостоятельной работы. В его состав были включены описания основных пользовательских программ, изучение которых входит в учебные программы разных классов. В проект были включены: операционные системы, программы офиса, антивирусы, графические редакторы, средства мультимедиа. По каждому разделу ученики описали историю создания программы и процессы развития различных версий. Создали наглядные иллюстрации, которые позволили оформить кабинет информатики.

Еще один проект, разработанный группой гимназистов в качестве учебного пособия к урокам информатики, назывался Вирусы и антивирусные программы . Проект был выполнен в виде Web-сайта, где можно было не только найти информацию о разновидностях компьютерных вирусов и методах борьбы с ними, но и скачать бесплатные версии некоторых антивирусных программ. А вот сайт Профориентационное пособие по информатике опубликован в Интернете по адресу /projects/informat . В нем содержится некоторый справочный материал по алгоритмическому языку Pascal и языку создания гипертекста HTML, а также задания для самостоятельных работ.

Но значительно больше проектов представляют собой интеграцию информатики с другими науками. В проекте Эра нанотехники ученики отразили основные теореитические аспекты, на которых основаны понятия нанотехнологии, при этом им пришлось рассмотреть эту тему с позиции таких предметов как физика и химия. Ребята рассказали, что такое нанотехника, рассмотрели историю нанотехнологий, и привели примеры применения этих технологий в различных сферах деятельности, в повседневной жизни.

Учениками был создан сайт по этой теме, который был размещен в интернете. Таким образом, проект формировался как межпредметный, так как ученикам пришлось применять свои познания по физике, химии и информатике. Сайт можно увидеть в разделе «Конкурс ученических проектов (Web-проекты учащихся XVI конкурса)» на сайте Лаборатории информатики МИОО по адресу . Там же опубликован проект Образовательный Web -портал по биологии. Web-портал со сменной информацией (лекции с материалами уроков, экзаменационные билеты, тесты и упражнения по темам с автоматической программной проверкой, презентации и Flash-фильмы) был разработан для использования в курсе биологии в разных параллелях соответствующего иллюстративного материала по темам, для проведении компьютерного тестирования, для восполнения пропущенного по болезни (или другим причинам) материала уроков, для сдачи в электронном виде текущих домашних заданий, для возможности общего доступа к различным творческим работам по биологии, для проведения дискуссий по биологии.

Также в Интернете можно найти сайты разных лет: сайт «История математики» /projects/chinamaths , сайт о рыцарстве /projects/knights , сайт по фольклору , сайт проекта «Колесо» и другие.

Элективный курс для учащихся 8 класса
«Анимация в
Macromedia Flash MX »

Macromedia Flash MX – это интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации, которая может использоваться при создании Web-сайтов, презентаций и в другой проектной деятельности учащихся. Спецкурс «Анимация в Macromedia Flash MX» является одним из рекомендованных кафедрой информатики МИОО спецкурсов для старшей школы, однако первоначальное знакомство с данной средой без использования специального языка программирования ActionScript может быть проведено и в среднем звене школы. Данный спецкурс является развивающим, он дает учащимся возможность попробовать себя в роли художника, сценариста и режиссера мультфильмов. Спецкурс позволит выполнять интересные проекты по другим школьным предметам (математике, химии, физике, биологии, естествознанию и т.п.), а также может помочь восьмиклассникам в дальнейшем в выборе соответствующего профиля.

Целью курса является расширение представлений учащихся о сферах применения информационных и компьютерных технологий.

Задачи курса:

    освоить теоретические знания для создания интерактивной анимации;

    овладеть умениями работать в векторном графическом редакторе, создавать рисованные персонажи и управлять ими;

    развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами информационных технологий.

Планируемый результат . В конце изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

    назначение программы Macromedia Flash MX;

    принцип создания и редактирования векторных изображений с использованием инструментов из Панели инструментов, панели Свойства и панели Смеситель цветов;

    назначение панели Шкала времени, ключевых и дублирующих кадров в фильме;

    структуру и принципы создания многослойного анимационного фильма;

уметь:

    создавать графические объекты и использовать различные виды заливок объектов во встроенном векторном редакторе программы Flash MX;

    создавать пошаговую анимацию объектов;

    разрабатывать многослойные анимационные фильмы;

    использовать дополнительные возможности программы Flash MX для создания анимации: анимация движения и анимация формы, библиотечные образцы, слои траекторий, слои-маски.

Элективный курс рассчитан на полугодовое изучение 2 часа в неделю, что в итоге дает 32 часа. Изложение материала строится таким образом, что по каждой теме существует как теоретическая, так и практическая части. По мере накопления полученных знаний даются практические упражнения. Они составлены таким образом, что служат закреплению нового материала. За время изучения курса каждый учащийся выполняет 7 практических работ, которые оцениваются в баллах (от 2-х баллов за простую работу до
4-х баллов за более сложную). Всего за эти работы максимально можно набрать 20 баллов (если выполнять все работы качественно), еще 10 баллов учащийся может получить за итоговую зачетную работу, которой завершается изучение курса. Далее все баллы суммируются и переводятся в обычную школьную оценку, выставляемую в журнал.

Задание для итоговой работы – это обычно мультфильм, иллюстрирующий условие или решение задачи по математике, процесс или опыт в химии, физике, биологии, естествознании. Вот кадры из некоторых таких работ:

К уроку биологии «Репликация ДНК»

К уроку химии «Катализаторы и ингибиторы»

Иллюстрация к условию задачи по математике

Мастерские для учеников 10-11 классов

В настоящее время на кафедре информатики работает мастерская «Создание электронных пособий» . Деятельностью мастерской является создание электронных пособий к различным видам программного обеспечения, изучение которых входит программу обучения информатики в Педагогической Гимназии.

Электронное пособие выполняется с помощью языка разметки гипертекста HTML в виде WEB - сайта. Основы WEB – дизайна профильными группами изучаются в 9 классе, непрофильными в 10 классе, таким образом, ученики владеют необходимыми навыками для создания WEB - сайтов. Для иллюстрирования WEB-страниц на занятиях мастерской изучаются основные функции Adobe Photoshop, так как изучение этого курса предусмотрено в 11 классе непрофильными группами, а в профильных группах на спецкурсе.

В общую концепцию представления учебного материала входят следующие разделы:

    Историческая справка: история создания и различные версии пакета, фирмы - производители.

    Теоретические основы информатики, на которых основан данный пакет.

    Описание основных функций программы, рабочего поля, инструментов и свойств.

    Примеры выполнения заданий на работу с различными функциями пакета, разбор способов выполнения заданий.

    Примеры для самостоятельной работы.

    Создается справочник терминов, принятых для данного пакета.

    Описываются сравнительные характеристики с другими аналогичными пакетами.

    Описывается методика изучения пакета по данному электронному пособию.

    Учениками проводятся экспериментальные занятия по использованию соответствующего пособия для изучения программного обеспечения на уроках.

Работа рассчитана на 2 года:

1 год (10 класс): изучается информация по данной теме и необходимые теоретические материалы, создается электронное пособие в объеме пунктов 1-5 по плану представления учебного материала, оформляется реферат. В конце года ученики сдают экзамен - защищают реферат по теме.

2 год (11 класс): выполняются пункты 6-9 по плану представления учебного материала, оформляется дипломная работа. В конце года ученики сдают экзамен - защищают диплом.

Предполагается в дальнейшем использовать данные электронные пособия на уроках информатики и для самостоятельного освоения навыков работы с данными программными продуктами.

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ, ПОДВОДИМ ИТОГИ

С каждым годом информационные технологии все активнее применяются и при подготовке уроков по различным предметам и как средство общения учителя, ученика, родителя.

Многие учителя прошли переподготовку, гимназией было закуплено большое количество современной компьютерной техники и оборудования. И теперь на уроках химии и истории, биологии и физики можно увидеть не только традиционные плакаты, но и красочные презентации с графиками, таблицами, картами, иллюстрациями, видеофрагментами, демонстрациями экспериментов. Большое количество материалов для этих презентаций готовили учащиеся старших классов в ходе проектной деятельности. При такой подаче материал более нагляден, лучше воспринимается и запоминается учащимися.

Многие учителя освоили и Интернет технологии, и теперь учащиеся, по болезни пропускающие большое количество занятий, могут обучаться дистанционно, получая новый материал и присылая выполненные задания по электронной почте.

Одним из вариантов экспериментального применения информационных технологий в обучении стал разработанный учителем информатики Ошур Ириной Павловной информационный портал для учащихся и их родителей www . info 1505. ru . На сайте можно ознакомиться с пройденными темами, домашним заданием, планируемыми контрольными мероприятиями, конкурсами. Родители и учащиеся могут следить за успеваемостью и пропусками занятий по размещенному на сайте интерактивному журналу. Также на сайте размещается учебный материал (выборочно), дополнительные задания и справочная информация. И конечно любому ребенку будет приятно увидеть на сайте свою работу в разделе «лучшие работы класса», «победители конкурса компьютерных рисунков», «творческие работы учащихся». Если же у родителей появляется срочный вопрос к учителю, то не обязательно отпрашиваться с работы для визита в гимназию – свой вопрос можно задать на странице «Обратная связь» - Вам обязательно ответят.

В качестве некоторого итога совместной работы учителей информатики и гимназистов приведем диаграммы, показывающие (в процентах от общего количества учащихся в параллели) количество ребят, занимающихся по информатике на «хорошо» и «отлично».

Наблюдается некоторое снижение успеваемости в 8-ых классах. Это обусловлено тем, что не все гимназисты бывают одинаково успешны в изучении темы «Алгоритмизация и основы программирования». Это в дальнейшем во многом определяет выбор ребят: изучать информатику на базовом (без программирования) или профильном уровне, где более половины часов отведены на разработку программ.

Помимо уроков, элективных курсов, мастерских и проектной работы, каждый год гимназисты принимают участие в конкурсах и олимпиадах по информатике. Вот какие успехи были у наших ребят в 2006-2007 уч. году:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: III место – Акимов Дмитрий (10б), III место – Азнабаев Игорь (10а) и похвальная грамота за успешное участие – Голубев Максим (10а);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: похвальная грамота за успешное участие – Сверчкова Наталья (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): призовое место в 1 туре за анимационный фильм – Коноркин Иван (8б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция Web-сайтов): на конкурс были представлены сайты Ноздрачевой Ольги (10а) «Горелецкая летняя школа» и Голубева Максима (10а) «Волга – 2005»;

    командный тур московской городской олимпиады по программированию: участвовали Селезнев Сергей (11а), Терентьев Антон (11а) и Голубев Максим (10а).

А это результаты 2007-2008 уч. года:

    окружная тестовая олимпиада среди 10-11 классов: II место – Акимов Дмитрий (11б), похвальные грамоты за успешное участие – Азнабаев Игорь (11а) и Сверчкова Наталья (10б);

    окружная тестовая олимпиада среди 8-9 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и II место – Коноркин Иван (9б);

    окружная олимпиада по программированию среди 8-11 классов: I место – Евстропов Глеб (9б) и похвальная грамота за успешное участие – Коноркин Иван (9б);

    окружной этап конкурса ученических компьютерных проектов (секция мультимедиапроектов): II место – Flash-фильм «Репликация ДНК» Калинина Андрея (9а) и Тимофеенко Алексея (9а), а также Web-портал по биологии Евстропова Глеба (9б) и Зубковой Марии (9б), далее работы были представлены на городском этапе конкурса в МИОО;

    окружной этап конкурса компьютерных рисунков: похвальная грамота за успешное участие – Сердюк Ольга (5 класс);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 8-9 классов: II место – Евстропов Глеб (9б);

    Московская городская олимпиада по программированию среди 10-11 классов: III место – Евстропов Глеб (9б);

    командный турнир Архимеда по программированию: II место – Сверчкова Наталья (10б), Нежданов Владислав (10б), Корепанов Кирилл (10б); участвовала также команда из 9 класса (Дрогунов Игорь, Стаменкович Никола), но пока не заняла призовое место;

    Урок ... решать на уроке ? Чем обосновывался такой выбор задачи? 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока ? 5. Чем ...

  • «Гимназия № 18» города Магнитогорска

    Основная образовательная программа

    С Советом гимназии Директор гимназии _________________ ____________________ ... читаемого учителем. Чем объясняется такая... взрослым». На уроках литературного чтения дети учатся читать... технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в...

  • Гимназия имени г ростова развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

    Урок

    ... Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на уроках ... т.е. они учатся анализировать речевую... на то, к чему присоединяется придаточное; на

Информацию можно:

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.7. Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Контрольные вопросы:

    Что означает термин "информатика" и каково его происхождение?

    Какие области знаний официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года?

    Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

    Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.

    Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, научном и техническом смыслах?

    От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

    Что можно делать с информацией?

    Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

    Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

    От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?

    Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

    Как определяется единица измерения количества информации?

    В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?

    Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

    При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

    Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике?

    Приведите примеры сообщений, информативность которых можно определить однозначно.

Лекция 2. История развития вычислительной техники.

2.1. Компьютеры первого поколения.

2.2. Компьютеры второго поколения.

2.3. Компьютеры третьего поколения.

2.4. Компьютеры четвертого поколения.

2.5. Развитие компьютерной техники в наше время.

Развитие вычислительной техники началось в 40-х годах 20 века.

Процесс создания и развития компьютерной техники шел непрерывно, в нем участвовало много людей из разных стран, имеющих дело с решением различных проблем.

Условно историю развития вычислительной техники рассматривают как историю нескольких поколений вычислительных машин. Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта