Главная » Маринование грибов » Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога? Кто такой клиент, заказчик, пользователь.

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога? Кто такой клиент, заказчик, пользователь.

Профессиональные способности психолога. Личностные качества психолога- исследователя. Личностные качества практического психолога. Личностные качества преподавателя психологии. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога. Противопоказания для профессионального занятия психологией.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Основным смыслом профессиональной деятельности квалифицированного психолога является помощь людям .

2. Профессиональные способности психолога

    спонтанная любознательность;

    способность длительное время заниматься решением все той же проблемы;

    сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности.

К.А.Румиль

3. Личностные качества психолога- исследователя

) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;

2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;

3) дисциплинированность;

4) способность к критике и самокритике;

5) беспристрастие;

6) умение ладить с людьми.

К.А.Румиль

4. Личностные качества практического психолога

    коммуникативные качества (умение понимать других людей, вступать в диалог и д.р.);

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность (греч. authentikys - подлинный) поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις - «вдохновение», «восторг», «воодушевление») и оптимизм (от лат. optimus - наилучший) , вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Фрустра́ция (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Вачкову И.В, Гриншпун И.Б., Пряжникову Н.С.

5. Личностные качества преподавателя психологии

    терпение;

    любознательность;

    коммуникативные качества;

моральные качества.

6. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога

    Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

    Профессиональное и личностное развитие психолога продолжается в течении всей профессиональной жизни.

7. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога

    Интеллигентный человек сочетает в себе хорошее образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он неравнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире

    Интеллигентность (intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание) - это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. Как писал известный философ А.Ф. Лосев, "если интеллигент не является критически мыслящим общественником, то такой интеллигент глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, т.е. перестает быть интеллигентом".

    Но если человек с развитой нравственностью не обладает образованием и элементарно невоспитан, то его также сложно назвать интеллигентом. Интеллигентность - как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом.

8. Противопоказания для профессионального занятия психологией

Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo - ненавижу и ánthropos - человек).

Откровенное психическое нездоровье.

Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни. В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современную жизнь трудно представить без психологии. Профессия психолога очень прочно вошла в различные отрасли народного хозяйства, медицины и образования. Психологи работают в медицинской сфере, на производстве, в образовании, в учреждениях социальной защиты. Проблем с которыми работает конкретный психолог очень актуальные: девиантное поведение, психические расстройства, повышение эффективности трудовой деятельности, обучение новым навыкам и т.д.

Появление профессии психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная психология и др. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Понимание психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая и т.д. психология.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося

за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы. Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник, при этом личностные характеристики психолога считаются, чем-то второстепенным.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практическому психологу желательно иметь следующие черты:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И. В. Дубровиной Практическая психология образования- Санкт- Петербург: Питер, 2004 г. - 592 с.
  2. Б. П. Бархаев Введение в профессию психолога. – Москва: ВУ, 2003 г. – 192 с.
  3. А. В. Петровский, Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – Москва: ИНФРА-М, 1998 г. – 528 с.
  4. А. К. Маркова Психология профессионализма. – Москва: Высшее образование, 2001 г. – 383 с.
  5. И.В.Бачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников Введение в профессию «психолог» - Москва: МПСИ, 2004 г. – 464 с.
  6. Р. С. Немов Общие основы психологии – Москва: Владос, 2008 г.

    – 688 с.

  1. Г. С.Абрамова Практическая психология –Москва: Академический

    Проект, 2001 г. – 346 с.

  1. В.А. Аверин Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  2. В.Л. Таланов, Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель деятельности практического психолога по Аллену - Абрамовой

Краткое описание

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................. 3
Глава 1. Общее представление о развитии личности в профессии……………4
1.1.Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля
деятельности психолога…………………………………………………………4
1.2. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–профессионала…………………………………………………………………...10
1. 3. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога………17
Глава 2. Основной инструмент работы практического психолога - его лич-ность. Профессиональные особенности психолога…………………………...24
Заключение…………………………………………………………….................33
Литература……………………………………………………………...............36
Приложение………………………………………………………………………37

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Какие же личностные качества побуждают людей заниматься психологией? В.М. Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - не различения красного и зелёного цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З. Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными:

  • - выраженная готовность к контактам;
  • - общая интеллектуальность;
  • - умение поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения;
  • - умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;
  • - аттракция (привлекательность);
  • - эмоциональная заразительность;
  • - эмпатия;
  • - опора на себя в принятии решения.

Профессионально важные личностные качества практического психолога:

  • · доброжелательность,
  • · ответственность,
  • · оптимизм,
  • · организованность,
  • · любознательность,
  • · наблюдательность,
  • · настойчивость,
  • · терпеливость,
  • · привлекательность,
  • · общительность,
  • · внимательность,
  • · самообладание,
  • · тактичность,
  • · чуткость,
  • · вежливость,
  • · гуманность,
  • · отзывчивость,
  • · объективность,
  • · интеллигентность,
  • · динамичность,
  • · гибкость поведения,
  • · высокий уровень общего и социального интеллекта,
  • · рефлексия,
  • · сензитивность,
  • · умение слушать,
  • · креативность,
  • · умелое владение невербальными средствами общения,
  • · открытость,
  • · естественность и искренность в эмоциональных проявлениях,
  • · устойчивость к стрессам.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:

  • 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
  • 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
  • 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
  • 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
  • 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора.

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

Контрольная работа № 5

«Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога»



1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?

Кто такой клиент, заказчик, пользователь?

Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?

Профессионально-этические принципы психолога

Требования к личности практического психолога

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

Типология творческих профессионалов

Этические соблазны практической психологии

Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста

Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания

психологическая помощь клиент практический психолог


1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?


Практический психолог - это специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Работа практического психолога ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Основное предназначение практического психолога - оказание клиенту психологической помощи. Основная задача - вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации.



Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:

) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;

) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).


3. Кто такой клиент, заказчик, пользователь?


Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь.

Клиент - человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик - человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь - человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.


4. Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?


По Г.С. Абрамовой, можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.

Социальные задачи - «правильно - неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете.

Этические задачи - «хорошо - плохо» показать ограниченность ой оценочной шкалы.

Нравственные задачи - «добро - зло» продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей.

Психологические задачи - гибкая система оценок оказать психологическую помощь.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.


5. Профессионально-этические принципы психолога


Этика - совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:

1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем-то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.

2. Традиционно выделяемые этические принципы. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы:

Профессиональная этика психолога - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.


6. Требования к личности практического психолога


Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

богатое воображение, интуиция;

высокий уровень интеллекта.


7. Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?


Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное - постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, - это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».


8. Типология творческих профессионалов


Самая простая типология основана на формальном выделении существующих направлений и специальностей. Здесь можно выделить: психолога общего профиля, социального психолога, клинического психолога, психолога-педагога, патопсихолога, нейропсихолога, психофизиолога, психолога труда (организационного психолога), инженерного психолога и т. п. В рамках каждой специальности можно выделить специализации.

Например, в рамках социальной психологии можно выделить специалистов по межнациональным отношениям, по психологии общения, по психологии трудового коллектива, по политической психологии и т. п.

В рамках возрастной психологии - специалистов по дошкольной психологии, по подростковой психологии, по развитию субъектов профессиональной деятельности (это уже на стыке возрастной и психологии труда), специалиста по отклоняющемуся (девиантному и делинквентному) поведению подростков (на стыке возрастной, педагогичекой, социальной и медицинской психологии) и т. п.

Можно выделить психологов, решающих определенные проблемы и специализирующихся преимущественно на тех или иных видах психологического консультирования (личностное консультирование, семейное консультирование, консультирование по вопросам детско-возрастного развития, профконсультирование, организационное консультирование и т. п.).

Можно также выделить психологов, которые больше специализируются на психодиагностике или на психокоррекции, на формировании определенных качеств или на создании развивающей среды, или же психологов, специализирующихся на проектировании тех или иных методов работы и т. п. Можно выделить психологов, специализирующихся на отдельных группах методик (или просто на отдельных методах работы, например, на методиках типа «Цветовой тест Люшера» или методика «пятна Роршаха»…). К формальным типологиям можно отнести и такую, когда выделяются психологические «учителя» (педагоги, научные руководители и т. п.), «начальники» и «администраторы» разного уровня, с одной стороны, а также выделяются психологи-подчиненные или психологи-ученики (последователи), с другой стороны.

Можно выделить при этом и так называемых «свободных художников», которые сумели формально обеспечить себе возможность заниматься своим любимым делом (выделять и рассматривать только те проблемы, которые считают важными и нужными), не очень-то завися в своей работе от различных «начальников» и общепризнанных научных «лидеров». Это, пожалуй, одно из высших проявлений «состоявшейся карьеры» психолога.


9. Этические соблазны практической психологии


Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:

Проблема (она же - «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.

Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все-таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально-доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера».

. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые-самые лучшие методы работы»…

Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков». В самом общем плане проблема заключается в том, что, с одной стороны, многие клиенты не мыслят себе психологическую «услугу» без оплаты (с точки зрения таких клиентов, «за все надо платить»), а с другой стороны, есть небольшая группа клиентов (обычно это люди с развитым чувством собственного достоинства и высоким общекультурным уровнем), для которых проблемы личностного развития, человеческого откровения, сопереживания и подлинной эмпатии, духовного роста и само-совершенствования как-то не увязываются с идеей «оплаты». Для психолога этическая сложность заключается в том, как отличить одних от других и как при этом никого не обидеть, ведь по-своему каждый клиент прав - и тот, кто воспринимает «только оплаченную услугу», и тот, кого оскорбляет сам факт оплаты сферы духовного развития личности.

Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности.

. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»).

Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто.

Проблема «раннего прозрения клиента». Суть проблемы в том, что построение жизненного и профессионального «успеха» часто бывает связано с определенными жизненными компромиссами и даже с неблаговидными делами.

Проблема «позднего прозрения» клиента выражается в том, что человек обращается за помощью к психологу в надежде осознать, насколько удачно или неудачно была прожита его жизнь (или часть жизни). Заметим, что сам факт обращения по такому вопросу уже свидетельствует о некотором внутреннем сомнении клиента в том, что его жизнь «состоялась».

. «Прозрение» самого психолога, когда он «вдруг» осознает для себя, что его профессия «дурацкая», что он занимается «никому не нужными делами» и т. п. С одной стороны, недовольство собой и своей работой - это признак творческого, требовательного, рефлексирующего субъекта труда. Но, с другой стороны, такая «рефлексия» может привести к развалу собственной работы, отразиться на благополучии клиентов и привести даже к разрушению личности самого психолога.

Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы.

Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации. К сожалению, в условиях массовой подготовки психологов, когда невозможно проконтролировать образовательный процесс, выпускается довольно много специалистов, которые не обладают фактической готовностью к оказанию квалифицированной помощи клиентам и «выкручиваются» в основном с помощью своего жизненного «обаяния», «здравого смысла» или обыкновенной «наглости» и «напористости».

Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист).

Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения.

Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И тогда возникает вопрос: имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами?

Наконец, можно обозначить проблему неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от администрации и даже от своих коллег. Если клиенту рассказывать обо всех нюансах своей работы, то все равно он многого не поймет, да и прочитать ему кратко весь курс по психологии вряд ли получится. Кроме того, сообщение некоторым впечатлительным клиентам о результатах исследования, о своих оценках реальной жизненной ситуации клиента и т. п. может просто вызвать огорчение, разочарование в своих возможностях изменить ситуацию, а то и просто шок, после которого клиенту будет сложно оправиться.


10. Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста


Как указано в Госстандарте, объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;

экспертную и консультативную;

учебно-воспитательную;

научно-исследовательскую;

культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики. Общий объем аудиторной нагрузки на студента-психолога, обучающегося очно, должен составлять 9250 часов. Студентам следует знать, что требует Госстандарт: объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. Это значит, что при пятидневной учебной неделе не миновать хотя бы одного дня с четырьмя «парами».

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Если студент получает психологическое образование именно на очно-заочном (вечернем) или заочном отделении, то он должен быть готов обучаться не пять, а шесть лет.

Важной частью образовательного процесса является практика студентов. Согласно новому Госстандарту, выделяются и практики: учебно-ознакомительная - 3 недели; педагогическая - 6 недель; производственная - 6 недель; научно-исследовательская и квалификационная - 10 недель.

Госстандарт выдвигает следующие требования к профессиональной подготовленности специалиста «на выходе»:

на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психоло-гического консультирования;

владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

После завершения обучения студент должен пройти итоговую государственную аттестацию специалиста, которая включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методологическую и методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.


11. Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания


Мой словестный портрет как практического психолога включает личные и профессиональные качества, а именно:

гуманистическая направленность личности. Я должна быть человеком доброжелательным, выдержанной, чуткой, искренней, дружелюбной, открытй, оптимистичной в отношении детей и взрослых.

специфическая профессиональная направленность - интерес к человеку, его внутреннему миру как предмету познания и преобразования. Я должна положительно воспринимает себя и других, спокойный, уверенный в своих гуманистических устремлениях, способный, безусловно, положительно относиться к тем, кому помогает.

гибкая "Я - концепция". У меня не должен иметь стереотипов в системе межличностных отношений.

Я должна быть личность, с ярко выраженной мотивацией совершенствования, самосовершенствования и профессионального роста, с постоянным расширением спектра целей и мотивов профессиональной деятельности, обогащением "Я - концепции".

психологическая наблюдательность. Поскольку деятельность психолога предъявляет высокие требования к восприятию и вниманию. Развитая психологическая наблюдательность особенно нужна для более точного выделения и описания индивидуально-психологических особенностей и способностей людей.

Я должна обладать особой психологической наблюдательностью, т.е. способностью по, казалось бы, не значимым, на первый взгляд, мало заметным явлениям и признакам увидеть определяющие качества личности, черты характера, темперамента, воли, по едва уловимым изменениям в поведении понять состояние человека; заметить симптомы неблагополучия; быстро обнаружить наиболее сильные и наиболее слабые стороны личности, определить его статус в группе. То есть быть, высококвалифицированным психологом, обладающим умением добывать разностороннюю и глубокую информацию о психологических качествах личности за достаточно короткий период при непосредственном контакте с человеком.

критичность социального мышления, профессиональная рефлексии.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Поэтому я должна обладать выдержкой, самообладанием, инициативностью, смелостью в общении и другими качествами, которые помогут мне в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в "оптимальном режиме". В то же время, я должна обладать такими характеристиками как: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность.

Кроме того, я как психолог - должна нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Это мой идеальный портрет практического психолога.


Теги: Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога Контрольная работа



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта