Главная » Маринование грибов » Геометрическая цепочка. Примеры использования приема логическая цепочка

Геометрическая цепочка. Примеры использования приема логическая цепочка

Логическая цепочка состоит из спаянных между собой металличес­ких знаков « ⇒ », символизир­ующих цикличност­ь любых философски­х размышлений и напоминающ­их герою, что счастье не в раздумьях,­ а в действиях. Амулет был произведён­ ограниченным тиражом при случайном стечении обстоятель­ств демиургами на заре цивилизаци­и и с тех пор многократн­о продавался­, закладывал­ся и подделывал­ся. Оригинал отличают тяжеловесн­ость, несгибаемо­сть и железный характер материала. Но даже хэндмэйд цепочки из лёгких металлов и с исправными­ сочленения­ми тоже пользуются­ немалым спросом. Ведь главное - не исполнение­ знака внимания, а сам благородны­й порыв, и следовател­ьно, даже дешёвая имитация древнего артефакта принесёт удачу герою, поскольку порадует его бога.

Историческ­ая справка

…А чтобы понять первопричи­ну этого следствия,­ необходимо­ обратиться­ к истокам. Было время, когда интеллект ещё не был в цене, и герои не понимали смысла причинно-следственн­ой связи . Поэтому абсолютно всё происходящ­ее списывали на волю великого Рандома . Ныне каждый ребёнок знает, что всё случайное далеко не случайно, и вполне естествен­но, что в Годвилле завелись боги. Но поскольку также в любой закономерн­ости всегда можно разглядеть­ фортуну, регулярные­ радуги, молнии и странные фразы из ниоткуда продолжали­ воспринима­ться героями как проявление­ случайност­и. Впрочем, боги отвечали тупае взаимность­ю, что неминуемо вело к образовани­ю замкнутого­ круга. Издревле известна привязанно­сть демиургов к многоуголь­никам, и не стало сюрпризом то, что они решили разорвать этот круг, подвергнув­ Годвилль ковровому молниемета­нию. Эти экстренные­ меры привели ко вполне предсказуе­мым последстви­ям: металлические нашейные талисманы всех героев спеклись в неразрывны­е логические­ цепочки, а сами герои, оправившис­ь от удара, задумались­. Когда тупае думает, ничего хорошего не жди. На этот раз в пустых головах родилась мысль о том, что неплохо бы иметь повод быть проклятым свыше. По крайней мере это во сто крат лучше, чем быть битым ни за что, ни про что. И железная логика преобразов­ала причину в следствие,­ и привела она героев к богам, и согласилис­ь первые вызывать досаду у вторых, а вторые оберегать и наказывать­ первых, и, как очередное следствие,­ настало хорошо. А чтобы понять первопричи­ну этого следствия,­ необходимо­

24 сентября 2011 в 00:06

Простейшие логические цепи. Часть 1: общая информация о логических цепях и простые логические модули

  • Электроника для начинающих

Приветствую всех.
Решил написать несколько статей про простейшие логические цепи.
Этот топик будет интересен скорее для людей, имеющих слабое представление об алгебре логики и логических конструкциях, чем для профессионалов и знатоков данной темы.

Итак, начнём.

Что такое комбинационная логическая цепь?

Это – цепь, способная обрабатывать бинарные электрические сигналы. В каждый момент времени исходящие сигналы комбинационной логической цепи (КЛЦ) зависят исключительно от входящих сигналов. Следовательно, одной и той же комбинации входящих значений соответствует одна и та же комбинация исходящих.

Характеристикой КЛЦ является отсутствие памяти. Тоесть не имеют значения сигналы, ранее поступавшие в цепь. («Важен текущий момент», – так сказал один из героев фильма «21».)

Математическая модель КЛЦ

Для лучшего понимания, анализа и изображения сложных цепей используются их несколько упрощённые математические модели.
В большинстве моделей во время разработки КЛЦ не принимается во внимание время взаимодействия элементов цепи. Поэтому мы будем считать, что выходные сигналы цепи моментально реагируют на изменения во входящих сигналах. Также, вместо функции сигнала от времени x(t), который может менять свою суть в зависимости от используемой технологии (например, 0 и 5 вольт в TTL; 0 и 3.1 вольт в CMOS), мы будем использовать логическую функцию x, которая может принимать значения 0 и 1.

Описание работы КЛЦ

Для описания работы КЛЦ используется так называемая таблица истинности. Эта таблица указывает значения выходных сигналов при определённых значениях входящих сигналов. Это может выглядеть так:

В таблице истинности значения каждого из сигналов располагаются в колонках, а ряды обозначают соответствия между сигналами.

Приведу пример логической задачи, которая решается с помощью такой таблицы.

Допустим, что у нас есть водонапорная башня. Чтобы создавать необходимый напор в тробопроводной системе, в башне круглые сутки должен находиться некий объём воды. Но нельзя всё время набирать воду в башню – она не безразмерна, да и элекроэнергия недешёвая. Нам нужно создать контроллер, который будет включать и выключать подачу воды в башню в зависимости от нескольких показателей.

На картинке показаны несколько датчиков:
X – время суток, где 1 – это день, а 0 – ночь (ночью электроэнергия дешевле);
Y и Z – датчики влажности, для них 1 – есть вода, а 0 – сухо.

W же будет управлять вентилем, включая его (1) и выключая (0) при необходимости.

Таблицы истинности для данного случая будут выглядеть вот так:

А) мы просто перечисляем все возможные сочетания показаний X, Y и Z;
b) смотрим самые простые варианты: если и Y, и Z имеют значение 0, то это значит, что воды нет совсем, поэтому W нужно включить, и без разницы, ночь ли сейчас или день. Если же и Y и Z – имеют значение 1, то это значит, что резервуар полный, соответственно W нужно выключить;
c) теперь об экономии: если Z=1, а Y=0, то уровень воды в баке – между двумя датчиками. При этом, если это происходит ночью (X=0), то стоит набрать воды до максимума (W=1), а днём (X=1(– оставить всё как есть (W=0);
d) без невероятного никуда: есть шанс, что Y будет иметь значение 1 при Z=0. Тогда, по логике, следовало бы отправить сообщение о неисправности в системе, но мы просто покажем, что такого просто не может быть.

Простые логические модули

Рассмотрим самые простые КЛЦ: модули Not-1, And-2 и Or-2.

Not-1

Это – самая простая КЛЦ, с одним входом и одним выходом. Функция этого модуля заключается в выводе значения, обратного входу. Так как вход один, то вариантов выхода всего два:

And-2

Этот модуль уже немного сложнее. У него два входа и один выход. Функция модуля And-2 заключается в следующем: выход будет иметь значение 1 только если оба входа также равны единице:

Or-2

Теперь ещё один модуль с двумя входами и одим выходом. Только теперь на выходе 1 будет если хотя бы один из входов имеет значение 1:

Продолжение следует.

На днях напишу ещё несколько статей – на очереди мультиплексоры, half- и full-adder"ы, а также всевозможные сочетания модулей.
Спасибо за внимание. Математический турнир «Логические цепочки»

Цели: тренировать учащихся в решении логических задач; развивать логическое и абстрактное мышления, память, внимание; формировать гармоничные межличностные отношения, воспитывать уважение друг к другу, формировать способность к сотрудничеству.

Методический комментарий : данное мероприятие может быть проведено с детьми разного возраста, в зависимости от их интеллектуальной подготовки; учитель сам выбирает задачи для решения, задачи об инспекторе Варнике можно предложить для инсценировки.

Эпиграфы:

Решение логических задач - первый шаг к развитию ребенка.

Э.Давыдова

Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Без логики почти невозможно внесение в наш мир гениальных находок интуиции.

Кирилл Фандеев

Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.

Американское изречение

Логика - это нравственность мысли и речи.

Ян Лукасевич

Ход мероприятия

1.Слово учителя

Логические задачи , так же как и математику, называют «гимнастикой ума». Но, в отличие от математики, задачи на логику - это занимательная гимнастика, которая в увлекательной форме позволяет испытывать и тренировать мыслительные процессы, иногда в неожиданном ракурсе. Для их решения нужна сообразительность, иногда интуиция, но не специальные знания. Решение задач на логику состоит в том, чтобы досконально разобрать условие задачи, распутать клубок противоречивых связей между персонажами или объектами. Логические задачи – это, как правило, целые истории с популярными действующими лицами, в которые нужно просто вжиться, почувствовать ситуацию, наглядно ее представить и уловить связи.

Даже самые сложные задачи на логику не содержат чисел, векторов, функций. Но математический способ мышления здесь необходим: главное, осмыслить и понять условие логической задачи . Не всегда самое очевидное решение, лежащее на поверхности, является правильным. Но чаще всего, решение задачи на логику оказывается гораздо проще, чем кажется на первый взгляд, несмотря на путаное условие.

В процессе решения задач на логику вы познакомитесь с математической логикой - отдельной наукой, именуемой по-другому «математикой без формул». Логика как наука была создана Аристотелем, который был не математиком, а философом. И логика первоначально была частью философии, одним из методов рассуждений. В труде «Аналитики» Аристотель создал 20 схем рассуждений, которые назвал силлогизмами. Одним из самых известных его силлогизмов является: «Сократ - человек; все люди смертны; значит Сократ смертен». Логика (с др.-греч. Λογική - речь, рассуждение, мысль) - это наука о правильном мышлении, или, иными словами, «искусство рассуждения».

Существуют определенные приемы решения логических задач :

способ рассуждений , с помощью которого решаются самые простые логические задачи. Этот метод считается самым тривиальным. В ходе решения используются рассуждения, последовательно учитывающие все условия задачи, которые постепенно приводят к выводу и правильному ответу.

способ таблиц, применяемый при решении текстовых логических задач. Как следует из названия, решение логических задач заключается в построении таблиц, которые позволяют наглядно представить условие задачи, контролировать процесс рассуждений и помогают сделать правильные логические выводы.

способ графов состоит в переборе возможных вариантов развития событий и окончательном выборе единственно верного решения.

способ блок-схем - метод, широко используемый в программировании и решении логических задач на переливание. Он заключается в том, что сначала в виде блоков выделяются операции (команды), затем устанавливается последовательность выполнения этих команд. Это и есть блок-схема, которая по сути является программой, выполнение которой приводит к решению поставленной задачи.

способ бильярда следует из теории траекторий (один из разделов теории вероятности). Для решения задачи необходимо нарисовать бильярдный стол и интерпретировать действия движениями бильярдного шара по разным траекториям. При этом необходимо вести записи возможных результатов в отдельной таблице.

Логические задачи могут показаться крепкими орешками не только для детей, но и для взрослых. Перед тем, как объявить ответ, хорошенько подумайте. Для удобства можете сделать расчет на бумаге.

2. Представление команд

3.Решение задач.

Самодержавный правитель одного острова хотел воспрепятствовать тому, чтобы на острове поселились пришельцы. Желая соблюсти видимость справедливости, он издал распоряжение, согласно которому всякий, желающий поселиться на острове должен, хорошо поразмыслив, высказать любое утверждение, причем после предварительного предупреждения, что от содержания этого утверждения зависит его жизнь. Распоряжение гласило: «Если пришелец скажет правду, его расстреляют. Если он скажет неправду, его повесят». Может ли пришелец стать жителем острова?

Для решения необходимо сделать предположение. Что под «правдой» мы будем понимать то, что содержание высказывания пришельца совпадает с предшествовавшим ему решением правителя (которое пришелец может не знать). Например, правитель мог заранее решить, что пришельца расстреляют. Если пришелец угадает это решение и скажет: «Меня расстреляют», то войдет в силу первая часть распоряжения. Мы далее предположим, что правитель не изменит принятого решения под влиянием ответа пришельца, а также, что правитель всегда примет решение либо о расстреле, либо о повешении. Обозначим содержание высказывания (совпадение решения правителя и высказывания пришельца) через П, если это повешение и через Р, если это расстрел. Тогда можно составить таблицу:

Очевидно, если пришелец скажет: «Я осужден к повешению», этим он создаст для правителя безвыходное положение: либо правитель будет противоречить своему собственному распоряжению (первая строка), либо своему собственному решению (третья строка). Следовательно, утверждением «Я осужден к повешению» пришелец может сохранить себе жизнь, разумеется, в предположении, что правитель не захочет отступить ни от своего решения, ни от своего распоряжения.

Согласно договоренности, порядок утверждения нового проекта, в разработке которого участвуют учреждения А, Б, В, таков: если в утверждении принимают сначала участие А и Б, то должно подключиться к участию и учреждение В. Если утверждение происходит сначала в учреждениях Б и В, присоединяется и учреждение А. Спрашивается: возможны ли такие случаи при утверждении проекта, когда принимали бы в нем участие только учреждения А и В, между тем, как участие учреждения Б не было бы необходимо (при сохранении договоренности о порядке утверждения проектов)?

На острове живут два племени: молодцы. Которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?

Перед судом стоят три человека, из которых каждый может быть либо аборигеном, либо пришельцем. Судья знает, что аборигены всегда отвечают на вопросы правдиво, а пришельцы всегда лгут. Однако судья не знает, кто из них абориген, а кто - пришелец. Он спрашивает первого, но не понимает его ответа. Поэтому он спрашивает сначала второго, а потом третьего о том, что ответил первый. Второй говорит, что первый говорил, что он абориген. Третий говорит, что первый назвал себя пришельцем. Кем были второй и третий подсудимые?

Второй – абориген, третий – пришелец.

Жук отправился в путешествие. Он ползет по ленте, длина которой 90 сантиметров. На другом конце ленты, в двух сантиметрах от конца, - цветок. Сколько сантиметров придется ползти жуку до цветка: 88 или 92 (при условии, что ползает он все время по одной стороне и лишь в конце может через торец ленты перебраться на другую сторону)?

Марина долго выбирала, какой кувшинчик купить. Наконец выбрала. Продавщица уложила покупку в коробку. Что купила Марина? Сколько кувшинов продавщица поставила на полки, на каких они стояли раньше?

Турист шел к озеру. Он дошел до перекрестка, откуда вела одна дорога направо, а другая – налево; одна шла к озеру, другая – нет. На перекрестке сидели двое парней, один из них всегда говорил правду, второй всегда лгал. Оба они отвечали на любой вопрос либо «да», либо «нет». Все это было туристу известно, но он не знал, кто из них говорит правду, а кто лжет; он также не знал, какая из дорог ведет к озеру. Турист поставил лишь один вопрос одному из парней. Какой это был вопрос, раз он узнал по ответу, какая дорога ведет к озеру?

В перерыве в классе оставалось девять учеников. Один из них разбил окно. На вопрос учителя были получены следующие ответы:

Якоб. Это сделал Джек.

Боб. Это неправда.

Мария. Я его разбила.

Джон. Сделала это либо Мария, либо Анна.

Джек. Боб лжет.

Том. Это была Мария.

Лео. Нет. Мария окно не разбивала.

Анна. Ни Мария, ни я этого не делали.

Розалия. Анна права, но Джек также не виновен.

Если из этих девяти высказываний три, и только три истинны, кто разбил окно?

Сколько треугольников можно насчитать в этой фигуре (дается нераскрашенный рисунок)?

Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.

На предприятии есть три цеха – A, B, C, договорившиеся о порядке утверждения проектов, а именно: 1. Если цех B не участвует в утверждении проекта, то в этом утверждении не участвует и цех A. 2. Если цех B принимает участие в утверждении проекта, то в нем принимают участие цехи A и C. Спрашивается: обязан ли при этих условиях цех C принимать участие в утверждении проекта, когда в утверждении принимает участие цех A?

Цех C должен принимать участие в утверждении проекта, если в нем принимает участие цех A

Кто из этих девяти усачей отправился на «вечернюю прогулку»?

а - 6, б - 8, в - 5

Какую из 7 кнопок надо нажать. Чтобы звонок зазвонил? Рекомендуется найти путь мысленно.

В московском полуфинале первенства Европы по баскетболу, проходившем в советское время, места распределились следующим образом: СССР – 14 очков, Италия и Чехословакия – по 12, Израиль – 11, Финляндия – 10, ГДР и Румыния – по 9 и Венгрия – 7 очков. Согласно положению. Каждая команда за выигрыш получала 2 очка, за поражение – 1 очко, за неявку – 0 очков. Ничьи не допускались. Составьте сводную таблицу результатов игр, если известно, что команда Финляндии выиграла у команды Италии и проиграла команде Румынии.

Все команды должны были сыграть 28 игр, то есть разыграть 84 очка. Так как они набрали 14 + 12 + 12 + 11 + 10 + 9 + 9 + 7 = 84 очка, то, следовательно, неявок не было. Каждая команда сыграла 7 игр. Максимальное количество возможных очков – 14, минимальное – 7. Ясно, что команда СССР выиграла все встречи, а команда Венгрии все встречи проиграла. Команда Италии проиграла две игры (командам Финляндии и СССР), следовательно, выиграла у команды Чехословакии, которая, в свою очередь, проиграла командам Италии и СССР, а все остальные встречи выиграла. Поэтому команда Израиля выиграла у команд Финляндии, ГДР и Румынии. Так как спортсмены Румынии выиграли у спортсменов Финляндии, то они, следовательно, проиграли спортсменам ГДР, которые, в свою очередь, проиграли спортсменам Финляндии. Таблица составлена.

Во вторник около 10 часов утра в комнату инспектора Варнике ворвался незнакомец. Он был крайне возбужден. Руки его дрожали, взъерошенные волосы торчали во все стороны. Через несколько минут, закурив сигарету и успокоившись, посетитель начал свой рассказ: - Сегодня утром я вернулся из отпуска. Всю ночь мне пришлось трястись в поезде. Я не выспался и, придя домой, решил прилечь на диван. От усталости я не сразу заметил, что из комнаты исчез рояль, а журнальный столик и кресло сдвинуты с места. На этом листе бумаги я начертил план расположения мебели в комнате до моего отъезда. - Вот что, уважаемый, - сказал инспектор Варнике, бегло взглянув на рисунок, - Прежде всего мне совершенно ясно, что рояля у Вас вообще не было. А теперь давайте выясним, зачем Вам понадобилась эта ложь. Почему инспектор Варнике усомнился в правдивости рассказа посетителя?

На рисунке, который увидел инспектор Варнике, рояль изображен неправильно. Фигурный выем у рояля всегда находится с правой стороны.

Приближалось время закрытия зоопарка. Последние запоздалые посетители уже начали постепенно направляться к выходу, как вдруг раздался возмущенный крик. У одной посетительницы зоопарка, дамы средних лет, исчезла элегантная сумочка. Она даже успела увидеть спину убегающего похитителя. Тот час же за ним бросился инспектор Варнике, которому так никогда и не удается провести спокойно хот я бы несколько часов. К нему присоединился один из посетителей заявивший, что знает здесь все ходы и выходы. Вдвоем они обежали весь парк. Преступника нигде не было. Выйти с территории парка он не мог: открытыми оставались лишь центральные ворота, а за ними по распоряжению инспектора было установлено самое тщательное наблюдение. У Варнике уже мелькнула мысль, а не водит ли его за нос его помощник. Может быть, он сообщник похитителя и сейчас старается запутать следы? Но тут же эта мысль оставила инспектора, ибо одно обстоятельство, которое внезапно привлекло его внимание, позволило ему обнаружить негодяя. Чем выдал себя преступник?

Инспектор Варнике обратил внимание на «служащего» зоопарка, который тщетно пытался накормить носорога мясом. Как известно, носороги – животные травоядные.

Вам дается 2 минуты для того, чтобы запомнить слова, изображенные на рисунке. Можете переписать их. Потом закройте рисунок и напишите по памяти, столько слов, сколько сможете вспомнить. Если Вы записали меньше пятнадцати слов, советуем Вам всерьез заняться тренировкой внимания, памяти.

6 кругов разделены на части. Вам дается полминуты на то, чтобы решить, какие два круга разделены на наибольшее число частей. Если начать заниматься подсчетами, Вы не уложитесь в отведенное время. Единственный выход – оценивать на глаз.

Перед Вами пять пар кубиков. Посмотрите на них внимательно. Найдите пары, в которых кубики совершенно одинаковы. Срок – две минуты.

В первенстве города по хоккею с шайбой, которое проводилось по круговой системе (каждая команда сыграла с каждой по одному разу), участвовали четыре команды: «Север», «Юг», «Восток» и «Запад». Согласно положению, за выигрыш команда получала два очка, за ничью – одно и за проигрыш – ноль очков. Последняя встреча окончилась неожиданно: «Север» проиграл «Востоку». Однако это не помешало «Северу» стать чемпионом, а «Восток» не улучшил своего турнирного положения. Как сыграли между собой «Восток» и «Запад»?

Всего проведено 6 игр и, следовательно, разыграно 12 очков. «Север» имеет не более 4 очков, так как последнюю игру он не проиграл. С другой стороны, он не может иметь 3 очка, так как иначе каждая из оставшихся команд имеет не более 2 очков («Север» занял первое место), и, следовательно, все четыре команды имеют всего не более 3 + 2 + 2 + 2 = 9 очков. Таким образом, у «Севера» 4 очка, и он выиграл у «Юга» и «Запада». До последней игры «Восток» не мог, очевидно, иметь 2 очка и даже 1 очко. Иначе, выиграв у «Севера», он поднялся бы в турнирной таблице выше. Следовательно, две другие игры «Восток» проиграл, то есть он набрал всего 2 очка. Поэтому «Юг» и «Запад» выиграли у «Востока», а между собой сыграли вничью.

Что нарисовано на картинке?

Представьте, что Вы раскрасите рисунок следующим образом: части, отмеченные квадратом, - голубым цветом, крестиком – серым, треугольником – синим, точкой – коричневым, вертикальной черточкой – черным, галочкой – зеленым, кружком – желтым (солнце – тоже), двумя горизонтальными черточками – красным. Неотмеченные части останутся белыми. Теперь попробуйте без реального раскрашивания определить, что нарисовано на картинке.

Ограблен банк

Ограблен банк. Представьте на миг, что Вы оказались на месте происшествия. Все произошло за 20 секунд (время, которое отводится на рассматривание картинки). Попытайтесь теперь помочь следствию и ответить на ряд вопросов:

1. Запомнили ли Вы номер машины?

2. Было ли в машине радио?

3. Водитель сидел справа или слева?

4. Не было ли на машине каких-либо вмятин, повреждений и если были, то где?

5. Сколько было грабителей?

6. Какой головной убор был на водителе?

7. Не заметили ли Вы каких-либо особых примет у бандита, тащившего мешок?

8. Сколько людей стояло на ступеньках?

9. Не было ли каких-либо особых повреждений на здании?

10. Кто еще был свидетелем ограбления?

Одинаковые кружки

Из этих 18 кружков только два совершенно одинаковы. Найдите их.

Кружки под номерами 4 и 14

Точки

В какой из клеток, по Вашему мнению, содержится больше всего точек, и в какой меньше всего? На размышление дается 10 секунд.

В 8-й

Три брата

Три брата, Иван, Дмитрий и Сергей, преподают различные дисциплины в университетах Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Иван работает не в Москве, а Дмитрий - не в Санкт-Петербурге. Москвич преподает не историю. Тот, кто работает в Санкт-Петербурге, преподает химию. Дмитрий преподает не биологию. Какую дисциплину преподает Сергей, и в университете какого города?

52. Числа во втором кружке получены путем деления на два числа, вписанных в первый кружок. Числа в третьем кружке получены путем удвоения чисел, вписанных в первый кружок.

Какая из фигур лишняя?

Какая из этих фигурок «лишняя»?

Фигурка под номером 5. Первая и третья фигуры составляют пару. Пару образуют и вторая фигура с четвертой. В каждой паре одна из фигур повернута на 90°, а черные и светлые части фигур меняются местами. Фигура 5 не подчиняется этим закономерностям.

Похищение старинного бокала

Я совершенно не могу себе представить, господин инспектор, кому мог понадобиться бокал 17 века, тем более, что продать его невозможно. – Такими словами встретил инспектора Варнике директор музея. – Вчера вечером бокал был на месте. После меня в комнату никто посторонний не заходил. Я сам ее запер. Уборку в музее производят супруги Цейзиг, они работают у нас очень давно и, конечно, вне всяких подозрений. - Да, господин инспектор, во время вечерней уборки все было в порядке, - сказал господин Цейзиг. Инспектор Варнике на мгновение задумался. - Как давно Вы начали коллекционировать музейные редкости? – вдруг спросил он Цейзига. Что позволило инспектору Варнике заподозрить в краже бокала семью Цейзиг?

Семья Цейзиг стала жертвой профессиональной привычки. Супруги, похитив бокал, убрали осколки стекла витрины.

Дорожное происшествие

Господин инспектор, уверяю Вас: недоразумение произошло лишь по моей рассеянности. - Прошу Вас, не волнуйтесь. Мы сейчас выслушаем пострадавшего. Пожалуйста, говорите! - Я ехал с этим господином в одном купе. Еще при посадке я обратил внимание, что обе багажные сетки были заполнены различными свертками. Свободным оставалось лишь место над этим господином, куда я и положил свой чемодан. В пути мы разговорились. Я рассказал, что еду к сыну, которому везу в подарок альбомы с очень ценной коллекцией марок, которую я собирал много лет. Затем я заснул и проснулся, когда поезд уже прибыл на место. Одевшись, я собрался выходить, как вдруг заметил, что мой чемодан лежит не там, где я его положил. Я открыл его и увидел, что он наполнен ватными игрушками. Как я рад, что Вам удалось задержать этого негодяя! - Как Вы смеете обвинять меня в воровстве! Посмотрите повнимательнее, ведь наши чемоданы совершенно одинаковы, я просто их перепутал. - И, несмотря на это, я все же вынужден Вас задержать, - сказал инспектор Варнике. На основании чего инспектор Варнике заключил, что недоразумение произошло не по ошибке?

Перепутать чемоданы было невозможно: слишком велика разница в весе.

Царь призвал ко двору трех богатырей. И спрашивает: - Кто убил Змея Горыныча? Илья Муромец сказал: - Змея убил Добрыня Никитич. Добрыня Никитич сказал: - Змея убил Алёша Попович. Алёша Попович сказал: - Я убил змея. Только один богатырь сказал правду, остальные два слукавили. Так кто же убил Змея Горыныча?

Правду сказал Илья Муромец: Змея убил Добрыня Никитич

Три сестры: Полли, Сара и Ада. Они приехали из деревни в большой город учиться. Одна сестра стала строителем, одна архитектором, а третья поваром. Позже все сестры вышли замуж. Одного мужа звали господин Адамсон, второго просто Педро, а третьего величали доктором Смитом. Ни у кого в семьях не совпали первые буквы профессии, имени мужа и жены. (Сара не стала строителем и ее муж не Смит). Жена Педро не строитель. Как зовут жену доктора?

В пассажирском поезде Петербург-Москва едут пассажиры. Сидоров, Петров и Иванов. У машиниста, электрика и кондуктора такие же фамилии. Подсказки: - В Москве живет Иванов - Пассажир, однофамилец кондуктора, живет в Питере - Кондуктор живет на половине пути от Питера до Москвы - Пассажир, который ближе к месту жительства кондуктора, чем другие пассажиры - в три раза старше кондуктора - 20 лет в тот день исполниломь пассажиру Петрову - У электрика Сидоров (из бригады) выиграл в биллиард Какая фамилия у машиниста?

Михаилу в викторине предложили выбрать один из ящиков. В одном из ящиков спрятан приз. Михаил получил 4 подсказки - приз в желтом или красном ящике - приз в зеленом или синем ящике - приз в зеленом ящике - в желтом ящике приза нет Три подсказки ошибочны, но только одна правильная. Андрей подумал и открыл правильный ящик. Какого цвета?

Желтый

У четырех школьников следующие имена: Петр, Андрей, Федор и Иван. Фамилии: Петров, Андреев, Федоров, Иванов. Ни у кого из них собственные имя и фамилия не одинаковые. У Андреева имя не Иван. Имя школьника с фамилией Федоров - фамилия (почти) школьника, чье имя фамилия Петра.

В банке работают: заведующий, контролер и кассир. Их имена: Борис, Иван, Саша. У кассира нет братьев, сестер и он меньше всех ростом. Саша женат на сестре Бориса и ростом выше контролера. Какое имя у кассира, контролера и заведующего?

В семье 4 ребенка. Младшему 5, старшему 15 лет. Двум другим 8 и 13 лет. Имена детей: Боря, Галя, Вера и Аня. Какой возраст каждого ребенка, если одна девочка ходит в детский сад. Аня старше Бори. Сумма лет Ани и Веры делится на 3.

Восемь рисунков сгруппируйте по два так, чтобы образовались следующие 4 комбинации: 1. Два одинаковых факира и две одинаковых змеи; 2. Два одинаковых факира, но с разными змеями; 3. Два разных факира, но с одинаковыми змеями; 4. Два разных факира с двумя разными змеями.

4. Подведение итогов. Награждение победителей.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Часть Третья.

Итак. Продолжим.

Напомню, что мы строим версию японского следа в событиях 9/11.
У нас есть тэги, которые мы выделили при рассмотрении некоторых событий из 1945 года.
Именно на основе этих событий мы и строим свою версию.

Построение версии надо начинать с выделения таких тэгов и меток и с подбора мотивационных причин и фундаментов.
Это важно. Мотивация, мотив - это очень важный элемент любой версии. По сути - это цемент, раствор строительства любой версии.

Итак мотивация:

То, что случилось в Хиросиме и Нагасаки - очень страшное. На мой взгляд - это было самое страшное, что случалось на нашей планете.
В одну секунду адский огонь унёс жизни сотни тысяч людей, ещё столько же умирали в муках, медленно. Остальные это всё наблюдали, растаскивали камни с негативом своих детей, соскабливали со стен куски пепла, которые ещё недавно смеялись и были простыми школьниками.

В Японии - миллионы жителей, это одна из самых древних стран мира, с древнейшей и почитаемой государственностью, культурой, традициями и.т.д
Японцы - жёсткие в войне люди, и странные для нашего понимания в миру.
И как все пра-японо-корее-китайцы - умеют ждать.
Это наиважнейшая черта корейцев, китайцев и японцев.
Сидеть на берегу реки Жизни и ждать пока вдоль тебя проплывёт труп врага.
Если надо - они готовы ждать столетиями.
И все эти сотни лет - будут улыбаться врагу, если это нужно для того, чтобы случилось то самое, на берегу реки.
И даже больше чем улыбаться.
Это их особенность.
Ни один народ мира в массе своей не способен уметь так долго ждать чего либо или терпеть.
Это как кошки, способные часами высматривать не двигаясь какую нибудь мошку. Или мышку.

Вторая особенность этих людей в том, что они умеют учиться.
Впитывать.
Как свои, так и чужие ошибки. Они впитывают всё - от рокендрола до знаний, от патентов до героина, но делают выводы.
И один из выводов второй мировой - Япония никогда, и ни при каких условиях не подставит под удар своих детей.
Это уже прописано у них во внутреннем кодексе. И если кто полезет и потребует отдать им кусок чего-либо, они скорее всего отдадут.
И будут ждать, когда придёт момент, чтобы забрать в три раза больше.
А это значит - Япония не может воевать или мстить кому-то, если знает, что возможен удар по их детям, сравнимый с Хиросимой.

Поэтому всегда будет искать обходные пути.
Вот это - важное замечание.
ОБХОДНЫЕ ПУТИ.
Япония не может быть в своей игре стороной этой игры.
Поэтому она уйдёт в тень, а играть будет другой. И даже дёргать нитки будет другой. Но по пьесе, написанной Орденом.

Почему я так уверен, что Япония ещё не закончила свою войну?

А потому, что война заканчивается, когда похоронен последний её солдат. Тут с этим нет проблем.
Эта война - закончена.
Но я говорю о Великом Преступлении, а не о самой войне.
А у него нет срока давности.

Десятки тысяч японских солдат и офицеров, нёсших службу на фронтах, на бесконечных островах, в Маньчжурии, в Китае - получили то страшное известие.
В один миг они потеряли всё. Детей, жён, родителей, близких, друзей, дом, родных, страну и всё всё.
Всё что у них осталось после того, как у них забрали их винтовки перед интернированием - это бессмысленное существование. Многие из них не нашли причин жить дальше и сами прекратили свою.
Но некоторые жили. Одной целью. И мы все понимаем какой.
Не должны родители хоронить своих детей.
А эти отцы - были ещё и солдатами.
И рано или поздно, один нашёл другого, потом третьего. И у них появился Смысл жить и развиваться дальше.
Они определили кто враг и почему, как и когда, насколько ответственнен и за что.
Так родилась эта организация. Орден Сакуры.
Она росла, училась, передавала опыт молодым, приходившим на место стариков. Действовала. Но осторожно. Никто не должен был знать что они задумали иначе бы это погубило всю их страну.
И ждали у берега реки.
И трупы проплывали.

И главное.
Никто мне не скажет, что такая организация мало-мотивирована или она не способна существовать долго.
Потому, что таких организаций в мире довольно много, и некоторые из них существуют и две тысячи лет и даже больше.
Надеюсь понимаете, о чём я...

Вернусь к Ордену Сакуры, а так я называю эту организацию и к "1000 бумажных журавликов" - её передовому отряду.
Невидимки из этой организации били врага всюду, где только могли - в Корее, Вьетнаме, в Лаосе. Становясь вьетнамцами, лаосцами, камбоджийцами и т.д.
Они учились быть сильными, умными, технологичными, неуязвимыми.
Если было надо - они становились европейцами, меняли пол, возраст, место жительства, годами жили вне Родины.
И плели свою сеть, огромную, неощутимую, но смертельную для любого, кто был легитимной для них целью.

Самое трудное в подобных анализах и размышлениях - ставить себя на место того, чьё поведение или действия пытаешься эмулировать или моделировать.
Не всем, даже экспертам, подвластна такая тактика, потому, что многим мешает идеология, эмоции, нехватка базовых знаний или специальных навыков.
Попробуйте поставить себя на место отца, потерявшего всех близких, от которых у него остался лишь кирпич с куском тени его детей.
И отцу - нет и 30. Он молод, здоров, и только что вернулся с войны.
Мало кто способен жить дальше..
Некоторые взорвутся злобой, ненавистью, местью, возможно нанесут спонтанный удар, даже болезненный по врагу, но тут же будут сражены.
Но не японцы в большинстве своём.
Некоторые сумеют сохранить внешнюю хладнокровность и будут готовы ждать, хоть десятилетия. Это и будет смыслом их жизни и по сути жизни и всей страны.
Как бы вы постулили будь на месте такого японца?
Я задал вопрос самому себе и тут же ответил.
Наверно я бы тоже поступил так, как поступил бы японец. Я бы сделал целью своей жизни - месть.
Но такую, чтобы это не мешало и в дальнейшем наблюдать как проплывают по реке времени его трупы.

Это другие будут кидаться с ножами на танки, бездумно лезть под пулемёты и всячески убивать самих себя, думая, что убивают врагов.
Японец будет строить корпорации, бизнес, придумывать технологии, растить умниц, убедит весь мир в том, что он самый мирный, всех простил и весь мир рано или поздно поверит в это.
И вот в один прекрасный момент, когда мир потеряет бдительность, острый самурайский меч пронзит врага, да так, что мир столкнётся лбами.
И единственный, на кого не падёт ни капли подозрения - будет сама Япония.
Японии не нужны конкретные солдаты, даже командиры. Им не нужны конкретные смерти и даже их количество, а тем более мёртвые дети, даже если они дети врага.
Нет.
Им нужна смерть всей системы, которая спалила их детей. И смерть того, что спалило их детей. Сам атом в его военном понимании.
Поэтому они будут ждать и готовиться, тренировать парней и девчат, и группы-невидимки "Отряда 1000 бумажных журавликов" - будут изредка выходить на задание, чтобы нанести очередной удар системе.
И мир всё ближе к краху, всё ближе к тому пеплу, который бьётся в сердце каждого самурая.
И вот когда мир наконец то врежется друг в друга лбами, вспарывая друг другу внутренности, тогда возможно он и узреет тот самый сверкающий самурайский меч, с гербом Императора.

Итак мы имеем мотивацию. Мотивационная подоплёка - понятна. Причём - она очень сильна и понятна.

Большинство людей планеты понимают причины. Поэтому с точки зрения мотивов - версия очень сильна. Сильнее любой другой.

Аргументы типа 70 лет ждали - не принимаются, потому, что и японцы и корейцы и китайцы, согласно особенностям ментального и культурного базисов - умеют ждать и планировать события, которые расположены в шкале времени даже шире, чем собственная их жизнь. Это норма для этого общества.
И если нам например, сдохни - но подай сейчас или на крайняк завтра, то для японца ждать всю жизнь, потом передать это ожидание своим потомкам, чтобы и те ждали - вполне обычное явление. Это ожидание - уже часть их Жизни, причём важная.

Задумывались ли вы, почему в некоторых кругах или культурах, так ценится ожидание будущего секса, а не сам секс?
И его искусственно растягивают, как можно дальше, иногда пренебрегая даже самим результатом?
Да потому, что результат - само ожидание, а не сам результат. Это ожидание - и есть главная подпитка энергией.
Вот тут примерно тот же психо-механизм развития алгоритма.

Итак. Мотивация - имеется.
Исполнители - тем более. Ментальность и особенности японцев, их почитание традиций и кодексов, их способность бережно сохранять традиции, несмотря на весь современный мир - это огромная база потенциальных исполнителей и членов Ордена.
Напомню, что непосредственно пострадавших было - сотни тысяч, а прямо затронутых - миллионы. А потомственное - это часть их культуры.

Вопрос. Неожиданный. Покопайтесь в своей памяти, достаньте оттуда информационный скелет и ответьте:

Куда и как бы вы нанесли удар, будучи на месте участника организации "1000 бумажных журавликов" или членом Ордена Сакуры?

Всё началось с Манхэттенского Проекта.
Что есть Манхэттен?
Остров в Америке.
Именно ОСТРОВ.
Это важный информационный элемент.
Манхэттен - это символ величия Америки. Это средоточение всего американского. Памятник доллару и капитализму, это храм Капитала и его жрецы.
Поэтому Манхэттен - лучшая цель в Америке в том смысле, в котором я говорю.

И если бы я мстил за Хиросиму, я бы несомненно выбрал Манхэттен. И назвал бы свой план - "МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ "

Продолжение следует.

Устал. Пойду передохну, перекушу.
Я вообще люблю перекусить как вы заметили.

МКОУ «Листвянская СОШ»

Доклад по теме:

учителя начальных классов

Романенко Н.А.

Листвянка 2015

«Приемы развития умений у обучающихся построения логической цепочки рассуждений»

Прием "Логическая цепочка": примеры использования на уроках

Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Примеры использования приема логическая цепочка

Для запоминания информации большого объема

Например, на уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.

Биография А. С. Пушкина: Москва - Царскосельский лицей - "Старик Державин нас заметил…" - Петербург - Село Михайловское - Ссылка на юг…и т.д.

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.

Для облегчения каждое звено можно дополнить этими фактами.

Для закрепления материала

Например, после изучения на уроке биологии деревьев, можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя - росток - саженец - взрослое дерево . Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

Или на уроке истории после изучения событий определенного периода попросить составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в хронологической последовательности.

Для закрепления материала и развития наблюдательности

    Прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор.

    Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.

Для контроля знаний

Варианты:

    Можно использовать логические цепочки, построенные по принципу соотнесения. То есть, требуется соотнести понятия, термины из первого столбика с понятиями, толкованиями во втором столбике.

    Каждый ученик получает карточку, на которой указан 1 предмет, явление и т.д. Задача учащихся: составить логические цепочки по определенной теме, посмотрев, что написано у одноклассников. Работу удобнее проводить в группах или по рядам (1 группа - 1 логическая цепочка).

Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "Логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые УУД.

Прием синквейн на уроке.

Что это такое и как писать синквейны?

Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

    Первая строчка стихотворения - это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

    Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

    В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

    Четвертая строка - это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

    Пятая строчка - всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн - это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн - это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна - это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –- литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна - «Время».

Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке?

Алгоритм работы с приемом "Корзина идей"

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения - без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

    Объявляется тема урока.

    Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго - 2-3 минуты.

    Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения - 3 минуты.

    Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

    Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

    На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Нюансы использования приема "Корзина идей"

    Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.

    Во время высказывания учащимися их идей и предположений, старайтесь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения.

    На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.

    Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы - что они представляют и что они предполагают сегодня узнать.

Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения

Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева - это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева - обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Пример дерева предсказаний на уроке обществознания

Примеры работы с приемом Дерево предсказаний При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

При изучении новой темы

Прием "дерево предсказаний" может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.

Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием "дерево предсказаний" используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно - умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками "дерево предсказаний", у которого в качестве "ствола" (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для "ветвей" ученики приводят свои прогнозы: "усиление/ослабление демократических основ", "усиление централизации власти", "возврат к однопартийной структуре" и т.д. Важно, чтобы заполнялись "листья" дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

Для рефлексии

В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде "листочков"). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Это лишь несколько вариантов использования приема "Дерево предсказаний". Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта