Шевелева Е. Г.,
Учитель математики
Как провести качественный урок.
План урока
План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.
Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:
План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.
В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.
Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.
Примерная последовательность действий:
Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.
Пример таблицы «Конструктора урока»:
Основные функциональные блоки | |||||
Разделы урока | |||||
А. Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам) | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Обсуждение выполнения д/з |
Б. Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Доклад |
В. Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку | Пресс-конференция | УМШ | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа |
Г. Повторение | Своя опора | Свободная опора | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем д/з |
Д. Контроль | Опрос по цепочке | «Светофор» | Тихий опрос | Программируемый опрос | Фактологический диктант |
Е. Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее |
Ж. Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная догадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итог» | Обсуждаем д/з |
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».
Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.
Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.
Контролю подвергается каждая учебная единица.
При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.
На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.
Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.
Можно привести несколько примеров карт.
Пример 1
Технологическая карта № n Класс
По теме: (тема раздела)
Номер урока по теме | ||
| ||
Цели урока | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление и применение знаний | ||
Контроль учителя | ||
Домашнее задание |
Пример 2.
(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)
Номер урока в курсе | |||
Номер урока в теме | |||
Тема урока | |||
Что должен знать учащийся | |||
Что должен уметь учащихся (специальные умения) | |||
Закрепление и развитие общих учебных умений | |||
Виды учебных занятий | |||
Демонстрации | |||
Контроль учителя | |||
Контроль администрации |
Пример 3.
Номер урока | ||
Тема урока | ||
Что должны знать учащиеся | ||
Что должны уметь учащихся | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы урока | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Изучение нового материала | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Закрепление и применение | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Контроль знаний, умений | ||
Обобщение и систематизация | ||
Оборудование | ||
Домашнее задание |
Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.
Подводя итог можно выделить следующее:
Группы целей урока.
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.
Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.
При подготовке урока необходимо определить цели урока:
Предметные цели могут начинаться с:
Цели, ориентированные на развитие
Личности ребенка:
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:
7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
Учебное занятие и его связь
С другими формами обучения
Предметная цель учебного занятия | Тип учебного занятия | Другие формы |
| Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. |
|
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений… | Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности. | Семинар;
|
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме… | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме… | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся | Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. |
|
Памятка поддержания дисциплины на уроке
«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Примерная схема самоанализа урока
Показатели оценки качества и эффективности учебных
Занятий
(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)
№ п/п | Блок | Показатели | Оценка в баллах (max 4) |
Личные Качества учителя |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Особенности учебной деятельности учащихся |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Эффективность преподавания |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Цели и результаты проведенного занятия |
| ||
| |||
| |||
| |||
|
Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основная учебная цель урока :
Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;
Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;
Достижение на уроке предметной цели;
Достижение на уроке развивающей цели.
Структура урока, ее обоснованность;
Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;
Целесообразность и характер проверки домашнего задания;
Характер представления нового материала учителем;
Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;
Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;
Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;
Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;
Результативность урока.
Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);
Адекватность используемых средств основной цели урока;
Эффективность использования средств в данном классе;
Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.
Адекватность данного приема цели и задачам урока;
Обоснованность использования данного приема;
Эффективность использования данных приемов.
Индивидуальная,
Групповая,
Парная,
Фронтальная,
Дифференцированные формы работы
Предупреждение неуспеваемости
1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:
2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.
Приёмы организации учебной деятельности учащихся
1. Методы работы с учебником математики.
Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.
Чтению учебников математике надо специально обучать.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.
2. Общий прием работы с учебником.
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:
И ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы.
17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).
3. Общая организация домашней работы.
1. Осознать цели домашней работы и их важность.
2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).
3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
5. Выполнить письменные задания.
4. Что надо знать о теории.
5. Алгоритм решения задачи.
1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.
2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.
3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.
4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.
5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.
6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)
6. Как решить задачу по геометрии.
7.Как доказать теорему.
Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.
Для этого:
контрольных работ
Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут
Список литературы:
«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994
В школах и колледжах преподаватели разного уровня, помимо простых уроков, проводят еще и открытые. Хочется выделиться и показать свое мастерство, а также знания своих учеников. Чтобы показать мастер-класс, важно знать, как провести открытый урок правильно.
Педагог должен провести традиционный урок, где будет происходить изучение новой темы и систематизация уже ранее полученных знаний. Как проводить открытый урок, знают учителя с большим стажем и долгими годами работы в учебном заведении, ведь они проводили их уже неоднократно. Поэтому вы можете посоветоваться с коллегами. Кроме того, вам поможет наша статья. Сейчас мы обсудим, как правильно провести открытый урок, что для этого нужно. Очень важно заинтересовать учащихся на таком уроке, чтобы не только комиссия увидела ваш уровень, но и ученики получили достаточное количество знаний и удовольствие от обучения.
Итак, в первую очередь вы должны правильно организовать начало вашего урока. Момент проведения открытого урока начитается с приветствия. Далее по плану следует проверить домашнее задание. Что касается этого, то в первую очередь ученики должны рассказать о действиях, которые они применяли при его выполнении. Далее можно провести устный опрос, чтобы понять, насколько точно ученики усвоили все определения и термины. В этом задании нужно учитывать индивидуальность каждого ребенка и его подход к работе.
Далее учитель рассказывает новый материал. Сначала нужно ознакомить учащихся с целями и задачами предстоящего урока. После этого учитель должен перейти к непосредственно ознакомлению учащихся с новым материалом. Следует подробно изучить новый вопрос. Преподавателю следует заинтересовать учеников, чтобы урок прошел максимально полезно. Чтобы плавно перейти от проверки домашнего задания к новой теме, можно заранее дать задание любому из учеников. Например, пусть он подготовит доклад по определенному вопросу. Другие ученики во время выступления докладчика записывают главные моменты в тетрадь, а также задают вопросы. Таким образом они развивают свои информационные и коммуникативные умения. А умение учеников выделять главные нюансы из материла, когда читается доклад, является залогом хорошего восприятия нового материала. Таким образом проходит подготовка к будущему единому государственному экзамену. Еще у учащихся появляется шанс исправить свои оценки.
Но вы можете сами полностью раскрыть новый материал. Однако делать это нужно так, чтобы ученики не заскучали, а наоборот, были активно вовлечены в работу. Для этого, рассказывая новый материал, делайте акценты на наиболее значимых моментах, повторяйте их, просите учеников зафиксировать их в тетрадях. Теоретический материал обязательно нужно разбавлять практическими заданиями. Рассказали что-то новое — закрепите на практике. Так гораздо легче и полезнее, нежели чем сначала рассказать всю теорию, а потом приступить к разным практическим заданиям.
Очень интересен метод обучения, когда ученики разрабатывают тему вместе со своим учителем. Создается план, обсуждается предметный материал. После этого преподаватель предлагает изучить новый материал по созданной схеме, а на дом задается работа с учебниками.
В конце вы подводите итоги вашего урока. Делаете выводы, спрашиваете у учеников, что они усвоили нового для себя по данной теме. Можно провести небольшой устный опрос по новому материалу.
Один из важных моментов - домашнее задание (работа на дому), которое учитель задает ученикам для лучшего усвоения программы. Задания на дом должны быть разнообразными, но их не должно быть слишком много.
Инструкция
Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.
Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.
Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.
Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.
Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте , правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними , не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.
Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.
Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .
Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities
и Vocabulary games and activities
. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.
Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .
Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket”
(кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.
В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.
Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.
Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.
План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.
Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.
В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.
Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.
Успехов вам и интересных уроков!
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме).
Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий, и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.
В центре внимания – личность учителя
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?
Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат - дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, - это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.