Главная » Маринование грибов » Крылов алексей николаевич кораблестроитель вопросы викторины. А.Н

Крылов алексей николаевич кораблестроитель вопросы викторины. А.Н

А.Н. Крылов родился 3 августа 1863 г. в селе Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкий район Чувашской республики).

В 1878 г. он поступил в Морское училище, которое окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе лучших выпускников, была занесена на мраморную доску. В том же году Алексей Николаевич Крылов поступил на службу в компасную часть Главного Гидрографического управления, где и началась его многогранная научная деятельность.

Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение. С этой целью он поступает на судостроительный завод и параллельно с технологической практикой выполняет научную работу по расчету подкреплений под орудийную башню для строившегося на этом заводе броненосца "Император Николай I".

Проработав год на заводе, А.Н. Крылов в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при Академии преподавателем математики и теории корабля. С этого года началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до его смерти.


В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим опытовым бассейном, построенным за несколько лет до этого по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов совместно с вице-адмиралом С.О. Макаровым работают над проблемой непотопляемости кораблей.

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а вслед за этим - председателем Морского технического комитета.

В 1914 г. Московский Университет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики. В том же году А.Н. Крылова избрали членом-корреспондентом, а в 1916 г. - действительным членом Академии наук.

Научная деятельность Алексея Николаевича Крылова, которой он посвятил шестьдесят лет своей жизни, охватывает многие отрасли физико-математических знаний. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Математики произносят его имя с величайшим уважением. Много нового и оригинального внес А.Н. Крылов также в механику, физику, астрономию, баллистику, теорию стрельбы, геодезию и в другие отрасли науки и техники. Труды А.Н. Крылова подняли на небывалую высоту отечественную кораблестроительную науку, упрочили ее приоритет и превосходство над иностранной наукой, позволили решить такие проблемы науки и техники, которые оказались не под силу зарубежным ученым.

Какую бы проблему ни разрабатывал Алексей Николаевич, он всегда думал, как сделать ее доступной для практического использования.

Он выделялся среди крупнейших ученых всего мира тем, что обладал замечательной способностью просто подходить к сложнейшим и, казалось бы, неразрешимым задачам. В любой задаче, в любом вопросе он видел прежде всего физическую сущность, природу рассматриваемого явления, и благодаря этому безошибочно определял, куда и как направить логические рассуждения и математические выводы, чтобы быстро, с наименьшей затратой труда и в то же время с необходимой и достаточной точностью решить поставленную задачу.

А.Н. Крылов был выдающимся математиком. Он внес много нового и ценного в развитие этой науки, но никогда не считал работу в области математики самоцелью. В одном из автобиографических очерков он говорил, что его специальность - кораблестроение, т.е. приложение математики к различным вопросам морского дела. В математике Крылов видел могучее средство для решения разнообразных, большей частью технических задач, имевших актуальное значение для развития нашей страны.

За выяснение какой бы проблемы А.Н. Крылов ни брался, он давал оригинальное решение, которое всегда отличалось крайней простотой и ясностью и в то же время научной строгостью. В простоте этих решений сказывалась огромная сила таланта выдающегося русского ученого. Анализируя тот или иной вопрос и делая практические выводы, А.Н. Крылов смело восставал против догматизма в науке, вскрывал несостоятельность "незыблемых" утверждений зарубежных ученых.

Так, например, в 1930 г. А.Н. Крылов детально разобрал работу японского инженера Иоката "Новые формулы для нахождения статических моментов и моментов инерции площадей". Заканчивая свою статью по этому поводу для журнала "Кораблестроитель", А.Н. Крылов писал: "Я не потому вошел во все эти подробности, что формулы Иоката имели бы значение в кораблестроительных расчетах, - ими пользоваться не будут, а для того, чтобы предостеречь от имеющейся привычки считать все, что носит заграничный штамп, за непреложную истину, а это далеко не всегда правильно".

А.Н. Крылов смело и до конца вскрывал ошибки иностранных ученых, отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги наших ученых, подчеркивал превосходство русских ученых, инженеров, изобретателей. Ученый решительно восставал против рутины и косности чиновников, сидевших в управлениях морского и артиллерийского ведомств. С убийственной иронией А.Н. Крылов говорил, что все эти чиновники действуют по одному правилу: ко всякому делу применяют одно из трех "от" - отписаться, отмолчаться, отказать.

В этой борьбе А.Н. Крылов часто обращался за поддержкой к русским морякам, видя в них людей, которые могут понять и оценить пользу новшеств в военно-морском деле.

Один из своих докладов на многолюдном официальном собрании, на котором присутствовало много офицеров флота, А.Н. Крылов закончил словами: "Я уверен, что в той борьбе, которую я начал против рутины в кораблестроении, вы, господа адмиралы, вы, господа командиры, поддержите меня вашей властью, вашим авторитетом, вашим словом".

Между прочим, за этот доклад А.Н. Крылову в приказе по флоту был объявлен выговор "за употребление в служебном докладе выражений и тона, противных дисциплине и правилам воинского чинопочитания".


Летом 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линейного корабля. Всего было представлено сорок проектов русских кораблестроителей и иностранных фирм. Занимая пост главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета, А.Н. Крылов вместе с другими инженерами признал наилучшим проект, разработанный на Балтийском заводе под руководством профессора Морской Академии, корабельного инженера И.Г. Бубнова. Под руководством А.Н. Крылова проект был осуществлен. Русский флот получил линейные корабли типа "Севастополь", оставившие далеко позади иностранные типы этого класса кораблей. Расчеты по этим кораблям, выполненные под руководством И.Г. Бубнова и составившие пять томов, являлись, по словам Крылова, "истинным руководством по строительной механике корабля и проектированию судов".

При проектировании этих кораблей произошел следующий любопытный случай. Механический отдел Морского технического комитета требовал установить на кораблях тяжелые котлы Бельвилля. А.Н. Крылов, возглавлявший комитет, настаивал на установке более легких и экономичных котлов, применявшихся тогда на эскадренных миноносцах. Эти котлы обеспечивали линейным кораблям скорость хода от 23 до 25 узлов, а котлы Бельвилля - 21 узел. Вопрос предстояло обсудить на заседании комитета. Не будучи уверенным, что вопрос разрешится удовлетворительно, Крылов обратился с просьбой к командующему Балтийским флотом прислать на заседание флагманских и дивизионных механиков. Корабельные инженер-механики прибыли, и их трезвый голос помог Крылову добиться на заседании наиболее правильного решения.

В области кораблестроения А.Н. Крылов больше всего занимался теорией корабля. Его можно смело назвать создателем современной теории корабля; он блестяще решил такие новые, выдвинутые жизнью проблемы, как качка корабля, его непотопляемость и другие, предложил новую методику решения почти всех задач теории корабля. Так, одна из старейших кораблестроительных дисциплин, долго находившаяся в бессистемном состоянии и имевшая немало ошибок и "белых пятен", приобрела благодаря трудам А.Н. Крылова стройный и строгий вид, была прочно поставлена на подлинно научную основу и превратилась в четкую систему научных положений и выводов. Капитальный труд А.Н. Крылова "Качка корабля", вышедший к 75-летию со дня рождения ученого, представляет собою результат 45-летних научных исследований.

Еще в девяностых годах прошлого века, будучи молодым ученым, А.Н. Крылов создал теорию качки корабля на волнении. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Попытки ряда иностранных ученых разрешить эту проблему были безуспешны. Английский ученый В. Фруд пытался дать "теорию", но вынужден был расписаться в своей беспомощности, заявив: "Я был не в состоянии преодолеть математические трудности". До него другой английский ученый Э. Рид пошел еще дальше в признании своей несостоятельности, заявив: "...можно выразить сомнение в том, что весьма разнообразные и постоянно изменяющиеся усилия, действующие на корабль на волнении, когда-либо будут полностью выражены математическим языком".

И вот приехал в Лондон русский, никому там дотоле не известный "капитан Крылов" и изложил в Британском обществе корабельных инженеров "теорию качки корабля", в которой с математической строгостью исчерпывающе была решена важнейшая проблема кораблестроения, проблема поведения корабля на волнении.

Англичане, не признававшие никаких иностранных авторитетов, не могли замолчать достижение и приоритет русского ученого. Больше того, они впервые были вынуждены присудить золотую медаль общества ученому-иностранцу А.Н. Крылову.

Адмирал С.О. Макаров заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля. А.Н. Крылов развил это учение, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира.

А.Н. Крылов внес много ценного и в учение о прочности корабля. Среди работ, посвященных этому вопросу, следует назвать его труд "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930 г.). Тираж первого издания этой ценной работы разошелся в один день. В 1936 г. был издан почти заново написанный Крыловым курс лекций "Вибрация судов". Книга содержит подробное изложение теории упругих колебаний и представляет большую ценность для практики кораблестроения.

А.Н. Крылов создал классические работы и по теории магнетизма. Этой теорией он начал заниматься еще в 1884 г., сразу же после окончания Морского училища. За первые же три года молодой ученый написал десять оригинальных работ по девиации. Всего по этому вопросу А.Н. Крыловым написано более пятидесяти научных трудов. За три из них - "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении" и "О теории гирокомпаса" - академик А.Н. Крылов был в 1941 г. удостоен Сталинской премии первой степени. Многие навигационные приборы, широко применяемые сейчас на флоте и в авиации, основаны на принципах, разработанных А.Н. Крыловым.

Известен А.Н. Крылов и как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие большое практическое значение, а также разработку оригинального устройства для тренировки наводчиков, известного под названием "прибора Крылова".

С первых же дней Октябрьской революции А.Н. Крылов стал в первые ряды передовой русской интеллигенции, отдавая народу все свои знания и опыт. В 1919 г. его назначили начальником Военно-Морской академии. Он с честью оправдал столь высокое доверие и в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции организовал подготовку командных кадров для молодого советского флота. Всей душой Крылов отдавался педагогической и научной работе, блестяще справляясь со всеми заданиями Советского правительства.

Академик А.Н. Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого советского Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в решение всех важнейших проблем этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт, предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал вперед отечественную науку.

До последних дней своей жизни А.Н. Крылов участвовал в работе многих научно-исследовательских институтов и различных комиссий. Он трудился не только в областях, близких ему, - математике и кораблестроении, но и во многих других отраслях науки и техники, вплотную занимался многочисленными вопросами строительства нашего флота и работы судостроительных предприятий. К Алексею Николаевичу обращались всегда, когда возникали труднейшие вопросы, которые даже опытным специалистам казались неразрешимыми.

В списке огромного и многогранного научного наследства А.Н. Крылова более 300 названий научных трудов. Сюда входят многотомные исследования, монографии, учебные курсы, журнальные и газетные статьи и т.д. Две трети этих работ выполнены ученым при Советской власти, когда талант Алексея Николаевича развернулся во всей своей силе.

Учащаяся молодежь всегда привлекала к себе А.Н. Крылова. Он охотно помогал советами и разъяснениями всем, обращавшимся к нему. Будучи весьма занятым, он тем не менее соглашался читать лекции слушателям разных факультетов Военно-Морской Академии. Его лекции, прочитанные на курсах комиссаров флота в 1919-1921 гг., являются непревзойденными по ясности и доходчивости изложения.

Наш народ высоко оценил заслуги академика А.Н. Крылова перед Родиной. В связи с 75-летием со дня рождения он был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. В 1943 г., накануне 80-летия Крылова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Весной 1945 г., в связи с празднованием 220-летия Академии наук, старейший академик А.Н. Крылов был награжден третьим орденом Ленина.

Дожив до победного окончания Великой Отечественной войны, Алексей Николаевич Крылов с радостью видел торжество нашей великой Родины.

В августе 1945 г., чтобы быть ближе к научным морским организациям и к родному кораблестроению, он переехал в Ленинград.

А.Н. Крылов похоронен на Белковом кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил его великих современников И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) по окончании курса Инженерного училища, прослужив недолго в саперах, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он сблизился и подружился с Сергеем Петровичем Боткиным (1832-1889). Докторская диссертация Ивана Михайловича была на тему: "О влиянии алкоголя на температуру тела человека".
Неизвестно, служил ли ему его родной братец, Андрей Михайлович, объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С.П. Боткина:
"Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш земляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
"Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в деревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан [чайный] водки; мне подают дрожки, я объезжаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу, скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, выпью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью стакан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью стакан водки... и т.д."
Боткин:
"Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?"
Помещик:
"Я вышел в отставку после взятия Варшавы [Паскевичем в 1831 г.] и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?"
Боткин:
"Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу. Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?"
Сеченов:
"Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский".
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С.П. Боткину про не менее "правильный" образ жизни своего брата Андрея.

Пароходы на Волге

В детстве Алексей Николаевич Крылов каждый год ездил с родителями на Нижегородскую ярмарку. Большую часть пути приходилось проделывать по Волге, так что он оставил очень любопытные зарисовки о пароходах того времени:
"В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ "Самолёт", "По Волге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся "мостиком", куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.
Пароходы были колёсные, машины большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы "Кокериль".
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолётские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50-70 вёрст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескреплённых между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм.
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход "Александр II", американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы "дымовую завесу", если применить теперешний термин.
Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нём нефть взорвется, и т.п., поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию "Нижний – Астрахань" пять пароходов американской системы, да на линию "Нижний – Рыбинск" тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плёса были с одним задним колесом.
Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа".

Шадринск

В Вятской губернии в XIX веке существовал уездный город Шадринск. Потом он несколько раз менял своё административное подчинение. А.Н. Крылов так со слов отца объяснял происхождение этого названия:
"У помещиков Родионовых было в Вятской губернии 10 000 десятин векового вязового леса. Вязы были в два и в три обхвата, но никакого сплава не было, поэтому в лесу велось шадриковое хозяйство, теперь совершенно забытое.
Это хозяйство состояло в том, что вековой вяз рубился, от него обрубали ветки и тонкие сучья, складывали в большой костёр и сжигали. Получалась маленькая кучка золы; эта зола и называлась шадрик и продавалась в то время в Нижнем на ярмарке по два рубля за пуд; ствол же оставлялся гнить в лесу.
После этого не удивительно, что от вековых вязовых лесов Вятской губернии и воспоминаний не осталось".

Свободное время на корабле

"Во время якорной стоянки на военном корабле свободны и располагают своим временем кот, поп и доктор".

Закон Божий

В севастопольском уездном училище Алёша изучал Закон Божий на уроках протоиерея, настоятеля собора. Тот учил их Закону Божию по катехизису Филарета, старого издания, в котором к тексту: "властем предержащим повинуйтесь и покоряйтесь" при перечислении властей, которым надлежит покоряться, значилось: "крепостные своим помещикам и господам". Крепостное право было отменено в 1861 г., но в севастопольской лавке более нового издания катехизиса не было, и ребята смущали попа вопросом, как это "вера" была изменена царским указом. Обыкновенно следовал ответ:
"Стань до конца урока в угол на колени, учи, как напечатано; а кто ещё будет спрашивать, тому уши надеру".

О лесосплаве

по Волге и её притокам А.Н. Крылов рассказывал так:
"Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжи, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли “лотом”, а тот канат, на котором его волочили, назывался “сукой” (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся “кичкой”. Отсюда команда старинных волжских разбойников:
“Сарынь [т.е. бурлаки], на кичку!”"
Поясню, что беляна – это плоскодонная некрашеная баржа почти прямоугольной формы. Расшива – это тоже плоскодонное судно, но с заострённым носом и кормой; могла ходить и под парусом.

Российская империя

Алексей Николаевич Крылов в селе Висяге Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье Николая Александровича Крылова (1830-1911) и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник боевых действий англо-франко-русской войны 1855-1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненого под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

По традиции, Алексея Николаевича ждала судьба военного, но большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников, Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), которые в дальнейшем стали знаменитыми русскими (и французскими - В. Анри) врачами, учёными, композиторами.

В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938-1940 годах опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

  • «Основания теории девиации компаса»;
  • «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»;
  • «О теории гирокомпаса».

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

С 1900 года А. Н. Крылов деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом повреждённого корабля затоплением неповреждённых отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет… на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение».

В 1900-1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908-1910 годах - главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель). С 1910 года - ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 гг. экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915-1916 гг. председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.

А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. славился острым языком, и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами.

В 1916 Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 г. - консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 гг. - начальник Морской академии.

В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Великой Октябрьской социалистической революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие Отечественного флота. В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.

В 1928-1931 гг. директор Физико-математического института АН СССР.

А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.

А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

В 1931 году Крылов опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем собственных значений, а именно вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление не типичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.

В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

В 1944 году принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые тёплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы.

Память

  • В 1955 и 1963 годах в честь Крылова были выпущены марки «Почты СССР».
  • В 1963 году в честь Крылова была отчеканена настольная медаль.

Популяризаторская деятельность

А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трёх законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям. Благодаря Крылову, широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.

Адреса в Санкт-Петербурге - Ленинграде

  • 1901-1913 - доходный дом - Зверинская улица, 6, кв. 8.
  • 1937 - 26 октября 1945 года - Университетская набережная, 5.

Наследие А. Н. Крылова

А. Н. Крылов - основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Кавалер ордена Святого Станислава 1-й степени, трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он - член-корреспондент, а с 1916 - действительный член Академии наук.

В честь А. Н. Крылова названы:

  • Кратер на Луне
  • Премия имени академика А. Н. Крылова Российской академии наук. Присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
  • Премия имени А. Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга. Присуждается за выдающиеся научные результаты в области технических наук.
  • Головной, ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ им. акад. Крылова.
  • Улица Академика Крылова в Приморском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Академика Крылова в Севастополе.
  • Улица Академика Крылова в центре Чебоксар.
  • Улица Крылова в Николаеве

В Алатыре установлен памятник Крылову: бюст и два якоря, соединённые цепью. В Алатыре также названа в его честь школа-гимназия № 6.

В истории науки редко можно найти ученого с такими широчайшими и многогранными интересами, каким был Алексей Николаевич Крылов. Математика, механика, физика, кораблестроение, педагогика, история науки и техники - таков далеко не полный перечень областей знания, в которые внес значительный вклад этот выдающийся ученый.

А.Н. Крылов родился 15 августа 1863 г. в Симбирской губернии в семье артиллерийского офицера, заместителя предводителя местного дворянства. Семья состояла в близком родстве с Сеченовыми, Филатовыми, Ляпуновыми. Выдающийся русский математик А.М. Ляпунов оказал заметное влияние на увлечение Крылова математикой в детстве и ранней юности.

В 1884 г. А.Н. Крылов окончил Морской корпус в чине мичмана с занесением его имени на мраморную доску. В последние годы учебы в Морском корпусе Крылов глубоко изучает теорию магнитных компасов. Значительное влияние на развитие этого интереса оказал выдающийся русский магнитолог И.П. де-Колонг, который и привлек мичмана Крылова к работе в компасной части Главного гидрографического управления. Здесь начинается его самостоятельная научная деятельность, в частности, появляются первые публикации в области компасного дела.

В 1887 г. Крылов поступает на Франко-Русский судостроительный завод, где блестяще решает задачу расчета башни для орудий броненосца «Николай I». Эта первая работа А.Н. Крылова по кораблестроению, напечатанная в № 5 «Морского сборника» за 1888 г., послужила основой при разработке теории расчета орудийных подкреплений, развитой в дальнейшем профессорами Военно-морской академии И.Г. Бубновым и Ю.А. Шиман ским.

В 1888 г. А.Н. Крылов после двухгодичной практики на Франко-Русском заводе поступает в Морскую академию на кораблестроительное отделение. После окончания с отличием академии в 1890 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морского училища. Конференция Морской академии постановляет занести его имя на мраморную доску. С осени 1891 г. он начинает вести в Морской академии два самостоятельных курса - начертательной геометрии и теории корабля. В 1896 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морской академии. За долгие годы деятельности в стенах Морской академии им был проведен ряд выдающихся исследований, принесших ему славу крупнейшего специалиста по кораблестроению как в России, так и за рубежом.

На лекциях по теории корабля, прочитанных слушателям академии в 1895 г., А.Н. Крылов впервые изложил теорию килевой и вертикальной качки корабля на волнении. Как и все работы Крылова, теория килевой качки была создана им в связи с необходимостью решения практической задачи: в 1895 г. в ходе постройки Либавского порта требовалось определить минимально допустимый запас глубины воды под килем корабля, чтобы при килевой качке судно не коснулось дна гавани. Решить эту задачу Главное гидрографическое управление по поручению морского министра адмирала Н.М. Чихачева предложило капитану Крылову

Вскоре ответ на этот вопрос в более общем виде был готов. В ноябре 1895 г. в Русском техническом обществе (РТО) в Петербурге А.Н. Крылов прочитал доклад на тему «Новая теория килевой качки корабля на волнении». В марте 1896 г. А.Н. Крылов выступил с этим же докладом в Английском обществе корабельных инженеров в Лондоне. Впервые наука о корабле получила классическое решение исследуемого вопроса, до того попытки ряда иностранных ученых в этой области были безуспешными.

Вернувшись на родину, А.Н. Крылов продолжает свои исследования и создает «Общую теорию качки корабля на волнении». В январе 1898 г. он делает доклад в Петербурге в РТО, а в апреле того же года вновь выступает с новой обобщенной теорией в Английском обществе корабельных инженеров.

За решение одной из фундаментальных проблем кораблестроения А.Н. Крылов был удостоен золотой медали Английского общества корабельных инженеров, впервые за всю тридцатипятилетнюю историю Общества присужденной иностранцу. Теория качки корабля стала называться «теорией Крылова» и под этим названием вошла во все курсы теории корабля. Исследования А.Н. Крылова вопросов качки корабля на волнении принесли ему мировую известность и выдвинули его имя в ряд выдающихся исследователей в области динамических проблем теории корабля.

В январе 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим Опытовым судостроительным бассейном морского ведомства с оставлением в должности по академии. Под его руководством Опытовый бассейн превратился в первый в России научно-исследовательский центр по вопросам кораблестроения и вооружения.

Во время работы в Опытовом бассейне А.Н. Крылов совместно с адмиралом С.О. Макаровым - основоположником учения о непотопляемости кораблей - развернул серию обширных исследований в области обеспечения живучести кораблей. В 1903 г. он представил в Морской технический комитет таблицы непотопляемости, составленные для броненосца «Петропавловск». Вопросы живучести и боеспособности кораблей впервые в истории флота были поставлены на прочную математическую основу. Правильность положений теории непотопляемости Крылова - Макарова подтвердил опыт Цусимского боя в Русско-японской войне 1904 г., после чего они получили общее признание и практическое применение в кораблестроении. В английском военно-морском флоте подобные таблицы для кораблей были введены лишь спустя 25 лет после того, как они были разработаны А.Н. Крыловым.

Алексей Николаевич Крылов был не только выдающимся ученым, но и крупным организатором ведущих областей русской техники и промышленности. В 1907 г. он был назначен главным инспектором кораблестроения, а в 1908 г. в чине генерал- майора - исполняющим должность председателя Морского технического комитета морского министерства.

Став во главе Морского технического комитета, А.Н. Крылов проводит огромную работу по строительству русского флота. Принимая самое активное участие в создании новых линкоров, по своей боевой мощи превосходивших иностранные, А.Н. Крылов заложил основы современных методик проектирования кораблей. Под его руководством была создана оригинальная «русская система набора», обеспечивающая необходимую прочность кораблей при наименьшем возможном их весе. Борьба за живучесть кораблей - за сохранение их боевых качеств в условиях тяжелых повреждений - была впервые поставлена на рациональные основы. Проблемы, занимавшие кораблестроителей того времени, - борьба с вибрацией корпуса и механизмов, стабилизация боевых постов, уменьшение вредных последствий бортовой качки судов на волне и многие другие - получили свое законченное решение.

Современная строительная механика корабля, т.е. наука о прочности корабля, во многом обязана своим развитием Алексею Николаевичу, который не только обогатил ее такими капитальными трудами, как «О расчете балок, лежащих на упругом основании» и «Вибрация корабля», но и по праву может считаться ее основоположником, наряду с И.Г. Бубновым, с которым он работал в тесном сотрудничестве в начальный период создания этой науки.

Занимаясь приложением математики к решению практических задач, А.Н. Крылов настолько развивал сами средства математического анализа, что многие его научные труды по кораблестроению являются ценным вкладом в область прикладной математики, дающим возможность считать его не только ученым-кораблестроителем, но и выдающимся математиком.

Крылов - по образованию инженер-кораблестроитель и военный моряк - был выдающимся ученым не только в области кораблестроения и математики, но и таких наук, как артиллерия, астрономия, компасное дело и др.

Научное творчество А.Н. Крылова получило всеобщее признание в кругах общественности России. В 1914 г. Алексей Николаевич избирается членом-корреспондентом, а два года спустя - действительным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1916 г. Крылов был назначен директором Главной физической обсерватории.

А.Н. Крылов принимал активное участие в работе научно-технических обществ:

  • 1886 г. - член экспертной комиссии Третьей электротехнической выставки, организованной РТО;
  • 1890 - 1893 гг. - действительный член РТО по трем отделам: военно-морскому, электротехническому и воздухоплавательному;
  • 1893 г. - член Петербургского математического общества;
  • 1896 г. - член Английского общества корабельных инженеров;
  • 1902 г. - член Общества морских инженеров;
  • 1910 г. - почетный член Общества морских инженеров;
  • 1914 г. - президент Русского физико-химического общества и председатель его физического отделения;
  • 1915 г. - почетный член Союза морских инженеров с момента его создания;
  • 1924 г. - действительный член Английского королевского астрономического общества;
  • 1932 г. - почетный член и председатель Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения (НИТОСС) с момента его создания;
  • 1942 г. - почетный член Английского общества корабельных инженеров.

После революции А.Н. Крылов участвовал в преобразовании Морской академии. В 1919 г. приказом Реввоенсовета Балтийского флота Алексей Николаевич был назначен начальником Морской академии. В полуторагодичный период пребывания А.Н. Крылова в этой должности под его непосредственным руководством были разработаны новые учебные планы и программы по всем предметам технических факультетов академии.

В 1921 г. Крылов был командирован Академией наук в западноевропейские страны в составе комиссии, имевшей целью возобновление научных сношений с зарубежными учеными и научными учреждениями, закупку книг и новейших оптических и физических приборов. Эта командировка вылилась в продолжительную, вплоть до 1927 г., службу его за границей, вначале связанную с выполнением различных заданий советских торговых представительств в Берлине, Лондоне и Париже, затем в качестве начальника Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине, позже - в качестве члена правления Русско-Норвежского пароходного общества и наблюдающего за постройкой судов, заказанных в разных странах Европы.

По возвращении из-за границы в 1927 г. Алексей Николаевич возобновил чтение лекций в Морской академии и вернулся к заведованию Физико-математическим институтом Академии наук. Наряду с этим он принимал самое близкое участие в разрешении сложных технических вопросов, возникавших в различных областях военного и гражданского судостроения. Эта деятельность А.Н. Крылова сочеталась с большой научной работой. За фундаментальные труды «Основания теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса Анщютца» и «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении» А.Н. Крылов был удостоен в 1941 г. Государственной премии первой степени. В течение последних лет жизни А.Н. Крылов был бессменным председателем правления Научного инженерно-технического общества судостроителей (ВНИТОСС), деятельностью которого активно руководил.

Деятельность А.Н. Крылова была высоко оценена еще при жизни: он был награжден двумя орденами Ленина и удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю и плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для военно-морского дела ему было в 1943 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда. Центральный научно-исследовательский институт № 45 Наркомата судостроительной промышленности СССР, созданный по его замыслу и при его участии, с 1944 г. стал носить имя А.Н. Крылова.

26 октября 1945 г. на 83-м году жизни Алексей Николаевич Крылов скончался. Он похоронен в некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил Д.А. Менделеева и И.П. Павлова.

Постановлением Совнаркома СССР, опубликованным в газетах 27 октября 1945 года, имя ученого было присвоено Военно- морской академии кораблестроения и вооружения, созданной 27 августа 1945 г. В его честь были учреждены стипендии для адъюнктов академии и кораблестроительного факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, для докторантов и аспирантов Института математики Академии наук СССР, Института механики АН СССР, для аспирантов Ленинградского государственного университета, Ленинградского и Николаевского кораблестроительных институтов. Имя ученого-кораблестроителя было присвоено Всесоюзному научно-техническому обществу судостроения (ныне НТО имени А.Н. Крылова).

Позже на доме № 5 по Университетской набережной, где последние годы жил и работал академик, была установлена мемориальная доска.

Инженерная и изобретательская деятельность А.Н. Крылова

А.Н. Крылов проявил себя как талантливый изобретатель уже в ранней молодости.

В 1886 г. мичман Крылов, работая под руководством профессора И.П. де-Колонга - одного из создателей теории девиации компаса, разрабатывает прибор для определения сил, действующих на магнитную стрелку компаса, - дромоскоп. Это устройство служило для исправления компасных и магнитных курсов корабля, а также для нахождения азимута светил. Творчески перенося в область технических расчетов те рациональные приемы и способы приближенных вычислений, которые были выработаны астрономами и геодезистами и оставались чуждыми технике, А.Н. Крылов создал совершенный прибор, нашедший широкое применение на флоте, в экспедициях Гидрографического департамента. С девиацией компаса связаны и первые печатные работы А.Н. Крылова .

Дромоскоп был выставлен в русском павильоне Международной Колумбовой выставки в Чикаго в 1893 г. На Всероссийской выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде прибор был отмечен дипломом II разряда, а на Всемирной выставке 1900 г. в Париже - золотой медалью .

К исследованию компасов А.Н. Крылов возвращался неоднократно и впоследствии. В 1938 г. в работе «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении» им была с исчерпывающей полнотой исследована динамика компаса и предложена оригинальная конструкция сферической картушки с успокоительными цистернами и температурным компенсатором .

С начала XX в. морской флот стал оснащаться новым прибором для определения курса - гироскопическим компасом, основанном на совершенно ином физическом принципе, чем магнитный компас. В 1930-е гг. при освоении и разработке новых гироскопических приборов на заводе «Электроприбор» (Ленинград) А.Н. Крылов был главным консультантом завода и содействовал созданию в кратчайшие сроки гирокомпасов типа «Курс», «Гиря» и «Полюс».

Разработка методики скоростных испытаний кораблей

А.Н. Крылов сформулировал требования, которые должны предъявляться к мерным линиям, дал исчерпывающие указания об организации пробегов корабля на скоростных прогрессивных испытаниях, о порядке записей наблюдений и т.д. Эти требования легли в основу общесоюзного стандарта по скоростным прогрессивным испытаниям кораблей, изданного в 1935 г. и неоднократно переиздававшегося.

Обратив внимание на то, что основной прибор бассейна - буксировочный динамометр, заказанный в Англии, не обеспечивает необходимой точности сопротивления моделей, А.Н. Крылов предложил новый тип динамометра - простую оригинальную конструкцию из алюминия - материала, только начинавшего тогда свой победный путь в технике. Основная деталь этого динамометра - треугольный равноплечный рычаг с успехом эксплуатировалась в бассейне в течение многих лет.

Принятая А.Н. Крыловым методика буксировочных испытаний моделей и основы пересчета результатов испытаний моделей на натуру просуществовали без изменения вплоть до 1933 г. .

В связи с началом проектирования проф. И.Г. Бубновым первых русских подводных лодок в бассейне под руководством А.Н. Крылова в 1903 г. была сконструирована и поставлена на буксировочную тележку оригинальная установка, позволяющая производить буксировочные испытания моделей подводных лодок в полном погружении.

В эти годы были испытаны модели всех кораблей, строившихся в то время на отечественных верфях и за границей по русским заказам. Кроме того, буксировались многочисленные модели по проектам разных изобретателей, в том числе модели «водобронных» миноносцев - полуподводных лодок Джевецкого и «водобронных» кораблей Гуляева - прообраза кораблей с противоминной булевой защитой, появившихся в годы Первой мировой войны.

Деятельность в области строительной механики и вибрации корпуса корабля

В 1900-х гг. при испытании крейсеров «Громобой» и «Баян» были обнаружены весьма сильные вибрации этих судов. В то время вопрос о вибрации судов не был исследован теоретически и представлял большие затруднения для корабельных инженеров. А.Н. Крылов разработал прибор - виброграф, записывающий колебания различных частей корпуса корабля. Впервые в истории русского флота были изучены случаи возникновения вибрации на судах и рекомендованы методы борьбы с ней . Начав в 1901 г. читать курс вибрации судов, А.Н. Крылов пришел к необходимости сообщать своим слушателям и некоторые общие вопросы математической физики, дабы прикладные вопросы вибрации судов те сумели достаточно сознательно воспринять. В результате в 1908 г. вышел в свет учебник - курс лекций по вибрации судов, опередивший свое время на три десятилетия, а в 1913 г. - книга «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, имеющих приложения в технических вопросах».

В 1902 г. А.Н. Крылов создает тензометр - рычажный прибор для определения удлинения участка любой судовой связи. Испытания прибора и замеры удлинений А.Н. Крылов провел в Тулоне на крейсере «Аскольд», а затем в 1903 г. на учебном судне «Океан» при переходе из Либавы в Порт-Артур .

Тензометр нашел широкое применение при исследовании напряжений в судовых конструкциях и, по-видимому, до сих пор является наиболее совершенным из всех приборов, работающих со штангой и измерительной коробкой. Изобретателю удалось до­биться высокой точности передаточного механизма, поскольку влияние мертвых ходов в нем почти устранено .

Широкое применение в практике машиностроения нашли работы А.Н. Крылова: «О напряжениях, вызываемых в упругой системе динамической нагрузкой», «О расчете балок, лежащих на упругом основании», «О критических скоростях вращающегося вала».

А.Н. Крылов и артиллерийское дело

Начиная с 1894 г. в период создания А.Н. Крыловым теории качки корабля, в поле зрения ученого попали вопросы точности артиллерийской стрельбы при качке.

В сентябре 1894 г. Крылов предложил морскому министерству изобретенный им и изготовленный на собственные средства прибор для автоматической артиллерийской среды - кренометр-замыкатель. «Принятые ныне на флоте кренометры для автоматической стрельбы, - писал он в рапорте от 23 мая 1895 г., - не дают и не могут давать точных результатов, ибо по самому принципу своего устройства показывают направление не истинной горизонтальной плоскости, а кажущейся. Мною изобретен кренометр, дающий: 1) направление истинной отвесной линии, 2) снабженный приспособлением для автоматического замыкания тока с предварением на время опаздывания воспламенения заряда» . К этому прибору он приспособил также успокоитель качки.

Через год Крылов сообщил, что по его указаниям построен специальный гидравлический кренометр, постоянно показывающий при качке статический крен и дифферент корабля, необходимые для пользования таблицами непотопляемости .

В начале 1900-х годов, будучи профессором Морской академии, А.Н. Крылов выполнил ряд теоретических и опытных работ по исследованию причин, влияющих на точность стрельбы морской артиллерии, разработал способ обучения наводчиков стрельбе на волнении и сконструировал несколько оптических артиллерийских приборов .

В 1904 г. он принял деятельное участие в снабжении морской артиллерии оптическими прицелами для орудий.

В Русско-японскую войну флот России вступил, не имея ни одного оптического прицела. Отечественная промышленность к этому времени только начала осваивать производство сложного по своему устройству оптического прицела Обуховского завода конструкции Я.Н. Перепелкина «образца 1903 года» и не могла своевременно обеспечить им военные суда.

Учитывая создавшееся положение, А.Н. Крылов разработал проект оптического прицела упрощенного типа. Прицел Крылова по конструкции был проще прицела «образца 1903 года», значительно дешевле его в производстве и в обращении. В августе 1904 г. этот прицел был испытан Комиссией морских артиллерийских опытов, которая дала ему высокую оценку. Прицел Крылова был принят на вооружение.

Впоследствии, выполняя задание морского министерства, А.Н. Крылов принял участие в работе по улучшению конструкции устройств Я.Н. Перепелкина и созданию нового образца оптического прицела Обуховского завода, принятого флотом на вооружение в 1907 г. .

В 1905 г. А.Н. Крылов представил доклад о влиянии качания судов на стрельбу из орудий. В одном из разделов этого доклада он излагал разработанный им метод фотографической записи качаний корабля. Несколько позже, в 1907 г., А.Н. Крылов применил этот метод для опытного исследования влияния качки корабля на стрельбу. На канонерской лодке «Уралец», предоставленной в его распоряжение, он в течение трех месяцев проводил в различных условиях опытные стрельбы по щитам. Из двух орудий было выпущено более 600 снарядов . Опыты показали, что разработанный Крыловым «телефот» - фотографическая камера особой конструкции для записи качки корабля - успешно функционирует. На основе этих опытов был разработан новый проект прибора, который в дальнейшем был применен А.Н. Крыловым в его экспедиции на пароходе «Метеор».

Крыловский телефот - щелевой фотографический аппарат - получил свое дальнейшее развитие в работах отечественных геофизиков В.В. Шулейкина, А.А. Иванова, М.А. Козырева и др. .

Стрельбы 1907 г. привели А.Н. Крылова к мысли создать специальный прибор для обучения наводчиков орудий стрельбе на качке, при помощи которого перед глазами наводчика производилось бы такое качание щита, которое заставляло бы наводчика придавать прицельной линии движение, тождественное тому, какое она будет описывать при действительной качке и при котором упражнение в наводке и стрельбе производилось бы без фактической стрельбы .

Прибор этот должен позволять изменять элементы качки, а также и комбинации качки килевой, боковой и рысканья на курсе в соответствии с различным направлением движения судна относительно волнения.

В 1909 г. А.Н. Крылов разработал схему такого прибора, названного им отмечателем. Отмечатель вначале изготовлялся для 120-миллиметровой пушки. Но после того как предварительное опробование прибора показало, что отмечатель будет удовлетворять своему назначению, Морской технический комитет поручил А.Н. Крылову расширить первоначальное задание и, кроме отмечателя для 120-миллиметровой пушки, разработать конструкцию отмечателя для пушек других калибров.

В ноябре 1910 г. отмечатели Крылова были изготовлены и переданы для испытания на корабли Балтийского и Черноморского флотов. На основании результатов испытаний Артиллерийский отдел Главного управления кораблестроения в начале 1912 г. вынес решение, что суда следует снабжать только приборами-отмечателями генерал-лейтенанта Крылова. Прибор Крылова имел большое практическое значение, так как давал возможность обучать и тренировать наводчиков без выхода корабля в море и без стрельбы дорогостоящими снарядами.

Изобретение отмечателя имело чрезвычайно большое значение для русского военно-морского флота. Подобным прибором не владел ни один флот мира. Во время Первой мировой войны русский флот оказался более напрактикованным в стрельбе на качке, чем его противник - германский флот . За разработку первого в мире устройства для обучения корабельных артиллеристов А.Н. Крылов получил в 1912 г. премию Михайловской артиллерийской академии .

К приборам, с помощью которых А.Н. Крылов стремился повысить точность стрельбы морской артиллерии, относится и изобретенный им в 1907 г. прибор «упредитель». Прибор был предназначен для установки целика орудия с учетом скорости корабля противника. Комиссия по выработке наставления для подготовки судов и эскадр к бою при морском министерстве одобрила докладную записку А.Н. Крылова и рекомендовала поручить разработку проекта Обуховскому заводу под непосредственным руководством автора . Прибор был изготовлен и испытан в навигацию 1908 г. на Балтийском флоте, а в навигацию 1909 г. - на Черноморском . Упредитель был удостоен премии Михайловской артиллерийской академии «за выдающиеся работы в области артиллерии».

Систематизировав и обобщив опыт русских изобретателей XIX в., А.Н. Крылов разработал в 1907 г. конструкцию морского оптического дальномера, названного автором «дифференциальным дальномером». Этот прибор весьма оригинальной конструкции был рассчитан для определения расстояния до предметов (базы), исходя из их высоты; в случае, когда высота «базы» заранее не известна, то величина расстояния устанавливалась пристрелкой. Подробно техника пользования дифференциальным дальномером была изложена А.Н. Крыловым в «Наставлении для пользования дальномером системы генерал-лейтенанта Крылова» . Дальномер был изготовлен и испытан на флоте в навигацию 1911 г. В 1912 г. он был принят на вооружение русского флота. Подробно изучая и исследуя результаты применения дифференциального дальномера во флоте, А.Н. Крылов особенно чутко прислушивался к заключениям специалистов флота и на основании этих замечаний производил работы по дальнейшему усовершенствованию дифференциального дальномера.

Изобретение приборов для проведения вычислений

Как известно, А.Н. Крылов уделял большое внимание вопросам вычислений. Его трудами создавалась «исключительно высокая вычислительная культура в нашей стране» . В ноябре 1903 г. ученый выступает с докладом «Точная теория планиметра- топорика, изложенная элементарно» в Русском физико-химическом обществе. По чертежам, сделанным Крыловым, был изготовлен действующий прибор оригинальной конструкции . В этом же месяце его теория планиметров и полное описание прибора были представлены на заседании Физико-математического отделения академии. Отметив полноту и законченность разработанной А.Н. Крыловым теории, отделение постановило опубликовать эти исследования .

Другим примером изобретения А.Н. Крыловым приборов для приближенных вычислений является создание интегратора дифференциальных уравнений. О своем изобретении он докладывает на заседании Русского физико-химического общества в декабре 1903 г. Затем оно было представлено в январе 1904 г. академиком А.М. Ляпуновым физико-математическому отделению Академии наук. А.М. Ляпунов подчеркнул достоинства «весьма остроумного» прибора Крылова по сравнению с известным интегратором лорда Кельвина, который годился только лишь для интегрирования линейных дифференциальных уравнений при условии предварительного преобразования их к известному виду. Прибор Крылова не требовал никаких предварительных вычислений, мог применяться как в случае интегрирования нелинейных уравнений весьма общего вида, так и для численного решения алгебраических уравнений. Отделение напечатало статью А.Н. Крылова об интеграторе в ближайшем выпуске «Известий Академии наук» .

Изобретенный А.Н. Крыловым интегратор был высоко оценен научной общественностью. Подробное описание прибора Крылова поместил в 1905 г. в «Известиях С.-Пб. Политехнического института» С.П. Тимошенко .

Н.Е. Жуковский, представляя в 1914 г. в Московском университете А.Н. Крылова к присуждению ему степени доктора honoris causa, отмечал среди изобретенных Крыловым приборов «остроумную машину для интегрирования уравнений» . Академик Б.Б. Голицын при выдвижении А.Н. Крылова на звание ординарного академика Императорской Академии наук в 1916 г. писал: «Особой оригинальностью и остроумием отличается его прибор для интегрирования дифференциальных уравнений, в котором, при помощи особых шаблонов, характеризующих виды уравнения, ему удается чисто механическим путем находить интеграл заданного дифференциального уравнения» . Интегратор Крылова является одной из первых счетно-решающих интегрирующих механических машин.

Другие изобретения и инженерные разработки

Крылов в числе других измерительных приборов сконструировал катетометр - прибор для точного измерения вертикальных расстояний между точками при физических опытах. Катетометр Крылова явился дальнейшим развитием аналогичного прибора, усовершенствованного в 70-х годах XIX столетия Д.И. Менделеевым.

В связи с большим интересом к вопросам воздухоплавания А.Н. Крылов в марте 1907 г. сделал доклад «О значении формы управляемого аэростата, о фигуре и месте постановки на нем пропеллеров» .

Одной из важнейших инженерных работ А.Н. Крылова является разработка условий морской и речной транспортировки партии железнодорожной техники, приобретенной для России в 1921 - 1923 гг. за рубежом. Исследовав техническую документацию более трех тысяч судов, А.Н. Крылов выбрал подходящую модель парохода и преобразовал его. Он разработал схему размещения паровозов в трюмах и на палубе и принимал непосредственное участие в погрузке и креплении паровозов. Так впервые была осуществлена перевозка паровозов на судах в собранном виде.

А.Н. Крылов опроверг ранее существовавшие представления об условиях судоходства и по намеченному пути доказал возможность прохода крупных судов по мелководным участкам . Экономия, полученная от такого способа перевозки, составила два с четвертью миллиона рублей золотом .

А.Н. Крылову принадлежат более 30 изобретений уникальных приборов и механизмов . Специфическая особенность творческого метода А.Н. Крылова - сочетание научных исследований с инженерными разработками, создание новых теорий и изобретение на их базе новых конструкций, приборов и устройств проявлялись на всех этапах его долгой и плодотворной профессиональной деятельности.

Использованные источники

  1. История физико-математических наук: Сб. ст. / Ред. А.Т. Григорьян, А.П. Юшкевич. - М.: Изд-во АН СССР, 1956, Т. 15. - 356 с.
  2. Рукописное наследие академика Алексея Николаевича Крылова: Науч. описание / под ред. акад. В.И. Смирнова. - Л.: Наука, 1969. - 334 с.
  3. Варганов Ю. Идут в музей и школьники, и ветераны // Флот. - 1997. - № 104 - 105. - С. 6.
  4. Варганов Ю. На вечные времена: Книжное собрание академика А.Н. Крылова // Библиотека. - 1996. - № 8. - С. 22 - 24; № 9. - С. 35 - 38.
  5. Григорян Г.Г., Морозова С.Г. История инженерной мысли России в выставках и экспозициях Политехнического музея // Материалы VI научно-практической конференции «Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы». - Н. Новгород, 1996. - С. 88 - 95.
  6. Григорян Г.Г., Морозова С.Г. Научно-методические основы разработки направления «История инженерной мысли России» в Государственном Политехническом музее // Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса: Сб. ст. - М.: Наука, 1994. - С. 100.
  7. Крылов Л.Н. О расположении стрелок в картушке компаса // Мор. сб. - 1886. - № 5.
  8. . Krilov. Le Dromoscope. - СПб., 1886. - 13 с.
  9. Лучииинов С.Т. Изобретательская деятельность Алексея Николаевича Крылова // Судостроение. - 1973. - № 8. - С. 60.
  10. Ханович И.Г. Академик Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945). - Л.: Наука, 1967. - С. 101.
  11. Гире И.В. Деятельность А.Н. Крылова в Опытовом судостроительном бассейне // Судостроение. - 1963. - № 8. - С. 16 - 19.
  12. Писаржевский О. И мореплаватель, и плотник // Изобретатель и рационализатор. - 1964. - № 5. - С. 30 - 32.
  13. Академик Алексей Николаевич Крылов: К 45-летию научной и педагог. деятельности // Мор. сб. - 1935. - № 5. - С. 39 - 142.
  14. Архив РАН. Ф. 759, опись 11, дело 58.
  15. Штрайх С.Я. Алексей Николаевич Крылов: Очерк жизни и деятельности. - М.: Воениздат, 1956. - С. 94.
  16. Бойков В.И. Академик А.Н. Крылов и артиллерийская наука // Арт. журнал. - 1950. - № 10. - С. 50.
  17. Бахрах Л.М. Оптические приборы А.Н. Крылова // Природа. - 1949. - - № 3. - С. 79.
  18. Крылов Л.Н. Отчет полковника А.Н. Крылова об опытах стрельбы на качке с канонерской лодки «Уралец» в 1907 г. - СПб., 1910.
  19. Самарии В.Г. Телефот Крылова // Природа. - 1963. - № 5. - С. 91 - 95.
  20. Бахрах Л.М. Академик А.Н. Крылов и точное приборостроение// Из истории отечественной техники. - Л., 1950. - С. 195.
  21. Архив РАН. Фонд 759, опись 2, д.72.
  22. Ханович ИГ. Примечания // Крылов А.Н. Избр. тр. - М., 1958. - С. 769.
  23. Извлечения из протоколов заседаний Академии наук. Физико-математическое отделение // Изв. Имп. Акад. наук. - 1904. - Т.20. - № 1. - С. VIII.
  24. Л. Kriloff. Sur un integrateur des equations differentielles ordinaires // Изв. Имп. Акад. наук. - 1904. - Т. 20, № 1. - С. 17 - 37.
  25. Тимошенко С.П… Описание прибора А.Н. Крылова для интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений // Изв. С.-Петербург. Политехи, ин-та. - 1905. - Т. 3. - Вып. 3 - 4. - С. 397 - 406.
  26. Жуковский Н.Е. Собрание сочинений. Т. 7. - М. - Л.: Гостехиздат, 1950. - С. 263.
  27. Архив РАН (СПб. отделение). Фонд 759, опись 2, ед. 12, л. 1 - 5.
  28. Куренский М. Академик А.Н. Крылов // Техн. книга. - 1938. - № 12. - С. 36 - 40.
  29. Лаврентьев М.Л., Фаворов П.Л. Алексей Николаевич Крылов. 1863 - 1945 // Судостроение. - 1963. - № 8. - С. 1 - 4.
  30. Яковлев И.И. По заданию Ленина // Судостроение. - 1970. - № 2. - С. 50 - 52.
  31. Краткий очерк научной и инженерной деятельности акад. Алексея Николаевича Крылова // Вестн. металлопром-сти. - 1939. - № 4. - С. 9.
  32. Кремер Л.М. Новые материалы об академике А.Н. Крылове // Судостроение. - 1975. - № 8. - С. 63.
  33. Архив Академии наук СССР: Обозрение архивных материалов. - Т. 3. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - С. 26 - 28.

Подготовлено по:

Морозова, С.Г. (Политехнический музей), Варганов, Ю.В. (Музей Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова). Анализ источниковой базы творческого наследия академика А.Н. Крылова (1863 - 1945) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб. ст. – Вып. 2. – М., 2001. - С. 116–141. – Библиогр.: с.139 - 141.

Ученый и кораблестроитель разработал теорию качки и теорию непотопляемости. И на практике сделал очень многое [видео]

Изменить размер текста: A A

Как основателя флота российского обычно вспоминают Петра Первого - что, безусловно, справедливо. Но современного торгового и военного флота в России не было бы без Алексея Николаевича Крылова .

Гениальный теоретик и практик морского дела, кораблестроитель, генерал флота, академик, создатель современной теории корабля, теории качки и теории непотопляемости, физик и математик, механик и педагог, Алексей Крылов родился в селе Висяга Симбирской губернии (сейчас это Республика Чувашия ) в 1863 году.

Его дед участвовал в суворовских походах, был ранен в Бородинском сражении во время войны с Наполеоном. Отец-офицер участвовал в Крымской войне - между прочим, в артиллерийской бригаде он занял место Льва Толстого , переведенного на другое место службы.

И таких переплетений с судьбами великих россиян в биографии Алексея Николаевича Крылова множество. Во время учебы в Морском корпусе (1878 - 1884) он дружил с сыном Дмитрия Менделеева Володей. В каникулы молодые люди вместе приезжали в гости к создателю периодической системы элементов, Алексей учился ставить научные опыты.

По идеям Менделеева в Петербурге был построен Морской Опытовый бассейн, которым восемь лет руководил Алексей Крылов. Здесь испытывали новые модели судов и подводных лодок, в том числе первой отечественной подводной лодки «Дельфин» и ледокола «Ермак», проверяли остойчивость и плавучесть военных кораблей и влияние качки на меткость стрельбы. На основе Опытного бассейна создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

Алексей Николаевич был другом и единомышленником флотоводца и полярного исследователя Сергея Осиповича Макарова . Дочь Крылова Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу , лауреата Нобелевской премии по физике и основателя Института физических проблем.

Уже в советское время Крылов работал за границей вместе с легендарными дипломатами - Александрой Коллонтай и Леонидом Красиным . Французский и немецкий язык он отлично выучил еще подростком: Алексей с родителями несколько лет жил в Марселе и Риге. Даже в Морском корпусе он изучал математику в основном по книгам на французском языке.

В Морском корпусе Крылов освоил теорию магнитных компасов, и сразу после выпуска был принят на работу в компасную часть Главного гидрографического управления. Первое его исследование было посвящено девиации магнитных компасов (девиация - это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). Темой этой он занимался всю жизнь, и именно за теорию девиации и влияния качки на показания компаса 1941 году Крылову присудили Сталинскую премию.

Затем Алексей Николаевич окончил кораблестроительное отделение Морской академии и начал сам преподавать - чем и занимался потом практически до конца жизни, почти полувека.

Мировую известность русскому ученому принесла теория качки. Вам приходило в голову, что у волн и качающихся на них кораблей может быть какая-то теория с расчетами и формулами? Поэтичный шум прибоя, белые барашки морской пены, да хоть морская болезнь - это понятно. Но как стихию океана измерить, посчитать и применить для постройки судов, не боящихся качки? Крылов смог.

В 1895 Алексею Николаевичу поручили изучить вопрос о запасе глубины под килем корабля при боковой качке для прохода в порт Лиепаи. Крылов не только сделал расчеты, но и создал первую теорию килевой качки (до него задача считалась неразрешимой), а также теорию демпфирования (успокоения) бортовой и килевой качки. Предложенные им принципы применяются до сих пор.

В 1898 году Алексей Крылов сформулировал «Общую теорию качки корабля на волнении». Она стала называться «теорией Крылова». Пассажиры круизных лайнеров сейчас почти не ощущают волн в Средиземном море или океане - ходят себе в рестораны, загорают на палубе. Без теории Крылова идиллический отпуск в круизе быстро превратился бы в пытку.

За эти исследования Русскому капитану флота присудили золотую медаль Английского общества корабельных инженеров и сделали его членом общества - хотя раньше там ни одного иностранца не было. И это - в Британии , владычице морей, гордящейся морскими традициями!


В 1908 году Крылов назначен главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, занимающегося проектированием судов и наблюдением за их постройкой. То есть, по сути, развитием русского флота и безопасностью мореплавания. Он руководил строительством современных линкоров типа "Севастополь " и эсминцев типа "Новик".

Много позже, в 1926 году, Алексею Крылову предлагали избираться на пост вице-президента Академии наук. На что он ответил: «Не имеет смысла отрывать меня от вверенной мне постройки судов, в проекты которых я внес много своего».

С 1910 года Крылов - консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911 году - уже генерал для особых поручений при морском министре. В этой должности занимается и руководством Путиловскими заводами, и морской метеорологией, и подъемом затонувших кораблей.

Теория непотопляемости - еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил таблицы непотопляемости для военных кораблей. Они помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Идея по тем временам парадоксальная: надо не откачивать воду, как привыкли моряки, а наоборот, заполнять водой другие отсеки - тогда корпус выровняется.

Теория подъема затонувших судов - принципиально новый раздел теории корабля, созданный Алексеем Крыловым. Он его разработал на основе работ по подъему линейного корабля «Императрица Мария», погибшего в Севастопольской бухте в 1916 году.

В советское время Крылов был постоянным консультантом ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения), созданной в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны на базе ЭПРОН организовали аварийно-спасательную службу советского Военно-морского флота.

В 1912 году Крылов избран в Совет и в Правление Русского общества пароходства и торговли. В том же году подготовил доклад для морского министра, благодаря которому Государственная Дума выделила 500 миллионов рублей для «воссоздания флота». А именно - на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.

Еще в 1891 году Алексей Крылов женился на юной курсистке Елизавете Драницыной . У них родились пятеро детей, но двое умерли в младенчестве. Брак же по сути распался в 1914 году.

«Началась эта страшная война 1914 года, - вспоминает дочь Алексея Николаевича, Анна. - Изменилась жизнь и нашей семьи. Мама окончила курсы медсестер и все время работала в разных госпиталях, в лазаретах. ...Примерно в это же время у папы возник очень серьезный роман с Анной Богдановной Ферингер. Для мамы это был тяжелейший удар - узнать о папиной измене. ...Мама поручила нас своей сестре Ольге Дмитриевне, а сама уехала на фронт сестрой милосердия».

С 1915 года Крылов трудится в совете Комиссии по изучению производительных сил России. Она была создана Академией наук, возглавлял комиссию Владимир Вернадский . Шла Первая мировая война, и стране нужны были новые источники металлов и других полезных ископаемых. Комиссия продолжала работать и в советское время.

В 1916 году Алексей Николаевич становится действительным членом Академии наук, директором Главной геофизической обсерватории, в 1919 году - начальником Морской академии. Сейчас Крылова наверняка назвали бы эффективным топ-менеджером и пригласили преподавать в престижную бизнес-школу: у него было множество руководящих должностей, и везде он успевал сделать массу нового и полезного!

"Помню, я задал однажды вопрос деду:

Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И его ответ:

Генерал генералу - рознь.

Действительно, загадкой остается тот факт, что никого из нашей семьи и семьи Крыловых не подвергли репрессиям ни до войны, ни после. А ведь два сына Алексея Николаевича - Алексей и Николай - были офицерами и участвовали в гражданской войне на стороне белого движения и погибли в частях Деникина в 1918 году... Этого было вполне достаточно для самых суровых мер", - пишет Андрей Капица, внук Алексея Николаевича.

"Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. ...Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 год, папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. ...Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, - объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. - Помню, он при мне как-то рассказывал:

"Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю:

Кто знает математику в размере гимназического курса? В ответ молчание...

Кто знает математику в размере реального училища? В ответ молчание...

Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? Поднимается четыре руки.

Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время".

И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы".

С 1921 по 1927 год Крылов живет и работает в Европе . Уезжает туда вместе с группой ученых: восстанавливать научные связей, закупать оборудование и литературу. Потом становится консультантом советского полпредства, представителем Нефтесиндиката, начальником Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине , членом правления Русско-Норвежского пароходного общества.

Он постоянно в разъездах, ведет переговоры в Великобритании и Норвегии , Германии и Франции , заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах... Советская Россия купила за границей 900 паровозов, и их решено было доставить морем. А для этого надо найти суда и обеспечить безопасное плавание с необычным грузом. Крылов справился.

В Париже он наладил отношения с первой женой Елизаветой Дмитриевной (она вместе с дочкой эмигрировала еще в 1919 году). Помогал ей деньгами, хотя жил и путешествовал по Европе с Анной Ферингер. "После пережитой трагедии - гибели сыновей - родители помирились вполне. Мама поняла, что семейной жизни у них не может быть, но дружба и любовь остались. Существовала я - и для того, и для другого. Они оба сосредоточили свою любовь на мне и как бы в этом снова слились духовно", - объясняет смысл этой противоречивой ситуации Анна Крылова-Капица.


В 1927 году Крылов вернулся в Россию. Больше власти его за границу не выпустили. В 1930-е годы Крылов руководит Физико-математическим институтом Академии наук и Всесоюзным Научно-техническим обществом судостроения, создает вузовский курс "Вибрации судов". Находит третью жену, Надежду Константиновну Вовк-Россохо, с ней они жили до смерти «Вовочки» во время Великой Отечественной войны.

В 1939 году в СССР пышно отмечали 75-летие академика Крылова. "Я почти 60 лет служу любимому морскому делу и всегда считал само это служение Флоту, Родине и народу наивысшей честью для себя. Вот почему я не пойму, чем же я заслужил сегодня такие почести?", - отвечал Алексей Николаевич на поздравления.

Во время войны Крылова эвакуировали в Казань . Успев вернуться в Ленинград после Победы, в 1945 году он умер. О похоронах рассказывает внук Андрей Капица: "Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград".

x HTML-код

Великие ученые: Алексей Крылов. Русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта