Родился 10 октября 1918 года в деревне Емельяново (ныне Южский район Ивановской области). Детство провёл в городе Коврове (Владимирская область). В 1934 году окончил там 8 классов школы № 3, затем школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Работал формовщиком чугунно-литейного цеха на Ковровском экскаваторном заводе. В 1937 году переехал в город Владимир, работал токарем на граммофонном заводе. В 1936 году окончил городской аэроклуб. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (ныне г. Оренбург). Служил в частях ВВС Ленинградского военного округа.
С 19 октября 1941 года младший лейтенант Н. А. Кузнецов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 147-го ИАП (1-я САД, ВВС 14-й Армии, Карельский фронт), вскоре назначен командиром звена. Летал на И-153 и "Харрикейне". С января 1942 года старший лейтенант Н. А. Кузнецов - командир эскадрильи 760-го ИАП, в августе 1942 года назначен начальником воздушно-стрелковой службы полка. Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и Ла-5.
К 5 июля 1944 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 760-го истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) майор Н. А. Кузнецов совершил 375 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 12 самолётов противника (в наградном листе говорится о 14 личных и 12 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4312).
С конца июля 1944 года - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 195-го ИАП (той же 324-й ИАД), где летал на Ла-5 и Як-9. К ноябрю 1944 года совершил более 500 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы 12 самолётов противника (согласно наградных материалов к 1 октября 1944 года имел 16 личных и 12 групповых побед).
С сентября 1945 года - в запасе. Работал пилотом в группе особого назначения при Главном управлении Северного морского пути. С 1946 года - заместитель директора судостроительного завода в Архангельске. Позднее работал в Гражданской авиации (в авиаотрядах городов Куйбышев и Ростов-на-Дону). С 1950 года жил в Ростове-на-Дону, работал в сельхозреммеханизации, на фабрике пластмассы. С 1961 года на пенсии. Последние годы жил в городе Владимире. Умер 24 октября 1982 года, похоронен на кладбище "Улыбышево".
Награждён орденами: Ленина (22.02.1942, 26.11.1944), Красного Знамени (09.04.1943, 06.10.1943, 20.07.1944); медалями.
Список известных воздушных побед Н. А. Кузнецова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
24.04.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/5) | западнее Мурманск | "Харрикейн" |
29.04.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/4) | Западная лица | |
01.05.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/6) | озеро Травяное | |
1 Ме-109 (в гр. 1/6) | северо-восточнее озеро Долгое | ||
16.05.1942 | 1 Ме-109 | озеро Сенное | "Киттихаук" |
2 Ю-87 (в гр. 2/3) | Кестеньга | ||
17.05.1942 | 2 Ме-109 (в гр. 2/5) | севернее 34-й километр | |
22.07.1942 | 1 Ю-88 (в паре) | западнее Кемь | |
21.02.1943 | 1 Ю-87 | станция Полярный Круг | |
1 Ме-109 | |||
18.03.1943 | 1 Ме-109 | Кандалакша | |
1 Ме-109 (в паре) | озеро Товланд - аэродром Белое Море | ||
2 Ме-109 (в гр. 2/4) | Кандалакша | ||
12.08.1943 | 1 ФВ-190 | Лохиваара | |
14.01.1944 | 1 Ме-109 | южнее Тикш-озеро | |
03.06.1944 | 1 Ме-109 | Тунг-озеро | Ла-5 |
23.06.1944 | 1 "Бленхейм" | Погрен - Кондуш | |
1 "Брюстер" | аэродром Видлица | ||
04.07.1944 | 1 "Кертисс" | Сальми | |
01.08.1944 | 1 "Кертисс" | аэродром Вярдсиля | Ла-5 / Як-9 |
16.08.1944 | 1 "Кертисс" | ||
1 Ме-109 | Канунваара | ||
Всего сбитых самолётов -13 + 12; боевых вылетов - более 500; воздушных боёв - около 40. |
КУЗНЕЦОВК узнецов Николай Александрович – помощник по воздушно-стрелковой службе командира 760-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта, майор.
Родился 10 октября 1918 года в деревне Емельяново ныне Южского района Ивановской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Жил в городе Коврове Владимирской области, там окончил 8 классов школы № 3 в 1934 году, школу ФЗО. Работал формовщиком чугунно-литейного цеха на Ковровском экскаваторном заводе, в чугунно-литейном цехе. В 1937 году переехал в город Владимир, работал токарем на граммофонном заводе, одновременно занимался в аэроклубе.
В 1938 году был призван в Красную Армию Владимирским райвоенкоматом. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (Чкалов, ныне Оренбург). Службу проходил в 163-м разведывательном авиационном полку (г. Торжок), затем в 152-м истребительном авиационном полку (г. Архангельск).
Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В боевых действиях командир звена лейтенант Н.А. Кузнецов участвовал с первого дня войны. Летал сначала на истребителях И-153, И-16, затем прошел переподготовку и освоил английский «Харрикейн» и американский P-40 «Томахаук». С января 1942 года - командир эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт). К июлю 1942 года эскадрилья под его командованием провела 851 боевой вылет, в которых сбила 26 самолётов противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
К июлю 1944 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 760-го истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт) майор Николай Кузнецов совершил 375 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника и 12 - в группе.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Кузнецову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С октября 1944 года и до Победы воевал в составе 435-го истребительного авиационного полка той же дивизии, штурман полка. К концу войны на своем счету имел 550 боевых вылетов, 16 самолетов противника сбитых лично и 12 в групповых боях. В сентябре 1945 году майор Кузнецов уволен в запас.
Остался на Севере. Работал пилотом в группе особого назначения в Главном управлении Северного морского пути (Главсевморпуть). В 1946 году был временно отстранен от летной работы, трудился заместителем директора судостроительного завода в Архангельске. Вернувшись в небо, несколько лет летал на самолетах Гражданской авиации в авиаотрядах в городах Куйбышев и Ростов-на-Дону.
С 1950 года жил в Ростове-на-Дону, работал в сельхозреммеханизации, на фабрике пластмассы. С 1961 года на пенсии. Последние годы жил в городе Владимире. Скончался 24 октября 1982 года. Похоронен в городе Владимире, на кладбище "Улыбышево". В апреле 2010 года на могиле установлен новый памятник.
Награждён двумя орденами Ленина (22.02.1942; 26.11.1944), тремя орденами Красного Знамени (09.04.1943; 06.10.1943; 20.07.1944), медалью «За оборону Советского Заполярья» (1945), другими медалями.
Имя Героя увековечено на мемориалах в городах Владимир, Иваново и Южа. Исправил и дополнил
На время представления к званию Герой Советского Союза:
помощник по воздушно-стрелковой службе командира 760-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта, майор.
Родился 10 октября 1918 года в деревне Емельяново ныне Южского района Ивановской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Жил в городе Коврове Владимирской области, окончил 8 классов школы № 3 и школу ФХУ. Работал на Ковровском экскаваторном заводе, в чугунно-литейном цехе. В 1937-1938 годах работал токарем на граммофонном заводе во Владимире, одновременно занимался в аэроклубе.
В 1938 году был призван в Красную Армию Владимирским райвоенкоматом. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. Службу проходил в 163-м разведывательном авиационном полку (г. Торжок), затем в 152-м истребительном авиационном полку (г. Архангельск). Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
В боевых действиях участвовал с первого дня войны. Летал сначала на истребителях И-153, И-16, затем прошел переподготовку и освоил английский "Хариекйн" и американский P-40 "Томахаук". С января 1942 года воевал в составе 760-го истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт) командиром эскадрильи. К июлю 1942 года эскадрилья под его командованием провела 851 боевой вылет в которых сбила 26 самолетов противника.
К июлю 1944 года помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе майор Николай Кузнецов совершил 375 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника и 12 в группе.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Кузнецову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4312).
С октября 1944 года и до Победы воевал в составе 435-го истребительного авиационного полка той же дивизии штурманом полка. К концу войны на своем счету имел 550 боевых вылетов, 16 самолетов противника сбитых лично и 12 в групповых боях. В сентябре 1945 году майор Кузнецов уволен в запас.
Остался на Севере. Работал пилотом в группе особого назначения в Главном управлении Северного морского пути (Главсевморпуть). В 1946 году был временно отстранен от летной работы, трудился заместителем директора судостроительного завода в Архангельске. Вернувшись в небо несколько лет летал на самолетах Гражданской авиации авиаотрядах в городах Куйбышев и Ростов-на-Дону.
В 1950 года жил в Ростове-на-Дону, работал сельхозреммеханизации, на фабрике пластмассы. С 1961 года на пенсии. Последние годы жил в городе Владимире. Скончался 24 октября 1982 года.
Награждён двумя орденами Ленина (22.02.42; 26.11.44), тремя орденами Красного Знамени (09.04.43; 06.10.43; 20.07.44), медалями.
Родился 10 Октября 1918 года в деревне Емельяново, ныне Южского района Ивановской области, в семье рабочего. Окончив 8 классов школы № 3 в городе Ковров Владимирской области в 1934 году, работал токарем на граммофонном заводе во Владимире. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.
С Сентября 1941 года по Январь 1942 года служил в 152-м ИАП, летал на И-16 и "Харрикейне". С Января 1942 года по Июль 1944 года - в 760-м ИАП, летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и Ла-5 (до самого конца войны). С Июля 1944 года по Январь 1945 года - в 195-м ИАП. Затем, до конца войны - в 435-м ИАП.
К Июлю 1944 года помощник командира 760-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) Майор Н. А. Кузнецов совершил 375 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника и 12 в группе.
26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил около 500 успешных боевых вылетов. В 40 воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами.
С 1945 года Майор Н. А. Кузнецов - в запасе. Умер 24 Октября 1982 года. Похоронен в городе Владимире.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды); медалями.
* * *"На фронтах Отечественной войны с 22 Июня 1941 года, показал себя способным, тактически грамотным, смелым, настойчивым и решительным офицером. Как лётчик - истребитель, в совершенстве овладел техникой пилотирования и техникой воздушного боя, вполне оправдывает назначение лётчика истребительной авиации, всегда ищет воздушного противника, навязывает ему бой, берёт инициативу в воздушном бою в свои руки, активно нападает на противника и вы ходит победителем".
Так сказано в наградном листе Николая Александровича Кузнецова. Сказано предельно кратко, как и положено на фронте, но более чем выразительно. В этих словах - весь человек, весь духовный и нравственный облик защитника Родины.
А воевал Николай Кузнецов действительно здорово. Он штурмовал войска и аэродромы противника, выходил на разведку и фоторазведку, доставляя командованию нужнейшие сведения о противнике, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, когда они летали громить вражеские объекты, перехватывал в небе вражеские самолёты.
Однажды в Мае 1942 года Николай Кузнецов вылетел в составе группы из 3-х экипажей на прикрытие своих войск. Он шёл ведущим. Вдруг заметил, что к линии фронта приближаются 8 "Юнкерсов" под охраной 2 "Мессеров". Николай моментально принял решение - атаковать. Он увёл свою группу на солнце, став как бы невидимым, и напал на врага. С первой же атаки 2 "Юнкерса" факелами врезались в землю, а потом был сбит и 3-й. Остальные, поспешно сбросии бомбы на позиции своих войск, удрали на бреющем полёте.
В другой раз, вылетев парой на разведку и фотографирование аэродрома противника в районе Тунгозера, заметил 4 Ме-109. Силы были неравны. И всё же Кузнецов вступил в бой. Сбил один вражеский самолёт, после чего отлично выполнил поставленную командованием задачу.
То же самое, проявив мужество и отвагу, он повторил в районе Видлица, когда короткой пулемётной очередью зажёг вражеский самолёт, затем в районе Сальми. Он воевал по-суворовски: не числом, а уменьем.
Как-то, было это в 20-х числах Июня 1944 года, прикрывая группу бомбардировщиков Пе-2, помощник командира по воздушно - стрелковой службе 760-го истребительного авиаполка Майор Н. А. Кузнецов в районе Видлицы заметил 4 финских бомбардировщика "Бристоль - Бленхейм", атаковал их и короткой очередью из пулемётов поджёг один самолёт. Остальные бомбардировщики обратились в бегство. Кузнецов вернулся к охраняемым "Пешкам", так как в воздухе в любую минуту могли появиться неприятельские истребители. Так оно и случилось: 4 финских "Брустера" напали на нашу группу. Несмотря на двойное численное превосходство врага, Кузнецов защитил бомбардировщиков и в упорном воздушном бою сбил один "Брустер".
После этого боя на боевом счету Николая Александровича стало 13 вражеских самолётов сбитых лично и 12 в группе с товарищами. К 1 Октября 1944 года он довёл личный боевой счёт до 16 бомбардировщиков и истребителей противника.
Всего за годы войны Н. А. Кузнецов совершил около 500 боевых вылетов. И каждый раз выходил победителем. На его счету 40 проведённых воздушных боёв, 17 вражеских самолётов сбитых лично и 12 - в группе с товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года Николаю Александровичу Кузнецову бвло присвоено звание Героя Советского Союза.
* * *Список всех известных побед
Майора Н. А. Кузнецова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 24.04.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 5) | зап. Мурманск | И-16, "Харрикейн", "Киттихаук", Ла-5. |
2 | 29.04.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 4) | Западная Лица | |
3 | 01.05.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) | оз. Травяное | |
4 | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) | сев. - вост. оз. Долгое | ||
5 | 16.05.1942 г. | 1 Ме-109 | оз. Сенное | |
6 | 1 Ju-87 (в группе - 1 / 3) | р-н Мурманска | ||
7 | 17.05.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 2 / 5) | сев. 34-й километр | |
8 | 22.07.1942 г. | 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) | зап. Кемь | |
9 | 21.02.1943 г. | 1 Ju-87 | ст. Полярный Круг | |
10 | 1 Ме-109 | ст. Полярный Круг | ||
11 | 18.03.1943 г. | 1 Ме-109 | Кандалакша | |
12 | 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) | оз. Товланд - аэр. Белое Море | ||
13 | 1 Ме-109 (в группе - 2 / 4) | Кандалакша | ||
14 | 12.08.1943 г. | 1 FW-190 | Лохиваара | |
15 | 14.01.1944 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 3) | юж. Тикш - озеро | |
16 | 01.08.1944 г. | 1 "Кертисс" | аэр. Вярдсиля | |
17 | 16.08.1944 г. | 1 "Кертисс" | аэр. Вярдсиля | |
18 | 1 Ме-109 | Канунваара | ||
Всего сбитых самолётов - 17 + 12 [ 8 + 12 ]; боевых вылетов - около 500; воздушных боёв - около 40. |