Главная » Маринование грибов » Мухина Валерия Сергеевна – выдающийся отечественный психолог. а) факторы, определившие возникновение школы

Мухина Валерия Сергеевна – выдающийся отечественный психолог. а) факторы, определившие возникновение школы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

« Мухина Валерия Сергеевна - выдающийся отечественный психолог»

Выполнила: студентка 2 курса 202 группы

Преподаватель:

  • Введение 3
  • 1. Основные даты биографии 4
  • 2. Основные направления деятельности 7
    • 2.1. Научная школа В. С. Мухиной и её практическая значимость 7
    • 2.2. Научный вклад школы Мухиной в развитие мировой науки 11
    • 2.3. Научные труды В. С. Мухиной 15
  • Заключение 16
  • Список использованной литературы 17
  • Введение
  • Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Валерия Сергеевна Мухина -- ведущий отечественный психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования.
  • В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область ее научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
  • Валерия Сергеевна Мухина - учитель в науке и в жизни. Ученики - это не только доктора и кандидаты наук, но и многие тысячи студентов разных вузов и, конечно же, в первую очередь МПГУ. До сих пор она водит студентов и аспирантов в Дом ученых, ежемесячно проводит сама аспирантские семинары, где учит основам исследовательской работы; приглашает маститых ученых читать им лекции, поощряет задавать любые вопросы.
  • Цель данной работы - предоставить краткий экскурс из жизни выдающегося отечественного психолога В. С. Мухиной.
  • Задачи работы:
  • - изучить литературу по данной теме;
  • - кратко изложить основные даты биографии ученого;
  • - рассмотреть основные направления научной деятельности В. С. Мухиной.
  • 1. Основные даты биографии
  • Валерия Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ. С 1962 преподавала там же на кафедре психологии; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 -- докторскую. С 1988 по настоящее время заведует кафедрой педагогической психологии института (ныне кафедра психологии развития МПГУ). С 1992 по 1998 одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под ее руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.
  • В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессированных животных в интересах лечения психически больных, приведший к положительным результатам. Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов - от рождения до 7 лет (издан в книгах «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004). Сыновья в настоящее время кандидаты психологических наук, профессора ведущих московских вузов. В 1960-70-х годах исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей (книга «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х годах В.С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.
  • С 1970-х годов разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида. Многие положения В.С. Мухиной обобщены в её книге «Рождение личности» (на яз. оригинала не опубл.), изд. на англ. (1984) и др. языках.
  • В 1975-80 предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половуюидентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности - её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в т.ч. связанных с групповыми и этническими проблемами.
  • В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992 - 1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
  • Под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: Север и Дальний Восток - экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985-2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992-2001. Под руководством В.С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане; а также в странах дальнего зарубежья: Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипе, Намибии, Эфиопии и других странах. Под руководством В.С. Мухиной защищено 10 докторских и 64 кандидатских диссертации.
  • 2. Основные направления деятельности

2.1. Научная школа В. С. Мухиной и её практическая значимость

«Феноменология развития и бытия личности» - название научной школы Мухиной.

К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодежи (в том числе и подростков). Многочисленные учебники и учебные пособия, отражающие методологические основы концепции имеют большой спрос (до семи - девяти изданий). Методология, разработанная В.С. Мухиной, стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения психологов и молодежи.

Практическая значимость обусловлена тем, что полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и старшеклассниками дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе (например: 1 - работа в федеральной программе «Дети Чернобыля» (1988-1999); 2 - работа в экстремальных ситуациях с представителями другой национальности - последствия спитакского землетрясения (1988-1989); 3 - работа с подростками в программе РАО «Будущие лидеры России» (1992-1999); 4 - работа с молодежью как электоратом в рамках федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ (1996-1998); 5 - работа с проблемами этнического самосознания в контексте межэтнических отношений (с 1985 по настоящее время); 6 - проект «Проблемы соблюдения прав детей в семье и тайны усыновления» в рамках программы МО РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (2001-2002) и др.).

а) факторы, определившие возникновение школы

Своим возникновением научная школа под руководством В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 по настоящее время); коллектива института развития личности РАО (с 1992 по 1998); труду ее учеников, аспирантов и докторантов.

б) год основания

Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год - год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, затем переименованной в кафедру психологии развития. Фактически становление школы происходило на протяжении 70 - 80 гг. XX столетия.

в) основатель школы, характеристика научной деятельности

Валерия Сергеевна Мухина заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, действительный член Российской академии естественных наук, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования России; член Союза писателей Российской Федерации; председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; главный редактор журнала «Развитие личности»; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

В сферу научных интересов В.С. Мухиной входит психологическое исследование знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в области детской психологии, - В.С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии себя и других.

В.С. Мухина выявила механизмы развития и бытия личности, которые представлены как пара - «идентификация» - «обособление». Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции идея механизмов «идентификация» - «обособление» давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультирования и психологического сопровождения.

Исследовательская деятельность в сфере самосознания личности дала ей возможность построить теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев:

1 - эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому Я;

2 - притязания на признание;

3 - половая идентификация;

4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);

5 - социальное пространство личности: права и обязанности.

Универсальность этой структуры обнаружена при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под руководством В.С. Мухиной в России и за рубежом. В контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья получают свое специфическое наполнение, что дает возможность диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этнической агрессии и др. В.С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В.С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации. Она является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.

В.С. Мухина продуктивно осуществляет психологическую помощь в острых социально-психологических ситуациях и ситуациях стихийных бедствий.

г) этапы становление и их характеристика

Становление научно-педагогической школы В.С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955 - 1962) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы им. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962 г.); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии - кафедры психологии развития (1988) и руководству Институтом развития личности РАО (1992-1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 г., когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих учеников и последователей.

2.2. Научный вклад школы Мухиной в развитие мировой науки

В число представителей научной школы В.С. Мухиной в России, странах СНГ и мире следует отнести следующих ученых.

В России: кандидат психологических наук, член-корр. РАЕН, профессор, зам. зав. кафедрой психологии развития МПГУ Т.Н. Счастная (Психодиагностика и психокоррекция детей и подростков), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Курганского ГУ Р.В. Овчарова (Психодиагностика детей и подростков), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина (Психокоррекция стиля взаимодействия), г.Москва; доктор психологических наук, доцент, директор Социально-педагогического института при Кубанском государственном университете, генеральный директор Департамента образования и науки Администрации Краснодарского края А.А. Иванова (Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия), г. Краснодар; кандидат психологических наук, доцент, докторант, директор Института психологии, педагогики и управления образованием, декан факультета психологии Красноярского ПГУ, генеральный директор Департамента образования и науки администрации Красноярского ПГУ (1996-1998) А.А. Ярулов (Проблемы воспитания и развития личности), г. Красноярск; кандидат психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, докторант, проректор университета Российской академии образования Г.В. Семья (Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей), г. Москва; кандидат психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир (Особенности этнического самосознания народностей Севера), г. Москва; кандидат психологических наук А.В. Волосников (Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий), г. Краснодар; кандидат психологических наук, готовит докторскую Т.Ц. Дугарова (Особенности этнического самосознания бурят), г. Улан-Удэ; молодые ученые: кандидат психологических наук Л.М. Проценко, кандидат психологических наук А.С. Обухов, кандидат психологических наук А.А. Денисов и др.

В странах СНГ: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогики и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце (Социальная адаптация детей группы риска), Латышская Республика; кандидат психологических наук, писатель В.А. Левин (Художественное восприятие у детей), Украина; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е.И. Валитова (Психология личности), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С.Е. Рыжикова (Психология личности), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л.А. Девис (Психология личности), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С.Б. Данилюк (Психология личности), Украина; кандидат психологических наук, профессор Е.В. Некрасова (Самосознание личности), Казахстан; кандидат психологических наук Т.А. Талалуева (Межэтнические отношения), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомелевского ПУ С.А. Хазей (Этническое самосознание личности), Беларусь; кандидат психологических наук, преподаватель ЯГУ Е.П. Тимофеева (Межэтнические отношения), Саха и др.

За рубежом: кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г.Е. Иванова (Межличностные отношения детей), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У.Лувсандандар (Этническое самосознание внутри традиций разных культур), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М.Т. Бурке Бельтран (Развитие детской личности), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г.А. Маджаров (Развитие личности), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О.Мендес (Особенности этнического самосознания детей Колумбии), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А.И. Усман (Механизмы психического развития личности), Чад; кандидат психологических наук, преподаватель университета Дели С.Дасгупта (Структура самосознания молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов), Индия; доктор психологических наук М.Огнин (Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина), Бенин; кандидат психологических наук, М.М. Тульчинский (Особенности самосознания и притязаний в позднем возрасте), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон (Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи), Вьетнам; психолог А. де Сейта Куарежма (Современное состояние родовых культур), Сан-Томе и Принсипи.

е) роль школы в развитии системы образования

В течение 30 лет издаются программа, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие - Министерством образования РФ, для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Коллектив кафедры принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по психологическим специальностям. На основе концепции структуры самосознания выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах.

В.С. Мухина - академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МПГУ.

Научные результаты деятельности, достигнутые за время существования школы:

За время существования школы подготовлено более 50 монографий, около 20 докторов, более 140 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, разработана концепция и комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога.

2. 3 . Научные труды В. С. Мухиной

В.С. Мухина автор более трехсот пятидесяти печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Более 50 изданий книг на языках мира. Среди них:

Близнецы: Дневник развития двух мальчиков; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта; Рождение личности; Детская психология. Учебник; Психология детства и отрочества; Феноменология развития и бытия личности; Таинство детства; Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество.

Заключение

Таким образом, в ходе подготовки данной работы, мы пришли к следующим выводам:

В.С. Мухина -- основоположник научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанной в отечественном психологическим сообществе. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Основными теоретическими позициями научной школы В.С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна - образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.

Список использованной литературы

1. Мухина В. С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков.- М., 1969, 2-е изд. 1997

2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография.- М., 1981

3. Мухина В. С. Рождение личности.- М., 1987

4. Мухина В. С. Детская психология. Учебник.- М., 1992

5. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник. - М., 1997

6. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности.- Воронеж, 1999

7. Мухина В. С. Таинство детства. В 2-х т. - Екатеринбург, 2004

8. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник.- М., 2004

9. Мухина В.С.Идентификация и отчуждение в социальном развитии// Педагогические аспекты социальной психологии. Тезисы республиканской научно-теоретической конференции.- Минск, 1978

10. Свиридова М. С. Путь к личности. // Первое сентября8 февраля 2005. № 9, с.3

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Александра Романовича Лурия - советского психолога, основателя отечественной нейропсихологии. Его научная деятельность и вклад в развитие логопедии. Основные публикации А. Лурии, его авторитет и признание.

    презентация , добавлен 03.06.2014

    Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. И.П. Павлов - выдающийся российский физиолог.

    реферат , добавлен 22.05.2006

    С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления. Направления научной деятельности и достижения психолога.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Развитие профессионального мышления студентов на основе изучения дисциплины "Направления деятельности и должностные обязанности педагога-психолога и социального педагога". Принципы и достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки.

    методичка , добавлен 20.02.2010

    Тенденции становления и развития психологической науки. Школа С.Л. Рубинштейна, его теоретические представления. Принцип единства сознания и деятельности. Принципы развития и детерминизма. Философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Вклад И.М. Сеченова в развитие теории психологии на рубеже XIX-XX вв. Основные научные понятия бихевиоризма. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Трансактный анализ Э. Берна. Особенности современного этапа развития психологии и практики психологической помощи.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Научная деятельность В.М. Бехтерева, его вклад в отечественную психологию. Развитие идеи комплексного изучения человека и учения о коллективе. Г.И. Челпанов как представитель экспериментальной психологии, его гносеологические и философские исследования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Предмет и задачи истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Факторы, определяющие развитие науки. Первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Вклад Гезелла в развитие возрастной психологии.

    курс лекций , добавлен 18.01.2013

    Биогенетические и социогенетические концепции общей психологии. Анализ ключевых положений учений З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже. Характерные особенности культурно-исторической концепции Л. Выготского. В. Мухина и ее взгляд на развитие психики.

4-е издание, стереотипное

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК 88.8я73 М92

Рецензенты:

А. В. Петровский;

доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко;

доктор психологических наук Л. Ф. Обухова

Мухина В. С.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73

ISBN 5-7695-0408-0

©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психо­логам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек мо­жет глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно дейст­вовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззре­нием и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей воз­раста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.

Декабрь 1996г. Москва

Валерия Мухина

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про­межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото­рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен­тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо­сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно­стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.

В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготско­го, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запо­рожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотруд­ников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также мате­риалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.

В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изло­жение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а пред­ложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому под­ходу при написании учебника по возрастной психологии дает учеб­ный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло­гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.

В первом разделе излагается авторское понимание условий психи­ческого развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуж­дение исторически обусловленных реальностей существования чело­века. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как усло­вие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.

Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момен­та развития и его этнической принадлежности. Предлагается принци­пиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

Мухина Валерия Сергеевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор МПГУ.

Заведующая кафедрой психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Член Ученого совета МПГУ. Председатель одного и член двух диссертационных советов при МПГУ.

Член Экспертного Совета Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член Союза писателей России, член Московского союза журналистов.

Главный редактор журнала «Развитие личности», член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

В 1956 г. окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина.

В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 1972 г. - докторскую диссертацию на тему «Генезис изобразительной деятельности ребенка».

С 1962 г. работала на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина. С 1988 г. - заведующая кафедрой педагогической психологии (с момента ее основания; сейчас - кафедра психологии развития) Московского педагогического государственного университета.

В 1992-1998 гг. одновременно директор Института развития личности РАО.

С 1997 г. - главный редактор журнала «Развитие личности».

Научные интересы:

  • психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека;
  • поведение человека в экстремальных условиях;
  • человек на всех этапах возраста;
  • психология девиантных подростков;
  • этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.

Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В конце 1950-х гг. В. С. Мухина осуществила на базе Московской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко серию экспериментов по использованию дрессированных животных для лечения психически больных людей, в результате которых были получены обнадёживающие результаты.

В 1960-1970-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей.

В 1970-х гг. выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

С 1970-х гг. разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида.

В 1975-1980-х гг. предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности - её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

Участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989). С конца 1980-х гг. руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В 1992-1999 гг. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России».

С 2002 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывает «Программу реабилитации матери и ребёнка в условиях лишения свободы» и программу «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».

В 2004 г. руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции и практических разработок кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы для детей с различными психологическими проблемами.

С 1985 г. под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за её пределами, в том числе в Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Hамибии, Эфиопии и других странах.

1988 г. - основание научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной. К числу основных направлений школы относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Научная значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодёжи (в том числе и подростков). Полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодёжью, взрослыми и старшеклассниками дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе.

Разработала А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющий диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальной ситуации.

Руководитель исследовательских проектов:

  • Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН Минюста РФ: Мордовия, с 2001 г.
  • Разработка программ и методических рекомендаций к проведению мастер-классов «Кабинет детского психолога: практика использования игровой терапии в экстремальной и повседневной практике», 2007-2009.
  • Проект исследования ментальных особенностей жителей восточных регионов России: научные экспедиции: острова Курильской гряды 2007-2010 гг.; Бурятия 2012 г.; Ханты-Мансийский национальный округ с 2011 г.
  • Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2010-2012.
  • Научная программа исследования «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010-2011.
  • Научная программа исследования «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010-2012.
  • Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области, Иркутск, 2011.
  • Программа Евросоюза ТЕМПУС: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011-2013 гг. Этап V.
  • Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, с 2012 г. (соруководитель докторант кафедры психологии развития В.С. Басюк).
  • Программа «Трудный подросток» совместно с Минобразования Иркутской области, с 2012 г.
  • Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с Международной Психолого-педагогической ассоциацией «Global Behavior Solutions»: МПГУ, ФПП, октябрь 2013.

Патенты:

  • Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека (1998), в соавт. с А.В. Волосниковым
  • Комплект кукол этнографиический для психотерапии (1992)
  • Комплект перчаточных кукол для психотерапии (1992)

Читает курсы:

  • Феноменология развития и бытия личности
  • Методология психологического исследования
  • Акмеология научного творчества
  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Психология развития, акмеология
  • Акмеология развития личности

Основные публикации: более 400 трудов, в том числе изданных за рубежом

  • Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. - М.: Академия, 2015. - С. 656.
  • Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 4-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - С. 1090.
  • Мухина В.С. Отчуждение человеков в обыденной жизни: Монография: В 2-х книгах / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - С. 672.
  • Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. - М.: Прометей, 2013. - С. 282.
  • Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста. Учебное пособие. - Иркутск, 2011. - С. 91.
  • Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.: Прометей, 2011. - С. 200.
  • Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. Монография. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 704.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - 1981.
  • Мухина В.С. Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. - 1968, 1997.
  • Мухина В.С. Таинство детства. - 1998, 2000, 2004.

Награды:

  • Лауреат конкурса им. Л.С. Выготского (МПГУ, 2014)
  • Золотая медаль РАО «За вклад в науку» (2007)
  • Медаль Л.С. Выготского (2001)
  • Премия Президента РФ в области образования (1998)

Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с. — ISBN 5-7695-2648-3.В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.Книга для педагогов и психологов. Адекватный доходчивый язык, полезная информация по возрастной психологии.
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют проблемы возрастной психологии.От автора
Введение
Феноменология развития и бытия личности
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие
Условия психического развития и развития личности Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Реальность внутреннего пространства личности
Предпосылки развития психики. Генотип и личность Биологические предпосылки. Взаимодействие биологических и социальных факторов.
Механизмы развития и бытия личности
Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
Взаимодействие идентификации и обособления

Индивидуальное развитие личности
Внутренняя позиция и развитие личности
Социальная единица и уникальная личность
Фактор места как условие развития личности

Детство
Младенчество
Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
Собственно младенчество

Ранний возраст
Особенности общения
Умственное развитие
Предметная и другие виды деятельности
Предпосылки формирования личности

Дошкольный возраст
Особенности общения
Умственное развитие
Игры и другие виды деятельности
Детская личность

Младший школьный возраст
Особенности общения
Умственное развитие
Учебная деятельность
Личность ребенка младшего школьного возраста

Отрочество
Условия и образ жизни
Социальная ситуация в жизни подростка
Учебная деятельность и ориентация на труд

Особенности общения
Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции
Общение со сверстниками противоположного пола

Умственное развитие
Развитие речи
Развитие высших психических функций

Личность подростка
Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве
Самосознание в отрочестве

Юность
Условия и образ жизни
Социальная ситуация
Учебная, трудовая и другие значимые деятельности
Психологические проблемы молодежи как электората

Особенности общения
Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции
Общение со сверстниками противоположного пола
Раннее материнство и отцовство

Личность в юности
Умственное развитие и ценностные ориентации
Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности
Самосознание в юности

Приложение
Рекомендуемая литература

Название: Возрастная психология - Феноменология развития.

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество и все человечество. Быть личностью - также значит понимать ценность послушания и дисциплинированности.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства, отрочества и юности - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми.

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11

§ 1. Условия психического развития и развития личности 11
1. Реальность предметного мира 12
2. Реальность образно-знаковых систем 24
3. Природная реальность 38
4. Реальность социального пространства 50
5. Реальность внутреннего пространства личности 60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70
1. Биологические предпосылки 70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность 119
§ 3. Фактор места как условие развития личности 138
РАЗДЕЛ И. ДЕТСТВО 147
Глава 4. Младенчество 149

§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150
§ 2. Собственно младенчество 155
Глава 5. Ранний возраст 170
§ 1. Особенности общения 171
§ 2. Умственное развитие 178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности 193
§ 4. Предпосылки формирования личности 207
Глава 6. Дошкольный возраст 219
§ 1. Особенности общения 221
§ 2. Умственное развитие 231
§ 3. Игры и другие виды деятельности 271
§ 4. Детская личность 285
Глава 7. Младший школьный возраст 309
§ 1. Особенности общения 311
§ 2. Умственное развитие 329
§ 3. Учебная деятельность 347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410
Глава 8. Условия и образ жизни 413

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422
Глава 9. Особенности общения 427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438
Глава 10. Умственное развитие 445
§ 1. Развитие речи 445
§ 2. Развитие высших психических функций 451
Глава 11. Личность подростка 464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464
§ 2. Самосознание в отрочестве 475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490
Глава 12. Условия и образ жизни 492
§ 1. Социальная ситуация 492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504
Глава 13. Особенности общения 509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527
§ 3. Раннее материнство и отцовство 539
Глава 14. Личность в юности 548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548
§ 2. Особенности идентификации - обособления в контексте проблем личности 564
§ 3. Самосознание в юности 574
Приложение 589
Рекомендуемая литература 603

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Возрастная психология - Феноменология развития - Мухина B.C. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта