Главная » Маринование грибов » Некрасов тема труда. Крестьянский труд в изображении некрасова

Некрасов тема труда. Крестьянский труд в изображении некрасова

Какое развитие получает в творчестве Некрасова тема труда?

Формируя концепцию сочинения, вспомните, что в русской народной традиции актуализировалась мысль о необходимости постоянного тру­да: он считался естественной потребностью, от него напрямую зависела жизнь крестьянина.

Объясните религиозно-нравственный смысл труда: в соответствии с традиционной крестьянской этикой труд рассматривается как необхо­димое, возвеличивающее, праведное дело. Считается, что тяжелая работа (ее часто называют “страда”) угодна Богу, поскольку

соотносится с физи­ческим мучением на земле во имя светлой будущей жизни на небе.

Покажите тесную связь труда с идеалами соборности: крестьяне, об­рабатывая землю и собирая урожай, преследуют не только личные цели. Усилия их направлены “на общую пользу”, и это придает жизни особый смысл (своим трудом человек творит богоугодное дело во имя спасения собственной души).

Завершив краткий историко-культурный экскурс, обратитесь непо­средственно к творчеству Н.А. Некрасова и проследите, какое развитие получает в его лирике тема труда.

Отметьте, что в ранних стихотворениях 1840-50-х годов, посвящен­ных изображению жизни крестьянства и городской бедноты, трудовая жизнь соотносится с бедностью, одиночеством, пьянством, несчастьем. Человек оказывается обреченным на труд вынужденный и подневольный, который оценивается поэтом однозначно отрицательно. Труд ассоцииру­ется с тяжелой ношей, препятствиями, горем, страданиями. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль (“В дороге”, “Тройка” “Отрывок”, “Пьяница”, “Вино” и т.д.).

Далее покажите, что в творчестве поэта 1860-70-х годов тема труда претерпевает существенные изменения. С одной стороны, продолжает­ся развитие ранних сюжетов, тем, мотивов, образов. С другой стороны, происходят значительные перемены: увеличивается количество произве­дений, в которых даже тяжелый труд поэтизируется, а значение труда как тяжелой ноши трансформируется в значение ноши, добровольно взятой на себя человеком во имя Бога. В качестве примера столкновения народ­ного понимания труда как высшего предназначения с реальными усло­виями современной жизни используйте стихотворения “Железная доро­га”, “Элегия” и др.

Обратившись к содержанию поэм о народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”, “Коробейники”, “Мороз, Красный нос”), покажите, что выпавшие на их долю испытания лучшие герои Н.А. Некрасова вос­принимают не как наказание, а как высокую святую муку, возможность приобщиться к праведному образу жизни. Именно героям-крестьянам дозволено увидеть в тяготах труда очистительную, одухотворяющую силу. Отметьте, что в эти годы окончательно складывается самобытный образ русской женщины – жены, матери, хозяйки, труженицы, хранительницы семейного очага и появляется тема трудового богатырства.

В результате анализа темы труда вы убедитесь в двойственности ав­торской позиции. Поэт-демократ с пониманием и симпатией относится к стремлению народа идеализировать свой труд, осмыслить его в катего­риях православной этики, считая это стремление органичным для кре­стьянского сознания. В то же время Н.А. Некрасов не желает отрешиться от критического взгляда на происходящее в России, разделить позицию безграничного терпения и покорности судьбе, игнорировать глубокий трагизм этой позиции с точки зрения земного счастья и благополучия.

Глоссарий:

  • какое развитие получает в творчестве некрасова тема труда
  • Тема труда
  • тема труда в лирике некрасова

Другие работы по этой теме:

  1. Наиболее отчетливым признаком зрелости поэтического таланта Некрасова стала разработка в его лирике темы народа. В раннем творчестве этой теме не было уделено сколько-нибудь заметного внимания....
  2. В своём творчестве знаменитый русский поэт Некрасов Николай Алексеевич неоднократно выражал своё восхищение и уважение к простым крестьянским женщинам России. Кроме того, в его произведениях...
  3. Тема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора....
  4. 1. Образ матери в литературе. 2. Сыновья любовь Некрасова. 3. Обобщенный образ матери. Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна...
  5. 1. Горькая судьба народа. 2. Образ родного дома. 3. Запустение родимого края. Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не...
  6. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский...
  7. I. Биографическая обусловленность темы. 2. Мелочность и убогость богатых. 3. Нравственная чистота народа. 4. Печальная песня надежды. Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша...

Народ-труженик в творчестве Некрасова

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Природа, труд и быт в поэмах
Н. А. Некрасова

Некрасов - поэт русской революционной демократии. Главный герой его творчества - крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, Труд и каждодневные страдания, редкие радости крестьянства. Его стихи и поэмы поражают удивительным знанием деревенского быта, глубиной проникновения в психологию крестьянина.
В поэме «Мороз, Красный нос» главным предметом изображения является народ. Повествование в поэме не выходит за пределы одной семьи, но смысл ее общенационален. Этим объясняется насыщенность текста произведения жанрами народно-поэтического творчества: песни, игры, причитания, плачи, обряды. Все это составляет основу не только повествования, но и речи, и мышления ее крестьянских героев. Это лишает их индивидуальности, делает представителями и выразителями многовекового жизненного и духовного опыта, поэтому Дарья и родители Прокла реагируют на все как испокон веку заведено, лечат традиционными методами, не размышляя о том, хороши ли они, плачут по покойнику, умиляются смерти монахини, не ропщут, когда чудотворная икона не приносит спасения.

В тексте поэмы «Мороз, Красны нос», в песнях, мечтах, воспоминаниях главной героини перед нами предстает весь цикл крестьянской жизни. Мы сталкиваемся с радостной игровой атмосферой детства:
Голубчик! Красавицу нашу Весной в хороводе опять Подхватят подруженьки Машу И станут на ручках качать.

Юность также связана с радостью, и главное в ней событие - свадьба. И печальные события входят в цикл крестьянской жизни: рекрутчина, болезнь, смерть. Именно смерть крестьянина, кормильца семьи, является центральным событием в произведении. А так как крестьянская семья в поэме является частицей всероссийского мира, то мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке; усопший Прокл
Подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяннно-вичу:

Большие с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо и до рук борода.

Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, отражает исторические беды российской жены-матери. Горе Дарьи торжественно провозглашается как «великое горе вдовицы и матери малых сирот». За ним трагедия многих поколений русских женщин - невест, жен, матерей. Поэт выводит это событие к вековому течению российской истории, крестьянский Быт - к всенародному бытию. Так глаза плачущей Дарьи растворяются в русском сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем, превращаются в хлебное поле, истекающее перезревшими зернами - слезами. Эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах родных деревенских изб.

Кругом - поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит...
У Дарьи слезами наполнились очи -
Должно быть, их солнце слепит...

Сама Природа прислушивается к горю крестьянской семьи. Как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народными колдовскими речами Мороза.

Кроме того, в поэме присутствует весь годовой цикл природы. Специфика некрасовского пейзажа заключается в том, что он как бы увидел его глазами крестьян, относящихся к природе не эстетически, не как художник или философ, но как труженик, существование которого зависит от природы, жизнь определяется временем года, погодой. Каждое время года оказывается тесно связанным с сельскохозяйственными работами, которые в это время производятся. Потому, например, в описании наступления весны красота пробуждающейся, оживающей природы говорит прежде всего о том труде, который требуется сейчас от человека:

Любо весной человеку,
Солнышко ярко горит.
Солнышко все оживило,
Божьи открылись красы,
Поле сохи запросило,
Травушки просят косы...

Лето же связано со сбором урожая, с жатвой.

Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай!
Именно Труд придает крестьянской жизни высокую меру причастности к гармонии природы. Он является средством существования человека, поэтому Дарья презрительно относится к бездельникам. Труд защищает человека от настоящей реальности. Момент наивысшего отчаяния Некрасов показывает через бессилие, овладевшее Дарьей, когда у нее нет сил работать, привычным трудом заслоняться от ужасной реальности.

Настало затишье печали -
Невольный и страшный покой!

Крестьяне живут трудом и умирают с мыслью о труде на вечной ниве.

Тема народа была продолжена в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов рисует перед нами картину крестьянской жизни, вводит нас в горестную обстановку существования народа. Перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты. Крестьяне происходили из
Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева Пустопорожней волости, Из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Некрасов большое внимание обращает на Быт Крестьян. В главе «Сельская ярмарка» он с обстоятельностью «натурального очерка» упоминает о двух церквах в селе - старообрядческой и православной, о пустом, наглухо забитом училище, о торговых рядах, наподобие уездного гостиного двора, о грязной гостинице, украшенной вывеской: носатые чайники на подносе в руках подносчика и чайные чашки». Сказочные поиски мужиками счастливого позволили Некрасову воспроизвести крестьянскую жизнь пореформенной Руси.

Картины крестьянской жизни говорят о страшном разорении, нищете, унижениях и надругательствах. Деревни - «селенья незавидные», что «ни изба - с подпоркою, как нищий с костылем, а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». Немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут». Свое положение народ обобщает словами:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

В поэме Некрасов рисует несколько крестьян-тружеников. Это и Яким Нагой, и Савелий, и Матрена Тимофеевна.

Яким Нагой - плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет - портрет пахаря, словно выросшего из земли и связанного с нею кровными узами:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная.

А волосы - песок.

Мы видим его «пьяненьким», «убогим», но и в портрете его, и в речи чувствуется внутреннее досто-
Инство, не сломленное ни каторжным трудом ни бесправным положением.

Величественная фигура крестьянина возникает перед нами в рассказе Матрены Тимофеевны. Савелий - богатырь святорусский, уже согнувшийся, но все-таки могучий. За убийство управляющего, немца Фогеля, дед провел двадцать лет на каторге, двадцать - на поселении и вс& равно не смирился. Он верит в богатырскую силу русского народа («клейменый, да не раб») несгибаемость ни перед чем.

В образе Матрены Тимофеевны показана типичная судьба русской женщины-крестьянки. Радостной ее жизнь была только в детстве, потому что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья». Про себя она говорит так:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Счастья на долю ей выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный Труд , постоянная нужда - вот как сложилась ее жизнь. «Во мне,- говорит Матрена Тимофеевна,- нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой».

Но все крестьяне, несмотря на нищенскую, трудовую жизнь, сохраняют свое человеческое достоинство, отзывчивы к чужому страданию. И Некрасов восклицает:

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото,
Сердце народное!

От писателя в поэме не ускользнула и Природа , с которой крестьянин неотъемлемым образом связан. Так же как и в «Морозе, Красном носе», Природа показана через восприятие простого человека. Крестьянин глядел на шумящие весенние воды, весенние дожди по-своему и хорош ли месяц май - мерил своей меркой.

Но вы, поля весенние! На ваши всходы бедные Невесело глядеть!
Весной крестьянин не только любуется природой: он думает о посевах, о полевых работах. Поэтическое представление о весне невольно связано с земледельческим трудом.

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за

безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт

в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает

русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни,

«сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать

человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные

блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего

хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба

его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его

произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов,

строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию

предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую

картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для

того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают

сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на

пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям,

поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя

Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих

мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси,

переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал

трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их

жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и

услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано

понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет

тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге»

поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной

избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли,

Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые

детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит

работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит

себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве

труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина

добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий,

который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена

Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве

поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих

а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая

Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой

славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла

на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой

крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает»,

признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку».

Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней

привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной

стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из

народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать

удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли,

чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми

условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из

дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный,

непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким

каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение

«Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его

жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка,

остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в

защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и

свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди,

когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь»,

бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила

тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде,

добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо

некрасовской поэзии, составляет её сущность.Через всё творчество поэта

проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в

которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта