Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.
В. Даль : «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ - все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения - основа, смысл его» .
С. И. Ожегов : «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко : «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность ». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство» .
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования - «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».
Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.
Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс-кой деятельности можно считать объект и предмет исследова-ния. В настоящее время существует множество самых разнооб-разных подходов к определению данных понятий. Для того что-бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите-ратуре.
«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате-риальная действительность.
2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».
«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.
2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко полагает , что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея-тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект » и «предмет исследования ».
Объект - это процесс или явление, порождающие проблем-ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со-знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо-гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту-альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.
Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.
Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо-жительны, отражают не природу существующей действитель-ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз-можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта-ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.
Предмет - это то, что находится в рам-ках, в границах объекта.
Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще-ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен-но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова-ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.
В биологии - морфология и физиология , систематика и эво-люционная теория и др.
В изучении общественной жизни - эко-номика, политика, социология.
В изучении языка - лингвисти-ка , фонетика, синтаксис и др.
Многообразие возможных «сре-зов» исследования объектов порождает многопредметность на-учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определе-нием его темы или очень близок к нему.
Объект и предмет ис-следования как научные категории соотносятся как общее и ча-стное.
Необходимо подчеркнуть , что объект и предмет исследо-вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб-ранной темы, но и от замысла исследователя.
Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес-кая проблема . Возникает она всегда там, где по каким-то при-чинам перестает работать методологическое требование об ис-пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив-ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со-вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу-чае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от-дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци-альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.
От человека за-висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен-ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно-сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек-ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы-деляется определенное свойство объекта исследования. Неко-торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож-дествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются прак-тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис-следования.
Итак, объект исследования в нашем случае - это:
Какие-либо организации, либо их объединения (трест , корпорация , холдинг , отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
- отдельные системы и подсистемы , которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со-циальные, экономические, технические, организационные, произ-водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),
- совокупность элементов , из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе-мы управления (СУ).
- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);
- внутренняя и внешняя среда , в которой функционирует данная организация;
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет-ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат-риваемый город.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования :
- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор-мация, финансовые ресурсы),
- организационных (технология, мето-ды и системы управления, организационная структура),
- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле-дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль-ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко-торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.
Выделяют как минимум два уровня внеш-ней среды :
- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно-го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и
- макро-среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо-вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).
Внешнюю среду могут характеризовать:
- взаимосвязанность фак-торов внешней среды,
- уровень взаимосвязи , с которой изменение одного фактора воздействует на другие;
- сложность , определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;
- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;
- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.
Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш-ней среды и адекватно их учитывать.
Итак , предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ-ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре-ния, познания и разрешения .
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ-ционировании и совершенствовании СУ , при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле-ментов, подсистем и прочих составляющих системы.
В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла : прогнозирования, планирова-ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.
Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле-дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.
В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления , а предметомиссле-дования - про-блемы , возникающие в этой системе.
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.
В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом: “Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом”. “Предмет - все, что представляется чувствам. “Предмет сочинения - основа, смысл его” .
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов: “Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения”. “Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие” .
Н. Е. Яценко полагает, что “Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность”. “Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь.
2. То, на что направлена мысль, действие или чувство” .
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенные определения понятий “объект” и “субъект исследования”.
Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных “срезов” исследуемых объектов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни - экономика, политика, социология. В изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных “срезов” исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Различение объекта и предмета - это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это -- особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
Объект и предмет исследования
Носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования.
Объект исследования - это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется.
Объектом исследования бывают большие или малые социальные группы. Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп. К примеру, при исследовании социологических проблем молодых семей, имеющих детей-школьников, в объект исследования включаются только те респонденты, которые имеют отношение к изучаемым вопросам, о также факторы, которые связаны с разрешением проблем молодых семей. Основные характеристики объекта исследования:
1) расположение объекта исследования (страна, регион, город, древня и др.);
2) структура объекта исследования (какими подразделениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);
3) взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;
4) границы будущего исследования (предварительная выборка);
5) сроки проведения работ (месяц, квартал, лето, зима, утро, вечер и т.д.).
Предмет исследования - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога.
В пределах одного и того же объекта исследования должна быть несколько предметов исследования.
К примеру, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко - досуг подростков, проживающих в данном населенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. К примеру, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании. Предмет исследования - все существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.
Уточнения границ объекта и, в определенной мере, предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.
Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, к примеру, крайне важно сти, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолоᴦ.
В случае если генеральная совокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).
Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:
1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объёму исследований.
Подразделяется на виды:
а) стихийная выборка (выбор ʼʼпервого встречногоʼʼ);
6) квотная выборка (создается ʼʼмодельʼʼ, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);
2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.
Основные виды вероятностной выборки:
а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - когда, к примеру, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу ʼʼжребияʼʼ;
б) систематическая вероятностная выборка (к примеру, каждый пятый или сотый);
в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые - отстающие, курящие - некурящие, и т.д.).
Выборки бывают районированными, в случае если отбору предшествует разделение генеральной совокупности на части (к примеру, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, ʼʼблагополучныеʼʼ и ʼʼнеблагополучныеʼʼ). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, к примеру, по районам, на второй - по предприятиям, на третьей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объёма.
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.
Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.
Выделяют два вида ошибок:
1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);
2) систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее ʼʼудобныхʼʼ для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследования допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределений на уровне 0,03-0,1), приближенная -от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.
Репрезентативность выборки оценивают на базе предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованияхна значительных территориях, с охватом населения страны или региона.
При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, к примеру, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, в случае если опросить всех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).
Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (к примеру, 50% от общего количества). Далее собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объём выборки в два раза.
Применяют и другие способы. К примеру, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2 - 3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов.
Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объём выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Οʜᴎ должны быть незначительными, в допустимых пределах.
Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.
Объект и предмет исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объект и предмет исследования" 2017, 2018.
Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения,... .
Срок обучения 3,5 года Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план Срок обучения 6 лет Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план ФОРМЫ... .
Пояснительная записка Темы и планы семинарских (практических) занятий Учебно-методический комплекс позволяет организовать как групповую и индивидуальную работу студентов на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельную работу... .
Под Физикой Земли понимают науку, занимающуюся изучением нашей планеты с помощью естественных и искусственных физических полей с целью познания как внутреннего строения планеты, так и её наружных оболочек: твёрдой (литосферы), жидкой (гидросферы), и газообразной... .
Основные понятия и определения ТЕМА 11. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Проблемная ситуация. Проблема. Цель. Операция. Альтернатива. Критерий. Наилучшее решение. Основой управления, как известно, является решение. Задача принятия... .
Современный период экономического развития характеризуется необходимостью дальнейшего развития теории рыночной экономики, исследования факторов экономического роста и развития. Однако это требует уточнения содержания некоторых различных понятий (терминов), которые,... .
Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследован ия. Постановка научной... .
Исследование - познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний, как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие... .
Чем отличается предмет исследования от объекта исследования?
Для технарей так объясняю.
Правилом хорошего тона считается, когда в наименовании темы присутствует направленность работы (цель) , объект исследования (область научных изысканий) и предмет исследования (способ достижения цели) .
Направленность: возможны варианты начала: Повышение (эффектив-ности, производительности, качества...) Решение (задачи, пробле-мы...) , Разработка Обеспечение, ..Оптимизация Обоснова-ние Интенсификация Управление...Для направленности работы плохо подходят такие слова как: "вопросы", "проблемы", "исследование", "изучение" и т. п. , поскольку непонятна цель работы, не определен ее конечный результат. Непонятно для чего проводилось изучение или чем закончилось исследование.
Объект исследования: возможные варианты начала: ...технологии...теории...проектирования...способа...процесса...методологии...качества...
Предмет исследования: возможные варианты начала: ...на основе...за счет...посредством...с использованием...путем.. .
P.S. Ни в коем случае не умаляю ценный ответ Александра Луковенкова. Просто подход другой.
Объект- это на кого направлено действие
Хотя, я мог и перепутать их 🙂
_____________________________
Как уважаемый Александр Луковенков пояснил, я все таки перепутал. Спс.