Главная » Маринование грибов » Подготовка учителя к уроку. Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения

Подготовка учителя к уроку. Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения

Когда твои мама или папа работают в школе, то готовься все 11 лет прилежно учиться и примерно себя вести. А о любом проступке родители всегда узнают первыми. Приятного мало. В то же время ты всегда можешь рассчитывать на их помощь и поддержку. Герои рубрики «По правде говоря» поделились своими историями: каково это, когда твой родитель – учитель?


Просто был собой

Александр Кранцевич, инженер-конструктор, Минск:

– Еще до того как пошел в школу познакомился с будущими учителями – коллегами моей мамы, которые часто бывали у нас в гостях. Отметки мне не завышали, оценивали объективно: на что знал, то и получал. Несмотря на то, что в школе был активистом, участвовал в олимпиадах, моя дисциплина прихрамывала. И мама, разумеется, узнавала о любой провинности, как только заходила в учительскую. Правда, на многие огрехи педагоги закрывали глаза, успеваемость и личные заслуги перевешивали. На отношения с одноклассниками никак не влияло то, что моя мама педагог: с кем-то хорошо ладил, а с кем-то не очень. Но и огромной ответственности на себе не чувствовал, старался быть собой.

Нагоняй за невыученную химию

Дина Эль-Сахмарани, ученица 10-го класса, Лида:

– Не вижу ничего плохого в том, что учусь в школе, в которой работает мама. Она ведет у нас химию, и, когда не готовлюсь к уроку, получаю от нее нагоняй. Как и все. Педагоги не смотрят, что я дочка учителя, не выделяют меня среди других школьников и оценки не завышают. С одноклассниками проблем никогда не было, хотя иногда мне кажется, что многие из них ко мне хорошо относятся только потому, что моя мама учитель. Частенько просят, чтобы замолвила перед ней словечко и помогла. Стараюсь хорошо учиться, следить за своим поведением, чтобы не подводить маму. Не хочется, чтобы она из-за меня краснела перед коллегами, поэтому чувствую на себе огромную ответственность.

Такая, как все

Валерия Ницевич, студентка, Минск:

– Мама преподавала в моем классе белорусский язык и литературу. Спрашивала с меня, как и со всех учеников, поблажек с домашним заданием не делала. Да и мне было бы неловко, если бы в учительской ее коллеги обсуждали мое плохое поведение или невыполненную домашку. Обращаться к маме по отчеству и на «вы» не составляло труда. Еще в пятом классе поняла, что дома она мама, а в школе – учитель. Не было особых привилегий и перед другими педагогами. Может, они и требовали от меня немного больше, но лишь потому, что я была олимпиадницей и отличницей. А если писала какую-нибудь работу плохо, получала заслуженную оценку. Правда, одноклассники часто говорили, что хорошие отметки ставят из-за того, что мама работает в школе. Сначала обижалась, но потом относилась к их словам более спокойно. Позже и самим одноклассникам стало все равно, что стоит у меня в дневнике.

Под контролем

Никита Жибуль, ученик 11-го класса, Гореничи:

– Так сложилось, что мама не только работает в школе, в которой я учусь, но и преподает в моем классе. Ко мне она относится так же, как и к другим ученикам. Всегда могу обратиться к ней за помощью, когда мне что-то непонятно по предмету. Для мамы важно, чтобы ученик знал материал, она не ставит цель наказать плохой отметкой. Она очень требовательная, но справедливая: если видит, что не успел дочитать произведение, разрешит ответить в следующий раз. Никогда не пользуюсь «особым» положением, а, наоборот, стараюсь маму не подводить. Ведь она в любой момент может заглянуть в журнал и посмотреть успеваемость.

Жалоб не поступало

Наталья Воюш, детский массажист, Минск:

– Перешла в школу, где работал папа, и первое время коллеги говорили ему: «Ну, будем знать, кому жаловаться». Однако я была старостой класса, неплохо училась, жалоб по поводу оценок и поведения к папе так и не поступило. Никогда не чувствовала, что должна делать что-то лучше, чем другие, только из-за того, что мой отец учитель. Даже по отчеству называла папу редко, в моем классе он ничего не преподавал, и мы чаще пересекались в неформальной обстановке. Есть небольшие плюсы в том, что кто-то из родителей работает в школе. Забыл взять еду – тебя покормят, отменили урок – найдется где скоротать «форточку», обидели одноклассники – есть кому защитить. А минусов нахожу всего два: учителя постоянно просят тебя в чем-то поучаствовать и уверены, что ты должен быть лучше остальных.

Провинился – мало не покажется

Глеб Енко, ученик 11-го класса, Лида:

– Учиться в школе, где работает твоя мама (а в моем случае она еще и классный руководитель), не так круто, как кажется. Если что-то натворил, она узнает об этом первой, и уже дома меня ждет серьезный разговор. Ты должен быть примером для других, а тебе хочется быть как все. Многие дети думают, раз мама учитель, то обязательно дает списывать, исправлять ошибки. Но на самом деле это не так. Я для нее такой же ученик, как и мои одноклассники. Зато когда не выучишь что-то по другим предметам, педагоги напомнят: «Енко, мама – учитель, а ты не подготовился».

КОМПЕТЕНТНО

Екатерина Касько, психолог:

– Когда кто-то из родителей работает учителем в школе, ребенок чувствует повышенную ответственность за свои действия, поступки, оценки. Он старается делать все идеально, чтобы быть примером для остальных. И нередко боится совершить ошибку, потому что каждый его промах может привлечь внимание окружающих. Ученику, оказавшемуся в подобной ситуации, можно порекомендовать записаться в кружок по интересам или секцию вне школы. В новом коллективе ребенок поймет, что не стоит пытаться соответствовать чьим-то ожиданиям: нужно просто оставаться собой.

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ,

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты:

Содержательный (учитель должен на уроке свободно ориентироваться в теме),

Методический (должна быть грамотно организована деятельность учащихся),

- эмоционально-психологический (учитель должен прийти на урок "в настроении" и "в хорошей форме"),

Имиджевый (забота учителя о качестве своего внешнего вида).

При подготовке к уроку учитель должен стремиться четко выделить главную цель для каждого урока. Цели могут быть самыми разными по объему и по характеру, прежде всего в зависимости от особенностей и специфики учебного предмета. При определении целей учитель также должен исходить из требований программы, учитывая при этом уровень подготовки учащихся данного класса. Иначе говоря, необходимо исходить прежде всего из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся.

Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться единственной целью урока. Цели должны предусматривать формирование взглядов и убеждений учащихся, развитие их познавательных и творческих способностей. И, конечно, они должны быть предельно четкими и конкретными. При подготовке к уроку учитель должен руководствоваться всеми принципами дидактики и владеть всеми необходимыми правилами их реализации.

Учитель постоянно получает какую-то информацию, набирается опыта, поэтому при подготовке к каждому уроку он найдет какие-то новые средства и приемы, которые дадут более заметные результаты, чем прежде.

Помимо учебников и методической литературы многие учителя используют при подготовке свои собственные методические материалы. Это может быть картотека по каждому разделу, или папка с вырезками из периодической печати, записями выдержек из литературы, какие-то иные дидактические материалы и т. п.

Продумывая ход урока в процессе подготовки к нему, учитель обязан руководствоваться такими наиболее общими задачами , стоящими перед уроком в современной школе:

1. Урок не должен сводиться только к процессу передачи учащимся определенной суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок по любому учебному предмету должен быть нацелен на формирование личности школьника (его мировоззрения, нравственности, общего развития, творческих способностей, познавательной самостоятельности).

2. Традиционно формируя на различных уроках так называемые предметные умения и навыки (математические, лингвистические, географические и др.), необходимо большее внимание уделять формированию общих умений и навыков, умений интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. п.).

3. Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения - умения учиться.

При подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное , чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).

При подготовке к уроку, учитель выстраивает определённую структуру урока, т.е. организацию системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят около 60% учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.

За годы работы у учителей накопилось много планов, так как удачные мы сохраняем. В текущем году мы просматриваем старые планы, но никогда слепо им не следуем: ведь всегда есть что-то новое и в программе, и в жизни, а главное, в самих учащихся. Когда просматриваешь прежние планы, вспоминаются прежние ошибки; и стараешься теперь не допустить их. Иногда делаешь иначе, чтобы избежать трафарета. Ведь и учителю надоедает однообразие, оно мешает творческому настрою мыслей». Такой подбор материала не только накануне урока, а в течение всего года, конечно, очень обогащает уроки.

Продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый - такова психологическая особенность человека.


Подготовка к уроку.
Анализ проведенного урока*

Подготовка к уроку – важный этап работы учителя.Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Что важно продумать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?
Материал, предлагаемый в рубрике, поможет молодому специалисту грамотно подготовиться к проведению урока, а более опытному педагогу – успешно координировать и контролировать свою наставническую работу.

Подготовка к уроку

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей учащихся класса:

    успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

    отношение учащихся к предмету;

    темп работы;

    сформированность учебных умений;

    общая подготовленность учащихся;

    отношение к разным видам учебной деятельности;

    отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

    общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

    тип нервной системы;

    коммуникативность;

    эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

    управление восприятием нового учебного материала учащимися;

    умение преодолеть плохое настроение;

    уверенность в своих знаниях, умениях;

    наличие умений импровизации;

    умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

4. Восстановить в памяти материал учебника, выделить опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями; какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести детей к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах вашей организации деятельности детей.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Внимательно наблюдать за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

9. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

10. Стимулировать учащихся задавать вопросы, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет происходить на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала урока;
2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Примерное содержание разделов поурочного плана

I. Тема урока

1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умений и навыков

1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V. Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Планирование и конкретизация задач урока

Действия педагога

1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела итемы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока

I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)

2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания.

3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

4. Для решения задач эстетического воспитания.

5. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

6. Формировать правильное отношение к природе.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).

2. Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.

3. Обеспечивая развитие речи учащихся.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Для развития у учащихся познавательного интереса.

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.
2. Мысленное переживание предстоящего урока.
3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

Способствуют успеху урока

1. Хорошее знание материала урока.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план урока.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Разнообразие методов обучения.
7. Занимательность изложения.
8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока

1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция урока.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
6. Однообразие методов обучения.
7. Бесстрастный рассказ учителя.
8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.

Анализ урока

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа

Этап I

1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Этап II

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
7. Как работали учащиеся на уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?

Основные требования к анализу урока учителем

1. Цель и задачи анализа.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
10. Выполнение намеченных задач урока.
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов своего урока.
15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, топочему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Доволен ли учитель уроком?
17. Направления совершенствования урока.

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации учения школьников;
4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока: индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;
3) определение объема учебного материала на урок;
4) поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока;
2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока;
5) рекомендации по улучшению качества урока.

Большинство начинающих учителей, а также студентов-практикантов педагогических ВУЗов перед ученической аудиторией испытывают страх, неуверенность в своих коммуникативных навыках и сомневаются в том, что смогут установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если начинающий педагог не сможет мобилизоваться и собраться с духом, то под угрозой срыва может оказаться даже методически правильно составленный урок. А ученики могут истолковать нерешительность и робость учителя как отсутствие необходимой компетенции и недостаточный профессионализм.

К первому уроку нужно готовиться с первых дней учебы в педагогическом ВУЗе. Особенно важна психологическая подготовка. Для этого нужно принимать участие в различных научных конференциях. Здесь студент может понаблюдать и отработать приемы работы с аудиторией. Справиться со страхом публичных выступлений поможет участие в студенческой самодеятельности, конкурсах, КВН или просто можно задавать преподавателю вопросы во время лекции.

Подготовка к уроку

Чтобы вести себя уверенно перед аудиторией, необходимо наличие нескольких составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид. Это начинается с гигиенических процедур и ванной комнаты. Этот пункт не следует недооценивать. Ученики всегда критически оценивают внешний вид учителя, замечая все имеющиеся недостатки. Несуразная деталь или какая-то другая погрешность может послужить поводом для насмешек и стать причиной появления у учителя клички. Оптимальный вариант одежды для женщины - строгий костюм с юбкой или брюками; для мужчин - классический деловой костюм с галстуком.
  2. Знание своего предмета (на крайний случай хорошее владение темой урока). Как показывают исследования, глубокое знание своего предмета учителем, его эрудиция для учеников важнее всех его личностных характеристик. Учащиеся с уважением относятся к тем педагогам, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и отдают предпочтение строгим и требовательным учителям, обладающим широким кругозором и дополняющим учебный материал интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. Опытный учитель может ограничиться общими набросками хода урока. Начинающему учителю рекомендуется тщательно продумать все этапы урока (в том числе и возможные вопросы учеников), а также время, отводимое на каждый этап. Хорошо, если в запасе будет несколько игровых упражнений по теме урока на тот случай, если все задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны, а времени до конца урока ещё останется достаточно.
  4. Хорошая дикция. Если учитель не владеет своим голосом, говорит медленно или быстро, слишком тихо, невнятно, то от всех предыдущих пунктов будет мало толку. Понижение или повышение громкости речи, выдерживание пауз, эмоциональность позволяет привлечь внимание к важным моментам урока, создать соответствующее настроение, разбудить интерес учащихся, установить дисциплину и т.д. Стоит отрепетировать весь целиком или некоторые моменты урока перед сокурсником или зеркалом.

И вот вы привели себя в порядок, ещё раз повторили тему урока, почитали дополнительную литературу, продумали и подготовили хороший план-конспект урока и стоите на пороге класса, вооружившись знаниями, энтузиазмом и указкой. Что дальше? Как себя вести? На что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Это очень важный момент. Спешка и излишняя суетливость не прибавят вам веса в глазах класса. В класс входите с чувством собственного достоинства. Журнал и сумку положите на учительские стул и стол. Привлеките внимание учащихся (прочистив горло, легонько постучав по столу и т.д.). Взглядом или кивком дайте классу понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не нужно пренебрегать этим моментом эту церемонию следует воспринимать как должный и непременный знак уважения. Кроме того этот элемент урока позволяет настроиться на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство с классом. Если это первая встреча с классом, то нужно представиться и записать своё имя и отчество на доске. Расскажите сначала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критерии оценок, затроньте организационные моменты. Для быстрого запоминания своих учеников попросите их написать свои имена на заранее подготовленных карточках и поставить карточки перед собой на парте. Учащиеся любят, когда учитель называет их по именам. Можно проявить творческую нотку и подготовить упражнения, позволяющие поближе познакомиться с классом.
  3. Стиль работы. Не нужно стараться сразу стать друзьями с учениками. Многим педагогам это мешает в объективной оценке знаний своих «друзей», а иногда даже может привести к срыву урока. Не либеральничайте, не заигрывайте с учениками, не обещайте награды за хорошее поведение и отличную учёбу - это обязанности учащихся, а отметка - награда. В отношениях с детьми не допускайте панибратства и фамильярности.
  4. Унижая и запугивая учеников, подавляя их своим всезнайством и авторитетом, вы никогда не завоюете у них авторитет. Не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками, не старайтесь «подловить» учеников на мелочах - это первый признак некомпетентности и неопытности.
  5. В течение урока делайте паузы, дайте ученикам отдохнуть от работы. Ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше расскажите заранее подготовленную познавательную историю или проведите лёгкую игру, но в том случае, если вы сможете после игры восстановить дисциплину в классе. Если у вас нет такой уверенности, то проведите традиционную физкультминутку.
  6. При выставлении отметок их нужно комментировать, сначала похвалите за старание, затем кратко выскажите замечания.
  7. Когда урок закончен, не кричите вслед ученикам домашнее задание. Учащиеся должны дождаться вашего разрешения покинуть класс.
  8. Согласно нормативным требованиям заполните журнал: запишите дату, тему урока, домашнее задание.

Выполнение домашних заданий часто рассматривается как совсем необязательная часть учебы. Поэтому давайте разберемся, а зачем вообще нужно делать уроки?

Смысл домашней работы заключается в следующем:

  • повторение пройденного в классе;
  • возможность разобраться с тем, что не понятно;
  • выделение и запоминание основных моментов темы;
  • выполнение упражнений на закрепление пройденного материала.

Существуют несколько секретов, которые помогут тебе сделать домашние задания быстро и эффективно.

Подготовка и настрой.

1. Отдохни после школы. Мозг должен "переключиться".

2. Составь план подготовки уроков. Эффективнее всего делать задания в тот же день, когда они были получены.

3. Определись, что для тебя удобнее: идти от легкого к сложному или наоборот. Здесь нет одинакового рецепта: каждый из нас индивидуален.

4. Наведи порядок на столе, убери все, что тебя может отвлекать.

5. Делай небольшой перерыв после каждого предмета. Потанцуй или сделай какие-нибудь физические упражнения.

6. Придумай, почему тебе интересно делать уроки. Назови как минимум 5 причин. Воспринимай это как веселую игру.

Письменные уроки.

Предметов, по которым задают письменные задания, много, и они, как правило, сложные. Выполнение таких уроков занимает львиную долю времени и часто не приносит желаемого результата. Можно существенно облегчить себе жизнь, если придерживаться простого алгоритма.

  • прочитай параграф;
  • запомни правила или выучи формулы. Запиши их на отдельный листочек, который положи возле себя;
  • если что-то непонятно, запиши вопрос карандашом в тетрадке. Спросишь у преподавателя на следующем уроке;
  • посмотри, какие упражнения выполнялись на уроке. Это образец для выполнения домашнего задания;
  • приступай к упражнениям. Ты должен понимать, какое правило или формулу ты используешь в каждом упражнении и почему.

Не получилось решить задачку? Просто подойди на следующем уроке к учителю и попроси объяснить. Помочь могут, также, родители и старшие сестры и братья.

Устные предметы.

История, литературы, география, биология, право - "устные" предметы. При подготовке уроков по ним, мы читаем и запоминаем информацию. Трудность заключается в большом объеме материала, который нужно запомнить. Здесь поможет конспект, написанный на уроке. Учитель, как правило, выделяет основные пункты, которые нужно тщательно проработать.

По этим предметам часто задают написать реферат. Это замечательная возможность найти интересную информацию. То, что интересно, запоминается легче и помнится дольше.

Выполняя простые правила, описанные в статье, ты будешь готовить уроки быстро и правильно. И в твоем табеле будут только высокие отметки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта