Главная » Маринование грибов » Порядок разбора лирического произведения. Тема лирического произведения

Порядок разбора лирического произведения. Тема лирического произведения

План анализа стихотворения

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует

Бытовую, повседневную

Литературную, книжную

Публицистическую

Архаизмы, устаревшие слова

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

Рассказ от лица персонажа

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля -

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы -

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей...

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Словарь настроений

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

С болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

6. Образ лирического героя.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

Гипербола (от греч. - преувеличение) - художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора - один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив - устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. (« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму . (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) - 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия – словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) - употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Элегия (от греч. - жалобная песня) - лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…



План анализа лирического произведения

(2 вариант)

І. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.

1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.

2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.

3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .

4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.

5) Формальные средства построения стихотворения .

1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Подробности

    Кем и когда написано стихотворение?

    Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

    Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

    Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

    Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ - переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

    Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

    Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

    Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.

    Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно - идея стихотворения.

    Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Схема анализа лирического произведения

    Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).

    Структура образов и развитие конфликта
    а) Тема и основная мысль произведения
    б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
    в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

    Черты лирического героя.

    Основные особенности поэтического языка:
    а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
    б) Языковой поуровневый анализ

    • поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
    • поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
    • использование явлений морфологии и синтаксиса.
  1. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

    Мое восприятие произведения.

План анализа стихотворения

Вариант 1

    Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

    Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

    Каким вы представляете себе лирического героя?

Вариант 2

    Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да - благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

    Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

    Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

    Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

    Звуковой фон стихотворения.

    Цветовой фон стихотворения.

    Особенности композиции стихотворения.

    Жанр стихотворения. Тип лирики.

    Литературное направление (если можно определить).

    Значение художественных средств.

    История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Вариант 3

    Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

    Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

    Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

    Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

    Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

    Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

    Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

    Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

    Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

    Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

    Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

    Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

    Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

    Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

Вариант 4

    Внимательно прочитайте стихотворение.

    Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

    • сколько предложений входит в него;
    • каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
    • каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
  1. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).

    Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

    Обратите внимание на повторы:

    • синтаксический параллелизм;
    • лексические и корневые повторы;
    • повторы союзов;
    • анафорические и эпифорические повторы.

    Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

    Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

    • в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
    • к какому разряду лексики они принадлежат:
      • по своему происхождению (устаревшие слова - архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
      • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
      • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
    • какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
  2. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

    • выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
    • найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
    • какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
    • определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
    • найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
  3. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

    Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

    Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Вариант 5

    Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.

    Жанровое своеобразие.

    Структура стихотворения:

    • Форма строфы.
    • Тип рифмовки.
    • Размер.
    • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
    • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
    • Преобладание общественных или личных интонаций.
  1. Лирический герой. Его характерные качества.

    Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

    Сопоставление основных словесных образов:

    • по сходству;
    • по контрасту;
    • по смежности;
    • по ассоциации.
  2. Ведущая тема.

    Основная мысль.

Некоторые литературоведческие термины

  • метрика — наука о стихотворных размерах
  • спондей — в двухсложных размерах силлаботонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов
  • пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе
  • цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы
  • фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции
  • аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи
  • ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи
  • глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов
  • гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке
  • дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге
  • двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма
  • закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук
  • кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА
  • конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы
  • мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге
  • начальная рифма — рифма из первых слов в строках
  • открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки
  • перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ
  • двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
  • терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.
  • четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии
  • пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов
  • октава — восьмистишие ABABABCC
  • онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
  • метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений
  • метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных
  • эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства
  • сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим
  • перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
  • гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
  • литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления
  • аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический
  • анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения
  • антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений
  • градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости
  • инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок
  • синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ
  • эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания
  • эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф

Тематическое планирование: образ Родины в поэзии, героическое прошлое России.

Форма урока: поэтические штудии.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: карточки «Найди термин», раздаточный материал «Типы текстов», таблицы, анализы лирических произведений.

Цели урока:

Образовательная: Повторить, обобщить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме (литературоведческие термины, схема анализа лирического произведения).

Развивающая:

  • Совершенствовать умение работать в группах, парах;
  • Развивать умение делать логические выводы по заданному вопросу;
  • Совершенствовать умение анализировать худ. текст.

Воспитательная:

  • Вызвать интерес к поэтическому наследию страны,
  • Воспитывать чувство любви и уважения к отечественной поэзии,
  • Способствовать развитию эстетического «вкуса» ребёнка.

План урока (таблица)

Конспект урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места: сегодня на уроке вам будут нужны тетради с поэтическими штудиями, ручки, черновики. Садитесь.

Закрепление изученного ранее.

С самого начала этого учебного года мы с вами завели тетради с загадочным тогда для вас названием «поэтические штудии». Сейчас каждому из вас хорошо известно, что если я говорю: «Приготовьте тетради с поэтическими штудиями», это значит мы будем работать над анализом художественного текста. Позвольте я вам напомню, что штудиями в давние времена называли короткие уроки, направленные на освоение литературоведческих терминов. Вот и мы с вами в течение года осваивали грамотный анализ художественного текста.

? А скажите, пожалуйста, сколько в этом году у нас всего было с вами поэтических штудий?

? А сколько полноценных анализов вы сделали и сдали мне?

Ребята, очень важно уметь анализировать художественный текст. Это развивает ваше умение логически мыслить, красиво выражать свои мысли.

Сегодня наш урок – последняя штудия в этом году.

На уроке нам нужно повторить все ваши знания о правилах анализа лирического произведения, продемонстрировать умение анализировать стихотворения и сочинять стихи самостоятельно.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Шутка сказать – прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?» (О. Мандельштам)

? Как вы понимаете эти слова?

? А нужно ли понимать стихи, уметь их анализировать?

Я хочу раздать вам карточки с художественными текстами. Они разные. У этих текстов есть общие и отличительные черты. Прочтите эти тексты про себя. Давайте прочтём их вслух.

? Что общего в приведённых отрывках? (настроение, одно время года)

? В чём различие текстов? (один – прозаический, другой – стихотворный)

Текст №1

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.С. Пушкин)

Текст №2

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Правильно, ребята, текст № 1 – это ритмизованные, зарифмованные стихи. Рифма и ритм – это составляющие лирического произведения. Давайте посмотрим, какие аспекты ещё важны для лирического произведения. Обратите внимание на схему анализа лирического произведения. Обсудим каждый пункт анализа:

  1. Что такое историко-биографическая справка?
  2. Что такое размер? Какие размеры вам известны?
  3. Что такое рифма? Какие виды рифм вы знаете?
  4. Что такое фонетический уровень стихотворения? Что значит изучить фонетический уровень стихотворения?
  5. Что такое графика стиха? Вымысел это или реальность художественного текста?
  6. Что такое эпитет?
  7. Что такое иллюстрация к произведению?

Хорошо, ребята, молодцы! А давайте проверим на практике, как вы понимаете термины, имеющие отношение к анализу лирического произведения. (Работаем парами с заданиями на карточках).

Вы убедили меня, что вам знакомы термины, вам понятно содержание этих терминов. Хотелось бы убедиться, что вы умеете использовать имеющиеся знания при анализе конкретного художественного текста. Вам было задано выполнить анализ художественного текста. Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать ваши анализы. Защиту своих анализов вы готовили парами. Мы с удовольствием вас послушаем.

Хочу напомнить вам, что нужно обязательно прочесть для нас стихотворение. А нам остаётся внимательно слушать, и если возникнет необходимость задать вопросы. (Защита анализов)

Спасибо большое тем, кто готовил защиту анализов.

? Ребята, как вы думаете, что сложнее: анализировать стихи или писать стихи самим?

Давайте мы с вами устроим пробу пера. Работаем в группе по 4 человека по моей инструкции. Оцените полученные стихотворения по трём параметрам:

  1. Рифма
  2. Смысл

Подведение итогов урока

Ребята, обратите свои взоры на эпиграф к уроку.

? Как вы считаете, мы с вами умеем читать стихи? (утвердительный ответ)Я прошу вас сдать тетради с поэтическими штудиями.

Оценивание работы учащихся.

Спасибо вам за сегодняшний урок, вы меня очень порадовали, я поставила за работу на уроке следующие отметки:………….

Домашнее задание.

Заполнить таблицу в тетради «Плюсы и минусы моей работы на уроке»

Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

Первая проба

Анализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

С чего начать?

Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

«И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

А вот теперь, когда мы определили проблематику стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг» вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает тепло отношений между друзьями.

Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

В первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье». Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга. Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).

В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней». Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.

Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта