Главная » Маринование грибов » Правило по теме местоимение. Местоимение свой

Правило по теме местоимение. Местоимение свой

Местоимения - это слова, указывающие на предмет, признак, количество или обстоятельство, но не называющие их.

Начальная форма местоимения – форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, какой, который.

В некоторых случаях местоимение не изменяется по числам или не имеет ни числа, ни рода, начальной является форма им.п.: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо. В таких случаях нужно отметить, что начальной формы нет, и назвать первую словоформу имеющейся парадигмы.

Основные функции местоимений – дейктическая, анафорическая, кванторная и заместительная.

1. Дейктическая (греч. deixis - указание) функция проявляется в соотнесении того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я – говорящий, ты – слушающий, ваш – принадлежащий вам).

2. Анафорическая (греч. отнесение) функция – соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста (такой – подобный тому, о чем уже говорилось, другой – не такой, о котором говорилось).

3. Кванторная функция – соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию (кто? какой?)

5) В потоке речи проявляется также заместительная функция местоимений – использование местоимений вместо имен – существительных, прилагательных, числительных, а также наречий для того, чтобы избежать повторов.

В предложении местоимение выступает в роли главных или второстепенных членов предложения: Я не знаю, каков сейчас его план, хотя когда-то мы об этом с ним говорили.

Лексико-грамматические разряды местоимений

1. Разряды по соотношению с частями речи

В предложении местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий и слов категории состояния.

От грамматических свойств местоимения можно разделить на 5 групп: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия и местоимения - слова категории состояния.

Местоимения-существительные (местоименные существительные, предметно-личные местоимения) указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что?, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением. В этот разряд входят слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.

Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные, признаковые местоимения) указывают на признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей? каков?, изменяются по родам, числам и падежам, в тексте заменяют прилагательное, выполняют синтаксическую функцию определения и сказуемого. Это такие местоимения, как мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, какой, всякий, некоторый.

Местоимения-числительные (неопределенно-количественные числительные, местоименные числительные, количественные местоимения) указывают на количество предметов, отвечают на вопрос сколько?, изменяются по падежам, могут быть заменены количественными числительными.

Местоимения-числительные не обладают категориями рода и числа.

Примеры: сколько, насколько, столько, настолько, сколько-нибудь, столько-то, нисколько, несколько, немного, много, мало.

Местоимения-наречия указывают на признак действия или признака, отвечают на вопросы наречий как? когда? где? почему? зачем?, не изменяются, заменяются наречием, в предложении выступают в роли обстоятельства. Это такие местоимения, как так, как, где, куда, когда, зачем, когда-то, кое-где, никогда, никак, там, тут.

Местоимения – слова категории состояния указывают на состояние, сочетаются с глагольной связкой быть, не изменяются, в предложении входят в состав СИС. Это такие слова, как каково, таково, некогда, негде, некуда, незачем: Некогда мне с тобой разговаривать. Ему было некуда идти.

2. Разряды местоимений по значению

По значению местоимения делятся на 9 разрядов:

1) Личные местоимения указывают на лицо (я, мы, ты, вы) или на любое живое существо и неодушевленный предмет (он, она, оно, они).

Личные местоимения 1 и 2 лица не имеют форм рода. Глаголы при них ставятся в форму м. и ж. рода в зависимости от пола конкретного лица: Я ходил (а) в театр.

Местоимения 3 лица различаются по родам.

2) Возвратное местоимение себя указывает на отношение действующего лица к самому себе. Оно не имеет рода, числа и формы И.п., т.к. обозначает объект действия: Незнакомец ничего не рассказывал о себе. – Незнакомка ничего не рассказывала о себе.

При построении предложений с местоимением себя нужно быть внимательным, так как оно может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении. Подруга не разрешает мне шутить над собой – двусмысленность.

К возвратному местоимению себя близко взаимно-возвратное местоимение друг друга, которое указывает на разные субъекты и объекты, связанные одним действием: Они взглянули друг на друга, глаза их встретились (Лермонтов). Каждое из действующих лиц является одновременно субъектом и объектом.

3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему (мой, наш), слушающему (твой, ваш) или тому, о ком-чем говорится (свой, его, ее, их).

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам. Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми, застывшими формами. Их нужно отличать от омонимичных личных местоимений.

Важно помнить, что личные местоимения в предложении играют роль дополнения, изменяются, при употреблении с предлогом имеют начальное Н – а притяжательные местоимения играют роль несогласованного определения, не изменяются: Я взял его плащ – Я взял у него плащ – Я его давно не видел.

4. Указательные (выделительно-указательные) местоимения служат для выделения каких либо предметов из разряда однородных и одновременно для указания на них. Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

Мест-е сама имеет 2 формы В.п.: самоё, саму – 1-я книжная, устаревающая.

Употребляясь с частицей же и местоимением самый, местоимение такой указывает на тождество одного предмета с другим, уже известным (такой же плащ, то же самое пальто).

5. Вопросительные местоимения передают вопрос о предмете, его признаке или количестве. А кто вас прислал? Который час?

Местоимения кто, что, сколько не имеют форм рода, числа, но изменяются по падежам. Категории рода и числа передаются при таких местоимениях синтаксически. При местоимении кто глагол употребляется в форме м.р.: Кто из девушек победил?, при местоимении что – в форме ср. рода: Что случилось?

В сочетании с местоимением кто местоимения типа такой, другой, иной принимают форму м. и ж. рода в зависимости от реального пола лица, на который указывает местоимение: Кто вы такой? Кто такая?

При выяснении не личности человека, а его характера используются обороты что за, что такое: Что за человек этот Иван Иваныч?

В риторических вопросах и восклицательных предложениях с отрицанием не местоимение что означает "все без исключения, очень многое": Чего не сделает женщина, стремящаяся стать в уровень с веком! (А. Писемский).

6.​ Относительные местоимения - это местоимения, совпадающие по форме с вопросительными, но выступающие в функции союзных слов – они присоединяют придаточную часть СПП к главной: В жизни человека бывает момент, который никогда потом не забывается и который определяет его биографию (Полевой).

7. Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие лица, предмета или их признака: никто, ничто, некого, нечего, ничей.

Отрицательные местоимения образовались от вопросительных и имеют ту же парадигму склонения, что и они.

ни - используются для усиления отрицания в предложении: Никому ничего не нужно.

Отрицательные местоимения с приставкой не - часто имеют дополнительный оттенок причины, из-за которой действие не могло или не может совершаться: Незачем погибать!

8.​ Неопределенные местоимения - указывают на неопределенные лица, предметы и признаки. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не-, кое - и постфиксов –то, -либо, -нибудь: некоторый, кое-кто, что-либо, чей-нибудь .

В неопределенных местоимениях некто, нечто не- всегда находится под ударением и пишется слитно. При употреблении с предлогом – в 3 слова: не о чем, кое с кем.

Местоимения с постфиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- синонимичны, но каждому из них присущи особые оттенки.

Местоимения кто-либо, что-либо близки по значению к кто-нибудь, что-нибудь, но отличаются книжным характером: Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо другой.

Местоимения кое-кто, кое-что имеют значение «некоторые, немногие» и употребляются в ситуациях, когда конкретный подразумеваемый предмет говорящему не безразличен.

9.​ Определительные местоимения - указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, любой, каждый, иной, другой. Изменяются как прилагательные: по родам, числам, падежам.

В роли местоимений могут выступать и прилагательные, и существительные.

Местоимения переходят в другие части речи редко: Наши победили. Они взяли своё.

Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

Местоимением называют автономную часть речи, не называющую предметы, признаки, количества, а только указывающую на них.

Виды местоимений

В лингвистике известно ДЕВЯТЬ разрядов местоимений. Чтобы знать названия этих разрядов, необходимо запомнить фамилию НУПОВОЛОВ:

  • Н - Неопределённые,
  • У - Указательные,
  • П - Притяжательные,
  • О - Относительные,
  • В - Вопросительные,
  • О - Отрицательные,
  • Л - Личные,
  • О - Определительные,
  • В - Возвратное.

Местоимение "их" - какое

Для того чтобы установить, к какому разряду относится местоимение "их", зададим к нему вопросы и установим его начальную форму.

  • Их - КОГО? ЧЕГО? ЧТО? ЧЬЁ?

К местоимению "их" подходит четыре вопроса. Поставим первые три из них в начальную форму. Получаем:

  • Кого? - начальная форма (н. ф.) Кто?
  • Чего? - н. ф. Что?
  • Что? - н. ф. та же - Что?

Значит: кого? чего? - их; кто? что? - ОНИ .

Отсюда следует, что местоимение "их" является личным местоимением третьего лица множественного числа "они", употребленным в родительном либо в винительном падеже. Приведем примеры:

Пришли гости. Света пригласила ИХ к себе в комнату. - пригласила кого? - их (т. е. гостей) - родительный падеж множественного числа.

Артём не купил свечей. ИХ не было в магазине. - не было чего? - их (свечей) - родительный падеж множественного числа.

На столе лежали книги. Денис сказал, что видит ИХ впервые. - видит что? - их (книги) - винительный падеж множественного числа.

Однако, в данной форме родительного (либо винительного) падежа личное местоимение "их" может выступать в качестве притяжательного местоимения, и тогда оно отвечает на вопрос "чьё?"; но при это оно остается личным местоимением . В этом случае местоимение выступает в предложении в качестве определения, и оно обязательно употребляется в паре с именем существительным. Приведем примеры:

Стрижи! ИХ резкие молнии в небесах завораживают своей красотой. - чьи молнии? их (то есть стрижей).

Вывод

Местоимение "их" является личным местоимением третьего лица множественного числа, употребленным в форме родительного либо винительного падежа, либо выступающим в качестве притяжательного местоимения, но при этом остающимся личным.

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения. Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей. Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму. Начальная форма местоимения - это форма именительного падежа.

Вижу (кого?) их - винительный падеж.

Начальная форма (кто?) они - личное местоимение 3-го лица множественного числа.

Следовательно, ИХ - это личное местоимение 3-го лица множественного числа в винительном падеже.

В 6 классе изучаем местоимения. Вроде бы все разряды усвоили, но нет-нет да и ошибёмся невзначай.

Уж очень похожи местоимения на существительные, прилагательные, числительные и наречия. Как тут не запутаться! Действительно, трудно.

Попробуем для начала понять, зачем они нужны, эти местоимения. Во-первых, без местоимений мы не смогли бы связать предложения в тексте. Во-вторых, не избавились от повторов одних и тех же слов.

Наконец, не передали бы все те лексические значения слов, которые помогают точнее выразить наши мысли.

А теперь прочитайте первый абзац ещё раз и посчитайте, сколько мне потребовалось местоимений, чтобы высказаться о пользе местоимений. Конечно, их восемь: все, они, эти, мы, тех, те, которые, наши. Некоторые из них заменяют существительные - они, мы (это личные местоимения), другие - прилагательные (все, эти, тех, те, которые, наши). В начале текста-рассуждения я использовала больше местоимений-прилагательных, потому что перечисляла их признаки. В тексте рассказа, наоборот, много местоимений-существительных.

Итак, местоимение указывает на какой-то предмет, или признак, или количество, но не называет его. Это определение нужно хорошенько помнить, ведь его придётся писать в первой части морфологического разбора каждый раз, когда мы будем разбирать местоимения.

Давайте выучим разряды местоимений. Местоимения-существительные по своим свойствам и роли в предложении ведут себя как существительные. Это хорошо видно в таблице.

Обратим внимание на приставку КОЕ-, которая содержит указание на известность лица или предмета при нежелании его уточнять. Суффикс -ТО указывает не только на неизвестность, но и на несущественность лица (вас кто-то искал; кто-то ведь должен работать). Суффикс -НИБУДЬ подчёркивает как неизвестность (меня кто-нибудь искал), так и безразличие при выборе лица (пусть кто-нибудь купит).

Местоимения, заменяющие имена существительные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Себя, себе, собой

Некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо

Никто, ничто, некого, нечего, некому, нечему, никого, ничего, никому, ничему

Указывают на лицо или предмет

Указывают на тождество

Указывают на неопределённое лицо или предмет

Указывают на отсутствие лица или предмета

Нет Им.падежа

Некто имеет только Им.п.

Нечто имеет только Им.-Вин. падежи

Некого-нечего не имеют Им.падежа

Есть число и падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Нет числа

Есть падеж

Подлежащее, дополнение

Дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Подлежащее, дополнение

Со словами пишутся раздельно.

После предлогов добавляется [Н]

Входит в состав фразеологизмов, пословиц

Стоят в начале простого вопросительного предложения

Стоят в середине сложного повествова-тельного предложения

Кое, то, либо, нибудь - чёрточку не забудь!

Приставка НЕ всегда ударная.

Если у глагола есть частица НЕ, пиши приставку НИ.

Есть предлог - пиши в три слова!

Надо мной, у неё, у него

Вместо себя оставила.

Кто забыл ключ?

Кого нет?

Я знал, кто забыл ключ.

Мне сказали, кого нет.

Кое-кто, что-то, кое у кого, кое с чем

Некого винить.

Никого НЕ винить.

Не у кого жить, ни у кого НЕ жить.

Местоимения-прилагательные обладают практически всеми признаками имён прилагательных.

Можно перепутать притяжательные местоимения его, её, их с личными. Отличить легко, если определить главное слово и задать вопрос: от глагола всегда зависят личные местоимения (увидел кого? - его, её, их - дополнение), от существительного - притяжательные (дом чей? - его, её, их - определение). Сравните: Я был у него дома (у кого?). Я был у его брата (чьего?).

Указательные местоимения ближнего действия (этот, эта, это, эти) часто сочетаются с указательной частицей ВОТ (Я возьму вот этот нож.), указывают на одновременность действия (Я встал, и в этот момент раздался смех.), заменяют впереди стоящее предложение (Его долго не было дома. Это беспокоило всех без исключения.).

Указательные местоимения дальнего действия (тот, та, то, те) сочетаются с частицей ВОН (Я жил вон в том доме.), указывают на какие-либо моменты в прошлом (С тех пор я здесь живу.), находятся в главной части СПП (Я отдал то, о чём ты просила.).

Указательное слово ТАКОЙ выделяет качества предмета (Такие письма я получал давно.), бо′льшую степень признака (Такого смешного случая я не припомню.), используется с вопросительными местоимениями (Кто вы такая?) и замещает качества предметов в смежных предложениях (Я ищу плотную бумагу. Но такой бумаги я здесь не вижу.).

Как различить определительные местоимения САМ и САМЫЙ?

САМ имеет ударные окончания - самогО′ себя ругаю. Подчёркивает предмет, который непосредственно совершает действие - ты САМ виноват. Говорит о самостоятельности лица - я САМ решу пример. Показывает чью-то значительность - САМ директор меня узнал.

САМЫЙ обычно сочетается с существительными или прилагательными и указывает на границу времени и места (у СА′МОГО берега стояла хата, с СА′МОГО утра шёл дождь), выделяет что-то особенное (СА′МОЕ главное - это притаиться и ждать) и участвует в образовании превосходной степени (САМЫЙ сильный ветер). Кстати, некоторые лингвисты считают, что в последнем примере местоимение САМЫЙ переходит в разряд формообразующих частиц.

И ещё немного надо сказать об особенностях определительных местоимений. Слова ВЕСЬ, ВСЕ, ВСЁ обозначают полный охват предмета (ВЕСЬ класс в сборе, ВСЁ готово к уроку). КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ указывают на множество однородных предметов (КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ человек это любит). ВСЯКИЙ употребляется в значении разный (я люблю ВСЯКИЕ книги). ЛЮБОЙ имеет два значения: множество разнородных предметов (купи в ЛЮБОМ магазине) и указывает на предпочтение одного предмета (бери ЛЮБУЮ ручку).

Местоимения, заменяющие имена прилагательные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Который? Чей?

Какой? Чей?

Указывают на вопрос в вопроси-тельном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённый признак

Указывают на отсутствие признака

Указывают на принадлежность предмета лицу

Указывают на ближний-дальний предмет, на качество или степень признака

Указывают на определённый признак

Какой, который, чей, каков

Какой, который, чей, каков

Кое-какой, кое-чей, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, какой-либо, чей-либо, некоторый

Никакой, ничей, ни к какому, ни о каком, ни с какими, ни с чьими, ни о чьём

Мой, твой, свой, наш, ваш, их, его, её

Этот, этакий, тот, такой, таков

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Имеют род, число, падеж

Определение

Определение, подлежащее, дополнение, сказуемое

Определение

Определение

Определение

Определение, подлежащее, сказуемое

Определение, подлежащее, дополнение

Дефис, контакт

Контакт, пробел

Какой сегодня день?

Который час?

Каков гусь?

Я не знал, какой сегодня день.

Спросил, который час.

Какого-то человека я видела.

Некоторые птицы уже улетели.

Никакого уговора не было.

Ни с какими уговорами не подходи!

Мой друг болен.

В своём доме не хозяин.

Его помощь была кстати.

Этот дом роднее.

Тот человек ушёл. Таковы люди.

Я сам решил задачу.

У самого леса жил старик. Есть другие темы и дела.

Местоимения-числительные похожи на имена числительные, поэтому их легко заменяют. Местоимения СКОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО не изменяются по родам и числам, но имеют окончание О. Склоняясь, местоимения требуют ставить ударение на первый слог (скО′льким, стО′льких).

Местоимённые наречия очень похожи на местоимения, но нужно знать главный способ отличия - неизменяемость, вопросы и вид словосочетания. У наречий НЕТ ОКОНЧАНИЯ. Вопросы: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Вид словосочетания - ПРИМЫКАНИЕ.

Назовём только часто встречающиеся наречия. Но подробнее о них в другой раз.

Вопросительно-относительные: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему.

Неопределённые: некогда, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, где-то, где-нибудь, где-либо, кое-когда, кое-где, кое-куда, зачем-то, зачем-нибудь, откуда-то, откуда-нибудь, кое-откуда, почему-то, почему-нибудь.

Отрицательные: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, негде, некуда, неоткуда, незачем.

Указательные: так, там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, тогда, затем, потому, поэтому.

Определительные: всегда, всячески, всяко, иногда, всюду, отовсюду, повсюду, везде.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...

2. Подчеркните местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме: "Мне снова легко дышится... Снова легко!" И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, - птичьей лечебницей.

Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе . Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. - 2 изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 212-220.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). - 2 изд., стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 293-303.

3. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993. - С. 107-121, 190.

4. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова, Н.А. Герасименко и др. - 2 изд. - М.: Дрофа, 1999. - С. 61-67.

5. Вознюк Л.В. Начинаем изучать местоимение/ Русский язык в школе.- 2009. - № 10. - С. 14-17.

Местоимения, заменяющие имена числительные

Вопросительные

Относительные

Неопределённые

Отрицательные

Указательные

Указывают на вопрос в вопросительном предложении

Соединяют части СПП, относятся к придаточной части

Указывают на неопределённое количество

Указывают на отсутствие количества

Указывают на количество

Сколько, насколько

Несколько, сколько-то, сколько-нибудь

Нисколько

Столько, настолько

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Имеет падеж

Обстоятельство, дополнение

Обстоятельство,

Обстоятельство, подлежащее

Обстоятельство

Обстоятельство

Местоимение представляет собой самостоятельную часть речи, которая объединяет слова, состоящие по своей семантике ориентировкой на имена предметов, но не называющих их. Местоимения в предложении могут заменять прилагательное, числительное, имя существительное и наречие.

Однако в отличие от этих частей речи, местоимение не называет предметы, а указывает на них . Например: Саша долго думал, что будет лучше подарить маме на день рождения. После долгих размышлений, он остановился на наиболее удачном варианте подарка.

Мы видим, что местоимение «он» во втором предложении, заменяет имя существительное «Саша», которое является подлежащим в первом. Таким образом, мы знаем о ком ведется речь во втором предложении, избегая при этом повторений имя существительного «Саша».

Разряды местоимений

Все местоимения разделяются по разрядам на такие группы:

Личные местоимения: ты, я, он, она, они, оно. Такие местоимения указывают на участников речи или действия, которое велось раньше, происходит сейчас, либо же будет происходить в будущем.

Возвратные местоимения: себя, тебя, их. Местоимения, которые указывают на адресата, отождествляющегося с действующим лицом.

Притяжательные местоимения: твой, ее, мой. Указывают на какую-либо принадлежность определенному лицу.

Указательные местоимения: тот, столько, этот. Идентифицируют лицо, о котором идет (шла, будет идти) речь в предложении.

Определительные местоимения: самый, весь, всякий, любой. Охватывают лицо, предмет или признак, часто выполняя при этом уточняющую роль.

Отрицательные местоимения: ничто, никто, некого. Указывают на отрицательные характеристики лица и предмета.

Неопределенные местоимения: что-нибудь, кое-кто. Указывают на намеренно скрываемые или неопределенные предметы или лица.

Грамматические свойства местоимений

При склонении местоимений применяются нестандартные парадигмы и супплетивные формы. Например: местоимение «нечего» не может иметь форму именительного падежа, в то время как местоимение «некто» существует только в именительном падеже. Местоимения делятся на три грамматических разряда: местоименные существительные , местоименные прилагательные и местоименные числительные .

Местоименные существительные включают в себя такие разряды местоимений как возвратные, личные, отрицательные и вопросительно- относительные. Такие местоимения рассматриваются как подобие существительного, так как имеют идентичную с ними категорию падежа, а также синтаксическую функцию.

Местоименные прилагательные состоят из указательных и определительных местоимений. Такие местоимения имеют формы чисел, падежей и рода, выполняют функцию определения в предложении.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта