Сущность здоровьесберегающего урока - обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Принцип двигательной активности, Принцип оздоровительного режима, Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания, Принцип реализации эффективного закаливания, Принцип психологической комфортности, Принцип опоры на индивидуальные особенности ребёнка. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук,для снятия утомления плечевого пояса и рук, -для снятия напряжения с мышц туловища;-для снятия напряжения с мышц туловища; -гимнастика пальчиковая;-гимнастика пальчиковая; -гимнастика бодрящая-гимнастика бодрящая
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете): - чистота, - температура и свежесть воздуха, - рациональность освещения класса и доски, - наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Чередование видов преподавания не позже чем через минут.
Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. не менее 2 раз в год школьников, сидящих в 1 и на 3 рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот. Недопустимо использовать 5 рядов так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела. Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие. Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 2м, а до последнего – 8м. надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья.
Красный цвет влияет на физическое состояние. Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Голубой –влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.
Обоснование применения технологии В. Ф. Базарного Базарный Владимир Филиппович (род г.), русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, создатель нового направления в науке - здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей. В 1964 г. окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом в детской глазной больнице. Руководил краевым детским глазным отделением. Сделал более 6 тысяч операций. В годах руководил Красноярской краевой лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АН СССР. С 1991 года - руководитель Московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого- здравоохранительных проблем образования (г. Сергиев Посад).
Режим дальнего зрения и расширения зрительных горизонтов Не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников
Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Факты: Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны педагогические кризы, истощение, сгорание. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
I. Если утром вам надо встать пораньше, вы 1. заводите будильник, 2. доверяете внутреннему голосу, 3.полагаетесь на случай. II. Проснувшись утром, вы 1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела, 2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия, 3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV. Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть. III. Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV. Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть.
V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI. Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию, 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров
XI. Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1. все сразу, 2. часть летом, а часть – зимой, 3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел. XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1. ограничиваетесь ролью болельщика, 2. делаете зарядку на свежем воздухе, 3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.
XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз 1. танцевали, 2. занимались физическим трудом или спортом, 3. прошли пешком не менее 4 км. XIV. Как вы проводите летние каникулы? 1. пассивно отдыхаете, 2. физически трудитесь, например, в саду, 3. гуляете и занимаетесь спортом. XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1. любой ценой стремитесь достичь своего, 2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды, 3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.
Очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
Очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
Очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача- гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ» Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
преподаватель Ананьева Нина Ивановна
« Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля» А. Шопенгауэр
6 признаков здоровья:
Цель здоровьесберегающей педагогики -
Отношение к проблеме ортобиоза прежде всего надо начать с личности преподавателя.
(Словарь иностранных слов русского языка)
Самому педагогу необходимо изменить…
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
3) темп и особенности окончания урока.
Реализуя методы здоровьесбережения в своей деятельности, педагог должен проявить следующие умения:
Здоровьесберегающие технологии в школе
Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е.
Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский .
Здоровьесберегающее обучение
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная
организация урока .
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
в школе;Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Релаксация
Релаксация - это расслабление после напряженной умственной дея-тельности.
Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.
динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений,
чтобы снять усталость.
Достаточно всего 3-4 упражнений,
чтобы снять усталость.
Требования к проведению физкультминуток
Литература
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Новоселова Галина Николаевна
С. Старая Рудка
2015 г.
« Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях».
В.М. Шепель
Введение
Заключение
Литература
ИГРА «СВЕТОФОР»:
Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).
Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья выполнять без возраженья.
Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!
Гимнастика для глаз
1. Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала всё начни!
2. Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Вправо-влево и – следим!
Психологический настрой на урок
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
Релаксация « Тихое озеро»
« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня »
Игра « Четыре стихии»
Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.
Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.
Педагогика сотрудничества
Добрый день! – зверям и птицам. Добрый день! – весёлым лицам. Добрый день! – гостям и детям. Добрый день! – всему на свете.
Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука « В ». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)
Упражнение «Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Литература
Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.
Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).
Литература
Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.
Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.
Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
« Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе». Выполнила: Плужникова В.Н. , учитель географии МОУ СОШ № 21 г.Балаково Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. Академик, хирург Н.М.Амосов.
1 . Медико-гигиенические технологии (МГТ). 2 . Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). 4 . Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: организационно-педагогические технологии (ОПТ) , психолого-педагогические технологии (ПИТ) , учебно-воспитательные технологии (УВТ) Классификация здоровьесберегающих технологий:
Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока. При сохраненияи здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Гигиенические условия в классе (кабинете):
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.
Ориентировочная норма: 7-10 минут. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Число использованных учителем видов преподавания:
не позже чем через 10-15 минут. Чередование видов преподавания
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Физкультминутки и физкультпаузы
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Благоприятный психологический климат на уроке.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. Преобладающее выражение лица учителя.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Темп и особенности окончания урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся. “Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье». Академик, хирург Н.М.Амосов.
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319 http://office.microsoft.com/ru-ru , http://fantasyflash.ru Использовались материалы.