Урок построен по требованиям ФГОС. Данный урок: урок-путешествия.
Урок по теме: «Действия с обыкновенными дробями»
Концептуальная цель учителя: показать значимость формирования и развития творческого мышления у школьников в современном обществе через проектную деятельность
Задачи учителя на данном уроке:
Создать условия для проявления познавательной и творческой деятельности.
Показать осуществление формирования и развития творческого мышления через проблемное обучение.
Показать первичный результат использования развивающих заданий в формировании и развитии творческого мышления у школьников.
Цели урока:
Общеобразовательные – обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях,закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями, подготовиться к изучению нового действия с дробями – деления.
Развивающие – развитие памяти, внимания, творческого мышления и познавательной активности, развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений
Воспитательные – воспитание активных, жаждущих к знаниям, неравнодушных, любознательных обучающихся.
Задачи урока:
1) создание для обучающихся комфортных условий, творческого микроклимата, ситуации успеха;
2) облегчение процесса учения обучающихся.
Стратегическая цель: На протяжении всего урока обеспечивать связь изучаемой темы с жизнь Проблема: Зная первоначальные сведения об обыкновенных дробях, обучающиеся не задумываются над их ценностью.
Проблемный вопрос: Часто ли используют дроби в современной жизни? Давно ли они появились и как?
Варианты решения:
Через специальные тренировочные задания с обыкновенными дробями показать связь математики с жизнью и используя ИКТ.
Эпиграф урока: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич
Ход урока: Слайд 1
Здравствуйте! Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи. Садитесь.
Сегодня я предлагаю эпиграфом к нашему уроку взять высказывание советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».(Слайд 2)
Ребята, я не зря взяла этот эпиграф к уроку. Еще раз прочитайте слова Алексея Ивановича Маркушевича. Как вы думает, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (развивать внимание, тренировать мозг, воспитывать в себе настойчивость и упорство в достижении цели) . Но каждый урок имеет еще и конкретную цель. А чтобы ее поставить начнем наше путешествие. Сегодняшний урок - это урок путешествия по различным станциям. Я желаю вам успеха в преодолении всех трудностей. Чтобы нам отправиться в путь нужно ответить на вопросы, отвечаем по поднятой руке.
Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.
Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.
Каким действием можно заменить дробную черту.
Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…
Какие числа называются взаимно обратными.
Какая дробь называется правильной.
Расскажите правило сложения дробей.
Расскажите правило вычитания дробей.
Расскажите правило умножения дробей.
Расскажите правило деления дробей.
Какое слово ключевое?..... Что такое обыкновенная? (Обыкновенная дробь)
Итак, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Что мы будем повторять?
(Действия с дробями ).
А какие действия с дробями вы уже можете выполнять? КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИМ НА УРОК?
(Сложение, вычитание, умножение, делении, сокращение, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанную дробь в неправильную).
Итак, мы сегодня на уроке обобщим и систематизируем знания об обыкновенных дробях,закрепим и усовершенствуем навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, для того, чтобы подготовиться к изучению новой темы, нового действия с обыкновенными дробями. Что это за действие? (Деление.)
Откройте, пожалуйста свои тетради, запишите число сегодняшнее 26 марта, классная работа и тему урока.
Зеленый свет светофора загорелся, отправляемся дальше. Прибываем на станцию
1 станция. «Третий лишний» (Слайд 3)
Работа в парах. Если ваши мнения разошлись, то можно работать самостоятельно. (Даю на разных листочках) На задание дается 2 мин. (Выполняя задание, на листочках дети вычеркивают ручкой лишнюю дробь.)
Выбери лишнее, и объясни почему.
1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная
2.
лишняя 1/3 т.к. она несократима.
3.
лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные
4.
лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби
Слайд 4
Проверяем с помощью слайдов. У вас на столах лежат Критерии по которым вам нужно оценить задания.
Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию
2 станция «Ты мне – я тебе» (Слайд 5)
На выполнение задания отводится 10 минут.
На карточках записаны примеры. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный ^ , если неверный -.
1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23
3) · = 4) 6 + 4 = 10
5)
6) 5 · =
Слайд 6
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте решение соседа по эталону. Поставьте необходимое количество баллов по критериям.
Наш поезд снова отправляется в путь. Прибываем на следующую станцию.
3 станция “Исследовательская ” (Слайд 7)
Исследование: Профессия и дроби!!!
Мы подготовили задачи, которые приходится решать нашим родителям в своей профессиональной деятельности. Ребята, давайте попробуем решить некоторые из этих задач все вместе!
Слайд 8 Задача 1: Врач-терапевт:
В структуре заболеваемости в осенне-зимний период первое место занимает ОРЗ. Это составляет 3/5 от общего количества заболевших. Сколько человек переболели ОРЗ, если общее количество заболевших 660 человек?
660 ÷ 5 · 3 = 396 (чел)
Ответ: 396 человека переболели ОРЗ.
(задача на нахождение дроби от числа, решается полу устно, комментируя с места.) (Вспоминаем алгоритм решения таких задач)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, здесь две задачи от швеи. Как хотелось бы их успеть решить на уроке. Но время урока ограничено. Как же нам поступить? (решить по вариантам)
Слайд 9. Задачи 2 и 3 Эти две задачи от Портных. Давайте эти задачи решим по вариантам.(по 1 чел. решают у доски на закрытых досках, проверяем по решению на доске)
Швея может выполнить заказ за 3 дня, а ее ученица – за 6 дней. Какую часть заказа они могут выполнить за один день, работая вместе?
1/3 + 1/6 = 2/6 + 1/6 = 3/6 = ½
Ответ: ½ часть заказа швея и ученица могут выполнить за один день, работая вместе.
Швея сшила костюм. На юбку ушло 2 1/2 м ткани, а на жакет – на ¾ м ткани больше. Сколько ткани пошло на костюм?
1) 2 ½ + ¾ = 2 2/4 + ¾ = 2 5/4 = 3 ¼ (м) - пошло на жакет
2) 2 ½ + 3 ¼ = 2 2/4 + 3 ¼ = 5 ¾ (м) - пошло на костюм.
Ответ: 5 ¾ м ткани пошло на костюм.
Слайд 10. Задача 4: маляр:
Покрасили четверть длины всего забора, а потом еще 8 метров. В результате покрасили половину забора. Какова длина всего забора?
(можно рассмотреть разные способы решения)
(8 + 8) · 2 = 32(м) или
8 · 4 = 32 (м)
Ответ: 32 м длина всего забора.
Ребята, решая эти задачи мы сталкивались с дробями? Для чего же еще в жизни нужны дроби и умение выполнять действия с дробями? (для того, чтобы сдавать статистические отчеты, чтобы знать сколько ткани потребуется на костюм, сколько краски потребуется)
Людям разных профессий необходимо уметь решать задачи на дроби, знать правила сложения и вычитания, умножения и деления дробей.
Ребята, так незаметно мы прибыли на станцию итоговая.
4 Станция «Итоговая» (Слайд 40)
Итог урока:
Ребята, достигли ли мы целей урока? (Да) Что мы повторили?
(-Действия с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, сокращение дробей.)
(-Решение задач на дроби.)
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
Рефлексия: (Слайд 11)
Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на уроке.
Я принимал активное участие в работе. Мне было интересно.
Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нём не
Очень активное участие. Мне было не очень интересно
К ответам на уроке я был не готов.
Мне было скучно на уроке.
Заключительное слово учителя:
Вот и закончилось наше путешествие. Я очень рада, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. Вы выяснили неясные моменты, если они у вас были. Поднялись на ступеньку выше в своих знаниях. А закончить урок я хотела бы словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: (Слайд 12)
"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Спасибо за урок!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Критерии | Баллы |
|
1 станция. «Третий лишний» |
||
Нашел лишнее и смог объяснить | ||
Допустил ошибки | ||
2 станция «Ты мне – я тебе» |
||
Выполнено верно | ||
Допущена одна ошибка | ||
Выполнено неверно | ||
3 станция «Исследовательская» |
||
Решил все задачи | ||
Не решил одну задачу | ||
Не решил две задачи | ||
Критерии | Баллы |
|
1 станция. «Третий лишний» |
||
Нашел лишнее и смог объяснить | ||
Нашел лишнее и не смог объяснить | ||
Допустил ошибки | ||
2 станция «Ты мне – я тебе» |
||
Выполнено верно | ||
Допущена одна ошибка | ||
Выполнено неверно | ||
3 станция «Исследовательская» |
||
Решил все задачи | ||
Не решил одну задачу | ||
Не решил две задачи | ||
Не решил ни одной верно задачи | ||
7 баллов – «5»
6-5 балла – «4»
4-3 балла – «3»
2 и меньше – «2»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
7 баллов – «5»
6-5 балла – «4»
4-3 балла – «3»
2 и меньше – «2»
1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная
2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.
3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные
4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби
1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная
2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.
3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные
4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби
1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная
2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.
3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные
4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби
1. ; лишняя 8/3 т.к. она неправильная
2. лишняя 1/3 т.к. она несократима.
3. лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные
4. лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби
1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23
3) · = 4) 6 + 4 = 10
1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23
3) · = 4) 6 + 4 = 10
1) 5 + 4= 9 2) 7 · 3 = 23
Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. -И-Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше окно ---лавка ---пол ---двери --порог ---сени --крыльцо ----двор ---ворота
Катится, катится вдаль Колобок, Крутится, вертится красный бочок. А на опушке сидела Лиса, книжку читала, конечно, она. Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! - -Знаешь ли ты что показывают одинаковые знаменатели двух дробей? -А какая дробь называется правильной? А теперь расшифруй, что здесь написано:
Разработка урока по математике, 5 класс
Учитель математики
Куртушан Марина Анатольевна
2011-2012 уч.год
Дата:_________________
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями»
Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями».
Задачи:
Обучающие
: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способностей;
развивающие
:
развитие интереса к предмету, математической грамотности, расширение кругозора учащихся;
воспитательные
: воспитание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, товарищества.
Тип урока : урок –игра.
Орг.момент.
Пусть каждый и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет.
С.Маршак.
Здравствуйте, ребята, садитесь. 1,2,3,4… с этим мы вступаем в страну чисел. Она не имеет границ. За числами - сама жизнь. Для человека очень важно подружиться с числом и уметь с ним работать. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, в страну «Дробей». Все ли готовы? Всем ли удобно? Ну тогда поехали.
1 станция «Теоретическая»
2 станция «Смекалкино»
Для решения многих задач недостаточно одних знаний. Необходима еще внимательность и смекалка. А сейчас мы с вами и проверим кто из вас самый внимательный. Внимание на доску.
3 станция «Спортивная»
Задачка на внимание, умение, терпение,
А также вычитание, деленье, умножение.
Две пары цифровых боксеров,
Однажды встретились в финале.
И ты узнать сумеешь скоро,
По сколько все очков набрали,
Какие заняли места?
Задача в общем-то проста,
Но, чтоб очки те подсчитать.
Необходимо лишь узнать,
В каком бою их умножали,
В каком делили, вычитали…
А результат вписать в кружки,
Где не проставлены очки.
Итак, внимательно посмотрите на боксеров, какие математические действия были выполнены? Решите и запишите ответы.
4 станция «Вычислялкино»
Выполнить умножение:
Выполните деление:
3. Задача.
Сторона треугольника равны Найдите периметр.
4. Задача.
Айман и Шолпан собрали 48 яблок. Количество яблок, собранных Айман, в раза больше, чем количество яблок, собранных Шолпан. Сколько яблок собрала Шолпан? Решите задачу, составив уравнение.
Подведение итогов.
1)Оценивание степени участия каждого ученика.
2)Подсчитывание жетонов.
3)Выставление оценок.
Все сегодня молодцы. Каждый получает мини-грамоту за сегодняшний урок.
При вычитании дробей с разными знаменателями, нужно… Чтобы умножить дробь на дробь, надо… Чтобы разделить дробь на дробь, надо…
2 станция Смекалкино
Сколько будет, если 2 десятка умножить на 3 десятка? 600 Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? 30 км. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает кусок в 1 м. Через сколько минут она распилит бревно в 6 метров? 5 минут Мотоциклист ехал в деревню и встретил 3 машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? 1 мотоциклист
3 станция Спортивная
4 станция Вычислялкино
Выполните действия 1
Самостоятельная работа Задача №
Домашнее задание № 916; № 921.
Ход урока.
I этап. Актуализация прежних знаний.
1. Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, надо
Ответ: записать слагаемые друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбце (запятая оказалась под запятой), сложить или вычесть числа поразрядно.
Поставить запятые под запятыми.
2. Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число
Ответ: умножить ее на это натуральное число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Чтобы умножить десятичную дробь на разрядные единицы 10;100;1000 и тд,
Ответ: надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей в записи разрядной единицы.
4. Чтобы умножить десятичные дроби , надо.
Ответ: выполнить умножение, не обращая внимания на запятые, отделить в полученном произведении запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
5. Чтобы умножить десятичную дробъ на разрядные единицы 0,1; .,01; 0,001;…
Ответ: нужно в этой дроби перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей в разрядной единице (считая и нуль целых).
6. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо
Ответ: разделить дробъ на натуральное число, не обращая внимания на запятую; поставить запятую тогда, когда закончится деление целой части.
(Если целая часть делимого меньше делителя, то в частном получим 0 целых).
7. Чтобы разделить десятичную дробъ на разрядные единицы 10; 100;1000 и тд, надо
Ответ: перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.
(Если в процессе деления десятичной дроби остается остаток, то, приписав к нему нужное число нулей, продолжаем деление).
8. Чтобы разделить число на десятичную дробъ, надо:
Ответ: в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; выполнить деление на натуральное число.
9. Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; .0,01; 0,001 и тд, надо:
Ответ: перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей. (деление десятичной дроби равносильно умножению десятичной дроби на 10,100, 1000 …)
II этап (Синектическая часть ). Самостоятельное усвоение темы.
Задание 1. Узнать длину тела бобра в дециметрах вам поможет удивительный квадрат.
1) Из 1-й строки выберите наименьшее число.
2) Из 2-й строки выберите наибольшее число.
3) Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее числа.
4) Найдите сумму этих чисел: 3*3/5+2,7+1*2/5=10 дм - длина тела бобра.
5) Найдите сумму чисел по диагоналям квадрата.
Этот квадрат «пришел к нам» из глубины веков. Его составили жрецы и назвали магическим.
Верили, что такие квадраты придавали человеку необычайные способности.
Задание 2. Узнайте массу бобра. Для этого решите зашифрованные примеры.
Затем из неизвестного числа примера 4 следует вычесть сумму результатов остальных примеров.
В результате вы получите среднюю массу бобра в килограммах.
1) 3*2/+*3/4=8*/12=9*/12
Весь материал - в документе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.