Главная » Маринование грибов » Село базарные матаки. О поселении

Село базарные матаки. О поселении

Как сонное село с 6-тысячным населением превратилось в «виртуальный Пугачев»

В новогодние праздники на фоне общего информационного штиля в Татарстане взорвалась очередная медийная бомба - в соцсети и ряд СМИ выплеснулась жутковатая новость о стычках между приверженцами ваххабизма и участниками «Русских пробежек» в Базарных Матаках Алькеевского района - якобы последние дали отпор неким «шариатским патрулям», которые едва ли не диктуют местному населению свои правила. Что и говорить, на фоне «обстрела» ракетами «Нижнекамскнефтехима», поджогов нескольких церквей в ряде районов новость вполне вписывалась в пугающую цепочку. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» вчера отправились в загадочные Базарные Матаки, чтобы лично убедиться, что же там происходит...

.

«ЧТО ПИШУТ В ИНТЕРНЕТЕ? ЭТО ЖЕ СВОДКИ С МЕСТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!»

На минувшей неделе, когда новогодние праздники уже подходили к концу, в социальных сетях появилась информация о стычке между русскими националистами и представителями радикального ислама - конфликт якобы произошел в начале января в селе Базарные Матаки Алькеевского района. Согласно этим данным, первое столкновение случилось 4 января возле местного кафе «Актай», и в потасовке принимали участие около 10 человек. Второй эпизод якобы случился ночью возле сельской больницы. Сообщали, что там так называемый «шариатский патруль» в агрессивной форме пытался приобщить к своим идеям проходящего мужчину, за которого заступились активисты «Русских пробежек». Тему подхватили ряд СМИ, как татарстанских («Интертат»), так и федеральных («Регнум», «Комсомолка», «Интерфакс»).

Те, кто транслировал эти данные в сети, утверждали, что «шариатский патруль» действует на территории района уже давно - по их словам, радикалы ловили на улицах пьяных, читали им нравоучения о необходимости отказа от алкоголя и о соблюдении прочих норм ислама, а иногда попросту избивали асоциальных личностей. В преддверии Нового года члены «шариатского патруля», согласно версии озвученной в интернете, проводили разъяснительные беседы с односельчанами, говоря, что это языческий праздник и его необходимо игнорировать. Такова была информация, массово растиражированная в период с 6 по 9 января.

ПШЕНИЦА, ГРЕЧИХА... ВОТЧИНА АЙРАТА ХАЙРУЛЛИНА

Село Базарные Матаки и Алькеевский район, административным центром которого оно является, не самые заметные в Татарстане. Типичный скромный аграрный район-середнячок. Чем было примечательно село с 6-тысячным населением до этого? Разумеется, в первую очередь необычным наименованием. По одной из версий, топоним произошел от арабского слова «мятаг» - под ним следует подразумевать ценные вещи, живность, домашние принадлежности и торговое место. Арабы называли словом «мятаг» торговое место. Но местному народу, особенно тем, кто не являлся мусульманами, произносить слово «мятаг» было трудно, им проще произносить «матаг», это слово постепенно трансформировалось в «Матаки».

Справка на официальном сайте Алькеевского района гласит, что муниципальное образование является одним из самых крупных аграрных районов Татарстана, а предприятия агропромышленного комплекса «равномерно рассредоточены по населенным пунктам». Основными сельхозпроизводителями являются ОАО «Красный Восток-Агро», ООО «Нижнее Качеево», СХПК «Хузангаевский», ООО «Яшь Куч», ООО «ПСК «Салман» и ряд других.

В Алькеевском районе выращивают пшеницу, гречиху, подсолнечник, сахарную свеклу, кукурузу и др. Главные отрасли животноводства - мясо-молочное скотоводство, овцеводство и пчеловодство. Производственный сектор в хозяйственном комплексе района представлен предприятиями мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (комбикормовый завод и элеватор ОАО «Красный Восток-Агро»), предприятиями пищевой промышленности (ООО «Актай»), хлебопекарнями и другими предприятиями по переработке сельхозпродукции. Помимо предприятий пищевой промышленности производственный сектор представлен предприятиями промышленности строительных материалов, такими как асфальтобетонный завод ООО «Алексеевскдорстрой». Известно, что этот чисто аграрный район стал первой площадкой для строительства мегаферм ОАО «Красный Восток-Агро», контролируемого братьями Хайруллиными.

Крупных ЧП в селе не припоминают, если не считать автомобильных аварий. Но мало кто знает, что под Базарными Матаками произошла одна из самых крупных авиакатастроф в Татарстане. 14 августа 1982 года под селом потерпел крушение самолет Як-40 «Аэрофлота», выполнявший рейс Казань - Куйбышев. Самолет выполнял транспортный рейс, пилотировал его экипаж из четырех человек. В процессе полета возник пожар в районе центроплана. Экипаж приступил к аварийному снижению, но затем вышел на закритические скорости, и авиалайнер разрушился в воздухе из-за больших аэродинамических перегрузок. Все четыре человека, находившиеся на борту, погибли.

ЕСЛИ БЫ КОНФЛИКТ БЫЛ...

И вот тихое, если не сказать, сонное село стало эпицентром информационного взрыва, можно сказать, федерального масштаба. Не хотелось бы заниматься конспирологией, но эта атака отлично вписывается в цепочку событий последних месяцев - в эту схему вписывается и серия поджогов православных храмов, и мощный информационный удар по епископу Анастасию, и даже то, что в биографии террориста Павла Печенкина, которого считали причастным к недавним терактам в Волгограде, нашли «казанские следы» (правда, сейчас его причастность к случившемуся уже отрицается, о чем сообщила «Российская газета», но на это уже мало кто обращает внимание ).

Разумеется, что составить картину происходящего, максимально приближенную к реальности, можно было только побывав на месте. После того как вечером 8 января МВД после специальной проверки с выездом на место не смогло подтвердить слухи о межнациональной стычке, вчера, 10 января, в селе Базарные Матаки прошло расширенное заседание общественного совета района, на котором обсуждалось состояние межконфессиональных взаимоотношений на территории района. За круглым столом собралась публика самая разношерстная, но в целом ее можно охарактеризовать как «приближенных к администрации»: директор местной гимназии, руководитель местной спортивной школы, начальники местной прокуратуры и отдела МВД, представители общественности из числа госслужащих и так далее. Все они в один голос охарактеризовали слухи о межнациональных стычках не иначе как провокацию.

Слово «провокация» за все время встречи повторяли не единожды как своеобразную мантру. Это слово не раз употребила в своем выступлении Фарида Яруллина - директор гимназии. Она рассказала, что у них учатся 245 человек. 206 из них - татары. 17 русских, 2 учеников - чуваши, 1 - узбек, 2 - таджики. По словам Яруллиной, учителя выходили в рейды в качестве дружинников в новогодние праздники и никаких массовых драк не видели. Хотя в основном педагоги рассказывали о том, как проводят профилактику экстремизма в школах, о занятиях по основам религиозных культур и светской этики, где детям рассказывают про христианство, ислам и буддизм и учат толерантности.

Кто же все таки ответит за размещение ложной информации в СМИ?! - эмоционально возмущалась Луиза Абдрахманова , коллега Яруллиной, директор Базарно-Матакской школы. - Я, житель Базарных Матак, читаю, что размещено в интернете - это как описание с места боевых действий! У нас все местные организации патрулируют улицы вместе с УВД, и, если бы конфликт был, это было бы на устах у всех жителей!

КАК СУДИЛИ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ

На заседание пригласили и представителей местного православного и мусульманского духовенства.

Шариатский суд в плане исполнения наказаний может действовать только в исламском государстве, - объяснил Алмаз Шарифуллин , казый Южного региона. - Если такого государства нет, пользоваться этими законами запрещает сам ислам. Вне исламского государства эти законы запрещены! В нашей религии нет принуждения - ислам никого силой не заставляет принимать мусульманскую религию, читать намаз, вершить шариатский суд. Это уже радикализм и экстремизм, а не религия.

Протоиерея Андрея Зинькова - настоятеля прихода в честь Пресвятой Троицы села Базарные Матаки, пригласили не только для разговора о профилактике экстремизма, но и для того, чтобы развеять ряд слухов. Осенью, когда в Татарстане начали поджигать православные храмы, многие СМИ писали о том, что поджоги начались еще в 2010 году, когда в дом Зинькова будто бы бросили бутылку с зажигательной смесью «Братья-мусульмане», долго склонявшие его к тому, чтобы он перепрофилировал свой храм в мечеть и принял ислам. Причем многие приводили цитаты священнослужителя об этом конфликте. Сам Зиньков заявил (кстати, читая по бумажке), что никаких интервью по этому поводу он не давал.

На деле все оказалось проще. Глава исполкома района Александр Никошин сообщил, что 23 марта 2011 года Алькеевский районный суд рассмотрел уголовное дело в отношении жителя села Базарные Матаки, который совершил поджог дома и автомобиля протоиерея. На процессе выяснилось, что поджигатель придерживается православного вероисповедания, по национальности чуваш, а на преступление пошел из-за того, что Зиньков не рассчитался с ним по долгам. В итоге мотивов расовой, национальной или религиозной вражды в деле обнаружено не было, а подсудимого приговорили к двум годам лишения свободы условно...

Это выдуманная история, - объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Никошин после заседания. - Никакого «шариатского патруля» на территории Базарных Матак и Алькеевского района нет. Сегодня в своем выступлении я сказал, что Базарные Матаки - это населенный пункт, в котором проживают чуть более 6 тысяч жителей, около 2 тысяч дворов, и если бы что-то происходило на улице, это моментально стало бы достоянием общественности. Это чистые домыслы! Я понимаю, что в последнее время происходили самые разные события, может быть, на какой-то почве хотят что-то и здесь разжечь, но мы живем дружно. За пределами нашего района, по всей видимости, есть люди, которые хотят дестабилизировать ситуацию. Вот и устроили такую провокацию!

Начальник отдела МВД РФ по Алькеевскому району Сергей Ерыганов сообщил газете «БИЗНЕС Online» о том, что оперативная обстановка в районе в новогодние праздники была стабильной, без внештатных ситуаций. По его словам, все происшествия, которые стали поводом для реакции правоохранительных органов, ничем не отличались от тех, которые случаются в прочие праздники, и в основном были связаны с бытовыми ссорами на почве совместного распития алкогольных напитков.

Практику патрулирования улиц дружинниками, казалось бы, давно себя изжившую, Ерыганов объяснил не дефицитом кадров, а своеобразной данью традициям. Улицы по специальному графику патрулируют все трудовые коллективы - даже журналисты местной газеты, сообщил полицейский.

.

«НАШИ МАТАКИ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ!»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поговорили по меньшей мере с двумя десятками жителей села в самых разных районах населенного пункта. Все они в один голос отрицали информацию о «шариатском патруле» и массовой драке: кто-то просто пожимал плечами и говорил, что не слышал об этом, кто-то из местных рассказывал, ссылаясь на интернет, но тут же добавлял: «Это ложь». По словам жителей райцентра Алькеевского района, новогодние праздники прошли спокойно, люди часто бывали на центральной елке, гуляли, ходили друг к другу в гости.

Это слухи, конечно! - возмутилась в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Сания Харисова , которая продает на одной из центральных улиц легкий трикотаж. - У нас здесь очень комфортно жить - наши Матаки просто замечательные! Руководители здешние, из нашего района, и хотят, чтобы у нас все было хорошо. Недавно спортивный комплекс построили, вы там не были? Сходите обязательно! В Доме культуры постоянно проводят концерты и платные, и за небольшую плату. Врут люди, у нас здесь хорошо.

Начальник территориального пункта УФМС РФ по РТ в Алькеевском районе Наталья Фадеева рассказала газете «БИЗНЕС Online», что всего в районе зарегистрировано 18 так называемых трудовых мигрантов. В основном они официально трудоустроены в строительной сфере и занимаются ремонтом домов.

.

КАК ТИРАЖИРОВАЛИ УТКУ

Обстановка в селе в эти дни действительно отличалась, к примеру, от той картины, которую застали корреспонденты «БИЗНЕС Online», приехав в августе прошлого года в Нурлат, где произошла массовая драка местных жителей с приезжими. Тогда о стычке знал каждый встречный, по райцентру ездили машины полиции, автозаки и ОМОН, наличие конфликта не стал отрицать и глава района Наиль Шарапов , который позже ушел в отставку. В Базарных Матаках жизнь после праздников идет по всем внешним признакам размеренная.

Местным жителям об угрозе терроризма и радикального ислама напоминают разве что ориентировки возле местного отдела полиции. Хотя разыскиваются здесь действительно в основном террористы, большинство из них к Татарстану не имеют никакого отношения - вот ориентировка на того же Печенкина, а рядом фотография уроженки Махачкалы Джанет Цахаевой , родственницы смертницы, подорвавшей автобус в том же Волгограде. Из «местных» в розыске только подозреваемые по делу о поджогах церквей и те, кого считают организаторами терактов, произошедших в Казани в июле 2012 года, - это так называемая «банда Раиса Мингалеева». В местном Доме детского творчества висит объявление, которое гласит, что в связи с обнаружением на территории Билярского заповедника в соседнем Алексеевском районе взрывных устройств меры безопасности будут усилены - далее перечисляются эти меры. Кафе «Актай», возле которого якобы произошла одна из стычек, находится на центральной улице села неподалеку от отдела УВД. По словам официантки, недавно к ним приходили сотрудники полиции, интересовались дракой возле их общепита.

Мы ничего не смогли им рассказать, потому что этого не было, - говорит девушка. - У нас ведь камеры видеонаблюдения работают на улице, они изъяли записи, но ничего подозрительного не нашли.

После общения с прохожими (среди которых были и пенсионеры, и местные предприниматели, и школьники), убежденными в том, что их район «самый дружный», счет был явно в пользу тех, кто говорил о провокации. Откуда же пошла информация о «шариатском патруле» и стычке с националистами? Первичный брос дезинформации произошел с информационного портала общества русской культуры в социальной сети «ВКонтакте» со ссылкой на некого Сергея Валиахметова .

Затем информация о «шариатском патруле» была размещена в блоге корреспондента газеты «Комсомольская правда» Дмитрия Стешина , известного своим участием в качестве свидетеля по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова . Стешин был тесно был связан с убийцей - Евгенией Хасис . Выступая в суде, он признался, что придерживается националистических взглядов. Вместе с другим корреспондентом «КП» Александром Коцом Стешин сделал репортаж об этноконфессиональной ситуации в республике под названием «Татарстан: огненное крещение», но тираж газеты, по утверждению журналиста, был якобы кем-то изъят. Так, цепочка информационного вброса, когда авторы сами ссылаются на свою статью в другом издании, становится очевидной. А загадочный Валиахметов, на которого ссылаются СМИ, отсутствует в базе данных МВД и не обнаружен в списке членов движения националистов в соцсети «ВКонтакте».

Если у нас перед поездкой и был внутренний вопрос: «А был ли мальчик?» - то, судя по тому, что мы увидели и услышали в Базарных Матаках, ответ очевиден. Однако вопрос не в Матаках. Порция дезы, появившаяся в сети, выглядит далеко не безобидной. Это не похоже на ошибку журналистов (признаем, что и такое иногда встречается - самопроизвольная раскрутка кем-то случайно вброшенной некорректной информации).

На фоне последних событий (ноябрьско-декабрьских) в республике она выглядит, скорее, как попытка усилить негативный фон. И похоже, увы, что попытка не последняя... Остается только догадываться, куда теперь будет нанесен информационный удар и каким будет следующее звено в этой цепи, которую, по всей видимости, последовательно выстраивают некие игроки, природу и цели которых пока никто в республике до конца еще, к сожалению, не осмыслил.

КУДА УХОДЯТ КОРНИ АЛИНЫ КАБАЕВОЙ

Базарные Матаки (тат. Базарлы Матак) - село на юге Республики Татарстан, центр Алькеевского района. Расположено около реки Актай (бассейн Камы), в 134 км от Казани.

Церковь Воскресения Словущего — Кузнечиха 35 км от центра Базарных Матак.

Село основано в 1730-х годах. До 1920 года поселение именовалось центром Базарно-Матакской волости Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 года входило в состав Спасского кантона Татарской АССР, с 10 августа 1930 года - Алькеевского, с 1 февраля 1963 года - Куйбышевского района, с 12 января 1965 года - вновь Алькеевского района.

В селе имеются молокозавод, хлебозавод, комбинат бытового обслуживания «Чулпан», завод комбикормов «Алькеевский», средняя школа, профессиональное училище и 2 библиотеки.

Из истории Базарных Матак

В XIX веке в Базарных Матаках каждый год на Покров проходила великая ярмарка, на которую съезжались купцы и покупатели со всех окрестностей. Отсюда, собственно, и пошло название райцентра. В то время в селе насчитывалось примерно 500 хозяйств. Кстати, население было в основном русским, только на одной улице из семи имеющихся жили чуваши. Кстати, улицы были очень зелеными и чистыми. Нынешний же центральный парк имени Ленина именовался в ту пору Базарной площадью, где располагались деревянные лавки и крытые лабазы.

Большинство домов было на 2-3 окна, под соломенными крышами. Однако добротные кирпичные и деревянные двухэтажные «особняки» зажиточных крестьян, преимущественно, торговцев, были крыты тесом и железом.

На территории уезда, в бывшем Спасском «затоне», функционировал судоремонтный завод, где трудились около ста рабочих. Кроме того в Матаках весело крутились 2 паровые и около десятка ветряных мельниц, так что размалывать зерно туда приезжали из многих деревень. Владельцы мельниц были богатыми людьми.

Волостное управление, то бишь местная власть, состояла из председателя и писаря, которого уважительно называли писателем. А в самих Базарных Матаках верховодил старшина.

Единственная школа в поселении была церковно-приходской, образование там контролировала местная церковь, построенная в 1880-х годах в центре села и окруженная фруктовым садом и красивой изгородью.

В школе было три класса и работал единственный учитель. Вторую – уже обычную земскую школу –построили в 1903 году. Ныне там находится обычная средняя школа Базарных Матак. Раньше там тоже был всего один учитель, которыму помогали старшеклассники.

Волостное правление выписывала единственную газету – «Русское слово».

Здания XIX века

Некоторые здания конца XIX века в Базарных Матаках прекрасно сохранились до наших дней.

1. Дом торговца Соколова А. На первом этаже был магазин, на втором — жила семья. Торговали промышленным товаром (ситец, сатин, платки головные, шали и др.)

2. Дом бывшего купца Спиридонова Михаила. На втором этаже были жилые комнаты, а на первом – магазин. Торговали мануфактурой, мукой и продуктами (сахар, конфеты, чай и др.)

3. Дом Крылова, который имел несколько лошадей, коров и много пахотной земли, пользовался наемной рабочей силой.

4. Дома, принадлежавшие зажиточным жителям Беляковой Марии, Мясничкиной Анастасии, Чвановым, Фенагентовым, которые имели много арендованной земли и применяли наемный труд.

5. Дом, где находится краеведческий музей, принадлежал купцу Деляханову. Построен он, предположительно в конце XIX- начале XX веков.

А вот из архитектурных сооружений весьма примечателен памятник «Добрый ангел мира» в райцентре Алькеевского района. По задумке автора этого проекта Петра Стронского, скульптура призвана увековечить память о меценатах, и людях, занимающихся благотворительностью. На камне у основания этого памятника высечена своего рода летопись меценатства с перечнем имен известных благотворителей…

Кстати говоря, у прекрасной и успешной Алины Кабаевой тоже «алькеевские корни». И несколько лет назад она лично принимала участие в открытии спорткомплекса в Базарных Матаках.

– Алькеевский район – родина моего дедушки, – рассказала олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. – Поэтому я с особым чувством открываю спорткомплекс и дом детского творчества в этом городе.

Красноречивее слов

История Алькеевского района уходит в глубокую древность. Ученые считают, что она началась еще 3,5 тысячи лет назад.

Золотые времена Базарных Матак пришлись на конец XIX века и, увы, давно закончились.

Однако десять лет на древнюю землю решили привлечь инвесторов, и, благодаря значительным денежным вливаниям, район оказался на верхних строчках республиканского экономического рейтинга сельских районов.

В одно только сельское хозяйство вложили более 10 миллиардов рублей! Кроме того республиканское правительство республики щедро субсидирвало развитие личных фермерских хозяйств, строительство домов, дорог, мостов, школ, мечетей и церквей.

Старое здание церкви Троицы Живоначальной находится в аварийном состоянии, и по благословению Архиепископа Анастасия Казанского и Татарстанского (ныне — митрополита) было решено строить новый храм.

Базарные Матаки. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Год постройки: Между 1878 и 1880.

Основание храма было заложено в 1878 и открыто в 1880 году на средства протоиерея Авраама Сельского и прихожан. Однако в 1921 г. храм был закрыт. Правда, по просьбе прихожан из ближайших деревень через год его открыли, но в 1936 году закрыли окончательно. Имущество вывезли. Здание отдали сначала под зернохранилище, а потом под сельский клуб. В 1960 году сделали каменную пристройку и оранизовали кинотеатр и спортзал. А в 1982 г. превратили бывший храм в магазин Татпотребсоюза.

Только в 1995 году, по просьбе местного населения, здание снова вернули церкви. Сформировали приход. Настоятелем стал иеромонах Петр Гайденко. А в 1999 году на приход назначили протоиерея Андрея Зинькова. Однако было очевидно, что историческое здание находится в аварийном состоянии, и, по благословению Архиепископа Анастасия Казанского и Татарстанского, было решено строить новый храм.

И в 2003 году протоиерей Андрей Зиньков и игумен Моисей Кайтуров заложили первый камень в основание нового двухпрестольного храма. Строительство продолжается по сей день…

Фото : Николай Зельм, fotki.yandex.ru
Источники информации :
Команда Кочующие
http://alkeevskiy.tatarstan.ru/
http://www.governors.ru/
http://president.tatarstan.ru/
http://sobory.ru/
http://fotki.yandex.ru/

Село Базарные Матаки - центр Алькеевского района, расположено в южной части Татарстана. Его территория протянулась вблизи реки Актай - части бассейна Камы . Находится в 134 километрах от столицы республики.

История

Базарные Матаки как небольшое селение появились в здешних краях в 1730-х годах. Вместе с 16 сёлами и деревнями входили в состав Казанской губернии. Административно являлись центром одноимённой волости.

Название село получило по месту расположению в нём обширных базаров и сезонных ярмарок. Сельскую территорию составляли 7 улиц, одну из которых занимали чуваши. На остальных проживало русское население.

В селе работал судоремонтный завод, где трудилось не более 100 человек. При церкви, построенной в 1880-х годах, функционировала приходская школа с трёхгодичным обучением. Одно из зданий занимало волостное правление, состоящее из председателя и писаря. Пост главы села занимал старшина.

К началу 20-го столетия открыли земскую школу. Теперь в её здании находятся мастерские современного учебного заведения. В самом центре Базарных Матак возвышалась церковь, к которой примыкал сад. Они находились в окружении красиво оформленной ограды.

Базарная площадь охватывала многочисленные лабазы и деревянные лавки для размещения товара. Теперь на её месте находится центральный парк. Жилую застройку дореволюционного села в большинстве своём составляли одно- и двухэтажные дома. По их внешнему виду можно было судить о финансовом положении их владельцев.

Дома под соломенной крышей принадлежали простым крестьянам. Зажиточные поселенцы и торговцы проживали в добротных строениях с железной кровлей. Их дома были возведены из брёвен или кирпича. Вдоль улиц произрастали тенистые деревья, отделяющие жилые строения от дороги.

Многочисленные мельницы работали в пределах Базарных Матак. На них перерабатывали зерно на муку не только местные жители, но и крестьяне из ближайших деревень. В пределах села лежал обширный пруд.

Центром одноимённой волости Базарные Матаки были до 1920 года. Затем вошли в состав Спасского кантона Татарской советской республики. Спустя 10 лет село стало частью Алькеевского района, с начала 1963 года - Куйбышевского.

Впоследствии Базарные Матаки вновь претерпели административные преобразования. С января 1965 года они вновь вернулись в состав Алькеевского района.

Достопримечательности

Улицы современного села украшают фасады старинных зданий, возведённых в 19 столетии. В бывшем доме торговца Соколова в бытность его владельцев размещались жилые комнаты на втором этаже и на первом магазин. В нём предлагались головные уборы, шали, платки, различные ткани, в частности сатин и ситец.

Бывший дом купца Спиридонова также делился на жилые апартаменты для семьи владельца и магазин. Здесь покупателям предлагали продовольственные товары - муку, чай, сахар, конфеты и другую продукцию. В нём также торговали мануфактурой.

Бывший владелец купеческого дома Крылов на торговых операциях нажил немалое состояние. Он пользовался услугами наемных крестьян. В его хозяйстве были коровы, лошади и другая живность. Значительная площадь возделываемой земли находилась в частной собственности Крылова.

Зданием, где теперь размещается краеведческий музей, в дореволюционный период владел купец Деляханов. Сохранились дома зажиточных крестьян, ранее принадлежавшие Чвановым, Мясничкиной, Беляковой, Фенагентовым. В их пользовании находились обширные участки арендованной земли, для обработки которой они использовали наёмный труд.

Географические положение.
Старосалмановское сельское поселение Алькеевского муниципального района расположено в 16 км. от районного центра с.Базарные Матаки
В состав Старосалмановского сельского поселения входят 5 населенных пунктов: с. Старая Тахтала, д. Новая Тахтала, с. Новый Баллыкуль, д. Старые Нохраты, с. Старые Салманы. Административным центром поселения является с.Старые Салманы.
Территория сельского поселения граничит Агромаковским сельским поселением Спасского района, Салманским сельским поселением, Кошкинским сельским поселением, Базарно-Матакским сельским поселением. По территории сельского поселения протекает река «Салманка».

Площадь, численность и состав населения
Территория муниципального образования занимает 11467 га. в т.ч площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 9788 га.
Численность постоянного населения составляет 751 человек,
в.т.ч. в возрасте:
моложе трудоспособного - 112 чел., трудоспособном возрасте - 312 чел. Пенсионеры 220 человек.
В школах обучаются 75 школьников. 42 студента обучаются в разных учебных заведениях.

Краткая историческая справка

Старосалмановский сельский совет депутатов трудящихся был образован в Базарно - Матакской волости, Спасского уезда, Казанской губернии. Первым председателем избирался Хабибуллин Калимулла. Секретарем сельского Совета избирался Мухаметшин Сафиулла. 1930-1933 годы председателем работал Сафин Калимулла 1933-1936 годы председателем работал Ахметов Захидулла 1936-1943 годы председателем работал Мухамматшин Насыбулла 1943-1945 годы председателем работала Миндубаева (Хайдарова) Рабига 1946-1954 годы председателем работал Хайруллин Разак 1954-1957 годы председателем работал Гумеров Габдулла Валеевич 1957-1961 годы председателем работал Гатин Миншакир Гатинович 1961-1962 годы председателем работала Хайдарова Рабига 1962-1965 годы председателем работал Гайнутдинов Идрис 1965-1972 годы председателем работал Ибрагимов Ильяс Якупович 1972-1974 годы председателем работал Коновалов Михаил Дмитриевич 1974-1976 годы председателем работал Гатин Рустам 1976-1979 годы председателем работал Галлеев Хазип Абдуллович 1979-1983 годы председателем работал Валеев Анвар Салихзянович 1983-1986 годы председателем работал Садыков Тагир Саматоаич 1987-1999 годы председателем работал Залялетдинов Илалтдин Гарафутдинович
С 2000-2005 годы председателем работал Сафин Фаниль Даниуллович 2006 года главой сель пос. работает Залялетдинов Илалтдин Гарафутдинович

История села Старые Салманы
Села Старые Салманы основано в начале 14 века. До революции в селе был 450 хозяйств, 6 магазинов, 2 мечети, 7 ветряных мельниц. Первую школу открыл 1912 году учитель Айтуганов Гайнулла в старом брошенном доме, где начали обучаться 17 мальчиков. 1919году построили здание для школы. В этой школе начали обучаться в месте с мальчиками и девочки. 1927 году открылся «учебный дом» (библиотека) и « нардом» (клуб). В 1928 году Яруллин Галиулла для клуба привез радио. В клуб жители села собирались слушать радио. 1929 году из 25 хозяйств организовался первый колхоз. Руководителем был Миндубаев Минхайдар. 1936 году колхоз купил первую автомашину ГАЗ. 1941 году один из самых первых на фронт ушел Калимуллин Гизатулла. Из села Старые Салманы на фронт ушли 184 сельчан, 98 человек не вернулись. Также на фронт отправили автомашину и 62 лошадей. За героизм и мужество 39 человек награждались орденами и 57 человек медалями. 1949 году в селе открывается 7 летняя школа. А с 1961 года 8 летняя школа. 1957 году проложен первый водопровод, с установкой в середине деревни водозаборной колонки. В этом же году в фермах начали использовать электричество. 1961 году построено кирпичный завод. 1965 году организовался совхоз «Спутник», в состав которого вошли населенные пункты: Старые Салманы, Старая Тахтала, Новая Тахтала, Новый Баллыкуль, Старый Нохрат. Руководителем совхоза назначили Шакирова Фаиза Вагизовича. В ноябре 1966 года в деревню провели электричество.

Перечень предприятий и учреждений
Старосалмановская СОШ Директор - Шарипова Гульсина Султановна с.Старые Салманы ул.Центральная д.7
Старотахталинская СОШ Директор - Ферапонтова Ирина Анатольевна с.Старая Тахтала ул.Ежевичная д.84а
Старосалмановская МДОУ «Лейсан» Заведующая - Сафина Разина Рафиковна с.Старые Салманы ул.Центральная д.7
Старотахталинская МДОУ «Ручеек» Заведующая - Падюшова Марина Владиславовна с.Старая Тахтала ул.Ежевичная д.84а
Старосалмановская дом культура Директор - Сункишева Гульназия Габдельнуровна с.Старые Салманы ул.Клубная д.1
Старотахталинский сельский клуб Директор - Барабанова Валентина Петровна с.Старая Тахтала ул.Ежевичная д.88а
Старосалмановская сельская библитека Ведущий библиотекарь Гарипова Гульнур Султангалеевна с.Старые Салманы ул.Клубная д.1
Старотахталинская сельская библитека Ведущий библиотекарь Козлова Зоя Михайловна с.Старая Тахтала ул.Ежевичная д.88а
Новобаллыкульская сельская библитека Ведущий библиотекарь Нуруллина Наиля Аглиулловна с. Новый Баллыкуль ул. Полевая д.40
Старосалмановский ФП Фельдшер Вафина Альфия Тагировна с.Старые Салманы ул.Клубная д.1
Старотахталинский ФП Хайдарова Фарида Анваровна с. Старая Тахтала ул. Ежевичная 87а
Ново -Баллыкульский ФП Фельдшер Хайдарова Фарида Анваровна С. Новый Баллыкуль ул. Полева Д.41
Старосалмановское отделение связи Вафина Резеда Ильдаровна с.Старые Салманы ул.Клубная д.1
Магазин «Аделя» ИП Нургалиева Гулия Гумаровна с.Старые Салманы ул. Тукая 34
Пилорама ИП Нургалиев Фердинат Харисович с.Старые Салманы ул. Нагорная

Магазин продуктовый Продавщица Шагимарданова Назиря Марселовна с.Старые Салманы ул. Центрльная д. 8
Магазин продуктовый Продавщица Рыжкова Наталья Федоровна с. Старая Тахтала ул. Лесная 77
Магазин продуктовый Продавщица Нуруллина Наиля Аглиулловна с. Новый Баллыкуль ул. Полевая 6а
Магазин продуктовый ИП Карманаев с. Старая Тахтала ул. Ежевичная 91а
КВ Агро Алькеева отряд 10 Начальник Гатин Равиль Ханифуллович с.Старые Салманы ул. Нагорная 3
КФХ Насыбуллин Радик Набиуллович с.Старые Салманы ул. Тукая 6
КФХ Чыгыш Вафин Рамиль Рустамович с.Старые Салманы ул. 2 переулок 1
КФХ Салман Залялетдинов Илалтдин Гарафутдинович с.Старые Салманы ул. Вахитова 10



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта