Главная » Маринование грибов » Всегда ли буллинг сопровождается физическим насилием. Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление

Всегда ли буллинг сопровождается физическим насилием. Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в .

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения . Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Интровертированные личности .

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Впервые для обозначения явлений травли как формы насилия слово «буллинг» использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 г. Однако в некоторых языках нет термина, который точно отражал бы смысл термина «буллинг» (Smith, 2005; Smith et al., 1999). Например, японское слово «ijime» означает то же самое, что и «буллинг», но «ijime» всегда происходит в рамках группы или социальной общности, где все друг друга хорошо знают. Именно устойчивая связь между преследователями, жертвой и остальными членами социальной общности (например, в классе) наделяет «ijime» особым смыслом (Morita et al., 1999). «Ijime», в принципе, является коллективным действием, направленным на жертву со стороны общности в целом. При этом одни проявляют большую активность, другие - меньшую. Но независимо от этого подвергаться ijime - значит быть социально отверженным не только конкретными преследователями, а группой в целом.

В англоязычных работах, посвященных травле, термин «моббинг» обычно не используется. А поскольку международным языком чаще всего является английский язык, в международных кругах чаще употребляется английское слово «bulling» («буллинг»). Это связано еще и с тем, что большая часть исследований моббинга проводится в англоязычных странах или в странах, где люди легко переходят на английский (например, в Северной Европе).

Во многих европейских странах вместо слова «буллинг» обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий. Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу. В определениях моббинга, пишет Роланд, отмечается, что он осуществляется группой лиц (Pikas, 1989; Heinemann, 1973). Моббинг по определению является групповым процессом, на что, собственно, и указывает слово «mobb» (толпа). Буллинг же, с точки зрения этих авторов, - это регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Когда в качестве такого лица выступает руководитель, говорят о боссинге. В связи с этим психологи выделяют два основных вида травли: вертикальный (боссинг) - от начальства или соответственно от подчиненных и горизонтальный - от коллег. Выделяют также сэндвич-мобинг - это когда нападки идут со всех сторон. С таким явлением обычно сталкиваются руководители среднего звена. У каждого руководителя есть свой заместитель, который может стремиться занять его место, но и у заместителя есть подчиненные, которые метят на его место.

Для ряда других авторов (например, Т. Филда) принципиальной разницы между понятиями «буллинг» и «моббинг» нет. В международных кругах принято исходить из того, что моббинг может быть осуществлен как одним, так и несколькими лицами (Smith, 2005). Обосновывается это тем, что у группы всегда есть лидер, который порой просто невидим. Позиция не очень убедительная, но во многом эти авторы правы, так как средства насилия и группой, и отдельным лицом избираются одни и те же. Да и последствия травли в том и другом случае одни и те же.

Неопределенность понятий, относящихся к травле, приводит к необоснованному, с моей точки зрения, выделению так называемого институционального моббинга, под которым понимается «моральное преследование работников с использованием таких институтов, как аттестация персонала, квалификационные экзамены, рассмотрение служебных споров, конкурсный отбор» (Соловьев А. В., 2009). Во всех этих ситуациях отсутствуют признаки, характеризующие буллинг или мобинг.

Чтобы не продолжать путаться в терминологии, целесообразно, на мой взгляд, как это делает Пикас (Pikas, 1989), термин «буллинг» использовать как более общее, родовое понятие, а «моббинг»1 и «боссинг» - как видовые разновидности буллинга. Ведь английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, третирование, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. А кем он осуществляется (группой или одним субъектом) - это уже вторичная характеристика. В соответствии с этим Хелд (Heald, 1994), Бесаг (Besag, 1984), Роланд (Roland, 1989) и ряд других авторов определяют буллинг как длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.

С точки зрения разработки путей и средств профилактики и искоренения травли выделение в буллинге боссинга, моббинга, а в последнее время - дедовщины (хейзинга) целесообразно, так как указывает на то, с кем имеет дело жертва травли и в какой ситуации проявляется травля.

Как отмечает Н. П. Романова (2007), «отечественный» буллинг отличается от западного. Если в зарубежных компаниях самый частый вариант - когда коллектив находит козла отпущения и начинает дружно «клевать» коллегу (т. е. имеет место моббинг), то в России гораздо чаще встречается вертикальный буллинг, основной причиной которого является желание руководителя уволить сотрудника, когда юридических оснований для этого нет.

Буллинг, осуществляемый в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства, называется кибербуллингом (моббингом). Он может осуществляться в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, а также через размещение на видеопорталах непристойных видеоматериалов. Насмешки и издевательства в виде писем, видео и фотографий нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», использующей различные ссылки на всевозможные сайты.

Буллинг может осуществляться посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или постоянных звонков). Свыше половины опрошенных канадских подростков сказали, что им известны такие случаи, причем почти половина «кибербуллеров» развлекались таким образом неоднократно, большинство жертв и очевидцев взрослым не жалуются. Среди кибербуллеров преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.

Классификация видов буллинга представлена на рис. 9.1.

Х. Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» привел данные своих подсчетов, согласно которым с плохим обращением на работе каждый день сталкиваются 20 млн американцев.

По данным зарубежных исследований, в подавляющем большинстве случаев (71%) притеснения исходят со стороны лиц, имеющих более высокое положение в организационной иерархии (т. е. боссинг), в 17% случаев - со стороны коллег (моббинг), со стороны подчиненных на шефа - 12%.

Беспомощная жертва в нашем обществе далеко не всегда пробуждает сочувствие. Слабость ребенка, его унижение могут вызывать презрение и отторжение у других ребят. В подростковой среде может сформироваться негативное отношение к жертве школьного насилия по принципу «сам виноват, не может дать отпор». Ребенок же испытывает в этой ситуации полную беспомощность, безысходность, безнадежность. Им владеют страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами, стыд за свою беспомощность и унижение. Для ребенка-жертвы также часто характерны самообвинения и оправдание поведения агрессора.

Может ли в ситуации буллинга ребенок самостоятельно защитить себя, решить свои внутренние психологические проблемы, проблемы окружения, сформировавшего благоприятную для насилия среду, и выйти счастливым победителем? Обычно это возможно только с помощью взрослых.

Кого чаще травят в школе?

Дети и подростки, по разным причинам имеющие психологическую модель «жертвы», также обычно становятся объектами буллинга. На формирование стереотипов поведения «жертвы», безусловно, влияют такие факторы, как длительная травмирующая ситуация, ситуации домашнего и сексуального насилия, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания. Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, создает своим поведением условия, способствующие «растормаживанию» агрессора.

Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети; они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; не уверены в себе, несчастны; склонны к депрессии и суицидальным мыслям; одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников и чувствительнее других мальчиков, с пониженной самооценкой и страдающим самоуважением. Такие дети ранимы и не могут за себя постоять.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

Нервный тик, энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид;

Участившиеся случаи простудных и других заболеваний;

Беспокойство, тревожность, нарушения сна;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Агрессивность;

Склонность к уединению, нежелание общаться;

Излишняя уступчивость или осторожность;

Плохая успеваемость.

Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут стать поводом для травли в школе.

Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде. Увлеченность каким-либо предметом, занятием и т.п. иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников.

Как можно предотвратить буллинг?

Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости , и особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка.

Создать ему «буферную зону». Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.

Призывать не смиряться с участью жертвы , а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, озадачивая их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.

Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот, победитель в соревнованиях по легкой атлетике может с трудом справляться с математикой; все люди разные, и способности в какой-то области – не повод для хвастовства и демонстрации превосходства над другими.

Как реагировать на сообщение ребенка о насилии?

1. Отнеситесь к ребенку серьезно.

2. Попытайтесь оставаться спокойными.

3. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка.

4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика.

6. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть тревоги ребенка.

7. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности ребенка.

Чем еще помочь ребенку?

Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. Об этом – история 45-летней Елены: «Я хожу гулять с собакой в одно и то же время и периодически встречаю школьника лет 12, в это же время он обычно идет домой из школы. В один из осенних вечеров, прогуливаясь мимо остановки, я увидела его в компании трех подростков, которые агрессивно общались с ним, явно что-то требуя. Когда я проходила совсем близко к ребятам, мальчик вырвался из их круга и приблизился ко мне: «Можно я с вами?» Ситуация была понятной и мне, и ему. Выяснилось, что подростки встречают его после школы, отбирают деньги, обзывают, но говорить родителям об этом мальчик не хочет, так как ему неприятно выглядеть доносчиком, слабаком. Мне пришлось убедить мальчика рассказать обо всем взрослым. «Или мне придется это сделать», – пообещала я. Стоило старшему брату всего пару раз встретить моего знакомого мальчика из школы, чтобы обидчики больше не появлялись».

Признаки жертвы в сравнении с буллером

(на основе исследований, проведенных в англосаксонских странах)

Innenministerium Baden-Württemberg u.a. (Hrsg.): Herausforderung Gewalt aus pädagogischer Sicht. Stuttgart 1999, S. 26.

Жертвы Буллеры
Личностные черты
Боязливость, неловкость, заниженная самооценка или чувство собственной неполноценности, физическая слабость; любит быть дома и наслаждается хорошими семейными отношениями; стеснительность, необщительность, трудности в коммуникации, при атаках реагирует криком,… ХОТЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖЕРТВОЙ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК (АКТИВНЫЙ, СПОСОБНЫЙ СЕБЯ ЗАЩИТИЬ И Т.Д.) Агрессивен по отношению к своим родителям, учителям, братьям, сестрам, сверстникам; верит в свою силу; пользуется популярностью у противоположного пола («мачо»); проявляет независимость, считает себя «крутым» и пользуется большей популярностью, чем жертва; считает, что жертва заслужила наказание; практически не испытывает стыда и чувства вины; не склонен к проявлению эмпатии; хорошее чувство юмора, хороший «оратор», уверенно врет, обладает артистизмом, сам верит в то, что говорит.
Семья
Чрезмерно оберегаемый; зависит от семьи, тесные связи с семьей, но и имеет больше семейных проблем, чем у тех, кто не подвержен буллингу. Недостаточно присмотра со стороны семьи; недостаточно сердечных и эмпатических отношений между семьей и «буллером»; непоследовательное осуществление контроля и попыток привить дисциплину со стороны семьи; наказания в случае проступков то слишком сильные, то вообще отсутствуют; гораздо больше проблем в семье, чем у тех, кто не подвержен буллингу.
Физические факторы
Физически слабый, не способный себя защитить; недостаточно энергии, младше и меньше, чем буллер; недостаточно внешне привлекателен… Сильного и крепкого телосложения; спортивный; хорошо в спорте; энергичный и активный; слабо чувствителен к боли; старше и сильнее, чем жертва; внешне привлекателен.

Что чувствует жертва буллинга?

Главной проблемой жертвы является то, что ее самосознание постоянно подвержено давлению. В результате этого может возникать комплекс неполноценности.

Сначала жертва чувствует себя немного неуверенно, но постепенно начинает все больше сомневаться в своих силах, возможностях и способностях, также она боится оказаться в неприятной ситуации. жертве все время кажется, что ребята, домочадцы постоянно хотят унизить ее, а также показать ее ненужность и бесполезность.

У человека начинает возникать страх, что если бы он не был таким, то ребята относились бы к нему по другому. Также возникает страх, что если перейти в другую школу, то там это не повториться. Жертва считает, что она ничего не сможет сделать хорошо. Непосредственным выводом всего этого является то, что жертва начинает считать себя плохим человеком, а также признает, что те, кто ее принижают, по сути, правы.

Такого рода мысли оказывают очень сильное действие на самосознание, самоощущение и самооценку человека. Так, беседуя с человеком, который чувствует, что против него настроен весь мир, можно заметить его не дружелюбность, насторожённость, нелюбезное поведение, постоянную боязнь и проявление агрессии.

Обычно такой человек не нравится одноклассникам, от него постоянно отворачиваются, пропадает желание с ним общаться. Да и сам он производит плохое впечатление.

Подобного рода проблемы характерны для многих жертв буллинга, так как жертва постоянно находится в стрессовой ситуации. человек чувствует себя неуверенно, от каждого он ждет пакости, каждый для него враг и обидчик. в целях самозащиты от нападок и грубостей человек сам начинает грубить.

Жертва буллинга не ждет понимания и дружелюбия. Их поведение является результатом подобного отношения к ним. Только в том случае, если это будет понято, то возможно попытаться найти с такими людьми общий язык. Однако это очень непросто.

Провоцирующие особенности жертвы . К данной категории относится достаточно неоднородная группа детей, которые имеют определенные особенности личности. Наличие данных особенностей может выступать в качестве раздражающего фактора для большинства условно толерантных ровесников.

Фактически здесь речь идет о явлении «инаковости» в детских коллективах. «Необычная» манера говорить, «необычный» смех ребенка, «необычный» юмор с точки зрения «обычных» школьников может выступать достаточным поводом для того, чтобы к «этим необычным» относится негативно. В качестве провоцирующего фактора для начала проявления буллинга может быть неосторожное поведение таких детей, которое не несет в себе злого умысла. Так, гиперактивный ребенок может случайно задеть «спокойного» одноклассника. В таких группах наблюдается преобладающее большинство подростков с акцентуацией характера, детей, которые имеют познавательные и поведенческие нарушения резидуально-органического генеза, детей-невротиков и детей с расстройствами шизоидного круга.

Стигматизация – это расовые и физические особенности ребенка. Под физическими особенностями понимают не только физические аномалии, такие как расщепление верхнего неба или нейросенсорная тугоухость, но и определенные фенотипические особенности. В качестве примера можно отметить необычный тембр голоса, рыжий цвет волос, форма ушных раковин. Для детей такие особенности могут выступить в качестве побудительного мотива для травли.

Жертве можно помочь, если:

  • Вместе с другими школьниками составить список утверждений, в которых однозначно выражается протест против буллинга, и вывесить этот список в классе (или по всей школе).
  • В ролевой игре разыграть имевшие место ситуации буллинга и поупражняться вести себя в них спокойно, но уверенно.
  • Научить жертву, глядя в зеркало, спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом буллер, ищущий в жертве признаков слабости, получает решительный отпор.
  • Помочь ему научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т.п. Когда буллер ищут и выбирает свою жертву, язык тела имеет большое значение. Жертва посылает буллеру невербальные сигналы, сообщая ему: «я слаб и не могу себя защитить».
  • Используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез.
  • Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят или по близости от шефствующего старшеклассника.
  • Уверить его, что он, как жертва буллинга, не виноват в нем.
  • Дав понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
  • Помогая избавляться от плохих привычек, способствовавших буллингу (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).
  • Поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе (например, обслуживать работу видеопроектора), с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.

(Vgl. Siegrun Boiger / Jens Müller-Kent:Mobbing in der Grundschule).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта